Куперс

Бухучет и анализ

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 05.04.2011 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ»
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган мчс рф
Номер документа 167
Дата принятия 22.07.2011
Дата редакции 05.04.2011
Номер регистрации в Минюсте 20868
Дата регистрации в Минюсте 25.05.2011
Статус не действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 28, 11.07.2011
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ»

II. Гарнизонная служба

2.1. Для своевременного обеспечения мероприятий, направленных на успешное выполнение задач, возложенных на гарнизон пожарной охраны, а также эффективного применения сил и средств подразделений при тушении пожаров и проведении АСР в гарнизоне пожарной охраны назначаются:

начальник гарнизона <1> пожарной охраны (далее — начальник гарнизона);

<1> Права и обязанности начальника гарнизона пожарной охраны установлены Приказом МЧС России от 05.05.2008 N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11779).

оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны (далее — оперативный дежурный);

диспетчер гарнизона пожарной охраны (далее — диспетчер).

2.2. В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений ежегодно разрабатывается и утверждается начальником гарнизона План гарнизонных мероприятий (приложение N 1).

2.3. Начальник гарнизона назначается в целях осуществления подготовки подразделений к тушению пожаров и проведению АСР, установления порядка совместной работы подразделений, использования их технических средств и порядка взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

2.4. Оперативный дежурный назначается в целях обеспечения постоянной готовности сил и средств подразделений, управления ими при тушении пожаров и проведении АСР. Оперативный дежурный допускается к руководству тушением пожаров и является старшим должностным лицом штатной дежурной смены службы пожаротушения пожарной охраны (далее — СПТ). Оперативный дежурный в оперативном отношении подчиняется начальнику гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается старшее должностное лицо пожарной охраны (имеющее допуск к руководству тушением пожара) в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком, за исключением начальника (руководителя) караула (дежурной смены).

2.5. Оперативный дежурный при осуществлении своей деятельности обязан:

знать степень подготовленности начальников (руководителей) подразделений и их заместителей, начальников (руководителей) караулов (дежурных смен) к работе на пожарах и проведению АСР;

знать перечень и место расположения наиболее важных взрывопожароопасных объектов, их пожарную опасность, состояние средств связи, наличие сил и средств в гарнизоне пожарной охраны, тактико-технические характеристики пожарной (аварийно-спасательной) техники, имеющейся на вооружении подразделений;

выезжать на пожары и места проведения АСР и руководить их ликвидацией;

проверять готовность караульной службы в подчиненных подразделениях к выполнению задач по организации тушения пожаров и проведения АСР;

владеть оперативной обстановкой в гарнизоне пожарной охраны, контролировать устранение выявленных недостатков в подчиненных подразделениях, в том числе с выездом на место происшествия;

обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;

организовывать в части касающейся и лично проводить ПТУ, контролировать организацию и проведение ПТЗ, занятий по профессиональной подготовке в подчиненных подразделениях;

изучать передовой опыт несения гарнизонной службы;

осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;

контролировать своевременную постановку в расчет пожарной и иной мобильной техники, в том числе возвратившейся к месту постоянного расположения после тушения пожара и проведения АСР, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из расчета и принимать необходимые решения;

организовывать подготовку и разрабатывать документы гарнизона пожарной охраны;

проверять работу диспетчера;

запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации гарнизонной службы;

проверять несение караульной службы и проведение занятий по профессиональной подготовке в подчиненных подразделениях;

отдавать в период дежурства начальникам (руководителям) караулов (дежурных смен) подчиненных подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона <1> обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной служб, в пределах своей компетенции, в том числе по временной передислокации пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;

<1> Нештатные службы гарнизона пожарной охраны определены Приказом МЧС России от 05.05.2008 N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11779).

отстранять личный состав подразделений от исполнения обязанностей в крайних случаях (при тушении пожаров, проведении АСР, ПТУ и ПТЗ), с немедленным докладом об этом начальнику гарнизона и сообщением работодателю или лицу, его замещающему;

вносить начальнику гарнизона (работодателю) предложения о поощрении и наказании личного состава подразделений.

2.6. Диспетчер назначается в целях учета сил и средств гарнизона пожарной охраны, обеспечения приема сообщений и своевременной высылки подразделений на тушение пожаров и проведение АСР, поддержания связи с подразделениями в местах постоянного расположения, приема и передачи информации с места работы подразделений, а также со службами жизнеобеспечения и наиболее важными взрывопожароопасными объектами, в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному.

2.7. Диспетчер при осуществлении своей деятельности обязан:

знать оперативную обстановку в гарнизоне пожарной охраны, дислокацию и районы (подрайоны) выезда подразделений, объекты, на которые по первому сообщению о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова, безводные районы (участки);

осуществлять прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом;

направлять к месту пожара (вызова) силы и средства подразделений в соответствии с расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее — расписание выездов);

обеспечивать передислокацию сил и средств подразделений в рамках своей компетенции;

обобщать сведения о наличии сил и средств подразделений и представлять на утверждение начальнику гарнизона строевую записку гарнизона пожарной охраны (приложение N 2);

проверять наличие связи с подразделениями и службами жизнеобеспечения не реже 2 раз в сутки;

информировать должностных лиц гарнизона пожарной охраны о выезде подразделений;

докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки на месте работы подразделений;

доводить до подразделений информацию и распоряжения начальника гарнизона, оперативного дежурного и других должностных лиц подразделений;

вести служебную документацию диспетчера;

запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях;

запрещать (после согласования с оперативным дежурным) выезд караулов (дежурных смен) на ПТУ, ПТЗ в случае недостаточности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями.

Разработка Расписания выезда
подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР

1. Расписание выезда разрабатывается согласно Приложению № 3 к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах. Обязательными приложениями к Расписанию выезда являются:

  • перечень сил и средств гарнизона муниципального образования, для которого разрабатывается Расписание выезда;
  • выписка из Плана привлечения в части, касающейся муниципального образования (местного гарнизона), с указанием номеров (рангов) пожара, по которым привлекаются силы и средства сопредельных гарнизонов соседних муниципальных образований;
  • перечень сил и средств гарнизонов сопредельных муниципальных образований, привлекаемых для тушения пожаров и проведения АСР на территорию муниципального образования, для которого разрабатывается Расписание выезда, с указанием расстояния до административного центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;
  • перечень сил и средств гарнизонов, привлекаемых для тушения пожаров и проведения АСР на территорию сопредельных муниципальных образований, с указанием расстояния до административного центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;
  • описание территориальных границ районов и подрайонов выезда подразделений, зон ответственности СПСЧ, СПЧ, ОП, пожарных поездов, границ акваторий для пожарных судов, а также условий, при которых они направляются в подрайоны выезда по первому сообщению о пожаре (ЧС);
  • порядок выезда для тушения пожаров и проведения АСР должностных лиц гарнизона и подразделений гарнизона, судебно-экспертных учреждений ФПС;
  • порядок привлечения для тушения пожаров и проведения АСР технических средств, приспособленных для тушения пожаров и проведения АСР;
  • порядок выезда объектовых подразделений пожарной охраны за пределы охраняемой организации;
  • порядок использования резервной техники, а также сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;
  • инструкции по взаимодействию (соглашения) с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;
  • инструкция по осуществлению действий работников дежурно-диспетчерских служб при получении сообщений, не связанных с пожарами (ЧС);
  • перечень организаций, в которые при получении первого сообщения о пожаре (ЧС) направляются силы и средства гарнизона по повышенному номеру (рангу) пожара;
  • сведения об основных и специальных ПА, вспомогательной технике, высылаемой для тушения пожаров и проведения АСР, исходя из особенностей организаций;
  • список пожароопасных организаций, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (при наличии в границах муниципального образования указанных организаций (объектов);
  • список организаций с массовым и круглосуточным пребыванием людей;
  • список безводных участков;
  • порядок руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС в организациях, охраняемых объектовыми, договорными и специальными подразделениями ФПС;
  • порядок и сроки незамедлительного убытия с места вызова объектовых подразделений пожарной охраны, осуществляющих тушение пожара и проведение АСР в закрепленном подрайоне (районе) выезда, а также в случае привлечения их по повышенному номеру (рангу) пожара в район выезда другого подразделения гарнизона, при возникновении пожара или ЧС в охраняемой организации, а также при сосредоточении на месте пожара и проведения АСР необходимого количества сил и средств гарнизона или объявлении ликвидации пожара, окончания проведения АСР;
  • перечень населенных пунктов, к которым отсутствуют подъезды по дорогам общего пользования;
  • перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;
  • порядок действий диспетчеров по обработке вызовов, поступающих с территорий, расположенных в границах других гарнизонов;
  • перечень населенных пунктов, подъезд к которым может быть невозможен в паводковый период;
  • компенсирующие мероприятия, предусматривающие привлечение сил и средств гарнизонов в район выезда СПСЧ, СПЧ (в случае, если СПСЧ, СПЧ направлены для тушения пожаров и проведения АСР за пределы закрепленного района выезда, и при этом сил и средств для прикрытия указанного района выезда будет недостаточно);
  • лист корректировки.

2. Для города федерального значения разрабатывается Расписание выезда согласно приложению № 3 к настоящему Положению и обязательные приложения, указанные в пункте 76 настоящего Положения.

3. Расписание выезда на территории муниципального образования утверждается актом главы муниципального образования.

В случае, если местный гарнизон включает в себя несколько муниципальных образований, то Расписание выезда утверждается совместным актом глав муниципальных образований.

Расписание выезда в городе федерального значения утверждается актом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Расписание выезда подлежит согласованию:

  • с руководителями подразделений ведомственной и частной пожарной охраны, территориальных и объектовых добровольных пожарных команд;
  • с руководителями организаций, предоставляющих силы и средства для тушения пожаров и проведения АСР на территории муниципальных образований;
  • с руководителями привлекаемых аварийно-спасательных формирований.

Срок рассмотрения Расписания выезда не должен превышать 30 дней с момента его поступления в указанные организации и подразделения.

5. Разработка Расписания выезда включает в себя:

  • предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению АСР в населенных пунктах и организациях, расположенных на территориях города федерального значения, муниципальных образований;
  • определение перечня организаций, расположенных на территориях города федерального значения, муниципальных образований, на которые для тушения пожаров и проведения АСР необходимо привлечение сил и средств гарнизона по повышенным номерам (рангам) вызова и увеличение количества дополнительных сил и средств гарнизона, необходимых для тушения пожаров и проведения АСР;
  • определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, на которые для тушения пожаров и проведения АСР необходимо привлечение сил и средств подразделений других муниципальных образований и увеличение количества дополнительных сил и средств гарнизонов, необходимых для тушения пожаров и проведения АСР;
  • определение количества дополнительных сил и средств гарнизона, которые могут быть выделены для тушения пожаров и проведения АСР на территориях соседних муниципальных образований;
  • разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности на территории муниципального образования при направлении части сил и средств гарнизона за пределы гарнизона;
  • разработку и согласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и проведении АСР со службами жизнеобеспечения, заинтересованными организациями.

6. При разработке Расписания выезда для гарнизона определяется максимально возможный повышенный номер (ранг) пожара, по которому предусматривается привлечение для тушения пожаров и проведения АСР всех расчетов (отделений) на основных ПА, находящихся на дежурстве в местном гарнизоне, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и постановкой на дежурство резервной техники.

Количество и последовательность привлечения сил и средств гарнизона по повышенным номерам (рангам) пожаров, не являющихся максимальными, определяются, исходя из:

  • оперативно-тактических характеристик организаций, расположенных на территории муниципального образования;
  • тактических возможностей подразделений местного гарнизона;
  • особенностей территории муниципального образования.

При этом предусматривается резерв сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР одновременно в двух и более местах (в том числе за пределами территории гарнизона).

7. При одновременном возникновении в границах местного гарнизона двух и более крупных пожаров (ЧС) вопросы организации управления, тушения пожаров и проведения АСР решаются руководством ГУ МЧС России.

8 .Порядок привлечения подразделений гарнизона, дислоцированных на территории муниципального образования, для тушения пожаров и проведения АСР на территории муниципальных образований граничащих субъектов Российской Федерации отражается в Плане привлечения.

9. Корректировка Расписания выездов проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, а также в случаях:

  • издания новых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и особенности привлечения сил и средств гарнизонов, подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР;
  • изменения границ районов и подрайонов выезда подразделений гарнизона, аварийно-спасательных формирований и ОП, а также границ акваторий для пожарных судов;
  • изменения количества подразделений гарнизона, их места дислокации, штатной численности личного состава, количества техники.

10. Расписание выезда хранится на ЦППС, а при его отсутствии – на ПСЧ.

В каждое подразделение гарнизона направляется выписка (копия) из Расписания выезда с приложениями к Расписанию выезда в части, его касающейся.

Приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49998)

Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров на территории городского округа, муниципального района

Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров.

Обеспечением условий способствующих успешной ликвидации пожаров.

На стадии проектирования, а также процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП) и Правил пожарной безопасности проводятся пожарно-профилактические мероприятия, которые направлены на создание условий способствующие успешной ликвидации пожара.

Это обеспечение:

— населенных пунктов, объектов, зданий и сооружений водой для целей пожаротушения;

— средствами связи и сигнализацией для своевременного обнаружения и сообщения и пожаре;

— проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и водоисточникам;

— зданий и сооружений средствами противопожарной защиты (незадымляемые лестничные клетки, системы дымоудаления, внутреннее противопожарное воджоснабжение и т.п.)

— устройство противопожарных зон, преград и разрывов

Правильная организация тушения пожаров зависит от своевременной и качественной разработки документов предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и проведения аварийно спасательных работ.

Оперативные документы составляются на основе Уставов, Наставлений, приказов и указаний МЧС России.

Основными документами определяющие порядок организации тушения пожаров являются:

— расписание выезда подразделений гарнизона пожарной охраны;

— план привлечения сил и средств;

— планы и карточки тушения пожара и ряд других документов.

Разработку Расписания выезда на территории муниципального образования обеспечивает начальник местного гарнизона.

Расписание выезда согласовывается с начальником ГУ и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, и утверждается главой муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

Расписание выезда должно предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на пожаре.

Требуемое (расчетное) количество необходимых сил и средств на пожаре зависит от:

— обстановки на пожаре;

— оперативно-тактических особенностей района выезда, объекта;

— тактико-технических возможностей подразделений.

Поэтому при составлении расписания выезда принимается номерная система.

Номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона пожарной охраны, привлекаемый к тушению пожара.

Для муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) расположенных на территории субъекта РФ, приказом начальника ГУ устанавливается единая градация номеров (рангов) пожаров, включая повышенный номер (№ 1- 2 АЦ, № 1-БИС – 4 АЦ, № 2- 8 АЦ, № 3 – 12 АЦ, № 4 – 16 АЦ).

При определении количества пожарных отделений, выезжающих на пожар по наивысшему номеру вызова, должен предусматриваться необходимый резерв на случай возникновения второго пожара.

Объектовые подразделения пожарной охраны, созданные на основании договоров с организациями, а также подразделения других видов пожарной охраны (ведомственной, добровольной, частной), включаются в Расписание выезда только после согласования с руководителем охраняемой организации, руководителями организаций. Заверенная копия Расписания выезда направляется руководителям организаций.

Расписание выезда хранится на ЦППС, а в каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Расписания выезда в части, его касающейся.

КорректировкаРасписания выезда производится по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, а также при:

— изменении новых нормативных актов в области организации пожаротушения;

— изменении границ районов выезда пожарных подразделений;

— изменении количества пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований, штатной численности личного состава, пожарной и специальной аварийно-спасательной техники.

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Глава администрации Начальник ГУ МЧС России

муниципального района по Вологодской области

«___»_________ 200__г. «___»_________200_г.

РАСПИСАНИЕ

выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожаров в _________________ района.

Подразд. выезжающ. в район выезда Номер (ранг) пожара:
№ 1 № 1 БИС № 2 И.т.д Доп. силы
Привл. подразд. Расчет. время прибыт. Привл. подразд. Расчет. время прибыт. Привл. подразд. Расчет. время прибыт.
ПЧ-1
Итого по видам ПА
Всего
ПЧ-2
Итого по видам ПА
Всего
И.Т.Д

Начальник гарнизона

Пожарной охраны _____________ ___________

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение к расписанию выезда:

— описание территориальных границ района выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, спец. частей и опорных пунктов по тушению крупных пожаров, пожарных поездов, а также границ акваторий (для пожарно-спасательных судов);

— порядок выезда на пожары должностных лиц органов управления и подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, ИПЛ;

— порядок привлечения техники, приспособленной для тушения пожаров и проведения АСР;

— порядок выезда объектовых и других подразделений пожарной охраны на пожары за пределы территории охраняемого предприятия, организации;

— порядок использования резервной пожарной, аварийно-спасательной техники и сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;

— инструкция по взаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;

— действия ЦППС при получении сообщений, не связанных с пожарами;

— перечень организаций, на которые при получении первого сообщения направляются силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру (рангу) пожара;

— количество специальных автомобилей и вспомогательной техники, высылаемых на пожары в соответствии с особенностями объекта;

— список объектов, входящих в специальный перечень, перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия;

— список объектов, с массовым и ночным пребыванием людей района и подрайона выезда;

— список безводных участков.

Приложение является неотъемлемой частью расписания выезда.

План привлечения сил и средств– оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров на территории субъекта РФ.

Разработку Плана привлечения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны.

План привлечения согласовывается с начальником ГУ, и утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

План привлечения храниться в центре управления кризисных ситуаций ГУ. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется заверенная выписка (копия) из Плана привлечения в части, его касающейся.

Корректировка Плана привлечения производится как и Расписания выезда.

Опорный пункт тушения крупных пожаров и проведения АСР

Опорные пункты тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (ОПТКП) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС) представляют собой специально оборудованные места (сооружения), предназначенные для размещения действующего резерва техники для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, оборудования, инструмента, огнетушащих веществ, эксплуатационных материалов и т.д. (далее – техника и имущество). При тушении пожаров с повышенным номером (рангом) пожара, в случае, когда техники, стоящей в боевом расчете, недостаточно, руководителем тушения пожара (РТП) принимается решение о привлечении техники ОПТКП.

ОПТКП создаются по решению начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ГУ МЧС России) на базе пожарно-спасательных частей ФПС, в целях повышения эффективности действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ посредством наращивания сил и средств на месте пожара, в том числе при формировании сводных мобильных отрядов подразделений ФПС (СМО).

Повседневное руководство ОПТКП осуществляет начальник пожарно-спасательной части ФПС, на базе которого он создан. Общее руководство деятельностью ОПТКП возлагается на начальника ГУ МЧС России.

Начальник ГУ МЧС России обеспечивают:

  • техническое оснащение ОПТКП в соответствии с возможными рисками на территориях субъектов Российской Федерации;
  • разработку планов приведения ОПТКП в готовность;
  • разработку планов формирования СМО на базе ОП;
  • при формировании СМО – организацию сбора личного состава подразделений ФПС, свободного от отнесения службы, своевременное приведение в готовность техники и имущества ОПТКП.

Задачи должностных лиц ГУ МЧС России и подразделений ФПС по организации и руководству работой ОПТКП включаются в функциональные обязанности указанных лиц.

Принцип и порядок создания

Опорный пункт тушения крупных пожаров

Необходимое количество ОПТКП на территории субъекта Российской Федерации определятся начальником ГУ МЧС России, с учетом:

  • возможных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, существующих на территории субъекта Российской Федерации;
  • необходимости рационального размещения техники и имущества подразделений ФПС, обеспечения своевременного создания и эффективного применения СМО при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  • возможности передислокации СМО, создаваемых на базе ОПТКП, за пределы зоны обслуживания ОПТКП, без снижения необходимого уровня готовности пожарно-спасательных гарнизонов (ПСГ) к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
  • иными местными условиями.

При создании на территории субъекта Российской Федерации нескольких ОПТКП, каждому из них присваивается порядковый номер, определяются зоны их обслуживания из расчета охвата всей территории субъекта Российской Федерации.

ОПТКП создается на базе пожарно-спасательной части ФПС приказом начальника соответствующего ГУ МЧС России.

В приказе о создании ОП указывается:

  • цель создания, место дислокации и подчиненность ОПТКП;
  • зона обслуживания ОПТКП;
  • иные необходимые данные.

В качестве приложений к приказу о создании ОПТКП приводятся:

  • план приведения ОПТКП в готовность;
  • план формирования СМО на базе ОПТКП;
  • иные необходимые приложения.

Соответствующая информация о создании ОПТКП, зоне его обслуживания вносится в План привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации, расписания выездов подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Начальник пожарно-спасательной части ФПС, на базе которой создан ОПТКП:

  • распределяет задачи по обеспечению готовности ОПТКП к действиям по предназначению между должностными лицами подчиненного подразделения;
  • обеспечивает учет имущества ОПТКП;
  • организует эксплуатацию и содержание в надлежащем состоянии пожарной техники и имущества ОПТКП;
  • принимает участие в обучении личного состава подразделений ФПС, включаемого в состав СМО, приемам и способам использования пожарной техники ОПТКП, в том числе в ходе пожарно-технических учений, сборов и иных гарнизонных мероприятий;
  • разрабатывает схемы оповещения и обеспечивают привлечение личного состава подчиненного подразделения, свободного от несения службы, к тушению пожаров с использованием техники и имущества ОПТКП;
  • обеспечивает разработку и корректировку документов, регламентирующих деятельность ОПТКП;
  • осуществляет иные необходимые мероприятия, направленные на своевременное приведение в готовность техники и имущества ОПТКП.

Приведение в готовность

Порядок приведения в готовность ОПТКП (без создания СМО), определяется планом приведения ОПТКП в готовность.

В указанном плане в обязательном порядке отражается следующее:

  1. В режиме «Повседневная деятельность» техника, имущество и личный состав пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, находятся по месту постоянной дислокации, выполняют задачи по предназначению.
  2. В режиме «Повышенная готовность» пожарно-спасательная часть, на базе которой создан ОПТКП, приводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению начальника ГУ МЧС России, начальника указанной пожарно-спасательной части.

При введении режима «Повышенная готовность» проводятся следующие мероприятия:

  • оповещение руководящего и личного состава пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, о введении режима «Повышенная готовность»;
  • руководство пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, прибывает к месту несения службы не позднее 1 часа после получения сообщения;
  • свободный от несения службы личный состав пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП ФПС, прибывает в подразделение не позднее 2 часов после получения сообщения;
  • личный состав, прибывший к месту несения службы, вводит в расчет технику и имущество ОПТКП, при необходимости, усиливает дежурные караулы (дежурные смены) подразделения, а также обеспечивает выполнение иных необходимых мероприятий.

В режим «Чрезвычайная ситуация» приводится пожарно-спасательная часть, на базе которой создан ОПТКП, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, по распоряжению начальника ГУ МЧС России, начальника местного ГПО.

При ведении режима «Чрезвычайная ситуация» проводятся следующие мероприятия:

  • оповещение руководящего и личного состава пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, о введении режима «Повышенная готовность»;
  • руководство пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, прибывает к месту несения службы не позднее 1 часа после получения сообщения;
  • свободный от несения службы личный состав пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, прибывает в подразделение не позднее 2 часов после получения сообщения;
  • личный состав, прибывший к месту несения службы, усиливает дежурные караулы (дежурные смены) подразделения, вводит в расчет технику и имущество ОПТКП, обеспечивает формирование СМО.

Срок полного приведения в готовность техники и имущества ОПТКП к передислокации для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ не должен превышать 6 часов с момента принятия решения о формировании СМО.

При возникновении крупного пожара и (или) необходимости проведения аварийно-спасательных работ в районе выезда пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, и при отсутствии необходимости создания СМО, техника и имущество ОПТКП, по решению начальника пожарно-спасательной части, может направляться для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ в районе выезда указанной пожарно-спасательной части.

В этом случае, о принятом решении немедленно сообщается в ЦУКС ГУ МЧС России и центральный пункт пожарной связи отряда ФПС (ЕДДС муниципального образования).

Пожарно-спасательная часть, на базе которой создан ОПТКП, может приводиться в режим «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» при инспектировании оперативно-служебной деятельности указанного подразделения.

Документация

Перечень документов, регламентирующих деятельность опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР местного пожарно-спасательного гарнизона

№ п/п

Наименование документа

Приказ о создании опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Функциональные обязанности должностных лиц подразделения, на базе которого создан опорный пункт по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Порядок ввода в расчет техники опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР, ее комплектования личным составом.
Описание зоны обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Карта зоны обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР с отображением на ней населенных пунктов, маршрутов следования к ним (дорог), водоисточников и дислокацией подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Карта лесных массивов, входящих в зону обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Планы-схемы городов и населенных пунктов районов, входящих в зону обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР, с указанием водоисточников и дорог, расположения.
Схема связи с подразделениями гарнизона в зоне обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР, перечень позывных радиостанций, с указанием каналов радиостанций, номеров телефонов указанных подразделений, ЦУКС ГУ МЧС России и пунктов связи соседних опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Выписка из Плана привлечения сил и средств в части, касающейся опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Справочники телефонов АТС городов и населенных пунктов, входящих в зону обслуживания опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Перечень организаций с наличием аварийно-химически опасных, взрывчатых и радиоактивных веществ, расположенных в зоне обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
Рекомендации по использованию техники и имущества опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Журнал учета действий опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Анализ участия опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (один раз в полугодие).

Образцы некоторых документов доступны по кнопке «Скачать» после статьи

Источники: приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»; Временные рекомендации по организации деятельности опорных пунктов по тушению пожаров проведению аварийно-спасательных работ федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

VIII. Опорные пункты тушения пожаров и ликвидации ЧС

8.9. Опорные пункты представляют собой специально оборудованные места (сооружения), предназначенные для размещения действующего резерва техники для тушения пожаров и ликвидации ЧС, оборудования, инструмента, огнетушащих веществ, эксплуатационных материалов и т.д. (далее — техника и имущество).

8.10. ОП создаются по решению начальника Главного управления МЧС России на базе пожарных частей ФПС, в целях повышения эффективности действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС посредством наращивания сил и средств на месте пожара, в том числе при формировании сводных мобильных отрядов подразделений ФПС (далее — СМО) в соответствии с Расчетом сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и ликвидации ЧС местного пожарно-спасательного гарнизона (приложение 5).

8.11. Общее руководство деятельностью ОП возлагается на начальника Главного управления МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации.

Повседневное руководство ОП осуществляет начальник пожарной части ФПС, на базе которого он создан.

8.12. Порядок приведения в готовность ОП (без создания СМО), определяется планом приведения ОП в готовность.

В указанном плане в обязательном порядке отражается следующее.

В режиме «Повседневная деятельность» техника, имущество и личный состав пожарной части, на базе которой создан ОП, находятся по месту постоянной дислокации, выполняют задачи по предназначению.

В режим «Повышенная готовность» пожарная часть, на базе которой создан ОП, приводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению начальника Главного управления МЧС России, начальника указанной пожарной части.

8.13. При введении режима «Повышенная готовность» проводятся следующие мероприятия:

оповещение руководящего и личного состава пожарной части, на базе которой создан ОП, о введении режима «Повышенная готовность»;

руководство пожарной части, на базе которой создан ОП, прибывает к месту несения службы не позднее 2 часов после получения сообщения;

свободный от несения службы личный состав пожарной части, на базе которой создан ОП ФПС, прибывает в подразделение не позднее 3 часов после получения сообщения;

личный состав, прибывший к месту несения службы, вводит в расчет технику и имущество ОП, при необходимости, усиливает дежурные караулы (дежурные смены) подразделения, а также обеспечивает выполнение иных необходимых мероприятий.

8.14. В режим «Чрезвычайная ситуация» приводится пожарная часть, на базе которой создан ОП, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, по распоряжению начальника Главного управления МЧС России, начальника местного пожарно-спасательного гарнизона.


При ведении режима «Чрезвычайная ситуация» проводятся следующие мероприятия:

оповещение руководящего и личного состава пожарной части, на базе которой создан ОП, о введении режима «Повышенная готовность»;

руководство пожарного подразделения, на базе которой создан ОП, прибывает к месту несения службы не позднее 2 часов после получения сообщения;

свободный от несения службы личный состав пожарной части, на базе которой создан ОП, прибывает в подразделение не позднее 3 часов после получения сообщения;

личный состав, прибывший к месту несения службы, усиливает дежурные караулы (дежурные смены) подразделения, вводит в расчет технику и имущество ОП, обеспечивает формирование СМО.

Срок полного приведения в готовность техники и имущества ОП к передислокации для тушения пожаров и ликвидации ЧС не должен превышать 6 часов с момента принятия решения о формировании СМО.

8.15. При возникновении крупного пожара и (или) чрезвычайной ситуации в районе выезда пожарной части, на базе которой создан ОП, и при отсутствии необходимости создания СМО, техника и имущество ОП, по решению начальника пожарной части, может направляться для тушения пожара и ликвидации ЧС в районе выезда указанной пожарной части.

В этом случае, о принятом решении немедленно сообщается в ЦУКС Главного управления МЧС России и центральный пункт пожарной связи отряда ФПС.

8.16. Решение о создании СМО принимается начальником Главного управления МЧС России. Порядок формирования СМО на базе ОП, определяется планом формирования СМО.

8.17. СМО формируются по функциональному предназначению в зависимости от возникновения возможных рисков на территории субъекта Российской Федерации, например:


8.17. В плане формирования СМО в обязательном порядке отражаются следующие вопросы (для каждого из запланированных к созданию СМО):

примерный перечень сил и средств, привлекаемых для формирования СМО;

порядок формирования и организации руководства СМО при тушении пожаров и ликвидации ЧС;

порядок оповещения и сбора личного состава, свободного от несения службы, для формирования СМО;

порядок и сроки передачи личному составу СМО техники и имущества ОП, иной техники и имущества;

организация следования СМО к месту чрезвычайной ситуации (месту тушения пожаров;

создание резерва горюче-смазочных материалов для техники, включенной в СМО;

обеспечение личного состава, включенного в СМО, питанием, средствами гигиены, вещевым и иным необходимым имуществом;

действия должностных лиц дежурно-диспетчерских служб по высылке СМО к месту чрезвычайной ситуации (месту тушения пожаров и ликвидации ЧС);

иные необходимые данные.

8.19. По решению начальника Главного управления МЧС России, в состав СМО включаются силы и средства подразделений ФПС, иных подразделений, подчиненных Главного управления МЧС России.

Силы и средства объектовых и договорных подразделений ФПС включаются в состав СМО по согласованию с руководителями соответствующих объектов.

8.17. При установлении особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, а также при осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновении чрезвычайной ситуации подразделения переводятся на усиленный вариант несения службы.

При усиленном варианте несения службы подразделениями осуществляются следующие мероприятия:

организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава подразделений в соответствии с разрабатываемым графиком;

усиливается охрана зданий и территорий подразделений;

создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;

проводится разъяснительная работа по усиленному варианту несения службы среди личного состава;

вводится в расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом дежурные караулы (дежурные смены), организуется сбор свободного от несения службы личного состава;

проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты взрывопожароопасных объектов;

проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений;

уточняется порядок взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

IX. Составление планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров

9.1. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ разрабатываются ПТП и КТП

ПТП и КТП предназначены для:

обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

предварительного прогнозирования возможной обстановки на пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при подготовке и проведении учений, а также при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников пожарно-спасательных гарнизонов.

9.2. ПТП и КТП составляются на все объекты, и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении № 6, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой объекта.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта от разработки ПТП, КТП, руководство действиями по тушению возможного пожара на данном объекте или проведения аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из предоставляемой информации на месте пожара или АСР непосредственно от руководителя (собственника) объекта.

9.3. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном пожарно-спасательном гарнизоне должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее – Перечень) (приложение № 7).

Перечень разрабатывается ежегодно в IV декаде каждого года органом местного самоуправления совместно с представителями местного пожарно-спасательного и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного пожарно-спасательного гарнизона (в части их касающейся) и хранится на ЦППС или пункте связи части.

Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

9.4. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 8).

План-график утверждается начальником местного пожарно-спасательного гарнизона.

В План графике определяются сроки составления и ответственные лица сотрудников объекта и пожарно-спасательного гарнизона.

9.6. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах и утверждаются начальником пожарно-спасательного гарнизона и собственником объекта, администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр – в ЦППС местного пожарно-спасательного гарнизона, третий экземпляр у руководства (собственника) объекта.

КТП составляются не менее чем в двух экземплярах и утверждаются начальником пожарно-спасательного гарнизона и собственником объекта, администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр у руководства (собственника) объекта, администрации сельского населенного пункта.

9.7. Электронные варианты ПТП и КТП, храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, резервные копии электронных вариантов ПТП и КТП хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

9.8. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже чем раз в 3 года.

Кроме того, ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

9.9. После утверждения ПТП и КТП, их содержание доводится до руководящего состава местного пожарно-спасательного гарнизона и заинтересованных служб объекта.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер, под которым они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

9.11. ПТП и КТП отрабатываются с выездом на объект в соответствии с распорядком дня дежурного караула (смены).

9.12. ПТП оформляется в соответствии с приложением № 9 и содержит в себе следующие структурные элементы:

титульный лист;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх