Куперс

Бухучет и анализ

30 страховые взносы

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» и законопроект, вносящий изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с принятием закона о страховых взносах.

1. Согласно законопроекту «О страховых взносах…», предлагается с 1 января 2010 года заменить единый социальный налог (ЕСН) на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

Законопроектом предусматривается установление с 1 января 2010 года тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размерах действующей ставки ЕСН — 26%, в том числе размер взноса в ПФР составит 20%, в ФСС — 2,9% и ОМС — 3,1%.

Законопроектом предусматривается установление с 1 января 2011 года единых тарифов страховых взносов для всех работодателей в размере 34%, в том числе в ПФР — в размере 26,0 процентов, ФСС — 2,9 процента и фонды ОМС — 5,1 процента.

В 2010 году сохраняются льготные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и других) с повышением в 2011 — 2014 годах. При этом выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

2. Законопроектом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с законопроектом о страховых взносах вводится механизм повышения денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц (валоризация).

С 1 января 2010 года всем пенсионерам будут повышены трудовые пенсии (независимо от вида), при определении размеров которых применяется механизм денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Предусматривается увеличить расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц на 10 процентов и, сверх того, на 1 процент за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер, как составная часть страховой части трудовой пенсии, подлежащий индексации по правилам индексации страховой части. С 1 января 2015 года, величина фиксированного базового размера будет увеличиваться на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет.

В законодательство вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан». С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального (социального) обеспечения и ежемесячной денежной выплаты не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Кроме того, устанавливаются виды страхового обеспечения застрахованных лиц (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, а также на погребение), порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

Предусматривается замена установления максимальных размеров пособий, возмещающих застрахованному работнику утраченный заработок, на их исчисление из фактического заработка застрахованного с учетом установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо (415,0 тыс. рублей).

Так, размер пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от страхового стажа работника — 60 процентов заработка при стаже до 5 лет; 80 процентов — от 5 до 8 лет; 100 процентов — 8 и более лет. Соответственно максимальная сумма выплаты этого пособия может составить в 2010 году в расчете за полный календарный месяц 20 750, 27 660 и 34 583 рубля (в 2009 году — 18 720 рублей).

Максимальная сумма выплаты пособия по беременности и родам будет составлять (100 процентов заработка независимо от стажа) в 2010 году 34 583 рубля (в 2009 году — 25 390 рублей).

Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, предлагается выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы в ФСС, без ограничения его максимального размера суммой в 7 492 рубля, как это предусмотрено в настоящее время. С учетом установления предельной величины базы для начисления страховых взносов на физическое лицо, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных граждан составит 13833 рубля.

Уплата страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС в 2019 году. Подробнее о том, кто именно, когда и по какому тарифу обязан платить взносы.

Организации и индивидуальные предприниматели должны платить страховые взносы с зарплаты и вознаграждения своих сотрудников.

Сколько платить

Страховые взносы без льгот платят по ставке 30 %:

  • 22 % — на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1 % — на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Если попадаете под льготу, процент будет меньше. Список льгот смотрите в п.1 ст. 427 НК РФ.

Ещё есть взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — сокращённо взносы «на травматизм». Тариф таких взносов зависит от вида деятельности и класса профессионального риска. Разбег от 0,2% до 8%. Это единственный вид взносов, который по-прежнему платят в ФСС, все остальные — в налоговую.

Как отчитаться

По взносам отчитываются ежеквартально: отчётом РСВ в налоговую и 4-ФСС в ФСС. Если у вас больше 25 сотрудников, отчитывайтесь электронно.

Подробнее о том, кто именно, когда и по какому тарифу обязан платить взносы, читайте в статьях этого раздела.

Сдайте расчет по страховым взносам в срок и без ошибок.

Страховые взносы не относятся непосредственно к зарплате сотрудников, т.к. они не удерживаются из зарплаты, как, например, НДФЛ. Их платит работодатель. Но по действующему законодательству нужно рассчитывать страховые взносы и отображать в отчетности в Пенсионный фонд по каждому сотруднику отдельно. Поэтому бухгалтер занимается и их расчетом.

На данный момент работодатель выплачивает взносы в следующие фонды:

  • ПФР (взносы делятся на страховую и накопительную часть),
  • Фонд медицинского страхования,
  • Фонд социального страхования (уплачиваются взносы на страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством и взносы на страхование от несчастных случаев (на травматизм).

Расчет взносов в фонды и их тарифы установлены главой 34 НК РФ. Страховые взносы начисляются на все выплаты, связанные с трудовыми отношениями, а также выплаты физическим лицам по договорам подряда. Необлагаемые выплаты четко перечислены в статье 422 НК РФ.

Основной тариф страховых взносов составляет 30%. 22% — в ПФР, 2,9% — в ФСС и 5,1% — в ФОМС. Кроме того, законом установлены предельные базы для начисления страховых взносов в пенсионный фонд и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Год

2015

2016

2017

2018

2019

Предельная база для начисления взносов на ВНиМ

670 000

718 000

755 000

815 000

865 000

912 000

Предельная база для начисления взносов на ОПС

711 000

796 000

876 000

1 021 000

1 150 000

1 292 000

В пределах базы взносы в ПФР выплачиваются в полном размере. Если доход сотрудника превышает базу, то с суммы превышения уплачиваются только взносы в ПФР в размере 10%. Это правило применимо для работодателей, которые платят взносы по основному тарифу, льготники после достижения предельного уровня дохода перестают платить взносы за сотрудника. Доход, полученный сверх базы по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства не облагается взносами. Для взносов на ОМС, а также для взносов от несчастных случаев лимит базы не устанавливается — этими взносами облагается весь полученный за год доход работника.

В статье 427 НК РФ перечислены льготные категории и установлены льготные тарифы для некоторых категорий плательщиков. Например, для благотворительных организаций, которые находятся на УСН, установлен тариф страховых взносов 20%. Они платят страховые взносы только в ПФР.

Отдельным федеральным законом 125-ФЗ регламентируются расчеты уплаты страховых взносов на травматизм в ФСС. Для каждой организации устанавливается свой тариф страховых взносов в соответствии с классом профессионального риска. Тариф может быть от 0,2% до 8,5%. Его организация узнаёт, когда становится на учет в ФСС и подтверждает свой вид деятельности.

Страховые взносы. Кто и когда обязан платить? Взносы в ПФР и ФФОМС. Взносы в ФСС. Уплата взносов через интернет.

Взносы в ПФР и ФФОМС

Страховые взносы в эти внебюджетные фонды обязаны начислять следующие категории предпринимателей:

  • организации с сотрудниками, которым выплачивается заработная плата, и (или) подрядчиками — физическими лицами, которые получают вознаграждение за свою работу;
  • ИП с сотрудниками, которым выплачивается заработная плата, и (или) подрядчиками — физическими лицами, которые получают вознаграждение за свою работу;
  • Физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • ИП и лица, которые занимаются частной практикой (нотариусы, юристы, врачи) и работают на себя, а не на работодателя.

Если один человек подпадает под несколько из перечисленных категорий, то страховые взносы он обязан выплачивать по каждому основанию. Например, если ИП трудится на себя и при этом имеет в штате наемных сотрудников, то ему нужно платить взносы в фиксированном размере за себя, и отдельно на доходы своих сотрудников.

Организации-работодатели уплачивают взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Индивидуальные предприниматели могут платить взносы помесячно, поквартально или единовременно до 31 декабря отчетного года. Сроки уплаты определяет сам предприниматель.

В соответствии с ФЗ N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах в порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ:

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом для пенсионных платежей ИП установлена «верхняя» планка — его максимальный размер равен произведению восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз. Таким образом, в 2016 г. этот максимум равен 154 851,84 руб. (6204 руб. x 8 x 26% x 12).

На 2017 год размер фиксированных взносов для ИП будет утвержден в конце 2016 года.

Чтобы не приходилось каждый раз запоминать или рассчитывать размер страховых взносов, вы можете доверить эту рутину Контур.Эльбе. Веб-сервис автоматически посчитает правильную сумму к уплате и подготовит платежку для интернет-банка.

Год в подарок для новых ИП.

Попробовать

Организации с сотрудниками обязаны ежеквартально предоставлять отчетность в ПФР. Причем, если численность сотрудников превышает 25 человек, сделать это можно только в электронном виде.

Отчетность в фонды индивидуальным предпринимателям без сотрудников сдавать не надо.

Взносы в ФСС

Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС обязаны платить все работодатели (как организации, так и ИП). У индивидуальных предпринимателей без сотрудников действует свой порядок уплаты взносов в ФСС. Прочитать об этом можно в соответствующей статье.

Взносы на травматизм работодатель перечисляет в срок, установленный для получения работником зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов на травматизм предусмотрена гражданско-правовым договором работ, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре. При этом на два платежа в ФСС — на травматизм и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — нужно оформить две самостоятельные платежки.

Отчетность в ФСС сдается работодателями ежеквартально. Кроме ежеквартальной отчетности может возникнуть необходимость представлять в ФСС промежуточный отчет. Это происходит, если в каком-то месяце выплаты по обязательному соцстрахованию превысили начисленную сумму. В этом случае появляется право на возмещение, которое можно получить, подав заявление и промежуточный отчет в ФСС за нужный период.

Даже если за отчетный период (или за его часть) зарплата работникам не начислялась, сдавать отчетность все равно необходимо. Просто в этом случае она будет с нулевыми или уменьшенными показателями. За несвоевременную сдачу отчетности начисляется штраф: за каждый полный или неполный месяц просрочки придется заплатить 5 % от суммы страховых взносов, которые были начислены в последние три месяца, но не менее 1 000 рублей.

В 2017 году по взносам отчитываться нужно будет по новой форме расчета по страховым взносам. Форма 4-ФСС останется, но в нее внесут изменения.

Чтобы не забывать о сдаче отчетности и получать уведомления о приближающемся сроке, воспользуйтесь напоминаниями в Контур.Эльбе. Сервис подскажет, когда нужно заплатить налог или сдать отчет, а еще поможет сформировать и отправить всю отчетность через интернет.

С 1 января 2009 года в Беларуси введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС).

Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам Закона о ППС назначается при отработке работником после 1 января 2009 года более половины требуемого льготного стажа.

Справочно: до 1 января 2009 года право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) и их финансирование осуществлялось из общей пенсионной системы. Общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования.

17 января 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15, на основании которого с 1 января 2020 года изменился подход в назначении досрочных пенсий.

Указ касается тех лиц, которые формируют свое право на назначение пенсий за работу в особых условиях труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности. К ним, в частности, относятся:

  • работники летного, летно-испытательного и инженерно-технического состава гражданской авиации;
  • работницы текстильного производства;
  • женщины трактористы-машинисты и мужчины трактористы машинисты сельскохозяйственного производства;
  • водители пассажирского транспорта;
  • женщины операторы животноводческих и свиноводческих комплексов и механизированных ферм, а также операторы машинного доения;
  • отдельные категории артистов;
  • работники экспедиций, партий, отрядов;
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом;
  • отдельные категории медицинских и педагогических работников.

С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 года (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону о пенсионном обеспечении (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы.

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 года не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования. При этом не играет роли, переработана ли половина такого стажа после 1 января 2009 года. Однако оформить досрочную льготную пенсию в управлении социальной защиты возможно только при совпадении всех условий вместе:

  • достижение определенного возраста (ниже общеустановленного пенсионного возраста);
  • наличие общего трудового стажа работы;
  • наличие стажа в особых условиях труда и наличие большей части его до 1 января 2009 года;
  • наличие необходимого страхового стажа. В 2020 году он должен быть не менее 17,5 лет.

Рассмотрим пример: для женщины работницы текстильного производства, занятой на станках и машинах, трудовым законодательством для назначения льготной пенсии предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 20 лет, и если его большая часть составит не менее 10 лет в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за работу в особых условиях труда раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по закону о пенсионном обеспечении.

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 года отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН) (назначается досрочная профессиональная пенсия в данном случае, при соблюдении всех норм, предусмотренных статьей 11 Закона о ППС: достижение необходимого возраста и наличие общего и профессионального стажа работы).

(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.

Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту. Период выплаты такой пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица на день обращения. Ежемесячный размер выплат составляет бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который осуществляется выплата (в марте 2020 года — это 239,87 руб.);

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.

Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. Не имеют права на доплату те работники, у которых более половины льготного стажа отработано до 1 января 2009 года.

Назначением профессиональных пенсий занимаются районные отделы Фонда социальной защиты населения. А решения о доплатах вместо профессионального пенсионного страхования принимают работники совместно с нанимателем.

Указом также в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается с 1 января 2021 года повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых на работах с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2).

Справочно: для тех работников, которые осуществляли свою трудовую деятельность в течение полного рабочего дня в тяжелых и особо тяжелых условиях труда на аттестованных рабочих местах — по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №1 и Списку №2, аналогичный подход при определении права на льготную профессиональную пенсию был предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь №441, и уже применяется с 1 октября 2013 года. Тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх