Куперс

Бухучет и анализ

Аип 2021

3 декабря 2019 года опубликована информация о том, что Министр экономического развития РФ утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. В адресную инвестиционную программу включены инвестиционные проекты 10 национальных проектов, 32 государственных программ Российской Федерации, реализуемые на территории всех субъектов Российской Федерации.

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) предусмотрена реализация более 1 100 инвестиционных проектов, в том числе более 1 000 адресных объектов капитального строительства и более 100 мероприятий, которые подлежат дальнейшей пообъектной детализации, имеющих важное значение для развития экономики страны.

Объем средств, предусмотренный на ФАИП, составляет:

— в 2020 году – 837,5 млрд рублей — на 7,7% больше объема 2019 года,

— в 2021 году – 877,8 млрд рублей — на 12,9% больше объема 2019 года,

— в 2022 году – 866,2 млрд рублей — на 11,4% больше объема 2019 года.

Утверждение ФАИП на месяц раньше, чем в прошлом году, позволит обеспечить заключение соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020-2022 годы до 1 января 2020 года начало выполнения работ на объектах, так как в соответствии с Порядком утвержденная ФАИП является основанием для заключения контрактов, договоров и соглашений.

В ФАИП входят, в частности, проекты развития транспортного узла «Восточный – Находка» в Приморском крае, создания сухогрузного района морского порта Тамань, комплексного развития Мурманского транспортного узла, реконструкции аэропортового комплекса «Баландино», реконструкции и развития аэропорта Липецк, строительства и реконструкции участков автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегия, строительства и реконструкции участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь, строительства и реконструкции участков автомобильной дороги А-104 Москва — Дмитров – Дубна, строительства Крымского государственного центра детского театрального искусства, мероприятия по обеспечению водоснабжением в г. Севастополе, реконструкции автовокзала г. Петрозаводска и опорной сети автостанций Республики Карелия и т.д.

С использованием economy.gov.ru

Зеркало

1С:Предприятие 8

Воинская часть 8, редакция 2.0

Бюджетная классификация

Приказом Минфина России от 18.03.2013 № 31н утверждены «Указания о порядке применения классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Указания). Указания применяются при составлении проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части расходов бюджетов.

Указаниями изменена структура целевых статей классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации состоит из семи знаков и составляет 8 — 14 разряды кода классификации расходов. Структура кода целевой статьи расходов федерального бюджета представлена в виде трех составных частей:

  1. код программного (непрограммного) направления расходов (8 — 9 разряды)
  2. код подпрограммы (10 разряд);
  3. код направления расходов (11 — 14 разряды)

В программе коды программного (непрограммного) направления расходов и коды подпрограмм хранятся в справочнике «Целевые статьи КРБ». Справочник стал иерархическим, двухуровневым. На первом уровне вводятся коды программного (непрограммного) направления расходов, на втором — коды подпрограмм.

Коды направлений расходов хранятся в справочнике «Программы целевых статей КРБ».

Справочник «Подпрограммы целевых статей КРБ» для классификации целевых статей расходов 2014 года не используется.

В формах элементов справочников «Целевые статьи» и «Программы целевых статей КРБ» приведены пояснения об особенностях использования для классификации 2014 года.

В поставку включены бюджетные классификаторы РФ согласно приказам Минфина России от 21.12.2012 № 171н (на 2013 г. и плановый период) и от 18.03.2013 № 31н (на 2014 г. и плановый период).

Учет договоров и обязательств

Письмом Минфина России от 03.06.2013 № 02-03-09/20204 «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» даны разъяснения о порядке заполнения Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) (далее – Сведения), Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705) (далее – Заявка) в случае, когда сумма договора (государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, но в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведения о нем не подлежат включению в реестр контрактов.

Для таких договоров раздел 4 Сведений и Заявок не должен заполняться, а в графе «Примечание» раздела 5 «Расшифровка обязательства» следует указывать «Не подлежит включению в реестр контрактов», а также приводить ссылку на нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми договор (государственный контракт), сумма которого превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, не подлежит включению в реестр контрактов.

В документы: «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» и «Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство» добавлен реквизит шапки «Примечание к разделу 5 сведений об обязательстве». Значение реквизита будет выводиться в каждой строке раздела 5 в печатной форме и файле выгрузки.

Учет обязательств по объектам ФАИП

Приказом Минфина России от 30.11.2012 № 151н внесены изменения в «Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2012 г. № 98н.

С 01.07.2013 г. Сведения об обязательстве по документу-основанию, заключенному в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП), должны содержать:

  • наименования объекта ФАИП;
  • уникальный код, присвоенный объекту ФАИП (далее — код объекта ФАИП).

Внесены соответствующие изменения в формы, которые следует использовать в новой редакции с 01.07.2013 г., в том числе в формы:

  • 0531702 Сведения о принятом бюджетном обязательстве (приложение 1 к Приказу Минфина России от 30.11.2012 № 151н);
  • 0531705 Заявка на внесение изменений в принятое бюджетное обязательство (приложение 4 к Приказу Минфина России от 30.11.2012 № 151н);
  • 0531706 Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства (приложение 5 к Приказу Минфина России от 30.11.2012 № 151н).

В программе сведения об объекте ФАИП хранятся в справочнике «Основные средства». План финансирования обязательства по документу-основанию, заключенному в целях реализации ФАИП, вводится в разрезе объектов ФАИП.

Справочник «Основные средства»

Предусмотрено хранение сведений об объекте ФАИП для элементов с типом «Капитальные вложения»:

  • в качестве наименования объекта ФАИП используется Полное наименование объекта капитальных вложений;
  • код объекта ФАИП указывается в соответствующем реквизите (Код ФАИП).

Документ «План-график финансирования»

Предусмотрено указание объекта ФАИП, выбором из справочника «Основные средства» соответствующего элемента с типом «Капитальные вложения».

Документ «Сведения о принятом бюджетном обязательстве»

Предусмотрено формирование формы 0531702 Сведения о принятом бюджетном обязательстве в редакции приказа Минфина РФ от 30.11.2012 № 151н.

Документ «Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство (перерегистрацию)»

Предусмотрено формирование форм 0531705 Заявка на внесение изменений в принятое бюджетное обязательство; 0531706 Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства в редакции приказа Минфина РФ от 30.11.2012 № 151н.

Формы в редакции приказа Минфина РФ от 30.11.2012 № 151н с 1.07.2013 рекомендуем установить как формы по умолчанию (пункт «По умолчанию» кнопки «Печать»).

Взаимодействие с информационными системами регистрации начислений и платежей (фактов оплаты)

Подсистема «Взаимодействие с ИС РНИП» доработана для взаимодействия с ГИС ГМП, и поэтому переименована во «Взаимодействие с ИС РНИП / ГИС ГМП» (меню «Расчеты — Взаимодействие с ИС РНИП / ГИС ГМП» главного меню программы, интерфейс «Полный»).

Подсистема «Взаимодействие с ИС РНИП / ГИС ГМП» в части взаимодействия с ГИС ГМП предусматривает:

  • экспорт информации о начислениях за предоставляемые гос. услуги;
  • импорт информации о произведенном плательщиком платеже;
  • использование электронной подписи (ЭП) при обмене документами с ГИС ГМП.

Для обмена данными с ГИС ГМП в поставку конфигурации включен формат GISGMP.xml.

Для использования формат GISGMP.xml следует загрузить в программу (меню «Казначейство/банк — Обмен с казначейскими и банковскими системами»).

Файл форматов GISGMP.xml размещен в каталоге шаблона конфигурации \tmplts\ Progtech \ Vch8 \ 2 _0_20_ 1 \ECExchangeFormats.

Обновлена компонента для подписи xml файлов в формате XMLDSIG.

Для обмена данными с ГИС ГМП необходимо включить флажок «Использовать интеграцию с ГИС ГМП » в разделе «Интеграция» формы настройки параметров учета и выполнить другие настройки.

Инструкция по настройке БГУ1 для взаимодействия с ГИС ГМП и порядок обмена данными с ГИС ГМП приведены в меню «Справка — Дополнения к описанию – Справка по взаимодействию с ГИС ГМП» главного меню программы.

Документ «Квитанция на оплату»

В документе предусмотрен выбор счетов, открытых в банках, а не только в казначействе.

Добавлена возможность указания статуса документа (см. описание документа).

Групповое формирование и экспорт квитанций на оплату

Предусмотрено групповое формирование документов «Квитанция на оплату» по данным проведенных документов:

  • Начисление родительской платы,
  • Выписка квитанций,
  • Начисление за услуги студентам,
  • Акт об оказании услуг,
  • Реализация услуги.

Для группового формирования и экспорта документов «Квитанция на оплату» применяется новый помощник «Формирование квитанций и обмен данными с ИС РНИП/ГИС ГМП» (меню «Расчеты — Взаимодействие с ИС РНиП/ГИС ГМП — Формирование квитанций и обмен данными с ИС РНИП/ГИС ГМП»).

Документ «Каталог гос. услуг»

В документе предусмотрен выбор счетов, открытых в банках, а не только в казначействе.

Справочник «Шаблоны идентификаторов документов «Квитанция на оплату»

Реализовано автозаполнение шаблона формирования УИН.

Справочник «Настройки обмена с казначейскими и банковскими системами»

Добавлены списки выбора доступных параметров и значений параметров.

Расчетно-платежные документы

С 01.07.2013 вступает в силу пункт 3.14 Положения о платежной системе Банка России (утв. Банком России 29.06.2012 № 384-П, ред. от 15.03.2013), согласно которому перевод денежных средств с использованием сервиса несрочного перевода (в том числе с применением почтовой и телеграфной технологии) осуществляется на основании распоряжений, поступивших от клиента Банка России в электронном виде или на бумажном носителе, в которых реквизит «Вид платежа» (соответствующий ему код в распоряжениях в электронном виде) не заполнен. Перевод денежных средств с использованием сервиса несрочного перевода осуществляется на основании платежных поручений, инкассовых поручений, платежных требований и платежных ордеров.

В список значений реквизита «Вид платежа» расчетно-платежных документов:

  • Заявка на кассовый расход
  • Заявка на кассовый расход (сокращенная)
  • Платежное поручение
  • Платежное требование
  • Инкассовое поручение

добавлено пустое значение, которое подставляется по умолчанию в новом документе.

Документ «Заявка на кассовый расход сокращенная»

В форму списка документа добавлена возможность вывода колонки «КЭК назначения платежа».

Другие изменения

Справочник «Центры материальной ответственности»

Добавлен новый реквизит «ЦМО неактуален». Используется для управления актуальностью элементов справочника.

В формы списка и выбора справочника добавлена возможность быстрого отбора элементов справочника по признаку актуальности.

Документы «Принятие бюджетного обязательства», «Принятие обязательства»

При вводе документов на основании документа «План-график финансирования» производится проверка на наличие уже введенных обязательств, что позволяет исключить ввод обязательств-дублей.

Документ «Приходный кассовый ордер»

Предусмотрен ввод на основании документа «Акт об оказании услуг».

Документ «Списание хоз.инвентаря»

Добавлены печатные формы М-11 и М-15.

Новый документ «Выпуск продукции со счета 106»

Предназначен для оприходования со счетов 106.хИ на счет 105.хх продукции, изготовленной для собственного потребления.

Документ «Реализация услуги»

Добавлена возможность выбора счета доходов в налоговом учете — 90.01 или 91.01.

Документ «Сдача этапа работ»

Добавлена возможность выбора субсчетов счета 205.80 в реквизите «Счет дебета».

Документ «Списание затрат по услугам»

Если тип КПС – «Произвольная классификация», КПС счета 401.10 может заполняться значениями КПС счета кредита (доступен выбор опции «КПС брать из кредита»).

Документ «Распределение общих затрат производства»

Предусмотрено подключение внешних обработок заполнения табличных частей.

Документ «Внутреннее перемещение БСО»

Добавлена возможность перемещения БСО со счета на счет – между субсчетами счета 03.

Документы «Бюджетные данные ПБС» и «Бюджетные данные РБС»

Длина реквизита «Примечание» табличных частей документов увеличена до 254 символов.

Отчет «Журнал регистрации обязательств»

Учитывается исполнение обязательств перед подотчетным лицом, если деньги не снимались документом «Заявка на наличные», а были израсходованы напрямую из кассы.

Отчеты «Безвозмездное поступление ОС», «Безвозмездное выбытие ОС»

Предусмотрено отражение полученной / переданной амортизации, возможна расшифровка данных по документам.

Отчет «Опись инвентарных карточек» (ф. 0504033)

Возможна сортировка списка по наименованию ОС, по инвентарному номеру, по номеру инвентарной карточки.

Отчет «Инвентарный список НФА» (ф. 0504034)

Возможна сортировка списка по наименованию ОС, по инвентарному номеру, по номеру инвентарной карточки, по заводскому номеру.

Отчет «Отчет по закупкам»

Возможен отбор выводимой информации по договору, по реквизитам договора и по характеристикам обязательств (договоров).

Предусмотрена сортировка данных по реквизитам нефинансовых активов, например, по коду ОКП.

Отчет «Расход продуктов по категориям довольствующихся»

Возможен отбор по категориям довольствующихся и номенклатуре.

Регистр сведений «Ответственные лица организаций»

Новый реквизит «Исполнитель по подготовке отчетности» для указания лица, ответственного за составление регламентированной налоговой и статистической отчетности. Указывается в карточке учреждения на закладке «Ответственные лица», выводится в строку «Исполнитель» в формах отчетности.

Регистр сведений «Корректные корреспонденции счетов бухгалтерского учета»

Обновлен список корректных проводок.

Обмен с казначейскими системами и учреждениями банка

С 01.07.2013 вступают в действие Требования к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса, неучастниками бюджетного процесса, бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, Счетной палатой. Версия альбома 11.0.

Старые форматы расчетно-платежных документов прекращают действие с 01.10.2013.

В версию 2 .0.20 включен альбом версии 11.0 от 11.05.2013 г. форматов обмена с казначейскими системами (файл OFK.xml).

При обновлении конфигурации форматы не обновляются. Файл OFK.xml следует загрузить в справочник «Типы форматов обмена» (кнопка «Загрузить форматы» на закладке «Форматы» формы «Обмен с казначейскими и банковскими системами»).

В открывшемся окне «Помощника загрузки и обновления форматов» указать источник загрузки – «Папка на этом компьютере или компьютере в локальной сети» и далее следовать указаниям программы.

Добавлена возможность отправки данных, сформированных документом «Задание на экспорт», по протоколу «http» и «https». Эта возможность требует использование платформы «1С:Предприятие» версии не ниже 8.2.18.

Регламентированная бухгалтерская отчетность

В поставку включен комплект версии 2.0.28.3 форм бухгалтерской отчетности, установленных приказами Минфина России от 25.03.2011 № 33н и от 28.12.2010 № 191н.

При обновлении конфигурации комплект бухгалтерской отчетности (файл staterep. xml ) не обновляется. Его надо загрузить в справочник «Виды отчетов» (кнопка «Загрузка комплектов отчетности»).

Описания изменений включены в комплект. Информацию о версии комплекта бухгалтерской отчетности и изменениях в версии можно получить по кнопке «i» в форме «Регламентированная бухгалтерская отчетность».

Регламентированная налоговая отчетность

Расширение номенклатуры форм регламентированной отчетности

В состав форм регламентированной отчетности добавлены:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (Форма-4 ФСС) (утвержден приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Расчет применяется, начиная с отчета за полугодие 2013 года;
  • форма статистики № 2-цены приобретения «Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров» (утверждена приказом Росстата от 27.07.2012 № 423). Форма применяется, начиная с отчета за январь 2013 года;
  • форма статистики № 9-КС «Сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции» (утверждена приказом Росстата от 27.07.2012 № 423). Форма применяется, начиная с отчета за январь 2013 года;
  • форма статистики № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (утверждена Приказом Росстата от 29.08.2012 № 470). Форма применяется, начиная с отчета за 2012 год;
  • форма статистики № 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» (утверждена приказом Росстата от 27.07.2012 № 422). Форма применяется, начиная с отчета за 2012 год;
  • форма статистики № 1-цены производителей «Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)» (утверждена приказом Росстата от 27.07.2012 № 423). Форма применяется, начиная с отчета за январь 2013 года.

Методические изменения

В соответствии со справочником соответствия кодов налоговых деклараций (расчетов) (КНД) кодам бюджетной классификации (КБК), используемых в налоговых декларациях (расчетах) (утвержден приказом ФНС России от 28.05.2013 № ММВ-7-6/189@), уточнены списки кодов бюджетной классификации, выдаваемые пользователю для выбора при заполнении соответствующих показателей декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (в редакции приказа Минфина России от 07.04.2006 №55н).

Изменения в механизме документооборота с контролирующими органами

Реализована возможность отправки деклараций о производстве и обороте алкогольной продукции непосредственно из программы на региональный портал г. Москвы.

Реализована печать справок о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, а также актов сверки ФИО-СНИЛС, присылаемых в ответ на запрос страхователя в ПФР.

Обновлена обработка выгрузки бухгалтерской отчетности

— ВыгрузкаБУиАУдляФНС.epf. Обработка применяется для формирования бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме в форматах, утвержденных приказом ФНС от 21.03.2013 № ММВ-7-6/128@.

Справочник баранова новый

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1997.

3. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., 2004. С. 27-31.

4. Милль Дж.Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: в 3 т. М., 1980.

5. Ohlin B. Interregional and International Trade. Cambridge; Mass, 1933.

6. Corden W.M. The Theory of International Trade. L., 1974.

7. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2002.

8. Маркс К. Капитал. Т. 1-4 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1960.

9. Vernon R. The Location of Economic Activity. L., 1974.

10. Knickerbocker F.T. Oligopolistic Reaction and Multinational Enterprise. Boston, 1973.

11. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. N. Y., 1990.

12. Dunning J.H. Economic Analysis and the Multinational Enterprise. L., 1974.

13. Kindelberger C.P. The International Corporation. Cambridge; Mass, 1970.

14. Buckley P., Casson M. The Economic Theory of the Multinational Enterprise. L., 1985.

Поступила в редакцию 2.12.2009 г.

Sidorova E.A. Evolution of theoretical approaches to the investigation of foreign direct investments.

УДК 339.31

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АДРЕСНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ

© С.В. Мукин

В статье рассмотрены результаты реализации федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) в 2009 г. Отмечено, что одной из проблем реализации ФАИП является проблема бюджетного финансирования и управления финансами.

Ключевые слова: регион; федеральная адресная инвестиционная программа.

В 2004 г. министерством регионального развития была выдвинута концепция социально-экономического развития регионов, сущность которой сводилась к оказанию существенной финансовой поддержки нескольким регионам-локомотивам, резкое увеличение уровня их валового регионального продукта, за счет которой планировалось развитие остальных регионов. Несмотря на то, что концепция содержала существенные недостатки, она принципиально отличалась от современной политики выравнивания социально-экономического развития регионов.

В настоящее время проводимая политика выравнивания показала всю свою несостоятельность. Динамика индекса Джини (рис. 1) показывает рост расслоения регионов по уровню социально-экономического развития.

В настоящее время государство декларирует политику оказания большей финансовой помощи отстающим регионам, которая осуществляется через федеральные целевые программы и федеральные адресные целевые программы. Но анализ федеральных адресных целевых программ показывает, что существует большая разница между тем, что декларирует федеральный центр, и действи-

тельным положением (рис. 2). Как видно из рис. 2, запланированные инвестиции носили хаотический характер. Если бы строго соблюдался принцип, чем ниже ВРП, тем больше федеральные инвестиции в экономику региона, то диаграмма имела бы совершенно другой вид.

Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются в настоящее время основным и, по существу, единственным отрабо-

танным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

— направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

Год 07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 X 5

и * Ф

1996 19 9 1 1^ 9 98 19 99 20 00 20 01 20 02 20 0 2 т 0 о -£> 2 0 05 20 06 20

Рис. 1. Динамика индекса Джини

Рис. 2. Средние запланированные инвестиции по регионам (ФАИП) и ВРП на 1 человека по данным за 2007 г.

— более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

— системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

— более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

— высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

— наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

Федеральные адресные инвестиционные программы начали разрабатываться еще в 1990-е гг. Но их реализация не была обеспечена финансовой поддержкой со стороны государства, весь упор их реализации опирался на региональные бюджеты и на привлечение внебюджетных средств.

Кардинальные изменения при разработке федеральных адресных инвестиционных программ произошли начиная с 2000 г. Доля Федеральной адресной инвестиционной программы в общем объеме капитальных вложений федерального бюджета ежегодно возрастает: так, в 1999 г. она составляла 20,5 %, в 2002 г. — 42,9 %, в 2003 г. — 47,5 %. Следует иметь в виду, что динамика роста капитальных вложений в целом на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы обусловливается, в т. ч., отражением затрат капитального характера из других разделов федерального бюджета в перечне строек и объектов для федеральных государственных нужд. В 2007 г. федеральные адресные инвестиционные программы примерно

на 70 % финансируются из федерального бюджета.

В 2009 г. в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии) и др.

Для обеспечения рационального и эффективного управления инвестиционными расходами бюджета, ориентации их на достижение конечных результатов федеральная адресная инвестиционная программа формируется на следующей основе:

— обеспечение преемственности федеральных инвестиционных обязательств;

— поддержка инвестиционных и инновационных проектов, реализация которых способна внести значимый вклад в достижение поставленных целей, влияющих на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом;

— отказ от реализации задач, не носящих первоочередной характер;

— обеспечение финансирования в полном объеме строек и объектов, предусмотренных к вводу в целях недопущения удорожания строительства;

— персональная ответственность главных распорядителей средств федерального бюджета за целевое и рациональное использование государственных инвестиций;

— создание комплексной системы государственных контрактов, включающей анализ соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета.

Несмотря на позитивные изменения в порядке формирования Федеральной адресной инвестиционной программы, не устранен

такой недостаток, как «распыление» капитальных вложений.

Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в т. ч. для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд). Это связано в т. ч. и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения государственных капитальных вложений.

В соответствии с существующими нормативными актами, стройки и объекты, включенные в ФАИП, должны быть обеспечены утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.

В то же время ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительству Российской Федерации предоставляется право перераспределять выделенные на финансирование включенных в Перечень строек и объектов объемы ассигнований, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой, в случаях отсутствия по состоянию на 1 апреля текущего года проектносметной документации и незаключенных с акционерными обществами договоров о передаче в федеральную собственность акций по стройкам и объектам, находящимся в их собственности.

В результате изменений, внесенных в Перечень строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы (далее -ФАИП), в 2009 г. на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, планируется направить средства федерального бюджета в размере 651,74 млрд руб., что на 118,6 млрд руб. больше, чем в 2008 г. .

На финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), планируется направить средства в размере 442,89 млрд руб. (67,9 % от общего объема ФАИП).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На строительство объектов и реализацию мероприятий в рамках непрограммной части

ФАИП в 2009 г. планируется направить средства в размере 208,85 млрд руб., что составляет 32,1 % от общего объема ФАИП.

В январе-июле 2009 г. финансирование бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП1, составило 261,95 млрд руб., или 49,2 % годового лимита (за период январь-июнь 2009 г. бюджетные ассигнования были профинансированы на уровне 44,4 %). За аналогичный период предыдущего года, по данным Росстата, лимит бюджетных ассигнований по стройкам и объектам, включенным в Перечень, был профинансирован в размере 51,3 %.

Несовершенен механизм оказания государственной поддержки акционерным обществам.

Представляется явно недостаточным надведомственный экспертный контроль за работой государственных заказчиков по формированию предпроектных материалов и непосредственной разработкой проектной документации, что в ряде случаев приводит к удорожанию строительства за счет включения в проекты решений, создающих на бюджетных объектах разного рода излишества.

Необходимость принятия мер по ограничению количества включаемых в инвестиционную программу вновь начинаемых строек, концентрации средств в первую очередь на пусковых и переходящих стройках, а также по достижению максимальной прозрачности в вопросах формирования перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и проведения конкурсов в настоящее время принимает безотлагательный характер.

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственных комплексов. В то же время уровень финансирования социального комплекса значительно ниже среднего.

2. Министерство экономического развития. Российской Федерации. Департамент Госу-

1 Без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7.05.2009 г. № 604-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Поступила в редакцию 5.12.2009 г.

Mukin S.V. Estimation of the effectiveness of federal address investment program realization.

Key words: region; federal address investment program.

УДК 35+330.13

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ:

СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

© С.А. Черемухин

В статье рассматриваются государственные закупки, содержание и роль в развитии экономики, этапы государственного заказа, проблемы, которые имеет система государственных закупок на всех уровнях.

Ключевые слова: государственные закупки; этапы государственных заказов; способы размещения государственного заказа.

В настоящее время Россия нуждается в значительных инвестициях в развитие институциональной базы, создание инновационных технологий, инфраструктуру, человеческий капитал, в концентрации материальных, финансовых, научно-технических ресурсов для проведения многосторонней модернизации и реконструкции производственной базы, создания социально-экономической системы, способной успешно развиваться в мировой экономике. Система государственных закупок может стать эффективным инструментом концентрации материальных, трудовых ресурсов и научного, промышленного потенциала страны для осуществления научно-технических, инновационных, социальноэкономических программ .

За последнее столетие функции государства значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах. Если говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются масштабы государственной собственности и доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте страны. Государственные расходы составляют сейчас почти половину ВВП в промышленно развитых странах и примерно одну четверть в развивающихся странах.

Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям.

Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. В условиях смешанной экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.

Положительная динамика доходов федерального бюджета позволяет увеличить его расходную часть. Но одновременно рост выделяемых финансовых ресурсов актуализирует проблему повышения эффективности их распределения и использования. Усиление контроля за эффективностью расходования

Нормативно-правовая база по вопросам бюджетных инвестиций

1) Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»

2) Приказ Минэкономразвития России от 27.03.2019 N 167 «Об утверждении формы тест-паспорта объекта капитального строительства и Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»

3) Постановление Правительства Республики Алтай от 10.02.2015 N 38 «Об утверждении Порядка формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы и предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»

4) Постановление Правительства Республики Алтай от 21.02.2014 N 32 «Об утверждении Порядка осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай»

5) Постановление Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 265 «Об оценке эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Алтай, направляемых на капитальные вложения»

6) Постановление Правительства Республики Алтай от 18.11.2014 N 329 «Об утверждении Положения о проведении обязательного публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с государственным участием Республики Алтай»

7) Постановление Правительства Республики Алтай от 11.05.2018 N 144 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проекта решения о заключении контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства государственной собственности Республики Алтай, принимаемого Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Алтай»

Распоряжения Правительства Республики Алтай об утверждении
Республиканской адресной инвестиционной программы Республики Алтай по годам

РАИП на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов

РАИП на 2016 год

РАИП на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

РАИП на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

РАИП на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

РАИП на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Информация о ходе реализации РАИП

Информация о ходе реализации РАИП РА и расходовании субсидий, предоставляемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений за 2014 год

Информация о ходе реализации РАИП РА и расходовании субсидий, предоставляемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений за 2015 год

Информация о ходе реализации РАИП РА и расходовании субсидий, предоставляемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений за 2016 год

Информация о ходе реализации РАИП РА и расходовании субсидий, предоставляемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений за 2017 год

Информация о ходе реализации РАИП РА и расходовании субсидий, предоставляемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений за 2018 год

Информация о ходе реализации РАИП РА и расходовании субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений, за 2019 год

Формы отчетности и заявок

Форма исходных данных для расчета интегральной оценки эффективности использования средств республиканского бюджета, направляемых на капитальные вложения

Форма исходных данных для расчета интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения

Формы представления предложений для внесения изменений в РАИП и аналитической информации о ходе её реализации

Совместный приказ Министерства экономического развития Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай от 3 июня 2020 года № 127-ОД / 226-Д «Об утверждении Методических указаний по формированию бюджетной заявки о потребности в расходах инвестиционного характера из республиканского бюджета Республики Алтай, документов и материалов, прилагаемых к бюджетной заявке, и признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай от 29 мая 2015 года № 99-ОД/212-Д»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх