Куперс

Бухучет и анализ

3 ступень контроля

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня управления осуществляют контроль ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц.

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На первой ступени контроля рекомендуется проверять:

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

проводится комиссией по охране труда один раз в месяц.

На третьей ступени проверяют::

  1. выполнение мероприятий по первой и второй ступеням контроля;

  2. выполнение организационно — распорядительных документов по охране труда (приказов, распоряжений, предписаний);

  3. выполнение мероприятий, указанных в планах по улучшению условий труда, коллективных договорах, соглашениях по охране труда;

  4. выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев;

  5. техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий;

  6. соответствие оборудования требованиям нормативно-технической документации по охране труда;

  7. эффективность работы вентиляционных установок;

  8. обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

  9. обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, их состояние;

  10. организацию лечебно-профилактического обслуживания работников;

  11. состояние кабинетов охраны труда;

  12. состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

  13. организацию и качество проведения обучения и инструктажей работников по безопасности труда;

  14. подготовленность персонала структурных подразделений организации к работе в аварийных условиях;

  15. соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Третья ступень контроля проводится один раз в месяц комиссией, возглавляемой руководителем учреждения и председателем профсоюзного или иного представительного органа работников. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Проверка проводится в присутствии руководителя и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда проверяемого участка.

График проверки согласовывается с профсоюзным или иным представительным органом работников, утверждается руководителями учреждения.

Проведение в установленное для третьей ступени время совещаний, не касающихся вопросов охраны труда, или отвлечение членов комиссии от участия в ее работе запрещается.

На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

  • выполнение предписаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений вышестоящих органов, приказов и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими документами;

  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых, несчастных случаев со смертельным исходом и аварий;

  • состояние дел по аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

  • соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности и другой нормативно-технической документации по охране труда; эффективность работ приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газо- улавливающих устройств;

  • выполнение графиков планово-предупредительного ремонта учебного и производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

  • обеспеченность обучающихся и работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

  • обеспеченность обучающихся и работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

  • проведение периодических медицинских осмотров;

  • обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов;

  • состояние уголков и кабинета охраны труда;

  • организацию и качество проведения обучения и инструктажей с обучающимися и работающими по безопасности труда;

  • пересмотр инструкций по охране труда;

  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

  • состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и др.

Результаты проверки должны оформляться актом и обсуждаться на совещаниях у руководителя учреждения. На совещании рассматривается положительный опыт, а также заслушиваются руководители участков, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения государственных стандартов безопасности труда, правил и норм охраны труда. Проведение совещания оформляется протоколом, по его итогам издается приказ с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.

Целесообразно проведение третьей ступени контроля совмещать с «Днем охраны труда», проводимым в учреждении. Акт проверки состояния охраны труда на III ступени контроля идентичен акту проверки результатов проведения «Дня охраны труда».

Проведение «Дня охраны труда» должно способствовать улучшению общего состояния условий труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности в учреждении; усилению контроля со стороны руководителя и специалиста за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда.

  • СТРАТЕГИЯ «РОСНЕФТЬ-2022»
  • ПОЛИТИКА КОМПАНИИ В ОБЛАСТИ ПБОТОС
  • ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПБОТОС
  • УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
  • ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСУ ПБОТОС
  • РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ИСУ ПБОТОС
  • СОТРУДНИЧЕСТВО С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Обеспечение промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (ПБОТОС) – приоритетная задача для ПАО «НК «Роснефть» во всех сферах ее деятельности. Являясь лидером нефтяной отрасли России и одной из крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса в мире, ПАО «НК «Роснефть» осознает характер и масштабы влияния своего бизнеса, и считает своим долгом поддерживать безопасные условия труда для сотрудников и партнеров, обеспечивать безаварийность производства и минимизировать воздействие на окружающую среду.

Для достижения этих целей Роснефть ведет свою деятельность в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, национальных законодательств стран присутствия и нормами международного права; разработала и приняла соответствующий раздел в рамках Стратегии «РОСНЕФТЬ-2022» внедрила и успешно применяет Интегрированную систему управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (ИСУ ПБОТОС) с ее основополагающим элементом — Политикой Компании в области ПБОТОС.

СТРАТЕГИЯ «РОСНЕФТЬ – 2022»

В 2017 году Совет директоров ПАО «НК «Роснефть» одобрил новую Стратегию Компании «Роснефть-2022», установившую, в том числе, стратегические цели, приоритетные направления развития, и целевые показатели в области ПБОТОС.

Основная стратегическая цель ПАО «НК «Роснефть» в области ПБОТОС – к концу 2022 года войти в первую четверть рейтинга нефтегазовых компаний мира по сопоставимым показателям в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, включая показатели травматизма с потерей рабочего времени (LTIF), показатели крупных происшествий в сфере производственной безопасности (PSER-1), удельные показатели по выбросам парниковых газов.

Приверженность целям ООН в области устойчивого развития

Частью Стратегии «РОСНЕФТЬ — 2022» в области ПБОТОС является приверженность Компании целям ООН в области устойчивого развития. При этом, в соответствии с практикой работы мировых нефтегазовых мейджоров, Компания определила пять приоритетных целей, достижению которых она будет способствовать в ходе своей основной деятельности, в числе которых непосредственно относящиеся к ПБОТОС: «Хорошее здоровье и благополучие», «Недорогостоящая и чистая энергия», «Борьба с изменением климата», «Партнерство в интересах устойчивого развития». Задачи, способствующие достижению целей ООН в области устойчивого развития, интегрированы в текущую деятельность Компании в области ПБОТОС.

ПОЛИТИКА КОМПАНИИ В ОБЛАСТИ ПБОТОС

Руководствуясь целями Стратегии «РОСНЕФТЬ – 2022» и задачами обеспечения безаварийной производственной деятельности, безопасных условий труда работников, охраны окружающей среды и сохранения здоровья населения, проживающего в регионах деятельности Компании, ПАО «НК «Роснефть» реализует принятую Политику в области ПБОТОС в ее обновленной версии, утвержденной Высшим руководством Компании в конце 2018 года. Данная Политика является основополагающим документом, предназначенным для выражения позиции Компании в области ПБОТОС, включая вопросы безопасности дорожного движения, пожарной, радиоционной, газовой, фонтанной безопасности, целостности производственных объектов, предупреждения пожароопасных и аварийных ситуаций и реагирования на них.

Политика в области промышленной безопасности,
охраны труда и окружающей среды

Политика и ежегодно устанавливаемые цели в области ПБОТОС лежат в основе действующей в Компании Интегрированной системы управления ПБОТОС (ИСУ ПБОТОС), объединяющей ресурсы и процедуры для их реализации и достижения.

Основным методом реализации Политики и достижения поставленных целей в части ПБ и ОТ является использование всех инструментов ИСУ ПБОТОС, в частности, выполнение требований законодательства в области ПБ и ОТ; управление рисками; выявление и эффективное использование всех имеющихся возможностей для дальнейшего улучшения результатов в этой сфере.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПБОТОС

Стремление Компании обеспечить защищенность окружающей среды и общества от рисков в области промышленной безопасности, сохранение жизни и здоровья людей, работающих на объектах Компании, безопасность населения, проживающего в регионах ее деятельности, диктует необходимость результативного системного управления деятельностью в области ПБОТОС, пожарной и фонтанной безопасности, безопасной эксплуатации транспортных средств, менеджмента происшествий, предупреждения и реагирования на аварийные ситуации, и т.д на основе современных методов. Эту задачу решает применение Интегрированной системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (ИСУ ПБОТОС), являющейся частью общей системы управления Компании.

ИСУ ПБОТОС внедрена и успешно функционирует в Компании с 2006 года. Ее соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» и OHSAS 18001 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» неизменно подтверждается в ходе сертификационных, надзорных и ре-сертификационных аудитов, проводимых аккредитованными органами по сертификации международного уровня.

В 2018 году в ПАО «НК «Роснефть» в Москве, а также в Обществах Группы (ОГ) бизнес-блоков «Разведка и добыча», «Нефтепереработка и нефтехимия», «Коммерция и логистика», «Газовый бизнес», «Внутренний сервис» проведен очередной сертификационный аудит ИСУ ПБОТОС Компании на соответствие требованиям стандартов ISO 14001:2015 и OHSAS 18001:2007. Аккредитованным органом по сертификации DQS подтверждено ее соответствие указанным стандартам, расширена область сертификации, увеличено количество сертифицированных ОГ с 51 до 57.

Сертификат соответствия
ISO 14001:2015

Сертификат соответствия
OHSAS 18001:2007

ИСУ ПБОТОС является частью системы управления Компании и представляет собой совокупность процессов, процедур, правил, организационной структуры и ресурсов, используемых для разработки и реализации ее Политики и целей в области ПБОТОС на основе результативного управления рисками, возможностями, контроля соответствия требованиям и постоянного улучшения показателей деятельности в данной области.

Область применения ИСУ ПБОТОС включает все виды деятельности, осуществляемые в
ПАО «НК «Роснефть» и в ОГ, которые ввели в действие настоящий Стандарт. В ИСУ ПБОТОС входят представленные на схеме системы управления отдельными направлениями деятельности.

Системы, входящие в ИСУ ПБОТОС, и регламентирующие их документы

Требования ИСУ ПБОТОС, включающие требования соответствующих нормативно-правовых актов РФ и внутренних процедур (стандартов, положений, регламентов, инструкций, и т.д.), обязательны для исполнения всеми работниками Компании, подрядных и субподрядных организаций.

ИСУ ПБОТОС Компании учитывает внешние и внутренние факторы, влияющие на ее способность достигать поставленных целей в области ПБОТОС (т.е. так называемый контекст, или среду Компании), интересы заинтересованных сторон, и основные направления деятельности в этой области, обозначенные в Стратегии и подробно изложенные в качестве принципов в обновленной Политике Компании в области ПБОТОС:

  • ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
  • УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ЦЕЛОСТНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
  • ЭФФЕКТИВНОЕ И ПОСТОЯННО СОВЕРШЕНСТВУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ
  • НАДЕЖНАЯ СИСТЕМА ОТЧЕТНОСТИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ
  • КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ОБЛАСТИ ПБОТОС

Процесс управления рисками в области ПБОТОС является краеугольным камнем ИСУ ПБОТОС Компании, регламентируется введенной в действие 01.01.2019 переработанной версией Положе­ния Компании «Управление рисками в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды», является частью общей системы управления рис­ками Компании и устанавливает единый структурированный процесс выявления опасностей, оценки рисков, планирова­ния и осуществления мер управления ими.

Управление рисками реализуется на не­скольких уровнях администрирования — от руководителей структурных подразде­лений Обществ Группы до топ-менеджеров ПАО «НК «Роснефть». При этом результаты, полученные на более низкой ступени, являются входными данными для принятия необходимых решений на более высоком уровне управления.

Компания управляет рисками в области ПБОТОС, а именно, рисками:

  • аварий, инцидентов, пожаров и других происшествий, связанных с повреждением эксплуати­руемых производственных объектов и оборудования, отклонением от уста­новленных параметров технологиче­ского процесса;
  • причинения вреда здоровью работ­ников, контрагентов или посетителей, а также населения прилегающих территорий;
  • воздействия на окружающую среду при осуществлении производственно­хозяйственной деятельности; предъявления штрафных санк­ций и приостановки деятельности производственных объектов, а также ухудшения деловой репутации и снижения уровня доверия со сто­роны заинтересованных сторон при несоблюдении применимых законо­дательных требований в области ПБОТОС.

По результатам оценки и приоритиза­ции рисков выполняются мероприятия, способствующие предупреждению различных нештатных ситуаций, а также обеспечивается готовность к быстрому и эффективному реагированию в случае их возникновения. Процесс управле­ния рисками ПБОТОС синхронизирован с процессом планирования финансово-­хозяйственной деятельности Компании для обеспечения финансирования установленных мер снижения рисков.

ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСУ ПБОТОС

В целях повышения результативности и постоянного совершенствования ИСУ ПБОТОС, дальнейшего улучшения показателей в области ПБОТОС, в Компании на системной основе осуществляется производственный контроль, производственный экологический контроль, проводятся внутренние и внешние аудиты ИСУ ПБОТОС, анализируются их результаты и результаты расследования происшествий, в случае выявления несоответствий установленным требованиям и обязательствам осуществляется их коррекция и выполняются корректирующие и предупреждающие мероприятия; внедряются лучшие практики в области ПБОТОС; выявляются имеющиеся возможности, актуализируется внутренняя документированная информация ИСУ ПБОТОС (стандарты, положения, инструкции и т.д.); высшее руководство проводит анализ функционирования и результативности ИСУ ПБОТОС по итогам года и принимает решения, направленные на дальнейшее совершенствование ИСУ ПБОТОС, осуществляется управление изменениями.

Компания поддерживает современные тенденции в совершенствовании систем менеджмента профессионального здоровья и безопасности, экологического менеджмента, определяемые Международной организацией по стандартизации (ISO) в виде разрабатываемых ею новых версий международных стандартов. Так, в 2017 – 2018 годах реализован комплекс мер по приведению
ИСУ ПБОТОС Компании в соответствие требованиям актуальной версии международного стандарта ISO 14001:2015 «Система экологического менеджмента», подтвержденное международным органом по сертификации DQS в результате проведенного им в 2018 году сертификационного аудита.

Компания продолжает развивать ИСУ ПБОТОС, своевременно реагируя на изменения как во внешней среде, так и внутри Компании. С этой целью, например, на рубеже 2018 – 2019 годов разработаны и введены в действие новые версии основополагающих документов ИСУ ПБОТОС: Стандарта по лидерству в области ПБОТОС, Стандарта по интегрированной системе управления ПБОТОС, Положения по управлению рисками в области ПБОТОС; в 2018 году в целях более эффективного мониторинга результативности ИСУ ПБОТОС сформирована нормативная база и осуществлен пилотный проект внедрения процедуры классификации и учета событий PSE (Process Safety Events), принятой в международной практике. Осуществлено комплексное обучение персонала Компании для полноценного применения критериев учета событий PSE с их последующим анализом.

Продолжается сотрудничество ПАО «НК «Роснефть» с компаниями-партнерами по различным направлениям производственной и экологической безопасности с целью изучения и применения в
ИСУ ПБОТОС, при условии целесообразности и непротиворечия требованиям российского законодательства, лучших мировых стандартов и практик в области управления безопасностью труда и охраной окружающей среды. При участии Обществ Группы формируются и внедряются совместные целевые программы, проводится информационно-просветительская работа с персоналом Компании и работниками подрядных организаций с целью cистемного развития навыков безопасного поведения и повышения уровня корпоративной культуры в области ПБОТОС.

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ИСУ ПБОТОС КОМПАНИИ

Верхний уровень управления в ИСУ ПБОТОС Компании представлен высшим руководством ПАО «НК «Роснефть» в лице Главного исполнительного директора и топ-менеджеров по бизнес- и функциональным направлениям деятельности. Оперативное управление и координация деятельности в области ПБОТОС в масштабе Компании осуществляется под руководством Вице-президента по промышленной безопасности, охране труда и экологии, возглавляющего Функциональный блок ПБОТОС ПАО «НК «Роснефть» и одновременно являющегося представителем высшего руководства по ИСУ ПБОТОС.

На уровне Обществ Группы периодический анализ результативности ИСУ ПБОТОС и принятие решений по вопросам ее функционирования и развития осуществляет высшее руководство в лице генерального директора Общества Группы, который назначает своего представителя по ИСУ ПБОТОС и наделяет его полномочиями и ответственностью за обеспечение функционирования ИСУ ПБОТОС.

Обсуждение и принятие решений по важнейшим вопросам деятельности Компании в области ПБОТОС осуществляется образованными в ПАО «НК «Роснефть» коллегиальными органами управления: Комитетом по стратегии и устойчивому развитию при Совете Директоров ПАО «НК «Роснефть», а также Комитетом по ПБОТОС ПАО «НК «Роснефть», созданным в 2017 году с целью дальнейшего повышения эффективности деятельности в области ПБОТОС.

Комитет по ПБОТОС рассматривает на регулярной основе вопросы ПБОТОС, включая аналитические материалы, сводные отчеты по выполнению установленных показателей, и принимает решения для достижения Компанией поставленных стратегических целей. В состав Комитета по ПБОТОС входят топ-менеджеры ключевых направлений деятельности Компании. Помимо них, на постоянной основе в заседаниях Комитета принимают участие представители Межрегиональной профсоюзной организации ПАО «НК «Роснефть». Одним из важных решений Комитета в 2018 году была высокая оценка положительного вклада уполномоченных по охране труда из первичных профсоюзных организаций в повышение уровня безопасности труда в Обществах Группы и принятие решения об активизации использования этого ценного ресурса общественного контроля деятельности в области ПБОТОС.

Комитет ПБОТОС на ежеквартальной основе анализирует итоги деятельности Компании в области ПБОТОС, включая мониторинг достижения стратегических целей, а также рассматривает проекты и программы, направленные на снижение рисков в данной области.

В последнем отчетном 2018 году Комитет ПБОТОС провел пять заседаний, на которых было принято более 60 решений по ключевым направлениям развития Компании в области ПБОТОС, в том числе в части планов мероприятий по приоритетным направлениям развития в области ПБОТОС в рамках
Стратегии «РОСНЕФТЬ — 2022» и статуса их реализации; повышения уровня безопасности труда подрядных организаций; рассмотрения результатов расследования крупных происшествий; развития системы экстренного медицинского реагирования на производственных объектах Компании; развития подходов Компании к управлению рисками и целостностью; обеспечения безопасности при авиаперевозках в Компании.

На основании анализа и оценки показателей в области ПБОТОС топ-менеджеры ПАО «НК «Роснефть» — члены Комитета ПБОТОС — вырабатывают единую позицию по реализации актуальных задач ПБОТОС, установлению и контролю ценностей Компании, связанных с безопасным поведением работников. Кроме того, по итогам деятельности Компании в области ПБОТОС формируется ежеквартальный отчет, который затем выносится на рассмотрение Комитета Совета директоров по стратегии и устойчивому развитию и Совета директоров, члены которого активно участвуют в обсуждении данных вопросов, принимая, таким образом, участие в управлении рисками в области ПБОТОС.

Учитывая приоритетный характер деятельности Компании в области ПБОТОС, ПАО «НК «Роснефть» и в дальнейшем планирует совершенствовать менеджмент в области производственной и экологической безопасности, обеспечивая высокий уровень результативности управленческих процессов.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ПАО «НК «Роснефть» активно участвует в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы Российской Федерации в области ПБОТОС. К примеру, в 2018 году работники ПАО «НК «Роснефть»:

  • участвовали в обсуждении 75 проектов нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности и охраны труда, поступивших от органов государственной власти и управления, включая профильные министерства, на предмет оценки их регулирующего воздействия и установления требований: законопроектов, проектов постановлений Правительства
    Российской Федерации, проектов приказов Ростехнадзора, министерств. По большинству из указанных проектов Компания представила свои предложения;
  • приняли активное участие в 12 заседаниях по обсуждению вопросов ПБ и ОТ (включая выездные, с обменом опыта и посещением объектов крупных компаний НГК РФ, с долей участия зарубежных компаний), проводимых Научно-техническим советом Ростехнадзора (НТС Ростехнадзора), Комитетом по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей (КПБ РСПП), Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

Помимо этого, работники ПАО «НК «Роснефть» ведут совместную деятельность с НТС Ростехнадзора, при поддержке КПБ РСПП, по разработке федерального закона «О промышленной безопасности», выступая с предложениями по описанию регулирования отношений, возникающих при осуществлении следующих включенных в проект закона видов деятельности в области ПБ:

1) проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов;
2) изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, замена и вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
3) изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывод из эксплуатации передвижных технических устройств;
4) техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств;
5) экспертиза промышленной безопасности;
6) аудит системы управления промышленной безопасностью;
7) обследование технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов;
8) применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
9) ведение маркшейдерских работ;
10) выполнение сварочных работ на опасных производственных объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.

Обязанности работодателя по осуществлению контроля

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

  • 2-х ступенчатый контроль;
  • 3-х ступенчатый (в отдельных случая 4-х или 5-и).
Ступень Кто проводит? Частота проведения Что проверяется Результаты
1-я Непосредственный руководитель работ Ежедневно перед началом смены и в течение смены — состояние рабочих мест;

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

— работа вентиляционных установок;

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

При обнаружении нарушений принимаются меры к их устранению, производится запись в журнале.
2-я Руководитель структурного подразделения с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда Не реже 1 раза в месяц,

в соответствии с графиком проведения проверок

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при I ступени контроля;

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
— выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
— выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные недостатки устраняются, производится запись в журнале.
3-я Комиссия по охране труда Не реже одного раза в квартал — выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;

— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

— организация медосмотров и других лечебно-профилактических мероприятий.

Результаты обследования (проверки) оформляются соответствующим актом

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма журнала 1-ой ступени контроля

Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

  • Федеральная инспекция труда;
  • федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т.д.).

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх