Куперс

Бухучет и анализ

861 ГК РФ

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.

3. Безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее — банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.

Комментарий к Ст. 861 ГК РФ

1. Комментируемая статья открывает главу, посвященную расчетным правоотношениям. Специфика расчетных отношений состоит в их субъектном составе (в безналичных расчетах обязательными участниками являются кредитные организации), а также в их вспомогательном характере применительно к возмездным сделкам .

В основном ГК РФ определяет особенности безналичных расчетов, наличным расчетам уделено лишь два пункта комментируемой статьи.

Наличные денежные расчеты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении контрольно-кассовой техники) представляют собой произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

Только банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Наличные расчеты производятся в соответствии со ст. 140 ГК РФ в рублях с использованием как купюр, так и монет. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 2 Закона о применении контрольно-кассовой техники.

Для физических лиц ограничений в наличных расчетах не предусматривается, если это не связано с предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Организация наличного обращения возлагается на Банк России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Вестник Банка России. 1998. N 1.

Для наличных расчетов с участием юридических лиц действуют ограничения. В соответствии с п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.

———————————
Вестник Банка России. 2007. N 39.

Поскольку в п. 1 указания ЦБ РФ N 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Указание не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 тыс. рублей) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выражающееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Административная ответственность применяется в том случае, если по одному договору размеры наличных денежных средств превысили 100 тыс. рублей. При этом возникает вопрос о форме договора. Форма договора определяется ГК РФ и может быть как устной, так и письменной в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Так, например, сделки с участием юридических лиц требуют письменной формы (ст. 161 ГК). В то же время в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность. Не всегда законодатель требует совершения договора в виде единого документа. Письменная форма может быть соблюдена при обмене письмами, телеграммами и т.д. Это должно быть учтено в разъяснениях и правоприменительной практике ЦБ РФ, других кредитных организаций, налоговых органов.

Наличие разных договоров с установленными пределами денежных сумм освобождает участников договора от административной ответственности. Однако если суд признает, что воля сторон фактически была направлена на заключение одного договора, то формальное подписание нескольких договоров будет свидетельствовать о действительной воле сторон на заключение одного договора (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. по делу N А28-9126/2007-60/18, ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2008 г. по делу N А72-3587/2008). Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2010 г. N А33-20038/2009 в то же время было указано, что сам по себе факт заключения сходных по содержанию договоров не является основанием для вывода о совершении обществом одной сделки и превышении установленного размера расчета наличными деньгами.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в его пользу.

Спорным является вопрос о расчетах между юридическим лицом и гражданином, который не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляет предпринимательскую деятельность, а также о расчетах таких граждан между собой. В соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данная норма не распространяется на указания ЦБ РФ. Таким образом, однозначного ответа на данный вопрос нет, а исходя из изложенного представляется, что ограничение по расчетам наличными деньгами не распространяется на указанные отношения.

2. Некоторые особенности наличных расчетов раскрываются в официальном разъяснении Банка России от 28 сентября 2009 г. N 34-ОР «О применении отдельных положений указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» . В соответствии с п. 2 этого указания юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы, за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на выплату заработной платы, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, возврат наличных денег за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, оплаченные ранее за наличный расчет, на выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц. В связи с этим продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не вправе расходовать поступившие в его кассу наличные деньги на выплату покупателю за возвращенный товар, приобретенный ранее в безналичном порядке.

———————————
Вестник Банка России. 2009. N 58.

Последнее положение, на наш взгляд, противоречит п. 1 комментируемой статьи.

3. Норма п. 2 комментируемой статьи была предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 г. N 164-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 861 ГК Российской Федерации и пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» было отмечено, что «общим правилом расчетов между юридическими лицами является безналичный порядок их осуществления, расчеты наличными деньгами также могут иметь место, если иное не предусмотрено законом. Обязанность осуществлять расчеты в одинаковом для всех юридических лиц и на всей территории государства безналичном порядке, быстрота которого гарантируется законом (статья 849 ГК РФ), не может рассматриваться как ограничение свободы перемещения финансовых средств.

———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Введение определенных правил наличных расчетов также не нарушает принципов, закрепленных статьями 8 (часть 1) и 74 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом».

4. Положения об ограничении расчетов наличными деньгами в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ распространяются на индивидуальных предпринимателей. Также на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (письмо ФНС России от 30 августа 2006 г. N ММ-6-06/869@ «О письме Банка России от 17 июля 2006 г. N 08-17/2540″ ).

———————————
Официальные документы. 12.09.2006. N 35 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает проведение безналичных расчетов через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Исключением из этого правила является норма п. 2 ст. 863 ГК РФ, согласно которой правила настоящего параграфа (о расчетах платежным поручением) применяются к отношениям, связанным с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим счета в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений.

Открытие и ведение банковских счетов физических лиц являются банковскими операциями, правовое регулирование осуществления которых закреплено в положениях Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» , от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение ЦБ РФ N 266-П) и иных нормативных актах Банка России.

———————————
Вестник Банка России. 2003. N 24.

Вестник Банка России. 2005. N 17.

Как отмечается в Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, содержащееся в норме п. 3 комментируемой статьи «общее правило, требующее открытия для проведения безналичных расчетов банковского счета, идеологически основано на сложившемся в советском праве подходе, который вытекал из особенностей регулирования денежного обращения (строгая централизация, контроль банков за соблюдением расчетной дисциплины). Под банковским счетом в данном случае понимается не счет в бухгалтерском смысле, а наличие отношений по договору банковского счета. В настоящее время это правило создает необоснованные препятствия для целого ряда расчетных операций, которые по своему характеру не требуют обязательного наличия договора банковского счета (например, открытие аккредитива на основании разового поручения) и широко распространены в зарубежной и международной банковской практике. В настоящее время исключения из общего правила предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) в отношении граждан. Исключение требований об обязательном открытии банковского счета для проведения безналичных расчетов для юридических лиц требует одновременного решения вопроса о характере контроля за операциями в целях борьбы с отмыванием доходов, полученных незаконным путем» .

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

Вестник гражданского права. 2009. N 2.

5. В перспективе развития безналичных расчетов — принятие проекта Федерального закона «О национальной платежной системе» , призванного унифицировать нормы об электронных расчетах как разновидности безналичных расчетов. Проектом предлагается введение понятия «национальная платежная система», охватывающего совокупность операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников финансовых рынков, органы федерального казначейства и организации федеральной почтовой связи при осуществлении ими деятельности, связанной с переводом денежных средств (субъекты национальной платежной системы).

———————————
Проект Федерального закона N 455931-5 «О национальной платежной системе», внесенный Правительством РФ 15 ноября 2010 г.

Законопроектом вводится термин «электронные деньги», под которыми предлагается понимать «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, может передавать распоряжения с использованием электронных средств платежа».

Такое определение может создать проблемы в правоприменении, поскольку термин «деньги» может обозначать только такой объект, который рассматривается участниками гражданского оборота как универсальное средство платежа и посредством передачи которого можно исполнить любое денежное обязательство, однако тот объект, который называется в законопроекте «электронные деньги», может существовать и использоваться исключительно в рамках конкретной платежной системы. Кроме того, так называемые электронные деньги по своей правовой природе сходны с безналичными денежными средствами, так как и те и другие представляют собой права требования. Поэтому, очевидно, следует вести речь о том, что «электронные деньги» являются разновидностью безналичных денежных средств, и именовать их соответствующим образом.

Должно быть четко определено, в чем состоит обязательство лица, которому предоставлены денежные средства и которое учитывает информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.

Нельзя согласиться с предложенным законопроектом термином «электронные средства платежа», поскольку по уже устоявшейся традиции средствами платежа принято именовать сами объекты, которые передаются в целях совершения платежа одним лицом другому. В законопроекте, где речь идет об «электронных средствах платежа», имеются в виду некие технические средства и устройства, которые позволяют совершить платеж, т.е. передать тот или иной объект.

Как известно «понятие денег имеет существенное значение для классификации некоторых частноправовых обязательств (например, для различения договоров купли-продажи и мены) и для определения ряда других частноправовых понятий (например, юридического понятия «цены”, «платежа”)”. Появление безналичных денежных средств усложнило теорию денег и обострило проблему понимания их природы. Текущая скорость развития технических средств является вызовом и требует от права и всей юридической науки адекватной и своевременной реакции. В этой связи можно привести высказывание Президента РФ В.В. Путина, что «всё наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность”. В контексте массива нормативных правовых актов, регулирующих цифровую экономику, не нашлось места нормам, описывающим правовую природу наличных денег и безналичных денежных средств. Вместе с тем, проблема понимания природы такого специфического объекта гражданских прав актуальна и не дает сойтись в единстве мнений целым группам правоведов. В ст. 128 Гражданского кодекса РФ безналичные денежные средства относятся к иному имуществу, а конкретно к имущественным правам. Наличные же деньги относятся к вещам. Вместе с тем возникает вопрос насколько это обосновано.

Профессор Эдинбургского университета Симон Глисон выступает против отнесения безналичных денежных средств к правам требования (имущественным правам). Он считает, что наличные деньги относятся к вещам. Автор также замечает, что в Великобритании банкноты Банка Англии являются еще и кредитными требованиями к Банку Англии. Но так как по своей сущности наличные деньги в первую очередь являются вещью, то и безналичные денежные средства по аналогии следует признавать вещами. А потому у банкноты и банковской карты намного больше общего, чем кажется. И то, и другое является символом долгового обязательства. И лицо, при платеже с помощью банковской карты, по факту передает вещь – деньги (кредитное требование). Эту позицию можно соотнести с реалиями российского права. В ст. 29 ФЗ о Центральном Банке РФ указано, что наличные деньги могут быть в форме банкнот и монет. Следующая статья закона определяет банкноты и монету Банка России как безусловные обязательства Банка России, обеспеченные всеми его активами. В связи с этим появляется неопределенность: ГК устанавливает для наличных денег правовой режим вещей, а ФЗ о Центральном Банке РФ определяет их, в том числе, как обязательства Банка России. Оперируя аргументацией Симона Глисона, можно прийти к выводу о том, что безналичные денежные средства следует признавать вещью. Конституционный суд РФ в одном из своих Постановлений указал на то, что безналичные денежные средства «по своей природе представляют собой охватываемое понятием имущества обязательственное требование к банку”. В современной российской науке преобладает аналогичная точка зрения, в соответствии с которой безналичные денежные средства являются «правом на деньги” или же просто «правом требования”. В поддержку данной теории выдвигаются аргументы о том, что такие правоотношения (между собственником денег и банком) являются относительными, что характерно для обязательственного права: А) Круг участников правоотношений заранее установлен. Б) Нарушение права возможно только со стороны лица, с которым заключено соглашение. В) Правомочия реализуются в результате действий банка или кредитора. Г) Права возникают по воле лиц, участников договора банковского вклада (счета).

Следует отметить, что в процессе дискуссии о природе денег выдвигались самобытные теории и предлагалось рассматривать безналичные денежные средства, как упорядоченные законом и договором результаты специальных математических операций (учетные записи), дающие определенным субъектам право получить в обмен на совершение этих операций какой-либо объект гражданского права (вещь, работу, услугу и т.д.), не уплачивая за него наличных денег. В развитие данного понимания денежных средств следует привести более радикальную позицию, в соответствии с которой безналичные денежные средства являются вещью. Прежде всего следует обозначить, что вещь — это материальный объект, способный быть во владении человека. Вещь — это понятие юридическое, а не физическое или экономическое. Вещь не тело и не товар. Деньги в процессе своей истории меняли свою форму многократно и тем самым озадачивали философов и экономистов. Неизменным была их материальность.

Где-то деньгами являлись камни, а где-то сигареты или молодые девушки. Однако полноценными деньгами такие «объекты” не стали, ввиду того что несли в себе сущность вещи.

Вещь-«деньги” не должна нести в себе сущностных характеристик, она должна нести лишь количественный атрибут. Безналичные денежные средства можно рассмотреть с позиции вещи, так как банком делается запись по счету, которая хранится на специальных устройствах.

А потому обязательственная связь с банком не равна объекту прав. Обязательственная связь возникает по поводу этого объекта. Банк не создает денежные средства и, например, при банкротстве банка остается лишь обязательственная связь. Представители такого понимания денег определяют их как систему связанных между собой электронных записей, выполняемых посредством определенных сложных технических устройств. Эти самые записи и образуют вещь – безналичные денежные средства. Развитие техники и усложнение структуры общества приводят к усложнению способов владения и вместе с этим — к усложнению вещей, все более отличающих их от исходных образцов времен Гая. Как для полноценного использования яхты или самолета требуется вступать в обязательственные отношения с аэропортом или портом, так и для пользования безналичными денежными средствами необходимо привлекать профессионального участника гражданского оборота. Однако можно «ездить и на велосипеде наличных денег”, не обращаясь к банкам. Очевидно, что, как наличные деньги, так и безналичные денежные средства можно рассмотреть с позиции вещи и имущественного права.

Наблюдается дуализм правовой природы наличных денег и безналичных денежных средств. А потому налицо отсутствие достаточной научной разработанности проблем понимания денег как объектов гражданских прав. В связи с этим, видится необходимость нормативно закрепить в Гражданском кодексе РФ за наличными деньгами и безналичными денежными средствами режим особого объекта гражданских прав, имеющего двойственную (вещную и обязательственную) природу.

Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве.: М. Статут. 2004. С. 16.

См: Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации” // Российская газета. 2019. № 60.; Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // Российская газета. 2019. № 172.; Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2019. № 41. С. 5700; Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 07.12.2019) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации” (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации”) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 11. С. 1119.

Simon Gleeson. The Legal Concept of Money. Oxford university press. 2018. P. 16.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 № 28-П // «Вестник Конституционного Суда РФ”. 2016. №1.

Новоселова Л.А. О понятии и правовой природе безналичных расчетов // Законодательство. 1999. № 1. С. 19-25

Маковская А.А. Залог денег и ценных бумаг. М., 2000. С. 17, 23

Новоселова Л.А. Указ. соч.

Сарбаш С.В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М.: Статут. 1999. С. 31.

Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. 5-е изд., перераб. М. 2010. С. 62, 91 — 94, 146, 157, 158, 132, 165, 856.

Изучив данную главу, студент должен:

  • – знать теоретические основы осуществления расчетов, понятие, виды безналичных расчетов и их особенности;
  • – уметь анализировать источники правового регулирования расчетов;
  • – владеть навыками анализа преимуществ и недостатков каждого вида расчетов для конкретной бизнес-ситуации.

Основы правового регулирования расчетов

В первую очередь среди источников правового регулирования расчетов следует выделить ГК, в гл. 46 которого закреплены основные положения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Основной массив актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, составляют акты ЦБ РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, а выдача – по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам. Получение наличных денег из банка происходит посредством выставления кассового чека. Расходование наличных денег, полученных в таком порядке, осуществляется на цели, указанные в чеке. Все поступления и выдачу наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями его руководителя и главного бухгалтера.

Порядок ведения кассовых операций в России регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. указанием ЦБ РФ от 13.12.2011 № 2750-У, Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П, а также указанием ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации».

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ст. 15.1 КоЛП).

Законодательством и подзаконными актами введены ограничения на осуществление расчетов наличными деньгами. Так, в соответствии с указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами – 100 тыс. руб.

Данное ограничение распространяется только на юридических лиц. Действующими законодательными актами РФ ограничения расчетов наличными деньгами с участием граждан-предпринимателей не предусмотрены.

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ должны производиться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Данное требование установлено Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Отдельным категориям хозяйствующих субъектов в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В частности, без применения контрольно-кассовых машин может осуществляться торговля на рынках, ярмарках (за исключением обустроенных торговых мест), мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн и др.

Хозяйствующие субъекты, которые должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны:

  • • регистрировать контрольно-кассовые машины в налоговых органах по месту нахождения организации;
  • • использовать исправные контрольно-кассовые машины;
  • • выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;
  • • обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

Законодательством устанавливаются требования к самим контрольно-кассовым машинам, определяются порядок и условия их применения и регистрации. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам определяет допускаемые к использованию модели и вносит их в реестр.

Законодательством предусмотрена ответственность в данной сфере. В частности, ст . 14.5 КоАП устанавливает административную ответственность в виде штрафа за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов, являются Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П, а также Положение о платежной системе Банка России, утв. ЦБ РФ от 29.06.2012 № 384-П.

Безналичные расчеты производятся хозяйствующими субъектами через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Иной порядок осуществления безналичных расчетов может быть предусмотрен законом или обусловлен формой расчетов.

Необходимым средством осуществления безналичных расчетов является банковский счет. Порядок заключения договора банковского счета, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение обязанностей регулируются нормами гл. 45 ГК. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о проведении различных операций по счету. Помимо законодательных норм, отношения данной сферы регулируются многочисленными подзаконными актами, среди которых, в первую очередь, следует назвать Инструкцию ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

Выбор банка для обслуживания осуществляется по усмотрению клиента. Вид счета определяется в зависимости от содержания операций, которые по нему проводятся, а также от субъектов – владельцев счета.

В зависимости от характера операций по счету выделяют общие (универсальные) счета, позволяющие совершать любые операции данного субъекта (перечень таких операций ограничен только его компетенцией и правилами осуществления операций), а также целевые (специальные) счета, предполагающие целевое использование денег и контроль за таким использованием. Так, для обслуживания предпринимательской деятельности открываются расчетные счета, по которым проводятся практически любые операции. При осуществлении государственного финансирования и выделении средств из бюджета организациям открываются бюджетные, инвестиционные счета. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» количество открываемых организациями и индивидуальными предпринимателями счетов не ограничивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх