Куперс

Бухучет и анализ

Информация об организации работ в части исполнения Департаментом возложенных функций по ведению Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы

ВНИМАНИЕ! Природопользователи, осуществляющие деятельность по двум и более фактическим адресам, для упрощения регистрации документов дополнительно могут предоставить информационное письмо с перечнем фактических адресов осуществления деятельности, для присвоения единого входящего регистрационного номера.

1. Порядок предоставления сведений, направляемых в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы (далее – Кадастр) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

1.1. Поставщиками информации для формирования и ведения Кадастра являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления либо деятельность которых связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (в том числе сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением) (далее – природопользователи).

1.2. Сведения об отходах производства и потребления от природопользователей (далее – Сведения) предоставляются ежегодно не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным годом в виде информационных форм, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» (далее — Постановление).

1.3 Сведения представляются:

С сопроводительным письмом (в двух экземплярах), по форме, установленной приложением 2 к Постановлению, в виде указанных информационных форм на электронном (1 экз.) и бумажном (1 экз.) носителях с приложением оригиналов или копий, заверенных юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов:

  • документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов малого и среднего бизнеса – уведомление о количестве образовавшихся отходов производства и потребления за отчетный период с отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о принятии данного документа);
  • документа, подтверждающего неизменность производственного процесса в отчетном периоде, отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о принятии данного документа;
  • расчета платы за размещение отходов, с отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о принятии данного документа;
  • отчета по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы).

Информационные формы на бумажном носителе необходимо прошивать, пронумеровывать, заверять подписью руководителя и печатью организации с указанием количества листов. В случае предоставления Сведений по нескольким объектам информационные формы на бумажном носителе необходимо прошивать, пронумеровывать, по каждому объекту отдельно. Сопроводительное письмо по установленной Постановлением форме, также предоставляется отдельно для каждого объекта. Иные предоставляемые документы не прошиваются.

1.4. Полномочному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, представителю по доверенности при представлении Сведений в Департамент при себе необходимо иметь документ удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право представителя действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, доверенность на представление интересов юридического лица/индивидуального предпринимателя.

1.5. Срок рассмотрения представленных Сведений 30 дней с момента поступления документов в Департамент.

1.6. По окончанию срока, установленного Постановлением,

  • ДОКУМЕНТЫ, поступившие в Департамент ПОЧТОВЫМ ОТПРАВЛЕНИЕМ или в СЕКТОР СЛУЖБА «ОДНОГО ОКНА» выдаются НАРОЧНО при наличии документа подтверждающего полномочия представителя юридического лица/индивидуального предпринимателя.

1.7. ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ (окно 1, 16этаж)

  • С понедельника по четверг с 10:00 до 15:00
  • Пятница с 10:00 до 14:00

1.8. ВЫДАЧА ДОКУМЕНТОВ (окно 6, 7, 16этаж)

  • С понедельника по четверг с 10:00 до 15:00
  • Пятница с 10:00 до 14:00
  • Обед с 12:00 до 12:45

Дополнительная информация по работе сектора Служба «Одного окна» /eco/ru/rd_documents

2. Подтверждение регистрации отходов природопользователей в Кадастре.

2.1. После внесения Сведений в Кадастр на представленном природопользователем сопроводительном письме Департаментом проставляется отметка о регистрации отходов природопользователя в Кадастре за отчетный период, подтверждающая факт предоставления полных, достоверных и необходимых данных об отходах производства и потребления для внесения в Кадастр.

Представителю природопользователя при получении документов и сопроводительного письма с отметкой о регистрации отходов природопользователя при себе необходимо иметь документ удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право представителя действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, доверенность на представление интересов юридического лица/индивидуального предпринимателя и ее копию.

3. В соответствии со статьей 4.36 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей, на юридических лиц — ста тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ! Программу кадастр отходов необходимо загрузить на ваш компьютер по ссылке /eco/ru/kadast→Программа кадастр отходов с официального сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. При нажатии левой кнопкой мыши на данную ссылку начнется загрузка программы, по окончании загрузки необходимо перейти в папку загрузок и двойным щелчком левой кнопкой мыши нажать на появившийся файл под названием Programma_kadastr_othodov.

Примечание: В случае если вышеуказанный файл отображается в виде неопознанного, то на Ваш компьютер требуется установить программу Win RAR.

В результате перед Вами появится окно программы WinRAR, на белом поле Вы увидите папку Программа кадастр отходов, эту папку необходимо выделить, нажав на ее изображение одинарным щелчком левой кнопкой мыши, когда папка будет выделена в верхней части окна необходимо нажать на кнопку (значок в виде желтой папки) «Извлечь в» или «Extract To». После этого перед вами появится новое окно, где необходимо выбрать место хранения папки Программа кадастр отходов на Вашем компьютере (например — Рабочий стол). Выбрав в правой части окна соответствующее место хранения папки нажмите «OK» – программа приступит к извлечению. По окончании процесса извлечения окно программы WinRAR можно закрыть.

Откройте извлеченную папку Программа кадастр отходов, затем папку ТБО 865-ПП, затем значок в виде шлема под названием «TBO». Перед Вами появится инструкция по заполнению информационных форм. Для того чтобы начать работу необходимо перейти в окончание инструкции (двигая вниз курсор с правой стороны или прокручивая вниз колесико мыши) и нажать появившуюся кнопку — Запустить программу.

Документы

Программа кадастр отходов (.rar 14,5 Мбайт)

Форма сопроводительного письма (.doc 11 Кбайт)

Презентация «Предоставление сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы» (.ppt 2,81 Мбайт)

Доверенность на сдачу/получение в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведений в Сводный кадастр отходов с указанием даты выдачи.

Видео-презентация «Обучающий курс по работе в программе «Кадастр отходов» 865-ПП»

Реестр

Кадастр отходов — это один из главных государственных документов, касающихся полной информации о накоплении, утилизации, вторичной переработке и захоронении мусора. В нем заключены сведения для защиты природы от отработок промышленно-бытового характера и совершенствования экологической обстановки в стране.

Какими бывают кадастры отходов?

По уровню важности и объема целей, данных о загрязнении природной среды в РФ создано два вида кадастра:

  • Государственный.
  • Региональный (сводный).

Министерство экологии и природопользования при разработке кадастра отходов преследовало интересы в сфере госохраны окружающей среды для:

  • сбора и систематизации знаний о видах промышленного и бытового мусора;
  • анализирования и контроля действий по охране природы;
  • оценки способов сбора, переработки и утилизации отработок.

Учреждения любой формы собственности обязаны подавать сведения в соответствующий кадастр.

Организации сдают экологическую отчетность, основываясь на приказе No 462 (посл. ред. от 29.06.15). При наличии реквизитов объекта в перечне Минприроды, он подлежит федеральному надзору. Компании, которых в списке нет, состоят под региональным эконадзором.

Государственный кадастр отходов

В Российской Федерации правовое регулирование в области образования мусорных отработок производства и потребления базируется на полученной кадастровой отчетности. Это своеобразный информационный ресурс, в котором собраны сведения о мусоре и его вреде для природы и человека.

Государственный кадастр отходов включает в себя 3 части:

  • Федеральный классификатор (ФККО). В нем под кодовыми обозначениями числятся виды отработок, разделенных по категориям опасности.
  • Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) создан для обеспечения деятельности с отходными материалами на зарегистрированных полигонах.
  • Банк данных об отходах содержит сведения о проводимых действий с мусором (размещение, ликвидация, переработка).

Региональный кадастр отходов

В каждом субъекте РФ существует собственный региональный кадастр, сформированный на основе единого Росреестра.

В отдельно разработанной программе каждого региона содержится информация о:

  • правилах по заполнению отчета;
  • местах официально разрешенных полигонов;
  • компаниях, выполняющих утилизацию и рециклинг.

На основании сводного кадастра отходов местный ДПиООС контролирует пункты окончательного размещения мусора. Полученные данные используют для создания мер по предупреждению и ликвидации незаконных операций в среде природопользования, охране природных ресурсов и их целесообразному использованию.

Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения?

Появление промышленно-бытового мусора—неизбежный процесс. Большинство видов утильсырья содержит вредные и чрезвычайно токсичные компоненты для окружающей среды, поэтому этапы обращения с ним контролируются государством. Для этого разработаны государственный и региональные кадастры отходов, назначением которых является сбор данных о мусоре и его систематизация.

Для облегчения работы по экологическому надзору во всеобщую информационную базу включены:

  • классификационный каталог, с присвоением класса опасности и кода для каждого типа отработок;
  • перечень предприятий всех форм собственности (муниципальные, частные);
  • действующие полигоны, где хранятся и утилизируются мусорные остатки;
  • документы об утверждении нормативов образования и лимитов отработок по категориям;
  • документация по лицензированию фирм, занимающихся транспортировкой, переработкой, обезвреживанием мусора.

За развитие и организацию всероссийского кадастра отвечают Минэкологии и Росприроднадзор. У каждого образователя отходов фиксируется их вид, объем, компонентный состав, уровень опасного воздействия на экологию.

Формы отчета по кадастру

Субъекты устанавливают формы отчета по кадастру отходов согласно условиям Министерства экологии.

В структуре отчетных данных содержится:

  • статистическая отчетность по форме 2-ТП с указанием информации об отработках;
  • сопроводительное письмо для передачи документов, с фиксированием в нем всех составляющих;
  • бумаги со стоимостью размещения отходов;
  • техническая выписка о стабильности производственного процесса, если технологии не изменены и объемы образования мусора остались прежними.

Подробная информация о подаче сведений в сводный кадастр отходов содержится на сайте Минэкологии и природопользования РФ.

Порядок сдачи отчетности

Перед подачей документов в Министерство, природопользователи обязаны зарегистрироваться в АИС «Кадастр отходов». Это автоматизированная информационная система, которую разработали с целью ведения контроля за передвижением мусора в пределах региона. После оформления мусорообразующим объектам присваивается номер.

Юрлицам зарегистрированным по разным адресам полагается единый индивидуальный номер.

Периодичность сдачи полного пакета документации в регионах отличается. Власти субъекта устанавливают графики внесения сведений: раз в квартал или раз в год.

В сравнение с прошлыми годами, сегодня расчет информации и формирования документов упрощен. На сайтах ДПиООС для заполнения экологического проекта доступно специальное программное обеспечение.

Для базового комплекта бумаг, необходимых для ведения областного кадастра отходов нужно выполнить:

  • количественный расчет требуемого сырья для технологического процесса и объем выпускаемой продукции;
  • инвентаризацию на производстве для уточнения источника мусора и мест его размещения до момента удаления спецтранспортом;
  • определение класса опасности образовавшегося утильсырья и нормативы его образования;
  • оформление паспорта на каждый тип отработок;
  • подсчет объема отходных остатков, подлежащих переработке или обезвреживанию (для опасных категорий);
  • отчет по частоте вывоза с территории.

Формирование сведений для сводного кадастра

Порядок ведения государственного и сводного кадастра отходов находится под контролем Минприроды и Минэкологии. Отчетная форма заполняется с помощью ПО.

Для отчетности используют данные следующих документов:

  • выписка ЕГРЮЛ;
  • утвержденный проект образования отходных материалов и лимит их размещения;
  • сданный отчет 2-ТП;
  • документальное отображение применяемых способов сортировки, уничтожения, утилизации, захоронения;
  • оплаченный экологический сбор;
  • заверенный Росприроднадзором отчет о неизменности производственного процесса;
  • лицензия сторонней организации на транспортировку, утилизацию, обезвреживание.

В региональный кадастр отходов вносить сведения об отработках радиоактивного, медицинского и биологического происхождения не нужно. Их учет выполняют Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор соответственно.

Заполненную отчетную форму нумеруют, сшивают, ее подписывает руководитель, и ставит печать предприятия. При регистрации производства по разным адресам, отчетность формируют по каждому объекту отдельно. В дополнение оформляют две копии сопроводительного письма. После передачи отчета в Департамент на одном экземпляре ставится отметка о вручении.

Последствия непредоставления данных

Все природопользователи обязаны до определенного срока подать сведения в сводный или государственный кадастр отходов. В случае несоблюдения условий предусмотрено административное наказание. В Московском регионе по статье 9.2 КоАП за уклонение от правил по ведению отчета кадастра отходов положены штрафы.

За непредоставление сведений установлено денежное взыскание для:

  • ИП (10000—20000 Р);
  • должностных лиц (20000—50000 Р);
  • юрлиц (100000—200000 Р).

Штрафные санкции полагаются за нарушение сроков сдачи или предоставление неполных, или искаженных данных:

  • ИП (5000—10000 Р);
  • должностные лица (10000—30000 Р);
  • юридические лица (50000—150000 Р).

По итогам исследований ученых, состояние экологической обстановки в стране ухудшается ежегодно. Для изменения ситуации требуется внедрение вспомогательных природоохранных мер к уже существующим и ужесточение госконтроля за предоставленными сведениями кадастровой отчетности по отходам.

А Вы сортируете мусор? ДаНет

Поиск по классификатору «ОКПД2» (ОК 034-2014)

При публикации сведений в ЕИС в 2018-2019 годах и для формирования ИКЗ в плане закупок, определения кода предмета закупки в планах-графиках необходимо тпользовать классификатор ОКПД2. Для этого можно использовать наш онлайн-сервис определения кода ОКПД2 или и работать с документом самостоятельно.

Найти код ОКПД2:

  • ОКПД2
    • 73 — Услуги рекламные и услуги по исследованию конъюнктуры рынка
      • 73.2 — Услуги по исследованию конъюнктуры рынка и общественного мнения
        • 73.20 — Услуги по исследованию конъюнктуры рынка и общественного мнения
          • 73.20.1 — Услуги по исследованию конъюнктуры рынка и аналогичные услуги Эта группировка включает: — анализ состояния рынка, изучение позиций конкурентов и поведения потребителей, использование научных работ, статистических данных, эконометрических моделей, результатов обследований и т.д. Эта группировка не включает: — услуги в области рекламы, см. 73.1; — услуги по изучению общественного мнения, см. 73.20.20
            • 73.20.19 — Услуги по исследованию конъюнктуры рынка прочие

Код ОКПД2 73.20.19.000 — Услуги по исследованию конъюнктуры рынка прочие

Вложенных кодов нет.

Информация по регистрации пользователей в РИССЗ КК

Уважаемые пользователи!

Для регистрации (перерегистрации, добавлении новых пользователей) в региональной информационной системе в сфере закупок Вам необходимо заполнить приведенную ниже форму и направить на: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Если в ходе регистрации у Вас возникнут вопросы, необходимо обратиться в службу технической поддержки 8-800-200-20-73 (добавочный 6205).

Обращаем внимание, что для работы в системе необходимо использовать MozillaFirefox или GoogleChrome. Браузер Internet Explorer не подходит.

После регистрации необходимо выполнить следующие действия:

1. Для начала нужно активировать учетную запись по ссылке, полученной Вами в письме от Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Для активации необходимо придумать пароль – 8 знаков, минимум одна цифра, минимум одна заглавная буква, все символы латиницей. Ваш логин содержится в том же письме об активации.

ВНИМАНИЕ! При активации браузеры могут выдавать предупреждение о незащищенном соединении. Для перехода на следующий этап Вам необходимо: в MozillaFirefox через «Дополнительно» добавить исключение, в GoogleChrome через «Дополнительные» перейти на сайт.

2. После активации пароля необходимо перейти по адресу https://zakupki.krasnodar.ru/login/ и, нажав на Единый вход, ввести логин и пароль.

3. В разделе «Новости» на стартовой странице размещены Вебинар от 14.08.2018 по началу работы в системе, видео- и текстовые Инструкции по работе в системе.

Форма сбора пользователей для РИССЗ.

Настройка браузера для РИССЗ.

Порядок работы в РИССЗ.

Деятельность любой организации связана с документооборотом. При этом ряд документов содержит сведения, значимые как для отдельных лиц, так и для государства. В связи с этим законодатель предусмотрел уголовную ответственность за наиболее общественно опасные незаконные действия с документами.

Вместе с тем некоторые вопросы применения ст. 327 УК РФ вызывают сложности на практике. Среди них:

1. Отнесение документа к числу официальных;

2. Установление признаков объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 327 УК РФ;

3. Квалификация подделки и (или) использования официального документа, сопряженных с иными преступными действиями.

Отнесение документа к числу официальных

Признаки официального документа (ст. 327 УК РФ)

Согласно абз. 5 п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1671-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шишкина Виталия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации» понятие «официальный документ» является оценочным. Следовательно, в каждом конкретном случае суд должен решать вопрос о статусе документа, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого уголовного дела.

Для отнесения документа к числу официальных необходимо констатировать наличие двух признаков: официальность и способность документа к предоставлению.

Официальность выражается в возможности включения документа в официальный документооборот. Данная включенность обусловлена изданием документа официальным субъектом (государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. Государственные корпорации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования Российской Федерации, органы внутренних дел, их должностные лица и т.д.), представления документа такому субъекту или возможностью нахождения документа в делопроизводстве субъекта. Именно включенность в документооборот официального субъекта наделяет документ соответствующим качеством, что обусловлено возможностью причинения вреда отношениям в сфере порядка управления в случае незаконных действий с таким документом.

Способность документа к предоставлению выражается в возможности предоставления прав или освобождения от обязанностей как лицу, использующему официальный документ, так и третьим лицам. Документ может обладать предоставительным свойством в управленческих отношениях и при отсутствии прямого указания в нем на конкретные права или обязанности.

Виды официальных документов (cm. 327 УК РФ)

1. Документ, удостоверяющий личность, является особой разновидностью официальных документов, выделяемой по признаку опосредованного предоставления. Такое предоставление выражается в том, что документ удостоверяет личность, в том числе в определенном статусе, что опосредует предоставление прав или освобождение от обязанностей в отношении данного лица. Таким образом, для целей ст. 325, 327 УК РФ по характеру предоставления можно выделить документы, удостоверяющие личность, и иные официальные документы.

2. В силу того, что признак официальности документа как предмета преступления по ст. 327 УК РФ распадается на несколько составляющих, все официальные документы можно разделить на 3 группы. К первой относятся документы, изданные официальным (публичным) субъектом, ко второй — документы, которые могут быть представлены такому субъекту в целях реализации прав или освобождения от обязанностей, к третьей — внутренние документы официального субъекта, т. е. находящиеся в его документообороте.

В качестве особой (исключительной) разновидности официальных (в целях квалификации по ст. 327 УК РФ) следует выделить нотариально удостоверенные частные документы. Во-первых, согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) нотариусы совершают предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации. Согласно ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой, а оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Во-вторых, в соответствии с положениями ст. 3 Основ нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен, за исключениями, предусмотренными Основами. Решение о допуске к квалификационному экзамену лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, принимается в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, квалификационной комиссией.

Таким образом, документ становится официальным в силу того, что, действуя от имени государства при удостоверении частного документа, нотариус придает такому документу публичный статус.

3. Основываясь на том, что документы, находящиеся в отечественном документообороте, могут исходить от официальных субъектов не только Российской Федерации, но и от соответствующих иностранных субъектов, следует выделить российские и иностранные официальные документы. Подобное широкое толкование документа как предмета преступления предусматривает конструкция диспозиции ч. 1 ст. 327 УК РФ, в которой принадлежность России, РСФСР или СССР установлена только относительно государственных наград.

4. Большое количество нормативных правовых актов наравне с документами в бумажной форме признают документы и в электронной форме (например, п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; п. 5 ч. 8 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; п. 1 ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; и др.). Общее требование к форме существования документа — объективная способность однозначно его воспринимать, в том числе с помощью технических средств (например, компьютера). Электронный документ приобретает юридическую силу благодаря его удостоверению электронно-цифровой подписью, являющейся его незаменимым реквизитом (ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи»). Таким образом, по признаку формы объективации информации (сведений) можно выделить документы на бумажных носителях и документы в электронной форме.

Признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ

Соотношение понятий «поддельный» и «подложный» официальный документ

И подделка, и подлог предполагают обман. Однако подделка исключает подлинность документа. Подлог в широком смысле охватывает и подделку, и использование подлинного, но чужого документа; в узком — только использование чужого документа.

В п. п. 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» (далее — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 51) говорится об использовании не подложного, а поддельного документа. В ч. 4 ст. 3271 УК РФ, конструкция которой сходна с конструкцией ст. 327, предметом преступления являются также заведомо поддельные марки. Кроме того, Конституционный Суд РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1671-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шишкина Виталия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации») считает общим для всех предусмотренных ст. 327 УК РФ составов преступлений то, что документ, предоставляющий те или иные права или освобождающий от обязанностей, является поддельным.

Таким образом, использование подлинного документа, принадлежащего другому лицу, или предъявление вместо надлежащего документа схожего с ним не образует состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ. Предметом преступления в данном составе является такая разновидность подложного документа, как поддельный документ.

Использование поддельных документов отнесено к преступлениям против порядка управления. Данный состав является логическим завершением перечисления незаконных операций с официальными документами. Следовательно, предметом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ, является также официальный документ. Это подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации. Так, п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» применительно к части ч. 3 cт. 327 УК РФ говорит об использовании заведомо подложного официального документа.

Момент окончания подделки официального документа

Применительно к подделке официального документа момент окончания преступления должен определяться так же, как и момент окончания подделки денег и ценных бумаг. Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег и ценных бумаг» изготовление фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является оконченным преступлением, если изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки. При этом в соответствии с положениями п. 3 данного постановления при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях лица состава преступления необходимо установить, являются ли денежные купюры, монеты или ценные бумаги поддельными и имеют ли они существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами.

Таким образом, подделку официального документа следует считать оконченной с момента полного изготовления хотя бы одного документа, пригодного к использованию. Такая пригодность выражается в соответствии требованиям к форме, наличии всех необходимых для конкретного документа реквизитов. Иными словами, посредством использования такого поддельного официального документа лицо может приобрести права или освободиться от обязанностей.

Использование и сбыт поддельного официального документа

Использование заведомо поддельного официального документа означает его предъявление (демонстрация документа компетентному лицу для подтверждения наличия того или иного права) или представление (вручение документа соответствующему лицу, когда документ остается в его ведении). Цель использования — извлечение полезных предоставительных свойств документа. Так как состав ч. 3 ст. 327 УК РФ является формальным, преступление считается оконченным с момента совершения предъявления или предоставления, независимо от того, удалось ли виновному получить права или освободиться от обязанностей, а также от реализации таких «предоставлений».

Сбыт означает передачу поддельного официального документа другому лицу как возмездно, так и безвозмездно. Конкретными формами такой передачи могут быть продажа, дарение, обмен, залог и т.д. Сбыт следует считать оконченным в момент выбытия документа из владения лица, его подделавшего, и поступления в распоряжение нового держателя.

Квалификация подделки и (или) использования официального документа, сопряженных с иными преступными действиями

Квалификация подделки документа и деяния, для совершения которого была осуществлена такая подделка, по совокупности является традиционной, что обусловлено нанесением вреда сразу нескольким категориям общественных отношений. Так, согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 51 хищение чужого имущества путем обмана или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием с использованием подделанного этим лицом официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 327 и 159 УК РФ.

Верховный Суд Российской Федерации применительно к налоговым преступлениям (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления») дал следующее разъяснение: «В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. 199 и ст. 327 УК РФ».

В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.1980 № 6 «О практике применения судами Российской Федерации законодательства при рассмотрении дел о хищениях на транспорте» указано, что в случаях подделки похищенных билетов и предъявления их транспортной организации для оплаты под видом отказа от поездки, опоздания к отправлению (вылету) транспортного средства и т.п. либо сбыта таких поддельных билетов гражданам действия лица должны быть квалифицированы как подделка документов (ст. 327 УК РФ) и мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Из вышеуказанного правила есть исключения. Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 51 хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.

В ч. 1 ст. 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку официального документа в целях его использования (что, по сути, является приготовлением к нарушению нормального функционирования управленческих отношений), а в ч. 3 — за использование поддельного документа, когда происходит непосредственное воздействие на порядок официального документооборота. Тем не менее санкция ч. 1 суровее санкции ч. 3 статьи. Президиум Московского областного суда в постановлении от 02.02.2011 № 23 по делу № 44у-60/11 пришел к выводу о том, что использование заведомо подложного документа лицом, совершившим его подделку, охватывается диспозицией ч. 1 ст. 327 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК РФ не требует. Таким образом, в условиях действующего УК РФ подделка официального документа поглощает его дальнейшее использование. Однако в случае истечения сроков давности за подделку ранее истечения сроков давности за использование документа возможность привлечения подделывателя к уголовной ответственности сохранится только по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Выводы

1. Признаки официального документа: официальность, означающая включенность в официальный документооборот, и способность документа к предоставлению прав и освобождению от обязанностей при его использовании.

2. Виды официальных документов: по характеру предоставления выделяются документы, удостоверяющие личность, и иные официальные документы; по признаку отношения к официальному субъекту — документы. изданные официальным субъектом, представляемые такому субъекту в целях реализации прав или освобождения от обязанностей, либо находящиеся в его документообороте, а также частные документы, удостоверенные нотариусом; по признаку государства-издателя — российские и иностранные; по форме объективации информации — на бумажных носителях и в электронной форме.

3. Использование чужого подлинного документа не образует состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ. Предметом преступления в данном составе является поддельный документ.

4. Подделка официального документа окончена с момента полного изготовления хотя бы одного документа, пригодного к использованию.

5. Использование заведомо поддельного официального документа означает его предъявление или представление. Преступление окончено с момента совершения предъявления или предоставления, независимо от того, удалось ли виновному получить права или освободиться от обязанностей. Сбыт состоит в передаче поддельного официального документа другому лицу как возмездно, так и безвозмездно. Сбыт окончен с момента выбытия документа из владения лица, его подделавшего, и поступления в распоряжение нового держателя.

6. Подделка документа и деяние, для совершения которого была осуществлена такая подделка, квалифицируются по совокупности. Использование официального документа, поделанного другим лицом, при совершении мошенничества не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ. Подделка официального документа поглощает его дальнейшее использование, однако в случае истечения сроков давности за подделку ранее истечения сроков давности за использование документа подделыватель привлекается к уголовной ответственности только по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх