Куперс

Бухучет и анализ

141 ФЗ 2003

Содержание

Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О системе государственной службы Российской Федерации Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4437; Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3123; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31; Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2326; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388; Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091) Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная служба Российской Федерации 1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации). 2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется. Статья 2. Система государственной службы 1. Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. (Пункт 1 в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388) 2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. 3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388). 4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации. Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы 1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы); законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. 2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. Статья 4. Федеральная государственная служба Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Статья 5. Государственная гражданская служба 1. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. 2. Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. 3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Статья 6. Военная служба Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (в ред. Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3123). Статья 7. (Утратила силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388) Статья 8. Должности государственной службы 1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 2. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388). 3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. 4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. (Абзац второй утратил силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388) (Абзац третий утратил силу на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31) 5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде. Статья 9. Реестры должностей государственной службы 1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей федеральной государственной службы (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388). 2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации. 3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 4. (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31) Статья 10. Государственные служащие 1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. 2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. 3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. 4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы 1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается: созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов; развитием профессиональных качеств государственных служащих; оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих; использованием современных кадровых технологий; применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); ротацией государственных служащих (абзац введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337). 2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы. 3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477). 5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида (пункт 5 введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337). Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение 1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. 2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. 3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477). 4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. 5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания 1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. 2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются: последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом

Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 141-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3286; Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160) Статья 1. (Утратила силу на основании Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711). Статья 2. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст. 2750) следующие дополнение и изменение: подпункт 1 после слов «поступления граждан Российской Федерации» дополнить словами «(иностранных граждан)»; из подпункта 2 слова «- путем добровольного поступления на работу» исключить. Статья 3. (Утратила силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160) Статья 4. Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700) следующие дополнения и изменения: 1. Преамбулу дополнить словами «, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан». 2. В статье 2: пункт 1 дополнить словами «, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах»; пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.»; пункт 3 после слова «Граждане» дополнить словами «(иностранные граждане)». 3. В статье 5: из наименования и пункта 1 слова «гражданами», «граждан», «граждан,» исключить; из пункта 2 слова «гражданами», «граждан» исключить. 4. Из наименования раздела V слово «граждан» исключить. 5. Пункты 1 — 3 статьи 32 после слова «гражданин» в соответствующем падеже дополнить словами «(иностранный гражданин)» в соответствующем падеже. 6. В статье 33: наименование, пункты 2 — 4 после слова «гражданин» в соответствующем падеже и числе дополнить словами «(иностранный гражданин)» в соответствующем падеже и числе; в пункте 1 слова «Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен» заменить словами «Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также». 7. В статье 34: пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания: «Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.»; пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет; иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.»; пункт 3 после слова «службе,» дополнить словами «и иностранных граждан»; абзацы первый и четвертый пункта 4 и пункт 7 после слова «гражданин» в соответствующем падеже и числе дополнить словами «(иностранный гражданин)» в соответствующем падеже и числе. 8. В подпункте «а» пункта 1 статьи 37: слова «вооруженных конфликтов;» заменить словами «вооруженных конфликтов.»; дополнить абзацем следующего содержания: «Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;». 9. В статье 38: в пункте 3: в подпунктах «а» и «б» слова «с поступающим на военную службу» заменить словами «с гражданином, поступающим на военную службу»; дополнить новым подпунктом «б» следующего содержания: «б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на пять лет;»; подпункты «б» и «в» считать соответственно подпунктами «в» и «г»; в пункте 5: после слова «военнослужащим» дополнить словами «, являющимся гражданином,»; дополнить абзацем следующего содержания: «По истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.»; абзац пятый пункта 10 после слова «граждан» дополнить словами «(иностранных граждан)». 10. В статье 40: наименование дополнить словами «и обязательство»; пункт 1 после слова «Военнослужащий,» дополнить словами «являющийся гражданином,»; дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, дает обязательство. Утверждается следующий текст обязательства: «Я, (фамилия, имя, отчество), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг».». 11. В статье 41: наименование дополнить словами «и принесение обязательства»; абзацы первый и четвертый пункта 1 и пункт 2 после слова «присяге» дополнить словами «(принесение обязательства)» в соответствующем падеже. 12. Абзац третий пункта 3 статьи 42 после слова «пола,» дополнить словами «военнослужащими — иностранными гражданами,». Статья 5. Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 1, ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740) следующие изменения: 1. Преамбулу после слова «граждан» дополнить словами «Российской Федерации». 2. Пункт 5 статьи 1 после слова «гражданам» дополнить словами «Российской Федерации (далее — граждане)». 3. Абзац первый пункта 2 статьи 2 после слова «Граждане» дополнить словами «(иностранные граждане)». 4. В пунктах 4 и 6 статьи 10 слово «военнослужащих» заменить словами «военнослужащих — граждан». 5. В статье 13: в абзацах втором и третьем пункта 3 слова «семьи военнослужащего» заменить словами «семьи военнослужащего — гражданина»; абзац шестой пункта 7 после слова «Федерации,» дополнить словами «а также военнослужащим — иностранным гражданам». 6. В статье 15: в пункте 1: в абзацах втором, восьмом, десятом, двенадцатом и пятнадцатом слово «военнослужащие» в соответствующем падеже заменить словами «военнослужащие — граждане» в соответствующем падеже; абзац седьмой после слова «матросы,» дополнить словами «являющиеся гражданами,»; дополнить абзацем следующего содержания: «Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).»; в пункте 3: слово «военнослужащие» в соответствующем падеже заменить словами «военнослужащие — граждане» в соответствующем падеже; дополнить абзацем следующего содержания: «Военнослужащие — иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.»; в пунктах 4, 6, 7, 12 — 14 слово «военнослужащие» в соответствующем падеже заменить словами «военнослужащие — граждане» в соответствующем падеже (абзац одиннадцатый утратил силу в части замены слов в пункте 7 и абзацах третьем и четвертом пункта 13 статьи 15 на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 7. В пункте 4 статьи 16: слова «и члены их семей» заменить словами «и члены семей военнослужащих — граждан»; слова «супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка» заменить словами «супруга военнослужащего — гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка». 8. (Пункт утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 9. В статье 19: в абзаце первом пункта 1 и пункте 4 слово «военнослужащие» заменить словами «военнослужащие — граждане»; (Абзац второй утратил силу в части замены слов в абзаце втором пункта 4 статьи 19 на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) в пункте 6 слово «военнослужащих» заменить словами «военнослужащих — граждан». (Абзац третий утратил силу в части изменения абзаца третьего пункта 6 статьи 19 на основании Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477) 10. В статье 20: в абзацах первом, пятом — седьмом пункта 2 слово «военнослужащего» заменить словами «военнослужащего — гражданина»; в пункте 3 слово «военнослужащих» заменить словами «военнослужащих — граждан». 11. В статье 23: в пункте 1: в абзацах первом и втором слово «Военнослужащие» заменить словами «Военнослужащие — граждане»; в абзаце третьем слова «военнослужащим» и «военнослужащего» заменить соответственно словами «военнослужащим — гражданам» и «военнослужащего — гражданина»; в пункте 3, абзацах первом и четвертом пункта 4 слово «Военнослужащим» заменить словами «Военнослужащим — гражданам»; (Абзац пятый пункта 11 утратил силу (в части замены слов в пункте 3 статьи 23) на основании Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407) в абзаце одиннадцатом пункта 5 слово «военнослужащих» заменить словами «военнослужащих — граждан». 12. В статье 26: абзац второй изложить в следующей редакции: «быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;»; абзац четвертый изложить в следующей редакции: «дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;». Статья 6. Дополнить Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831) статьей 28 следующего содержания: «Статья 28. О распространении положений настоящего Федерального закона на иностранных граждан, проходивших военную службу в Российской Федерации, и членов их семей Положения настоящего Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распространяются также на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.». Статья 7. Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032) следующие дополнения и изменения: 1. Статью 5 дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.». 2. Пункт 3 статьи 6 дополнить новым подпунктом 6 следующего содержания: «6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;»; подпункт 6 считать подпунктом 7. 3. В подпункте 1 пункта 1 статьи 14: слова «на государственной или муниципальной службе;» заменить словами «на муниципальной службе.»; дополнить абзацем следующего содержания: «Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;». 4. Статью 15 изложить в следующей редакции: «Статья 15. Отношение иностранных граждан к военной службе 1. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). 2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.». 5. (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3286). 6. (Пункт 6 утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3286). Статья 8. Дополнить Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063) статьей 18-1 следующего содержания: «Статья 18-1. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения настоящего Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.». Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Москва, Кремль 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ </p>

Раздел V. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

  1. I стадия. Подразделяется на период А и Б.
  2. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  3. I. По механизму разделения
  4. IV. Разделительный вопрос (Distinctive Question)
  5. IV.6.2. Метод 1 (IP PMM Часть XIV, раздел 2, Приложение C)
  6. А)создание венчурных предприятий и структурных подразделений для выполнения особо рискованных проектов;
  7. А. ЛАБОРАТОРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ РАЗДЕЛА ЖИДКОСТИ МЕТОДОМ СЧЕТА КАПЕЛЬ
  8. А.Чистка и разделка туши.
  9. Администрация и подразделения организации
  10. Адсорбция на поверхности раздела жидкость — газ.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 06.07.2006 N 103-ФЗ)

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

5. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

6. Военнослужащие, назначенные на должность министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, проходят военную службу в соответствующей должности без заключения контракта о прохождении военной службы. Контракт о прохождении военной службы, который был заключен военнослужащими до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За указанными военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

После освобождения указанных военнослужащих от должности они заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.

Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

1. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

2. Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

рекомендуется в первую очередь — первая категория;

рекомендуется — вторая категория;

рекомендуется условно — третья категория;

не рекомендуется — четвертая категория.

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин (иностранный гражданин), отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

4. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, кроме требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, также должен соответствовать требованиям по уровню:

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

образования;

квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

физической подготовки.

5. Требования, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется также указанными войсками и органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа военнослужащих осуществляется воинскими частями и органами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

Определение соответствия граждан, отбираемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей и указанных органов.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту

(введена Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

1. Для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением обучающихся в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы, а также время отбывания дисциплинарного ареста.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

2. Военнослужащему до окончания срока испытания очередное воинское звание не присваивается.

3. Если в течение срока испытания командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, он признается командиром (начальником) воинской части не прошедшим испытание и увольняется с военной службы (направляется для прохождения военной службы по призыву) по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.

4. По истечении срока испытания военнослужащий считается выдержавшим испытание и продолжает военную службу.

Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

1. В военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования имеют право поступать:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

граждане, не проходившие военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет;

граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Граждане, поступающие в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные организации заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат отчислению из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, направляются для дальнейшего прохождения военной службы в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных организаций они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

продолжительность военной службы по призыву до поступления в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

продолжительность военной службы по контракту до поступления в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву;

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

продолжительность военной службы во время обучения в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования из расчета два дня военной службы в указанной образовательной организации за один день военной службы по призыву.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и подлежат постановке на воинский учет и призыву на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения указанных лиц по основаниям, предусмотренным в настоящем пункте, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования из расчета два дня военной службы в указанной образовательной организации за один день военной службы по призыву.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.10.2006 N 159-ФЗ.

6. Исключен. — Федеральный закон от 21.05.2002 N 56-ФЗ.

7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 286-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

(п. 7 введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 103-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Понятие правоохранительной службы Российской Федерации

Определение 1

Правоохранительная служба – это разновидность государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан, обладающих специальными званиями и классными чинами, направленную на обеспечение сохранения законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, борьбу с преступностью.

Определение понятию «правоохранительная служба» впервые было дано в ст. 7 Федерального закона № 58-ФЗ. В этом же законе (ст. 19) указывается, что данное определение вступает в силу в день принятия закона. Несмотря на то, что закон до сих пор не принят, понятие «государственной службы» применяется достаточно широко. Наравне с термином «правоохранительная служба» также применяют выражение «федеральная служба иных видов», которое призвано подчеркнуть отличие правоохранительной службы от военной или гражданской.

Состав правоохранительной службы и регулирующие её деятельность законодательные акты

В состав правоохранительных входят:

  • органы внутренних дел, деятельность которых регламентирована нормативным актом № 342-Φ3 от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • прокуратуры, деятельность которых регламентирована нормативным актом № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • безопасности, деятельность которых регламентирована нормативным актом № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности»;
  • таможенного контроля, деятельность которых регламентирована нормативным актом № 114-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • службы исполнения судебных решений и наказаний, деятельность которых регламентирована нормативным актом № 118-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»;
  • службы по контролю за оборотом наркотиков, деятельность которой регламентирована специальным Указом Президента РФ № 613 от 5 июня 2005 г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
  • юстиции;
  • фельдъегерской службы;
  • пожарного надзора.

Основные принципы функционирования правоохранительных органов

Несмотря на длинный перечень служб, входящих в состав правоохранительных органов, и разнообразие выполняемых ими функций, в основе деятельности каждой из них лежит ряд принципов, объединяющих все органы и их ответвления в единую правоохранительную систему. К этим принципам относятся:

  • главенство закона;
  • соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
  • единоначалие и субординация;
  • единство организации правоохранительной службы;
  • обеспечение взаимосвязи органов правоохранительной службы с другими видами государственных и муниципальных служб;
  • обязательный профессиональный отбор;
  • соблюдение соотношения обязанностей, ограничений и запретов на правоохранительной службе с социальными гарантиями.

Критерии отбора сотрудников в органы правоохранительной службы

Сотрудники правоохранительной службы – это лица, обладающие специальными классными чинами или званиями, замещающие вакантные должности в органах, входящих в состав правоохранительной системы.

Стать сотрудником любого органа, входящего в состав правоохранительной службы, могут лица:

  • являющиеся гражданами Российской Федерации;
  • достигшие совершеннолетия (а для занятия некоторых должностей более старшего возраста, предусмотренного соответствующим законодательным актом);
  • владеющие государственным языком РФ;
  • отвечающие требованиям уровня квалификации, необходимого для занятия должности;
  • не имеющие судимости (в настоящем или прошлом);
  • не имеющие заболеваний, несовместимых с занимаемой должностью, перечень которых определён правительством РФ.

Кроме этого, у лица, претендующего на работу в правоохранительных органах (или уже являющегося их сотрудником), должны отсутствовать ограничения, зафиксированные в ст. 16 и 17 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля «О судебных приставах», претендент на должность судебного пристава должен:

  • быть старше 21 года;
  • обладать гражданством РФ;
  • иметь полное общее или среднее профессиональное образование для должности рядового пристава и высшее юридическое для должности старшего пристава или его заместителя;
  • обладать личными и деловыми качествами, позволяющими справляться с возложенными на него обязанностями;
  • обладать удовлетворительным состоянием здоровья.

Каждый сотрудник правоохранительных органов должен обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессиональной подготовки. Круг вопросов, связанных со службой в органах внутренних дел РФ, регулируется Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575.

Поступление на должность в органы правоохранительной службы

Работа в органах правоохранительной службы является добровольной. Чтобы поступить на неё, претендент должен написать заявление в советующей форме, а также предоставить необходимый перечень документов о себе, своих доходах, имущественном положении, имеющихся обязательствах и т. п. по форме, регламентированной законодательством РФ.

Поступление на очную форму обучения в средние специальные и высшие профильные учебные заведения приравнивается к поступлению на правоохранительную службу и предусматривает присвоение специальных званий. Поступать на очную форму обучения имеют право граждане, достигшие 17-летнего возраста. Верхняя планка, ограничивающая предел поступления на очную форму обучения зависит от ранга замещаемых должностей.

Лицо, подавшее заявление о желании поступить на службу в правоохранительные органы, считается принятым с момента подписания правового акта о назначении уполномоченным должностным лицом, который свою очередь назначается уполномоченным государственным органом. Существует перечень должностей, занять которые возможно только после успешного прохождения конкурсного отбора. Этот перечень может определяться руководителем органа либо специальным внутриведомственным постановлением. Конкурсы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Например, для органов внутренних дел существует приказ МВД России № 174 от 29 марта 2013 г., регламентирующий порядок и условия проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, а также перечень должностей, которые возможно занять на конкурсной основе.

Вещевое довольствие, звания и знаки отличия

Для поступивших на службу обычно устанавливается испытательный срок от трёх до шести месяцев, что зависит от уровня физической и профессиональной подготовки. В случае, если гражданин поступает на службу без присвоения званий и классных чинов, испытательный срок назначается с целью изучения его личностных и деловых качеств.

Сотруднику органов правоохранительной системы предоставляется форменная одежда с соответствующей символикой и знаками отличия. Образцы форменной одежды для каждого вида службы утверждаются Президентом РФ. Несмотря на наличие форменной одежды, знаков отличия и званий, работники правоохранительных органов не являются военнослужащими, поэтому обмундирование и все знаки отличия не могут быть аналогичными или похожими на военные образцы. По каждому виду службы существует отдельный указ, регламентирующий образцы формы, знаки различия, а также правила выдачи вещевого довольствия.

Пример 1

Для сотрудников службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 25 ноября 2004 г. было принято Постановление№ 676 «О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормах снабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Пример 2

Для работников таможенной службы России 31 марта 2011 г. было принято отдельное постановление Правительства РФ № 237 «О порядке обеспечения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации», в котором утверждены образцы формы работника таможни, знаки различия, а также специальные звания и классные чины для гражданских сотрудников таможенной службы РФ. Согласно этому постановлению, а также федеральному закону «О службе в таможенных органах РФ», работникам службы присваиваются звания, принятые в вооружённых силах (лейтенант, капитан, майор и т. д.), но с обязательным уточнением «таможенной службы». Кроме этого, для гражданского служащего таможенной службы высшим является чин действительного государственного советника таможенной службы РФ.

При увольнении сотрудника из правоохранительных органов за ним сохраняется специальное звание, но с присоединением уточнения «в отставке». Звание учитывается при присвоении пенсии. Сохранение званий и чинов осуществляется на основании ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ.

Аттестация работников правоохранительных органов

Сотрудники правоохранительных органов регулярно проходят аттестацию, целью которой является определение уровня квалификации работников и их соответствия занимаемым должностям.

Для сотрудников органов по борьбе с оборотом наркотиков аттестация, согласно Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, должна проводиться один раз в два-четыре года. В случае необходимости досрочной проверки сотрудника на соответствие занимаемой должности допускается проведение досрочной аттестации, о чём принимается соответствующее решение руководителя органа наркоконтроля. Досрочная проверка может быть проведена не ранее, чем через год после зачисления сотрудника на должность. Данное положение не регламентирует порядок проведения аттестации.

Условия изменения контракта или прекращения его действия

Изменить условия контракта сотрудника, находящегося на постоянной службе в правоохранительных органах (например, перевести на другое место службы или на другую должность), возможно только с его согласия. Согласие сторон на изменение контракта не требуется, если сотрудник является временно исполняющим обязанности на данной должности. В этом случаев ротация кадров осуществляется в установленном порядке.

Служба в правоохранительных органах может быть прекращена в случае, если:

  • сотрудник исключён из списков органа или его подразделения по причине увольнения (расторжения контракта по обоюдному соглашению сторон), либо его гибели, либо признания его в судебном порядке пропавшим без вести или умершим;
  • сотрудник уволен из органов правоохранительной службы;
  • истёк срок контракта, который не может быть продлён в связи с достижением сотрудником предельного возраста, допустимого для занятия соответствующей должности.

Существует множество иных причин, по которым контракт может быть расторгнут. Наиболее распространёнными причинами является увольнение (расторжение контракта):

  • по собственному желанию;
  • из-за отказа сотрудника продолжать службу в органах в связи со значительными изменениями в условиях контракта;
  • по выслуге лет с правом выхода на пенсию;
  • по состоянию здоровья;
  • за регулярное нарушение дисциплины, а также совершение действий или поступков, несовместимых со службой в правоохранительных органах;
  • в связи с несоответствием занимаемой должности, в т. ч. на основании заключения аттестационной комиссии;
  • на основании сокращения численности сотрудников органа (отдела) либо ликвидации должности;
  • в связи с восстановлением в должности работника, ранее занимавшего данную должность;
  • в связи с нежеланием сотрудника занять нижестоящую должность, перевод на которую вызван дисциплинарным взысканием;
  • по причине несоблюдения условий контракта.

Контракт между сотрудником (с его увольнением) и правоохранительным органом должен быть расторгнут в обязательном порядке в случаях, если:

  • состояние здоровье работника не позволяет выполнять возложенные государством правоохранительные функции;
  • сотрудник признан полностью или частично недееспособным;
  • сотрудник отказывается проходить курсы переподготовки или повышения квалификации, необходимые для дальнейшего прохождения службы или перевода на другую должность;
  • сотрудник отказывается от гражданства РФ или приобретает гражданство иного государства (даже с условием сохранения гражданства РФ);
  • результаты аттестационных испытаний признаны неудовлетворительными;
  • сотрудник достиг пенсионного возраста либо предельного возраста, допустимого для занятия данной должности (обычно 65 лет).

Права и обязанности сотрудников правоохранительных органов

Долг каждого сотрудника правоохранительной службы – защищать права и свободы человека и гражданина, бороться с преступностью, обеспечивать законность и правопорядок. В связи с этим сотрудникам всех органов правоохранительных служб предоставлены особые права и на каждого их них возложен ряд обязанностей.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Обязанности

Сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • вне зависимости от должности, места и времени пребывания принимать все меры, не противоречащие законодательству РФ, для предотвращения преступлений, а также оказания помощи лицам, находящимся в опасности или в беспомощном состоянии;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также организаций;
  • знать в объёме, необходимом для исполнения должностных обязанностей, законодательство РФ и уметь его применять на практике;
  • поддерживать необходимый уровень физической подготовки и соответствовать занимаемой должности по состоянию здоровья;
  • регулярно (не реже одного раза в год) проводить медицинское обследование и соблюдать режим лечения в случае наступления временной нетрудоспособности;
  • своевременно реагировать на обращения граждан в рамках обязанностей, предписанных занимаемой должности.

Права

К особым правам сотрудника органов правоохранительной службы относятся право:

  • на ношение и применение табельного огнестрельного оружия и иных спецсредств;
  • на применение физического воздействия и иных спецсредств (оружия) в случаях, предусмотренный федеральным законодательством;
  • на защиту со стороны государства жизни, здоровья и личного имущества, а также жизни и здоровья членов семьи в соответствии с законом РФ.

Иные права и обязанности, связанные со службой в правоохранительных органах, ничем не отличаются от прав и обязанностей остальных служащих. Тем не менее, учитывая особые условия прохождения службы, регулярно возникающую опасность для жизни и здоровья, сотрудники ряда подразделений правоохранительных органов имеют право на дополнительные компенсации, материальные выплаты и социальные гарантии, полагающиеся военнослужащим. А некоторые подразделения в связи с кругом выполняемых ими задач приравнены к военизированным.

Денежное довольствие и материальные компенсации сотрудников правоохранительных органов

Денежное довольствие служащих правоохранительных органов состоит из:

  • должностного оклада;
  • оклада, полагающегося к званию или классному чину;
  • ежемесячных и дополнительных выплат.

Вопросы, связанные с назначением денежного довольствия работникам полиции, таможенной службы, органов уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, регламентированы следующими постановлениями Правительства РФ:

  • № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» от 3 ноября 2011 г.;
  • № 95 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти» от 5 февраля 2013 г.;
  • № 38 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 25 января 2013.

Эти постановления устанавливают размеры окладов для типовых должностей, званий и классных чинов. Для нетиповых должностей сотрудников органов правоохранительной системы оклады устанавливаются руководителями органа, предусматривающего правоохранительную службу, на основании окладов типовых должностей.

Типовые оклады подлежат ежегодной индексации, что соответствует закону о федеральном бюджете на текущий год, учитывающим уровень инфляции.

Начиная с 01.01.2012 года в силу вступил закон № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование мер социальной поддержки, а также размеров денежного довольствия для сотрудников полиции.

Этот закон предусматривает создание новой структуры денежного довольствия служащего, в соответствии с которым должностной оклад и специальный оклад к званию составит 50% денежного довольствия. Подобный подход обеспечил значительный рост окладов сотрудников и одновременно оптимизировал (сократил) размеры всевозможных дополнительных выплат: их доля в составе денежного довольствия сократилась до 50%, а перечень — с сорока пунктов до семи.

Дополнительные надбавки к основному окладу

В соответствии с новым постановлением о денежном довольствии к дополнительным выплатам относятся ежемесячные надбавки:

  • за выслугу лет (через два года службы оклад повышается на 10%. через 25 лет – на 40%);
  • за квалификационное звание (за низшую квалификацию добавляется 5% к окладу, за высшую – до 30%);
  • за работу с информацией, представляющей государственную тайну (65% от оклада);
  • за особые заслуги (могут достигать 100% от основного оклада);
  • за особые условия службы в рядах подразделений оперативного, специального или особого назначения (размер надбавки доходит до 100%);
  • в виде премий за добросовестный труд, выплачиваемый из расчёта трёх месячных окладов в год на человека (при этом максимальных размеров премий не предусмотрено);
  • за выполнение задач, сопряжённых в мирное время со значительным риском для жизни и здоровья (до 100% от основного оклада).

Надбавки, достигающие 100% от основного должностного оклада, устанавливаются с учётом характера выполняемых задач и условий службы. Так, надбавки за особые условия несения службы распределяются следующим образом:

  • за службу в спецподразделениях полагается максимальная надбавка (100% от основного оклада);
  • за службу в подразделениях уголовного розыска, противодействия экстремизму, коррупции и экономическим преступлениям, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите, оперативно-розыскных групп, отделах собственной безопасности, службах оперативно-розыскной информации, дознания надбавка составляет до 40%;
  • за службу в патрульных, охранно-конвойных, кинологических подразделениях, а также во вневедомственной охране надбавки составляют до 40% от основного оклада;
  • за службу в спецучреждениях, таких как пункты временного содержания малолетних правонарушителей, изоляторы временного содержания подозреваемых, спецприёмники для совершивших административные правонарушения, а также за службу по охране наркологических отделений для принудительного лечения больных с нарко- и алкогольной зависимостью, кожвендиспансеров закрытого типа, отделений судебно-психиатрической экспертизы для лиц, находящихся под стражей, за службу, связанную с практическим применением иностранного языка, а также за исполнение обязанностей дежурного по изолятору временного содержания подозреваемых сотрудниками оперативной службы территориального ОВД полагается надбавка до 20% от основного оклада.

Поощрительные премии за особенные достижения выплачиваются:

  • за наличие учёной степени (в среднем 28%);
  • за успешное руководство отделом или подразделением (в среднем 33%);
  • за обладание государственными наградами (орденами, медалями, грамотами), а для сотрудников спецподразделений – спортивными достижениями (в среднем 13%);
  • за выполнение особо сложных или важных заданий в качестве материальной стимуляции предусмотрены выплаты до 23% от основного оклада.

Служба в условиях повышенной опасности для здоровья и жизни сотрудника предполагает максимальную ежемесячную надбавку в размере до 100% от основного оклада, но в среднем выплачивается по следующим тарифам:

  • 28% за службу, связанную со взрывчатыми веществами (обнаружением, изъятием, обезвреживанием, уничтожением), применением взрывных устройств и взрывчатых материалов; за службу, предполагающую погружение на дно водоёмов или высотные работы, в том числе прыжки с парашютом; за экспертную работу, связанную с взрывотехникой и баллистикой, с проведением практических экспериментальных работ, а также обезвреживанием и уничтожением боеприпасов и самодельных взрывных устройств; за службу на объектах повышенной химической опасности (складах и полигонах для уничтожения);
  • 20% за службу, предусматривающую исследования трупного материала и любых исследований с применением вредных технологий (рентгена, высокочастотных излучений), а также изучение ядовитых, токсичных, сильнодействующих, наркотических, высокоагрессивных веществ;
  • 18% за службу в районах экологических бедствий, а также в медучреждениях на должностях с условиями труда, признанными вредными;
  • 15% за службу, предполагающую доступ к конфиденциальным источникам информации.

Целью реформы денежного довольствия сотрудников органов государственной правоохранительной службы является повышение материальных выплат служащим в среднем в два раза.

В ряде случаев, когда сотрудники выполняют особые задачи, связанные с восстановлением порядка и поддержанием общественной безопасности в отдельных регионах страны, проходят службу в условиях чрезвычайных ситуаций (военных конфликтов, антитеррористических операций), а также принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, иных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, влекущих изменение режима службы, введения дополнительных ограничений, предусмотрены материальные надбавки к основному окладу.

Замечание 1

Часть надбавок регламентируется постановлениями Президента и Парламента РФ, а также федеральными законами и специальными нормативно-правовыми актами, часть надбавок и дополнительных выплат может устанавливаться руководителем конкретного органа, в котором проходит службу сотрудник, из средств специального фонда.

Для получения подобных дополнительных выплат сотрудник должен подать мотивированное заявление на имя начальника территориального органа ФСКН России. После его рассмотрения и согласования с директором ФСКН России, а также Финансово-экономическим управлением Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России, сотрудник может получить:

  • 15000 рублей за утрату личного имущества в результате стихийного бедствия или пожара;
  • 7500 рублей в случае смерти члена семьи или близкого родственника.

Решение об оказании дополнительной материальной помощи может быть принято на уровне руководителя подразделения, начальника территориального органа или директора ФСКН России.

Социальные гарантии

С целью повышения уровня социальной защищённости сотрудников правоохранительных органов С 01.01.2012 года в силу вступил ещё один федеральный закон № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором закреплён перечень гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и служащим в органах уголовно-исполнительной системы, таможни и пожарной службы России.

Этим законом регулируются вопросы, связанные с обеспечением жильём, медицинским обслуживанием и санаторно-курортным лечением самих сотрудников и членов их семей, а также подробно определены размеры материальных компенсаций в случаях гибели сотрудника, потери им здоровья, потери имущества, связанной со служебной деятельностью, компенсаций по случаю увольнения и размеры пенсионного обеспечения.

Так, согласно ст. 4 вышеуказанного закона, сотрудник, отслуживший 10 лет, имеет право на единовременную выплату, предназначенную для покупки или строительства жилья, ст. 5 предусматривает предоставление жилья в собственность, ст. 8 – предоставление жилья из специального жилищного фонда для сотрудников либо денежная компенсация для наёма или поднаёма помещения.

Ст. 1 и 2 вышеуказанного закона определяет круг членов семьи сотрудника, имеющих право на льготное медицинское и санаторное лечение. К ним относятся:

  • супруг или супруга, находящиеся или состоявшие в официальном браке с сотрудником;
  • дети, не достигшие 18 лет, а также достигшие, но ранее ставшие инвалидами, дети в возрасте до 23 лет, являющиеся учащимися стационарных отделений образовательных учреждений;
  • лица, находящиеся на полном содержании сотрудника правоохранительного органа, либо получающие от него материальную помощь, являющуюся основным источником средств к существованию, иные иждивенцы, признанные таковыми в соответствии с законодательством РФ.

Милитаризованная служба: понятие, признаки

Несмотря на то, что работники правоохранительных органов не являются военнослужащими, они имеют много общего с военной структурой, поскольку также являются «людьми в погонах», призванными с оружием в руках защищать закон, порядок и обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность гражданского населения. Это даёт повод говорить об объединении военнослужащих и ряда правоохранительных органов в единую милитаризованную службу.

Подразделение государственной службы на гражданскую и милитаризованную, включающую военную и правоохранительную службы, является общепризнанным.

Определение 2

Милитаризованная служба – это государственная служба, объединяющая должности во всех силовых ведомствах: в органах государственного управления, внутренних дел и госбезопасности, налоговой полиции, федерального агентства правительственной связи и информации, федеральной пограничной службы и вооружённых силах.

Основными признаками милитаризованной службы являются:

  1. Профессиональная обязанность, связанная с защитой жизни и здоровья людей, обеспечением порядка, безопасности и законных интересов граждан, а также материальных ценностей.
  2. Несение службы, связанной с риском для жизни или угрозой здоровью.
  3. Наличие специальных званий и внешних знаков отличия, влияющих на правовое положение служащего.
  4. Наличие специальных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных полномочий (умение обращаться с различными видами оружия, взрывчатыми веществами, владение приёмами самообороны и т. д.).
  5. Наличие особых дисциплинарных правил.
  6. Наличие множества ограничений (в том числе по возрасту, состоянию здоровья, образованию и т. д.) при приёме на службу, а также при её прохождении.
  7. Обязательное принятие присяги.
  8. Особые условия привлечения к ответственности за различного рода должностные нарушения и поступки.
  9. Возможность применения огнестрельного оружия не только в качестве средства самообороны, но и в качестве меры государственного принуждения.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх