Куперс

Бухучет и анализ

279 приказ ФСИН России

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2006 г. N 7767

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЦЕНТНОЙ НАДБАВКИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ К ОКЛАДУ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ СОТРУДНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(в ред. Приказа Минюста РФ от 18.10.2010 N 274)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 339) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

2. Признать утратившим силу Приказ Минюста России от 26 мая 2003 г. N 122 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 3 июня 2003 г., рег. N 4632).

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 20.04.2006 N 123

ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЦЕНТНОЙ НАДБАВКИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ К ОКЛАДУ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ СОТРУДНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(в ред. Приказа Минюста РФ от 18.10.2010 N 274)

I. Общие положения

1. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы <*> ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания <**> в следующих размерах при выслуге:

<*> Далее — сотрудники.

<**> Далее — процентная надбавка.

от полугода до 1 года — 5 процентов;

от 1 года до 2 лет — 10 процентов;

от 2 до 5 лет — 25 процентов;

от 5 до 10 лет — 40 процентов;

от 10 до 15 лет — 45 процентов;

от 15 до 20 лет — 50 процентов;

от 20 до 22 лет — 55 процентов;

от 22 до 25 лет — 65 процентов;

25 лет и более — 70 процентов.

II. Исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки

2. В выслугу лет для назначения процентной надбавки сотрудникам включается время:

1) службы в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников;

2) службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения);

3) испытательного срока в качестве стажера по соответствующей должности в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

4) приостановления службы сотрудников, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также сотрудников, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

5) перерыва в службе в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при незаконном увольнении сотрудников указанных органов и учреждений и последующем восстановлении на службе в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (в календарном исчислении со дня увольнения до дня восстановления на службе);

6) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации);

7) военной службы в Вооруженных Силах СССР, войсках и органах Комитета государственной безопасности СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;

8) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

9) военной службы граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

10) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;

11) нахождения в плену или в качестве заложников до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников и освобождения;

12) безвестного отсутствия до признания безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) содержания под стражей, отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке (в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования);

14) службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции, работы в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях в качестве сотрудников, не имеющих воинских или специальных званий, если им выплачивался оклад по воинскому званию в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 4130-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 95);

15) службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве сотрудников;

16) службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания;

17) службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

18) работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации);

19) работы в суде в должности судьи и в прокуратуре на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

20) работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих (в том числе на должностях начальствующего состава до присвоения первого специального звания) в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы.

3. Время службы (работы), предусмотренное в пункте 2 настоящей Инструкции, засчитывается в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в календарном исчислении (один месяц службы (работы) за один месяц), за исключением периодов службы, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые исчисляются со дня вступления в исполнение обязанностей по должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по должности включительно с учетом времени нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности с сохранением должности по месту службы в уголовно-исполнительной системе.

4. Периоды службы (работы), подлежащие зачету в выслугу лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в соответствии с настоящей Инструкцией, суммируются.

5. Начало и прекращение льготного исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки сотруднику оформляется приказом по личному составу. Периоды льготного исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки заносятся в послужной список личного дела сотрудника.

6. Сотрудникам, ранее проходившим службу в уголовно-исполнительной системе, иных федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба (служба), ранее исчисленная выслуга лет для выплаты процентной надбавки не пересчитывается.

В необходимых случаях выслуга лет может быть в установленном порядке подтверждена соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

7. Ответственность за своевременный пересмотр размера надбавки за выслугу лет возлагается на кадровые подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы по месту службы сотрудника.

8. Спорные вопросы исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки сотрудникам могут рассматриваться аттестационными комиссиями (кадровыми комиссиями) учреждения, органа уголовно-исполнительной системы, а в порядке обжалования — Центральной аттестационной комиссией Федеральной службы исполнения наказаний либо в судебном порядке.

III. Заключение о выслуге лет для выплаты процентной надбавки

9. Заключение о выслуге лет для выплаты процентной надбавки <*> составляется кадровым подразделением центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы <**> согласно прилагаемой форме в месячный срок со дня зачисления гражданина Российской Федерации на службу в уголовно-исполнительную систему.

<*> Далее — заключение.

<**> Далее — учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

При отсутствии у сотрудника, принятого на службу, периодов службы (работы), исчисляемых в выслугу лет для назначения процентной надбавки, заключение составляется после достижения им выслуги, необходимой для установления первичного размера процентной надбавки согласно пункту 1 настоящей Инструкции.

Заключения для выплаты процентной надбавки за выслугу лет переменному составу образовательных учреждений ФСИН России составляются кадровыми подразделениями соответствующих образовательных учреждений ФСИН России.

10. Заключение составляется на основании справки (заключения) о выслуге лет по прежнему месту службы сотрудника, его трудовой книжки, послужного списка или выписки из приказа, в котором указана его выслуга лет по прежнему месту службы, а также официальных ответов с прежнего места его службы (работы) на запросы учреждений или органов уголовно-исполнительной системы о его прежней выслуге лет. В заключении (справке) или ответе должна быть указана должность, которую занимал сотрудник до поступления на службу в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, периоды его службы (работы).

Основанием для исчисления выслуги лет по прежнему месту службы в льготном исчислении в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Инструкции являются данные, содержащиеся в личном деле или послужном списке сотрудника, подтверждающие льготное исчисление периодов его службы (работы) для выплаты процентной надбавки. При отсутствии в этих документах таких данных основанием может являться заключение (справка) с последнего места его службы (работы) о его выслуге лет для выплаты процентной надбавки, в которой должны быть указаны периоды его службы (работы), подлежащие зачету в выслугу лет для выплаты процентной надбавки в льготном исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. В учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы заключение подписывается начальниками кадрового и финансового подразделений и утверждается заместителем начальника этого учреждения (органа), курирующим кадровые вопросы.

В центральном аппарате ФСИН России заключение подписывается начальником управления кадров ФСИН России, начальником финансово-экономического управления ФСИН России и утверждается заместителем директора ФСИН России, курирующим кадровые вопросы. (в ред. Приказа Минюста РФ от 18.10.2010 N 274)

Заместителям директора ФСИН России, начальникам управлений ФСИН России заключение утверждается директором ФСИН России.

12. На основании утвержденного заключения выслуга лет для выплаты процентной надбавки сотруднику устанавливается приказом учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы, в котором сотрудник проходит службу.

Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы процентная надбавка оформляется приказами вышестоящих в порядке подчиненности учреждений (органов) уголовно-исполнительной системы.

Выписка из приказа о выслуге лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет направляется в главную бухгалтерию (бухгалтерию) учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы по месту службы сотрудника для установления соответствующей процентной надбавки к окладу денежного содержания сотрудника.

13. С заключением о выслуге лет сотрудник должен быть ознакомлен в 10-дневный срок со дня утверждения заключения, исключая время его болезни, нахождения в отпуске или командировке.

Заключение приобщается к личному делу сотрудника.

Приложение
к Инструкции

«Утверждаю» _____________________ _____________________ _____________________ Выслуга лет установлена Приказом _________________________ от _________ 200_ г. N _____ (учреждение, орган УИС) ЗАКЛЮЧЕНИЕ об установлении выслуги лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания 1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________ 2. Специальное звание ____________________________________________ 3. Должность _____________________________________________________ 4. В кадры уголовно-исполнительной системы зачислен(а) приказом __ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ На основании материалов личного дела ________________________, в выслугу лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания засчитываются следующие подтвержденные соответствующими приказами и другими документами периоды его (ее) службы:

N п/п Периоды службы (работы) Выслуга лет
(лет, мес., дней)

По состоянию на «__» _________ 200_ г. выслуга лет для выплаты процентной надбавки составляет ____________ лет ___ мес. ___ дней. (прописью) Начальник Начальник кадрового подразделения финансового подразделения ______________________________ __________________________________ (социальное звание, подпись, (специальное звание, подпись, фамилия и инициалы) фамилия и инициалы) «__» _____________ 200_ г. «__» ___________ 200_ г. С расчетом выслуги лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания ознакомлен: ____________ __________________________________________________________________ (специальное звание, подпись, фамилия и инициалы)

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

В. В. Бочкарев*

Совершенствование использования в исправительных учреждениях инженерно-технических средств

Аннотация. В статье автор рассматривает такой важный элемент воздействия на осужденных, как применение инженерно-технических средств. В работе проводится анализ разных точек зрения по указанному вопросу.

Применение методов индукции, дедукции, анализа и синтеза позволил автору сформулировать обоснованные выводы. Сравнительно-правовой метод был применен при выявлении особенностей и пробелов в правовом регулировании, а также при разработке предложений по внесению изменений и дополнений в УИК РФ и ведомственную нормативную правовую базу. Получение эмпирического материала осуществлялась с помощью конкретно-социологического метода опроса (анкетирование и интервьюирование) сотрудников УИС. Проведенный анализ позволяет автору утверждать, что использование технических средств охраны и надзора является одним из наиболее перспективных путей совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: осужденные, наказание в виде лишения свободы, средства предупреждения преступлений, инженерные средства, технические средства.

001: 10.17803/1994-1471.2016.65.4.168-175

Одной из эффективных предупредительных мер, входящих в содержание охраны и надзора, является технология построения всех зданий, помещений и сооружений и др., т.е. использование инженерных средств.

В общем виде территория исправительного учреждения оборудуется комплексом зданий, включающих общежитие, пищевой блок, магазин, школу, классы и технические кабинеты для профтехобучения, клуб, библиотеку, амбулаторию со стационаром, баню с прачечной и дезкамерой, парикмахерскую, кладовую для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, камеры хранения личных вещей повседневного пользования, сушилку одежды и обуви, мастерскую по их

ремонту, кабинеты для наряда контролеров, дежурного помощника начальника колонии, начальника отряда, приема осужденных. Здесь же могут располагаться баскетбольная площадка, а также летняя площадка для просмотра кинофильмов и проведения других спортивных и культурно-массовых мероприятий. Однако это не совсем обычные здания, они обладают определенной спецификой, что позволяет оказывать различное задерживающее воздействие на осужденных к лишению свободы.

Указанная мера на уровне Уголовно-исполнительного кодекса РФ1 не закреплена, однако она находит свое отражение в ведомственном законодательстве, где определено, что нормы проектирования обязательно должны

© Бочкарев В. В., 2016

* Бочкарев Владимир Викторович, преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС Кузбасского института ФСИН России bochkar22@ rambler, ru

654066, Россия, г. Новокузнецк, пр-т Октябрьский, 49

учитывать требования исполнения наказания, связанные с режимом и условиями отбывания наказания, процессом исправления, перевоспитания осужденных, организацией охраны и надзора за осужденными, обеспечением безопасности жизнедеятельности обслуживающего персонала.

Для использования инженерных средств Минюст РФ издал приказ № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», который предусматривает виды инженерных средств (ограждения, заграждения, сооружения и конструкции на постах и др.), применяемых службой охраны и надзора в местах лишения свободы.

Территория исправительного учреждения в соответствии с ведомственным законодательством разделяется на жилую и производственную зону, где размещаются свои определенные локальные (изолированные) участки. Данная мера позволяет лучше контролировать осужденных, не допускает их свободного передвижения за пределами установленного участка территории.

Более того, смежно расположенные жилую и производственную зоны разделяет коридор, просматриваемый по всей его протяженности из помещения часового. В некоторых учреждениях производственная зона может располагаться отдаленно от жилой зоны, в этом случае осужденных конвоируют до производственных объектов.

Согласно ведомственному законодательству в рамках производственной и жилой зоны предусматриваются изолированные друг от друга участки исправительного учреждения, которые создают наиболее благоприятные условия для постоянного надзора за осужденными и целенаправленной организации воспитательной работы с ними. Как устанавливают Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений2 (ПВР ИУ), в пределах определенных участков осужденные передвигаются свободно, передвижение же не по территории колонии в необходимых случаях возможно

с разрешения администрации колонии.

В исправительных учреждениях жилые помещения располагаются изолированно от административных и хозяйственно-бытовых зданий; здания медицинской части выгораживаются забором сплошного заполнения; огораживаются забором помещения колонии-поселения с контрольно-пропускным пунктом, если она расположена на территории населенного пункта; специально оборудуются комнаты свиданий, общежитие, штрафной изолятор и помещения камерного типа и т.п. К важным требованиям можно отнести также отдельное расположение административных зданий, складов продовольствия, вещевого имущества, горюче-смазочных материалов, лакокрасочных веществ, личных вещей осужденных длительного хранения, овощехранилища, пекарни и гаража вне территории колонии. Все эти меры направлены не только на контроль осужденных, но и на то, чтобы осужденные не имели возможности проникнуть на запрещенную территорию и использовать ее и то, что там есть, для совершения нового преступления.

Имеются некоторые особенности в оборудовании исправительных учреждений особого режима. Жилая зона этих учреждений разделяется просматриваемым коридором на две части: территорию, где располагаются помещения камерного типа, и территорию с обычными жилыми помещениями. На территории, где располагаются обычные жилые помещения, находятся те же служебные и коммунально-бытовые объекты, что и в колониях других видов, при этом здания школы и амбулатории огораживаются сплошным забором. В помещениях камерного типа выделяются камеры рабочие, для штрафного изолятора и одиночные. Возле этих помещений оборудуются прогулочные дворики. Данная мера позволяет создать весь необходимый комплекс сооружений для содержания наиболее криминогенной категории осужденных в строгих условиях отбывания наказания, чтобы они не имели никакой возможности пересекаться с иными категориями осужденных и передавать им преступный опыт либо негативно влиять на их поведение.

2 Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47. 21.11.2005.

Данные структурные атрибуты колонии сами по себе выполняют предупредительную роль, но это происходит наиболее эффективно, если они поддерживаются и обеспечиваются усилиями и средствами, применяемыми администрацией исправительных учреждений. Каждый из них значим лишь постольку, поскольку обеспечивается действиями сотрудников. Например, выгораживание здания медицинской части забором сплошного заполнения как мера предупреждения сама по себе не может создать препятствия для проникновения осужденных в это здание. Она лишь облегчает выполнение администрацией учреждений действий по защите медицинского персонала от возможных нападений со стороны осужденных и т.д.

Не менее важным элементом осуществления охраны и надзора в местах лишения свободы, оказывающим эффективное предупредительное воздействие на осужденных, является применение администрацией исправительного учреждения технических средств надзора и контроля. На уровне закона данная мера закреплена в ст. 83 УИК РФ, согласно которой администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Анализ указанной статьи показывает, что речь идет исключительно о технических средствах надзора, не затрагивая область инженерно-технических средств охраны. В то же время охрана и надзор согласно ст. 82 УИК РФ определяются как однопорядковые элементы, и если есть правовое закрепление использования технических средств надзора, то должно быть и правовое закрепление применения технических средств охраны.

На ведомственном уровне данное средство закреплено в трех документах. Во-первых, в

ПВР ИУ предусматривается, что осужденные информируются под расписку о применении в исправительных учреждениях предусмотренных законодательством Российской Федерации аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

Во-вторых, законодатель в ч. 3 ст. 83 УИК РФ зафиксировал, что перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. К данным нормативным правовым актам относится вышеуказанный приказ Минюста РФ № 279, а также приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18 августа 2006 г. № 574 «Об утверждении руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы»3. Названные нормативные акты предусматривают определенную классификацию технических средств надзора, таких как системы и устройства сбора и обработки информации, средства обнаружения, приборы контроля и досмотра, средства тревожной сигнализации, средства оперативной связи, средства видеонаблюдения.

Мы поддерживаем мнение Н. С. Глазунова о том, что технические средства являются неотъемлемым элементом надзора и позволяют экономить силы, оперативно влиять на спонтанно возникшие ситуации, надежно защищать объекты, имеющие жизненно важное значение для нормальной деятельности колонии4 .

Существуют мнения отдельных авторов, считающих, что в ст. 83 УИК РФ нет необходимости выделять цель предупреждения побегов отдельно от других видов преступлений, а основной и главной целью использования технических средств должно стать предупреждение преступлений и иных нарушений режима отбывания наказания5. Результаты проведенного нами исследования подтвердили указанную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. № 5—6.

5 Прокудин В. В. Организация видеонаблюдения в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 76—81 ; Епифанов С. С. Совершенствование правовой основы использования научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007.

позицию. Так, 78 % сотрудников исправительных учреждений считают, что применение технических средств надзора позволяет решать в первую очередь задачу реализации частного предупреждения, как средство исправления данную меру понимают 21 %, а 1 % считает, что данная мера обеспечивает карательную составляющую наказания. Из опрошенных нами осужденных 66 % считают, что применение технических средств решает вопрос частного предупреждения, 32 % осужденных называют эту меру средством исправления, 7 % — средством обсечения кары.

Действительно, технические средства надзора позволяют круглосуточно осуществлять контроль за поведением осужденных на всех объектах учреждения, организовать контрольно-пропускной режим, обеспечить безопасность персонала и осужденных, поддерживать постоянную связь как с осужденными, так и с персоналом, осуществлять дистанционное управление осужденными.

Особое место в системе технических средств отводится системе контроля и управления доступом. Наиболее эффективным средством обеспечения контроля в данной области является биометрическая идентификация осужденного, которая представляет собой автоматизированный способ распознавания личности путем проверки ее уникальных параметров. Основными методами, использующими биометрические характеристики человека, являются идентификация по отпечаткам пальцев, радужной оболочке, геометрии лица, сетчатке глаза, рисунку вен руки, геометрии рук.

Биометрические идентификаторы обеспечивают очень высокие показатели: вероятность ошибки составляет доли процентов (0,1 %), время идентификации — единицы секунд. Тем не менее использование одного идентификатора

не исключает принятия ошибочных решений, поэтому оптимальной схемой идентификации осужденных является совмещение нескольких типов идентификации: двух или трех с учетом категории осужденных, привлечения к труду, организации производственного процесса. Следует отметить, что в пенитенциарной практике многих зарубежных стран системы биометрической идентификации успешно применяются уже более 10 лет. В тюрьмах США каждый заключенный регистрируется в системе идентификации, содержащей анкетные данные, кодированное цифровое изображение руки, сетчатки глаза и сканированный отпечаток пальцев6.

В настоящее время во многих исправительных учреждениях широко используются различные средства видеонаблюдения, особую эффективность среди которых приобрели видеорегистраторы, позволяющие сотрудникам осуществлять видеозапись в период надзора за осужденными с целью обеспечения безопасности, контроля, а также предотвращения и пресечения совершения ими нарушений порядка отбывания наказания. Подтверждением этому служат результаты проведенного Научно-исследовательским институтом ФСИН России в апреле 2014 г. исследования, в котором приняли участие около 2,5 тыс. сотрудников, проходящих службу в местах лишения свободы. Согласно материалам данного исследования, 75 % опрошенных сотрудников указали видеорегистраторы в качестве наиболее эффективных средств осуществления надзора в системе профилактики преступлений среди осужденных, 65,4 % респондентов таким средством считают системы видеонаблюдения, 26,3 % — системы контроля и управления доступом, а 15,8 % — светозвуковые сигнализации (суммарное превышение 100 % связано с тем, что респонденты отмечали различные варианты ответов одновременно)7.

№ 5. С. 10—14 ; Хабаров А. В. Организация и правовые основы деятельности подразделений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности осужденных и персонала в условиях модернизации инженерно-технических средств : дис. … канд. юрид. наук. Псков, 2011.

7 См.: Хабаров А. В. Соблюдение прав осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы в условиях применения технических средств обеспечения безопасности // Человек: преступление и наказание. 2011. № 3. С. 59—63.

В целях единообразного применения видеорегистраторов управлением режима и надзора ФСИН России были разработаны методические рекомендации о порядке применения видеорегистраторов при несении службы сотрудниками дежурных смен, которые были направлены во все территориальные органы ФСИН России.

В течение 2015 г. в исправительных учреждениях установлено 254 комплекта интегрированных систем безопасности типа «Микрос», «Рубеж», «Синигрет» и «Кодос». На внутренней территории исправительных учреждений установлены следующие технические средства:

— более 52 тысяч камер видеонаблюдения (АППГ — 45 467);

— 967 стационарных (АППГ — 878) и портативных (АППГ — 3 365) металлобнаружителей;

— 117 детекторов нелинейных переходов (АППГ — 92)8 .

Положительным примером применения современных технических средств при организации надзора за осужденными следует признать опыт колонии № 17 строгого режима Главного управления ФСИН России по Красноярскому краю. Территория исправительного учреждения оборудована 216 камерами видеонаблюдения с цветным изображением и кнопкой тревожной сигнализации. Более 70 % видеокамер оснащены системой громкоговорящей связи. Помимо этого на территории исправительного учреждения установлены 3 купольные видеокамеры. В каждом изолированном участке учреждения установлены домофоны, которые позволяют осуществлять пропускной режим. На контрольно-пропускном пункте учреждения установлена система В^таг!, которая посредствам идентификации отпечатков пальцев устанавливает личность персонала, такая же система используется для

контроля осужденных на КПП между жилой и производственной зоной, а также в столовой.

Для усиленного контроля за осужденными, в отношении которых исполняются меры дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, камеры данных помещений оборудованы видеонаблюдением и двухсторонней голосовой связью с выводом на пост младшего инспектора9 .

В Главном управлении ФСИН России по Красноярскому краю применяется также оборудование для поиска сотовых телефонов, рентегенотелевизионные системы контроля Rapiscan, устроенные по типу сканеров в аэропортах, и другие технические средства, с помощью которых можно находить запрещенные предметы, спрятанные осужденными самыми хитрыми способами10.

Подобный опыт, несомненно, заслуживает повсеместного распространения, поскольку позволяет более эффективно осуществлять контроль за спецконтингентом, своевременно пресекать проявления деструктивного поведения. Новейшие интегрированные системы безопасности имеют большую емкость информационных каналов и рассчитаны на максимальное снижение влияния человеческого фактора при одновременном создании возможностей для оперативного принятая решений и их документирования11

Использование системы электронного мониторинга (электронных браслетов) может быть одним из путей совершенствования надзора за осужденными в исправительных учреждениях. Применение электронных браслетов позволит качественно улучшить контроль за поведением осужденных за пределами мест лишения свободы, повысить эффективность профилактики побегов из-под надзора, своевременно реагировать на совершение побегов, а также сокра-

9 См.: Алфимова О. А., Андриянов Р. В. Инновационные технологии строительства и оборудования отечественных тюрем нового типа на примере исправительной колонии № 17 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю // Вестник Кузбасского института. 2012. № 11 С. 17—23.

10 См.: Сафонов Д. А., Хайрусов Д. С. К вопросу о современном техническом оснащении при проведении обысков и досмотров в пенитенциарной системе // Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов Международного пенитенциарного форума 5—6 декабря 2013 г. С. 293—296.

11 См.: Стародубцев Н. Инженерно-техническое обеспечение безопасности объектов УИС: состояние и перспективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 2. С. 8.

тить ежегодные расходы на розыск бежавших осужденных. Данную систему электронного мониторинга можно использовать как в отношении осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, так и в отношении лиц, которым предоставлено право передвижения без конвоя, или лиц, проживающим за пределами исправительных учреждений12 .

С учетом развития современной науки и техники перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для ФСИН нуждается в существенной переработке. В связи с этим во ФСИН России разработан проект приказа Минюста России «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных к лишению свободы»13, который находится на согласовании в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Применение технических возможностей при реализации исполнения наказаний в местах лишения свободы позволит эффективно противостоять преступлениям. Так, для недопущения использования осужденными в противоправных целях мобильной связи можно эффективно применять средства подавления связи14. Очевидно, что данные технические средства обязательно нужно применять в каждом исправительном учреждении, в особенности в отрядах с локализацией лиц с повышенной криминогенной заряженностью, отрядах со строгими условиями отбывания наказания, а также в помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы не можем не отметить вопрос материально-технического оснащения средств охраны исправительных учреждений. В настоящее время данные средства морально и физически устарели и требуют масштабной реконструкции

или капитального ремонта с целью повышения их задерживающих свойств. При этом количество инженерных средств охраны, требующих замены и капитального ремонта, ежегодно увеличивается в среднем на 2 % (в 2012 году — 13,1 %; в 2013 году — 15,3 %, по состоянию на 1 ноября 2014 года — 17,3 %). Осложняют ситуацию факторы объективного характера, среди которых мировой финансовый кризис и мощное внешнее давление на государство.

Все вышеперечисленное, а также плохая организация охраны в местах лишения свободы приводит к совершению осужденными побегов, результатом которых являются новые преступления, которые они совершают в период нахождения на нелегальном положении. В 2013 и 2014 годах побегов из-под охраны осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, выявлено 7 и 6 фактов соответственно. Количество попыток совершения побегов из года в год остается на одном уровне: за 2013 и 2014 годы — 15 и 16 случаев15. Очевидно, что правовые и иные проблемы охраны осужденных являются актуальными в силу того, что ее эффективность пока нельзя оценивать достаточно высоко.

Исходя из проведенного анализа, мы считаем, что применение инженерно-технических средств должно найти свое отражение на более высоком уровне — уровне УИК РФ, статью 83 которого необходимо изложить в следующей редакции:

«Статья 83. Инженерно-технические средства, применяемые в исправительных учреждениях

1. Администрация исправительных учреждений обязана использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

12 ДергачевА. В. Особенности проведения режимных мероприятий на первоначальном этапе реформирования УИС // Человек: преступление и наказание. 2010. № 2. С. 24—27.

13 URL: http://regulation.gov.ru/.

14 Дергачев А. В. Актуальные проблемы проведения режимных мероприятий в исправительных колониях // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 97—101.

15 Официальная переписка ФСИН России от 24.03.2015 №-08-11588 «О результатах работы по обеспечению охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2014 году и мерах по повышению ее эффективности в 2015 году».

2. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств.

3. Администрация исправительных учреждений использует инженерные средства для предупреждения побегов и других преступлений,

нарушений установленного порядка отбывания наказания.

4. Перечень инженерно-технических средств и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации».

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Алфимова О. А., Андриянов Р. В. Инновационные технологии строительства и оборудования отече-

ственных тюрем нового типа на примере исправительной колонии № 17 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю // Вестник Кузбасского института. — 2012. — № 11. — С. 17—23.

2 . Белкин В. Ю. Безопасность в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголов-

но-исполнительной системы. — 2015. — № 8. — С. 27—30.

3 . Глазунов К. С. Служба безопасности в исправительно-трудовых колониях (правовые и организацион-

ные вопросы) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Рязань, 1996. — 25 с.

4 . Дергачев А. В. Особенности проведения режимных мероприятий на первоначальном этапе рефор-

мирования УИС // Человек: преступление и наказание. — 2010. — № 2. — С. 24—27.

5 . Дергачев А. В. Актуальные проблемы проведения режимных мероприятий в исправительных коло-

ниях // Человек: преступление и наказание. — 2009. — № 2. — С. 97—101.

6 . Епифанов С. С. Совершенствование правовой основы использования научно-технических достиже-

ний в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2007. — № 5. — С. 10—14. 7. Прокудин В. В. Организация видеонаблюдения в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительное право. — 2014. — № 2. — С. 76—81.

8 . Сафонов Д. А., Хайрусов Д. С. К вопросу о современном техническом оснащении при проведении

обысков и досмотров в пенитенциарной системе // Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов Международного пенитенциарного форума 5—6 декабря 2013 г. — С. 293—296.

9 . СтародубцевН. Инженерно-техническое обеспечение безопасности объектов УИС: состояние и пер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2005. — № 2. — C. 8.

10 . Устинкина А. В. Использование современных информационных технологий для организации ре-

11 . Хабаров А. В. Соблюдение прав осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы в ус-

ловиях применения технических средств обеспечения безопасности // Человек: преступление и наказание. — 2011. — № 3. — С. 59—63.

12 . Хабаров А. В. Организация и правовые основы деятельности подразделений органов и учреждений

уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности осужденных и персонала в условиях модернизации инженерно-технических средств : дис. … канд. юрид. наук. — Псков, 2011. — 193 с.

Материал поступил в редакцию 28 сентября 2015 г.

IMPROVEMENTS IN THE USE OF TECHNICAL MEANS IN PRISONS

654066, Russia, Novokuznetsk, Oktyabr’skii prospect, 49

Keywords: convicted, imprisonment, crime prevention tools, engineering, hardware.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Alfimova O. A., Andrijanov R. V. Innovacionnye tehnologii stroitel’stva i oborudovanija otechestvennyh

2 . Belkin V. Ju. Bezopasnost’ v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel’noj sistemy // Vedomosti ugolovno-

ispolnitel’noj sistemy. — 2015. — № 8. — S. 27—30.

3 . GlazunovK. S. Sluzhba bezopasnosti v ispravitel’no-trudovyh kolonijah (pravovye i organizacionnye voprosy) :

avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. — Rjazan’, 1996. — 25 s.

4 . DergachevA. V. Osobennosti provedenija rezhimnyh meroprijatij na pervonachal’nom jetape reformirovanija

UIS // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. — 2010. — № 2. — S. 24—27.

5 . Dergachev A. V. Aktual’nye problemy provedenija rezhimnyh meroprijatij v ispravitel’nyh kolonijah //

Chelovek: prestuplenie i nakazanie. — 2009. — № 2. — S. 97—101.

6 . Epifanov S. S. Sovershenstvovanie pravovoj osnovy ispol’zovanija nauchno-tehnicheskih dostizhenij v

8 . Safonov D. A., Hajrusov D. S. K voprosu o sovremennom tehnicheskom osnashhenii pri provedenii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 . Starodubcev N. Inzhenerno-tehnicheskoe obespechenie bezopasnosti ob#ektov UIS: sostojanie

i perspektivy // Vedomosti ugolovno-ispolnitel’noj sistemy. — 2005. — № 2. — C. 8.

10 . Ustinkina A. V. Ispol’zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologij dlja organizacii rezhima i nadzora

11 . Habarov A. V. Sobljudenie prav osuzhdennyh i personala ugolovno-ispolnitel’noj sistemy v uslovijah

primenenija tehnicheskih sredstv obespechenija bezopasnosti // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. — 2011. — № 3. — S. 59—63.

Правительство внесло в Думу законопроект, регламентирующий службу в уголовно-исполнительной системе. Закон необходим, так как он соберет воедино все акты, регламентирующие деятельность ведомства, говорят эксперты Фото: Александр Некрасов / ТАСС

Правительство в пятницу, 2 февраля, внесло в Госдуму проект закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». Документ, разработанный Министерством юстиции и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН), зарегистрирован и опубликован в базе Госдумы.

Документ насчитывает более двухсот страниц. Помимо прочего, он устанавливает «возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности», отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Речь идет о начальниках территориальных органов — региональных управлений ФСИН, уточняется в законопроекте. Такой сотрудник «может быть переведен в порядке ротации» на «иную равнозначную должность в другую местность», причем соответствующее решение могут принять только президент или директор ФСИН. В случае отказа переводиться без уважительных причин начальник УФСИН может быть понижен или уволен.

Также законопроект вводит дисциплинарные требования для работников уголовно-исполнительной системы. В качестве поощрения за «добросовестное исполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение особо сложных и важных задач» сотруднику могут объявить благодарность, выплатить денежную премию, наградить грамотой или ценным подарком, занести в книгу почета или присвоить внеочередное звание. Также отличившемуся сотруднику могут вручить его фотографию, снятую «у развернутого знамени учреждения или органа уголовно­-исполнительной системы».

Многие положения законопроекта в целом повторяют аналогичную норму для полицейских. В целом документ систематизирует права и обязанности тюремщиков; запреты и ограничения, связанные с их службой в уголовно-исполнительной системе, соцгарантии от государства, вопросы служебного времени и отдыха. Всё это должно решить проблемы, «связанные с обновлением и ротацией кадрового состава», — считают в правительстве.

Кроме того, должности сотрудников УИС будут разбиты на высший, старший, средний, младший и рядовой начальствующий состав. Все основные принципы субординации и порядок присвоения званий при этом остаются в силе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх