Куперс

Бухучет и анализ

69 о такси

С 1 июля 2019 года при расчетах за услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси водителю необходимо применять кассу (далее – ККТ) и выдавать клиентам кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных этим федеральным законом.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для отдельных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков была установлена отсрочка по применению ККТ до 1 июля 2019 года.

Согласно п. п. 1, 3 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ к числу таких налогоплательщиков относились в том числе организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг), и пп. 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом).

С 1 июля 2019 года вышеуказанная отсрочка действовать перестала, в связи с чем применение ККТ стало обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров в легковом такси, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

В настоящее время не применять ККТ могут только две категории водителей:

1. водители, являющиеся индивидуальными предпринимателями и не имеющие наемных работников. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» они как индивидуальные предприниматели без наемных работников, работающие в сфере услуг, вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года.

2. водители, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход в регионах, где он введен, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Ответственность за неприменение ККТ всеми остальными предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Обязательно ли покупать кассу для каждого автомобиля такси?

Нет, в соответствии с пп. 2 п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов за услуги такси разрешено использование онлайн-кассы вне места расчета.

5.6. Пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;

3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 — 5.10 настоящей статьи.

(п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ)

Это значит, что целый таксопарк может использовать одну удалённую ККТ при условии, что этот таксопарк зарегистрирован в качестве единого юридического лица / индивидуального предпринимателя.

Какие реквизиты обязательно должны быть в кассовом чеке при расчетах за услуги такси?

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек (БСО), установлен п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, а также содержится в таблице 19 «Реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке (БСО)» Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Каких-либо специальных реквизитов, которые должны быть в чеке, выдаваемом исключительно при расчетах за услуги такси, действующее законодательство не предусматривает. Тем не менее, при выдаче чека рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

1. Водитель такси не обязан выдавать пассажиру исключительно бумажный чек. В соответствии с п. 5.7 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ он вправе предъявить пассажиру QR-код чека с мобильного устройства либо направить чек на e-mail или телефон пассажира.

2. В качестве кассира (тег 1021) в чеке должно быть указано лицо, совершившее расчет с пассажиром и передавшее ему чек, то есть, водитель конкретного автомобиля такси. Указание в чеке в качестве кассира иного лица, например, бухгалтера таксопарка, является нарушением требований законодательства о применении ККТ. Реквизит «ИНН кассира» (тег 1203) для кассового чека в настоящее время обязательным не является в соответствии с таблицей 19 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@.

3. В качестве места расчетов (тег 1187) при расчете за поездку в такси в чеке можно указать марку автомобиля, его государственный либо бортовой номер либо любую другую информацию, позволяющую покупателю (клиенту) идентифицировать место расчета.

В 2011 году был подписан ФЗ-69 «О внесение изменений в законодательные акты РФ», положения и отдельные статьи, регламентирующие порядок регистрации организации и осуществления деятельности частных перевозчиков. Закон о такси включает 10 пунктов, которые подверглись дополнениям и изменениям в 2012-2014 г. Некоторые положения вступили в силу спустя несколько лет после опубликования.

Дата действия отдельных положений регламентируется ст. 10 закона о частном извозе. Ч. 23, 24 ст. 9 ФЗ вступили в силу с начала 2015 г., в СМИ часто звучит термин «новый законодательный акт о такси 2015 года». Закон актуален и на текущий момент времени и никакие дополнения в него больше не вносились.

Структура законодательного акта

Отношение к частному извозу имеют только 4 статьи ФЗ о такси. А именно:

  • Ст. 3 – вносит в КоАП от 2001г. ФЗ-195 штрафные санкции за пренебрежение правилами частного извоза.
  • Ст. 7 – вводит в ФЗ-259 от 2007г. «Устав автотранспорта и наземного городского электротранспорта» ст. 36.1, ответственность таксомоторных организаций (согласно КоАП) за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа.
  • Ст. 8 – включает деятельность такси в ФЗ-294 от 2008г. «О защите ИП и юрлиц при муниципальном и государственном контроле».
  • Ст. 9 – новый законодательный акт, регламентирующий в 24 пунктах сферу частного извоза на право транспортировки пассажиров, багажа и требования к автомобилям.

Основное условие – получение разрешения на деятельность такси. Иначе у извозчика возможны проблемы с законом.

Штраф за такси без лицензии (для ИП, юр лиц, частника) – КоАП ст. 14.1.2 пункт 1:

  • для физлиц – 50 тыс. рублей;
  • если лицо является ИП – 100 тыс. рублей;
  • юрлицам за отсутствие лицензии грозит штраф в размере 400 тыс. рублей.

За вторичное правонарушение размер материальных санкций аналогичный, но с конфискацией автомобиля. Для организаций возможно приостановление коммерческой деятельности до 3-х месяцев.

Если разрешение на такси отсутствует, а ТС оборудовано фонарем или графической раскраской – за это предусмотрен штраф – 5 000 рублей, с изъятием опознавательного знака частного извозчика (КоАП ст. 12.5, пункт 4.1).

Изменения в законе о такси

Правила транспортировки пассажиров и лицензирование частного извоза регулируют определенные акты, положения: ПДД, ФЗ-69, КоАП.

Законом о такси предусмотрены следующие изменения:

  • стаж вождения авто – от 3-х лет;
  • под такси можно использовать как личную, так и арендуемую машину;
  • по закону частный извоз разрешен на тех ТС, эксплуатация которых производится по соглашению лизинга;
  • таксист не должен иметь при себе талон техосмотра, но сама процедура обязательна;
  • не действуют ограничения о территориальных границах.

ИП или частное лицо по закону может оформить лицензию в любом городе и беспрепятственно перевозить клиентов в различные точки России.

Особенности получения разрешения на такси

Главные положения ФЗ-69 в заключительном варианте от 2015г. утвердили список бумаг, необходимых для оформления лицензии и упростили процедуру ее получения. Одно разрешение выдается на один легковой автомобиль.

Для оформления лицензии на такси согласно новому закону необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • запрос установленного образца;
  • дубликат документа, удостоверяющего личность заявителя или его доверенного лица;
  • ксерокопию свидетельства о регистрации в ФНС (выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ);
  • дубликат документа о постановке машины на учет, соглашение аренды, лизинга или гендоверенность.

Список бумаг согласно закону является окончательным и действителен по всей России. Вносить какие-либо изменения власти на местах не имеют право. Заявление на оформление лицензии на такси можно отправить по почте или через Интернет (портал Госуслуг).

В законе о перевозки пассажиров, багажа нет требований и предписаний относительно техосмотра перед выходом транспортного средства на маршрут. Это относится и к медицинскому освидетельствованию водителей. Также не предусмотрено никак требований относительно опыта персонала, осуществляющего данные процедуры.

Требования к легковой машине для извоза

П. 16 настоящего закона о такси предусматривает соблюдение некоторых условий относительно оснащения транспортного средства.

Чтобы осуществлять перевозку людей, багажа необходимо соблюсти следующие требования к такси:

  • цветовая окраска кузова ТС (местные власти могут предложить несколько вариантов);
  • установка таксометра в такси, если плата осуществляется не по утвержденному тарифу;
  • наличие цветографической наклейки (шашечки) на бортах;
  • оранжевый опознавательный фонарь поверх крыши автомобиля.

Согласно закону о такси при не соблюдении одного из требований водителю грозит штраф 3 000 руб., должностному лицу – 10 000, юрлицу – 50 000 (КоАП ст. 11.14.1).

Для осуществления деятельности требуется разрешение, оформленное согласно требованиям ФЗ-69. В отсутствии лицензии таксисту грозят материальные санкции – 5 000 (КоАП ст. 12.3 пункт 2.1). За отсутствие квитанции или чека, подтверждающего предоставление услуги, нарушителю будет назначен штраф (КоАП статья 11.14.1):

  • водителю – 1 000 руб.;
  • должностному лицу закон предусматривает штраф – 10 000 руб.;
  • организации – 30 000 руб.

Перевозка без соглашения фрахтования машины предусматривает материальные санкции: для водителя – 5 000, должностной единицы – 50 000, компании – 200 000 рублей (ст. 11.14.2).

Лицензированные таксисты на основании федерального закона о такси должны обеспечить:

  • техобслуживание и ремонт транспортного средства;
  • по закону необходим контроль исправности машины перед выходом на маршрут;
  • медицинский предрейсовый осмотр таксиста.

Машины, использующиеся для перевозки людей, багажа должны быть полностью исправны, проходить плановый и внеплановый ремонт, а водители освидетельствование на пригодность.

Сфера предпринимательской деятельности, связанной с такси регулируется исполнительной, а также законодательной властью, позволяя обеспечить дополнительную прибыль государству и безопасность пассажирам, иным участникам движения. За отсутствие разрешения на перевозку предусмотрен штраф, который позволит сделать данный вид теневого бизнеса наименее привлекательным.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Для правильной езды на дороге все водители должны знать и следовать правилам дорожного движения, и водители такси не исключение. Правовые нормы для таксистов содержатся в Федеральном Законе №69.

Описание закона

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 апреля 2011 года. Данный Законопроект был одобрен Советом Федерации 13 апреля того же года. В законную силу вступил документ 21 апреля 2011. Федеральный Закон №69 содержит 10 статей. Правовое регулирование перевозки пассажиров и багажа состоит из:

  • ПДД;
  • ФЗ №69 о такси;
  • КоАП России — определяет штрафные санкции за нарушения общепринятых законодательных норм.

Так же 220 ФЗ об организации регулярных перевозок актуален в данном вопросе.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует дорожные правила для служб легкового такси, которые занимаются перевозками пассажиров и багажа. Под действие закона попадают лица, осуществляющие деятельность по приему или передачи заказов по перевозке граждан и их имущества. В качестве таких служб, выступают службы заказа такси:

  • диспетчерские;
  • операторские.

Также рассматриваемый законодательный акт регламентирует деятельность юридических лиц, зарегистрированных на территории России, осуществляющих передачи и принятие заказов на транспортировку граждан и их имущества на легковом авто. Форма собственности юридического лица не имеет значения.

Краткое содержание и название закона целиком претерпели неоднократное внесение изменений. Последняя редакция Федерального Закона №69 приходится на 14 октября 2014 года. Помните, что любое движение ТС регламентируется 259 ФЗ «Устав автомобильного транспорта».

Время ожидания клиента по закону

Согласно закону №69 все легковые машины, работающие в службе такси, должны быть оснащены таксометром. Этот прибор позволяет рассчитать плату за проезд с учетом пройденного расстояния. Водитель машины обязан включить прибор в тот момент, когда пассажир сел в машину. Пассажир должен видеть, что счетчик включен при нем, а не ранее.

Сколько такси должно ждать клиента?

По закону РФ водитель такси обязан ждать клиента в течении 15 минут. Если по истечении данного периода времени пассажир не появился, то таксист вправе начать начисление денежных средств за каждую минуту ожидания. В итоге, пассажир обязан будет заплатить за время простоя машины и за поездку.

Разрешенные места для парковки такси

По закону о деятельности такси по ст.3 и по правилам дорожного движения, категорически запрещается парковаться автомобилям, перевозящим пассажиров:

  • близко от трамвайных путей или на них;
  • близко от железной дороги или на ней;
  • в тоннелях;
  • на эскадах;
  • близко к разметке;
  • парковка на автобусной остановке — она предназначена только для автобусов и для маршрутных такси;
  • на пешеходных переходах;
  • на пересечении проезжих частей;
  • у запрещающих знаков.

По закону, в вышеуказанных местах парковать машину такси не разрешается. Таксистам разрешено использовать автобусную остановку только для высадки или посадки пассажира.

Может ли такси припарковаться у бордюра? У бордюра разрешено парковаться, но при этом необходимо соблюдать общие правила ПДД.

Парковка машины на длительное время должна осуществляться в специально отведенных для этого местах:

  • на специальных парковках для такси;
  • на платных стоянках;
  • на бесплатных стоянках.

Скачать

Согласно положениям закона России, водитель автомобиля такси обязан:

  • соблюдать очередность выезда машин со стоянки для такси;
  • включить таксометр и приступить к обслуживанию клиента;
  • знать населенный пункт и его улицы, знать маршрут короткого пути к точке назначения;
  • по приезду в указанное место, водитель должен сообщить клиенту стоимость проезда, указанную на счетчике;
  • сохранять и поддерживать чистоту в салоне и в багажном отделении.

Чтобы знать все тонкости ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо его изучить. Скачать последнюю редакцию закона можно по ссылке. Также же можете скачать ФЗ о присяжных заседателях.

Последние изменения ФЗ о такси

Практически все законодательные акты требуют пересмотра. Законы пересматриваются членами Государственной Думы для их усовершенствования, путем внесения в них изменений, поправок и дополнений. Необходимы нововведения из-за возникающих спорных ситуациях, на который определенный законодательный акт не распространяется.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпел изменения 14 октября 2014 года.

Федеральный закон 69 о такси ст 3

Данная статья характеризует ответственность за нарушения правил перевозки клиентов и багажа:

  • В легковом автомобиле, перевозящем пассажиров, должна быть информация о правилах езды в данном виде транспорта. Отсутствие информации влечет за собой штраф для водителя — 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • Если водитель не выдает клиенту кассовый чек или квитанцию, то ему грозит штраф в размере 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • На автомобиле должны быть отметки, свидетельствующие о его принадлежности к такси (опознавательный фонарь на крыше или цветографическая желтая схема на кузове машины). Отсутствие отметок грозит штрафом водителю 3 000 руб. (для юр. лиц — 50 000 руб.).

В последней редакции корректировке подверглась 3 статья настоящего закона, а именно 17 пункт. Из этого пункта исключили 4 абзац.

Закон 69 о такси ст 9

Важным аспектом в данной статье являются обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении автомобилей, перевозящих клиентов и их багаж:

  • проводить периодическое и своевременное обслуживание и ремонт машин;
  • осуществлять технический осмотр автомобиля перед выездом на линию;
  • предоставить водителям обязательный медицинский осмотр.

Все водители и юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, обязаны знать положения настоящего закона о такси.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Якунин Н.Н., Котов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: v_v_kotov@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМИ ТАКСИ

В статье представлены результаты анализа федерального законодательства в области перевозок пассажиров легковыми такси, на основании которого разработана модель организации перевозок пассажиров легковыми такси. Представлены результаты экспериментальной оценки действующей модели с позиции пассажиров.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, организация перевозок пассажиров, легковые такси, модель организации, безопасность, качество.

Объем перевозок пассажиров легковыми такси составляет 6-9 процентов от общего объема перевозок всеми видами пассажирского транспорта и зависит от численности населенного пункта. По экспертным оценкам, только для города Оренбурга с населением около 550 тысяч жителей этим видом пассажирского транспорта перевозятся около 4 миллионов пассажиров в год.

Многие перевозчики по различным причинам не уделяют должного внимания качеству перевозок, прежде всего безопасности, уделяя наибольшее внимание экономическим результатам своей деятельности . Кроме перевозчиков, осуществляющих деятельность в правовом поле, существует значительное количество перевозчиков, у которых отсутствует не только регистрация в качестве хозяйствующего субъекта, но и правовые, организационные и технологические акценты, указывающие на их причастность к перевозкам пассажиров легковыми такси. На рисунке 1 приведены результаты опроса пассажиров на соответствие легковых такси современным требованиям. Такое положение вызывает обеспокоенность органов управления на транспорте, законопослушных перевозчиков, потребителей таких услуг. Основой такой обеспокоенности является непредсказуемое, как правило, низкое качество транспортного процесса. Кроме того, структура участников организации и осуществления перевозок, сложившаяся в предыдущие десятилетия, дополнена службами заказа легковых такси, непосредственно взаимодействующими с потенциальным пассажиром и с перевозчиком.

Краткая характеристика состояния организации и осуществления рассматриваемого транспортного процесса указывает на ряд нерешен-

ных и социально значимых проблем, решить которые можно за счет совершенствования организации перевозок пассажиров легковыми такси. В этой связи тема рассматриваемого вопроса является актуальной. Цель совершенствования организации перевозок пассажиров легковыми такси — повышение качества и безопасности перевозок пассажиров легковыми такси.

Для достижения поставленной цели решались три основных задачи: 1) построение и описание действующей модели организации перевозок пассажиров легковыми такси; 2) экспериментальная оценка показателей качества и безопасности обслуживания пассажиров; 3) создание усовершенствованной модели организации перевозок пассажиров легковыми такси с учетом результатов экспериментальной оценки показателей качества и безопасности обслуживания пассажиров.

Сложившееся положение определяется действующей моделью организации перевозок пассажиров легковыми такси, схема которой приведена на рисунке 2.

Основой действующей модели является нормативно-правовая база федерального уровня, прежде всего Конституция РФ. Одним из основных ее положений, имеющих важное значение для решения рассматриваемой задачи, является правовая норма, содержащаяся в статье 55, указывающая на то, что «…права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты. здоровья, прав и законных интересов других лиц…». Понимание этой нормы состоит в том, что свобода предпринимательства не беспредельна и может быть ограничена, если действия хозяйствующего субъекта наносят ущерб гражданину или его интересам.

Федеральным законом, действующим в русле упомянутой статьи, является Федеральный закон 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», задачами которого «…являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий». Кроме того, в этом законе регламентирована структура законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Так «законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Приведенная норма указывает на то, что субъекты Российской Федерации могут разрабатывать и реализовывать нормативно-правовую базу регионального уровня, направленную на обеспечение безопасности дорожного движения.

Другим федеральным законом, имеющим важное значение для легковых такси, является Федеральный закон от 8.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Предме-

том регулирования этого закона, в части, относящейся к легковым такси, являются: отношения, возникающие при оказании услуг; общие условия перевозок пассажиров и багажа; а также общие условия предоставления услуг пассажирам на объектах транспортных инфраструктур. Развитием закона явились «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от14.02.2009 г. №112. Давая общую характеристику этому закону и «Правилам.», можно отметить их рамочный характер.

Федеральный закон №195-ФЗ от 30.12.2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» налагает административную ответственность участников перевозок пассажиров легковыми такси за нарушение действующего федерального законодательства.

Характеристика федеральной нормативно-правовой базы не может быть достаточно полной без Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Кроме того, в

Рисунок 1. Соответствие легковых такси современным требованиям

этом законе определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, в том числе правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим федеральным законом.

Завершая общую характеристику федеральной нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере, необходимо отметить, что она носит достаточный характер для дальнейшего развития нормативно-правового регулирования деятельности легковых такси, в ней регламентированы основные требования по организации деятельности этого вида транспорта. Вместе с тем некоторые приведенные положения этих документов нуждаются в дальнейшей конкретизации с учетом ситуаций в регионах.

Сложившаяся федеральная нормативноправовая база предъявляет требования не только к процессу перевозок пассажиров легковыми такси, но и к подготовленности перевозчиков к осуществлению транспортного процесса. В этой связи важным становится принцип соответствия основных функций перевозчика требованиям нормативно-правовой базы. Этот принцип должен распространяться не только на требования федерального уровня, но и на требования регионального и муниципального уровней.

Основываясь на этом принципе и требованиях федерального уровня, действующая модель организации перевозок пассажиров легковыми такси должна предусматривать структуру управления, соответствующую предъявляемым требованиям. С учетом этих требований в структуре перевозчика должны быть: служба обеспечения режима труда и отдыха водителей; организация предрейсовых технических осмотров автомобилей; служба учета путевой документации; служба навигационной системы ГЛОНАСС; организация медицинских осмотров водителей.

Значимое место в действующей модели организации перевозок пассажиров легковыми такси должны занимать органы контроля в составе Государственной инспекции безопасности дорожного движения, территориальных управлений Государственного автодорожного надзора, территориальных управлений Роспотребнадзора, органов местного самоуправления. Деятельность этих органов

контроля базируется на отдельной нормативно-правовой базе.

Таким образом, была решена первая задача исследования, построена и описана действующая модель организации перевозок пассажиров легковыми такси. Действующая модель начала формироваться с середины 90-х годов и продолжает развиваться в настоящее время. Вместе с тем эффективность ее влияния на качество обслуживания пассажиров, прежде всего на безопасность оказываемых услуг, должным образом не исследована. В этой связи представляют высокую значимость результаты экспериментальной оценки эффективности действующей модели с позиций потребителей -пассажиров легковых такси. Основные требования к такой оценке — достоверность и балльная система важности показателей, ее направленность — определение направлений совершенствования действующей модели.

Экспериментальная оценка основана на результатах анкетирования пассажиров легковых такси. Количество респондентов определено в соответствии с правилами теории вероятности и математической статистики. В него вошли опрашиваемые из различных социальных слоев населения г. Оренбурга.

Был сформулирован список показателей качества, прежде всего безопасности, перевозок из 11 показателей. 144 респондентам предлагалось оценить степень важности каждого показателя в соответствии с их мнением, которая впоследствии перестраивалась в 16 балльную шкалу, согласно которой наибольшее значение присваивалось наиболее важному показателю. Номенклатура показателей носит достаточно полный характер и определена исходя из анализа требований пассажиров, предъявляемых к легковым такси.

Показателями явились:

Х1 — своевременность прибытия легкового такси к месту заказа;

Х2 — информирование диспетчером пассажира при заказе о водителе и об автомобиле;

Х3 — умение водителя ориентироваться в населенном пункте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х4 — опрятный внешний вид и культурное общение водителя;

Х5 — помощь в погрузке и выгрузке багажа, предложение различных вариантов маршрута;

Х6 — прохождение водителем легкового так-

си предрейсового медосмотра и наличие талона о прохождении государственного технического осмотра автомобиля;

Х7 — внешний вид, чистота и комфортность автомобиля;

Х8 — наличие фонаря оранжевого цвета, детского сиденья и информации в салоне;

Х9 — наличие таксометра;

Х10 — скидки и акции для постоянных клиентов;

Х11 — аккуратное вождение.

Анализ результатов анкетирования показал, что мнения респондентов существенно отличаются. Дальнейшая обработка полученных результатов осуществлена с использованием теории нечетких множеств по методике, представленной в работе . Каждому показателю качества определен вес важности а.е ,

____ т

3 = 1,т, такой, что ^ а j = 1, где т — количество 3=1

показателей. Полученное распределение весов важности показателей качества и безопасности обслуживания пассажиров легковыми такси представлено на рисунке 3.

Наиболее важным среди исследуемых показателей явился показатель №1 «своевременность

прибытия легкового такси к месту заказа» — 0,209, затем по мере убывания показатели: №11 «аккуратное вождение» — 0,154; №3 — «умение водителя ориентироваться в населенном пункте» -0,115; №4 — «опрятный внешний вид и культурное общение водителя» — 0,112; №7 — «внешний вид, чистота и комфортность автомобиля» -0,108. Наименее важными были показатели №8 — «наличие фонаря оранжевого цвета, детского сиденья и информации в салоне» — 0,053 и №9 -«наличие таксометра» — 0,036.

Таким образом, была решена вторая задача исследования. Полученные оценки важности показателей качества и безопасности имеют значительную практическую ценность и позволяют принимать обоснованные решения при анализе качества и безопасности обслуживания пассажиров.

Анализ существующей модели организации перевозок пассажиров легковыми такси, а также оценка важности показателей качества и безопасности пассажиров показали, что организация имеет множество недостатков и требу-етдоработки.

Результаты проведенного экспериментального исследования интерпретируются по двум основным направлениям. Первое на-

Рисунок 2. Схема действующей модели организации перевозок пассажиров легковыми такси

6 О X * та

Сй

о

ф

СО

0,154

0,115

0,112

0,092

0,102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,200 0,175 —

0,150 0,125 —

0,100 0,075 0,050 0,025 0,000 —

1 23456789 10 11

Показатель качества j

Рисунок 3. Распределение весов важности показателей качества и безопасности обслуживания пассажиров

0,036

Рисунок 4. Схема усовершенствованной модели организации перевозок пассажиров легковыми такси

правление может быть связано с наиболее частыми несоответствиями ожиданий пассажиров от транспортного обслуживания легковыми такси реальным показателям процесса. Второе — с социальным заказом совершенствования качества и безопасности транспортного процесса. В этом случае результаты исследования выступают в качестве общественного пожелания к созданию такой модели организации перевозок пассажиров легковыми такси, которая в наибольшей степени удовлетворяет такие ожидания.

Принимая во внимание рамочный характер существующей нормативно-правовой базы федерального уровня, ее открытый, раз-

вивающийся характер, а также принцип соответствия основных функций перевозчика требованиям нормативно-правовой базы, предложена усовершенствованная модель организации перевозок пассажиров легковыми такси. Схема такой модели приведена на рисунке 4.

Одним из основных положений в усовершенствованной модели является более полный учет структуры участников транспортного обслуживания населения легковыми такси. Важное место в этой системе занимает служба заказа легковых такси, осуществляющая деятельность по приему заказов на перевозки пассажиров и передаче их на исполне-

ние перевозчикам. Такая функциональная единица в настоящее время не предусмотрена федеральным законодательством. Кроме того, федеральное законодательство содержит ряд требований общего характера к стоянкам легковых такси. Вместе с тем стоянки легковых такси являются одним из основных элементов, повышающих экономическую мотивацию перевозчиков в этой сфере. При отсутствии лицензирования этого вида деятельности повышается значимость контроля подготовленности и оказания услуг по перевозке пассажиров со стороны независимых компетентных органов, которыми в сфере эксплуатации автомобильного транспорта являются органы по сертификации услуг на автомобильном транспорте. Исполнение общих требований по качеству и безопасности транспортного процесса требует конкретизации процедур их реализации перевозчиком, что обострено в последнее время в условиях положения в этой сфере. К ним относятся: учет технического обслуживания подвижного состава; учет неисправностей подвижного состава; учет нарушений правил дорожного движения; учет стажировок водителей; учет инструктажей водителей; учет жалоб пассажиров. Важную роль в усовершенствованной модели занимает организация взаимодействия функциональных элементов.

Таким образом, решена третья задача исследования. Была предложена и описана усовершенствованная модель организации перевозок пассажиров легковыми такси, соответствующая современным требованиям. Изме-

нения, произошедшие в объекте управления, должны быть отражены в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность легковых такси. Учитывая инерционность федеральной нормативно-правовой базы, основным направлением является совершенствование нормативно-правовой базы субъектов РФ в рамках действующего федерального законодательства. Такое совершенствование выполнено в Оренбургской области, в которой были приняты Закон Оренбургской области №3430/792-1У-ОЗ от 2.03.2010 г. «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области» и Постановление Правительства №652-П от 16.09.2010 г. «Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области». Названные документы разработаны коллективом кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета. С участием этого коллектива внесены изменения в Закон Оренбургской области №489/55-Ш-ОЗ от 1.10.2003 г. «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».

На основании изложенного можно утверждать, что создана усовершенствованная модель организации перевозок пассажиров легковыми такси, достаточно полно отражающая сложившееся положение в этом секторе народного хозяйства, способная обеспечить выполнение требований населения к качеству и безопасности транспортного процесса.

Список литературы:

Сведения об авторах:

Якунин Николай Николаевич, заведующий кафедрой автомобильного транспорта транспортного факультета Оренбургского государственного университета, доктор технических наук,

UDC 656.13 Yakunin N.N., Kotov V.

Orenburg state university, e-mail: v_v_kotov@mail.ru

IMPROVED ORGANIZATION OF PASSENGER TAXI TRANSPORTATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх