Куперс

Бухучет и анализ

Содержание

Детские пособия с 1 января 2019 года: новые размеры

С 1 января 2019 года МРОТ повышен до 11 280 рублей. В связи с этим произошли изменения в расчете некоторых «детских» пособий. Как считать «детские» пособия с 1 января 2019 года? Какой размер пособий с 1 января 2019 года? Изменился ли минимальный размер пособия по уходу за ребенком? В каких размерах будет возмещать «детские» пособия ФСС? Какие размеры новых детских пособий на первого и второго ребенка в разных регионах России и кому полагаются такие пособия? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с детскими пособиями, а также таблицу с новыми размерами вы найдете в данной статье.

КАКИЕ ПОСОБИЯ В 2019 ГОДУ НАЗЫВАЮТСЯ “ДЕТСКИМИ”

К «детским» пособиям принято относить выплаты, касающиеся рождения детей. Перечень федеральных «детских» пособий приведен в Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Рассмотрим, как с 1 января 2019 года изменятся (увеличатся) размеры наиболее часто выплачиваемых «детских» пособий, а именно:

  • пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособия по беременности и родам.

Эти пособия выплачивает работодатель. Поэтому если в организации или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия на детей, то работодателю следует знать размеры детских пособий с 1 января 2019 года. Однако, заметим, что в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам.

Также в 2019 году действует Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Он предусматривает две ежемесячные «путинские» выплаты на детей – на первого и на второго ребенка. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Эти выплата многие также называют «пособиями», поэтому им мы также уделили внимание в этой статье.

ИНДЕКСАЦИЯ ПОСОБИЙ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

Индексации «детских» пособий с 1 января 2019 года не будут. В 2019 году детские пособия будут проиндексированы только с 1 февраля 2019 года. Коэффициент индексации утверждается Правительством РФ (Федеральный закон от 19.12.2016 № 444-ФЗ.) Индексация с 1 февраля 2019 года затронет следующие пособия:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В связи с этим с 1 января по 1 февраля 2019 года «детские» пособия следует выплачивать в тех же размерах, что и в 2018 году. Обобщим размеры «детских» пособий в таблице с января 2019 года.

Вид пособия Размер с 1 января 2019 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 628,47 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 759,09 р.

В регионах, где установлены районные коэффициенты, минимальный размер пособия определяют с учетом коэффициента (ч. 6 ст. 7, ч. 3 ст. 11 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

Минимальное пособие по уходу за ребенком 2019

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году работодатели обязаны назначить и выплатить работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В 2019 году размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на месяц составляет 40 процентов среднемесячного заработка сотрудника. То есть, считать его нужно по формуле:

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за месяц = cреднемесячный заработок x 40%

Если же средний заработок сотрудника в расчете на каждый полный месяц расчетного периода меньше МРОТ (ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ), то пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из МРОТ:

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за полный календарный месяц = МРОТ на дату начала отпуска x 40 %

При этом размер пособия по уходу за ребенком в 2019 году не может быть меньше минимального установленного значения (ст.11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

МРОТ с 1 января 2019 года составляет 11 280 рублей. Поэтому минимальный размер пособия с 1 января составляет 4512 р. (11 280 р. x 40 %). Менее этой суммы в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивать нельзя. Однако, напомним, что размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определяют на дату начала отпуска по уходу за ребенком. Соответственно, если отпуск по уходу начался в 2018 году, то минимальное пособие может быть меньше 4465,20 р. на одного ребенка. Пересматривать эту сумму и что-то доплачивать работнику не нужно.

Если же отпуск по уходу за ребенком начинается 1 января 2019 года и позднее, то платить на одного ребенка менее 4512 р. нельзя.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на одного ребенка
до 1 января 2019 года с 1 января 2019 года
4465,20 р. 4512 р.

«Минималка» по уходу за вторым и последующими детьми с 1 января 2018 года не изменилась. Она, по-прежнему, составляет 6284,65 руб. и после 1 января 2019 года.

Максимальное пособие по уходу за ребенком 2019

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до полутора лет не ограничивается. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком.

Законодательством предусмотрено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = Суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС / 730

Следовательно, если отпуск начнется в 2019 году, при расчетах нужно принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2017 и 2018 годы. Они составляют:

  • в 2017 году – 755 000 руб.;
  • в 2018 году – 815 000 р.

Следовательно, в 2019 году, максимальный средний заработок для расчета отпуска по уходу составит 2150,684931 руб. (755 000 р. + 815 000 р.) ÷ 730 дней).

Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2019 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 65 380,821917 руб. (2150,684931 р. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2019 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 26 152,33 руб. (65 380,821917 р. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.

Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
до 1 января 2019 года с 1 января 2019 года
24 536,57 р. 26 152,33 р.

Далее приведем пример расчета пособия по уходу за ребенком, если бы оно назначалось в 2019 году.

С 16 января 2018 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2017 и 2018 год. В 2018 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня — в отпуске по беременности и родам.

Когда пособие по уходу за ребенком в 2019 году нужно пересчитать?

У некоторых бухгалтеров может возникнуть вопрос о том, нужно ли с 1 января 2019 года производить перерасчет уже назначенных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ответ – нет. Ничего пересматривать не нужно. Дело в том, что, по общему правилу пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет считают один раз — на дату начала отпуска по уходу. Поэтому если пособие назначено в 2018 году, то пересматривать пособие за те месяцы отпуска, которые приходятся на 2019 год, не следует. В 2019 году ежемесячно нужно выплачивать ту сумму пособия, которая была рассчитана в 2018 году.

Однако имейте в виду, что возможна ситуация, когда может понадобится изменить размер определенного в 2018 году пособия. Это может произойти, если человек прервет отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в 2019 году вновь возьмет этот же отпуск. И тогда размер пособия по уходу за ребенком нужно будет считать уже исходя из новых значений. Дело в том, что пособие по уходу за ребенком считают и из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому если новый отпуск оформляется в 2019 году, следует принять во внимание новый расчетный период: 2017 и 2018 годы (если работница не воспользуется правом на перенос расчетного периода). В результате сумма пособия может отличаться от того, который выплачивался прежде.

ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

Пособие по беременности и родам, которое выплачивают работодатели, не индексируется ежегодно. Однако максимальный размер пособия станет больше с 1 января 2019 года, поскольку при расчете пособия бухгалтеру потребуется принимать во внимание новое максимальное значение среднего дневного заработка.

Напомним, что пособие по беременности и родам выплачивается единовременно и суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, который составляет (ч. 1 ст. 10 Закона № 255-ФЗ):

  • 140 дней (в общем случае);
  • 194 дня (при многоплодной беременности);
  • 156 дней (при осложненных родах).

Максимальный размер пособия 2019

Пособие по беременности и родам, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работница уходит в декрет в 2019 году, то расчетным периодом станут 2017 и 2018 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия по беременности и родам, которое работница может получить, ограничен максимальной величиной среднего дневного заработка. В 2019 году он составляет 2150,684931 руб. (755 000 р. + 815 000) / 730.

В 2019 году для расчета декретных пособий возьмите заработок сотрудника за 2017 и 2018 годы. Максимальная сумма выплат, которую можно учесть в расчете составляет 1 570 000 руб. (755 000 + 815 000).

Таким образом, максимальный размер пособия по беременности и родам в 2019 году составит:

Указанные максимальные размеры с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ не изменятся. Повышение МРОТ влияет только на изменение минимальных «декретных». Также обозначенные суммы не подлежат индексации с 1 февраля 2019 года. Эти суммы не изменятся в течение всего 2019 года.

Минимальный размер пособия 2019

Для опре­де­ле­ния ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра по­со­бия по БиР, если де­крет на­чал­ся в 2019 году, зна­че­ние имеет новый МРОТ с 1 января 2019 года – 11 280 рублей.

Если де­крет на­чал­ся 01.01.2019 и позднее, то ми­ни­маль­ный сред­ний днев­ной за­ра­бо­ток будет равен 370,849315 руб. (11 280 руб. х 24 / 730). Со­от­вет­ствен­но, ми­ни­маль­ный раз­мер по­со­бия по БиР при стан­дарт­ном де­кре­те (про­дол­жи­тель­но­стью 140 дней) со­ста­вит 51 918,90 руб. (370,849315 руб. х 140 дн.).

Следовательно, при разной продолжительности декрета в 2019 году. будут разные минимальные декретные выплаты:

Однако имейте в виду, что по­лу­чить по­со­бие по БиР мень­ше ми­ни­маль­но­го зна­че­ния ра­бот­ни­ца в 2019 году может, если она тру­дит­ся непол­ный ра­бо­чий день.

Также если стаж ра­бот­ни­цы, ухо­дя­щей в де­крет, со­став­ля­ет менее 6 ме­ся­цев, то по­со­бие по БиР ей вы­пла­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре, не пре­вы­ша­ю­щем за пол­ный ка­лен­дар­ный месяц МРОТ (ч. 3 ст. 11 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

НОВЫЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТА НА ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЕБЕНКА

Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.

Выплата Источник финансирования
1 На первого ребенка федеральный бюджет
2 На второго ребенка средства материнского капитала

Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах. Эти выплаты не являются пособиями, однако в народе их чаще всего называют «путинские выплаты» или «путинские пособия», поскольку эти выплаты были введены по поручению Президента РФ В.Путина.

Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал 2018 года. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

РАЗМЕРЫ ПОСОБИЙ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА: ТАБЛИЦА

В таблице приведем новые размеры пособий с 1 января 2018 года и сравним измененные значения с 2017 годом. Новые значения в таблице выделены.

Вид пособия на конец 2018 года с 1 января 2019 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 628,47 р. 628,47 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 759,09 р. 16 759,09 р.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 4465,20 р. 4512 р.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (на одного ребенка) 24 536,57 р. 26 152,33 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам
  • 43 675,80 р. – в общем случае;
  • 60 521,62 р.– при многоплодной беременности;
  • 48 666,87 р. – при осложненных родах.
  • 51 918,90 р. – в общем случае;
  • 71 944,76 р. – при многоплодной беременности;
  • 57 852,49 р. – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам
  • 282 493,4 руб. – при обычных родах;
  • 314 778,36 руб. – при осложненных родах;
  • 391 455,14 руб. – при осложненных многоплодных родах.
  • 301 095, 89 р. – при обычных родах;
  • 335 506, 85 р. – при осложненных родах;
  • 417 232,88 р. – при осложненных многоплодных родах.
“Путинские” ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка См. “Размеры путинских пособий в 2018 года по регионам“. Зависит от субъекта РФ

Выплата пособий и пенсий

За счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на погребение.

При этом расходы на пособия незастрахованным лицам и пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет возмещаются в бюджет фонда из республиканского бюджета (средства передаются из республиканского бюджета в бюджет фонда в виде субвенций).

Центральным аппаратом Фонда по состоянию на 1 января 2020 г. производится выплата пенсий 28146 иностранным пенсионерам Азербайджана, Украины, Польши, Литвы, Латвии, России, проживающим в Республике Беларусь, и 8036 пенсионерам Республики Беларусь, проживающим во Вьетнаме, Германии, Израиле, Испании, Латвии, Литве, Польше, России, США, Украине.

С 1 октября 2019 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении от 14 марта 2018 года (далее – Договор). С этой же даты действует и Административное соглашение о применении Договора между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении от 14 марта 2018 года.

В основу расчетов пенсий по Договору положен принцип пропорциональности. Каждым государством пенсии будут назначаться и выплачиваться за стаж, приобретенный на его территории. В случае переезда получателя пенсии с территории одной Стороны для проживания на территорию другой Стороны пенсию за стаж, приобретенный на территории государства выезда, продолжит выплачивать Сторона, назначившая эту пенсию.

Выплата пенсий из Беларуси в Чехию будет производиться Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а из Чехии в Беларусь – Чешским управлением социального обеспечения на личные счета получателей пенсий, открытые в банках Стороны их проживания, в евро по курсу валют, официально опубликованному Национальным банком Республики Беларусь и Чешским национальным банком и действующим на день совершения операции. При этом днем совершения операции является день составления платежных документов.

Перевод (перечисление) сумм пенсий будет производиться после представления получателем пенсии документа, подтверждающего факт его нахождения в живых, за месяц, в котором выдан этот документ, и за прошлое время в соответствии с законодательством Стороны, выплачивающей пенсию.

Для получения белорусской пенсии документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь за границей, нотариусом на территории Республики Беларусь либо компетентным учреждением иностранного государства.

По вопросам пенсионного обеспечения с учетом положений Договора необходимо обращаться:

лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, – в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в Беларуси,

лицам, проживающим в Чешской Республике, – в территориальные органы Чешского управления социального обеспечения по месту жительства в Чехии.

ФСЗН, страховой взнос ФСЗН в РБ

Справочник » ФСЗН, страховой взнос ФСЗН в РБ

Фонд социальной защиты населения, или сокращенно ФСЗН – государственный орган, играющий важнейшую роль в экономике Беларуси. ФСЗН подчиняется напрямую Совету Министров РБ и является департаментом в Минтруда, который регулирует финансовые средства в сфере социального страхования.

Согласно законодательству, все работающие в Беларуси граждане (за исключением отдельных категорий, о которых речь пойдет ниже), обязаны уплачивать страховой взнос в Фонд социальной защиты населения. Страховые взносы выплачиваются из заработной платы и прочих доходов, которые получают работники. Именно из страховых взносов государство берет деньги на выплаты пенсий белорусским пенсионерам и пособий безработным, покрывает выплаты по больничным и т.д. Порядок расчета и внесения в республиканский бюджет страховых взносов четко регулируется законодательством РБ.

Фонд социальной защиты населения: главные задачи

Основная задача, ради которой создавался ФСЗН как отдельный государственный орган – сбор платежей с работников. Данные платежи впоследствии направляются на финансирование страховых социальных выплат, к которым относятся:

  • пенсии (трудовые и профессиональные) и многочисленные пособия (на погребение, по уходу за ребенком и пр.);
  • покрытие расходов на оздоровление и санитарно-курортное лечение детей и взрослых;
  • и т.д.

Кроме того, Фонд социальной защиты населения РБ преследует следующие задачи:

  • определение лиц, которым полагается выплачивать профессиональную пенсию, а также назначение таких пенсий;
  • учет сведений о гражданах РБ, имеющих государственное социальное страхование;
  • предоставление адресной социальной помощи населению страны.

В соответствие с законом, выплаты в ФСЗН должны производить все работающие граждане Беларуси, в том числе:

  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане, работающие в организациях по трудовым договорам;
  • граждане, работающие в местах заключения;
  • инвалиды и временно нетрудоспособные граждане, которые получают положенные им страховые выплаты.

В 2018 году процент отчислений в ФСЗН составляет:

  • 29% от дохода – взносы по пенсионному страхованию, для всех категорий работающих граждан;
  • 6% от дохода – взнос на случай временной потери трудоспособности.

Таким образом, обязательные взносы в 2018 году по платежам в ФСЗН составляют 35%. Отдельно стоит сделать уточнение по пенсионным взносам. Если работник наемный, то 28% из положенных 29% за него выплачивает наниматель. Сам работник выплачивает всего 1%. Самозанятые индивидуальные предприниматели обязаны выплачивать все полагающиеся по закону 29%.

Существуют и категории работников, которые не обязаны уплачивать страховые взносы в ФСЗН. В основном это индивидуальные предприниматели, в частности:

  • одновременно работающие по найму и осуществляющие деятельность в качестве ИП;
  • получающие от государства пенсию;
  • обучающиеся на дневной форме обучения в ВУЗах или ССУЗах;
  • получающие пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.

Данные категории ИП освобождаются от выплат, но при желании имеют возможность участвовать в государственном соцстраховании.

Сколько минимально должен платить ИП в ФСЗН?

Отчисления в ФСЗН в Беларуси рассчитываются в зависимости от размеров полученного дохода. Однако существует минимальный размер платежа, который работник должен внести, независимо от того, какой доход он получил. Это в первую очередь касается индивидуальных предпринимателей, которые могут какое-то время не осуществлять свою деятельность и не получать вообще никакого дохода. Но взносы в ФСЗН они все равно должны уплатить.

Минимальные платеж в ФСЗН для ИП в 2017 году составил 1 113 бел. рублей.

Обязательные страховые взносы ФСЗН: сроки уплаты

Сроки внесения платежей в ФСЗН зависят от категорий работников, размеров организации и некоторых других нюансов.

  • За наемных сотрудников, работающих по трудовым договорам, взносы обычно выплачиваются в день получения заработной платы.
  • Организации со штатом до 100 человек могут уплачивать взносы 1 раз в квартал – но не позднее дня зарплаты в последний месяц квартала.
  • ИП должны выплачивать взносы не позднее 1 марта года, который следует за отчетным.

Нужен ли ФСЗН?

Иногда можно услышать, что ФСЗН – ненужный и лишний государственный орган, который нацелен исключительно на отъем средств у граждан. Это глубокое заблуждение, ведь аналог ФСЗН существует во всех развитых государствах. Именно благодаря данному органу государство гарантирует выплату пенсий и пособий – а это единственные средства для существования для сотен тысяч белорусских граждан.

К тому же, выплаты в ФСЗН для наемных работников максимально упрощены. Расчет и уплату средств производит наниматель, что избавляет работников от лишних хлопот. А вопрос расхода аккумулируемых в Фонде средств всегда находится на пристальном контроле у компетентных органов, что обеспечивает исключительно целевое направление денег.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)

В Республике Беларусь Фонд социальной защиты населения (ФСЗН РБ) это департамент, входящий в структуру Министерства труда и социальной защиты. Фонд обладает правами юридического лица, имеет собственный баланс и право распоряжаться находящимися на счетах средствами в соответствии с законодательством. Деятельность Фонда определяется, в первую очередь, такими государственными актами, как: Конституция, Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»; Указ Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 «Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», а также другими постановлениями, касающимися предмета деятельности Фонда.

Последние новости:

  • ​Спасать людей или убивать бизнес?
  • Кто может получить больничный на самоизоляции: постановление Минздрава

Фонд социальной защиты имеет в своей структуре подразделения в соответствии с основными направлениями деятельности, а также областные, городские и районные территориальные единицы. Деятельностью Фонда руководит Правление назначаемое Советом Министров. Председателем Правления является Министр труда и социальной защиты, заместителем председателя — управляющий Фондом, осуществляющий текущее руководство департаментом.

Первой и важнейшей целью деятельности ФСЗН РБ является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь. Под соцзащитой понимается комплекс мероприятий по перераспределению средств от работающих членов общества к нетрудоспособным.

Принято выделять следующие основные направления социальной защиты:

  • Социальное обеспечение;
  • Социальное страхование;
  • Адресную социальную помощь.

Деятельность ФСЗН сосредоточена, в основном, в сфере социального страхования, которое, в свою очередь, подразделяется на: пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пенсионное страхование позволяет трудящимся рассчитывать на материальное обеспечение по достижении определенного законодательством пенсионного возраста.

Страхование от несчастных случаев и заболеваний гарантирует сохранение источника дохода при наступлении указанных обстоятельств.

Кроме самих работников, на помощь по программе социального страхования могут рассчитывать и находящиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семей.

Средства необходимые для финансирования расходов ФСЗН складываются, в основной массе, из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих. Кроме того средства Фонда пополняются из:

  • дотаций госбюджета;
  • процентных доходов от размещения средств ФСЗН в банковских учреждениях;
  • выплат юридических и физических лиц являющихся виновными в причинении вреда жизни и здоровью граждан;
  • cумм штрафов, недоимок;
  • иных поступлений.

Как правило, одни и те же граждане в разные периоды и в зависимости от жизненных обстоятельств оказываются как плательщиками взносов в ФСЗН, так и получателями средств из него.

Участие в программе государственного социального страхования является обязательным для всех трудящихся, в том числе индивидуальных предпринимателей и других категорий лиц, осуществляющих трудовую деятельность самостоятельно. Исключение составляют работающие инвалиды первой и второй групп.

Согласно статье 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» обязательные страховые взносы уплачиваются исходя из размера доходов:

  • граждан работающих по трудовым договорам и на основании членства в юридических лицах;
  • индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов;
  • лиц, участвующих в оплачиваемых работах в местах лишения свободы;
  • временно нетрудоспособных лиц и неработающих инвалидов, получающих страховые выплаты в соответствии с требованиями законодательства.

Плательщиками указанных взносов могут быть как сами работники, так и их наниматели. Последний вариант преобладает на большинстве предприятий независимо от форм собственности. Из собственных средств взносы уплачивают, обычно, лица занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Размер обязательных платежей по пенсионному страхованию остается одинаковым при любом способе уплаты — 29%. При уплате страховых взносов работодателем на него приходится 28% из указанной суммы, и на работника – 1%. Взнос по страхованию на случай временной нетрудоспособности – 6%.

Организация и контроль порядка вышеприведенных выплат входят в состав главных функций ФСЗН. Для сбора страховых взносов и контроля порядка их расчета Фонду предоставлены широкие полномочия. ФСЗН имеет право требовать немедленного погашения задолженности перед Фондом, давать банкам обязательные указания о взыскании со счетов недоимок и пени по обязательным страховым выплатам со счетов виновных лиц и их дебиторов, взыскивать имущество должников по взносам в ФСЗН в судебном порядке.

Территориальные подразделения ФСЗН ведут учет страховых взносов, как по организациям, так и персонифицировано по каждому трудящемуся гражданину.

Фонд социальной защиты является источником выплаты:

  • Профессиональных и трудовых пенсий, а также пенсий за выслугу лет;
  • Пенсий по потере кормильца;
  • Пенсий по инвалидности, и пособий в период временной нетрудоспособности;
  • Оплаты лечения и оздоровления;
  • Пособий по беременности, родам, уходу за ребенком до трех лет;
  • Пособий по безработице;
  • Пособий на погребение.

В настоящее время ФСЗН активно переходит на электронный документооборот, появилась возможность совершать большинство операций удаленно, посредством сети интернет. Подробнее ознакомиться с работой Фонда социальной защиты населения, уточнить порядок начисления взносов, способы передачи отчетов и других документов, а также прочесть иную полезную информацию, удобнее всего на официальном сайте организации – http://www.ssf.gov.by/.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Порядок индексации пособий с 1 февраля 2018 года

Индексация пособий с 1 февраля 2018 года затрагивает разнообразные категории лиц: беременных женщин, родителей с детьми, усыновителей и др. Из материала вы узнаете, как индексация повлияла на размер социальных выплат.

Коэффициент индексации государственных пособий в 2018 году

Индексация пособия ФСС для будущих мам

Таблица индексированных детских пособий

На сколько увеличились после индексации пособия по профзаболеванию (в том числе ставшему причиной инвалидности)?

Февральское изменение социального пособия на погребение и сводная таблица индексации

Итоги

Коэффициент индексации государственных пособий в 2018 году

Индексация государственных пособий в 2018 году — это средство защиты от инфляции денежных выплат социального назначения путем привязки их размера к индексу потребительских цен.

Где узнать индексы потребительских цен, см..

Размер коэффициента индексации пособий на 2018 год утвержден постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 № 74.

Коэффициент индексации пособий с 1 февраля 2018 года:

  • равен 1,025, что означает рост индексируемых сумм на 2,5% по сравнению с 2017 годом;
  • установлен для определенных видов выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных федеральными законами (см. рисунок).

Коэффициент индексации устанавливается исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. При расчете пособия необходимо также учитывать районные коэффициенты (если они применяются в местности нахождения компании).

Об отдельных видах проиндексированных в 2018 году пособий расскажем далее.

Индексация пособия ФСС для будущих мам

Государство в заботе о женском здоровье и здоровье будущих детей стимулирует женщин как можно раньше обращаться в медучреждение для квалифицированного сопровождения беременности. С этой целью предусмотрено пособие за постановку на учет в ранние сроки.

Это пособие (закон № 81-ФЗ):

  • носит единовременный характер;
  • выплачивается в том случае, если женщина встала на учет по беременности в ранние сроки (до 12 недель);
  • с февраля 2018 года составляет 628 руб. 47 коп. (пособие в таком размере женщина получит, если страховой случай (беременность и роды) наступил 01.02.2018 и позднее — письмо ФСС от 13.02.2018 № 02-09-14/17-04-561).

Индексация пособий ФСС в 2018 году позволила увеличить сумму данной выплаты на 15 руб. 35 коп. (с 613,14 руб.).

Получить эту выплату могут женщины:

  • состоящие в трудовых отношениях с работодателем, отчисляющим взносы в соцстрах;
  • уволенные при ликвидации фирмы или ИП в течение 12 месяцев, предшествовавших дню официального признания их безработными;
  • обучающиеся в учебных заведениях;
  • проходящие военную или государственную службу.

Не стоит забывать об одном важном условии выплаты пособия — его дадут только в том случае, если женщина обратилась за ним не позднее 6 месяцев после окончания декретного отпуска.

Таблица индексированных детских пособий

Государство материально поддерживает маму и малыша и после того, как беременность счастливо разрешится и новорожденный появится на свет.

Чтобы понять, как изменился размер детских пособий, загляните в таблицу индексации детских пособий в 2018 году:

К максимальному размеру пособия по уходу за ребенком индексация не применяется, так как он установлен не в фиксированной сумме, а исчисляется исходя из предельной величины страховой базы.

При этом закон № 255-ФЗ (ст. 11.2, ст. 14) запрещает выплачивать пособие по уходу за ребенком:

  • ниже указанных в таблице значений;
  • ниже величины, равной 40% × МРОТ.

Поскольку рассчитанная исходя из МРОТ величина пособия по уходу за ребенком на 01.02.2018 составляет 3 795,6 руб. (9 489 руб. × 40%), выплата не может быть ниже этой суммы (если отпуск по уходу за ребенком начался 01.02.2018 и позднее).

Развернутую таблицу с размерами минимальных детских пособий за 2007–2018 годы см. в этой статье.

Размер выплаченного пособия зависит от того, какая дата указана в свидетельстве о рождении.

Пример

В январе 2018 года в родильное отделение поступили 2 роженицы: Свиридова О. Р. и Сорокина Н. Н. Женщины родили своих первенцев практически одновременно:

  • Свиридова О. Р. — в 23:15 31.01.2018;
  • Сорокина Н. Н. — в 00:10 01.02.2018.

Указанные даты фигурируют в свидетельствах о рождении детей. Несмотря на то что разница во времени не составила и часа, минимальная сумма единовременного пособия при рождении ребенка составит:

  • для Свиридовой О. Р. — 16 350,33 руб.;
  • для Сорокиной Н. Н. — 16 759,09 руб.

А в размере минимального пособия по уходу за ребенком различий у этих женщин не будет — их отпуск по уходу начнется после 01.02.2018 и они обе получат одинаковую проиндексированную сумму пособия.

На сколько увеличились после индексации пособия по профзаболеванию (в том числе ставшему причиной инвалидности?

Существует 4 вида пособий, связанных с профзаболеваниями и утратой трудоспособности по производственным причинам:

  1. Пособие по временной нетрудоспособности (его выплачивают по листку нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности).
  2. Единовременное пособие (например, смерть в результате обострения профзаболевания и др.).
  3. Ежемесячное пособие (если работник стал нетрудоспособным по производственным причинам).
  4. Дополнительные выплаты (компенсация стоимости лекарств и иного понесенного материального ущерба).

Ежегодная индексация затрагивает выплаты и по пп. 2 и 3:

  • по п. 11 ст. 12 закона № 125-ФЗ ежегодной индексации подлежат регулярные (производимые каждый месяц) выплаты, положенные работнику при наступлении страхового случая (профзаболевания или травмы, полученные во время рабочего процесса);
  • по п. 12 указанного закона индексируется максимальный размер единовременной выплаты.

Индексация пособий по профзаболеванию в 2018 году (как ииндексация пособий по инвалидности в 2018 году, причиной которой стала производственная травма или профзаболевание) произошла с 01.02.2018 с применением коэффициента 1,025.

Максимальные суммы индексируемых пособий по профзаболеванию в 2018 году смотрите в таблице:

В результате индексации с 01.02.2018 выросла максимальная сумма пособий:

Февральское изменение социального пособия на погребение и сводная таблица индексации

Индексация социальных пособий на 2018 год затронула и денежную выплату на погребение. С 01.02.2018 сумма такого пособия составила 5 701 руб. 31 коп. (5 562,25 × 1,025).

Как и иные рассмотренные нами пособия, коэффициент индексации равен 1,025, а дата применения проиндексированного размера пособия — 01.02.2018.

С механизмом расчета пособий вас познакомят публикации:

  • «Пособие по безработице — порядок расчета»;
  • «Пособие по потере кормильца — порядок начисления».

Итоги

С февраля 2018 года проиндексированы различные виды пособий, выплат и компенсаций: единовременные пособия (при рождении детей, при постановке на учет в ранние сроки беременности), ежемесячные пособия (по уходу за детьми) и др. Коэффициент индексации равен 1,025. Следующая индексация указанных пособий по закону предусмотрена через год (в феврале 2019 года).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх