Куперс

Бухучет и анализ

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в уставе.

То есть, исходя из изложенного выше необходимо:

  • Чтобы виды предпринимательской деятельности соответствовали целям НКО, указанным в Уставе;
  • Виды предпринимательской деятельности были исчерпывающим перечнем указаны в Уставе НКО;
  • Коды видов предпринимательской деятельности (ОКВЭД) должны быть указаны в выписке единого государственного реестра (ЕГРЮЛ)

Несоблюдение указанных условий, при осуществлении предпринимательской деятельности, может привести к приостановлению деятельности НКО вплоть до ликвидации.

Росстат утвердил две формы отчетности для некоммерческих организаций за 2018 год (приказ № 540 от 04.09.2018).

Во-первых, 1-СОНКО «Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации», которая сдается каждый год, не позднее 1 апреля.

Во-вторых, 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации», которую нужно будет сдать только за 2018 год, до 1 апреля 2019 года.

Форму 1-СОНКО заполняют все социально ориентированные НКО, за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний, политических партий и т.п.

Единовременную форму 1-НКО должны будут сдать все НКО без исключения.

Обе формы отчетности нужно будет сдавать в территориальные органы Росстата, согласно месту регистрации НКО.

Временно не работающие организации и организации-банкроты не освобождаются от подачи сведений в Росстат. «Организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации», — говорится в документах.

В форме 1-СОНКО содержатся сведения о видах деятельности, которые организация осуществляла в отчетном году в соответствии со своим уставом (например: «Повышение качества жизни людей пожилого возраста», «Социальная адаптация инвалидов и их семей», «Содействие благотворительной деятельности», «Деятельность в области добровольчества» и т.п.).

Кроме того, там должны быть указаны источники и объемы формирования имущества организации, направления использования этого имущества, наличие помещений, численность сотрудников и добровольцев, результаты работы (например: «Количество человек, получивших юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе», «Количество человек, получивших благотворительную помощь в денежной форме» и т.п.).

Форма 1-НКО содержит только три раздела: «Источники и объемы формирования денежных средств и иного имущества организации», «Использование денежных средств и иного имущества», «Численность участников деятельности организации» (сотрудников и добровольцев).

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

  • действовать согласно 223-ФЗ по размещению закупок;
  • публиковать исчерпывающие сведения об органах управления на своих сайтах;
  • соблюдать те же требования по раскрытию сведений на bus.gov.ru, что и бюджетные учреждения;
  • публиковать исчерпывающие годовые отчеты, исчерпывающий перечень которых должен раскрываться на сайтах правительства и региональных администраций.

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

В российском законодательстве понятие «иностранная некоммерческая неправительственная организация» впервые появилось в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» после внесения в него изменений Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками организация, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ правовой режим деятельности иностранных некоммерческих организаций был распространен на российские некоммерческие организации, которые получают денежные средства и иное имущество из иностранных источников и которые участвуют, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ (п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В отличие от российского законодательства в законодательстве большинства европейских государств и в США отсутствует общее определение такого рода организаций как некоммерческих организаций. В то же время в этих странах можно встретить сходные организационно-правовые формы.

В Германии под «некоммерческим объединением» понимается объединение, не преследующее цели осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретающее правоспособность после внесения его в реестр объединений, который ведется в компетентном участковом суде.

В налоговом законодательстве США под юридическим лицом, не преследующим цели извлечения прибыли (nonprofit entity), понимается любая организация (независимо от того, имеет она коммерческую или некоммерческую направленность в своей деятельности), которая создана не для получения прибыли, а для достижения благотворительных, образовательных, религиозных, научных и других целей. Отличительной чертой такой организации является то, что она не распределяет доход между своими участниками, учредителями и работниками. В Великобритании для обозначения организаций, не ставящих своей целью извлечение прибыли, применяется термин благотворительность (charity). Содержание его охватывает все неправительственные организации, деятельность которых направлена на достижение общественных благ.

Различия в определении понятия «некоммерческая организация», существующие в разных странах, необходимо учитывать при решении коллизионного вопроса применительно к отношениям с участием таких организаций. Чтобы применить соответствующий режим к деятельности некоммерческой организации, необходима предварительная квалификация этой организации как некоммерческой по российскому законодательству или как благотворительной по праву Великобритании, или как организации, «не преследующей цели извлечения прибыли», по праву США.

В России иностранным некоммерческим неправительственным организациям, как и всем иностранным юридическим и физическим лицам, предоставлен национальный режим (ст. 2 ГК РФ). В соответствии с характером своей деятельности они могут заключать договоры, например договор о гранте или соглашения о добровольческой деятельности, выступать в качестве учредителей некоммерческих организаций, а также создавать свои структурные подразделения, в частности открывать отделения, представительства и филиалы на территории РФ.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной (ч. 2 ст. 1), поэтому к вложению капитала в некоммерческие организации, в том числе в форме пожертвований, применяются нормы специального законодательства и общие нормы ГК РФ, касающиеся деятельности юридических лиц, и некоторые специальные нормы.

Правовой режим деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций включает в себя регулирование порядка создания структурных подразделений на территории РФ, установление режима налогообложения, особых требований к отчетности, требования валютного регулирования.

Для осуществления общеполезной деятельности на территории РФ иностранные некоммерческие неправительственные организации могут открывать свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства. Деятельность таких подразделений имеет свои особенности.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческих организаций и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 данного Закона. Филиалы и представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации приобретают правоспособность на территории РФ со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном ст. 13.2 данного Закона.

Для некоммерческих организаций характерен такой способ привлечения средств, как фандрайзинг (от англ. fundraising – сбор средств). Термин получил международное признание и широко используется в документах международных организаций, таких как ОБСЕ и ООН. Под фандрайзингом, как правило, понимается деятельность по привлечению некоммерческими организациями средств на финансирование своей программной деятельности. Например, фандрайзингом будет являться проведение кампаний по сбору пожертвований в сети Интернет, сбор пожертвований через ящики-копилки или почтовая рассылка писем-просьб о пожертвовании. В России первая некоммерческая организация, которая объединяет специалистов по фандрайзингу, была зарегистрирована в конце 2013 г. Официальное название организаци – Ассоциация специалистов в сфере фандрайзинга «Ассоциация фандрайзеров». Иностранные некоммерческие неправительственные организации, их структурные подразделения вправе осуществлять фандрайзинг на территории РФ. При этом получение ими пожертвований от граждан Российской Федерации признается валютной операцией, осуществление которой происходит только с использованием личного банковского счета гражданина РФ (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Φ3 «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Для некоммерческих организаций характерен такой способ привлечения средств, как публичный сбор пожертвований от физических лиц через ящики-копилки. Иностранные некоммерческие неправительственные организации, их структурные подразделения не могут осуществлять сбор частных пожертвований на территории РФ. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» такие действия признаются валютной операцией. Физическое лицо – резидент может сделать пожертвование в адрес юридического лица – нерезидента (имеются в виду структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций) только через свой личный банковский счет.

В целях предотвращения злоупотреблений в сфере валютно-денежного обращения (например, отмывание доходов, полученных преступным путем) российским банкам запрещается открывать анонимные счета. В случае если пожертвование получено из-за границы в размере, равном или превышающем 600 тыс. руб. со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, то такая операция по перечислению денежных средств подлежит обязательному контролю со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Операция подлежит обязательному контролю со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу также в случае, если пожертвование получено из-за границы в размере, равном или превышающем 200 тыс. руб.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранные некоммерческие неправительственные организации, их структурные подразделения признаются в России нерезидентами (подп. 7 п. 1 ст. 1). По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 данного Федерального закона.

При осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами применяются установленные Центральным банком РФ (ЦБ РФ) единые правила оформления паспорта сделки резидентами в уполномоченных банках. Так, согласно установленным правилам необходимо оформить паспорт сделки при получении российской некоммерческой организацией пожертвования от иностранной организации, иностранного гражданина или лица без гражданства на сумму более 50 тыс. долл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх