Куперс

Бухучет и анализ

АНО форма организации

Некоммерческие организации: правовые основы

Действующее законодательство предусматривает деление организаций на коммерческие и некоммерческие.

Важно! К некоммерческим организациям относятся те, у кого отсутствует цель получить финансовую прибыль и не предусмотрено распределение приобретенных средств между лицами, входящими в ее состав.

Правовой статус некоммерческих организаций, их виды и формы описываются в Гражданском кодексе РФ, в параграфах 6 и 7 гл. 4. Кроме того, деятельность некоторых некоммерческих организаций (далее — НКО) регулируется специальными нормативными правовыми актами, такими как:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ и т. д.

Классификация НКО осуществляется в зависимости от следующих признаков:

  • характера целей их функционирования;
  • имущественных прав основателей;
  • состава основателей;
  • наличия членства в НКО и др. признаков.

Подробнее о правовом статусе НКО рассказывается в статье «Особенности правоспособности некоммерческих организаций».

Виды НКО

Обратите внимание! Согласно ст. 65.1 ГК все организации подразделяются на корпоративные и унитарные. Поэтому существуют следующие виды некоммерческих организаций:

  • некоммерческие корпоративные организации (далее — НККО);
  • некоммерческие унитарные организации (далее — НКУО).

Разница между корпоративными и унитарными НКО заключается в том, что:

  • Основатели НККО относятся к участникам (членам), входят в состав высшего органа, приобретают определенные полномочия в организации управления НКО, уплачивают ежегодные взносы и т. д.
  • Членство основателей или участников в НКУО отсутствует. Они не могут повлиять на деятельность НКО.

Подробнее о членских взносах в НККО читайте в статье «Членские взносы в некоммерческую организацию».

Организационно-правовые формы корпоративных НКО: таблица

Список организационно-правовых форм некоммерческих организаций строго ограничен ГК. Так, корпоративные НКО могут создаваться только в формах (п. 2 ст. 123.1 ГК), приведенных ниже в таблице.

№ п/п

Форма коммерческой НКО

Цель создания

Потребительский кооператив

Удовлетворение материальных и другие потребностей его участников

Общественная организация

Удовлетворение духовных и других нематериальных нужд ее членов

Ассоциация (союз)

Защита профессиональных и других интересов, решение общественно полезных и других задач

Нотариальная палата

Защита интересов нотариусов

Товарищество собственников недвижимости

Совместное владение, пользование и в некоторых случаях распоряжение общим имуществом

Казачье общество, указанное в Государственном реестре казачьих обществ РФ

Поддержание укоренившегося вида жизни и культуры российского казачества

Община коренных малочисленных народов РФ

Поддержание изначальных условий проживания коренных малочисленных народов РФ, укоренившегося образа жизни

Адвокатская палата (ст. 123.16-1 ГК) и адвокатское образование, считающееся юридическим лицом (ст. 123.16-2 ГК)

Предоставление квалифицированной правовой помощи населению

Подробнее о таких формах, как потребительский кооператив и ассоциация, рассказывается в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • «Потребительский кооператив — плюсы и минусы»;
  • «НКО в форме ассоциации или союза».

Что относится к унитарным НКО

К унитарным некоммерческим организациям относятся:

  • фонд, имеющий благотворительные, культурные, образовательные или другие социальные, общественно значимые цели;
  • учреждение (государственное, муниципальное или частное), реализующее управленческие, социально-культурные или другие некоммерческие цели;
  • автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги в области образования, здравоохранения, культуры и в др. областях;
  • религиозная организация для коллективного вероисповедания и проповедования.

Обратите внимание! За исключением учреждения, остальные формы НКУО могут распоряжаться находящимся на их балансе имуществом и отвечают им же по накопившимся долгам. Учреждение, как правило, расплачивается с кредиторами своими финансами, и при их недостатке взыскание обращается на имущество основателя.

Подробнее об автономной НКО читайте в статье «Автономная некоммерческая организация — особенности».

Примеры НКО

Разберем подробнее несколько форм некоммерческих организаций, примеры которых вы найдете далее в статье.

Фонд

Фонд создается физическими лицами или организациями для достижения различных публично значимых целей (ст. 123.17 ГК). Лица, желающие поддержать деятельность данной НКО, передают ей денежные средства или иное имущество. Однако при этом они не становятся членами фонда, поскольку такое понятие, как членство в фонде, отсутствует.

Примерами фондов в РФ являются:

  • благотворительный фонд «Система»;
  • Российский фонд помощи (Русфонд);
  • фонд «Подари жизнь» и др.

Важно! Фонды могут создаваться также по инициативе РФ. Например, Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства утвержден согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2016 № 1310.

Общественная организация

Порядок создания и деятельности общественной организации (далее — ОО) описывается в законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. В зависимости от территориального принципа ОО подразделяются:

  • на общероссийские;
  • межрегиональные;
  • региональные;
  • местные.

Важно! Создать ОО могут минимум 3 учредителя. В ОО предусмотрено членство ее участников, которые при этом обязаны осуществлять определенные периодические финансовые вложения и могут быть задействованы в управлении ОО.

Отдельным видом ОО выступают политические партии, правила создания и деятельности которых регламентируются законом «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ.

Примерами ОО являются:

  • Союз архитекторов России;
  • Лига здоровья нации;
  • Союз пенсионеров России и др.

***

Таким образом, деление на виды некоммерческих организаций осуществляется по принципу наличия или отсутствия членства ее основателей и их возможности оказывать влияние на управление НКО. Так, в некоммерческой корпоративной организации учредители становятся ее членами и заседают в высшем органе НКО, а основатели некоммерческих унитарных организаций не имеют данного статуса.

Создание и регистрация автономной некоммерческой организации представляет собой процедуру, включающую в себя составление учредительных документов некоммерческой организации (НКО), предоставление регистрационных документов в Министерство юстиции, рассмотрение документов и принятие Минюстом решения о государственной регистрации НКО. Регистрация АНО завершается внесением сведений о вновь создаваемой автономной некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Автономная некоммерческая организация будет считаться зарегистрированной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о создании НКО в форме АНО.

Юридическая компания «Тирамида» поможет Вам в срочном порядке, надёжно и за небольшое вознаграждение провести регистрацию автономной некоммерческой организации. Наши юристы совершат все необходимые действия для государственной регистрации АНО. При этом наша компания гарантирует безотказное прохождение регистрации Вашей будущей АНО в Управлении Минюста по Москве или Московской области. Юристы компании «Тирамида» подробно проконсультируют Вас и пояснят установленный законом порядок регистрации АНО, подготовят все необходимые документы для подписания, самостоятельно подадут и получат зарегистрированные экземпляры документов в Минюсте по г. Москве и Московской области. Вы можете позвонить в наш московский офис по тел.: 8 (499) 502-2204 и получить бесплатную консультацию по цене регистрации АНО в Москве, а также уточнить процедуру регистрации АНО с нашей помощью.

Наименование услуги по открытию некоммерческой организации Срок исполнения услуги Срок регистрации Минюсте Стоимость услуги / цена работы
Регистрация автономной некоммерческой организации (создание или открытие АНО) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 17000 рублей
Регистрация образовательной автономной некоммерческой организации (по ФЗ об образовании в РФ) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 21000 рублей
Срочная регистрация АНО 1 рабочий день 10 рабочих дней договорная
Лицензирование образовательной деятельности (получение лицензии) 2 рабочих дня 45 рабочих дней от 50000 рублей
В стоимость услуги не включена госпошлина (4000руб.) и нотариальные услуги

Полезная и важная информация о создании и регистрации АНО

Автономная некоммерческая организация (АНО) является некоммерческой организацией (НКО), которая не предусматривает членства, созданной для предоставления обществу услуг некоммерческого характера. Предоставление документов на регистрацию АНО необходимо произвести в срок, не позднее 3 трех календарных месяцев с даты утверждении решения об открытии (создании) некоммерческой организации в организационно-правовой форме АНО.

Решение о государственной регистрации автономной некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ. Внесение записи в ЕГРЮЛ о регистрации АНО производится соответствующим Управлением Федеральной налоговой службой на основании положительного решения, принятого соответствующим Управлением Минюста, о регистрации некоммерческой организации в форме АНО. Автономная некоммерческая организация создается как по решению учредителей об открытии НКО, так и путем реорганизации юридического лица другой организационно-правовой формы путем его преобразования в АНО.

АНО может быть учреждено гражданами или организациями. Автономная некоммерческая организация создается физическими лицами, законно находящимися на территории Российской Федерации и достигшими 18 летнего возраста, и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке на территории РФ. В соответствии с действующим законодательством АНО не имеет членства, т.е. не может принимать в свой состав новых членов и исключать старых членов из организации, а также не может собирать и получать вступительные и ежегодные членские взносы. Для создания автономной некоммерческой организации учредители утверждают устав АНО, являющийся основным учредительным документом НКО.

Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры и искусства и других сферах. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. Также АНО может быть открыто для удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.

Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.

Автономная некоммерческая организация, как и любой другой вид НКО, не может осуществлять предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли, а также не может распределять прибыль между учредителями АНО и органами управления АНО. Согласно действующему законодательству о некоммерческих организациях АНО вправе осуществлять оказание платных услуг, доходы от которых должны быть направлены на реализацию целей деятельности организации, указанных в уставе автономной некоммерческой организации.

АНО, в отличие от других организационно-правовых форм НКО, имеет более широкие возможности для ведения хозяйственной деятельности, поскольку вправе по закону получать доход от оказания различного вида платных услуг. В этом смысле автономная некоммерческая организация является наиболее свободной формой некоммерческих организаций при осуществлении хозяйственной деятельности, т.к. сфера деятельности АНО в целом не ограничивается какой-либо одной функцией или направлением, как например, у фонда или некоммерческого партнерства.

Для создания и регистрации автономной некоммерческой организации не требуется оплата уставного или паевого фонда (уставного или складочного капитала). Это связано с тем, что у некоммерческой организации нет необходимости вести коммерческую деятельность и принимать на себя предпринимательские риски. При создании и регистрации (открытии) АНО учредителям обязательно нужно принять решение о регистрации АНО, решение об утверждении её учредительных документов, решение об адресе места нахождения АНО, а также другие необходимые решения согласно действующему законодательству о некоммерческих организациях.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный исполнительный орган. Это означает, что наиболее важные решения в деятельности АНО должны приниматься исполнительным органом, состоящим из нескольких человек (членов, участников, учредителей и т.д.). Так, например, решения о предстоящей ликвидации или реорганизации автономной некоммерческой организации, а также решения о внесении изменений в учредительные документы АНО принимаются общим собранием, советом, правлением, президиумом и т.п. На момент создания и регистрации автономной некоммерческой организации должны быть сформированы исполнительные и ревизионные органы АНО.

Юридический адрес автономной некоммерческой организации – это фактический адрес, по которому находится АНО, где хранятся учредительные документы организации и где работает исполнительный орган управления НКО. Место нахождения автономной некоммерческой организации является адресом, по которому осуществляется связь с данной некоммерческой организацией. Адрес места нахождения АНО содержится в ЕГРЮЛ. Автономная некоммерческая организация может быть зарегистрирована на домашнем адресе учредителя или руководителя АНО. Для предоставления некоммерческой организации юридического адреса необходимо согласие собственника жилого (нежилого) помещения и наличие у него свидетельства о праве собственности на конкретное помещение.

После открытия и регистрации автономная некоммерческая организация приобретает статус юридического лица и становится самостоятельным хозяйствующим субъектом. Создание автономной некоммерческой организации подтверждается регистрацией устава АНО в Минюсте и выдачей свидетельства о государственной регистрации НКО, свидетельства о постановке на учет, свидетельства о присвоении учетного номера, а также выдачей выписки из ЕГРЮЛ, в которой содержится вся необходимая информация об организации. Отдельная регистрация АНО во внебюджетных фондах и органах статистики не производится, поскольку присвоение всех необходимых номеров и постановка на учет НКО производится автоматически в режиме одного окна.

В случае нарушения автономной некоммерческой организацией целей, ради которых АНО создавалось, а также не соблюдения положений Федерального закона о некоммерческих организациях, автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению Минюста и суда.

Доверьте проведение регистрации Вашей автономной некоммерческой организации Компании «Тирамида»!

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» содержит ряд требований, которым должна соответствовать СРО. Минимальные требования (для получения статуса СРО) указаны в ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях». Одним из этих требований является объединение в составе некоммерческой организации (НКО) не менее 25 членов — субъектов предпринимательской деятельности (юридические лица или ИП) или не менее 100 членов — субъектов профессиональной деятельности (физические лица) определенного вида (федеральными законами для отдельных сфер предпринимательской или профессиональной деятельности по количеству членов может быть установлен больший минимальный предел).

Как правило, НКО создается некой инициативной группой, включающей несколько юридических или физических лиц. В случае, если НКО создается с намерением получить статус саморегулируемой организации (СРО), то наших потенциальных заказчиков волнует вопрос, а смогут ли они набрать в НКО количество членов, необходимое для получения НКО статуса СРО? Как набрать членов НКО (СРО)? И эти вопросы наши заказчики адресуют нам: сможем ли мы помочь и если сможем, то чем?

ООО «Бона Сенс» является консалтинговой компанией, специализирующейся на создании СРО. При этом мы занимаемся вопросом комплексно, т.е. помогаем создавать СРО с «нуля» и до получения НКО статуса СРО. Также мы решаем разовые вопросы наших заказчиков после получения статуса СРО либо занимаемся сопровождением деятельности СРО на постоянной основе. По этой причине мы заинтересованы решить положительно любой вопрос, который возникает у наших заказчиков! Тем более если от ответа на этот вопрос зависит — есть ли смысл заказчикам заниматься проектом в принципе…

Создание СРО – это всегда штучный, индивидуальный проект, т.к. цели создания СРО, даже если СРО обязательное, всегда формулирует заказчик. В этой связи требования к членам НКО могут сильно варьироваться.

Поэтому в каждом случае в процессе работы по проекту нами совместно с заказчиками составляется комплексный план конкретных мероприятий, благодаря реализации которого задача успешно решается.

При подготовке этого плана немаловажным является методологический аспект. В его основе лежат следующие принципы, которым мы руководствуемся в своей работе:

1. Формулирование четких требований к условиям членства в НКО.

Как правило, этот раздел актуален для добровольных СРО. Здесь требования к условиям членства в НКО корреспондируют с предметом саморегулирования СРО. Поэтому на данном этапе заказчики определяют какой сегмент рынка они хотят объединить в НКО. В нашей практике встречались самые различные случаи: от желания объять необъятное и до объединения в НКО специалистов узкого профиля (НАОК – объединение компаний, специализирующихся на оценке инструментов финансовых рынков).

2. Определение целевой аудитории (или потенциальных членов будущей СРО) и формирование у нее необходимых целевых установок.

Задачи в этом разделе плана формулируются в зависимости от целей создания СРО:

— в отраслевом федеральном законе предусмотрена возможность объединения субъектов предпринимательского (профессионального) сообщества в СРО и они решают реализовать эту возможность;

— в СМИ появляется информация о том, что в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект, согласно которому вскоре членство в СРО для осуществления какой-то деятельности станет обязательным и предпринимательское сообщество, занимающееся этой деятельностью, сразу начинает консолидироваться;

— статус СРО нужен членам СРО, чтобы решать какие-то специфические вопросы в государственных (в т.ч. контролирующих) органах (и инициатива создания таких СРО исходит, как правило, от самих государственных органов или организаций и их руководителей);

— консолидируется часть предпринимательского сообщества, которая видит среди членов СРО не конкурентную среду, а единомышленников и СРО создается как клуб по интересам, в который никогда не попасть недобросовестным конкурентам и иным элементам, разделяющим принцип «человек человеку — волк!»;

— субъектам предпринимательской (профессиональной) деятельности для осуществления деятельности необходимо вступить в профильное СРО, т.к. этого требует законодательство РФ (обязательные СРО).

Целевая аудитория делится на две части:

— публика, не являющаяся членами профильной НКО или СРО;

— публика, уже состоящая в членах НКО или СРО (откуда члены должны перейти в СРО заказчика).

В каждом случае используются средства и проводятся мероприятия, необходимые для достижения максимального эффекта.

В их числе есть и специфические мероприятия, реализацией которых занимается внешний консультант нашей компании по сопровождению PR-проектов – Кочеров Андрей:

— информационное продвижение и представительство НКО (СРО) в необходимых целевых аудиториях (СМИ, Госорганы, профессиональное сообщество, конкуренты) в зависимости от целей и задач организации;

— информационное сопровождение деятельности СРО (ТВ, Интернет-издания, информационные агентства, бизнес-радиостанции, печатные СМИ — газеты и журналы);

— реализация различных PR-проектов в интересах СРО, включая PR-проекты антикризисного характера, а также PR-проекты, связанные со сделками слияний и поглощений;

— обеспечение представительства НКО (СРО) в социальных сетях.

Практический пример (или совет как бороться с ФЗ от 03.07.2016 года № 372-ФЗ). Если речь идет о консолидации строителей, то консолидировать специалистов узкого профиля со всей страны можно назвав НКО — Союз строителей гидротехнических сооружений. Тогда в это СРО вступят все, кто занимается строительством и реконструкцией портовых соружений от Калининграда до Дальнего Востока, от Северных морей до Черного и Каспийского… И неважно, что Градостроительным кодексом РФ определено, что вступать субъекту предприниматьской деятельности нужно в СРО по месту его регистрации. В данном случае первичным становится «узкий» профиль строительной компетенции компании, а местом жительства компании может стать любой регион. По этой причине такая строительная компания будет себя чувствовать гораздо комфортнее в строительном СРО, отражающим специфику его деятельности, чем быть членом какого-нибудь единственного СРО в Субъекте РФ с местечковыми замашками руководителей…

3. Использование инструментариев из набора преимуществ СРО.

Практический пример:

Для потенциального члена СРО важно иметь гарантии того, что после вступления в СРО он сможет использовать те права, которые декларируются в Уставе СРО, а также того, что специализированные органы СРО (контрольный и дисциплинарный) выполняют свою работу системно, а не дифференцированно – по указанию руководства СРО.

В структуре органов управления СРО есть коллегиальный орган управления, к компетенции которого относится решение следующих вопросов:

1) утверждение стандартов и правил саморегулируемой организации, внесение в них изменений;

2) создание специализированных органов саморегулируемой организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;

3) назначение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа саморегулируемой организации;

4) представление общему собранию членов саморегулируемой организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность исполнительного органа саморегулируемой организации;

5) принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации;

7) иные предусмотренные уставом некоммерческой организации вопросы, куда СРО относят практически все важные вопросы, которые не отнесены к компетенции общего собрания членов.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц — членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц — членов саморегулируемой организации, а также независимых членов. И этими независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией, ее членами. Независимые члены должны составлять не менее одной трети членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Понятно, что конструкция «независимые члены» или «независимые директора» в структуру правоотношений саморегулирования включена не случайно и позволяет гарантировать членам саморегулируемой организации соблюдение их прав и законных интересов органами управления СРО, а также неукоснительное исполнение СРО и ее специализированными органами положений нормативных актов, учредительных и внутренних документов СРО. Главное, чтобы это было действительно так в этом СРО, в которое собирается вступить новый член.

В этой ситуации мы даем своим заказчиками рекомендацию обратить внимание, на то, что в сфере корпоративного управления тоже есть профессионалы. Методологически профессиональный независимый член КОУ СРО должен иметь следующие атрибуты:

— образование в сфере корпоративного управления;

— опыт работы в коллегиальных органах управления коммерческих или некоммерческих организаций;

— отличную репутацию;

— понимание специфики и процесса выполняемых работ (оказания услуг) членам СРО;

— специфические личностные характеристики и качества, необходимые для выполнения этой ответственной задачи.

Такими профессионалам являются члены Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД), которая в марте 2016 года получила статус СРО. НАКД является добровольным объединением субъектов профессиональной деятельности – физических лиц, осуществляющих корпоративное управление в коллегиальных органах управления и контроля (советах директоров, наблюдательных советах, ревизионных комиссиях) коммерческих и некоммерческих организаций. В настоящее время НАКД объединяет 282 члена.

Если в коллегиальный орган управления СРО в качестве независимых директоров будут избраны профессионалы своего дела – решение о вступлении в члены СРО колеблющийся кандидат в члены примет с гораздо большей вероятностью, чем в случае, если независимыми членами будут непонятные личности.

Создание (регистрация) саморегулируемой организации процесс длительный и после получения НКО статуса СРО он не заканчивается, а практически только начинается… Поэтому мы создали набор комплексных и разовых услуг для наших заказчиков с той целью, чтобы этот процесс был максимально комфортным и результативным!

За подробной информацией по вопросу набора членов в НКО (СРО) обращайтесь к нашим специалистам по тел. +7 929 547 37 04, +7 977 614 12 95 или пишите по адресу: info@sroinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх