Куперс

Бухучет и анализ

381 приказ

Статья 1

1) часть 2 статьи 14 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.»;

2) в статье 15:

а) пункт 2 части 1 и пункт 2 части 3 исключить;

б) часть 8, пункт 6 части 10, часть 12 признать утратившими силу;

3) в статье 44:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 44. Медицинская помощь гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания»;

б) дополнить частями 7 — 10 следующего содержания:

«7. Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке.

8. В целях обеспечения лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, лекарственными препаратами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет ведение Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, который содержит следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) дата включения в указанный федеральный регистр;

8) диагноз заболевания (состояния);

9) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение регионального сегмента федерального регистра, указанного в части 8 настоящей статьи, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

10. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о включении в перечень заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, дополнительных заболеваний, для лечения которых обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета.»;

4) в статье 83:

а) в части 9 слова «(за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона)» заменить словами «(за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона)»;

б) дополнить частью 9.2 следующего содержания:

«9.2. Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.»;

5) часть 4 статьи 101 признать утратившей силу.

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 3 и подпункт «а» пункта 31 статьи 59 Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6165);

2) Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 205-ФЗ «О внесении изменения в статью 101 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4206).

ПРИКАЗЫВАЮ:

Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 655 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2007 г., регистрационный N 10500);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 657 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 г., регистрационный N 10455);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1167н «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 года N 655» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный N 20555);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 1372н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2012 г., регистрационный N 23120);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1641н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г., регистрационный N 23928);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 217н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г., регистрационный N 24120);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 218н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2012 г., регистрационный N 23737);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 404н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г., регистрационный N 24121).

Уважаемые коллеги! Добрый день!

С выходом приказа Минздрава России от 7 июня 2019 года № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (Регистрация в Минюсте России № 55818 от 4 сентября 2019 года)* многое в нашей жизни меняется. К добру ли, к худу – зависит больше от интерпретаторов (чиновников, юристов, проверяющих всех мастей и, разумеется, нас самих), т.к., в целом, документ конкретикой не перегружен. Скачать его можно .

Разберём здесь его положения, коллеги, дабы худа понапрасну не плодить. Получится серия публикаций, поскольку приказ довольно содержательный, хотя в объёме и подсушен ровно в десять раз по отношению к первоначальной версии, изученной нами год назад. Из него исчезли все замечательные таблички, воспроизводившие Практические рекомендации Росздравнадзора к организации и проведению внутреннего контроля, а также некоторые положения основной части, что могли бы привести медицинские организации к безальтернативному выбору системы стандартов и ограничить конкуренцию.

В настоящей работе исследуем содержание 1-го раздела «требований»..

«I. Общие положенияˮ.

«1. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее — внутренний контроль) осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.ˮ

Множество вопросов возникает по поводу смысла использованных в первом пункте «требований» выражений. Вопросы о том, что есть «медицинская помощь надлежащего качества», в каких единицах измеряются её «объёмы» и что следует понимать под «необходимым» (кому и почему?) «объёмом», а также о порядке и форме отпуска «объёмов надлежащего качества» их «получателям» мы оставим здесь без внимания, ведь мы с вами их не раз уже обсуждали. Ясно, что штампы нового времени, потребительского удовлетворения и правозащитного удовольствия ради. А вот присутствие логической петли «соблюдения обязательных требований к обеспечению качества..» среди целей внутреннего контроля – т.е., института обеспечения того самого качества, по крайней мере, любопытно. Как-нибудь к ней ещё вернёмся. Так или иначе, этот абзац вместе с реквизитами документа придётся внедрить в основания большинства локальных документов системы внутреннего контроля.

«2. Организация и проведение внутреннего контроля с учетом вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены на решение следующие задач:ˮ

В этом месте порадуемся за разработчиков документа (и за себя тоже). Пусть косноязычно и лишь концептуально, но необходимость дифференцировать вводимые приказом требования обозначена. Медицинским организациям нужно будет выбрать актуальные для себя задачи из приведённого в данном пункте перечня (и, забегая вперёд, их наполнение из 3-го раздела приказа). Какие это задачи?

– «совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;ˮ

В «совершенствовании подходов к осуществлению деятельности», если только речь не идёт о формировании концепции или о разработке стратегии, есть что-то заумно-искусственное. Я бы проще (и более ёмко) написал, «совершенствование медицинской деятельности». С «рисками» хорошо придумали в том плане, что включать «риск-менеджмент» в систему внутреннего контроля надо (и давно пора было), да фраза построена неправильно. Помимо «риск-менеджмента», разве ничего не надо совершенствовать?

– «обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;ˮ

Тут «контроль» потерялся. Либо «оценку» тоже надо было выкинуть, если «контроль» включён в «обеспечение».

– «обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;ˮ

То же, только ещё круче, т.к. на уровне медицинской организации не «применение» нормативных правовых актов нужно обеспечивать, а соблюдение.

– «обеспечение и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;ˮ

То же.

– «обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности5 в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;ˮ

То же.

– «обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям;ˮ

А вот здесь совсем не «то же». Оценочные критерии не могут быть директивами по лечению живых людей! Соответственно, не «критерии оценки качества» нужно соблюдать при оказании медицинской помощи, а два их источника: формальные требования системы здравоохранения и научно обоснованные положения медицины, на основании которых они (должны быть) созданы. Сами же критерии – лишь канва, система ориентиров для эксперта при проведении им анализа (экспертизы) случая оказания медицинской помощи и получения структурированных результатов.

Но, не беда (для нас с вами). С проблемами управления качеством основного «производственного» процесса медицинской деятельности – процесса оказания медицинской помощи, порождёнными приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», мы благополучно разобрались. См. серию статей: ст.А, ст.Б.1, ст.Б.2, ст.Б.3 и другие работы на нашем сайте. Подключаем здесь эти решения, и работаем дальше.

Теперь, что касается «рассмотрения причин возникновения несоответствия..» (что за чудная формулировка!). Никак не удаётся втолковать нашему отраслевому регулятору ту простую с позиций клинической практики истину, что никогда и ни при каких обстоятельствах невозможно слить в одну простую (одномерную линейную) смысловую конструкцию соблюдение установленных требований и необходимость исходить из интересов конкретного больного в его уникальной клинической ситуации. Соответственно, «рассматривать» следует не «причины несоответствия качества указанным критериям», а причины дефектов при оказании медицинской помощи, к коим относятся как нарушения установленных в системе здравоохранения требований, так и отклонения процесса, условий и результата оказания медицинской помощи от условного и уникального для данного случая оказания медицинской помощи данному больному идеала.

В общем, при проработке локальных документов в этой части коллегам придётся слегка напрячь свой творческий потенциал, иначе не раскрыть будет потенциала, заложенного сюда «регулятором». Заложить-то он заложил, только сам недопонял, что именно.

– «выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;ˮ

Проверяющие проверяют то, что им доступно. Документы, записи, даты – доступны, поэтому и проверяют. Следует ожидать появления на «рынке услуг для медицинских организаций» очередной волны «готовых должностных инструкций» от юридических, образовательных, консалтинговых и иных фирм и фирмочек. Замечательно, только.. Обычно очень смешно бывает от того, что там нарисовано. Берут «рыбу», и, прошу прощения, фигачат туда шаблонные фразы «ниачём».

Должностные инструкции – это связь между делом («производственными задачами»), работодателем и работником на оси пересечения правовой и экономической плоскостей. Должностные инструкции есть следствие распределения функций, таким образом. Сперва нужно определиться, какие функции должны исполняться, и описать их, затем распределить полномочия, после чего только становится возможным погружать их в должностные инструкции ответственных за их исполнение работников. Функционал лиц, ответственных за обеспечение внутреннего контроля, нужно описать в соответствующих документах (положениях), и только после этого погружать их в должностные инструкции ответственных лиц (с учётом требований профстандартов, конечно).

Но в обеспечении качества медицинской помощи, качества и безопасности медицинской деятельности участвуют все работники медицинской организации (это один из базовых принципов качества, которому мы следуем на протяжении мних лет вместе с нашими партнёрами), и у каждого есть своя зона ответственности, требующая отражения в должностных инструкциях. Как видим, проблема не так проста, как может показаться продавцам шаблонных должностных инструкций и их покупателям. Как к её решению вообще подходить, и как прорабатывать для врачей в частности, мы разбирали в этой работе. «О самоконтроле врача в системе контроля качества»

– «предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:ˮ

Так, так..

«несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;ˮ

Вот это номер! Нет, идея правильная, по сути – клиника должна быть на первом месте. Только формулировка шедевральная. И вот такой вопрос возникает в этой связи: как возможно определить (а без этого невозможно предупредить) «нарушения при оказании медицинской помощи», «являющиеся результатом несоответствия» решений и действий клинике, если оценка клиники, лежащая в основе этих решений и действий, есть дело сугубо субъективное? Ведь это принципиально исключает «нарушения»! Опять «нарушения критериев оценки качества» имеются в виду? Ну, тогда это всё не для врачей писано, а для чиновников, экономистов и юристов, и обсуждать врачам здесь нечего. Сплюнуть, разве.

«невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;ˮ

Неплохо. Правда, с учётом публичных заявлений бывшего и действующего министров здравоохранения Российской Федерации не очень понятно в части стандартов медицинской помощи – статус их, похоже, до сих пор окончательно не определён. Как и «руководящая и направляющая» роль в процессе оказания медицинской помощи конкретному пациенту. В локальных документах, конечно, пока пишем именно так, как здесь указано (соответствует формулировкам Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее – Закон), и так же исполняем.

«несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;ˮ

Сроки – наше фсё. Их так легко проверять контролёрам..

– «принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;ˮ

А где результаты внутреннего контроля среди оснований для «принятия мер»? Не додумано. Хорошо, сами напишем.

– «принятие управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности.ˮ

Ну, вот! Снова «совершенствуем» какие-то «подходы» вместо самой медицинской деятельности. А так-то мысль о принятии управленческих решений по результатам контроля здравая (у нас она реализована с самого начала и входит в число основных положений любого из предлагаемых решений). Только одного «принятия решений» мало, нужна ещё их реализация, и там возникает колоссальной ёмкости вопрос с правомочностью «принимаемых мер». Проблема откровенно сброшена на уровень медицинских организаций.

«3. Внутренний контроль осуществляется организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (далее – медицинские организации) в соответствии с настоящими Требованиями.ˮ

Логично было бы написать, как в Законе (или, хотя бы, сослаться), чтоб никто случайно, по недоразумению не выпал.

«4. Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя.ˮ

Мы давно и детально проработали этот вопрос. Можно было и позаимствовать, слегка освежив. Следует различать ответственность за качество и безопасность деятельности организации и за обеспечение качества и безопасности, включая организацию и проведение внутреннего контроля. За первое всегда несёт ответственность руководитель, за второе – назначенное лицо или лица, т.к. обеспечение – это функционал. Как вариант, обеспечение может быть поручено руководителем организации самому себе.

«5. В зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее — Комиссия (Служба), включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее — Уполномоченное лицо).ˮ

А вот тут задумано было неплохо, но получилось весьма далеко от идеала. У нас в каждой медицинской организации есть высший коллегиальный орган управления, «врачебной комиссией» зовётся. Ещё и подкомиссии может (и должен при определённых условиях) иметь. Немалая часть функций врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), изложенных в приказе Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», напрямую относится к качеству медицинской помощи, обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности. И, спрашивается, где? Судя по всему, разработчики не смогли сопоставить функционал заимствованной из-за границы «Службы качества» (с творческой переработкой в рассматриваемом приказе) с функционалом врачебной комиссии (на попытку указывает упоминание «Комиссии по внутреннему контролю» в данном пункте), и бросили эту затею. Ну, что ж, будем разводить полномочия на уровне локальных документов. Трудности гарантированы. Позже обязательно рассмотрим их в отдельной публикации, они того заслуживают.

«6. В целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее:ˮ

Здесь обращает на себя внимание фактически прямое указание данного варианта сочетания давно известных слов в качестве наименования документа. Именно стопроцентного совпадения по наименованию будут требовать проверяющие, не всегда заглядывая даже в содержание документа. Леса страны, конечно, жалко. Но, что поделать, перепишем.

– «функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля;ˮ

Тот самый «головняк», о котором я писал чуть выше.

– «цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля;ˮ

Здесь всё понятно. Только непонятно, каковы минимальные требования – рассматриваемый документ, вроде, о них? Кое-что есть ниже, но не совсем то.

– «основания для проведения внутреннего контроля;ˮ

Невнятное требование. И эта же неопределённость ожидаемо будет транслироваться в локальные документы многих медицинских организаций.

– «права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля;ˮ

Выше мы уже обсудили, что лучше иметь отдельные локальные документы, описывающие функционал, полномочия ответственных лиц. В «положении» же достаточно на них сослаться.

– «порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;ˮ

Нет, всё понятно, но что конкретно? ( © поп-группа «Несчастный случай» ). Позиция нужная, но требует методического обеспечения. У коллег, работающих по нашим технологиям, здесь проблем не особо прибавилось. Вместе с тем, нужно будет поработать над расширением т.с., «спектра» данных, подлежащих регистрации и анализу.

– «порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.ˮ

Хорошо. Замечание то же, что к предшествующей позиции.

«7. По решению руководителя медицинской организации разрабатываются иные локальные акты в рамках внутреннего контроля (стандартные операционные процедуры, алгоритмы действий работников организации) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской деятельности, в том числе порядками оказания медицинской помощи, а также с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций.ˮ

После СОПов и «алгоритмов» (в скобках) надо было приписать «и т.д.», а после клинических рекомендаций – «и др.», дабы перечни не закрывать. Это важно.

«8. По решению руководителя медицинской организации для осуществления мероприятий внутреннего контроля могут привлекаться научные и иные организации, ученые и специалисты.ˮ

Отлично. У нас и это давно проработано. Только сопряжено данное положение с рядом неурегулированных в нашем законодательстве проблем, начиная с Закона, не предполагающего делегирования полномочий по контролю, и заканчивая источниками оплаты «услуг» указанных «научных и иных организаций, учёных и специалистов». Надеюсь, как-то эти проблемы будут решены, и, кто знает, может даже при нашей жизни.

Резюме Первой серии комментариев.

В 1-м разделе «требований», «Общие положения», никаких кошмарных угроз медицинским организациям и непосильных обуз для медицинских работников нам обнаружить не удалось. Раздел, как и весь приказ, составлен в традициях отраслевого нормотворчества (включая сырость новаций и наследование противоречий действующей нормативной правовой базы) и в целом неплох. Серьёзных проблем всего три:

1) распределение полномочий в системе внутреннего контроля с учётом функционала врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) медицинской организации;

2) опора на стандарты медицинской помощи, документы туманного статуса (унаследовано);

3) привязка к «критериям оценки качества медицинской помощи» в виде требования их соблюдения, контроля соблюдения и анализа причин несоблюдения.

В следующей серии комментариев изучим с вами 2-й раздел «требований», «Организация проведения мероприятий, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Может, там какой подвох?

* Данный приказ летом 2020 года попал под «регуляторную гильотину» и был проспективно (с 1 января 2021 года) отменён Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2020 года № 868. Взамен был установлен и 2 октября 2020 года за № 60192 зарегистрирован Минюстом аналогичный практически во всех отношениях документ, приказ Минздрава России от 31 июля 2020 года № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Различия нового и старого документов разобраны автором в статье «Колобок-2020, или Сказка о регуляторной гильотине». Их совсем немного. Поскольку все различия Требований носят явно искусственный, имитационный характер, возникла необходимость переименовать эту важную и не потерявшую ни крупицы своей актуальности работу.

Всегда ваши, Андрей Таевский и команда Здрав.Биз.

Приказ ФСТЭК России от 9 августа 2018 г. N 138 366 КБ 3963
Приказ ФСТЭК России от 9 августа 2018 г. N 138 437 КБ 1726

Зарегистрировано в Минюсте России 5 сентября 2018 г. N 52071

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ

от 9 августа 2018 г. N 138

Внести в Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 14 марта 2014 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2014 г., регистрационный N 32919) (с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 23 марта 2017 г. N 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2017 г., регистрационный N 46487), и в Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. N 239 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2018 г., регистрационный N 50524) изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Директор

Федеральной службы по техническому

и экспортному контролю

В.СЕЛИН

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 9 августа 2018 г. N 138

1. В Требованиях к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 14 марта 2014 г. N 31:

1) пункт 1 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

«Обеспечение безопасности автоматизированных систем управления, являющихся значимыми объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. N 239, а также Требованиями к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 21 декабря 2017 г. N 235 (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2018 г., регистрационный N 50118).»;

2) абзацы первый — четвертый подпункта 13.3 пункта 13 изложить в следующей редакции:

«13.3. Определение угроз безопасности информации осуществляется на каждом из уровней автоматизированной системы управления и должно включать:

а) выявление источников угроз безопасности информации и оценку возможностей (потенциала) внешних и внутренних нарушителей;

б) анализ возможных уязвимостей автоматизированной системы и входящих в ее состав программных и программно-аппаратных средств;

в) определение возможных способов (сценариев) реализации (возникновения) угроз безопасности информации;

г) оценку возможных последствий от реализации (возникновения) угроз безопасности информации, нарушения отдельных свойств безопасности информации (целостности, доступности, конфиденциальности) и автоматизированной системы управления в целом.

В качестве исходных данных при определении угроз безопасности информации используется банк данных угроз безопасности информации, ведение которого осуществляется ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 21 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818; 2013, N 26, ст. 3314; N 52, ст. 7137; 2014, N 36, ст. 4833; N 44, ст. 6041; N 4, ст. 641; 2016, N 1, ст. 211; 2017, N 48, ст. 7198; 2018, N 20, ст. 2818), а также иные источники, содержащие сведения об уязвимостях и угрозах безопасности информации.»;

3) в подпункте 15.3 пункта 15:

после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

«определение администратора безопасности информации;»;

в абзаце четвертом после слов «персонала автоматизированной системы управления» дополнить словами «и администратора безопасности информации»;

4) пункт 18 изложить в следующей редакции:

«18. Организационные и технические меры защиты информации, реализуемые в автоматизированной системе управления в рамках ее системы защиты, в зависимости от класса защищенности, угроз безопасности информации, используемых технологий и структурно-функциональных характеристик автоматизированной системы управления и особенностей ее функционирования должны обеспечивать:

идентификацию и аутентификацию (ИАФ);

управление доступом (УПД);

ограничение программной среды (ОПС);

защиту машинных носителей информации (ЗНИ);

аудит безопасности (АУД);

антивирусную защиту (АВЗ);

предотвращение вторжений (компьютерных атак) (СОВ);

обеспечение целостности (ОЦЛ);

обеспечение доступности (ОДТ);

защиту технических средств и систем (ЗТС);

защиту информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов (ЗИС);

реагирование на компьютерные инциденты (ИНЦ);

управление конфигурацией (УКФ);

управление обновлениями программного обеспечения (ОПО);

планирование мероприятий по обеспечению безопасности (ПЛН);

обеспечение действий в нештатных ситуациях (ДНС);

информирование и обучение персонала (ИПО).

Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующих классов защищенности автоматизированных систем управления приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

Содержание мер и правила их реализации устанавливаются методическим документом, разработанным ФСТЭК России в соответствии с пунктом 5 и подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085.»;

5) подпункты 18.1 — 18.21 пункта 18 признать утратившими силу.

6) приложение N 2 к указанным Требованиям изложить в следующей редакции:

«Приложение N 2

к Требованиям к обеспечению

защиты информации в автоматизированных

системах управления производственными

и технологическими процессами

на критически важных объектах,

потенциально опасных объектах,

а также объектах, представляющих

повышенную опасность для жизни

и здоровья людей и для окружающей

природной среды

СОСТАВ
МЕР ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ИХ БАЗОВЫЕ НАБОРЫ ДЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО КЛАССА ЗАЩИЩЕННОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Условное обозначение и номер меры

Меры защиты информации в автоматизированных системах управления

Классы защищенности автоматизированной системы управления

3

2

1

I. Идентификация и аутентификация (ИАФ)

ИАФ.0

Разработка политики идентификации и аутентификации

+

+

+

ИАФ.1

Идентификация и аутентификация пользователей и инициируемых ими процессов

+

+

+

ИАФ.2

Идентификация и аутентификация устройств

+

+

+

ИАФ.3

Управление идентификаторами

+

+

+

ИАФ.4

Управление средствами аутентификации

+

+

+

ИАФ.5

Идентификация и аутентификация внешних пользователей

+

+

+

ИАФ.6

Двусторонняя аутентификация

ИАФ.7

Защита аутентификационной информации при передаче

+

+

+

II. Управление доступом (УПД)

УПД.0

Разработка политики управления доступом

+

+

+

УПД.1

Управление учетными записями пользователей

+

+

+

УПД.2

Реализация политик управления доступа

+

+

+

УПД.3

Доверенная загрузка

+

+

УПД.4

Разделение полномочий (ролей) пользователей

+

+

+

УПД.5

Назначение минимально необходимых прав и привилегий

+

+

+

УПД.6

Ограничение неуспешных попыток доступа в информационную (автоматизированную) систему

+

+

+

УПД.7

Предупреждение пользователя при его доступе к информационным ресурсам

УПД.8

Оповещение пользователя при успешном входе предыдущем доступе к информационной (автоматизированной) системе

+

УПД.9

Ограничение числа параллельных сеансов доступа

+

УПД.10

Блокирование сеанса доступа пользователя при неактивности

+

+

+

УПД.11

Управление действиями пользователей до идентификации и аутентификации

+

+

+

УПД.12

Управление атрибутами безопасности

УПД.13

Реализация защищенного удаленного доступа

+

+

+

УПД.14

Контроль доступа из внешних информационных (автоматизированных) систем

+

+

+

III. Ограничение программной среды (ОПС)

ОПС.0

Разработка политики ограничения программной среды

+

+

ОПС.1

Управление запуском (обращениями) компонентов программного обеспечения

+

ОПС.2

Управление установкой (инсталляцией) компонентов программного обеспечения

+

+

ОПС.3

Управление временными файлами

IV. Защита машинных носителей информации (ЗНИ)

ЗНИ.0

Разработка политики защиты машинных носителей информации

+

+

+

ЗНИ.1

Учет машинных носителей информации

+

+

+

ЗНИ.2

Управление физическим доступом к машинным носителям информации

+

+

+

ЗНИ.3

Контроль перемещения машинных носителей информации за пределы контролируемой зоны

ЗНИ.4

Исключение возможности несанкционированного чтения информации на машинных носителях информации

ЗНИ.5

Контроль использования интерфейсов ввода (вывода) информации на машинные носители информации

+

+

+

ЗНИ.6

Контроль ввода (вывода) информации на машинные носители информации

+

ЗНИ.7

Контроль подключения машинных носителей информации

+

+

+

ЗНИ.8

Уничтожение (стирание) информации на машинных носителях информации

+

+

+

V. Аудит безопасности (АУД)

АУД.0

Разработка политики аудита безопасности

+

+

+

АУД.1

Инвентаризация информационных ресурсов

+

+

+

АУД.2

Анализ уязвимостей и их устранение

+

+

+

АУД.3

Генерирование временных меток и (или) синхронизация системного времени

+

+

+

АУД.4

Регистрация событий безопасности

+

+

+

АУД.5

Контроль и анализ сетевого трафика

+

АУД.6

Защита информации о событиях безопасности

+

+

+

АУД.7

Мониторинг безопасности

+

+

+

АУД.8

Реагирование на сбои при регистрации событий безопасности

+

+

+

АУД.9

Анализ действий пользователей

+

АУД.10

Проведение внутренних аудитов

+

+

+

АУД.11

Проведение внешних аудитов

+

VI. Антивирусная защита (АВЗ)

АВЗ.0

Разработка политики антивирусной защиты

+

+

+

АВЗ.1

Реализация антивирусной защиты

+

+

+

АВЗ.2

Антивирусная защита электронной почты и иных сервисов

+

+

+

АВЗ.3

Контроль использования архивных, исполняемых и зашифрованных файлов

+

АВЗ.4

Обновление базы данных признаков вредоносных компьютерных программ (вирусов)

+

+

+

АВЗ.5

Использование средств антивирусной защиты различных производителей

+

VII. Предотвращение вторжений (компьютерных атак) (СОВ)

СОВ.0

Разработка политики предотвращения вторжений (компьютерных атак)

+

+

СОВ.1

Обнаружение и предотвращение компьютерных атак

+

+

СОВ.2

Обновление базы решающих правил

+

+

VIII. Обеспечение целостности (ОЦЛ)

ОЦЛ.0

Разработка политики обеспечения целостности

+

+

+

ОЦЛ.1

Контроль целостности программного обеспечения

+

+

+

ОЦЛ.2

Контроль целостности информации

ОЦЛ.3

Ограничения по вводу информации в информационную (автоматизированную) систему

+

ОЦЛ.4

Контроль данных, вводимых в информационную (автоматизированную) систему

+

+

ОЦЛ.5

Контроль ошибочных действий пользователей по вводу и (или) передаче информации и предупреждение пользователей об ошибочных действиях

+

+

ОЦЛ.6

Обезличивание и (или) деидентификация информации

IX. Обеспечение доступности (ОДТ)

ОДТ.0

Разработка политики обеспечения доступности

+

+

+

ОДТ.1

Использование отказоустойчивых технических средств

+

+

ОДТ.2

Резервирование средств и систем

+

+

ОДТ.3

Контроль безотказного функционирования средств и систем

+

+

ОДТ.4

Резервное копирование информации

+

+

+

ОДТ.5

Обеспечение возможности восстановления информации

+

+

+

ОДТ.6

Обеспечение возможности восстановления программного обеспечения при нештатных ситуациях

+

+

+

ОДТ.7

Кластеризация информационной (автоматизированной) системы

ОДТ.8

Контроль предоставляемых вычислительных ресурсов и каналов связи

+

+

+

X. Защита технических средств и систем (ЗТС)

ЗТС.0

Разработка политики защиты технических средств и систем

+

+

+

ЗТС.1

Защита информации от утечки по техническим каналам

ЗТС.2

Организация контролируемой зоны

+

+

+

ЗТС.3

Управление физическим доступом

+

+

+

ЗТС.4

Размещение устройств вывода (отображения) информации, исключающее ее несанкционированный просмотр

+

+

+

ЗТС.5

Защита от внешних воздействий

+

+

+

ЗТС.6

Маркирование аппаратных компонентов системы относительно разрешенной к обработке информации

XI. Защита информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов (ЗИС)

ЗИС.0

Разработка политики защиты информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов

+

+

+

ЗИС.1

Разделение функций по управлению (администрированию) информационной (автоматизированной) системой с иными функциями

+

+

+

ЗИС.2

Защита периметра информационной (автоматизированной) системы

+

+

+

ЗИС.3

Эшелонированная защита информационной (автоматизированной) системы

+

+

+

ЗИС.4

Сегментирование информационной (автоматизированной) системы

+

+

ЗИС.5

Организация демилитаризованной зоны

+

+

+

ЗИС.6

Управление сетевыми потоками

ЗИС.7

Использование эмулятора среды функционирования программного обеспечения («песочница»)

ЗИС.8

Сокрытие архитектуры и конфигурации информационной (автоматизированной) системы

+

+

+

ЗИС.9

Создание гетерогенной среды

ЗИС.10

Использование программного обеспечения, функционирующего в средах различных операционных систем

ЗИС.11

Предотвращение задержки или прерывания выполнения процессов с высоким приоритетом со стороны процессов с низким приоритетом

ЗИС.12

Изоляция процессов (выполнение программ) в выделенной области памяти

ЗИС.13

Защита неизменяемых данных

+

+

ЗИС.14

Использование неперезаписываемых машинных носителей информации

ЗИС.15

Реализация электронного почтового обмена с внешними сетями через ограниченное количество контролируемых точек

ЗИС.16

Защита от спама

+

+

ЗИС.17

Защита информации от утечек

ЗИС.18

Блокировка доступа к сайтам или типам сайтов, запрещенных к использованию

ЗИС.19

Защита информации при ее передаче по каналам связи

+

+

+

ЗИС.20

Обеспечение доверенных канала, маршрута

+

+

+

ЗИС.21

Запрет несанкционированной удаленной активации периферийных устройств

+

+

+

ЗИС.22

Управление атрибутами безопасности при взаимодействии с иными информационными (автоматизированными) системами

ЗИС.23

Контроль использования мобильного кода

+

+

ЗИС.24

Контроль передачи речевой информации

+

+

ЗИС.25

Контроль передачи видеоинформации

+

+

ЗИС.26

Подтверждение происхождения источника информации

ЗИС.27

Обеспечение подлинности сетевых соединений

+

+

ЗИС.28

Исключение возможности отрицания отправки информации

+

+

ЗИС.29

Исключение возможности отрицания получения информации

+

+

ЗИС.30

Использование устройств терминального доступа

ЗИС.31

Защита от скрытых каналов передачи информации

+

ЗИС.32

Защита беспроводных соединений

+

+

+

ЗИС.33

Исключение доступа через общие ресурсы

+

ЗИС.34

Защита от угроз отказа в обслуживании (DOS, DDOS-атак)

+

+

+

ЗИС.35

Управление сетевыми соединениями

+

+

ЗИС.36

Создание (эмуляция) ложных компонентов информационных (автоматизированных) систем

ЗИС.37

Перевод информационной (автоматизированной) системы в безопасное состояние при возникновении отказов (сбоев)

ЗИС.38

Защита информации при использовании мобильных устройств

+

+

+

ЗИС.39

Управление перемещением виртуальных машин (контейнеров) и обрабатываемых на них данных

+

+

+

XII. Реагирование на компьютерные инциденты (ИНЦ)

ИНЦ.0

Разработка политики реагирования на компьютерные инциденты

+

+

+

ИНЦ.1

Выявление компьютерных инцидентов

+

+

+

ИНЦ.2

Информирование о компьютерных инцидентах

+

+

+

ИНЦ.3

Анализ компьютерных инцидентов

+

+

+

ИНЦ.4

Устранение последствий компьютерных инцидентов

+

+

+

ИНЦ.5

Принятие мер по предотвращению повторного возникновения компьютерных инцидентов

+

+

+

ИНЦ.6

Хранение и защита информации о компьютерных инцидентах

+

XIII. Управление конфигурацией (УКФ)

УКФ.0

Разработка политики управления конфигурацией информационной (автоматизированной) системы

+

+

+

УКФ.1

Идентификация объектов управления конфигурацией

УКФ.2

Управление изменениями

+

+

+

УКФ.3

Установка (инсталляция) только разрешенного к использованию программного обеспечения

+

+

+

УКФ.4

Контроль действий по внесению изменений

XIV. Управление обновлениями программного обеспечения (ОПО)

ОПО.0

Разработка политики управления обновлениями программного обеспечения

+

+

+

ОПО.1

Поиск, получение обновлений программного обеспечения от доверенного источника

+

+

+

ОПО.2

Контроль целостности обновлений программного обеспечения

+

+

+

ОПО.3

Тестирование обновлений программного обеспечения

+

+

+

ОПО.4

Установка обновлений программного обеспечения

+

+

+

XV. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности (ПЛН)

ПЛН.0

Разработка политики планирования мероприятий по обеспечению защиты информации

+

+

+

ПЛН.1

Разработка, утверждение и актуализация плана мероприятий по обеспечению защиты информации

+

+

+

ПЛН.2

Контроль выполнения мероприятий по обеспечению защиты информации

+

+

+

XVI. Обеспечение действий в нештатных ситуациях (ДНС)

ДНС.0

Разработка политики обеспечения действий в нештатных ситуациях

+

+

+

ДНС.1

Разработка плана действий в нештатных ситуациях

+

+

+

ДНС.2

Обучение и отработка действий персонала в нештатных ситуациях

+

+

+

ДНС.3

Создание альтернативных мест хранения и обработки информации на случай возникновения нештатных ситуаций

+

+

ДНС.4

Резервирование программного обеспечения, технических средств, каналов связи на случай возникновения нештатных ситуаций

+

+

ДНС.5

Обеспечение возможности восстановления информационной (автоматизированной) системы в случае возникновения нештатных ситуаций

+

+

+

ДНС.6

Анализ возникших нештатных ситуаций и принятие мер по недопущению их повторного возникновения

+

+

+

XVII. Информирование и обучение персонала (ИПО)

ИПО.0

Разработка политики информирования и обучения персонала

+

+

+

ИПО.1

Информирование персонала об угрозах безопасности информации и о правилах безопасной работы

+

+

+

ИПО.2

Обучение персонала правилам безопасной работы

+

+

+

ИПО.3

Проведение практических занятий с персоналом по правилам безопасной работы

+

+

ИПО.4

Контроль осведомленности персонала об угрозах безопасности информации и о правилах безопасной работы

+

+

+

«+» — мера защиты информации включена в базовый набор мер для соответствующего класса защищенности автоматизированной системы управления.

Меры защиты информации, не обозначенные знаком «+», применяются при адаптации и дополнении базового набора мер, а также при разработке компенсирующих мер защиты информации в автоматизированной системе управления соответствующего класса защищенности.».

2. В приложении к Требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. N 239, строку седьмую раздела XVI изложить в следующей редакции:

«

ДНС.6

Анализ возникших нештатных ситуаций и принятие мер по недопущению их повторного возникновения

+

+

+

«.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх