Куперс

Бухучет и анализ

Аптеки работающие по безналичному расчету

Сеть аптек «Бажаємо здоров’я» обращает внимание руководителей предприятий и ведомств — в наших аптеках возможен безналичный расчет. Для заказа и получения товара по безналичному расчету Вам нужно обратиться к заведующему аптеки «Бажаємо здоров’я» и предоставить следующий перечень документов: Для юридических лиц: Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей; «Справка статистики»; Свидетельство о регистрации плательщика НДС (если лицо является плательщиком НДС); Свидетельство о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (если юридическое лицо применяет упрощенную систему налогообложения, зарегистрировано плательщиком единого налога). Для физического лица-предпринимателя, которые на упрощенной системе налогообложения (плательщики единого налога): Свидетельство о государственной регистрации физического лица-предпринимателя или для тех лиц, которые зарегистрировались с 07.05.2011г. — выписку из Единого государственного реестра; Свидетельство об уплате единого налога; Свидетельство о регистрации плательщика НДС (если лицо является плательщиком НДС). Для физического лица-предпринимателя, которые на общей системе налогообложения: Свидетельство о государственной регистрации физического лица-предпринимателя или для тех лиц, которые зарегистрировались с 07.05.2011г. — выписку из Единого государственного реестра; Справка ГНС о том, что данный ФЛП осуществляет деятельность на общей системе налогообложения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Внукова, Валентина Арсентьевна, 2007 год

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ Принят Государственной Думой ФС РФ 21.10.1994, в редакции от 05.02.2007 ФЗ №13-Ф3

6. ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»// СЗ РФ от 2.12.2002, № 48, ст. 4746.

8. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.

9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Подписана государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. (сизменениями, которые были внесены всеми Протоколами, принятыми позднее). // Российская газета. 1995. 5 апреля.

10. Конституция Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, Обзор Конституции и региональных соглашений ВОС, ЕВ 101/7, 101-я сессия, 14 ноября 1997, Брижит Тобес Право на здоровье: Теория и практика.- М.: Устойчивый мир, 2001 г., с.25

11. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. //ВСДНРСФСР. 1990. №30. Ст. 123.

12. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 2 июля 1991 г. // ВСДН РФ и ВС РФ. 1991. №27. Ст. 927.

13. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 года №967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции»// Правовая информационная система «КонсультантПлюс»

14. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.10.2005 N 619) //»Собрание законодательства РФ», 19.11.2001, N 47, ст. 4448.

15. Постановление Правительства РФ от от 17 октября 2005 г. N 619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» //Собрание законодательства РФ, 24.10.2005, N 43, ст. 4400,

16. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»// СИС «КонсультантПлюс»

17. Постановление Правительства РФ от 1 июля 2002 года №489 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» // СИС «КонсультантПлюс»

18. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 года №769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг»// СИС «КонсультантПлюс».

19. Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. №782 // СИС «КонсультатнтПлюс».

20. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.10.2005 N 619) // Собрание законодательства РФ», 19.11.2001, N 47, ст. 4448.

21. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28 декабря 2004 г. N 10942/04 «О контроле качества лекарственных средств» // «КонсультантПлюс» справочная информационная система (Электронный ресурс)

22. Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1344-р «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» // «Собрание законодательства РФ», 25.10.2004, N 43, ст. 4253

23. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2002 г. N 382 «Об утверждении инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 17.02.2003

24. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 мая 2005 года №319 «Об утверждении видов аптечных учреждений».

25. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 сентября 2005 года №578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача».

26. Приказ Минздрава РФ от 7 февраля 1992 г. №42 «О наделении аптечных учреждений статусом юридического лица» // СИС «КонсультантПлюс».

27. Приказ Министерства здравоохранения РФ №229 от 03.06.2003 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»

28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» / СИС «КонсультантПлюс».2. Монографии

30. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования / С.С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1966. — 184 с.

31. Алексеев С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / С.С.Алексеев .- Статут, 1999.- 712 с.

32. Алексеев С.С. Проблемы теории права Т. 1,2 / С.С.Алексеев Свердловск, 1972. С. 388-389

33. Акопов В.И., Маслов E.H. Право в медицине /В.И.Акопов, Е.Н.Маслов. -М.-.Книга-сервис, 2002.-352 с.

34. Аргунова Ю.Н. Права граждан с психическими расстройствами / Ю.Н. Аргунова. М.: ФОЛИУМ, 2003 .- 136 с.

38. Баринов H.A. Услуги. 2-е изд-е, доп. — Саратов: Надежда, 2003.224с.

39. Богданов Е.В. Предпринимательские договоры / Е.В.Богданов. М.: Книга-сервис, 2003.- 192 с.

40. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 1 Общие положения/ М.И. Брагинский В.В. Витрянский . 2.е изд., испр. — М.: Статут, 1999. — 848с.

41. Брагинский М.И. Договорное право. Кн.2: Договоры о передаче имущества / М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. М.: Статут, 2000. — 800 с.

44. Болдинов В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности/В.М.Болдинов.- СПб., 2002. 125с.

45. Брославский Л.И. Ответственность за качество / Л.И.Брославский. -М.: Юрид. лит. 1987.- 128 с.

46. Баулин О.В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданскихдел / О.В.Баулин. М.: Юрид. лит.- 2004.- 186 с.

47. Белякова A.M. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда/ A.M. Белякова. М.: Юрид. лит.- 1986., 196 с.

49. Власенко H.A. Коллизионные нормы в советском праве / H.A. Власенко. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1984. — 99 с.

50. Гавзе Ф.И. Обязательственное право (общие положения) / Ф.И Гавзе . Минск: Изд-во БГУ, 1968. — 127 с.

51. Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор / Ф.И.Гавзе М.: Юрид. лит., 1972. — 168 с.

52. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права / Ю.С.Гамбаров . -СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1911. Т.1. — 781 с.

53. Генкин Д.М. История советского гражданского права / Д.М.Генкин, И.Б.Новицкий, Н.В Рабинович М.: Юриздат, 1949. — 544 с.

54. Глашев A.A. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков / A.A. Глашев М.: Волтерс Клувер, 2004.- 208с.

55. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П.Грибанов. М.: Статут, 2000. — 212 с.

56. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей / В.П.Грибанов.- М.: Юрид. лит.- 1973.- 730с.

58. Голованов Н.М. Гражданско-правовые договоры/ Н.М.Голованов. -СПб.: Питер, 2003.-272 с.

59. Дудин А.П. Диалектика правоотношения / А.П. Дудин. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1983. — 121 с.

60. Дозорцев В.А. Законодательство и научно-технический прогресс/

61. B.А.Дозорцев. -М.: Юрид. лит., 1991.- 264 с.

62. Датий A.B. Судебная медицина и психиатрия /A.B. Датий.-Практикум: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2002.-415 с.

63. Дргонец Я., Холлендер П. Современная медицина и право: пер. со словац. / Я.Дргонец, П.Холлендер. М., Юрид. лит., 1991. — 336 с.

66. Ефремов М. И. Осторожно! Вредные продукты. Не все вкусное полезно / М.И. Ефремов. СПб.: «Невский проспект», 2004,- 159 с.

67. Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С.Иоффе. М.: Юрид. лит., 1975.-880 с.

68. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М. Статут, 2000. — 695 с.

69. Иоффе О.С. Новый гражданский кодекс РСФСР / О.С.Иоффе, Ю.К.Толстой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. — 447 с.

70. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Курс лекций. Общая часть /О.С.Иоффе. Л.: изд-во ЛГУ, 1958. -511 с.

72. Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам (в применении к русскому законодательству: Опыт систематического обозрения / К.Д.Кавелин // Избранные произведения по гражданскому праву. М.: АО «Центр Юр ИнфоР», 2003, с. 176- 666.

73. Кочекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе /

74. C.Ф.Кочекьян. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 188с.

75. Козьминых Е.В. Права пациента и их защита / Е.В.Козьминых. -Пермь,- 74 с.

78. Леонтьев О.В. Нарушения норм уголовного права в медицине / О.В. Леонтьев.- СПб.: СпецЛит, 2002.- 63с.

79. Луцъ В.В. Заключение и исполнение хозяйственных договоров / В.В. Луцъ. М: Юрид. лит., 1978. — 144 с.

83. Мейер Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер 2-е изд., испр. — М.: Статут, 2000. — 831 с.

84. Макаров A.B. Защита прав граждан в сфере медицинских услуг /A.B. Макаров.- М.: Изд-во. Эксмо, 2005.- 192 с.

85. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995. С. 146.

86. Мохов A.A. Теоретические проблемы медицинского права России/ А.А.Мохов Волгоград.- 2002. — 158 с.

90. Милушин М.И., Законодательство и фармацевтическая деятельность в 2001 году, М.: «Профессионал-Центр», 2001. с. 161

91. Малеин Н.С., Малеина М.Н. Закон и охрана здоровья граждан/ Н.С. Малеин, М.Н.Малеина. -М.: Прогресс, 1986. 125 с.

92. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита / М.Н.Малеина. М.: МЗ Пресс, 2000. — 244 с.

96. Новицкий И.Б. Общее учение об обязательстве / И.Б.Новицкий , Л.А. Лунц. М.: Госюриздат 1950. — 416 с.

97. Новоселов В.П., Канунникова Л.В. Правовое регулирование профессиональной деятельности работников здравоохранения /

98. В.П.Новоселов, Л.В.Канунникова. Новосибирск: Изд-во НГОНБ. — 2000. -256 с.

101. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А.Покровский. -М.: Статут, 1998.-353 с.

102. Пугинский Б.И, Правовая экономика: проблемы становления / Б.И.Пугинский, Д.Н. Сафиуллин. М.: Юрид. лит. 1991. — 240 с.

103. Развитие советского гражданского права на современном этапе / Н.С.Малеин, В.П.Мозолин и др. -М.: Наука 1986. 267 с.

104. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России / Ю.В.Романец. М.: Юристъ, 2001 . — 496 с.

106. Рабец A.M. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.- 98 с.

109. Синайский В.И. Русское гражданское право /В.И.Синайский . -М.: Статут, 2002.-638 с.

113. Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы / Ю.Д.Сергеев. Киев.: Выща школа -1988,- 169 с.

114. Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья / Ю.Д.Сергеев. М. — 1997.- 215 с.

115. Сергеев Ю.Д., Ерофеев C.B. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи / Ю.Д. Сергеев, С.В.Ерофеев. M.- Иваново.- 2001.125 с.

119. Старченко A.A. Руководство по защите прав пациентов / А.А.Старченко. СПб: Изд-во «Диалог». — 2002. — 240 с.

120. Стеценко С.Г. Медицинское право: Учебник/ С.Г.Стеценко. -СПб.: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2004. 572 с.

121. Стеценко С.Г.Право и медицина: проблемы соотношения / С.Г.Стеценко. М.: Международный университет (в Москве). — 2002. — 250 с.

122. Стеценко С.Г., Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Очерки медицинского права / С.Г. Стеценко, А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров. М.: ЦКБ РАМН. -2004.- 170 с.

126. Справочник аналитических материалов нормативной и правовой базы территориальных моделей организации лекарственного обеспечения в системе ОМС. М.: ФОМС и СПХФА, 2002. — 44 с.

127. Танчук И.А. Хозяйственные обязательства / И.А. Танчук, В.П. Ефимочкин, Т.Е.Абова . 1970. — 216 с.

128. Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике / Ю. А. Тихомиров . -М.: Экономика, 1983, 1993.- 144 с.

129. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений / Ю.Г. Ткаченко. М.: Юрид. лит., 1980. — 176 с.

130. Тихомиров A.B. Медицинское право. Практическое пособие. М., 1998. С. 126.

131. Тихомиров A.B. Медицинская услуга. Правовые аспекты / А.В.Тихомиров. М., 1996. — 194 с.

133. Толстой B.C. Исполнение обязательств / В.С.Толстой. М.: Юрид. лит., 1973.-208 с.

134. Толстой Ю.К. К теории правоотношения / Ю.К.Толстой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. — 88 с.

135. Трубецкой E.H. Энциклопедия права / E.H.Трубецкой. СПб.: Лань, Северо-западная академия государственной службы, 1998. — 219 с.

136. Тобес Б. Право на здоровье: Теория и практика / Б.Тобес.- М.: Устойчивый мир, 2001 г. 370 с.

137. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении / Р.О.Халфина . -М.: Юрид.лит., 1974.-352 с.

138. Халфина P.O. Цивилизованный рынок: правила игры / Р.О.Халфина . М.: Первая типография Мин. печати, 1993. — 141 с.

139. Хохлов Д.В. Законодательство о рекламе сегодня / Д.В.Хохлов.-М.: Олма-Пресс, 2002.- 320 с.

141. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права / Г.Ф.Шершеневич . Тула: Автограф, 2001. — 720 с.

142. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич М.-М.: Издательство бр. Башмаковых, 1912. 698 с.

146. Учебники. Учебные пособия. Комментарии законодательства. Словари

147. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-т./ С.С.Алексеев.- М.: Юрид. лит., 1974. Т.2.- 360с.

149. Гражданское право: Учебник: В 2т. /Отв. ред. проф. Е.А.Суханов. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — Т. 1-2

150. Гражданское право: Учебник: в 2-х ч./ Под. ред. А.Г.Калпина, А.И.Масляева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002.- ч.1.- 536с.

151. Гражданское право: Учебник: В 3-х ч./ Под ред. А.П.Сергеева,

152. A.К.Толстого.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 1996.- ч.1,2

153. Гражданское право /Под ред. М.М. Агаркова, Д.М. Генкина. Т. 1,2 М.: Юрид. лит.- 1944.

154. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Фонд «Правовая культура» 1997 г.

155. Еременко В.И. Комментарий к патентному Закону Российской Федерации, Фонд «Правовая культура».- 1997 г.-195 с.

156. Захаров M.JL, Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник.-З-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004, 361 с.

157. Интеллектуальная собственность (в 2 т.) /Под ред. В.Ф. Чигиря Минск: Амалфея. 1997,- т. 1,2.

158. Куник Я.А. «Кредитные и расчетные отношения в торговле». М., 1970, 274 с.

159. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Фонд Правовая культура, Фирма Гардарика, 1996. — 495 с.

161. Коммерческое право. Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло и

162. B.Ф.Яковлевой. -СПб.- 1997.- 685с.

166. Правоведение /Под ред. Ю.Л.Шевченко, В.П. Сальникова.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-4.1- 182 с.

167. Право интеллектуальной собственности /Б.М. Асфандиаров, В.И. Казанцев.- М.: Издательство «Экзамен».- 2003.- 158с.

169. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Советская энциклопедия. 1973, 980 с.

170. Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. / Под ред. O.A. Красавчикова, М.: Высш. шк., 1985.- т. 1-2

171. Советское гражданское право: Учебник: В 2-х ч./ Отв. ред. В.А. Рясенцева.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1986.- 4.1.- 560 с.

172. Современный словарь иностранных слов М.: Русский язык,- 1993.807с.

173. Социологический энциклопедический словарь М.: Издательская группа ИНФА.М-НОРМА, 1998, с.387

175. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права /Г.Ф. Шершеневич.- М.: Статут.- 1995,- 472 с.

176. Фогельсон Ю.Б. Избранные вопросы общей теории обязательств: курс лекций / Ю.Б.Фогельсон М.: Юристъ, 2001.- 192 с.

177. Экономическая энциклопедия М.: Экономика.- 1999.- 662с.

178. Явич Л.С. Общая теория права / Л.С. Явич.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,- 1976.- 278с.

179. Диссертации. Авторефераты диссертаций

182. Болыпева С.Н. Исследование организационных аспектов продвижения лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке: Дис. . канд. фарм. наук / Болыпева С.Н. Москва, 2002. — 202 с.

183. Бозанов С.Ю. Макетинговые исследования потребностей населения региона в лекарственных средствах / С.Ю.Бозанов. Москва,2002.- 182 с.

184. Валеев М.М. Вещи как объекты гражданских правоотношений: Дис. . канд. юрид. наук / М.М. Валеев. Екатеринбург, 2003. -215 с.

187. Гойдин Я.А. Взаимоотношение предоставителей и потребителей фармацевтических услуг на рынке лекарств: Автореф. дис. канд. социологических наук. Волгоград, 2005, 24с.

191. Зверев Д.С. Правовой режим наименований лекарственных средств: Дис. . канд. юрид. наук / Д.С.Зверев. Москва, 2004, 171 с.

197. Романенко Н.В. Моделирование системы управления фармацевтическими предприятиями в условиях становления российского рынка лекарств: Дис. .канд. экон.наук/Н.В.Романенко. Москва, 2004.204с.

198. Руденко A.B. Организационно- экономические аспекты управления фармацевтической промышленностью при производстве наркотических средств: Дис. канд. экон. наук / А.В.Руденко. Москва, 2003. -132 с.

203. Аполлонова Л.С. Контроль качества лекарственных средств и борьба с фальсификацией // Экономический вестник фармации, 2003, №1

204. Бакланов А. Аптека и безопасность / А.Бакланов. Российские аптеки. — 2003. — №3. — С. 34-38

205. Вольская Е.А.Аналитическая справка по нормативной базе в области рекламы лекарственных средств/ Вольская Е.А. //Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент. 2005. — N 1

207. Ванюшина С. Казенный рубль счет любит/ С.Ванюшина // Фармацевтический вестник 2001. — N 40. — С. 2.

208. Григорян С.Л. Консультант или продавец?/ С.Л.Григорян // Российские аптеки, 2004, №10, С.6-11.

209. Гетьман М.А. Система лекарственного обеспечения и принципы организации субъектов федеральной программы дополнительного медицинского страхования / М.А.Гетьман // Экономический вестник фармации. 2004. — №11. — С. 12-13

210. Грачева С. Реформа в лицах / С. Грачева //Фармацевтическое обозрение. 2005. — №2

211. Гетьман М.А. О работе аптечных организаций по лекарственному обеспечению в рамках федеральной программы дополнительного медицинского страхования / М.А.Гетьман // Экономический вестник фармации. 2004. П.- С. 15-19

212. Герасимов А. Вопрос-ответ. / А.Герасимов // Бизнес-Адвокат. -2000. N 24.

213. Григорян С. Если Вам возвращают лекарство./ С.Григорян // Российские аптеки.- 2004.-№1-2.- С. 11-18.

214. Демидов Н.В. «Тенденции в секторе фармацевтической дистрибуции в 2003-2005 годах» тезисы выступления на семинаре «Российское здравоохранение и фармацевтический рынок», Дагомыс (2003), http://www.kstgroup.ru/dag04doc.htm

217. Зверева Е.С. Лекарственное обеспечение ЛПУ и населения/ Е.С. Зверева // Новая аптека. 2001 — N 6 — С. 29-30.

218. Иванова О. Работать в «ручном режиме» / О.Иванова // Московские аптеки. 2005. — N 1.

219. Иванова О. От барьеров к госконтролю / О. Иванова // Московские аптеки.-2004.-№11

221. Клевцова Л. Безопасность медикаментозной помощи: проблемы мониторинга / Л.Клевцова // Московские аптеки. 2003. — N 5.

224. Кузина О. Трудности временные, перспективы обнадеживающие / О. Кузина // Фармацевтический вестник 2002. — N 13. — С. 3.

225. Куян М. Фармация гарантирует / М. Куян // Фармацевтический вестник.-2001.-N25.-С. 5.

226. Левина А. Осмысление и опыт. Как сохранить льготы и не потерять аптеки? / А.Левина // Фармацевтический вестник. -2002.- N 10-С. 5.

229. Лопатин П.В. Фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века / П.В.Лопатин //Московские аптеки. — 2004. — №6

231. Лукьянов В. Аптечные предприятия и учреждения сегодня и завтра /В.Лукьянов // Российские аптеки. №12. — С.4-6

233. Марков Д.Г.Технические аспекты защиты фармацевтического рынка от фальсифицированной продукции / Д.Г. Марков// Экономический вестник фармации.- 2004.- №6

234. Миленчук A.B. Особенности составления и заключения договора поставки лекарственных средств и фармацевтических субстанций / A.B. Миленчук //Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент.- 2004.- N 6

235. Милушин М.И. Особенности заключения договоров на оказание рекламных и маркетинговых услуг аптечными учреждениями / М.И.Милушин // Фармацевтические ведомости. 2004. — №11.

237. Милушин М.И. Что такое аптека? / М.И.Милушин // Нормативные акты и комментарии для фармации. 2004. — N 1.

240. Милушин М.И. Договорная практика фармацевтических предприятий / М.И.Милушин // Московские аптеки. 2003. — N 9.- С.5-8.

242. Милушин М.И. Государство борется с ценами на лекарства. Регулирование цен на лекарства в Москве и Московской области / М.И.Милушин. Московские аптеки. — 2002. — N 7

243. Милушин М.И. Расчет розничных цен / М.И.Милушин //Фармацевтическое обозрение. 2002. — №6

244. Милушин М.И. О некоторых правах акционеров приватизированных аптек / М.И.Милушин. 2002. — №4

245. Милушин М. И. Цены на лекарства для льготников / М.И.Милушин //Главбух. Приложение «Учет в медицине».- 2005. N 3

247. Милушин М.И. Что отпускать по льготному рецепту? / М.И.Милушин // Фармацевтическое обозрение. 2005. — №6

249. Милушин М.И. Правовой статус и номенклатура аптечных предприятий/ М.И. Милушин // http://www.unico94/ru

252. Мошкова Л., Кульчик Н. Цены под присмотром/ Л. Мошкова, Н. Кульчик // Ремедиум.- 2000.- N5.- С.38-41.

254. Мохов A.A. Лекарственные средства как объекты гражданских прав/ A.A. Мохов //Юрист. 2004. № 12. С.53-56.

257. Мохов A.A. Лекарственные средства как объекты гражданских прав / А.А.Мохов // Медицинское право. 2004. — №4.- С.7-12.

260. Муромцев Н. Льготный отпуск лекарственных средств /Н. Муромцев // Новая аптека 2001. — N 2 — С. 19-20.

261. Пашкова Е. Системного правового регулирования обращения лекарственных средств сегодня нет/ Е. Пашкова // Московские аптеки. -2003.-N 10.

262. Пронин Д. Неделя просвещения или обмен опытом / Д.Пронин // Фармацевтические ведомости. 2004. — № 4.- С. 19-22.

263. Пронин Д. Как купить таблетку, не вставая с постели? / Д.Пронин // Фармацевтические ведомости. 2004. — N 5.-С. 18-20.

265. Пронин Д. Административные решения ждут реализации / Д.Пронин // Фармацевтические ведомости. 2004. — №12.- С. 18-22.

266. Петрова Е. Этапы жизненного пути лекарственного препарата / Е.Петрова // Фармацевтическое обозрение. 2005. — №6.

267. Петрова Т. Опасность «безопасных лекарств» / Т.Петрова //Российские аптеки.- 2004.- №4.- с.24-25

269. Рогожкин К.Т. Электронный рынок лекарств / К.Т.Рогожкин // Фармацевтические ведомости. 2004. — N 5.- С. 36-40.

270. Рыков В.А. Врачебная ошибка: медицинские и правовые аспекты /

276. Солонинина A.B. Фармацевтическая деятельность не торговля/ A.B. Солонинина// Фармацевтический вестник. 2000. № 17.-С.12-15.

277. Соловьев H.H. Мошенничество в сфере налогообложения / И.Н. Соловьев // Налоговый вестник. 2001. — №7.- С. 11-18.

278. Серебрякова Е.С. Тенденции российского фармрынка / Е.С.Серебрякова // Российские аптеки.-2004.- № 1-2,- С.6-11.

281. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты / Ю.А. Тихомиров // Государство и право.- 1996.- № 1.- С.4.-10.

282. Шленева Е. Место медицинского права в системе Российского права / Е. Шленева //ПиЖ.- 2000.- № 29.-С.8-11.

284. Широкова И. Не преувеличена ли проблема поддельных лекарств? / И.Широкова // Российские аптеки. 2003. — №3. — С.23-26.

285. Широкова И. Как остановить поток фальсификатов / И.Широкова // Российские аптеки. 2003. — №12. — С.8-10.

286. Широкова И. Аптека не может превратиться в торговую точку / И.Широкова // Российские аптеки. 2004. — №9. — С. 14-18.

287. Щедрова Ю. Бад и лекарства: границы размыты / Ю.Щедрова. //Фармацевтическое обозрение.- 2004. № 6.

288. Щедрова Ю. Льготы 2005. Что впереди? / Ю.Щедрова. -Фармацевтическое обозрение. — 2004. — №11

289. Федотова О. Аптека с бесплатной раздачей лекарств / О.Федотова // Российские аптеки. 2004. — №10. — С.З 1-34

290. Федотова О. Кто поставит заслон фальсификатам /О.Федотова // Российские аптеки. 2004. — №9. — С.6-8

«Медицинское право», 2006, N 4

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА ДОГОВОРА

РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Начавшийся в 90-е годы переход к рыночным отношениям характеризовался бессистемностью и противоречивостью нормативной правовой базы, отсутствием опыта работы в условиях рыночной экономики и необходимых знаний в области управления рыночными процессами. В медицине и фармакологии это привело к практической ликвидации системы бесплатной государственной медицины без создания ей адекватной замены. В этих условиях в работе большого числа учреждений системы здравоохранения произошел перенос акцентов с поддержания здоровья населения на получение максимальной прибыли при минимальных издержках.

В сфере обращения лекарственных средств это проявилось в появлении субъектов рынка с различными формами собственности и разными организационно-правовыми формами: традиционные государственные предприятия, акционерные общества, объединения юридических лиц, аптечные сети и т.д. Возможность воздействия на них со стороны государства существенно уменьшилась. В итоге цены на лекарственные препараты резко поднялись, а их качество все чаще стало вызывать вопросы у специалистов.

В этой области заинтересованными лицами выступают государство в лице Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органы управления субъектов Российской Федерации, государственные и муниципальные учреждения, частный отечественный и иностранный капитал и общество. Поскольку особенностью сферы обращения лекарственных средств является ее социальная значимость, то роль государства в этой сфере очень велика и государственное регулирование отношений осуществляется по нескольким направлениям:

— государственная регистрация лекарственных средств;

— лицензирование отдельных видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств;

— аттестация и сертификация специалистов, работающих в этой сфере;

— осуществление государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

— государственное регулирование цен на лекарственные средства.

В п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» в ред. федеральных законов от 2 января 2000 г. N 5-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее — Федеральный закон «О лекарственных средствах») определены полномочия конкретных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств, осуществления контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Ясно, что в процессе обращения лекарственных средств (разработка, испытания, производство, торговля и т.д.) задействованы разные субъекты. Нас же интересует субъектный состав только на этапе розничной торговли лекарственными средствами, в котором участвуют продавец и покупатель.

I. ПРОДАВЕЦ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

В ст. 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» сказано, что субъектами обращения лекарственных средств могут быть физические и юридические лица, осуществляющие обращение лекарственных средств. Далее говорится, что фармацевтической деятельностью вправе заниматься предприятия оптовой торговли и аптечные учреждения, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами. Таким образом, розничная торговля в РФ осуществляется аптечными учреждениями (ст. 32 Федерального закона «О лекарственных средствах»). Однако закреплена ли в данной норме организационно-правовая форма субъектов обращения лекарственных средств?

В ст. 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» содержится перечень «видов» аптечных учреждений, к которым законодатель относит собственно аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски. Так как ключевым здесь является термин «аптека», то для того, чтобы разобраться в данных понятиях, необходимо определить, что же это слово обозначает. Термин «аптека» образован от греческого слова apotheke — склад, кладовая <1>. То есть аптека — это специально отведенное место, в котором потребитель может приобрести или получить хранящиеся или производимые там химические вещества, обладающие лечебным действием.

В ст. 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» содержится такое определение аптечного учреждения — «организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств» в соответствии с требованиями Федерального закона «О лекарственных средствах».

Обратимся к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. N 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», зарегистрированному в Министерстве юстиции РФ, рег. N 4272 от 17 марта 2003 г. с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения от 30 января 2004 г. N 31 (далее — ОСТ). В п. 1.2. ОСТа указано, что данный документ является обязательным для всех аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Таким образом, действие ОСТа распространяется на все «виды» аптечных организаций всех существующих форм собственности. В этом документе отсутствует термин «аптечное учреждение», а все организации, осуществляющие аптечную деятельность, называются аптечными организациями.

Аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, с точки зрения гражданского законодательства не являются учреждениями, так как в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждения создаются для осуществления определенной деятельности некоммерческого характера. Действующее законодательство, в частности Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК-004-93), относит «розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими товарами и туалетными принадлежностями» (код 5231) к разделу «Торговля». Федеральный закон «О лекарственных средствах» при определении понятия «фармацевтическая деятельность» также делает акцент именно на ее торговой стороне. В ст. 492 ГК РФ дано определение договора розничной купли-продажи. Давая характеристику продавца как стороны договора, законодатель закрепил, что он осуществляет предпринимательскую деятельность, и, следовательно, его деятельность направлена на систематическое получение прибыли от продажи товара — лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к продаже в аптечных организациях.

Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (п. 1 ст. 120 ГК РФ), тогда как в бюджетах муниципальных образований средств на финансирование деятельности муниципальных аптечных учреждений, которые зарегистрированы и функционируют, как правило, не предусмотрено.

Статья 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» относит к аптечным учреждениям аптеки учреждений здравоохранения, которые вообще не являются юридическими лицами, а только структурными подразделениями лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на осуществление медицинской деятельности, в том числе связанной с использованием лекарственных средств.

В роли продавца при розничной продаже лекарственных средств выступают организации разных организационно-правовых форм как коммерческих: открытое и закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, государственное и муниципальное унитарное предприятие, так и некоммерческие организации, например учреждения, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов. Поэтому, говоря об аптечных организациях только как об учреждениях, мы слишком сужаем данное понятие, не охватываем всего разнообразия существующих юридических лиц, занятых в аптечном бизнесе.

Из проведенного анализа следует, что термин «аптечное учреждение», используемый в Федеральном законе «О лекарственных средствах», не соответствует ГК РФ. Поэтому предлагаем в Федеральном законе «О лекарственных средствах» использовать термин «аптечная организация», который охватывает все разнообразие юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

В Федеральном законе «О лекарственных средствах» законодатель, приводя определение аптечного учреждения, закрепляет функции, которые оно вправе осуществлять: розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.

Этот перечень является неполным, поскольку фармацевтическая деятельность аптечных организаций не сводится только к розничной торговле, изготовлению лекарственных средств и их отпуску. В определение не включены другие функции аптечных организаций, осуществляемые этими организациями, а именно: закупка, прием, хранение, уничтожение лекарственных средств и ряд других (ОСТ, п. 2.5.).

Главной функцией аптечных организаций является розничная торговля лекарственными средствами. Другие функции, указанные в приведенном определении, могут выполняться не всеми аптечными организациями. Например, только аптека вправе осуществлять изготовление лекарственных препаратов, фасовку лекарственных препаратов и лекарственного сырья, отпуск предметов через пункт проката и т.д. Аптечные магазины и киоски делать это не вправе (ОСТ, п. 2.5.). Поэтому указание на то, что аптечное учреждение осуществляет изготовление лекарственных средств, данное в определении, неверно. Таким образом, определяя аптечные организации, нужно пойти не по пути перечисления всех функций, а по другому пути.

В этом определении мы предлагаем закрепить, что аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски) осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами и иными товарами, разрешенными к реализации, и могут выполнять другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления этих функций аптечная организация должна отвечать требованиям действующих нормативных актов. Согласно ОСТ размер и состав помещений и оборудование аптечной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности должны соответствовать объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности, в частности возможности осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В связи с этим прибавление к термину «киоск», заимствованному из сферы оказания торговых услуг, определения «аптечный» означает его расположение в специальной комнате или изолированном блоке с обязательным наличием: зоны обслуживания населения (торгового зала), помещения хранения (материальные комнаты), помещения приемки, распаковки, помещения персонала с местом для руководителя и т.д. Аптечный киоск должен быть оснащен специальной аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем. Причем согласно п. 3.19. ОСТа аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями.

Таким образом, каждую аптечную организацию можно рассматривать как имущественный комплекс, используемый для приема, изготовления, хранения, реализации лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску. В него включаются здания, сооружения, земельные участки, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

В зависимости от ассортимента товаров, разрешенных к реализации, торговой площади, формы торгового обслуживания покупателей аптечные организации как имущественные комплексы можно классифицировать на разные группы. Например, в зависимости от ассортимента реализуемых товаров все аптечные организации можно разделить на: наделенные правом участвовать в обороте наркотических средств и психотропных веществ и не имеющие такого права.

Важной тенденцией развития российского фармацевтического рынка в последнее время является появление аптечных сетей. Размер обычной аптеки не позволяет осуществлять большой товарный оборот, закупка товаров осуществляется маленькими партиями, получить значительные скидки у поставщиков невозможно. Постепенно самостоятельные аптеки становятся убыточными. Один из путей выхода из этого положения — объединение. Например, в 2002 г. в Челябинской области прошло объединение муниципальных аптек. В состав четырех унитарных предприятий по принципу «слабый к сильному» вошло 61 юридическое лицо <2>. В рассматриваемом случае речь идет о такой форме реорганизации юридического лица, как присоединение, — когда одно юридическое лицо вливается в состав другого и тем самым перестает существовать как таковое. Все аптечные организации продолжают работать. Учредитель — Правительство Челябинской области — считает, что «вновь созданная аптечная сеть — а в правовом плане унитарное предприятие — сможет быть более устойчива экономически».

Рассмотрим правовое положение этих аптек, аптечных пунктов, аптечных магазинов, аптечных киосков в рамках аптечной сети. В составе юридического лица могут функционировать обособленные (Гражданский кодекс относит к ним филиалы и представительства) и необособленные структурные подразделения. Определяющим в отличии последних от обособленных структурных подразделений является ограничение территориальными рамками юридического лица, а отсюда их меньшая самостоятельность и большая зависимость от создавшего юридического лица. Для объединения аптек наиболее важным является территориальная разбросанность: необходимо охватить как можно больше территорий, поэтому очевидна их обособленность.

Так как ст. 55 ГК РФ определено, что функции представительства юридического лица ограничиваются представительством и защитой интересов юридического лица. Представительство не может участвовать в предпринимательских отношениях. Аптеки же осуществляют предпринимательскую деятельность по розничной продаже лекарственных средств и другие виды деятельности. Таким образом, аптеки в такой сети являются филиалами юридического лица. Так как фармацевтическая деятельность может осуществляться только на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ в ред. федеральных законов от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. N 164-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ, от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»), а филиалу лицензия выдана быть не может, то аптеки в такой сети действуют на основании лицензии, выданной юридическому лицу.

Аптечные сети, в свою очередь, тоже создают свои объединения. Так, в конце 2003 г. создана «Российская ассоциация аптечных сетей» (РААС). Учредителями новой организации выступили: ЗАО «Аптеки 36.6» (Москва), МП «Нижегородская аптечная сеть» (Нижний Новгород), МУП «Пермские аптеки» (Пермь), ООО «Вита» (Самара), ООО «Авиценна» (Иркутск), а также Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» (Москва) <3>. В соответствии с требованиями ст. 121 ГК РФ такое объединение имеет форму ассоциации и создано для координации деятельности на фармацевтическом рынке, представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциация аптечных учреждений — это некоммерческое объединение. Однако в ее рамках аптечные сети получают возможность участия в едином экономическом пространстве. Не менее важно единое информационное пространство, что достигается за счет работы с единым программным обеспечением. Основными целями и задачами новой ассоциации являются укрепление и развитие аптечных сетей, формирование имиджа аптек и создание цивилизованной конкуренции на рынке фармацевтических услуг.

II. ПОКУПАТЕЛЬ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Поскольку ГК разделяет покупателей на оптовом и розничном рынках в зависимости от цели приобретения товара, следовательно, лекарственные средства, приобретенные для лечения самого покупателя, его близких и знакомых в аптечном учреждении, независимо от того, куплены они на собственные средства или с частичной оплатой стоимости, приобретаются по договору розничной купли-продажи. Налицо приобретение гражданином лекарственного препарата для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Договор розничной купли-продажи лекарственных средств будет иметь место вне зависимости от того, принимает (потребляет) гражданин лекарственные препараты по назначению врача или самостоятельно, по своему желанию.

Потребление остается личным и когда человек приобретает в аптеке лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые он будет потреблять с использованием специальных медицинских приемов и методов (например, приобретается лекарство для инъекций, а инъекции ему будут делать в стационаре или в поликлинике).

Кто является потребителем, когда лекарственные препараты приобретаются медицинским учреждением для последующего оказания медицинских услуг? Можно ли сказать, что в этом случае лекарственные препараты приобретаются для предпринимательской деятельности, осуществляемой медицинскими учреждениями, и речь должна идти о договоре поставки и купле-продаже, или речь идет о договоре розничной купли-продажи? Этот вопрос имеет принципиальное значение, так как от ответа на него зависит наличие или отсутствие особенностей правового регулирования, направленных на защиту прав покупателя-потребителя.

В Федеральном законе от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», в ред. федеральных законов от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ (далее — Федеральный закон «О защите прав потребителей») содержится такое определение: потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, если лекарственные средства приобретаются медицинским учреждением, то положения Федерального закона «О защите прав потребителей» распространяться на такую сделку не будут в связи с ограничением субъектного состава. Статья 492 ГК РФ не содержит специальных требований к покупателю, то есть можно сказать, что покупателем по договору розничной купли-продажи могут выступать и граждане, и юридические лица <4>.

Подчеркнем, что покупатель имеет право проводить расчеты с торговой организацией как в форме наличного расчета через контрольно-кассовую машину, так и с помощью безналичного расчета, используя пластиковые карты или поручая банку перечисление денег на счет торговой организации. Форма оплаты стоимости товара не является определяющей для определения вида договора купли-продажи.

Медицинское учреждение предоставляет гражданам, обратившимся за медицинской помощью, медицинские услуги (ст. 779 ГК РФ). Данные услуги имеют определенную стоимость <5>. В Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе «О защите прав потребителей» нет деления услуг на платные и бесплатные, поскольку услуга как объект гражданского оборота всегда имеет потребительскую стоимость. Медицинские услуги «фактически включены в пространство свободного экономического оборота… категория «медицинская услуга» введена в область гражданско-правового регулирования» <6>. Эти услуги выступают в качестве товара на рынке и реализуются на основании возмездных договоров. Медицинские учреждения получают плату за предоставленные медицинские услуги. Следует обратить внимание, что оплата медицинских услуг за счет средств государственного внебюджетного фонда ОМС не изменяет указанный порядок. Плата за предоставленные услуги медицинским организациям вносит страховая медицинская организация, вступающая с этими учреждениями в договорные отношения — сделки <7>.

Медицинское учреждение, и предоставляя медицинские услуги гражданам, и заключая договоры со страховой медицинской организаций, выступает как обладатель определенной правоспособности: самостоятельно, на свой риск осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания услуг. Для доказательства этого положения проанализируем действующие нормативные акты. Согласно ст. 20 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1, федеральных законов от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288, Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР») медицинские учреждения строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, в условия которых включена стоимость работ (ст. 23). Статья 24 устанавливает, что тарифы на медицинские услуги при ОМС должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений. Действующие «Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе ОМС граждан» <8> в п. 2.5. указывают, что финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению территориальной программы ОМС обеспечивает рентабельность этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное воспроизводство).

В Словаре русского языка указано, что рентабельный — … доходный, а прибыль — сумма, на которую доход превышает затраты <9>. Таким образом, разница между стоимостью оказанных за определенный период времени услуг (в ОМС это тариф) и произведенными расходами медицинского учреждения на выполнение программы ОМС (предоставление медицинских услуг) является прибылью медицинских учреждений. Отсюда: предоставление медицинских услуг — деятельность, направленная на получение прибыли и, следовательно, по своему характеру является коммерческой. Коммерческой является и деятельность медицинских организаций, предоставляющих услуги за счет средств граждан.

Этот вывод не распространяется только на медицинские организации, работающие вне системы ОМС и финансируемые по смете (например, различные диспансеры).

Наша точка зрения не является общепринятой. Так, С.В.Нагорная пишет: «Цель деятельности любой медицинской организации любой организационно-правовой формы — реализация конституционного права каждого на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), охрана здоровья» <10>. Если согласиться с этим утверждением, то по аналогии: цель деятельности юридического лица, работающего в сельском хозяйстве, — накормить всех людей. Трудно сказать, что эта цель менее социально значима, чем оказание медицинской помощи, однако в ее коммерческом характере никто не сомневается. Или целью деятельности юридического лица, предоставляющего юридические услуги, является защита прав и свобод всех граждан.

Не можем согласиться с приведенным определением цели деятельности медицинских учреждений, так как оно неконкретное. На наш взгляд, целью деятельности медицинского учреждения является предоставление медицинских услуг лицам, обратившимся за медицинской помощью. То есть создание такого товара (медицинская услуга), который способен удовлетворить потребности общества, реализация этого товара и как результат — получение прибыли.

В учебнике «Коммерческое право», написанном коллективом авторов под руководством В.Ф.Попондопуло и В.Ф.Яковлевой, указано, что «деятельность учреждений не может быть отнесена к предпринимательской», так как в их деятельности отсутствует признак самостоятельности, который «указывает на волевой источник предпринимательской деятельности» <11>. Конечно, правоспособность учреждений является специальной. Однако деятельность медицинских организаций строится на основании договоров, заключаемых медицинскими учреждениями самостоятельно: другая сторона договора — страховая медицинская организация — выбирается лечебным учреждением самостоятельно, решение об условиях заключаемого договора принимается также самостоятельно. Вопрос только в объеме ответственности. Учреждение отвечает по своим долгам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но ведь существует особый характер ответственности казенных предприятий, обществ с дополнительной ответственностью, товариществ, в коммерческом характере деятельности которых никто не сомневается.

Предоставление медицинской услуги без лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения невозможно. Значит, лекарственные средства приобретаются медицинскими учреждениями для осуществления коммерческой деятельности. После приобретения лекарственных средств медицинские работники используют их в лечебных целях в качестве расходуемого материала при оказании медицинской помощи, включив их в стоимость предоставленной услуги — тарифа.

При приобретении лекарственных средств медицинским учреждением в аптечной организации для оказания медицинской помощи отношения должны регулироваться статьями Гражданского кодекса о договоре купли-продажи и поставки.

Остается неясным вопрос: кто является потребителем лекарственных средств, приобретенных медицинским учреждением? Существует точка зрения, что конечные потребители медикаментов — это медицинские работники, а не больные <12>. М.Г.Малаев аргументирует свою позицию следующим образом: «Лекарственное средство — термин, свидетельствующий о наличии у ряда химических веществ доказанных лечебных свойств (кровоостанавливающих, жаропонижающих и т.д.), которые позволяют врачу при наличии соответствующего разрешения со стороны органа исполнительной власти в сфере здравоохранения использовать эти химические вещества при лечении заболеваний». И далее: «…медикамент — это продукт, произведенный в соответствии с утвержденной в соответствующем порядке технологией и удовлетворяющий профессиональные потребности медицинского работника (врача), имеющего установленное государством право на лечение больных. Таким образом, медикаменты производятся только для удовлетворения профессиональных нужд врачей».

Согласно нашей точке зрения медицинские учреждения, предоставляя медицинские услуги населению, осуществляют коммерческую деятельность. Поэтому уместнее говорить о лечебно-профилактическом учреждении как о покупателе, а не как о потребителе. Потреблять — значит извлекать полезные свойства товара и использовать их. Полезные свойства лекарственного препарата извлекаются лицом, которое этот препарат потребляет, а не врачом, который назначил (рекомендовал) его применить. Другие медицинские работники (например, средний или младший обслуживающий персонал) только лишь способствуют потреблению. Например, ни у кого не вызовет вопросов, кто будет являться потребителем, когда тяжело больному человеку помогают принимать пищу. Потребителем остается этот больной. Точно так же если больному делают инъекцию назначенного врачом лекарства. Медицинская сестра только способствовала потреблению, сделала его возможным.

Таким образом, при предоставлении медицинской услуги используются лекарственные средства, которые в процессе оказания медицинской помощи потребляются пациентом.

2. Фармацевтический вестник. 2003. N 19.

5. Правоведение / Под ред. Ю.Л.Шевченко, В.П.Сальникова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. Ч. 1. С. 101.

6. Шевчук С.С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 35.

7. Тихомиров А.В. Правовой режим хозяйствования учреждений здравоохранения // Здравоохранение. 2001. N 9.

8. Приказ Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. N 16.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 624, 539.

10. Нагорная С.В. Договор об оказании медицинских услуг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2004. С. 19.

11. Коммерческое право. Учебник / Под ред. В.Ф.Попондопуло и В.Ф.Яковлевой. СПб., 1997. С. 5.

12. Малаев М.Г. Что такое аптека? // Нормативные акты и комментарии для фармации. 2003. N 12.

Аспирант кафедры

гражданского права и

процесса Белгородского

государственного

университета

В.А.ВНУКОВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: стоимость бруса в петрозаводске по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Особенности субъектного состава договора розничной купли-продажи лекарственных средств
Скачать: Статья. Особенности субъектного состава договора розничной купли-продажи лекарственных средств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх