Куперс

Бухучет и анализ

Алименты с пенсии МВД

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Ответ Министра юстиции от 14 апреля 2017 года на вопрос от 12 апреля 2017 года № 5459 (adilet.egov.kz)

Вопрос:

Здравствуйте.

Я в разводе уже 7 год. Мой бывший муж, проживающий в Атырау, инвалид 1 группы по зрению.

Не платит 6 лет алименты. Когда я созванивалась с Атырауским судом, 6 лет назад, о прекращении выплаты алиментов, мне ответили, что инвалиды 1 группы освобождены от выплаты. Действительно ли это так, а если нет, то, как заставить его платить и лишить родительских прав?

Ответ:

Уважаемая, Людмила Александровна!

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее.

Согласно статьи 138 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года № 518-IV (далее-Кодекс) родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей, также совершеннолетних детей, обучающихся в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования по очной форме обучения (соглашение об уплате алиментов).

В случае, если родители добровольно не предоставляют средства на содержание своим несовершеннолетним детям, а также совершеннолетним детям, обучающимся в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования по очной форме обучения в возрасте до двадцати одного года, эти средства с них взыскиваются в судебном порядке.

Перечень видов заработной платы и (или) иного дохода, которые получают родители и из которых производится удержание алиментов, утверждается Министерством юстиции Республики Казахстан.

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УДЕРЖАНИЯ АЛИМЕНТОВ

НА СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Ю.Б. САФОНОВА

В статье доцента кафедры гражданского права и процесса Саратовского юридического института МВД России, кандидата юридических наук Ю.Б. Сафоновой проанализированы вопросы легитимности удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей с некоторых видов доходов военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и приравненных к ним категорий лиц, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, алименты, выходное пособие, федеральная государственная служба.

Some actual problems of deduction of the alimony on the contents of minor children

Y.B. Safonova

Key words: minors, the alimony, the severance pay federal public service.

Несовершеннолетние дети являются наиболее незащищенной категорией граждан в нашей стране. Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно обращал внимание Правительства РФ, а также должностных лиц к проблемам их правовой и социальной защиты. На законодательном уровне закреплено право несовершеннолетних детей на получение алиментного обеспечения со всех видов заработка, дохода обязанных к уплате лиц . Перечень видов зарплаты и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

———————————

Согласно статье 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ.

В Перечне (приложение к названному Постановлению) указано, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников таможенной системы, а именно с оклада по штатной должности, оклада по воинскому (специальному) званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер (подп. «б» п. 3 Перечня).

При увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц выплачиваются единовременное пособие и ежемесячные социальные пособия. Согласно подпункту «в» п. 3 названного Перечня удержание производится в том числе с единовременного, ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, с Государственной противопожарной службы (подп. «в» п. 3 Перечня).

Полагаем, что удержание алиментов с единовременного пособия при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц являются неправомерными, поскольку основываются на нормативных правовых актах, применяемых с нарушением законодательства. Поясним свою позицию .

———————————

Отметим, что в ранее действующем Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в норме статьи 69 среди видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, было и выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника. Пришедший на смену данному Закону Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» аналогичное правило не содержит, допуская, таким образом, обращение взыскания на данную выплату.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «выходное пособие». Общепринято, что выходное пособие при увольнении — это единовременная выплата работнику, увольняемому по невиновному основанию, предназначенная для обеспечения материальной поддержки при увольнении. Отметим, что данное единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц по своему правовому статусу является разновидностью выходного пособия при увольнении, поскольку полностью отвечает требованиям, предъявляемым к данной выплате.

В соответствии с частью 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство. Нормативно-правовая база государственных пособий и гарантий социальной защиты претерпевает изменения. Так, с 2003 г. Правительство РФ обозначило перечень видов доходов населения, имеющих целевой компенсационный характер, связанных с социальными льготами. Выходное пособие при расторжении трудового договора и единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц — это компенсационная выплата, связанная с увольнением, т.е. для дальнейшего устройства в жизни безработного гражданина , именно поэтому, следуя указаниям законов, взыскание с данной выплаты алиментного содержания несовершеннолетним гражданам недопустимо.

———————————

По этому пути идет и судебная практика. См., в частности: Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хямяляйнен Марины Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации».

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и другие приравненные к ним категории лиц, уволенные со службы — лица, имеющее персональное право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством в связи с прекращением действия контракта о прохождении службы. Иными словами, гражданин, относящийся к данной категории лиц, по окончании службы получает социальную льготу на себя, т.е. государственную благотворительность, которая носит целевой характер.

Следует также отметить, что в положенных случаях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц производится выплата ежемесячного социального пособия (в случае отсутствия права на пенсию) — это ежемесячная гарантированная выплата, аналогичная заработной плате.

Обе выплаты являются видом социального обеспечения, однако если вторая может быть причислена к виду дохода, имеющего постоянный характер, с которого могут удерживаться алименты, то первая — это единовременная социальная льгота, идентичная выходному пособию, а значит, с нее не могут удерживаться алименты.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 г. N 1897-1 «О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР» судьям, выбывшим из состава суда по достижении предельного возраста пребывания в должности или в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время исполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового жалования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры выплачивается выходное пособие.

Вместе с тем в целях материальной поддержки согласно Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при увольнении со службы единовременно выплачивается пособие.

Аналогичная выплата производится военнослужащим федеральных органов государственной охраны при увольнении с военной службы (Приказ Федеральной службы охраны от 1 ноября 2005 г. N 427 «Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы»), сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 10 декабря 2004 г. N 370 «Об утверждении Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»), военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при увольнении с военной службы (Приказ ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687 «О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы»).

Вызывает сомнение возможность применения различных требований к удержанию алиментов с выходного пособия и единовременного пособия при увольнении федеральных государственных служащих, соответствующая Основному Закону страны, так как юридическое равенство всех перед законом должно устанавливаться независимо от должностного положения (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Обращаясь к анализу сущности и целевого назначения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, отметим, что это специфическая форма заработной платы. Вместе с тем единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц не может входить в состав заработка, поскольку не обусловлено системой оплаты труда, что следует из норм раздела 6 Трудового кодекса РФ. Следовательно, в соответствии с нормами трудового законодательства единовременное пособие при увольнении, выплачиваемое сотрудникам органов внутренних дел, не может являться видом денежного довольствия.

Норма части 2 ст. 7 Конституции РФ устанавливает охрану труда и здоровья людей, определяет государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. По аналогии с требованиями статей 1 и 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц и выходное пособие прочим категориям работников в Российской Федерации — это оказание государственной социальной помощи в виде денежной выплаты (социального пособия).

В соответствии с частью 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» произведено совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, согласно которой утверждена Федеральная служба государственной статистики, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» основной функцией данной службы является разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы. Исполнительная власть утвердила, что единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц — это социальная льгота, и уравняла статус выходного пособия при расторжении трудового договора обычного работника и единовременных пособий при увольнении военнослужащих и сотрудников.

Правительство РФ через свои федеральные органы исполнительной органы власти — Минфин России и Росстат реализовало статью 38 БК РФ «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств», обеспечив выполнение части 2 ст. 7 Конституции РФ. С 1 января 2003 г. установлено, что единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц является отдельной статьей расходов федерального бюджета и не входит в статью расходов, выделенных на денежное довольствие федеральных государственных служащих.

Обращает на себя внимание тот факт, что выходное пособие и единовременное пособие при увольнении — гарантированные выплаты, производимые конкретному человеку в ходе реализации его личных социальных прав, и не могут быть делимыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нарушение статей 17 (ч. ч. 1 и 3), 18, 19 (ч. 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции РФ военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и приравненные к ним ограничены в предоставлении им законных прав и свобод гражданина и их достойной реализации. Подпункт «в» п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841, устанавливающий, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в части, касающейся единовременного пособия при увольнении:

— в соответствии с частью 1 ст. 17 и частью 2 ст. 55 Конституции РФ нарушает право военнослужащего и сотрудника органов внутренних дел на получение социальных льгот, обусловленных спецификой службы, в полном объеме;

— в соответствии с частью 3 ст. 17 и статьей 18 Конституции РФ искажает смысл применения других законов исполнительной власти по предоставлению прав другим гражданам;

— в нарушение части 2 ст. 19 Конституции РФ предоставляет права военнослужащему и сотруднику органов внутренних дел в меньшей мере по отношению к приравненной к ним категории должностных лиц;

— не обеспечена гарантированная государственная защита социальных прав военнослужащих и сотрудников внутренних дел в нарушение части 1 ст. 45 Конституции РФ, поскольку единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц не является видом денежного довольствия.

Помимо этого, подпункт «в» п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, указывает, что Правительством РФ в нарушение требований пункта «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ не обеспечена единая финансовая политика в области регулирования прав и свобод человека и гражданина, также в нарушение пункта «е» ч. 1 ст. 114 Основного Закона не осуществлены меры по обеспечению законности, равных прав и свобод граждан. Вследствие этого считаем целесообразным признать подпункт «в» п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, устанавливающий, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в части, касающейся единовременного пособия при увольнении, нарушающим конституционные права граждан и подлежащим исключению из названного Перечня.

Резюмируя сказанное, полагаем необходимым обратить внимание законодателя на существующие противоречия и неточности в ряде нормативных правовых актов, трудности правоприменения, что в конечном счете ставит граждан в неравное положение по отношению друг к другу, затрудняет правореализацию, создает «правовые вакуумы», устранить которые можно путем приведения названных законов и подзаконных актов в соответствие друг другу и Основному Закону нашей страны — Конституции РФ.

Библиография

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ г. «О государственной социальной помощи».

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям».

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики».

Приказ ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687 «О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы».

Приказ ФСКН России от 10 декабря 2004 г. N 370 «Об утверждении Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Приказ ФСО России от 1 ноября 2005 г. N 427 «Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы».

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 ноября 1991 г. N 1897-1 «О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР».

Положения Семейного Кодекса РФ основываются на необходимости поддержки нуждающимся членам семьи. Чаще всего получателями алиментов выступают несовершеннолетние дети, однако средства могут получать и иные члены семьи, нуждающиеся в помощи. Случаются такие ситуации, когда плательщиком является инвалид, тогда возникает вопрос, отчисляются ли алименты от пенсии по инвалидности? Многие полагают, что это является основанием для освобождения от уплаты денежных средств.


Закон устанавливает, что инвалидность – не основание для отмены алиментов, а значит денежные средства обязаны выплачивать все родители, независимо от факта инвалидности. Вместе с этим, судья при назначении выплат все же учитывает здоровье и физическое состояние плательщика. Обо всех особенностях и порядке назначения алиментов с пенсии по инвалидности можно узнать в статье.

Высчитывают ли алименты с пенсии по инвалидности?

Семейный Кодекс РФ четко регламентирует порядок и особенности алиментных обязательств. В том числе, ст. 82 СК РФ указывает, что виды заработка или другого дохода, от которого отчисляются алименты, устанавливаются Правительством РФ. В Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 841 устанавливается перечень видов доходов, из числа которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Документ содержит исчерпывающий список видов доходов.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 841 указывает, что пенсии по инвалидности являются источником алиментов, то есть от них удерживаются проценты на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Закон устанавливает, что ни один нетрудоспособный человек не может быть освобожден от возложенных на него обязательств. Однако, РФ – социальное государство, органы власти которого охраняют права инвалидов, заботятся о них. Таким образом, с пенсии по инвалидности отчисляются алименты, ведь родители обязуются содержать своих детей. Это правило регламентировано ст. 80 СК РФ.

Когда у инвалидов удерживают алименты из пенсии по инвалидности?

В соответствии со ст. 80 СК РФ, родители должны содержать своих детей, независимо от того, обладают они родительскими правами или нет, в каких отношениях состоят с малышом и проживают ли с ним. Это говорит о том, что алименты по общему правилу удерживаются с каждого родителя, в том числе, получившего инвалидность.

Алименты могут удерживаться как в добровольном, так и в судебном порядке. По смыслу ст. 80 СК РФ, родители имеют право заключить соглашение о порядке, размере и форме алиментных обязательств по отношению к общему ребенку. Ели стороны не смогли договорится, либо инвалид уклоняется от выплаты алиментов, вторая сторона имеет право подать исковое заявление в суд.

При рассмотрении искового заявления судья детально рассматривает обстоятельства дела, исследует материальное положение каждого из родителей. Принимается во внимание нуждаемость и беззащитность ребенка, поэтому с пенсии по инвалидности всегда удерживаются алименты.

Определение размера алиментных выплат

Размер уплачиваемых алиментов с пенсии по инвалидности зависит от того, каким образом принято это решение – добровольно или принудительно:

  1. В соответствии со ст. 103 СК РФ, размер алиментов, устанавливаемый в процессе подписания соглашения, определяется сторонами самостоятельно. Принимаются во внимание материальное положение и нуждаемость каждого из родителей. При этом, размер не может быть меньше, чем сумма, устанавливаемая в судебном порядке.
  2. Согласно ст. 81 СК РФ, если соглашение между родителями отсутствует, суд назначает алименты с пенсии по инвалидности с регулярностью раз в месяц. Размер устанавливается как в виде процентов, так и в форме твердой суммы.

Ст. 81 СК РФ указывает, что размеры алиментов на содержание детей устанавливаются в размерах:

  1. На одного малыша – 25% от заработка или другого дохода плательщика, в том числе и пенсии по инвалидности.
  2. На двух детей – треть доходов гражданина, уплачиваемого алименты.
  3. На трех малышей – не больше 50% от заработка плательщика.

Если у человека есть дети от различных браков, сумма алиментов делится по принципу равенства. Например, 33% заработка делится поровну между двумя детьми от каждого брака, то есть на одного ребенка приходится примерно 16,5%.

Если соглашение между сторонами отсутствует и при этом плательщик имеет нерегулярный доход, получает средства в натуре или иностранной валюте, либо есть иные обстоятельства, при которых целесообразно назначать алименты в твердой сумме. Размер устанавливается исходя из интересов ребенка для обеспечения достойного материального положения, удовлетворения всех потребностей и обеспечения развития, воспитания. Касательно пенсии по инвалидности необходимость в назначении твердой суммы алиментов отпадает, ведь средства поступают исправно и регулярно.

Алименты с пенсии по инвалидности 1 группы

Под инвалидами 1 группы понимаются граждане, имеющие нарушение здоровья со стойкими расстройствами, возникшими в результате заболевания, травмы или дефектов. В результате полностью теряется способность гражданина ухаживать за собой, вести нормальный образ жизни и заниматься профессиональной деятельностью. Особенность граждан, имеющих 1 группу инвалидности заключается в полном отсутствии возможности самостоятельно себя обслуживать. Это требование находит отражение в Постановлении Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в п. 5. Практика показывает, что чаще всего инвалидами 1 группы признаются граждане с:

  1. Прогрессирующим туберкулезом.
  2. Сложными формами шизофрении.
  3. Заболеваниями в системе кровообращения.
  4. Раковой опухолью.
  5. Систематическими приступами эпилепсии.

Раз в два года граждане проходят освидетельствование и переподтверждают инвалидность. Даже такие категории граждан обязываются платить алименты на содержание своего ребенка из пенсии по инвалидности.

Особенность заключается в том, что согласно ст. 90 СК РФ, плательщик-инвалид имеет право подать иск на взыскание алиментов с бывшего супруга в том случае, если инвалидность была получена в браке или в течение года после развода. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 56, посвященные применению судами законов, связанных с рассмотрением дел по взысканию алиментов указывает, что инвалид 1,2 и 3 группы имеет право подать иск на взыскание алиментов с бывшего супруга. Таким образом, происходит своеобразный взаимозачет, когда инвалид платит средства на ребенка, а родитель, оставшийся с малышом, платит средства инвалиду на содержание.

В соответствии со ст. 114 СК РФ, если плательщик долгое время не платил алименты и образовалась задолженность, инвалиды 1 и 2 группы могут освободиться от обязанности уплатить долг. Это вопрос решается судьей с учетом физического состояния и материальных возможностей плательщика.

Алименты с пенсии по инвалидности 2 группы

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 1013н от 23.12.2009 года устанавливает, что инвалидом 2 группы может быть гражданин, у которой ранее наблюдалось нарушение функций организма в средней степени. Это правило закреплено в п. 4. Вместе с этим, п. 5 указывает, что 2 группу инвалидности получают граждане:

  1. С ограниченными способностями к самообслуживанию, то есть возможность реализовывать свои потребности сохраняются, но это затруднительно. В некоторых ситуациях необходима поддержка со стороны третьих лиц.
  2. Ограничивается способность к ориентации в пространстве – нередко затрудняется возможность ориентации в реальном времени и месте.
  3. Без сторонней поддержки человек не может передвигаться, пользоваться общественным транспортом и сохранять равновесие.
  4. Нередко инвалиды 2 группы теряют способность к нормальному общению с окружающими.

Граждане, получившие 2 группу инвалидности также, как и инвалиды 1 степени обязуются оказывать поддержку и содержать своего ребенка. Алименты могут взыскать с пенсии по инвалидности. Особенность заключается в том, что лица с ограниченными возможностями 1 и 2 группы нуждаются в дополнительном лечении и средствах, позволяющих обеспечить нормальную жизнь. Именно поэтому на практике судья нередко уменьшает размер алиментов с пенсии по инвалидности на ребенка в том случае, если плательщик имеет инвалидность 1 или 2 группы.

Судья рассматривает не только факт инвалидности, но и иные обстоятельства, на основании которых может быть уменьшены показатели алиментов с пенсии по инвалидности. Это источник доходов второго родителя, материальное и семейное положение.

Алименты с пенсии по инвалидности 3 группы

3 группа инвалидности подразумевает наличие у человека физиологических отклонений, которые иллюстрируются наличием препятствий или ограничений в жизнедеятельности человека. Третья степень характеризуется наименее серьезными последствиями для здоровья и организма человека. Иллюстрируются следующие отклонения:

  1. Способность самообслуживания сохраняется только с использованием дополнительных приспособлений.
  2. Передвижение в пространстве замедляется в сравнении с обычным человеком.
  3. Возможность обучения остается, однако приходится посещать специализированные учебные учреждения, либо применять дополнительные средства.
  4. Трудовая деятельность организуется по общим правилам, однако объем работы существенно уменьшается.

Такие граждане не освобождаются от обязанности уплачивать алименты в адрес своего ребенка. При этом, лица данной категории инвалидности способны к самообеспечению, они не лишаются работы, получают стабильный доход. Поэтому судьи редко уменьшают размер выплат в адрес ребенка из пении по инвалидности, он начисляется по общим правилам. Вместе с этим, плательщики 3 группы инвалидности могут сами рассчитывать на поддержку со стороны бывшего супруга, что отражено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 56.

Таким образом, группа инвалидности не оказывает влияние на обязанность содержания ребенка. Кроме того, человек с инвалидностью, независимо от того, какая это категория, выступает получателем алиментов со стороны бывшей или нынешней супруги. Группа нетрудоспособности оказывает влияние лишь на размер алиментов. Судья может уменьшить сумму средств, обязательную к перечислению на содержание ребенка. Это связано с тем, что инвалид несет дополнительные расходы на препараты, приспособления и лечение.

Удержание алиментов с пенсии по инвалидности по соглашению сторон

Ст. 99 СК РФ регламентирует, что стороны могут заключить соглашение с установлением размеров, условий, порядком выплаты алиментных средств с пенсии по инвалидности. Ввиду того, что получателем выступает ребенок и он является не полностью дееспособным, документ составляется между плательщиком-инвалидом и вторым родителем, который будет получать средства на имя ребенка. Ст. 100 СК РФ указывает, что соглашение обязательно составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса, это придает бумаге юридическое значение.

Последовательность действий состоит из следующих шагов:

  1. Выбрать нотариуса, который окажет помощь в составлении и заверении соглашения по удержанию алиментов из пенсии по инвалидности.
  2. Подготовить проект документа, в котором будут отражены все тонкости и нюансы выплат, порядок и систематичность.
  3. Каждая из сторон знакомится с текстом документа и дает свое согласие. Если речь идет об инвалидах 1 и 2 группы, от их имени действуют представители. Это связано с тем, что люди с ограниченными возможностями не могут оценить положения документа и заверить его своей подписью.
  4. В назначенное время следует явиться к нотариусу и заверить добровольность своих действий.
  5. В течение нескольких дней нотариус регистрирует соглашение, после чего оно вступает в законную силу.

Соглашение – акт добровольного и обоюдного решения, в рамках которого все спорные вопросы разрешаются сторонами мирным путем. Если стороны через некоторое время приняли решение изменить или дополнить положения документа, они могут сделать это в любое время вплоть до совершеннолетия ребенка.

Примерный образец соглашения об уплате алиментов просматривается по ссылке здесь. Если стороны пользуются помощью нотариуса, то он предложит типовую форму с общими положениями и формулировками. Примечательно, что факт инвалидности плательщика не находит отражения в тексте соглашения.

Удержание алиментов с пенсии по инвалидности через суд

На законодательном уровне предусматривается два варианта назначения алиментов в судебном порядке. Следует рассмотреть каждый из них более подробно.

Приказное производство у мирового судьи – если супруги не стали заключать соглашение, но при этом спорных ситуаций не возникает, один из родителей имеет право направить заявление к мировому судье для получения приказа. По смыслу ст. 121 ГПК РФ, это судебное постановление, которое вынесено судьей единолично в ускоренном процессе без судебного разбирательства. В соответствии со ст. 122 приказ может быть выдан в том случае, если заявитель требует взыскать алименты. При этом, нет вопросов установления, оспаривания отцовства и не нужно привлечение третьих лиц. Преимущество приказного производства заключается в ускоренных сроках – в течение 5 дней с момента подачи заявления. Последовательность действий в такой ситуации такова:

  1. Составление заявления, в котором будет отражено требование, приведены сведения о сторонах, ребенке. Не должно быть никаких спорных ситуаций и необходимости проведения заседания.
  2. Подача заявления мировому судье на получение приказа в соответствии со ст. 123 ГПК РФ.
  3. По смыслу ст. 126 ГПК РФ, приказ выдается через 5 дней после подачи заявления, при этом стороны не вызываются к судье. Вопросы назначения алиментов и установления размеров решаются судьей единолично.
  4. С полученным документом следует явиться к судебным приставам, которые возбудят исполнительное производство. Алименты будут взысканы принудительно, в том числе с пенсии по инвалидности.

Примерный образец заявления о взыскании алиментов в адрес мирового судьи можно скачать по ссылке здесь. К заявлению обязательно прилагаются все доказательства и дополнительные документы, подтверждающие сущность и обоснованность заявленных требований.

Судебное разбирательство в районном или городском суде – вариант актуален в том случае, если возникают спорные ситуации, конфликты или есть потребность в привлечении третьих лиц. В такой ситуации подается исковое заявление, оформленное по правилам, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ. Последовательность действий такова:

  1. Подготовить исковое заявление, в котором указывается наименование суда, информация об истце и ответчике, сущность требований и обстоятельства дела. Кроме того, списком указываются приложения к иску.
  2. Собрать все документы – приложения.
  3. Подать иск через канцелярию в положенные часы и дни приема.
  4. Дождаться определения судьи о принятии к производству, либо отказе в принятии иска. В данном судебном акте указывается время, место и дата судебного заседания.
  5. В назначенное время приехать в суд. На протяжении судебного разбирательства каждая из сторон заслушивается, по необходимости опрашиваются третьи лица, исследуются доказательства. По результатам судья выносит объективное решение.
  6. В конце разбирательства решение оглашается, после чего стороны удаляются. В соответствии со ст. 321 ГПК РФ, решение не сразу вступает в законную силу, необходимо подождать месяц, в течение которого можно обжаловать акт.

Полноценное судебное решение имеет юридическое значение, на основании него возбуждается исполнительное производство.

Несмотря на то, что фиксированной формы заявления нет, оно должно соответствовать определенным требованиям, отраженным в ст. 131 ГПК РФ. Если будут допущены нарушения, судья может оставить иск о взыскании алиментов с пенсии по инвалидности без движения до устранения ошибок.

Уменьшение размера алиментов с пенсии инвалида

Ранее уже говорилось о том, что группа инвалидности оказывает существенное влияние на размер алиментов. Это говорит о том, что уменьшение размера алиментных выплат с пенсии по инвалидности возможно как в добровольном, так и в судебном порядке. Первый вариант актуален в том случае, если было заключено соглашение. Стороны могут изменить его положения в любой момент, для этого следует обратиться к нотариусу и зафиксировать обновленные положения на бумаге в письменном виде. Такое правило нашло отражение в ст. 101 СК РФ.

Ст. 119 СК РФ предусматривает возможность уменьшения размера алиментов в судебном порядке. Помимо инвалидности, положения статьи допускают следующие дополнительные основания для снижения размера выплат:

  1. Изменение семейного положения родителя, с которым остался проживать ребенок. Если мама вышла замуж, возможно ей не будет требоваться значительная поддержка со стороны папы ребенка, имеющего инвалидность.
  2. Материальное положение сторон изменилось. Например, плательщик-инвалид не может нести дополнительные расходы потому, что его средств едва хватает на обеспечение своего лечения. Либо женщина получила новую работу и стала зарабатывать больше, поэтому поддержка от папы не нужна.
  3. Иные обстоятельства, которые оказывают влияние на финансовое положение.

Судья оценивает не только факт инвалидности плательщика, но и реальные доходы каждой из сторон. На законодательном уровне суд встает не только на защиту ребенка, но и на сторону нуждающегося родителя.

Освобождение от выплаты алиментов с пенсии по инвалидности

Вопросы освобождения от уплаты алиментов с пенсии по инвалидности регламентированы также ст. 119 СК РФ. Помимо оснований, указанных выше, следует назвать следующие условия:

  1. Получатель – второй родитель, совершил умышленное преступление против жизни, здоровья, свободы, чести, половой неприкосновенности иного лица. Это основание подтверждается судебным приговором, либо постановлением следователя о возбуждении уголовного дела.
  2. Непристойное поведение получателя – злоупотребление алкоголем, спиртосодержащими продуктами, применение наркотиков или токсических веществ. Сюда же относятся психоактивные вещества, негативно влияющие на сознание человека. Склонность к азартным играм также выступает основанием для отказа в получении алиментов с пенсии по инвалидности.

Принимая решение об освобождении плательщика-инвалида от выплаты алиментов, во внимание принимаются любые условия и обстоятельства, которые имеют значение для решения спора. На законодательном уровне исчерпывающий перечень обстоятельств не приведен, поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.

Ответственность инвалида за неуплату алиментов с пенсии по инвалидности

Факт инвалидности не оказывает влияния на привлечение к ответственности, ведь родительские обязанности сохраняются вне зависимости от внешних обстоятельств. В зависимости от тяжести и умысла совершенного деяния, может назначаться различная ответственность:

  1. Административная – предусматривается ст. 5.35 КоАП РФ. Актуальна в том случае, если родители не исполняют надлежащим образом обязанности, возложенные на них семейным законодательством. Наказанием является предупреждение, штраф в размере от 100 до 500 рублей.
  2. Уголовная – актуальна в том случае, если родитель систематически нарушает закон, безразлично относится к своему ребенку. Предусматривается ст. 157 УК РФ. В качестве наказания назначаются исправительные работы до 1 года, арест до 3 месяцев, либо лишение свободы до 1 года.

Разновидности ответственности подчеркивают важность и значение интересов детей. Практика показывает, что назначение наказания инвалиду за неуплату алиментов применяется нечасто, преимущественно стороны договариваются мирно и решают спорные вопросы.

Нюансы

Граждане, получившие инвалидность и не проживающие вместе с ребенком после развода, обязуются выплачивать алименты по общим правилам, установленным семейным законодательством. В том случае, если плательщик не имеет реальной возможности уплачивать средства, стороны могут заключить соглашение о зачете. В таком случае родитель-инвалид оформляет имущество на ребенка, например, дарит машину, ценности, квартиру или что-то иное. Это расценивается как компенсация за ежемесячные суммы алиментов, а значит после оформления имущества обязанность по уплате снимается.

Инвалид, нуждающийся в сторонней поддержке праве сам выступить в качестве истца и получателя алиментов. Примечательно, что это право сохраняется за ним только в случае, если отношения супругов были официально зарегистрированы. Таким образом, сожители рассчитывать на взаимную помощь не могут.

Семейный Кодекс РФ не предусматривает четких особенных правил в отношении инвалида, на которого возложена обязанность выплачивать алименты ребенку. Каждая ситуация разрешается индивидуально, по усмотрению судьи размеры выплат могут уменьшаться или вовсе сводиться к нулю. Для того, чтобы решить все спорные ситуации, в первую очередь, следует договориться мирно и подписать соглашение. Если этот вариант не подходит, нужно обратиться в суд с исковым заявлением и заявить свои требования. Законодатель в сложившейся ситуации заботится не только о малыше, но и об ограниченно недееспособном родителе. Всвязи с этим, последний также имеет право на получение денежных средств от трудоспособного, материально обеспеченного бывшего супруга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх