Куперс

Бухучет и анализ

727 регламент ФАС

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.05.2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок информация, подлежащая размещению в указанной системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Полный текст документа и приложения доступны после регистрации Вход Регистрация

Установлена новая процедура возбуждения и рассмотрения ФАС России и ее территориальными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Заявить о нарушении могут юридические и физические лица, органы власти и местного самоуправления. Причем сделать это можно не только обратившись лично или прислав материалы по почте либо с курьером, но и через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр. Документы направляются в антимонопольный орган по месту совершения нарушения или месту нахождения нарушителя либо непосредственно в ФАС России.

Срок рассмотрения поступивших заявлений остался прежним — 1 месяц. При необходимости сбора и анализа дополнительных доказательств его могут продлить еще не более чем на 2 месяца, о чем уведомляют заявителя. По результатам рассмотрения принимают решение о возбуждении дела или отказе в этом.

Если установлено, что субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, навязывает конкурентам невыгодные условия договоров или уклоняется от их заключения, ему сначала делают предупреждение. Дело возбуждают только в случае, когда нарушение не устранено.

При выявлении признаков нарушений в действиях ФСФР России или ЦБР им предлагается привести принятые ими акты в соответствие с антимонопольным законодательством либо прекратить такие действия.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения о назначении его к рассмотрению. В ряде случаев он может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Прописаны права и обязанности лиц, участвующих в деле. В частности, они могут знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Сотрудники антимонопольного органа могут запрашивать необходимые им сведения и документы, проводить проверки, привлекать экспертов.

По результатам рассмотрения принимается решение и при необходимости выдается предписание ответчику. Эти акты могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также обжалованы в арбитражный суд.

Приказ ФАС России от 25.02.2014 № 112/14
«О создании Контрактной службы по осуществлению планирования и закупки товаров, работ, услуг для нужд ФАС России»

Приказ ФАС России от 11.02.2014 № 75/14
«Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Приказ ФАС России от 04.09.2013 № 561/13
«Об утверждении положения об Общественной приемной Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС России от 13.08.2013 № 523/13
«Об утверждении типового положения об отделе территориального органа Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС России от 18.04.2013 № 271/13
«Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа»

Приказ ФАС России от 29.03.2013 № 211/13
«О внесении изменений в административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденный приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498»

Приказ ФАС России от 07.09.2012 № 572
«О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Приказ ФАС России от 07.09.2012 № 571
«Об утверждении Методических рекомендаций по организации приема граждан, обеспечению своевременного рассмотрения обращений граждан, принятию решений и направлению ответов в установленный срок в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)»

Приказ ФАС России от 24.07.2012 № 498
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»

Приказ ФАС России от 26.06.2012 № 422
«О создании комиссии по контролю в сфере размещения заказов»

Приказ ФАС России от 20.01.2012 № 21
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок»

Приказ ФАС РФ от 25.02.2011 № 139
«Об утверждении этического кодекса государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС России от 26.01.2011 № 30
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС РФ от 14.05.2008 № 163
«О действиях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Приказ ФАС РФ от 27.08.2007 № 267
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках»

Приказ ФАС РФ от 09.04.2007 № 105
«Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы»

Ни при каких условиях не может быть признано малозначительным правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП (отказ, просрочка либо представление в ФАС России ложных сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством), потому что оно подрывает основы государственности, нарушает нормальное функционирование государственных институтов, может привести к искажению результатов контрольных мероприятий, нарушению прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц. На это указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя решения нижестоящих судов и передавая дело на новое рассмотрение (Определение ВС РФ от 16 апреля 2019 г. № 307-АД18-24091).

Ранее ФАС России запросила у хозяйствующего субъекта огромный массив сведений, необходимый ведомству для проверки возможного факта нарушения антимонопольного законодательства. Запрошенные документы не были представлены – ни в срок, указанный в запросе, ни вообще, — потому что их было слишком много, и потому что часть документов ведомство запросило в определенном формате, в котором у самого хозяйствующего субъекта этих сведений не было. Кроме того, запрос был – по мнению хозяйствующего субъекта – немотивирован должным образом. Все эти отговорки явствовали из писем – между антимонопольным ведомством и потенциальным монополистом завязалась оживленная переписка.

За непредставление запрошенных сведений ФАС России наложила штраф в 150 тыс. руб. по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Размер штрафа был мотивирован отягчающим обстоятельством – продолжением противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его.

Штраф был обжалован в суде.

Суды трех инстанций прислушались к доводам нарушителя – о том, что спорный запрос являлся неисполнимым и не отвечал критериям мотивированности в части содержания и объема истребуемой информации. Однако совершенно обелить нарушителя, признав его невиновным не решились.

Вместо этого суд пришел к следующему:

  • с одной стороны, нарушитель не доказал, что принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований антимонопольного органа, а также не доказал, что ему могли помешать какие-либо чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства. Стало быть, событие и состав правонарушения имеются;
  • с другой стороны, нарушение было совершено впервые, а нарушитель смог доказать свою «направленность действий на представление документов и информации»;
  • а раз так, то в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не имеется, а совершенное правонарушение нужно квалифицировать как малозначительное.

В итоге постановление ФАС России было отменено со ссылкой на ст. 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции; решение «устояло» и в апелляции, и в кассации.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, рассмотрев жалобу ФАС России, отметила следующее:

  • квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях;
  • само по себе отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении наказания;
  • неисполнение законного требования ФАС России посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов;
  • применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых антимонопольным законодательством;
  • непредставление в ФАС России сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством, может повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, – искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц;
  • кроме того, установление за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы в иных областях правового регулирования, наряду с годовым сроком давности привлечения к административной ответственности, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков;
  • наконец, сам по себе факт снижения минимального штрафа за данное правонарушение с 300 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (в декабре 2013 г. во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 1-П) исключает всякую необходимость использования малозначительности для целей дифференциации наказания по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

В итоге дело отправилось на пересмотр в суд первой инстанции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх