Куперс

Бухучет и анализ

23 ФЗ 226

УДК 342.951:35.088

Буткевич Сергей Анатольевич Butkevich Sergey A.

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника по учебной и научной работе

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (295053, Симферополь, ул. Академика Х.Х. Стевена, 14)

E-mail: butkevich-sa@mail.ru

Принципы деятельности войск национальной гвардии России: оценка проблемных моментов

Principles of activity of the troops of the national guard of Russia: assessment of problematic issues

В статье раскрыты сущность и содержание основных принципов деятельности войск национальной гвардии России — государственной военной организации, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Детально охарактеризовано правовое и организационное обеспечение каждого из указанных принципов, сформулированы предложения по их реальному наполнению и внедрению в деятельность войск национальной гвардии.

Ключевые слова: безопасность, войска национальной гвардии, единоначалие, законность, соблюдение прав и свобод человека, принципы, централизация управления.

Несмотря на значительный вклад ученых и практический интерес к проблемам деятельности сил охраны правопорядка (А.М. Бандурка, Ю.Н. Демидов, В.В. Денисенко, Ю.В. Дубко, М.П. Киреев, В.В. Коноплев, С.А. Кузниченко и др.), вопросы определения и реализации принципов деятельности воинских формирований с правоохранительными функциями требуют самостоятельного изучения. Указанные обстоятельства обусловили выбор тематики нашей научной разведки и свидетельствуют о ее актуальности и своевременности для дальнейшего развития методологических основ правоохранительной функции государства.

Разумеется, преобразование внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии обусловлено не только новыми угрозами

государственной и общественной безопасности , но и необходимостью купирования гибридных вызовов безопасности страны в контексте антироссийской риторики, включая инспирирование «цветных революций».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее — ФЗ № 226) войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина,единоначалия и централизации управления. Кроме того, комплектование войск национальной гвардии военнослужащими осуществляется по экстерриториальному принципу (пункт 1 ч. 2 ст. 22). Как видно, ни-

каких новелл Закон не содержит, все принципы спроецированы из федерального закона от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Итак, разработчики законопроекта ограничились пятью основными принципами. В де-

ятельности внутренних войск (национальных гвардий) других стран постсоветского пространства, как правило, учитываются первые четыре принципа (см. табл.), а необоснованное расширение их перечня обычно приводит к декларативности положений соответствующих законов .

Таблица

Основные принципы деятельности внутренних войск, национальных гвардий

стран — участниц СНГ

Принципы / Государство Кыргызская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Молдова Республика Таджикистан Российская Федерация* Туркменистан Украина

Верховенство права +

Законность + + + + + + + +

Соблюдение (уважение) прав и свобод человека и гражданина + + + + + + + +

Единоначалие + + + + + + + + +

Централизация управления + + + + + + +

Гуманизм + + + +

Социальная справедливость +

Призыв на военную службу по экстерриториальному принципу + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Точное и строгое исполнение Конституции и иных нормативных правовых актов +

Беспрерывность +

Открытость для демократического гражданского контроля +

Прозрачность +

Ответственность (святость гражданского долга) + +

Независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений (беспартийность) + +

Обязательность защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств +

Субординация(подчиненность) +

Единство подходов к организации службы +

Верность Родине, народу и президенту +

Постоянная боевая и мобилизационная готовность +

Соблюдение воинской дисциплины +

Сохранение государственной тайны +

■ внутренние войска МВД России, войска национальной гвардии России

*

В статье 3 ФЗ № 226 закреплено, что правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ № 226, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии, и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность войск национальной гвардии. Следовательно, согласно с принципом законности должны регламентироваться полномочия войск национальной гвардии (общие, специальные, в чрезвычайных ситуациях), приемы, способы, формы и методы деятельности, правовой статус их личного состава, то есть все действия должны регулироваться, основываться на законах, подзаконных нормативных правовых актах, а также нормах морали. На наш взгляд, соблюдение данного принципа приобретает особую важность при обеспечении режима чрезвычайного положения и правового режима контртеррористической операции (см. ст. 13 ФЗ № 226), когда требования по соблюдению принципов верховенства права и законности личным составом сил охраны правопорядка интенсифицируются. Именно поэтому актуализируются проблемы недопущения злоупотребления дискреционными полномочиями задействованным личным составом , даже при совершении провокационных действий со стороны правонарушителей (преступников, противника) , а также исключительность легитимности и соразмерности применения контрмер в отношении виновных лиц.

В то же время действия личного состава войск национальной гвардии должны быть облечены в правовую форму и осуществляться только в определенной последовательности, обоснованно и оправданно. При этом механизм применения различных мер принуждения (мер безопасности, пресечения, ответственности, восстановления) должен иметь не только законодательное закрепление, но и быть морально поддержанным и одобряемым обществом как единственно возможный способ обеспечения охраны объектов государственной и общественной безопасности.

Анализируя систему научных взглядов на дефиницию «законность», А.О. Долгопят предлагает понимать под ней реализацию справедливых действующих правовых предписаний

субъектами права . Однако предложенную категорию сложно отнести к сфере юриспруденции. Поэтому считаем, что препятствиями для реализации принципов деятельности войск национальной гвардии не должны становиться: морально-этические проблемы при формировании ценностных ориентиров личного состава ; социально-политические реформы и (или) финансовый кризис в стране; пробелы в праве или декларативность отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность войск национальной гвардии.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина вместе с принципом законности является основным и актуальным для всех сфер деятельности войск национальной гвардии, и усложнение оперативной обстановки не является исключением. Следует отметить, что данный принцип может быть реализован только в пределах интеллигибельно-упорядоченного общества с прогнозируемым и контролируемым уровнем развития преступности, состояния государственной и общественной безопасности и т. п. . Эти факторы выступают в комплексе и приобретают особую значимость при усложнении оперативной обстановки, когда права и свободы человека могут ограничиваться в связи с введением чрезвычайных правовых режимов и, соответственно, дополнительных мер государственного принуждения. В таких условиях определенные ограничения необходимы для нормализации ситуации, локализации и ликвидации (минимизации) последствий чрезвычайных обстоятельств, восстановления нарушенных прав и свобод человека, законных интересов общества.

Таким образом, смещение баланса прав и обязанностей в сторону приоритета полномочий войск национальной гвардии не приведет к деформации их ответственности, как это бывает в обычных условиях, а, наоборот, усилит ее и потребует от военнослужащих эффективных, рациональных, последовательных, целенаправленных и своевременных действий и мероприятий, направленных на защиту объектов национальной безопасности. Учитывая изложенное, ФЗ № 226 целесообразно дополнить статьей, устанавливающей ответственность личного состава войск национальной гвардии, в том числе командующего, за выполнение задач, возложенных на данную военную организацию (см., например, части 1 и 4 ст. 10, ст. 18 Закона Республики Таджикистан «О Национальной гвардии Республики Таджикистан», ст. 20 За-

отраспЕВЫЕ проблемы юридической науки и практики

кона Республики Молдова «О войсках карабинеров (внутренних войсках) Министерства внутренних дел»), а также их обязанности (см., например, ст. 16 Закона Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», ст. 12 Закона Украины «О Национальной гвардии Украины», ст. 12 Закона Туркменистана «О внутренних войсках Туркменистана» и др.).

Другими словами, цель деятельности войск национальной гвардии — защита определенных объектов национальной безопасности и нормализация оперативной обстановки в случае ее усложнения (участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в борьбе с экстремизмом; участие в территориальной обороне РФ; охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем; содействие пограничным органам ФСБ в охране государственной границы РФ). Хотя эта деятельность носит ограничительный характер, она по своей сути, генезису, принципам и целям является правовой, поскольку осуществляется только в рамках права и в установленной форме с основной целью — защитить права и свободы человека и гражданина.

В свою очередь, принципы централизации управления и единоначалия подразумевают паритет решений старшего начальника (командира) и предложений руководителей дифференциальных уровней, участвующих в совместных действиях, мероприятиях. В подтверждение наших выводов Е.Ф. Яськов констатирует, что соотношение этих принципов похоже на проявление закономерности, так как во всех сферах человеческой деятельности, на всех уровнях управления при принятии административного решения руководитель-единоначальник все же прибегает к помощи коллективного разума (в некотором роде вотум. — С.Б.).

Единоначалие и централизованное руководство являются формами организации и функционирования аппарата управления. Каждая из этих форм имеет ряд относительно самостоятельных свойств независимо от того, к какому типу организации они применяются. Говоря о сочетании этих двух форм организации и функционирования аппарата управления, прежде всего имеем в виду, что между формой принятия управленческого решения и качеством

этого решения прослеживается определенная связь. Однако о такой связи речь может идти только в философском аспекте. Реальное соотношение этих двух форм функционирования возможно только в процессе деятельности, когда она становится инструментом в повседневной управленческой практике в форме нормативно закрепленных правил поведения субъектов управления. Проблематика рассматриваемых вопросов обусловлена не только наличием антагонизмов в научных мнениях и неоднозначностью определений понятий функций управления, но и реформированием структур социальных систем и реализацией функций управления .

Сегодня в отдельных странах постсоветского пространства (Грузия, Республика Молдова, Украина и др.) инициативность принятия административных решений обусловлена децентрализацией всего управленческого процесса в связи с их стремлением приблизиться к европейским стандартам и сформировать новую доктрину административного права. Это предполагает ведущую роль принципа субсидиарно-сти, предусматривающего решение определенных задач на местах, а в случае неспособности их решения — привлечение дополнительных сил и средств. При этом руководители на местах будут нести персональную ответственность за принятые ими решения и их результаты, а перечень возможной инициативности должен определяться законодательством. По нашему убеждению, внедрение данного принципа в деятельность государственных военных организаций и воинских формирований с правоохранительными функциями недопустимо.

Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ, который определяет задачи органов управления, объединений, соединений и воинских частей войск национальной гвардии, утверждает их структуру и состав (до оперативно-территориального объединения включительно), штатную численность военнослужащих и предельную численность федеральных государственных гражданских служащих войск национальной гвардии и др. (ст. 6 ФЗ № 226). А управление войсками национальной гвардии осуществляет директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ — главнокомандующий войсками национальной гвардии .

Бесспорно, единоначалие в сочетании с централизованным управлением в процессе планирования и непосредственного руководства требует от начальника (командира) оператив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной, эффективной и рациональной (пере)ори-ентации для осуществления соответствующей деятельности, умения прогнозировать ход и развитие событий, ответственного отношения к принятию решений, учета мнений и предложений коллег, требовательности к каждому исполнителю. Кроме того, в определенных случаях допустимы разумная инициатива и креативность при обсуждении прогнозируемых событий и реальной оперативной обстановки.

Для усовершенствования деятельности в данной области можно обратиться к законодательству стран постсоветского пространства, которое регулирует общественные отношения в сфере деятельности национальных гвардий (внутренних войск). Например, главой 4 Закона Республики Казахстан «О Национальной гвардии Республики Казахстан» определены полномочия Правительства, министра внутренних дел, министерства обороны, местных исполнительных, иных государственных органов и организаций по государственному регулированию в сфере деятельности Национальной гвардии (входит в единую систему ОВД). А статьями 8—11 Закона Республики Таджикистан «О Национальной гвардии Республики Таджикистан» урегулированы общие основы руководства этим самостоятельным воинским формированием специального назначения, полномочия Президента, командующего Национальной гвардией и ее главного штаба. Считаем рациональным заимствование данных норм для внедрения в национальное правовое поле.

Что касается комплектования войск национальной гвардии военнослужащими по экстерриториальному принципу, то в соответствии с ним в РФ осуществляется пополнение войск (сил) личным составом за счет призывных контингентов, проживающих вне районов дислокации (формирования) воинских частей и соединений. Соблюдение данного принципа позволяет пополнять последние личным составом в нужном количестве и требуемого качества на всей территории страны, создавать региональные командования войск вне зависимости от плотности населения. В ряде стран данный принцип может сочетаться с территориальным принципом комплектования для территориальных войск .

Украинский опыт наглядно иллюстрирует, что воинские формирования, используемые в мирное время, не должны превращаться в опричников, карательные батальоны, высокоэффективный инструмент физического уничтожения оппозиционных сил и всех инакомыслящих

граждан. Именно поэтому принципы деятельности войск национальной гвардии должны: иметь правовое оформление, то есть быть закрепленными в федеральном законодательстве, поскольку каждый из них должен применяться для решения конкретных стратегических или тактических задач; соответствовать целям, задачам и функциям органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и других организаций, входящих в состав войск национальной гвардии, и отражать конкретные связи между ними; основываться на определенных общественных правоотношениях, возникающих в их деятельности.

Обобщая изложенное, отметим, что соблюдение рациональной корреляции и реализации указанных принципов является одним из приоритетных заданий Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, решение которой способствует успешному выполнению задач и функций этого федерального органа исполнительной власти, влияет на эффективность, результативность, оперативность и своевременность их реализации. Принципы деятельности войск национальной гвардии — это фундаментальные, исходные идеи, основы и правила, закрепленные в общеправовой доктрине и нормах права, которые отражают закономерности развития общественных отношений при осуществлении полномочий войск национальной гвардии и направлены на достижение целей деятельности последних.

Примечания

1. Чепрасов К.В. Создание национальной гвардии как ответ на гибридные вызовы безопасности России // Вопросы безопасности. 2016. № 2.

2. Российская газета. 2016. 6 июля.

4. Бандурка А.М., Кузниченко С.А. Концепция чрезвычайных административно-правовых режимов в законодательстве Украины // Проблемы правоохранительной деятельности. 2005. № 1.

5. Токарчук РЕ. Некоторые вопросы соблюдения принципов Уголовного кодекса Российской Федерации в разъяснениях пленумов Верховного Суда РФ // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2009. № 3.

6. Журба О.Л. Принципы взаимодействия следственных и оперативных подразделений при возбуждении уголовных дел о торговле людьми // Вестник

Краснодарского университета МВД России. 2015. № 2 (28).

7. Долгопят А.О. К вопросу о понятии и содержании законности // Общество и право. 2014. № 2 (48).

8. Буткевич С. А., Коноплева А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях (общетеоретический анализ) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1 (31).

9. Обринская Е.К. Организационно-правовое оформление патриотического воспитания населения в Республике Крым как аспект обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Развитие государственности и права в Республике Крым: реалии и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2016.

10. Алексеев С.С. Теория права: учебник. М., 1994.

11. Яськов Е.Ф. Проблемы развития теории и практики управления в сфере правопорядка. М., 1992.

12. Костюченко Н.И. Проблемы теории управления и общих функций управления на примере определения понятия «управленческое решение» как общей функции управления // Общество и право. 2015. № 4 (54).

13. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г № 157. М., 2016.

14. Лузиков В.К. Территориальный и экстерриториальный принципы в формировании Красной армии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 5 (85).

2. Rossiyskaya gazeta. 2016. July 6.

7. Dolgopyat A.O. To the question of the concept and contents of the rule of law // Society and law. 2014. № 2 (48).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Alekseev S.S. The theory of law: textbook. Мoscow, 1994.

11 .Yas’kovE.F. Problems of development of theory and practice of management in sphere of law and order. Мoscow, 1992.

ываемого ими сопротивления. При этом военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

6. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, первую помощь, а также принять меры по оказанию ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

7. О причинении гражданину ранений в результате применения военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляются близкие родственники или близкие лица гражданина.

8. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления смерти гражданина в результате применения военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор.

9. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

10. О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину (организации), военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан немедленно доложить непосредственному командиру (начальнику).

11. В составе подразделения (группы) военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями командира (начальника) этого подразделения (группы).

12. Превышение военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии полномочий при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники влечет ответственность, установленную уголовным законодательством Российской Федерации.

13. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии при отсутствии у него необходимых специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

14. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 391-ФЗ)

Статья 19. Применение физической силы

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для задержания и доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении;

3) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Статья 20. Применение специальных средств

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии возложенных на него обязанностей;

6) для доставления в полицию, а также в целях пресечения попытки побега в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, плавучих средств (судов) и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна), если лицо, управляющее этим транспортным средством, плавучим средством (судном), не выполнило законное требование сотрудника полиции или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии об остановке;

10) для защиты охраняемых войсками национальной гвардии объектов, сооружений, блокирования движения групп, совершающих противоправные действия;

11) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также собственные объекты войск национальной гвардии;

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ)

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) средства раздражающего действия — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе использовать подручные средства связывания;

4) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктом 10 части 1 настоящей статьи;

6) ударно-шоковые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

7) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) светозвуковые средства отвлекающего воздействия — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6 — 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

11) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

12) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 — 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

14) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

15) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

16) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ)

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение оружия.

4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

5. Не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия, средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

6. Иные ограничения, связанные с применением военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии специальных средств, могут быть установлены руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статья 21. Применение оружия

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;

3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;

5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;

7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;

8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона;

10) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ)

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Статья 22. Применение боевой и специальной техники

1. Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении войск национальной гвардии, применяется в следующих случаях:

1) для освобождения заложников, захваченных охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, боевой, специальной и иной техники;

2) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

3) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4) для отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, собственные объекты войск национальной гвардии, на помещения, занимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

5) для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований;

6) для подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;

7) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

8) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ)

2. В случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, по указанию соответствующего командира (начальника) — от командира воинской части войск национальной гвардии, ему равных и выше — или его заместителя могут применяться бронемашины с последующим обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения.

Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии с приведенным в готовность оружием, приблизиться к нему с обнаженным оружием либо с предметами, конструктивно схожими с оружием или внешне не отличимыми от него, в том числе с помощью которых военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное военнослужащим (сотрудником) расстояние, а также при попытке прикоснуться к его оружию военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применить оружие в соответствии с частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. В интересах личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей не допускается распространение в публичных выступлениях, в средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации органов управления войсками национальной гвардии, объединений, соединений, воинских частей войск национальной гвардии, а также обеспечивается конфиденциальность сведений о военнослужащих (сотрудниках) войск национальной гвардии и членах их семей.

4. Порядок предоставления информации об органах управления войсками национальной гвардии, объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях и организациях войск национальной гвардии и их деятельности, а также о военнослужащих (сотрудниках) определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право на ношение и хранение оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения оружия и специальных средств определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии

Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом

1. В войсках национальной гвардии предусматриваются военная служба, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, государственная гражданская служба.

2. Личный состав войск национальной гвардии включает в себя военнослужащих, сотрудников и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии.

3. Комплектование войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) сотрудниками — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии;

3) федеральными государственными гражданскими служащими;

4) работ

История государства и права

УЛК 356.68.57

А.В. Викторов*, В.П. Сидоренко**

Служебно-боевая деятельность внутренних войск на Северо-Западе Российской Федерации в 1991-2007 гг. и её нормативно-правовое обеспечение

В статье анализируются основные направления служебно-боевой деятельности внутренних войск на Северо-Западе Российской Федерации в период с 1991 по 2007 гг. и исследуются вопросы нормативно-правового обеспечения войск в ходе их развития.

Ключевые слова: служебно-боевая деятельность, части внутренних войск, общественный порядок, концепция развития.

Keywords: duty-fighting activity, parts of internal troops, public order, the development concept.

В условиях сохраняющихся противоречий во взаимоотношениях России с государствами Прибалтики — членами НАТО исследование проблемы функционирования внутренних войск на Северо-Западе России как основного силового компонента по обеспечению внутренней безопасности региона приобретает особую актуальность.

В соответствии с постановлением правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 52 «О прекращении деятельности МВЛ СССР на территории РСФСР» и приказа МВЛ России № 13 от 17 января 1992 г. «О переподчинении внутренних войск» соединения внутренних войск СССР перешли в распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации»1.

В 1992 г. в соответствии с приказом начальника Управления внутренних войск по Северо-Западу и Прибалтике № 8 от 7 января 1992 г. была проведена передача объектов и войсковых частей, в т.ч. и исправительно-трудовых учреждений, местным органам власти бывших союзных республик: Эстонии, Литвы, Латвии2.

В связи с появлением новых приграничных территорий изменились задачи частей внутренних войск на территории Калининградской области. Они были обусловлены тем, что после распада СССР Калининградская область стала приграничной, и в соответствии с Федеральным законом «О государственной границе Российской Федерации» соответствующие задачи были возложены и на части внутренних войск, дислоцирующиеся в Калининградской области. Это такие задачи, как:

— выделение пограничным органам сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— обеспечение по представлениям пограничных органов временного ограничения или воспрещения доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной

ЗІ

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

История государства и права

границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооружённых вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконных массовых пересечений Государственной границы;

— обеспечение общественного порядка при проведении на Государственной границе и пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;

— обеспечение правопорядка в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения3.

В 1992 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, согласно которым Россия взяла на себя обязательство следовать общепринятым положениям международного права, затрагивающим в т.ч. вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Соответствие нормам международного права стало главным требованием и к будущему закону о войсках правопорядка. В международной практике пенитенциарные учреждения не охраняются войсками. Общепринято, что охрана и надзор — взаимосвязанные процессы и находятся в ведении органов, исполняющих наказания.

30 ноября 1993 г. в соответствии с приказом МВД России № 513 «Об утверждении Концепции развития внутренних войск МВД России на период до 2000 года и программы развития внутренних войск МВД России на период до 2000 года» были определены два этапа развития войск: 1993-1995 гг.; 1996-2000 гг. На первом этапе определяющим стало реформирование войск в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другими правовыми актами Российской Федерации. Второй этап характеризуется качественными изменениями в их составе, повышением эффективности служебно-боевой деятельности и технической оснащённости4.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1993 г. № 310 «Об округах внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» был создан Северо-Западный округ внутренних войск МВД России с дислокацией частей на территории Северо-Западного региона России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г.5 и Приказом МВД России от 15 декабря 1992 г.6 задачи по охране воспитательно-трудовых и лечебнотрудовых профилакториев и надзору за лицами, содержащимися в них, а также по надзору за осужденными, отбывающими наказание в исправительно-трудовых колониях, были сняты с внутренних войск МВД России и возложены на органы исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации. Аналогичная реорганизация проводилась в соединениях и частях внутренних войск Северо-Западного региона.

Во исполнение Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.7 и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г.8 в частях округа была проведена работа по поэтапной передаче функций охраны исправительно-трудовых учреждений. На основании приказа начальника внутренних войск МВД России по Северо-Западу создана ликвидационная комиссия9. На базе конвойной дивизии в Архангельской области была создана бригада, сформированы отдельные специальные моторизованные части внутренних войск в республиках Карелия и Коми, Псковской, Калининградской, Вологодской и Новгородской областях. Они предназначались для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в городах Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Мурманск, Череповец, Сыктывкар, Апатиты, Ухта, Архангельск, Петрозаводск.

В 1998 г. завершилась передача функций по конвоированию в органы исполнения наказания Министерства юстиции России. На Северо-Западе в органы исполнения наказания Министерства юстиции из состава частей округа перешли 460 человек10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г.11 и приказом МВД России от 30 июня 1994 г.12 после передачи функций охраны исправительно-трудовых учреждений численность внутренних войск России сократилась на 17817 единиц13.

В 90-е гг. XX в. части внутренних войск Северо-Западного региона активно привлекались для выполнения служебно-боевых задач на Северном Кавказе. В 1992 г. войсковые части оперативного назначения и специальные моторизованные части внутренних войск по Северо-Западу выполняли служебно-боевые задачи по поддержанию режима чрезвычайного положения в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской АССР, в республике Северная Осетия, г. Владикавказе, республике Дагестан. В ходе проведения специальных операций было задержано за подозрения в совершении преступлений 279 человек, изъято 49 единиц огнестрельного и холодного оружия14.

В 1994 г. части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части основные усилия сосредоточили на выполнении Указа Президента Российской Федерации № 2166 от 9 декабря 1994 г. «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне Осетино-Ингушского конфликта». За различные правонарушения внутренними войсками были задержаны 500 человек, изъято 13 единиц огнестрельного оружия, 175 единиц холодного оружия и 396 единиц боеприпасов15.

В 1995 г. войска выполнили служебно-боевые задачи по поддержанию конституционного порядка на территории Чеченской республики и республики Северная Осетия (Алания). Подразделения и части оперативного назначения принимали участие в боевых действиях по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, изъятию у населения оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники. Только за период с 14 по 22 декабря 1995 г. в ходе деблокирования города Гудермес и при столкновении с боевиками погибли 24 военнослужащих войсковой части 3526. Личный состав проявил мужество и отвагу и с достоинством выполнил стоящие перед частью поставленные задачи. При этом было изъято 49 единиц огнестрельного оружия и 20 единиц холодного оружия. За

усердие и отличие в обеспечении общественного порядка нагрудным знаком «За отличие в службе» 2-й степени был награждён 21 военнослужащий внутренних войск16.

Войсковой оперативный резерв войсковой части 3526 с января по июнь 1997 г. выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению надежной охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, прилегающих к Чеченской республике. С сентября 1999 г. по апрель 2004 г., с 10 мая 2005 г. по 31 мая 2006 г. подразделения части участвовали в антитеррористических операциях по уничтожению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики.

Всего в период с сентября 1999 г. по апрель 2004 г. внутренними войсками Северо-Западного региона были уничтожены более 100 боевиков, изъято около 400 единиц вооружения, задержаны по подозрению в участии в незаконных вооружённых формированиях свыше 250 человек17.

В 2003-2007 гг. отряд специального назначения «Ратник» Северо-Западного округа внутренних войск МВД России выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в Чеченской республике и в республике Ингушетии. Только в 2007 г. военнослужащие задержали 15 членов незаконных вооружённых формирований, изъяли 9 единиц стрелкового вооружения, 15 гранатомётов, 107 кг взрывчатых веществ и 129 гранат18.

В соответствии с Концепцией развития внутренних войск МВД России19 в 1995 г. в состав внутренних войск Северо-Западного региона вошла бригада по охране особо важных объектов. Она охраняла атомные электростанции, находящиеся на территориях Ленинградской и Мурманской областей, а также научнопроизводственные объединения химической промышленности, обеспечивала сопровождение специальных грузов. Это позволило значительно усилить охрану стратегически важных объектов.

В 1999 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. № 128-13 «Об утверждении перечня важных государственных объектов Российской Федерации», войсковой частью 3278 Северо-Западного округа внутренних войск МВД России было передано 5 объектов другим ведомствам государственной охраны.

В целях приведения организационной структуры в соответствие с объемом и характером возложенных на войска задач была проведена передача функций охраны важных государственных объектов от воинских частей округа подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел, ведомственной и иной охране.

В соответствии с Концепцией развития внутренних войск МВД России на период до 2000 г. и в целях реализации постановления Правительства России от 19 июня 1998 г. № 616 «Об утверждении правил и норм определения численности внутренних войск МВД России, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов и специальных грузов» была увеличена численность войсковой части по охране важных государственных объектов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. В образованные федеральные агентства вошли 9 важных государственных объектов, охраняемых войсками Северо-Западного округа внутренних войск МВД России20.

Для решения вопросов госпитального и амбулаторного лечения военнослужащих был создан госпиталь Северо-Западного округа внутренних войск МВД России. В целях оперативной работы и предоставления достоверной информации средствам массовой информации на территории Северо-Запада России в управлении Северо-Западного округа внутренних войск была создана пресс-служба.

В целях дальнейшего совершенствования организационной структуры была проведена реорганизация управления округа, соединений и воинских частей. Для улучшения боевой подготовки войск и тренировки специальных подразделений был сформирован 4-й учебный центр СевероЗападного округа внутренних войск МВД России.

Ответственные задачи, имеющие важное политическое и экономическое значение, войска выполняли в период проведения различных общественных мероприятий. На основании приказа начальника внутренних войск МВД России по Северо-Западу № 93 от 24 июля 1992 г. в период проведения праздника «Виват, Россия!» в г. Санкт-Петербурге войсковые части обеспечивали выполнение служебно-боевых задач по усиленному варианту службы, проводили комплекс мер по предупреждению и пресечению возможных антиобщественных проявлений21. По итогам 1992 г. специальными моторизованными частями внутренних войск было выполнено 12700 задач патрульно-постовой службы, 160 задач по обеспечению массовых мероприятий. По подозрению в совершении преступления были задержаны 479 человек, а за административные правонарушения—29990 человек, изъято 49 единиц огнестрельного и холодного оружия22.

В связи со сложной общественно-политической обстановкой в г. Москве в октябре 1993 г. на основании Законов РСФСР23, Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1993 г.24 и приказа МВД России от 4 октября 1993 г.25 в состав группировки внутренних войск вошла войсковая часть № 352626.

Кроме того, внутренние войска округа обеспечивали охрану общественного порядка в городах Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Мурманск, Череповец, Сыктывкар, Апатиты, Ухта. По итогам 1993 г. ими было выполнено 1850 задач патрульно-постовой службы, 128 задач по обеспечению массовых мероприятий, изъято 358 единиц огнестрельного и холодного оружия27.

Важную общественно-политическую задачу внутренние войска Северо-Западного региона выполняли летом 1994 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г.28 и приказом МВД России от 30 сентября 1992 г.29 с 23 июля по 7 августа 1994 г. специальные моторизованные части округа решали задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в ходе проведения III Игр Доброй Воли. Приказом начальника

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

История государства и права

внутренних войск МВД России по Северо-Западу № 11 от 19 января 1994 г. была создана группировка войск, состоявшая из 2400 военнослужащих. Для этого привлекались семь частей войск из Санкт-Петербурга, Вологодской, Новгородской, Мурманской областей и Республики Коми30. За административные правонарушения ими были задержаны 500 человек, изъято 13 единиц огнестрельного оружия и 175 единиц холодного оружия31.

С 29 апреля по 14 мая 2000 г. соединения и части округа принимали участие совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка на чемпионате мира по хоккею с шайбой в городе Санкт-Петербурге, и в проведении крупномасштабной операции «Вихрь-Антитеррор».

В 2003 г. основные усилия войск были сосредоточены на обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в ходе подготовки и празднования 300-летия города Санкт-Петербурга, проведении выборов в Государственную Думу, выборов губернатора города Санкт-Петербурга. Внутренними войсками было выполнено 560 задач по охране общественного порядка, задержаны по подозрению в совершении преступления 464 человека, изъято 8 единиц холодного оружия.

В 2005 г. войсковая часть 5402 выполняла задачи по охране общественного порядка и общественной безопасности вне пункта постоянной дислокации в период празднования 750-летия Калининграда и 60-летия Калининградской области. За различные правонарушения был задержан 371 человек, изъято 6 единиц холодного оружия.

В 2007 г. оперативные и специальные моторизованные части войск округа выполняли служебно-боевые задачи на охране общественного порядка и общественной безопасности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период проведения Петербургского международного экономического форума и заседания Совета глав государств — участников СНГ. Внутренними войсками округа был задержан по подозрению в совершении преступления 471 человек, изъято 5 единиц холодного оружия и 50 единиц боеприпасов32.

Таким образом, с начала 1990-х гг. внутренние войска на Северо-Западе Российской Федерации в плане законодательного обеспечения деятельности и структурно претерпели значительные изменения, вызванные требованиями времени, изменением обстановки и функций войск по обеспечению общественной безопасности и сохранению целостности государства.

Пройдя путь становления и развития, внутренние войска на Северо-Западе Российской Федерации приобрели богатый служебно-боевой опыт, и сегодня обладают мощным кадровым и техническим потенциалом, хорошо оснащенными и мобильными подразделениями. Они играют основную роль в обеспечении правопорядка в регионе, нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, и как войска постоянной готовности представляют собой основной компонент военной организации государства по обеспечению внутренней безопасности Северо-Западного региона России.

Список литературы1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аашков, П. П. Два века на службе Отечеству. — СПб, 2011.

2. Аашков, П. П. Стражи белых ночей. — М., 2009.

4. Баранов, B. П. Внутренние войска : исторический очерк. — М., 2007.

5. Баранов, B. П. Внутренние войска: Времена, события, люди. — М., 2008.

1. Dashkov, P. P. Two centuries on service to Fatherland. — St.-Petersburg, 2011.

2. Dashkov, P. P. Guards of the white nights. — Moscow, 2009.

4. Baranov, V. P. Internal troops. A historical sketch. — Moscow, 2007.

5. Baranov, V. P. Internal troops: Times, events, people. — Moscow, 2008.

1 Центральный архив внутренних войск (ЦАВВ) МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2060. Л. 67.

2 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 417. Л. 13.

3 Федеральный закон Российской Федерации № 4730-1 от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» / Российская газета. 1993. № 18.

4 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2144. Л. 86-101.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 812 «О первоочередных мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л. 410.

6 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 декабря 1992 г. № 455 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 года № 812» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л. 412-413.

7 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / / Ведомости Съезда Народных Депутатов от 19 августа 1993 г.

8 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. о порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / / Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33.

9 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1. Д. 426. Л. 104-105.

10 Вести (газета). 2011. № 49.

11 Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 805 «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2225. Л. 210.

з4

12 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 222 от 30 июня 1994 г. «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года № 805» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2225. Л. 218-222.

13 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2225. Л. 220.

14 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 419. Л. 123.

15 Войсковая часть 3526: история и судьбы. СПб, 2005. С. 10.

16 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 433. Л. 29.

17 Войсковая часть 3526: история и судьбы. С. 16.

18 Вести (газета). 2011. № 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2144. Л. 92-93.

20 Российская газета. 2004. № 50.

21 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1. Д. 426. Л. 182-183.

22 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 427. Л. 158-159.

23 Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 1991. 21 мая. Закон РСФСР «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / Ведомости Съезда Народных Депутатов. 1992. № 2334.

25 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 467 от 4 октября 1993 г. «О привлечении сил и средств внутренних войск МВД России для обеспечения правового режима чрезвычайного положения в г. Москве» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2143. Л. 182-183.

26 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2143. Л. 182.

27 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 423. Л. 75-76.

28 Постановление Правительства Российской Федерации № 435 от 28 июля 1992 г. // ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л.130.

29 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 348 от 30 сентября 1992 г. «Об организационных мерах по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения III Игр Доброй воли в городе Санкт-Петербурге» // ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л. 137-138.

30 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1. Д. 426. Л. 48-49.

31 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 427. Л. 158-160.

32 Вести (газета). 2011. № 49.

УДК 35.08

П. Д. Николаенко*

Штрихи к портрету первого министра внутренних дел России князя В.П. Кочубея

В статье рассматриваются основные этапы государственной службы первого министра внутренних дел В.П. Кочубея, его деловые и нравственные качества.

Ключевые слова: В.П. Кочубей, чрезвычайный посланник, Коллегия иностранных дел, МВД, «Комитет 6 декабря 1826 г.».

«… Он дела не испортит и себе честь принесет» А.А. Безборолко

Слова, взятые в качестве эпиграфа к статье о первом министре внутренних дел России, принадлежат статс-секретарю Екатерины II князю А.А. Безбородко. В августе 1792 г., сообщая своей матери о приезде ее любимого внука Виктора Кочубея из-за границы, князь заканчивает письмо словами: «Я уверен, что он дела не испортит и себе честь принесет». Эта фраза оказалась пророческой.

В.П. Кочубей почти полностью повторил служебный путь своего дяди князя А.А. Безбородко, закончив службу государственным канцлером по внутренним делам, то есть в высшем гражданском чине Российской империи.

Свою государственную службу В.П. Кочубей начинал на дипломатическом поприще, что не входило в его личные планы. Однако по настоянию дяди А.А. Безбородко молодой Кочубей вынужден был более восьми лет посвятить дипломатической службе, которая оказалась для него весьма удачной.

В октябре 1792 г. императрица Екатерина II назначает 24-летнего В.П. Кочубея чрезвычайным посланником и полномочным министром в Турцию.

За пять лет пребывания в Константинополе В.П. Кочубей зарекомендовал себя мастером дипломатической аргументации и неоднократно довольно удачно использовал это качество для защиты

* Николаенко, Петр Дмитриевич, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх