Куперс

Бухучет и анализ

3 методы финансового контроля

Основной текст

В условиях сложной экономической ситуации, роста экономических преступлений и махинаций, внутренний государственный контроль становится как никогда важным и актуальным. Внутренний государственный контроль – это комплекс мероприятий, осуществляемый органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации по надзору за эффективным использованием финансовых ресурсов и защите прав и интересов участников финансовых отношений.

Следует отметить, что в настоящее время наметилась тенденция цифровизации экономики. Во-первых, это проявляется в повышении роли цифровых технологий в формировании ВВП России. Несмотря на небольшие показатели, всего 5% от ВВП, тенденция развития доли высоких технологий в ВВП положительна. Во-вторых, цифровизация экономики проявляется в компьютеризации органов исполнительной власти всех уровней, и как следствие компьютеризации бюджетного процесса.

Цифровизация экономики – это сложный и ответственный процесс, который требует плодотворной и ответственной работы на всех уровнях власти. Данный процесс в России реализуется медленными темпами и имеет ряд проблем.

Основной проблемой является медленное развитие отечественного IT-сектора. Безусловно, в последние годы ситуация меняется, например, в бюджетных организациях внедряется отечественная платежная система «МИР», но при этом, нынешних мероприятий не достаточно. Кроме этого, в России, в сравнении с развитыми странами, медленно развиваются инновационные технологии в целом, во всех отраслях жизни общества. Для развития цифровой экономики необходимо развивать современные технологии, стимулировать молодых ученых, создавать новые площадки для развития перспективных идей.

В 2017 году Правительство РФ анонсировало программу «Цифровой экономики Российской Федерации». В рамках программы, помимо обеспечения интернетом всех отдаленных районов России, планируется разместить большую часть государственных документов в виртуальных хранилищах, к 2025 году обеспечить предоставление 80% государственных услуг в электронном виде. Кроме этого, планируется создание 50 smart-городов, организация 10 цифровых отраслевых платформ и реорганизация ряда предприятия в высокотехнологичные.

Согласно данным Harvard Business Review, представленным на рисунке 1, Россия занимает переходную позицию между перспективными странами и лидерами. То есть, Россия имеет большой потенциал цифровизации и постепенно наращивает темпы развития этой отрасли.

Рисунок 1. Развитие цифровой экономики,2017 год.

Следует признать, что Россия начала развивать цифровую экономику относительно поздно, поэтому не занимает ведущие позиции по этому показателю в мире. В связи с этим, в планах государства стоит цель попасть в топ 20 государств по этому показателю к 2020 году.

Особое место в программе цифровизации экономики России занимает развитие кибербезопасности и усовершенствование внутреннего финансового контроля. К 2020 году Россия должна занять 10 место в рейтинге кибербезопасности, а в 2025 году – 8. Таким образом, можно утверждать, что развитие безопасности является одним из приоритетов программы «Цифровой экономики».

Несмотря на необходимость внутреннего контроля, государство должно придерживаться принципа умеренного вмешательства в развитие современных экономических отношений, при этом сохраняя за собой функцию контроля и защиты прав участников процесса.

При осуществлении финансового контроля в условиях цифровизации экономики исполнительные органы власти имеют ряд проблем. Основной проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы в этой отрасли. Можно сказать, что нормативно-правовая база для регулирования цифровой экономики пишется с нуля. Современная нормативная база в Российской Федерации не учитывает основных свойств новой высокотехнологичной экономики – большой значимости нематериальных активов, открытия и сглаживания границ рынков.

Для изменения нынешней ситуации, до 2020 года предполагается, что появится около 50 совершенно новых законов о цифровизации экономики. Данные мероприятия внесут определенную ясность и регламентируют данный процесс.

Еще одним важным аспектом, усложняющим внутренний финансовый контроль и дополняющим вышесказанное, является определение и идентификация всех участников финансовой системы. В частности, при реализации бюджетных обязательств в условиях цифровой экономики появляется вопрос о юридической силе электронных документов. Кроме этого, существует проблема регламентации стандарта электронной подписи, которая является гарантом исполнения наложенных обязательств.

Прежде всего, все выше сказанное касается исполнения бюджетных обязательств, так как данные мероприятия имеют общегосударственные значения и связаны с благосостоянием граждан. В условиях цифровизации экономики перед Федеральным Казначейством стоит очень сложная и ответственная задача. Необходимо обеспечивать объективные и законодательно-обоснованные проверки, ревизии и обследования. В связи с этим, возникают новые вопросы, связанные с проведением ревизии нематериальных цифровых активов, определением их юридической природы.

Также, необходимо регламентировать санкционные действия в отношении субъектов, нарушающих бюджетные или другие финансовые отношения. Следует признать, что в условиях цифровой экономики это может вызывать сложности. Кроме этого, необходимо усовершенствовать законодательство в сфере киберпреступлений в целом, которое в свою очередь повлияет и на бюджетные отношения.

Одной из проблем внутреннего финансового контроля в условиях цифровизации экономики является огромная территория России. Каждый регион Российской Федерации обладает своими уникальными особенностями, которые необходимо учитывать при организации как бюджетных, так и других отношений. Выше было отмечено, что в ближайшие годы все удаленные районы должны быть обеспечены интернетом и другими видами связи. Данное мероприятие требует больших финансовых и трудовых вложений. В данном контексте возникает новая проблема, замедляющая цифровизацию экономики. Для развития цифровой экономики важным фактором является финансовая грамотность населения. Многие граждане и юридические лица, особенно в отдаленных районах, неохотно осваивают современные технологии, предпочитая им традиционные. Кроме этого, у населения существует страх перед инновациями. Для них они выглядят сомнительными и ненадежными. В связи с этим, основной задачей государства является познакомить граждан с современными технологиями и поменять их менталитет в этом отношении. Перед органами внутреннего финансового контроля стоит не менее важная задача – расширить деятельность муниципальных органов внутреннего финансового контроля. Данная мера позволит более качественно и детально анализировать бюджетный процесс в регионах.

Несмотря на все сложности в области осуществления внутреннего финансового контроля, связанные с реализацией проекта цифровизации экономики, появляются неоспоримые преимущества. К подобным преимуществам, которые приносят свои плоды, относится повышение ликвидности Единого Казначейского Счета, то есть сокращается временной период, за который производятся своевременные выплаты сектора государственного управления. Кроме этого, сокращается общее время казначейских проверок. Вся информация становится более структурированной и достоверной. Кроме этого, благодаря цифровизации экономики, значительно сокращается количество производимых операций, что в свою очередь позволяет сократить расходы на проведение проверок.

Подводя итог всему выше сказанному, можно утверждать, что развитие современной мировой экономики напрямую связано с развитием цифровой экономики, современных технологий и новых методов ведения экономических отношений. Россия, как полноправный участник мировых экономических и политических отношений, должна поддерживать общемировые тенденции. При реализации проекта цифровой экономики все органы власти должны работать слаженно и постоянно взаимодействовать между собой. Особое внимание необходимо уделить внутреннему финансовому контролю. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, связаны с контролем осуществления бюджетного процесса. Данный процесс имеет общегосударственное значение и затрагивает в разной степени всех участников финансовой системы государства. Добросовестный и качественный внутренний финансовый контроль приведет к более продуктивному росту цифровой экономики, что в свою очередь окажет положительное влияние на развитие российской экономики в целом. В результате, положительно изменятся все макроэкономические показатели, которые позволят вывести экономику России на новый уровень.

Список литературы

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы, средства его осуществления. Следует отметить, что в финансовом законодательстве и соответствующей литературе отсутствуют единообразие и последовательность в использовании применительно к финансовому контролю терминов «метод», «форма», «вид». Например, ст.265 БК РФ формами финансового контроля называет предварительный, текущий, последующий контроль. В то же время НК РФ (ст.82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений ит.п. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Выделяют следующие виды методов финансового контроля: наблюдение; проверка, обследование, анализ, ревизия и аудит.

Необходимо различать методы финансового контроля и отдельные контрольные действия. Например, в ходе проверки могут осуществляться следующие контрольные действия: допрос свидетелей, выемка документов, осмотр помещений и т.д., которые сами по себе самостоятельным мероприятием финансового контроля не являются.

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах. (Химичева Н.И. Финансовое право)

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверка — это контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).

Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ — это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизия – это основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется: 1) в содержании; 2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); 3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры); 4) в том, что ревизия проводится только комиссионно; 5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации убедительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными активами;

8) операции, связанные с инвестициями;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими

лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г. № 43-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации».

Виды ревизии. По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические.

Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. Устанавливают обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии. Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. (Юлин Б.А., Алексеев В.Б., Алексеева Д.В., Григорьев Д.В. Финансовое права Российской Федерации)

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимом в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом.

Виды аудита. Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим ФЗ.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. (Голосов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. – М.: бухгалтерский учет, 2009)

Если рассматривать сходства ревизии и аудиторской проверки то можно обнаружить, что они сходны по предмету, т.е. изучают

-финансовое состояние хозяйствующих субъектов

-ведение бухгалтерского учета

-достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности

-соблюдение при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего финансового законодательства Российской Федерации.

А также по технике проведения — используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д.

УДК 330 ББК 65

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ЕЛЕНА ИВАНОВНА КУЗНЕЦОВА,

профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор E-mail: elenkuz90@mail.ru СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАМОНЕНКО, адъюнкт кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: gss.oper@mail.ru

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономическая безопасность) Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается значение финансового мониторинга как метода контроля, используемого государством для управления экономической безопасностью, описаны теоретические подходы к понятию «финансовый мониторинг» в российской науке, рассмотрены особенности финансового мониторинга в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: управление, финансовый мониторинг, обеспечение, экономическая безопасность, государство.

Keywords: management, financial monitoring, ensure, economic security, the state.

В последнее время наметилась вполне очевидная тенденция в направлении исследований вопросов обеспечения экономической безопасности. От индикативного подхода и исследования критериев измерения экономической безопасности в научных работах все большее внимание уделяется вопросам управления. Появились исследования, характеризующие обеспечение экономической безопасности в стратегическом развитии страны, предполагающие активные управленческие действия со стороны государства с целью развития экономики, доминирование профилактических мероприятий в обеспечении экономической безопасности, постоянное совершенствование методов борьбы с противоправной деятельностью в экономической сфере.

В этой связи обеспечение экономической безопасности страны в стратегическом измерении возможно лишь при условии сочетания целостного комплекса мер, который включает в себя широкий спектр аспектов жизнедеятельности общества как во внутренней, так и в международной экономической деятельности.

Важнейшими элементами системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время являются:

• прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и могущих возникнуть факторов и явлений, представляющих угрозу экономической безопасности страны;

• мониторинг и анализ факторов и явлений, определяющих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности для государства;

• разработка и осуществление органами исполнительной власти мероприятий по предотвращению возможных угроз экономической безопасности России в различных отраслях и сферах экономики;

• экспертиза проектов законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения безопасности государства в области экономики.

На современном этапе развития можно выделить два направления в обеспечении экономической безопасности:

• обеспечение макроэкономической стабильности путем применения в основном экономических и административных мер, методов, средств;

• противодействие негативным, в том числе криминальным, теневым и другим проявлениям в экономике путем применения правоохранительных, в том

числе оперативных, оперативно-розыскных и т.п. мер, методов и средств обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, целями формирования системы обеспечения экономической безопасности являются, с одной стороны, создание условий обеспечения устойчивости национального хозяйства в ситуации неопределенности международных, социально-экономических, политических и других факторов, а также стабильности развития российской экономики, достижения достойного качества и уровня жизни граждан, а с другой, — обеспечение защищенности экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими преступными элементами, которая достигается путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, включая профилактику, борьбу и устранение причин и условий их порождающих.

При усилении глобализационных процессов государственные органы, обеспечивающие экономическую безопасность, столкнулись с повышением уровня и ускорением информационных потоков в мировой экономической системе. Поэтому появилась необходимость анализа, своевременной оценки информации о состоянии российской экономики, региональных экономик и мировой экономики в целом, прогнозирования динамики экономических процессов и явлений. Без этого невозможно принимать правильные решения в экономической сфере, в том числе и в целях обеспечения экономической безопасности, прогнозировать важнейшие параметры социально-экономического развития, выбирать средства обеспечения экономической безопасности1.

На наш взгляд, представляется актуальным рассмотреть в данном случае возможности финансового мониторинга как средства государственных органов иметь четкое представление об экономической деятельности и как метод финансового контроля одновременно.

Системной целью государства в функционирующей в конкурентных условиях экономике является противодействие угрозам и вызовам со стороны внешней (мировое хозяйство или возможность неэкономических воздействий со стороны его участников) и внутренней среды, усиление устойчивости национальной экономической системы.

Снижение либо устранение государственного участия во многих сферах жизнедеятельности общества формирует экономические риски (угрозы) на ближайшую и отдаленную перспективу. Это относится к целому ряду социально-экономических сегментов, являющихся определяющими для экономического развития. Сюда можно отнести государственную промышленную, структурную и производственно-региональную экономическую политику. В данном случае можно говорить о возникновении стратегических и тактических угроз экономической безопасности.

Процессный подход в управлении, как известно, был впервые предложен классической школой ме-

неджмента (Анри Файоль)2 при описании последовательности функций субъекта управления. Однако, эта школа, во-первых, рассматривала эти функции как не зависимые друг от друга; во-вторых, относила их исключительно к субъекту управления. Современный процессный подход, в противоположность этому, рассматривает теснейшую взаимосвязанность управленческих функций вследствие наличия единого объекта управления — процесса, представляющего собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (методология ISO 9000). В процессе своей реализации общая функция управления экономикой декомпониру-ется в виде набора известных управленческих функций А. Файоля: целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования.

Согласно процессному подходу государство в экономике осуществляет следующий управленческий цикл: в соответствии с так или иначе сформулированной общенациональной целью (функция целеполагания и планирования) «запускает» механизм самоорганизации национальной экономики (функция организации и мотивации), контролирует, корректирует и регулирует возникающие в этом процессе сбои (функция контроля и регулирования). Последние — в условиях уже «запущенного» или стабильно протекающего процесса воспроизводства становятся решающими.

В выполнении государством контрольной функции предлагается рассматривать финансовый мониторинг, как его метод, представляющий собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в экономической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт финансового мониторинга получил нормативно-правовое закрепление в России в большей степени в рамках противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, что не исключает возможности его применения в иных областях финансово-экономической сферы.

Рассмотрим теоретические подходы к понятию финансовый мониторинг в российской науке (табл.1).

Таблица 1

Основные теоретические подходы к понятию финансовый мониторинг

Теоретические подходы Представители Характеристика (признаки) Элементы

Правоохранительный Городецкий А.Е., Каюмова Е.Ф. Обнаружение действий, являющихся предпосылкой преступных деяний Экономический анализ, проводимый в целях выявления преступлений

Экономический Сенчагов В.К., Подкуйко М.С. Диагностика и выявление негативных (кризисных) явлений в какой-либо сфере экономики Индикаторы экономической безопасности

Противодей-

ствие лега-

Зубков В.А., Фи- лизации (от- Финансо-

туни Л.Л., Про- мыванию) вые уч-

Институ- шунин М.М., доходов, реждения,

циональ- Морозов Е.С., полученных Росфинмо-

ный Тарасов А.Ю., преступным ниторинг,

Нагорных И.А. путем, или надзорные

Григорьев Б.А. финансиро- органы

ванию тер-

роризма

В основу сгруппированных нами подходов, представленных выше, было положено основное условие, предъявляемое каждым автором к понятию финансовый мониторинг.

С точки зрения А.Е. Городецкого и Е.Ф. Каюмовой финансовый мониторинг входит в содержание финансово-экономического расследования, наряду с финансовым контролем и оперативно-служебной деятельностью.

Они предложили определить финансовый мониторинг как систематическое наблюдение и анализ «движения» денежных потоков, направленные на предупреждение и выявление правонарушений в финансово-экономической сфере3, что позволило нам определить такой подход как правоохранительный.

Для представителей экономического подхода -В.К. Сенчагова и М.С. Подкуйко — финансовый мониторинг является частью механизма финансовой безопасности страны и является информационно-аналитической системой наблюдений за динамикой ее индикаторов, дающих возможность оценить уровень финансовой безопасности государства.

Сторонники иституционального — подхода В.А. Зубков, Л.Л. Фитуни, М.М. Прошунин, Е.С. Морозов, А.Ю. Тарасов, И.А. Нагорных, Б.А. Григорьев — рассматривают финансовый мониторинг как комплекс мер, принимаемых компетентными органами государства и финансовыми учреждениями в целях борьбы с операциями, связанными с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма. Основной орган — Росфинмониторинг.

Представленные взгляды на сущность категории «финансовый мониторинг» показывают то многообразие задач, которые он может решать для обеспечения экономической безопасности страны.

Таким образом, финансовый мониторинг — это совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки и анализа информации, прогнозирования динамики всех экономических процессов, явлений и операций, которая может использоваться в разных направлениях

обеспечения экономической безопасности как для оценки состояния экономики государства, региона, так и для выявления условий, способствующих совершению правонарушений в экономической сфере, а также борьбы с этими правонарушениями, в том числе с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Рассмотрим особенности финансового мониторинга, осуществляемого органами, входящими в систему обеспечения, в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

Первое направление обеспечения экономической безопасности, где используется финансовый мониторинг, заключается в диагностике экономической безопасности, т.е. оценке угроз экономической безопасности, выявлении негативных (кризисных) явлений в какой-либо сфере экономики страны. Диагностика экономической безопасности осуществляется в ходе финансового мониторинга (анализа) данных угроз и явлений. В процессе мониторинга выявляются изменения, происшедшие в уровне экономической безопасности государства, сфере экономики, в которых наиболее сильно действие угроз национальным интересам России, причины и факторы, определившие эти угрозы. Таким образом, финансовый мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, -оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности.

Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, осуществляется, прежде всего, при подготовке аналитических материалов и документов по социально-экономическому развитию страны.

Финансовый мониторинг осуществляется путем использования показателей экономической безопасности — индикаторов (около 150 основных показателей, например: объем ВВП, валовой сбор зерна, уровень безработицы, уровень инфляции, внешний долг, золотовалютные резервы, дефицит федерального бюджета, доля импорта в продовольствии и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме самих индикаторов, важную роль играют пороговые значения показателей экономической безопасности. Это инструменты экономической безопасности, представляющие собой количественные характеристики, определяющие пределы между безопасными и опасными явлениями в различных областях экономики. В ходе финансового мониторинга осуществляется сравнение количественных значений индикаторов с их пороговыми значениями. Такая диагностика дает ответы на вопросы: какие сферы экономики находятся в опасной зоне; какова глубина вхождения в эту опасную зону; где и по каким индикаторам наиболее сильно действуют угрозы национальным интересам страны в области экономики?

Финансовый мониторинг позволяет не только фиксировать уже появившиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать наиболее вероятные угрозы, которые могут появиться в будущем.

Второе направление обеспечения экономической безопасности связано с противодействием правонарушениям в финансовой сфере. К ним относятся: нецелевое использование государственных средств; незаконный вывоз или невозвращение капитала из-за границы; незаконное получение кредита; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; криминальное банкротство; уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей; теневая экономическая деятельность; деятельность транснациональных криминальных корпораций и др.

Распространенность указанных явлений в основных сферах и отраслях российской экономики, трудности выявления, анализа, учета и расследования негативно воздействуют на экономику страны, отрицательно сказываются на криминальной обстановке в обществе, подрывают авторитет и силу закона, государственных институтов, ведут к ущемлению законных интересов и прав граждан.

Финансовый мониторинг как способ систематического наблюдения и анализа за «движением» денежных потоков является одним из инструментов борьбы с вышеперечисленными явлениями и проблемами, которые они порождают; позволяет обнаружить действия, являющиеся предпосылкой преступных деяний. В ходе такого мониторинга фиксируются и анализируются как уже совершенные явления, так и выявляются и диагностируются наиболее вероятные нарушения, которые могут появляться в будущем.

Важное место в системе обеспечения экономической безопасности России занимает национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Многие исследователи, говоря о системе финансового мониторинга России, имеют в виду именно национальную систему ПОД/ ФТ. Под термином легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, понимается деятельность по сокрытию источника происхождения денежных средств или имущества, полученных в результате совершения какого-либо преступления, придание источнику видимости законного с целью избегания подозрения правоохранительных органов и предотвращения выявления следов уличающих доказательств.

Сама национальная система ПОД/ФТ включает в себя две основные подсистемы, призванные решать конкретные взаимосвязанные задачи: правоохранительную деятельность и финансовый мониторинг. Сам финансовый мониторинг подразделяется на организацию первичного финансового мониторинга и на государственный финансовый мониторинг.

Основной задачей правоохранительной подсистемы является выявление и расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма правоохранительными органами. Отношения в рамках данной подсистемы регулируются в основном уголов-

ным и уголовно-процессуальным законодательством.

Подсистема финансового мониторинга решает основные задачи по реализации превентивных мер по предупреждению легализации преступных доходов, недопущению фактов финансирования терроризма4.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и другие лица, в чьи обязанности по законодательству входит выявление подозрительных операций, которые могут являться операциями по легализации преступных доходов, и сообщение о них в Росфин-мониторинг. Это кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, тотализаторы и букмекерские конторы, операторы по приему платежей, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и др.

Государственный финансовый мониторинг осуществляется непосредственно Росфинмониторингом и соответствующими контролирующими органами власти, к которым относятся Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пробирная палата России, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в области ПОД/ФТ, а также выработки государственной политики, нормативно-правового регулирования и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и выполняющим задачу обеспечения финансовой безопасности государства. Росфинмониторинг не входит в систему правоохранительных органов государства, не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, ограничиваясь использованием контрольно-финансовых методов. Росфинмониторинг — центральное связующее звено в системе ПОД/ФТ.

Также необходимо отметить, что новые международные стандарты в рамках обеспечения финансовой безопасности обозначили другие направления, цели и задачи системы финансового мониторинга, например:

• оценка национальных рисков в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, которая должна быть направлена на упреждение, оздоровление и профилактику экономики Российской Федерации;

• установление бенефициарных собственников организаций и лиц, осуществляющих банковские переводы с целью усиления борьбы с преступной, в т.ч. террористической деятельностью;

• контроль расходования средств в компаниях с государственным участием с целью усиления борьбы с коррупционными проявлениями в данной сфере.

Подводя итог, можно сказать, что финансовый мониторинг является важным инструментом государства для осуществления своих контрольных функций в сфере экономической безопасности.

Литература

1. Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. № 40. С. 131-135.

4. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28). С. 30-34.

6. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

7. Подкуйко М.С. Особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России в условиях глобализации // Финансовые исследования. 2008. № 2. С. 5-12.

8. Попкова Е.Г., Акимова О.Е. Основы финансового мониторинга: Учеб. пособ. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2014.

9. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2008. № 2. С. 43-50.

10. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник. М.: Изд-во Дело, 2005.

11. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: ДиС, 2001. С. 156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorodetsky A.E., Kayumova E.F. Financial-economic inquiry economic security // Audit and financial analysis. 2007. № 1. P. 1-8.

6. Oleinikov E.A. Economic and national security: Textbook. M.: publishing house «Examination», 2005.

8. PopkovE.G., Akimova O.E. Fundamentals of financial monitoring: Tutorial. M.: publishing house of the IN-FRA-M, 2014.

9. Proshunin M.M. Financial monitoring: subjects, objects and value // Vestnik RUDN, a series of Legal science. 2008. № 2. P. 43-50.

10. Senchagov V.K. Economic security of Russia. General course. The tutorial. M.: Publishing Business, 2005.

11. Fayol A. General and Industrial Management. M.: D&S, 2001. P. 156.

1 Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28) С. 30-34.

2 Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: ДиС, 2001. С.156

4 Попкова Е.Г., Акимова О.Е. Основы финансового мониторинга: Учеб. пособ. М.: Издательство ИНФРА-М, 2014. С. 35.



По времени осуществления выделяют: предварительный, текущий, заключительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Это входной контроль всех видов ресурсов, его цель — обеспечение требуемых условий для бесперебойной и качественной работы организации. По своему содержанию это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и пр. к работе.

Управленческая система проверяется на соответствие существующей структуре организации, качество уже принятых решений, подготовленных документов, их адекватность имеющимся требованиям, правильность оформления, степень ознакомления с ними исполнителей, усвоения ими стоящих задач, что во многом предопределяет успех будущей работы.

Предварительный контроль за персоналом призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают профессиональную пригодность сотрудников, определяют их потенциальную способность выполнения предстоящей работы. Такой контроль осуществляется на основе заранее разработанных требований, предъявляемых к каждой категории специалистов с помощью разного рода тестов, собеседовании, экзаменов.

В сферу предварительного контроля персонала входят и такие вопросы, как понимание людьми целей своей деятельности, знание прав, обязанностей, норм выработки, условий поощрения. Контроль персонала призван, также следить за подготовкой и переподготовкой кадров, их инструктированием, условиями для творчества и рационализаторства.

Третье направление предварительного контроля — состояние материальных и финансовых ресурсов организации. По отношению к материальным ресурсам проверяется наличие на складах запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, соответствие их структуры и количества потребностям производства, гарантированность поставок.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов организации и является ее бюджет или смета, позволяющие проверить надежность их источников и обоснованность предстоящих расходов. Обычно эти документы составляются, исходя из прежнего опыта, но по ряду категорий затрат простая статистика прошлых лет не дает достаточной информации для определения необходимых расходов в новых условиях, поэтому контроль может опираться также на данные других организаций и среднеотраслевые показатели.

Текущий контроль выполняется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его цель — совершенствование деятельности, координация ее для достижения цели. Задача такого контроля — своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.

Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и качественным показателям: — уровню производительности труда, внедрению и использованию достижений НТР, новых методов работы, технологий как в организации в целом, так и в ее подразделениях.

Оперативный контроль, который на практике сливается с (итеративным управлением, проводится буквально одновременно с выполнением основной работы, ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса (последовательность операций, нормы времени на их выполнение, качество труда); загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов, незавершенного производства и готовой продукции, уровень текущих затрат, текущее расходование денежных средств. На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль.

Важнейшим объектом предварительного и текущего контроля является качество продукции и услуг. Отправным моментом служит разработка стандартов, исходящих из производственных условий, традиций самого предприятия, требований рынка.

Текущий контроль может быть сплошным (статистическим) и выборочным (если число его объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие).

Сплошной контроль требует высоких затрат, поэтому, когда необходимо принять решение о приемке большой партии изделий, применяют выборочный контроль по результатам испытаний.

Выборочный контроль требует меньше затрат, но связан с риском случайных ошибок. Их можно снизить путем увеличения размера выборки, но при этом соответственно будут расти расходы.

Важную роль в повышении эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта, представляющая собой схему, на которую нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений в обусловленные сроки, что позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.

В настоящее время в ряде стран, и в первую очередь в Японии, основное внимание уделяется не выявлению и исправлению отклонений от стандартов качества, а на предупреждение их появления. Для этого широко внедряются методы самоконтроля, стимулируется работа кружков качества и т.п.

Заключительный контроль (итоговый)производится после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели: формирование мотивационных вознаграждений; корректировка поведения руководителя, принимаемых решений; формирование планов на будущее на основе анализа результатов.

Выделяют следующие основные виды контроля.

По типу:

  • традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;
  • опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;
  • предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный и др.).

По объектам, каковыми являются:

  • состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;
  • эффективность производственной деятельности;
  • промежуточные и конечные результаты;
  • затраты, потери и их виновники;
  • достоверность, качество, доступность, полнота информации;
  • сроки исполнения принимаемых решений;
  • имидж организации;
  • сохранение коммерческой тайны и т. д.

По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники). По интенсивности (нормальный или усиленный).

По месту осуществления. Летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка). Стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель сам следит за своей работой).

По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий — исправить положение дел).

По методам:

• фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;

• документальный происходит на основе сверок и проверок документов;

• оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

По стадиям осуществления. В соответствии с указанным признаком выделяют три основных вида контроля:предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Система управления проверяется на соответствие существующей структуре организации; принятые решения и подготовленные документы — на правильность оформления, известность исполнителям, понимания теми своих обязанностей, что во многом предопределяет успех будущей работы.

Предварительный контроль персонала призван прежде всего ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать стоящие задачи. Кадровые службы на основе тестов, собеседований, экзаменов должны тщательно оценить профессиональную пригодность сотрудников, уровень их подготовки, усвоения инструкций, знание прав, обязанностей, норм выработки, условий поощрения.

Третье направление предварительного контроля — состояние материальных и финансовых ресурсов организации.

В первом случае речь идет о наличии на складах достаточных запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, соответствии их структуры и количества потребностям производства, гарантированности поставок.

Финансовое состояние организации контролируется с помощью бюджета или сметы. Объектами изучения здесь являются надежность источников денежных средств и обоснованность предстоящих расходов. Обычно эти документы составляются исходя из опыта. Но по ряду категорий затрат статистика прежних лет не дает достаточной информации для определения необходимых расходов в новых условиях, поэтому контроль может опираться также на данные других организаций и среднеотраслевые показатели.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации.

Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.

Оперативный (административный) контроль (на практике он сливается с оперативным управлением) проводится одновременно с выполнением основной работы.

Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или начальником производственного отдела. Объектами здесь являются: оперативная подготовка производства, движение изделий в рамках технологического процесса (соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, загрузка оборудования, наличие запасов и заделов на межцеховых складах, выполнение плана по номенклатуре и отгрузке продукции), уровень текущих затрат, дисциплина и т. д.

На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль (точности их выполнения, качества изделий). Он может быть сплошным (предполагает проверку всех без исключения объектов) и выборочным (если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие.

Выборочный контроль требует меньших затрат, но связан с риском случайных ошибок, число которых можно снизить путем увеличения размера выборки (при соответствуюшем росте расходов).

Важную роль в повышении эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта. Она представляет собой схему, где нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений, что позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.

В настоящее время в ряде стран, и в первую очередь в Японии, основное внимание уделяется не выявлению и исправлению отклонений от стандартов, а предупреждению их появления. Для этого широко внедряются методы самоконтроля, стимулируется работа кружков качества и т. п.

Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх