- от автора admin
Содержание
- Определение нормативов потребления коммунальных услуг (теплоснабжение)
- Доклад на конференции «Государственное регулирование и надзор в теплоснабжении», 11-13 сентября
- Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.12.2017 N 56-АПГ17-19
- Экономия на соседях
Содержание документа (полностью или выдержки)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. N 306
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА
В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354,
от 28.03.2012 N 258, от 16.04.2013 N 344, от 26.03.2014 N 230,
от 24.09.2014 N 977, от 17.12.2014 N 1380, от 14.02.2015 N 129,
от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232,
от 29.09.2017 N 1186)
В соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
1. Утвердить прилагаемые Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
2. Признать утратившим силу подпункт «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3568).
3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)
4. Правила, утвержденные настоящим постановлением, на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.
(п. 4 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2014 N 977)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Определение нормативов потребления коммунальных услуг (теплоснабжение)
Фридман И.Г., Руководитель Центра ценообразования и производственного программирования ФГУП «Иноргтехком»
Доклад на конференции «Государственное регулирование и надзор в теплоснабжении», 11-13 сентября
Взаимоотношения теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя, и потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению регламентируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
Пересказывать этот документ видимо нет смысла, так как его содержание Вам, собравшимся здесь, известно. Поэтому я остановлюсь на тех пунктах указанных Правил, которые вызывают если можно так выразиться, разночтения со стороны муниципальных образований и теплоснабжающих организаций.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрены три метода определения нормативов:
1) метод аналогов;
2) экспертный метод;
3) расчетный метод.
Напомню в каких случаях они применяются:
метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями;
второй метод — экспертный — применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.
Аналоговый и экспертный методы основаны на выборочном наблюдении потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах с использованием коллективных приборов учета. При этом проводятся выборочные замеры в домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустроенности.
По результатам измерений объема потребляемых тепловой энергии и теплоносителя коллективными прибора учета, также данных выборочных замеров определяется среднемесячная величина их потребления по выбранным группам жилых домов;
Третий метод — расчетный — применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Учитывая, что в основном сегодня значительное большинство жилых зданий не оборудованы коллективными приборами учета определение нормативов осуществляется расчетным методом.
Однако из этих трех методов – расчетный является наименее точным (где-то в пределах 60%). По результатам, рассчитанным по этому методу, и возникают разногласия между муниципальными образованиями и теплоснабжающими организациями.
Например, Мэрия г. Новосибирска (общая жилая площадь жилищного фонда города составляет 24,9 млн. кв. м) при рассмотрении нормативов на отопление и горячее водоснабжение, рассчитанных теплоснабжающей организацией на 2007 год, нашла их завышенными. По экспертной оценке, выполненной по заказу Мэрии, применение таких нормативов привело бы к удорожанию указанных услуг более чем на 1 миллиард рублей в годовом исчислении.
В основу расчетного метода, изложенного в рассматриваемых Правилах, положено применение удельного расхода тепловой энергии с учетом проектных характеристик жилых зданий.
Если применить расчетный метод для определения нормативов по договорным (проектным) нагрузкам мы столкнемся с необходимостью учитывать фактор увеличения фактической тепловой нагрузки в виду пониженных теплозащитных качеств наружных ограждений жилых зданий. Прямых нормативных документов, учитывающих этот фактор, в настоящее время не существует. Такой поправочный коэффициент необходимо вводить для всех жилых зданий постройки до 1999 года. Так вот, применение расчетного метода согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Росси от 23 мая
Вместе с тем, Правилами не дана расшифровка понятия «отапливаемая нежилая площадь, являющаяся общим имуществом дома», поскольку отапливаемыми могут быть лестничные клетки, подвалы, технические этажи и чердаки.
Поэтому в расчеты должны включаться площади лестничных клеток, подвалов или технических этажей в зависимости от схемы отопления – нижняя или верхняя разводка.
При выполнении экспертными организациями расчетов нормативов по отоплению по заказу какого либо муниципального образования и по заказу теплоснабжающей организации, при соблюдении одних и тех же заданных конструктивных параметров жилых зданий, климатических и температурных режимов внутренних помещений, теплотехнических параметров систем отопления, и использовании формул, предусмотренных Правилами, возможно получение различных результатов.
Разница в оценках может составить 15-20%, которая складывается в основном из-за арифметических подсчетов в нормативах, начиная с интерполяции нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление жилого здания и определения отапливаемой нежилой площади, являющихся общим имуществом дома или из-за недостаточности данных для расчета нормативов.
Однако в расчетах нормативов горячего водоснабжения расхождения более существенны из-за различия в подходе исчисления количества процедур пользования водоразборным устройством (ванны, душ, мойка и т.д.).
В Правилах не указано на основании каких нормативно-технических документов принимать количество данных процедур.
Разработчиком Постановления Правительства России от 23.05.06 №306 являлся ОАО «Центр муниципальной политики». На их сайт был отправлен соответствующий вопрос от МУП «Водоканал» г Обнинска: Каким нормативным документом при применении расчетного метода определения нормативов водоснабжения в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг регламентируется количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком ( или другими словами сколько раз в неделю человек должен принимать ванну, душ и т.д., так как в Правилах указано только нормы расхода воды на 1 процедуру)?
Ответ разработчиков был следующий: Нормативный документ регламентирующий количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком отсутствует. Параметр » количество процедур пользования водоразборным устройством» введен для обеспеченности прозрачности норматива потребления и обоснования соотношения нормативов потребления в жилых помещениях различной степени благоустройства. Количество процедур пользования водоразборным устройством определяется в процессе расчета норматива потребления. Данный параметр может быть определен на основании выборочного анкетирования населения.
Таким образом, единственным объективным выходом из этой ситуации является анкетирование населения. Однако в большинстве случаев это не делается. Из-за этого происходят разногласия по результатам расчетов.
А то, что какая- то регламентация нужна, говорит сам за себя факт существующего количественного разброса по разным территориям. Так, например, количество процедур пользования одним человеком ванной в многоквартирных домах, оборудованным ванной и душем, в г. Новосибирске принимается 2 раза в неделю, в г Саранске – 4, в ряде муниципальных образований в Тверской области – 1 раз в неделю. Такой же разброс и по другим водоразборным устройствам.
Надо помнить, что увеличение количества процедур приводит к завышению нормативов горячего водоснабжения и, следовательно, к удорожанию услуг по горячему водоснабжению.
Еще одно уточнение: в целях уменьшения количества тепловой энергии необходимой для подогрева воды, рекомендуем в соответствующую формулу вводить коэффициент, учитывающий снижение среднечасового расхода воды на горячее водоснабжение в неотопительный сезон по отношению к отопительному сезону (равный – 0,8).
Подытоживая сказанное, необходимо отметить следующее: разница между потреблением по коллективным приборам учета и рассчитанным потреблением по количеству процедур составляет примерно 20%, что можно отнести на счет эффекта энергосбережения при установке приборов учета, и полученные результаты являются адекватными и достаточными для жилищного фонда без приборов учета.
Есть еще один нормативный документ, который позволяет осуществить учет тепловой энергии и теплоносителя, контроль качества тепловой энергии и теплоносителя, соблюдение режима теплоснабжения и теплопотребления.
Это приказ Госстроя России от 06.05.2000 г. №105, которым утверждена Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения.
Данная Методика разработана Российским акционерным обществом “Роскоммунэнерго”.
Использование Методики позволяет теплоснабжающим организациям системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителям (абонентам) – юридическим лицам осуществить коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя.
Методика предусматривает возможность определения количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленных абонентами, при приборном методе учета и при расчетном методе учета.
Конечно, здесь решается несколько другая задача чем определение нормативов потребления. Но эти две задачи взаимосвязаны. И опять при расчетном методе учета возможны расхождения по результатам расчета между абонентами и теплоснабжающими организациями.
Так, например, в г.Абакане (республика Хакасия) одна из управляющих компаний жилищным фондом не согласилась с расчетами теплоснабжающей организацией по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя, ссылаясь на указанную Методику.
Это дело рассматривал арбитражный суд. Вопрос заключался в том, что оспаривалось применение теплоснабжающей организацией коэффициентов теплового и водного баланса.
Действительно во всех формулах и приложениях для расчетного метода нет указаний на применение этих коэффициентов. Нет ссылок на эти коэффициенты и в рассматриваемых выше Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Но в пояснении к данному методу записано, что общее количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным абонентом – пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам.
Поэтому применение коэффициентов теплового и водного баланса правомерно в расчете упомянутых часовых нагрузок.
Я отметил лишь некоторые спорные моменты в применении рассматриваемых нормативных документов, к рассмотрению которых привлекался наш институт.
В целом надо отметить, что расчетные методы определения нормативов потребления коммунальных услуг и определения количества потребленных абонентами тепловой энергии и теплоносителя при всей своей неточности достаточны для жилищного фонда не оборудованного приборами учета.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.12.2017 N 56-АПГ17-19
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2017 г. N 56-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ивановой Татьяны Ивановны, Друговой Людмилы Иосифовны, Большак Татьяны Александровны, Перовой Нины Антоновны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края»
по апелляционной жалобе департамента по тарифам Приморского края на решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения Нешенковой Т.Г., Перовой Н.А. и представителя административных истцов Ефимова Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (далее — Постановление N 41/3).
Граждане Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А., Нешенкова Т.Г. и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» (далее — ООО «УК «Жилкомхоз») обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлениям о признании не действующим со дня его принятия Постановления N 41/3, как противоречащего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее — Правила N 306). В обоснование требований заявители указали, что оспариваемыми нормативами нарушаются их права на расчеты за отопление с использованием нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, поскольку они установлены департаментом по тарифам Приморского края (далее — Департамент) с применением расчетного метода, в то время как имелась возможность использовать метод аналогов, а расчетный метод в том порядке, в котором он регламентируется законодательством, не использовался; в нарушение требований пункта 11 Правил N 306 фактически установлен единый, усредненный и не дифференцированный по конструктивным и техническим параметрам и степени благоустройства домов, норматив для всех категорий многоквартирных домов. Так, тарифным органом не были учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчетного метода, а именно: общая площадь помещений в многоквартирных домах, общая площадь жилых домов, часовая тепловая нагрузка на отопление, температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений домов, среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, материал стен, материал крыши, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. При этом, по мнению административных истцов, исходные данные, которые были взяты Департаментом для расчета норматива не соответствуют действительности, норматив для двухэтажных домов, установленный Постановлением N 41/3, тождествен нормативу, ранее использовавшемуся на территории Ярославского городского поселения в соответствии с постановлением Департамента от 29 октября 2014 г. N 48/4, которое решением Приморского краевого суда от 19 июня 2015 г. признано не действующим.
В части требований ООО «УК «Жилкомхоз» производство по делу прекращено.
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Постановление N 41/3 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух-, трех- и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы приложения); в удовлетворении требований о признании не действующим Постановления N 41/3 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых одноэтажных домов до 1999 года постройки (пункт 1.1 таблицы приложения) — отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить судебный акт суда первой инстанции в части признания не действующим оспариваемого нормативного правового акта, в остальной части решение оставить без изменения, не соглашается с выводом суда о невозможности использования климатических параметров села Анучино, ссылаясь на прилегание к ближайшему населенному пункту — селу Астраханка — большого водоема (озеро Ханка), влияющего на климатические показатели, указывает, что применение при расчете показателей S и Sоб с аналогичными значениями обусловлено поступившей в ответ на запросы информацией от ресурсоснабжающей организации и управляющих компаний. Установление для 1-й 2-этажных домов нормативов на уровне ранее принятого норматива на данной территории, и меньше, чем рассчитанные в соответствии с Правилами N 306, имело целью не допустить превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы, что согласуется с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380, допускающим поэтапный переход к установлению единых нормативов на территории субъекта в отношении всех или отдельных муниципальных образований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административными истцами, прокуратурой Приморского края и заинтересованным лицом — краевым государственным унитарным предприятием «Примтеплоэнерго» поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На территории Приморского края обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па возложена на Департамент.
Текст оспариваемого постановления Департамента опубликован 13 октября 2015 г. в издании «Приморская газета», N 117(1135).
Согласно Правилам N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как установлено судом первой инстанции, при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-, 2-, 3-, 4-, 5-этажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки для потребителей Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края расчетным методом использованы данные, представленные организацией по теплоснабжению. Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода подтверждены отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Следовательно, Департаментом правомерно не применен метод аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Вместе с тем расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Пункты 43 — 51 Правил N 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах.
Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели: Qо — количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19, и Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м).
Согласно формуле 19 показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), а также показателей tВН (температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома), tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), tро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления), количественные значения которых и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил N 306.
Пунктом 20 Правил N 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qуд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).
Как следует из материалов дела, при выполнении расчетов административный ответчик использовал идентичные друг другу значения показателей S и Sоб, что указывает на их очевидную недостоверность.
Согласно пункту 44 Правил N 306 расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены «СНиП 23-01-99*. Строительная климатология», введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 г. N 45.
Суд первой инстанции, установив, что при расчете нормативов административным ответчиком вместо климатических параметров ближайшего населенного пункта — села Астраханка Ханкайского района — были использованы климатические параметры села Анучино Анучинского района, и учитывая нарушения при использовании показателей S и Sоб, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Постановления N 41/3 не действующим в части.
Доводы апелляционной жалобы воспроизводят позицию представителя административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что присвоение аналогичных значений показателям S и Sоб было обусловлено поступившей от ресурсоснабжающей организации и управляющих компаний информацией, подлежат отклонению, поскольку это не исключает ошибочности расчетов, основанных на недостоверной информации.
Доводы жалобы об ошибочности выводов суда о невозможности использования климатических параметров села Анучино Судебной коллегией отклоняются. В обоснование своей позиции Департамент ссылается на прилегание к ближайшему населенному пункту — селу Астраханка — большого водоема, влияющего на климатические показатели. Однако пунктом 44 Правил N 306 применение климатических параметров взамен отсутствующих данных обусловлено исключительно показателем расстояния — ближайший населенный пункт. В связи с этим установленные пунктом 1.2 «СНиП 23-01-99*. Строительная климатология» ограничения на использование аналогичных климатических параметров в рассматриваемом деле применению не подлежат.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Ханкайский район, в котором расположено село Астрахановка, и Хорольский район, в котором расположено Ярославское городское поселение, относятся к одному климатическому району.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по тарифам Приморского края — без удовлетворения.
Экономия на соседях
Нормативы, по которым начисляется плата при отсутствии счетчиков, сейчас разрешено определять одним из двух способов — методом аналогов или расчетным методом. Первый учитывает фактическое потребление услуг в оборудованных приборами учета аналогичных домах — с похожими конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и в том же климате. Этот метод, по мнению разработчиков поправок, «наиболее прозрачный», не позволяет существенно завышать объемы потребления.
Несмотря на то что правила определения нормативов устанавливают приоритет метода аналогов, нередко применяется расчетный метод. Жители через суды добиваются отмены нормативов, рассчитанных таким образом, однако им приходится вносить завышенную плату весь период судебных разбирательств. В связи с этим предлагается установить в ЖК, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов. А определять нормативы расчетным методом разрешат, лишь если похожих домов не существует в принципе.
Если заботиться о справедливости размера платы за коммунальные услуги, то нельзя допускать, чтобы кто-то не имел счетчиков и рассчитывался по нормативам, считает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Нежелание устанавливать приборы учета часто связано с тем, что фактическое потребление в квартире значительно выше нормативного (например, если проживает больше людей, чем зарегистрировано). Потребление сверх норматива этими жильцами в итоге оплачивают их соседи через «общедомовые нужды». По мнению эксперта, оптимальнее было бы вообще отказаться от использования нормативов и перейти на оплату по общедомовым приборам учета. А как именно учитывать данные квартирных счетчиков, могло бы, например, решать общее собрание дома. Подобная схема используется в других странах. «Как справедливо распределить общий объем между собой — по людям, по квадратным метрам — решают сами собственники. При этом у каждого есть право (не обязанность!) поставить собственный счетчик. Их показатели учитывает при распределении общего объема управляющий домом. А поставщик принимает показатели индивидуальных счетчиков, только если ими оборудованы все помещения в доме», — говорит Генцлер.
Предлагается установить, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов
Нормативы — всегда вещь приблизительная, не отражающая реальное потребление, кто-то будет переплачивать, а кто-то — недоплачивать, отмечают в НП «ЖКХ Контроль». Там тоже выступают за 100-процентную установку приборов учета, а еще лучше — общедомовых систем учета, позволяющих одномоментно снимать показания по всем квартирам и дому в целом. Однако задачи добиться повсеместной установки счетчиков нет даже в проекте стратегии ЖКХ до 2035 года.
Сейчас объемы потребления тепла, воды и прочих ресурсов могут различаться даже в соседних муниципалитетах, добавляют в «ЖКХ Контроль». «Это вызывает законные вопросы жителей — почему в одном городе для мытья человеку нужно в несколько раз больше воды, чем в другом», — говорит исполнительный директор организации Светлана Разворотнева. Где-то власти регионов рост нормативов сдерживают, чтобы не провоцировать народное недовольство, а где-то, наоборот, увеличивают нормативы, чтобы «обойти» ограничения роста тарифов. «Между величиной норматива и наличием приборов учета очень тесная связь, — добавляет Разворотнева. — Там, где нормативы занижены, граждане, установившие счетчики, понимают, что платежи выросли, и приборы учета очень быстро «выходят из строя».
Интересные материалы:
- ОКВЭД 59 11
Этапы кинопроизводстваСоздание кинофильма или телесериала состоит из трех больших периодов. Эти этапы кинопроизводства часто имеют…
- Постановление правительства 476
Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 (ред. от 26.10.2019) "О вопросах государственного контроля (надзора)…
- 284 постановление
Документы Статистика по документам и выполнению поручений О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации…
- Ст 405 ГК РФ
1. Должник несет перед кредитором ответственность за просрочку исполнения обязательства. Просрочкой считается неисполнение обязательства в…
- Постановление 570 о раскрытии информации
Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.08.2017…