Куперс

Бухучет и анализ

4 хозяйственные общества

Источник: А.А. Серебрякова (СПС «Консультант»)

Серебрякова Алла Аркадьевна, кандидат юридических наук, заместитель директора Института права и государственной службы Ульяновского государственного университета.

Если под системой корпоративного управления понимать совокупность действий по выработке, принятию, исполнению решений и контролю за их исполнением в юридических лицах, построенных по корпоративному типу, то управляющая организация (управляющий) в таких юридических лицах будет являться альтернативным исполнительным органом. Хозяйственные общества в российском гражданском праве — наиболее типичные юридические лица-корпорации, поэтому уместно будет рассматривать вопрос об отношениях именно хозяйственных обществ с управляющей организацией (управляющим) в системе корпоративного управления.

До рассмотрения вопроса по существу необходимо отграничить понятие управляющей организации, управляющего, о которых пойдет речь ниже, от сходных понятий, используемых в гражданском праве.

Понятия «управляющая организация», «управляющий», «управляющая компания» следует отличать от термина «управляющая компания», используемого применительно к группе компаний (холдингам, концернам и др.). В последнем случае под управляющей компанией понимается, как правило, материнская или головная компания, по указаниям которой осуществляется управление дочерними или зависимыми обществами <1>.

В нашем случае правовая природа отношений между управляющей организацией (управляющим) и управляемым хозяйственным обществом состоит в ином. Управляющая организация (управляющий) занимает место исполнительного органа хозяйственного общества, в котором исполнительный орган в классическом варианте (в виде директора, правления) устраняется высшим органом управления хозяйственного общества. Устраняется не навсегда, а на срок действия договора, который общество заключает с управляющей организацией или управляющим на оказание управленческих услуг и выполнение полномочий исполнительного органа. По окончании срока действия такого договора в хозяйственном обществе может появиться исполнительный орган в классическом его варианте, договор может быть расторгнут до истечения срока его действия или высший орган управления хозяйственного общества пожелает заключить договор с этой же управляющей организацией на новый срок или с другой управляющей организацией (управляющим). Все будет зависеть от решения, которое примут акционеры (участники) конкретного хозяйственного общества.

О возможности передачи полномочий исполнительного органа хозяйственного общества другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) по решению общего собрания акционеров говорится в ст. 103 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК). Дальнейшее развитие институт управляющих получил в специальных законах о хозяйственных обществах.

В Федеральном законе «Об акционерных обществах» <2> соответствующие нормы содержатся в ст. 69 и ст. 71. В соответствии со ст. 69 ФЗ об АО по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в указанную статью внесены изменения в части порядка принятия акционерным обществом решения об установлении отношений с управляющей организацией или управляющим. В ранее действовавшей редакции указанной статьи содержалось правило, согласно которому условия договора, заключаемого акционерным обществом с управляющей организацией (управляющим), должны были утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Указанное положение подвергалось критике в юридической литературе <3>.

<2> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с изм. и доп.) (далее — ФЗ об АО).

<3> См., напр.: Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект: Монография. М.: Дело, 2001. С. 292 — 293.

Действительно, не было ясно, что имел в виду законодатель, указывая ранее: «…если уставом общества не установлено иное». Единственно возможным вариантом органа, который мог утверждать условия договора, мог являться только совет директоров (наблюдательный совет), поскольку вопрос об утверждении договора с управляющей организацией (управляющим) не был отнесен Законом к компетенции общего собрания акционеров. Законодатель внес изменения в ст. 69 ФЗ об АО в этой части и исключил правило о необходимости утверждения договора с управляющей организацией или управляющим. При этом п. 1 ст. 69 ФЗ дополнен положением о том, что решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей организации или управляющему принимаются общим собранием акционеров только по предложению совета директоров.

ФЗ об АО конкретизировал положения ГК РФ, где в ст. 103 под наименованием управляющего объединяется как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель. ФЗ об АО уточняет, что если полномочия единоличного исполнительного органа выполняет коммерческая организация, то это управляющая организация, а если индивидуальный предприниматель — то это управляющий.

Следует также обратить внимание, что согласно последней редакции п. 1 ст. 69 ФЗ об АО допускается передача управляющей организации (управляющему) полномочий только единоличного органа акционерного общества, а не единоличного и коллегиального, как это было ранее.

Получается, что Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» <4> с момента принятия был более последователен в отношении возможности передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему), с одной стороны, поскольку в соответствии со ст. 42 ФЗ об ООО управляющему могли быть переданы полномочия только единоличного исполнительного органа. С другой стороны, некоторые исследователи ставят вопрос о том, что законодатель, предусматривая фигуру управляющего в ООО, вообще вышел за пределы ГК РФ <5>, так как в Кодексе не содержится основания для введения в ФЗ об ООО нормативной конструкции управляющего. Другие исследователи не соглашаются с этим мнением <6>, присоединимся к ним и мы, поскольку запрета на передачу полномочий исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью управляющему в ГК РФ не содержится.

<6> Степанов Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом // Хозяйство и право. 2000. N 10. С. 60 — 61.

Согласно п. 4 ст. 33 ФЗ об ООО и п. 1 ст. 69 ФЗ об АО в качестве управляющего может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Анализ исследований, проведенных по указанному вопросу, говорит о том, что некоторые ученые крайне настороженно воспринимают институт управляющего: «Вызывает сомнение введение наряду с индивидуальным предпринимателем (управляющим) понятия «управляющая организация»… Насколько безопасно передавать все руководство текущей деятельностью акционерного общества сторонней коммерческой организации…» <7>. Другие прямо называют указанную новеллу законодательства преждевременной. Основанием для такого утверждения является, во-первых, недостаточная теоретическая разработка договора, который мог бы заключаться между хозяйственным обществом и управляющей организацией, и как результат — отсутствие соответствующих норм в части второй ГК РФ. И, во-вторых, отсутствие профессиональных организаций (управленцев) для крупных акционерных обществ на рынке России <8>.

<7> Долинская В.В. Акционерное право: Учебник / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М.: Юрид. лит., 1997. С. 289.

<8> См., напр.: Кондратьев В. Закон об акционерных обществах. Проблемы совершенствования // Хозяйство и право. 1999. N 10. С. 68.

Другие ученые отмечают, что появление в законе норм об управляющих заслуживает пристального внимания <9>. На наш взгляд, это обусловлено бурно развивающимися рыночными отношениями с учетом имеющегося успешного зарубежного опыта. Отсюда следует необходимость не отрицать новый институт, а полнее уяснить его суть. Тем более, что в последнее время постепенно складывается практика, в том числе судебная, его применения <10>.

<9> Дягилев А. Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации: возможности и перспективы // Хозяйство и право. 2005. N 12. С. 43 — 47.

Поскольку Закон не устанавливает никаких дополнительных требований, это значит, что любая коммерческая организация из числа поименованных в ст. 50 ГК РФ может стать управляющей организацией. В этой ситуации, вероятно, нелепо будет выглядеть государственное или муниципальное унитарное предприятие, выступающее в роли управляющей организации по отношению к хозяйственному обществу. В связи с этим, на наш взгляд, к деятельности управляющей организации должны предъявляться особые требования профессионализма в области управления, в противном случае теряется смысл применения на практике института управляющих.

То же самое касается и индивидуального предпринимателя в роли управляющего. В настоящее время под таким управляющим понимается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированный в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Дополнительных требований к управляющему-предпринимателю законом не установлено.

Имеющиеся требования, предъявляемые к управляющему, носят рекомендательный характер. Так, распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» <11> акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, рекомендовано следовать положениям Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения. В частности, при принятии решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему предлагается учитывать следующее. Совету директоров рекомендуется предоставлять акционерам полную информацию об управляющей организации, включая информацию о рисках, связанных с передачей полномочий управляющей организации, а также обосновывать необходимость такой передачи. Важно определить лиц, которые от имени управляющей организации будут отчитываться перед советом директоров и общим собранием акционеров о проделанной работе. Генеральный директор управляющей организации либо управляющий должны соответствовать требованиям, предъявляемым к генеральному директору. Рекомендуется, чтобы управляющая организация располагала достаточными средствами для компенсации возможных убытков общества и третьих лиц, ставших результатом ее действий. Не рекомендуется, чтобы управляющая организация осуществляла аналогичные функции в конкурирующем обществе, равно как и находилась бы в каких-либо иных имущественных отношениях с обществом, помимо оказания услуг. Критерии отбора управляющей организации рекомендуется установить в уставе или иных внутренних документах общества. Прежде чем будет принято решение о выборе управляющей организации или управляющего, к примеру, на основе тендера, совету директоров акционерам рекомендуется представить следующую информацию: перечень иных обществ, где управление осуществляется данной управляющей организацией (управляющим); перечень лиц, замещающих должности в органах управляющей организации или перечень акционеров такой организации для выяснения вероятности конфликта интересов; устав управляющей организации; финансовая отчетность управляющей организации; проект договора на оказание услуг между обществом и управляющей организацией.

<11> Вестник ФКЦБ. 2002. N 4.

В основе возникновения отношений между управляющей (управляющим) и управляемой организациями лежит сложный юридический состав. Прежде чем стороны подойдут к заключению договора, должны быть соблюдены некоторые условия. Договор с управляющим может быть заключен обществом только после принятия решения об этом общим собранием акционеров или общим собранием участников. При этом для ООО положение о возможности передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему должно быть прямо предусмотрено в уставе, для акционерного общества такого обязательного требования Законом не предусмотрено.

В обществе с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания участников относится утверждение управляющего, а также условий договора с ним (п. 4 ч. 2 ст. 33 ФЗ об ООО). Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников, утвердившем условия договора с управляющим или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Договор от имени акционерного общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества. Со стороны управляющей организации договор по общему правилу подписывает единоличный исполнительный орган.

По вопросу о юридической природе договора, заключаемого между управляемым обществом и управляющей организацией (управляющим), в юридической литературе сложились разные точки зрения. Общим является то, что к складывающимся отношениям нельзя применить институт доверительного управления, несмотря на внешнее созвучие понятий. Так, С.Д. Могилевский указывает, что «…в ряде случаев собрание участников, утверждая условия такого договора, определяет его как договор доверительного управления имуществом, что абсолютно неверно… При заключении договора от имени общества ставится задача осуществления руководства именно организацией, а не имущественным комплексом. Собственником имущества остается само общество, от имени которого действует управляющий… По своей правовой природе договор между управляющей организацией (управляющим) и управляемой организацией должен быть гражданско-правовым договором на оказание услуг или договором подряда» <12>. По нашему мнению, нельзя согласиться с ученым только в той части, что в отношениях между управляющей организацией и управляемым обществом может применяться договор подряда. Особенность договора подряда в том, что при его исполнении должен появиться овеществленный результат работ. Это не всегда происходит в отношениях между управляющим и управляемым обществом. Поэтому, по нашему мнению, договор подряда здесь применяться не может. Точку зрения о невозможности применения к рассматриваемым отношениям договора доверительного управления имуществом более полно, на наш взгляд, обосновывают такие авторы, как С. Зинченко, С. Казачанский и О. Зинченко. Они поясняют: «…невозможно применить институт доверительного управления для реализации управленческих функций в коммерческих организациях в силу того, что они имеют структурно сложную систему органов управления» <13>. Предложения В. Кондратьева по указанному вопросу следующие: «…во второй части ГК следует предусмотреть в качестве отдельного вида договор на передачу полномочий исполнительного органа хозяйственного общества третьему лицу, раскрыть его содержание и особенности, порядок заключения, исполнения и прекращения, определить судьбу исполнительных органов после вступления договора в силу» <14>. А. Дягилев отмечает, что правовая природа договора на управление носит «специфический гражданско-правовой характер, включая в себя элементы гражданско-правового договора на оказание услуг (по управлению) и в то же время ограничивая полномочия управляемого субъекта по его же воле» <15>. Ю.А. Тихомиров предлагает разделить договоры с управляющим в зависимости от субъектного состава. Он полагает, что договор, который заключает общество с ограниченной или дополнительной ответственностью с управляющей организацией о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа, является гражданско-правовым договором, содержащим в себе отдельные элементы различных гражданско-правовых договоров, а посему данный договор следует относить к смешанным гражданско-правовым договорам. Если же на стороне управляющего выступает физическое лицо — индивидуальный предприниматель, то с ним может быть заключен как гражданско-правовой, так и трудовой договор, с учетом пожеланий сторон <16>. Позволим себе не согласиться с мнением Ю.А. Тихомирова в части возможности заключения гражданско-правового или трудового договора с управляющим, если им является гражданин-предприниматель. По нашему мнению, если гражданин-предприниматель заключает трудовой договор, то он уже не будет исполнять функции органа юридического лица в качестве управляющего, поскольку управляющим может быть только гражданин-предприниматель. Гражданин-предприниматель может быть участником трудового договора только на стороне работодателя, но не на стороне работника, так как участие в трудовом договоре на стороне работника исключает для гражданина-предпринимателя статус предпринимателя в рамках конкретного трудового договора. Кроме того, отношения сторон трудового договора регулируются трудовым законодательством, следовательно, по-иному решаются, например вопросы ответственности, вопросы предоставления различных гарантий и компенсаций.

<12> Могилевский С.Д. Указ. соч. С. 291 — 292.

<13> Зинченко С., Казачанский С., Зинченко О. Указ. соч. С. 43 — 44.

<14> Кондратьев В. Закон об акционерных обществах. Проблемы совершенствования // Хозяйство и право. 1999. N 10. С. 68.

<15> Дягилев А. Указ. соч. С. 46 — 47.

Наиболее убедительно, на наш взгляд, мнение по вопросу природы рассматриваемого договора, высказанное Д. Степановым <17>, который полагает, что заключение договора по передаче управляющему полномочий по управлению хозяйственным обществом порождает обязательство по оказанию управленческих услуг со стороны управляющего в пользу хозяйственного общества. При формировании условий договора могут быть использованы элементы договора поручения (гл. 49 ГК РФ), но в чистом виде этот договор использован быть не может, так как, согласно п. 1 ст. 975 ГК РФ, доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий. Полномочия же управляющего основываются не на доверенности (п. 1 ст. 182 ГК РФ), а на указании закона, поскольку единоличный исполнительный орган хозяйственного общества действует от имени общества без доверенности <18>. В доверенности будет невозможно перечислить даже в самом общем виде перечень тех функций, которые вправе будет осуществлять управляющий, что может сделать работу управляющего просто невозможной.

<17> Степанов Д. Указ. соч. С. 64 — 73.

<18> См. также абз. 5 ч. 3 ст. 69 ФЗ об АО.

Договор комиссии также не может быть использован для оформления отношений между хозяйственным обществом и управляющей организацией. Управляющий действует от имени хозяйственного общества, выполняя при этом все полномочия единоличного исполнительного органа. А по договору комиссии в соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ комиссионер обязуется за вознаграждение по поручению комитента совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Наиболее полно подходит к существу рассматриваемых отношений агентский договор (гл. 52 ГК РФ). По этому договору в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Из определения видно, что возможны два варианта агентского договора. Договор о передаче управляющему полномочий единоличного исполнительного органа может заключаться по модели агентского договора, когда управляющий действует от имени и за счет принципала (управляемой организации). Модель агентского договора подходит также потому, что согласно п. 2 ст. 1005 ГК РФ при оформлении отношений между сторонами допускается указание общих полномочий агента, а не исчерпывающего их перечня. Таким образом, договор на передачу хозяйственным обществом полномочий исполнительного органа управляющей организации (управляющему) может содержать элементы различных гражданско-правовых договоров, при этом как самостоятельный вид договора такой договор в ГК РФ не выделен.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует включать в договор между хозяйственным обществом и управляющей организацией следующие условия:

— цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющей организации (управляющему);

— размер вознаграждения управляющей организации;

— ответственность, возникающую у управляющей организации в связи с исполнением возложенных на нее функций;

— порядок прекращения полномочий управляющей организации;

— объем и содержание информации и отчетов, которые управляющая организация обязана представлять совету директоров и акционерам в отношении своей работы и показателей деятельности общества, периодичность, с которой должны представляться такие отчеты;

— перечень должностных лиц управляющей организации, обязанных отчитываться о ее работе.

Безусловно, указанные рекомендации могут быть учтены при составлении договора между хозяйственным обществом и управляющей организацией. Дополнительно можно было бы отразить в самом договоре срок, на который он заключается, не только объем и содержание представляемой информации, но и порядок и сроки ее представления, поскольку, как показывает практика, здесь возможны злоупотребления.

В соответствии с п. 4 ст. 69 ФЗ об АО общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.

Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации (управляющего). Одновременно совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий прежнего и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества или о передаче ему полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему).

Указанные решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета), при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета).

Отсюда следует, что решение о прекращении полномочий управляющей организации (управляющего) может принять только общее собрание акционеров. Негативным моментом для управляющей организации (управляющего) здесь является то, что в законе не указываются основания для принятия решения о приостановлении полномочий, а также в каких конкретно случаях управляющая организация (управляющий) «не может исполнять свои обязанности». Под указанные формулировки могут быть подведены самые различные основания как объективного, так и субъективного характера.

Что касается обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, то вопросы досрочного прекращения полномочий управляющего, в соответствии со ст. 33 ФЗ об ООО, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы и предложить рекомендации. Во-первых, в договор хозяйственного общества с управляющей организацией (управляющим) желательно включать условие, запрещающее передачу полномочий по договору третьим лицам, за исключением случаев одобрения таких действий органом юридического лица, принявшим решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества управляющему. Во-вторых, необходимо предъявление к управляющей организации и управляющему требований профессионализма (это требование, как правило, предъявляется и к исполнительному органу общества). В-третьих, по нашему мнению, в настоящее время договор на передачу управляющей организации (управляющему) полномочий исполнительного органа хозяйственного общества не относится к самостоятельному виду (типу) договоров, этот договор носит смешанный характер.

Вернуться к разделу статей

Общество с дополнительной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью – одна из редких форм ведения предпринимательства в Российской Федерации. При относительно небольших затратах на его создание, и относительно простой отчетностью – эта организационно-правовая форма является неинтересной большинству предпринимателей, в связи, с дополнительной ответственностью личным имуществом.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации об обществе с ограниченной ответственностью и Федерального закона от 14 января 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью хозяйственных обществ, которое создается для осуществления предпринимательской деятельности путем объединения капиталов его учредителей (юридических и физических лиц). По своей сущности это коммерческая организация, так как в качестве основной цели деятельности общества является извлечение, получение прибыли.

Особенностью общества является то, что оно может быть учреждено как несколькими лицами, так и одним лицом. Общество с дополнительной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Кроме того, число учредителей общества не может превышать пятидесяти участников. В случае, если число учредителей общества превысит 50, то такое общество подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 61 и статьи 88 ГК РФ, если число его участников не уменьшится до установленного пунктом 3 статьи 7 Закона № 14-ФЗ предела.

Уставный капитал общества с дополнительной ответственностью составляется из номинальной стоимости долей его участников. Законом № 14-ФЗ установлен обязательный минимальный размер уставного капитала общества с дополнительной ответственностью – не менее чем десять тысяч рублей. Основная функция уставного капитала – определение минимального размера его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

В связи с этим необходимо учитывать следующее:

– денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

– если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик.

Независимая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статьей 8 Закона № 14-ФЗ определены права участников общества. Согласно указанной статье участники общества вправе:

– участвовать в управлении делами общества;

– получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;

– принимать участие в распределении прибыли;

– продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном Законом № 14-ФЗ и уставом общества;

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 14-ФЗ участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества. Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества.

– выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли;

– получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники общества имеют также другие права, предусмотренные Законом № 14-ФЗ.

Помимо перечисленных прав, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Согласно статье 91 ГК РФ и статье 32 Закона № 14-ФЗ высшим органом управления обществом является общее собрание участников общества.

Право присутствовать на общем собрании участников общества, а также принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений имеют все без исключения участники общества. Устав общества либо решения органов управления обществом не могут ограничивать указанные права участников общества. Такие положения устава общества либо решения органов управления, ничтожны.

Ключевым звеном структуры управления общества с дополнительной ответственностью являются исполнительные органы, поскольку на них возлагается текущее руководство деятельностью общества, что предполагает реализацию целей, стратегии и политики общества.

Согласно статье 32 Закона № 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Устав общества является единственным учредительным документом общества. Устав общества, согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ должен содержать:

– полное и сокращенное фирменное наименование общества;

– сведения о месте нахождения общества;

– сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– сведения о размере уставного капитала общества;

– права и обязанности участников общества;

– сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

– сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

– сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

– иные сведения, предусмотренные Законом № 14-ФЗ.

Устав общества с дополнительной ответственностью может также содержать иные положения, не противоречащие Закону № 14-ФЗ и иным федеральным законам.

При этом положения устава не должны противоречить законодательству. В случае, если какое-либо положение не соответствует закону, данное положение не подлежит применению (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 90, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона № 14-ФЗ для регистрации общества.

Участники общества обязаны:

– оплачивать доли в уставном капитале общества в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены Законом № 14-ФЗ и договором об учреждении общества;

– не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные Законом № 14-ФЗ. Помимо обязанностей, предусмотренных Законом № 14-ФЗ, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью» или аббревиатуру ОДО.

Общество, вправе зарегистрировать фирменное наименование. В этом случае оно приобретает исключительные права на его использование.

Пунктом 1 статьи 1475 ГК РФ определено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Место нахождения общества с дополнительной ответственностью определяется местом его государственной регистрации. Согласно статье 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности.

Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.

Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Общество вправе иметь филиалы и представительства. Согласно статье 5 Закона № 14-ФЗ общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

Общество с дополнительной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

Участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Малышева Н.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет» АПК Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. Сельское хозяйство является одним из основных составляющих элементов в системе АПК, которое способствует сохранению исторически освоенных агроландшафтов, культурного разнообразия страны, ее экономического благополучия. Здесь формируются нравственные основы народа, его национальная психология и историческая память . Данная отрасль нуждается в притоке средств для создания новых и модернизации действующих производств, освоения новой техники и технологий, для насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией, реализации социальных целей, поэтому необходима государственная поддержка, которая вытекает из особенностей отрасли сельского хозяйства. В результате проведенного анализа отрасли сельского хозяйства систематизированы и сгруппированы основные факторы сельскохозяйственного производства, которые позволили обосновать развитие этой отрасли 136 KB факторы сельскохозяйственного производства. сельское хозяйство АПК 1. Борхунов Н. А. Государственная поддержка развития сельского хозяйства на предстоящую пятилетку / Н. А. Борхунов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 10. – С. 1–3. 2. Дюмулен И. И. Современное таможенно-тарифное регулирование: зарубежная практика / И. И. Дюмулен. – М., 2008. – 231 с. 3. Зарук Н. Ф. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности / Н. Ф.Зарук, А. В. Носов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 6. – С. 7–14. 4. Кубанов А. Экономический механизм регулирования АПК в условиях рынка / А. Кубанов, А. Байчорова // АПК: экономика, управление. –2007. – № 8. – С. 59. 5. Магомедов А. Н. Государственное субсидирование как фактор повышения конкурентоспособности сельского хозяйства США / А. Н. Магомедов, Л. Оверчук, А. Оверчук // АПК: экономика, управление. – 2007. – № 8. – С. 61–65. 6. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: федер. закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ: с изм. от 07.12.2011 // Российская газета. – 2011. – 27 июля. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 7. Папцов А. Г. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах / А. Г. Папцов // АПК: экономика, управление. – 2005. – № 11. – С. 68–72. 8. Петриков А. В. Личные подсобные хозяйства России: проблемы и перспективы развития / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 5. – С. 6.

Введение

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества.

Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства (рис. 1).

Рисунок 1. Структура агропромышленного комплекса

АПК Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

Сельское хозяйство является одним из основных составляющих элементов в системе АПК, которое способствует сохранению исторически освоенных агроландшафтов, культурного разнообразия страны, ее экономическо­го благополучия.

Здесь формируются нравственные основы народа, его национальная психология и историческая память .

Данная отрасль нуждается в притоке средств для создания новых и модернизации действующих производств, освоения новой техники и технологий, для насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией, реализации социальных целей, поэтому необходима государственная поддержка, которая вытекает из особенностей отрасли сельского хозяйства.

В результате проведенного анализа отрасли сельского хозяйства систематизированы и сгруппированы основные факторы сельскохозяйственного производства, которые позволили обосновать развитие этой отрасли (рис. 2).

Рисунок 2. Особенности развития сельского хозяйства

Земля как основной фактор производства в сельском хозяйстве. Качественное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном использовании как средства производства. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными материально-техническими и финансовыми вложениями .

Автор считает, что окупаемость основных объемов инвестиций значительно растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, нужно земельные угодья, независимо от форм собственности, рассматривать как общенациональное достояние, затраты на их сохранение, а также затраты, связанные с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий, должны финансироваться из бюджетов всех уровней.

Природные условия как фактор рискованного земледелия. В процессе производства сельскохозяйственной продукции деятельность человека связана с неподвластными ему природными условиями: наводнения, засуха, заморозки в летний период, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

В сельском хозяйстве происходит более быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (работа с минеральными удобрениями и ядохимикатами) для этого авторы предлагают государственное страхование основных фондов, у которых физический износ наступит быстрее, чем их срок полезного использования.

Государственная поддержка как источник финансирования сельского хозяйства. Отличие сельскохозяйственного производства от большинства секторов экономики заключается в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки, в том числе государственной.

Научно-технический прогресс как фактор развития сельского хозяйства. В настоящее время новые технологии в эту отрасль внедряются медленнее, чем в промышленности . Не все сельхозтоваропроизводители перешли на беспривязное содержание коров. Ресурсосберегающие технологии в молочном скотоводстве: доильные залы «Елочка», «Карусель», «Европараллель» являются инновационными проектами. Поэтому автор считает, что целевые программы должны иметь инновационную направленность.

Конкурентоспособность как фактор продвижение сельхозпродукции на рынок. Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия и требования рынка . При падении спроса на продукцию отечественного производителя сельское хозяйство в силу своей инертности не может быстро приспособиться к меняющейся обстановке. Автор отмечает необходимость бюджетной поддержки, которая обусловлена тем, что сельское хозяйство в условиях рынка не может в силу своей специфики успешно участвовать в межотраслевой конкуренции. Также отмечается, что сельскохозяйственное производство, которое характеризуется сезонностью и длительностью производственного цикла, сильной зависимостью от природно-климатических факторов, и что из-за неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, низкой инвестиционной привлекательности и покупательной способности населения страны и ряда других негативных факторов сельское хозяйство является убыточным или в лучшем случае низкорентабельной отраслью.

Цена как фактор условия рыночной экономики. Ценообразование на сельхозпродукцию должно контролироваться и регулироваться на законодательном уровне. Автор выделяет, что в условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.

Указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства, так как сельское хозяйство не привлекательно для инвесторов, что делает эту отрасль неконкурентоспособной. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Российской Федерации осуществлялась в рамках Федерального Закона РФ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями)» от 25.07.2011 № 260-ФЗ .

Изучив структуру и особенности государственной поддержки в России, следует рассмотреть зарубежный опыт развитых стран.

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых странах Запада является мощным рычагом проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве. Механизм государственного регулирования экономики отрасли отличается в них большим разнообразием использования экономических и финансовых инструментов. Эти различия обусловлены национальными особенностями развития сельского хозяйства, уровнем производительных сил, позициями страны на мировом аграрном рынке и другими факторами .

Цели государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах включают:

  • повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, а также максимально эффективного использования всех производственных факторов, особенно рабочей силы;
  • обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
  • стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции;
  • гарантированное снабжение внутреннего рынка;
  • заботу о поставках аграрной продукции потребителям по разумным ценам.

Основные методы государственного регулирования зарубежных стран представлены на рис. 3.

1. Ценовое регулирование продукции сельского хозяйства.

Основную роль во всей системе государственного регулирования сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой играет поддержание цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей и ценовое равновесие, отношение сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.

Рисунок 3. Основные методы государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом

2. Прямое субсидирование сельского хозяйства на Западе.

Категория прямых платежей в системе показателей государственной поддержки сельского хозяйства на Западе включает широкий спектр различных типов платежей, оказывающих различное воздействие на экономику отрасли: компенсационные платежи; субсидии в расчете на единицу площади или поголовье скота, страховые и возмещающие платежи; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства и т.д.

Одной из важнейших задач прямого государственного субсидирования являются выплаты производителям в районах с неблагоприятными климатическими и почвенными условиями. В качестве примера можно привести специальные системы поддержки доходов в северной части Финляндии, заболоченных районах Ирландии и труднодоступных высокогорных районах Австрии. Так, в Финляндии в хозяйствах, расположенных выше 62 северной широты, государство выделяет повышенные «погектарные» и «поголовные» субсидии производителям.

Нужно сказать, что в Норвегии за счет ее весьма значительных поступлений от нефтяной и газовой промышленности, цветной металлургии огромные средства идут на поддержку фермеров. Различного рода прямые субсидии играют все большую роль в связи с переходом к политике паритета доходов и паритета качества жизни. Чисто рыночными механизмами, а именно – через цены, эти цели не достигаемы, поэтому на Западе прибегают к действию иных инструментов и выстраивают иные схемы поддержки фермеров .

3. Финансово-кредитное обеспечение сельского хозяйства.

Важнейшей целью государственной вмешательства в аграрную экономику на Западе является поддержка финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителей. Это определяется специфическими условиями сельского хозяйства: недостатком свободных финансовых средств; высокой капиталоемкости и низкой фондоотдачей отрасли; несовпадением сроков проведения затратных операций и получения доходов. Все это диктует необходимость особого подхода к системе финансовой поддержки сельского хозяйства.

4. Налоговое регулирование и системы льготного налогообложения в сельском хозяйстве

В странах с развитой рыночной экономикой наряду с финансово-кредитной и ценовой политикой налоговая политика всегда являлась и остается важнейшим инструментом в системе государственного регулирования сельского хозяйства и создания для него льготных условий.

На сельское хозяйство распространяется общепринятая система налогообложения, но сам механизм ее функционирования, с учетом высокой затратности, капиталоемкости и в то же время низкой доходности, создает относительно благоприятное положение этой отрасли. Система налогообложения в сельском хозяйстве, как и в других секторах экономики, включает в себя следующие виды налогов:

  • налог на прибыль;
  • налог на недвижимое имущество, в том числе на землю;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на инвестируемый капитал, или прирост основного капитала;
  • налог на наследство, дарение или продажу, в том числе земли;
  • выплаты на социальное страхование, в том числе наемной рабочей силы .

Однако автор делает вывод, что в настоящее время большинство зарубежных научных подходов в целом едины в оценке капитализма как системы, не способной к саморегулированию, и для его функционирования необходимо постоянное вмешательство государства. При этом государственная поддержка воспринимается обществом за рубежом как естественная компенсация неизбежных потерь аграрной отрасли в условиях рынка.

Рецензенты:

Бурцева Т. А., д-р экон. наук, профессор, декан факультета Экономики и менеджмента Вятского государственного университета, г. Киров.

Логинов Д. А., д-р экон. наук, профессор кафедры Финансов и экономической безопасности Вятского государственного университета, г. Киров.

Библиографическая ссылка

Малышева Н.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10200 (дата обращения: 25.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Понятие хозяйственной деятельности

Определение 1

Хозяйственная деятельность — это деятельность, которая основана на взаимодействии людей в процессе хозяйствования и направленная на удовлетворение их потребностей.

Хозяйственная деятельность человека является сложным и многогранным процессом.

Теоретическая экономика выделяет четыре стадии:

  • собственное производство;
  • распределение ресурсов;
  • обмен;
  • потребление.

Определение 2

Производство — это тяжелый процесс создания материальных и духовных благ, которые необходимы для существования человека и дальнейшего развития общества.

Распределение — это процесс определения, каков процент участия каждого субъекта в производственном процессе.

Обмен — это процесс передвижения материальных благ и определенных услуг от одного субъекта к другому субъекту.

Потребление — это процесс который происходит после того как продукт был произведен, и определение на сколько он удовлетворяет потребности населения.

Для производства необходимы экономические ресурсы, а полученные результаты хозяйственной деятельности подлежат распределению, обмену или употреблению.

В экономических системах существуют элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • правовые формы деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • мотивационные стимулы;
  • связь между предприятиями и организациями.

Виды хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность – это деятельность лица или группы лиц, которая связанна с производством или реализацией готовой продукции и получением дохода.

Хозяйственная деятельность человека, или их групп — осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Хозяйственная деятельность бывает двух видов: естественная и социальная.

Это объясняется тем, что хозяйственная деятельность человека ограничена:

  • во-первых — природными явлениями,
  • во-вторых — общественными организациями.

Большое влияние на хозяйственную деятельность оказывают государственные организации. Именно эти организации пишут и принимают законы, определяют правила хозяйствования, регламентируют условия труда для людей.

Задача любой экономической системы, независимо от формы собственности, состоит в том, чтобы правильно организовать работу, которая будет направлена на использование имеющихся ресурсов, а так же на распределение имеющихся благ.

Основные аспекты функционирования экономической системы

Замечание 1

Экономическая система – это совокупность всех экономических систем, которые помогают объединиться в единое целое, для получения одного результата.

Элементы, которые оказывают большое влияние на всю систему в целом:

  • отношения собственности – процесс регулирования имущественных отношений, независимо от формы собственности;
  • координация – изучение вопросов о необходимости того или иного товара. Происходит это через процесс планирования.
  • государственное регулирование – процесс налаживания тесных связей между хозяйствующими субъектами и государственными органами.

Все три элемента находятся в тесной взаимосвязи между собой. Необходимо помнить, что процесс производства — это непрерывный общественный процесс. Исторически доказанный факт, что постоянно происходит процесс развития от самых простых форм, к новым современным автоматизированным формам.

Определение 3

Производство — это процесс воздействия человека на предметы и силы природы, с целью приспособления их к удовлетворению потребностей человечества.

Замечание 2

Процесс производства — это абстракция, но абстракция умная, поскольку она действитель¬но выделяет общие вопросы, фиксирует их и потому избавляет нас от возможных повторений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх