Куперс

Бухучет и анализ

228 ФЗ о закупках

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что регулируют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
  • Изменения в сфере госзакупок с 2020 года

В нашей стране закупочная деятельность регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Между собой они имеют как сходства, так и различия. Причем последних немало.

Закон 44-ФЗ является более строгим, правила работы в нем объясняются более подробно, то есть для начинающих специалистов лучше пользоваться именно им. Тем же, кто имеет опыт в госзакупках, идеально подходит 223-ФЗ.

Впрочем, и поставщики, и заказчики обязаны свободно ориентироваться в обоих законах, понимать отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ. Только в этом случае можно избавить себя от досадных промахов.

Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Законе 44-ФЗ содержится описание норм контрактной системы, то есть правил, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары или услуги.

01.01.2019 г. начали действовать очередные поправки в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для проведения большинства торгов стала обязательной электронная форма. Бумажный формат сохранен лишь для отдельных случаев. Суть новых правил участия в госзакупках состоит в том, что теперь поставщики должны иметь регистрацию в ЕИС. Это бесплатно, и процедуру нужно проходить раз в три года. Кроме того, изменился порядок получения аккредитации на торговых площадках потенциальными исполнителями.

Закон 223-ФЗ включает в себя нормы организации, осуществления закупок для естественных монополий, госкорпораций, пр. Может показаться, что отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ по содержанию совсем невелики. Однако внимательное рассмотрение позволяет понять, что это не так. Работая с 223-ФЗ, участники получают больше свободы. У них появляется возможность прописывать свои условия проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, предполагает поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы как таковой.

В отличие от 223-ФЗ, по нормам 44-ФЗ проходят тендеры, организуемые государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (кроме особо значимых), то есть больницами, детскими садами, воинскими частями, трамвайно-троллейбусными парками и т. п. В данном документе подробно описываются все этапы организации торгов, устанавливаются штрафы за несоблюдение норм.

Еще одно отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ о закупках – последний вариант используется особыми заказчиками, а именно организациями, где более 50 % принадлежит государству. Этому же закону подчиняются монополии государственного масштаба, их «дочки», например, РЖД и ФПК. Более подробно на этом остановимся далее.

Кроме того, работать с 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под действие 44-ФЗ. Отличие здесь состоит в том, что при этом они должны расходовать только самостоятельно заработанные средства. Последние могут быть выданы им как гранты либо предназначаться для найма субподрядчиков.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

В тексте 223-ФЗ используются исключительно общие фразы, без конкретики, так как здесь излагаются принципы, от которых заказчикам необходимо отталкиваться при подготовке Положения о закупках на ближайший год. После чего данный документ обязательно публикуется в ЕИС, на сайте www.zakupki.gov.ru. Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ для заказчиков состоит в том, что во втором случае государство дает большую свободу, поскольку лишь частично финансирует их закупки.

Но нужно понимать, что используемый в 223-ФЗ подход, в отличие от 44-ФЗ, неудобен поставщикам, поскольку от раза к разу документация может кардинально отличаться. Это приводит к временным затратам на ее изучение, необходимости адаптировать бизнес-процессы и предложения к новым условиям. Но результат стоит всех приложенных усилий, так как 223-ФЗ применяют для проведения наиболее серьезных торгов.

Если говорить об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ для поставщиков, то основной недостаток 44-ФЗ состоит в том, что данный закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников торгов. Это связано с тем, что все средства на заказы идут из государственного бюджета. Любое несоблюдение установленных 44-ФЗ правил приводит к дисквалификации, штрафам, а в наиболее серьезных случаях к внесению в реестр недобросовестных поставщиков – что не позволяет компании работать на тендерах (и не только).

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Ключевые отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ в 2019 году представлены в таблице:

44-ФЗ

223-ФЗ

Организаторы торгов

  • Государственные бюджетные учреждения.
  • Муниципальные бюджетные учреждения.
  • Организации, в которых более 50 % принадлежит государству.
  • Компании, сфера деятельности которых относится к регулируемым видам деятельности (снабжение водными, энергетическими ресурсами, пр.).
  • Организации-субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные, газовые компании, пр.).
  • Бюджетные организации, приобретающие товары или услуги из внебюджетных средств (используют собственные средства, средства субподряда, гранты, пр.).

Исполнители

Юридические и физические лица, ИП

Юридические и физические лица, ИП, коллективные участники

Форматы проведения торгов

  • Конкурс (открытый; открытый в электронной форме; с ограниченным участием; с ограниченным участием в электронной форме; двухэтапный; двухэтапный в электронной форме).
  • Электронный аукцион.
  • Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы), оффлайн или в электронной форме.
  • Запрос котировок.
  • Запрос котировок в электронной форме.
  • Запрос предложений.
  • Закупка у одного исполнителя
  • Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
  • Конкурентная закупка в электронной форме.
  • Закрытая конкурентная закупка.
  • Закупка у одного исполнителя.
  • Другие способы, прописанные в Положении.

Торговые площадки

В качестве торговых площадок могут выступать:

  • «Сбербанк АСТ».
  • «Заказ РФ» (или Общероссийская система электронной торговли ОСЭТ).
  • «Росэлторг» (или Единая электронная торговая площадка ЕЭТП).
  • «Национальная электронная площадка» (раньше называлась ММВБ-Госзакупки).
  • «РТС-Тендер».
  • «Российский аукционный дом».
  • «ТЭК-Торг».
  • ЭТП ГПБ («Газпромбанк») – секция «Государственные закупки».
  • АСТ ГОЗ (используется только во время закрытых тендеров на выполнение оборонного заказа).

Участник получает аккредитацию на всех этих площадках сразу после регистрации в ЕИС. Отметим, что регистрация всегда осуществляется бесплатно, в отличие от площадок для работы по 223-ФЗ

Всего существует свыше 170 торговых площадок.

Организаторы имеют право выбирать ЭТП на свое усмотрение.

Могут использоваться площадки с платным и/или бесплатным доступом, также допускаются различные условия участия

Сроки предоставления заявок на участие

Для всех этапов торговой процедуры 44-ФЗ устанавливает жесткие сроки. Их обязаны соблюдать все стороны, принимающие участие в тендере

В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет заказчику самому фиксировать сроки в Положении о закупках. Поэтому всем участникам тендера по 223-ФЗ важно изучить конкретное Положение

Отчеты в ЕИС

Необходимо подготовить такие отчеты:

  • О закупках у СМП И СОНКО.
  • Обоснование закупки у одного исполнителя.
  • Об исполнении условий соглашения либо одного из этапов.
  • Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
  • О количестве закупленных товаров при исполнении специального инвестиционного контракта
  • Ежемесячные отчеты.
  • Годовые отчеты о закупках:
  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего бизнеса;
  • ежемесячные отчеты

Обеспечение контракта

Госзаказчик имеет право установить обеспечение в пределах 0–30 %, если договор заключается на сумму до 50 миллионов рублей. Если производится закупка медицинского оборудования или сумма превышает 50 миллионов рублей, обеспечение должны быть 5–30 % от НМЦК.

Участник тендера может сам выбирать способ обеспечения контракта. Данную роль играет банковская гарантия или денежные средства, вносимые на счет организатора

Заказчик сам устанавливает данную сумму, в отличие от 44-ФЗ, предписывающего более строгие ограничения

Внесение изменений в положения, расторжение контракта

Существенные условия договора не могут быть изменены. Подобные действия допускаются лишь в определенных законом случаях, если достигнуто соглашение между сторонами контракта (ч. 1 ст. 95).

Расторжение осуществляется:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • при отказе одной из сторон от выполнения своих обязательств

Возможность корректировки условий соглашения фиксируются в Положении.

Любые изменения существенных условий договора должны быть согласованы с исполнителем.

Могут корректироваться количество, объем, цена закупаемых товаров/услуг, сроки исполнения.

Расторжение допускается только при наличии существенных нарушений участником и производится по решению суда

Обжалование действий организатора торгов

Жалобы рассматривается в течение пяти рабочих дней и подаются:

  • В территориальное отделение федеральной антимонопольной службы.
  • В уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
  • Контрольный орган в сфере гособоронзаказа

Жалобы на действия заказчика направляются в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб устанавливаются Положением о закупках. Претензия рассматривается в соответствии с Положением и ГК РФ.

Могут быть обжалованы:

  • действия организатора;
  • нарушения норм оператором ЭТП;
  • отсутствие сведений о тендере в ЕИС;
  • предъявление к поставщикам требований, которые не содержатся в документации по тендеру

Считается, что между 223-ФЗ и 44-ФЗ есть одно главное отличие: по 44-ФЗ работать проще. Это связано с тем, что в госзакупках, проводимых по нормам данного закона, все требования, процедуры и условия жестко зафиксированы и являются общими для всех. Использовать на практике 223-ФЗ сложнее, зато он дает большой спектр возможностей всем сторонам контракта.

При работе с 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, мало просто знать нормы закона, нужно также обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы его применения и уточняют положения законодательного акта. Не менее важно перед участием в закупке изучать документы, предоставляемые организатором. Практика показывает, что в некоторых случаях также приходится обращаться к другим законам, например, «О защите конкуренции». Поэтому если обозначить отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами, то для нормативного регулирования закупок при работе с 223-ФЗ необходимо пользоваться другими актами.

Изменения в сфере госзакупок с 2020 года

Каждый год в законодательство о закупках вносятся разного рода изменения. С 2020 года законы в сфере закупок будут иметь такие отличия:

Обязательная регистрация исполнителей в Единой информационной системе.

С начала 2019 года данное правило распространялось исключительно на новых участников торгов. В отличие от новичков, те, кто прошел регистрацию в 2018 году, могли продолжать работать до окончания аккредитации или до конца 2019 года. С 01.01.2020 г. регистрацию на ЕИС должны иметь все, кто хочет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ, в конкурентных торгах для малого бизнеса по 223-ФЗ, в закупочных процедурах по постановлению Правительства РФ № 615.

Регламентация работы в ГИС «Независимый регистратор».

ГИС «Независимый регистратор» представляет собой официальное ПО, позволяющее участникам государственных закупок записывать свои действия на электронных площадках, в ЕИС. Система производит видеофиксацию, шифрует информацию и в дальнейшем хранит все необходимые данные. Программу можно установить бесплатно, для этого ее нужно скачать на официальном сайте zakupki.gov.ru

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Бывает, что из-за технического сбоя на электронной площадке поставщик теряет возможность участвовать в тендере. После торгов в 2020 году, в отличие от предыдущих лет, он сможет подтвердить факт нарушения с помощью данной программы.

Записи торгов на ЭТП в закодированном виде отправляются на сервер «Независимого регистратора», после чего могут быть расшифрованы по запросу сотрудника ФАС.

Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2020 г.

Новые типовые контракты.

С 01.01.2020 г. тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют отличия по формату используемых контрактов. Теперь участники госзакупок по 44-ФЗ должны работать с типовыми контрактами. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет самостоятельно выбирать форму соглашения.

Типовые контракты разрабатываются федеральными министерствами и ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», после чего публикуются в ЕИС, а именно в библиотеке типовых контрактов.

С 2019 г. было доступно 16 типовых контрактов, с 01.01.2020 г. к их числу добавились еще два:

  • на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
  • на выполнение проектных и изыскательских работ.
  • Изменение условий участия малого бизнеса в закупках госкорпораций.

Речь идет о закупках по 223-ФЗ – все внесенные поправки создают более комфортные условия для участия малого бизнеса в тендерах госкорпораций.

В отличие от предыдущих лет, когда по 223-ФЗ срок оплаты по контракту составлял 30 календарных дней, с 1.01.2020 г. он уменьшился до 15 рабочих дней. Данное правило распространяется на подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей закупок по 223-ФЗ, начатых после 01.01.2020 г.

Не менее важно, что увеличен минимальный объем, закупки по которому госкорпорации должны произвести у малого бизнеса в течение года. Отличие составило 2 %, цифра выросла с 18 % до 20 % от общего объема договоров, подписанных по результатам торгов. Совокупный объем договоров, которые заключены при помощи тендеров, проводимых только для субъектов МСП, повысился до 18 %. Напомним, что ранее данный показатель находился на уровне 15 %.

Замена электронной подписи.

Электронная подпись для участия в торгах на ЭТП должна отвечать требованиям нового ГОСТа Р 34.10-2012.

В отличие от нового, прежний стандарт не соответствует современным требованиям шифрования. Поэтому квалифицированные электронные подписи, созданные по ГОСТ Р 34.10-2001, не могут применяться с 01.01.2020 г. Чтобы участвовать в госзакупках, обязательно проверьте свой электронный сертификат и замените на новый, если это необходимо.

Новый порядок ведения реестров контрактов.

Изменения затронули порядок формирования и обмена данными между организаторами торгов и Федеральным казначейством.

С 5 января 2020 г. информация о закупке товаров, работ, услуг у малого бизнеса должна быть обязательно опубликована. В том числе, речь идет о тендерах, организованных исключительно для субъектов малого предпринимательства. Данные требования относятся к определенным юридическим лицам с госучастием и автономным учреждениям.

Новые требования к операторам электронных площадок.

Теперь операторов ЭТП обязали публиковать сведения об участниках, привлеченных к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридического лица. В отличие от предыдущих лет, с 2020 года все данные будут передаваться заказчикам, чтобы они могли убедиться, что поставщики отвечают требованиям ст. 31 закона 44-ФЗ.

Информация о привлечении к ответственности включает в себя наименование суда, номер дела, дату вынесения и дату вступления в силу постановления. Все данные автоматически генерируются в ЕИС при регистрации юридического лица на портале на основе сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.

Усиление контроля за госзакупками.

С 01.04.2020 г. будет использоваться новый порядок контроля документов по закупкам. Все они будут проверяться в Единой информационной системе. Если говорить точнее, то проверка затронет два параметра:

  • соответствие информации об идентификационных кодах закупки;
  • установление в планах-графиках, извещениях, протоколах, проектах контрактов объема закупки в пределах установленного лимита финансового обеспечения.

Есть еще одно важное отличие: с этого года из закона исключаются требования, предполагающие контроль аналогичных сведений, содержащихся в планах закупок.

Изменение организации детского отдыха.

С 01.06.2020 г. начинает действовать закон, по которому государственные заказчики смогут приобретать услуги по организации отдыха детей только у компаний, внесенных в соответствующий реестр.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 31 августа 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта «в» пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г. и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Структура и редакции 223-ФЗ

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.

В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.

Краткое содержание закона

Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется

Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

  • Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
  • Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
  • Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
  • Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
  • Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
  • Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
  • Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
  • Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

  • Статья 4.1. Реестр договоров

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

  • Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса

Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ

  • Статья 6.1. Ведомственный контроль

Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ

Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ

Скачать pdf-версию закона 223-ФЗ с изменениями 2020 и комментариями.

Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

Почему понадобился отдельный закон

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.

Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая «прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% («дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% («внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Кто может участвовать

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  1. Любое юридическое лицо, независимо от:
    • Организационно-правовой формы
    • Формы собственности
    • Места нахождения
    • Места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель
  4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

Что необходимо для участия в закупках

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Закупочная документация по 233-ФЗ

Документы состоят из четырех обязательных составляющих:

  1. План закупок по 223-ФЗ
  2. Положение о закупках
  3. Извещение
  4. Закупочная документация.

Планы закупок

Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по .

С планом все достаточно понятно: в нем указывают, что конкретно и в каком количестве планируют закупать, а вот то что содержат оставшиеся три предположить сложно. Рассмотрим, о чем вкратце остальные документы.

Положение о закупках

Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

По 223-ФЗ положение о закупках — это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

  • вид торгов;
  • как будут проводиться торги, сроки;
  • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
  • нужные для участия документы;
  • как будут отбираться заявки;
  • стоимость или формулу ее расчета;
  • порядок подписания договора и оплаты по нему;
  • ответственность участников;
  • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • способы урегулирования споров.

После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

Если в положение вносились изменения — его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

Типовое положение о закупках

ГУПы, МУПы, бюджетные и автономные организации используют типовое положение.

Оно отличается наличием трех неизменных частей:

  • описание порядка, по которому будут проводиться процедуры;
  • сроки подписания контрактов;
  • способ проведения торгов и подробные условия.

Извещение

В нем предприятие-заказчик должен указать:

  • как будет проводиться закупка (способ);
  • подробные данные о заказчике, включая контакты, адрес сайта;
  • предмет договора с подробными требованиями к характеристикам, количеству и иным существенным условиям;
  • место, куда нужно поставить продукцию или выполнить работы;
  • начальную максимальную цену;
  • срок, в течение которого поставщики могут подавать заявки;
  • срок публикации закупочной документации;
  • порядок, по которому будет определяться победитель;
  • иные сведения — всё, что посчитает нужным и важным госзаказчик.

Документация о закупке

В ней подробно расшифровываются и детализируются данные из извещения и положения. В документации снова описываются характеристики, количество единиц предмета закупки, но уже с подробными требованиями к безопасности, упаковке, отгрузке.

Заказчику необходимо указать, что должно содержаться в заявке и как ее оформлять, как участники должны указывать информацию о себе и своих товарах или услугах, как будут оцениваться и сопоставляться заявки.

Также в документации описывается:

  • порядок и возможные способы оплаты товаров, либо услуг поставщика;
  • порядок оплаты сопутствующих расходов: на страхование, доставку, таможенную пошлину, налоги и др.;
  • правила субподряда;
  • порядок предоставления разъяснений;
  • все даты, включая сроки подведения результатов и изучения предложений.

Если исполнитель не согласен с действиями или бездействием заказчика, ЭТП, уполномоченной комиссии, усматривает в них нарушение норм 223-ФЗ и/или своих прав — он вправе обжаловать их, обратившись в суд или в антимонопольную службу.

Где искать закупки

Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).

Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.

Какие закупки можно проводить 223-ФЗ

Конкурентной является закупка, проводящаяся при соблюдении трех пунктов одновременно:

  1. Госзаказчик публикует, либо отправляет документацию: в ЕИС с открытым доступом для всех или направляет приглашения минимум двум потенциальным кандидатам в закрытую закупку;
  2. Подробно описан предмет торгов, указаны его подробные характеристики, которые для заказчика являются существенными;
  3. Обеспечена конкуренция.

Если закупка противоречит одному или нескольким пунктам из этого перечня — она является неконкурентной.

Виды конкурентных торгов:

  1. Конкурс — популярный вид торгов, в них побеждает поставщик, подавший заявку с самыми выгодными условиями;
  2. Аукцион — самый распространенный вид торгов, в них побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку путем снижения НМЦД на шаг аукциона;
  3. Запрос предложений — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший условия, наиболее подходящие под потребности заказчика. Запрос цен в электронной форме по 223-ФЗ — это и есть запрос ценовых предложений;
  4. Запрос котировок — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший самую низкую стоимость.

Этот перечень не исчерпывающий. Заказчики вправе определить другие формы в положении о закупках. Конкурентные виды тендеров могут быть открытыми и закрытыми и проводиться в электронном виде, на бумаге, состоять из одного или нескольких этапов.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Извещение о проведении электронного аукциона по 223-ФЗ также размещается на портале закупок.

Выигравшим аукцион признается участник, который предложил самую низкую цену договора или самую высокую цену за право заключить договор, в случае, если цена в ходе аукциона была снижена до нуля и пошла вверх по отрицательной шкале.

Аукционы в электронной форме по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок. Для участия в них нужно получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию. В первую очередь необходима аккредитация на Сбербанк-АСТ.

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Механизм проведения закупки

Итак, заказчик разместил положение, подготовил извещение и документацию.

Теперь пришло время действовать поставщикам и подавать заявки в течение указанного в документах срока. Заявку можно отозвать или отредактировать до истечения срока подачи.

Любой из потенциальных подрядчиков может направить запрос с просьбой разъяснить те или иные пункты этих документов. Он должен сделать это на протяжении 3-х дней и опубликовать в ЕИС, не называя запрашивавшего поставщика. Если меньше, чем через 3 дня заканчивается время, отведенное на подачу заявок, то на запрос можно не отвечать.

Чтобы выбрать победителя, заказчику понадобится создать комиссию по закупке.

Комиссия по закупке

Еще одна особенность 223-ФЗ — необходимость формирования специальной комиссии, что это? Рассмотрим подробнее.

Перед проведением торгов заказчик должен создать комиссию, которая должна состоять минимум из 5 членов, желательно, чтобы специалисты были компетентны по вопросам предмета закупки.

Она выполняет следующие функции:

  • готовит извещение и документацию для закупки;
  • проверяет, соответствуют ли заявки указанным требованиям;
  • предоставляет разъяснения (отвечает на запросы участников);
  • оценивает заявки или привлекает для этого экспертов при необходимости;
  • объявляет переторжку или уторговывание;
  • ведет переговоры с потенциальными исполнителями;
  • определяет победителя;
  • отменяет торги.

Подведение итогов

В результате проведения тендера готовится протокол, его публикуют в ЕИС, он должен содержать:

  • дату составления;
  • общее число отправленных заявок, день и время регистрации каждой из них;
  • номер заявки по приоритету для заказчика. Первое место получает заявка, содержащая самые привлекательные условия. А если несколько заявок содержат одинаковые условия — они располагаются по времени подачи, приоритет отдается первой поданной заявке из одинаковых;
  • результаты рассмотрения (если это предусматривает документация): число неподошедших заявок, причины отклонения, решение комиссии, причины, если торги не состоялись.

Победителей может быть несколько! Заказчик вправе выбрать не одного подрядчика, а несколько и подписать с ними соглашения.

Все документы закупки: протоколы, разъяснения, уточнения хранятся у заказчика не меньше 3-х лет.

Заключение договора по 223-ФЗ

Подписывать договор по результатам закупки можно не раньше, чем через 10 рабочих дней после ее проведения (срок, отведенный на обжалование результатов процедур) и не позже 20 рабочих дней со дня публикации в системе итогового протокола.

После обжалования подписывать договор можно на протяжении 5 дней после принятия решения о рассмотрении жалобы.

Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения.

10 июля 2019 года в постановление были внесены изменения, установившие приоритет российской радиоэлектронной продукции в размере 30%.

Памятка: сводная таблица сроков по 223-ФЗ

Документ Сроки
Положение Публикуется на протяжении 15 дней со дня утверждения
Изменения в положении На протяжении 15 дней со дня утверждения
Извещение, документация
(по общему правилу)
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок
При участи представителей МСП:
· конкурсы, аукционы
За 7 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД меньше или равна 30 млн. рублей
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД больше 30 млн. рублей
· предложения За 5 дней до его проведения, если НМЦД не больше 15 млн. рублей
· котировки За 4 дня до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД не больше 7 млн. рублей
Изменения в извещения и документацию На протяжении 3-х дней с принятия изменений
Разъяснения 3 дня с момента получения запроса
Итоговый протокол и другие протоколы 3 дня
Договор Подписывается на протяжении 10-20 дней после публикации итогового протокола, размещается в ЕИС на протяжении 3-х дней
Договор по результатам обжалования 5 дней

Особенности закупок с представителями МСП

Тендер с участием представителей МСП проводится исключительно в электронном виде.

Этапы конкурса:

  1. На протяжении срока, отведенного для подачи заявок, потенциальные поставщики могут обсуждать с заказчиком требования к предмету закупки, условия выполнения договора;
  2. Заказчик рассматривает все заявки, они должны соответствовать требованиям и содержать необходимые сведения, предусмотренные документацией;
  3. Проводится отбор кандидатов. Если какие-то пункты заявки не подходит под требования — она отклоняется.

В извещении прописываются сроки отдельных этапов. По итогам каждого из них составляется протокол, а в результате последнего публикуется итоговый протокол.

Когда в извещение вносятся изменения, заявки поставщиков не отклоняются, комиссия предлагает им отправить окончательные (дополнительные) предложения.

На любом этапе после публикации промежуточного протокола каждый потенциальный исполнитель может отказаться от продолжения участия в торгах. Это выражается в непредоставлении им уточняющего (окончательного) предложения.

Электронный аукцион с представителями СМП проводится по следующим правилам:

  • поставщик делает ставку, снижая цену на «шаг»: от 0,5 до 5% НМЦД;
  • делать равное или большее предложение последней ставки нельзя, как и недопустимо ставить цену, равную нулю;
  • нельзя снижать цену от своего же последнего предложения.

Чтобы участвовать в такой закупке, как запрос котировок, МСП нужно подать предложение с ценой, согласие поставщика на предоставление предмета договора и другие документы, которые предусматривает извещение.

Особенность запроса предложений с участием представителей МСП состоит в том, что он может предусматривать этап предварительного отбора, который проходит по таким правилам:

  • извещение четко устанавливает сроки каждого этапа;
  • требования едины для всех поставщиков и устанавливаются закупочными документами;
  • заявки подаются вместе с документами, которые подтверждают соответствие поставщика заявленным заказчиком требованиям;
  • если заявка им не соответствует — ее отклонят.

Где и как проходят торги

Торги с участием представителей МСП проводятся на восьми официальных ЭТП. Субъект должен иметь аккредитацию, иначе подать заявку не получится.

Заявка на любой конкурс, аукцион — это документ, состоящий из двух частей. При запросе котировок достаточно заполнить одну часть. Также к каждой заявке составляется ценовое предложение. Первая часть полностью посвящена предмету закупки. Вторая — самому поставщику. Они подаются в определенной очередности.

Если не соблюдать эти правила — заявка будет отклонена. Ценовое предложение указывает стоимость. Если это предусматривает закупка — могут подаваться дополнительные ценовые предложения, на их подачу отводится 3 часа.

Обеспечение вносится по общим правилам (перевод на спецсчет или банковская гарантия). Поэтому у представителя МСП должен быть предварительно открыт спецсчет.

Сумма, достаточная для обеспечения исполнения договора, блокируются на протяжении месяца после истечения срока для подачи заявки. Оператор ЭТП отправляет банку сведения о том, какую сумму необходимо заблокировать на спецсчете поставщика, банк обязан отреагировать на протяжении часа, если на нем достаточно средств.

Если поставщик не выполнил все пункты договора, либо выполнил их ненадлежащим образом — заблокированные деньги переводятся заказчику.

Как проходит закупка с представителями МСП

Торги поводятся по таким этапам:

  1. ЭТП отправляет заказчику первую часть заявки и окончательного предложения от каждого поставщика на протяжении следующего дня после того, как закончилось время, отведенное на прием заявок;
  2. Направляется вторая часть на протяжении времени, установленного извещением;
  3. Заказчик изучает первую часть и отправляет ЭТП протокол, он публикуется в ЕИС на протяжении часа;
  4. На протяжении одного часа оператор отправляет заказчику протокол сопоставления цен;
  5. На протяжении 1 дня комиссия нумерует заявки, формирует и публикует итоговый протокол. На первом месте будет поставщик, который предложил самую низкую стоимость и предложил максимально выгодные условия, если несколько исполнителей предложили одинаковую стоимость, победит среди них тот, кто подал заявку первым;
  6. Средствами ЭТП заключается договор, составленный на основе извещения и закупочной документации. Он подписывается ЭЦП. Если у исполнителя есть претензии по пунктам соглашения — он отправляет второй стороне протокол разногласий. В нем поставщик может указать, какие пункты договора нарушают требования извещения или документации. Заказчик исправляет несогласованные пункты, либо отказывает исполнителю с обоснованием причин.

После завершения сделки оператор ЭТП будет хранить все документы по закупке не меньше 3-х лет.

Выводы

Как видно, закупки по 223-ФЗ — непростая процедура для начинающих поставщиков. Закон регламентирует множество требований и процедур.

Мы постарались рассказать максимально кратко суть, основные моменты закона 223-ФЗ, для чайников, пусть не в схемах, но в таблицах.

Чтобы быстрее начать заключать прибыльные договоры, рекомендуем пройти обучение или обратиться за квалифицированной помощью к опытным и компетентным специалистам.

А если вы уверены в своих силах — желаем успехов и прибыльных сделок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх