Куперс

Бухучет и анализ

Арбитражные управляющие

Арбитражный управляющий, выступающий в качестве работодателя. Защита материальных прав работников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве работодателя.

Представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют: 1) представитель работников должника; 2) представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия; 3) представитель учредителей (участников) должника; 4) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; 5) представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; 6) уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника; Защита материальных прав работников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве работодателя проявляется в включении требований работников должника в приоритетную очередность: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженность; в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 5347;

Статья: Функции арбитражного управления (Дорохина Е.) («Право и экономика», 2007, n 8)

«Право и экономика», 2007, N 8
ФУНКЦИИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Специалисты в области управления выделяют проблему функциональной структуры процесса управления. Функции управления определяются как «наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия» ; «как продукт процесса разделения труда и специализации в управлении, отличающийся относительной самостоятельностью участок управления» .
———————————
Административное право: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2004. С. 31.
Маршев В.И. История управленческой мысли: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 607.
Рассмотрение управления как совокупности функций позволило расчленить процесс управления на части. Первоначально были выделены функции с точки зрения последовательности развертывания процессов управления во времени: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль; затем — функции целеполагания и мотивации. Функциональный подход позволил разработать основные типы структур управления: линейную, функциональную, различные комбинированные структуры, в связи с чем удалось определить круг прав и обязанностей субъектов управления, его внутреннюю структуру и характер связей.
В общефилософском плане понятие функция рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» . Именно функции показывают, как работают составные части системы в отношении друг к другу и к целому (системе).
———————————
Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. 6-е изд. М., 1991. С. 504.
Исследование функций, таким образом, предполагает не только установление связей управляющего субъекта, но и выяснение характера и типа этих связей.
В теории права функция определяется как направление деятельности , реже как сама деятельность, права и обязанности субъекта права, определяемое нормами права специальное назначение и роль участников деятельности .
———————————
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 49; Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М., 1998. С. 197; Комаров С.А. Общая теория государства и права. 6-е изд., доп. СПб., 2001. С. 70.
Коммерческое право: Учеб. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2002; Элькинд П.С. Право обвиняемого на защиту в советском уголовном процессе // Вопросы защиты по уголовным делам: Сб. статей ЛГУ. Л., 1967. С. 13.
К классическим функциям управления принято относить сбор и обработку информации, ее анализ, диагноз и прогноз, систематизацию (синтез), установление на этой основе цели (целеполагание), выработку решения, направленного на достижение цели, последовательную конкретизацию общего решения в виде планирования, программирования и пр., организацию деятельности для выполнения решения, контроль над этой деятельностью, сбор и обработку информации о результатах деятельности.
Это универсальные функции управления, своего рода «стержневые» направления деятельности управляющего субъекта. Рассмотрим содержание каждой функции управления применительно к арбитражному управлению.
Сбор и обработка информации, ее систематизация и анализ, на основе которого определяется диагноз и осуществляется прогноз, составляют содержание диагностики финансового состояния должника. Ранее предлагалось рассматривать прогнозирование и планирование как составные части более широкой функции — предвидение. Предвидение (видение будущего) предполагало также систематическую подготовку этого будущего, включая способы выполнения плана. Диагностика присутствует в арбитражном управлении во всех процедурах банкротства. В ходе наблюдения указанная функция управляющего является основной, в иных процедурах банкротства она уходит на второй план, сохраняя, тем не менее, свою важность, поскольку наиболее значимые решения арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов и должника детерминированы, прежде всего, точной, всеобъемлющей, профессиональной оценкой финансового состояния должника. Если в период наблюдения диагностика как функция арбитражного управления выполняется для целей определения дальнейшей процедуры банкротства, то в ходе финансового оздоровления, внешнего управления она служит основой для выработки основных параметров плана финансового оздоровления и внешнего управления. При конкурсном производстве суть диагностики сужается, ее назначение сводится к анализу возможности формирования конкурсной массы и степени ее достаточности для удовлетворения требований кредиторов.
Основным содержанием диагностики является определение объективной картины финансового состояния должника, включая состояние его имущества, обязательств и результатов его хозяйственно-финансовой деятельности , комплекса наиболее значимых рисков и количественное измерение их влияния на хозяйственную деятельность должника, предполагающее:
сбор исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности объекта (учредительных документов, бухгалтерских балансов, сведений об учетной политике, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, результатов последней инвентаризации, сведений об имуществе и его обременениях, об основных поставщиках, заказчиках и пр.);
выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании объекта;
обоснование системы показателей оценки состояния объекта;
количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей;
выполнение аналитических процедур для оценки состояния объекта (анализ финансового состояния должника, его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товарных и иных рынках);
мониторинг влияния на деятельность объекта различных рисков: общеэкономических, предпринимательских, управленческих и прочих на основе использования статистического метода, метода анализа целесообразности затрат, метода экспертных оценок, метода использования аналогов и др.;
прогноз дальнейшего развития ситуации, возможности либо невозможности восстановления платежеспособности должника;
документирование информации, полученной в процессе диагностики;
предоставление материалов диагностики арбитражному суду, собранию (комитету) кредиторов, должнику, иным участникам дела о банкротстве.
———————————
Васильева Н.А., Голубев В.В., Ерофеев А.Н. и др. Арбитражное управление: теория и практика наблюдения / Под общ. ред. В.В. Голубева. М., 2000. С. 169.
Установление на основе диагностики финансового состояния должника цели дальнейшего развития процесса банкротства, выработка решения, направленного на достижение выбранной цели, последовательная конкретизация общего решения в виде планирования — основное содержание следующей функции арбитражного управления. Указанную функцию можно обозначить как функцию планирования.
Отличительной чертой, особенностью реализации функции планирования при арбитражном управлении является зависимость действий арбитражного управляющего от решений должника, собрания кредиторов и третьих лиц. По окончании наблюдения цель восстановления платежеспособности должника может быть достигнута как с помощью процедуры финансового оздоровления, так и внешнего управления. Временный управляющий, проанализировав внутренние резервы должника и убедившись в их недостаточности, как правило, предлагает собранию кредиторов переход к процедуре внешнего управления. Между тем должник, учредители должника или третьи лица вправе обратиться с ходатайством к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления вопреки мнению временного управляющего. Таким образом, выработка решения, направленного на достижение цели, как составляющая функции планирования ставится в зависимость от воли иных лиц. Решение управляющего претерпевает изменение. Аналогично складывается ситуация и в случае принятия решения собранием кредиторов об открытии конкурсного производства вопреки мнению управляющего о необходимости введения процедуры внешнего управления.
Сам процесс планирования в рамках финансового оздоровления осуществляется должником, функция управляющего проявляется лишь на стадии выработки решения по завершении диагностики финансового состояния и представления его собранию кредиторов и суду. Напротив, при внешнем управлении управляющий активно планирует меры по восстановлению платежеспособности и предлагает их для утверждения собранию кредиторов. Вместе с тем и на этом этапе деятельности внешнего управляющего его воля производна от воли собрания кредиторов, поскольку собрание кредиторов может не утвердить план, либо отказавшись от внешнего управления, либо потребовав внести в план изменения. Выбор отдельных мер по восстановлению платежеспособности зависит и от решения органов управления должника.
Реализация функции планирования при внешнем управлении требует от управляющего использования экономических методов и подходов, профессионального владения основами экономической теории и хозяйственной деятельности. Специфической особенностью плана внешнего управления, по мнению Т.П. Прудниковой, является «одновременный учет как требований закона, так и требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица, важнейшие из которых — обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов» .
———————————
Прудникова Т.П. План внешнего управления // Вестник ВАС РФ. 1999. N 7. С. 57.
Планирование в конкурсном производстве сосредоточено на выполнении задачи по формированию конкурсной массы и осуществлению расчетов с кредиторами. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве 2002 г.) не предписывает конкурсному управляющему составление какого-либо плана действий, однако на практике управляющий планирует последовательность мероприятий: инвентаризации имущества должника, его оценки, продажи имущества, поступления выручки и расчетов с кредиторами.
Функция планирования последовательно «перетекает» в функцию организации деятельности для выполнения принятого решения (организационная функция). Указанная функция является одной из основных функций арбитражного управления. Нельзя согласиться с определением организационной функции как «обслуживающей», не основной функции арбитражного управления . Вопрос о значимости организационной функции упирается, на наш взгляд, в решение проблемы статуса самого арбитражного управляющего, возможности его влияния на участников дела о банкротстве, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих динамику процесса банкротства. Конструктивно Закон о банкротстве 2002 г. построен таким образом, что система «сдержек и противовесов» позволяет иметь достаточный механизм, обеспечивающий баланс интересов основных участников: должника и кредиторов. Практика применения ныне не действующего Закона о банкротстве 1998 г. выявила перекосы в балансе сил, влияющих на ход процесса банкротства. Арбитражный управляющий, имевший возможность произвольно управлять бизнесом должника и его имуществом, зачастую оказывался простой марионеткой в руках отдельных недобросовестных кредиторов. Особенно это проявлялось в период введения наблюдения, когда после принятия заявления о признании должника банкротом суд по заявлению временного управляющего отстранял руководителя должника, назначая на эту должность самого управляющего. Возможность управляющего самостоятельно определять требования кредиторов, подлежащие внесению в реестр требований кредиторов, единолично созывать и проводить собрания кредиторов, исполнять обязанности руководителя должника в период наблюдения, управлять имуществом должника в угоду отдельным кредиторам нередко использовалась в противоправных целях и приводила в конечном счете к криминальному переделу собственности в стране. Действующий Закон о банкротстве 2002 г. устранил имевшиеся ранее перекосы и определил ролевую сущность арбитражного управления, заключающуюся в организации исполнения решений собрания (комитета) кредиторов с учетом мнения должника по отдельным вопросам. Поэтому нельзя согласиться с мнением И.Ю. Мухачева о второстепенности организационной функции, которая призвана обслуживать основную — регулятивную функцию арбитражного управления . Между тем сама возможность осуществления регулятивной функции арбитражным управляющим является спорной. Регулирование рассматривается в теории административно-правового управления как функция государственного управления и определяется «как установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий» . Регулирование в иной сфере управления не рассматривается как самостоятельная функция управления. Регулирование присуще тем сферам деятельности, которым свойственна ярко выраженная активность, требующая установления, отмены и корректировки правил и рамок поведения участников указанных отношений . Определение регулирования как воздействия в целом управляющего субъекта на объект управления является упрощенным, поскольку воздействие представляет собой более широкое явление по сравнению с регулированием и осуществляется не только путем регулирования, но в результате координации, контроля и т.д. На наш взгляд, арбитражному управлению не присуща регулятивная функция, поскольку управляющий самостоятельно не устанавливает правила поведения иных лиц, не принимает правовых актов, обязательных для участников дела о банкротстве.
———————————
Мухачев И.Ю. Арбитражный управляющий и его функции // Правовые проблемы несостоятельности (банкротства): Сб. статей / Под ред. С.А. Карелиной. М., 2004. С. 45.
Мухачев И.Ю. Указ. соч. С. 39. Главной составляющей регулятивной функции арбитражного управляющего И.Ю. Мухачев считает воздействие на должника, которое выражено в возможности внесения изменений в деятельность должника в соответствии с конкретной ситуацией, которые будут соответствовать целям банкротства.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб. М., 1998. С. 20, 21. Цит. по: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 36.
Перфильев А.В. Регулирование как функция государственного управления. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 14.
Губин Е.П. Указ. соч. С. 37.
Организовывать — значит проектировать деятельность, определять эффективное соотношение людских и материальных

Время чтения: 6 минут(ы)

Если физическое или юридическое лицо, а также его кредиторы обращаются в судебную инстанцию с требованием оформить банкротство, то этим делом поручают заниматься специальному уполномоченному лицу – арбитражному управляющему.

О том, кто это такой, и зачем он нужен в делах о финансовой несостоятельности, мы сегодня и поговорим.

Арбитражный управляющий — это физическое или юридическое лицо?

Без участия арбитражного управляющего (АУ) не проходит ни одной процедуры банкротства. Этот человек выполняет роль временного, конкурсного или внешнего управляющего, который будет представлять в суде задолжавшее предприятие или физическое лицо.

Данная должность подразумевает участие в управленческой деятельности, поэтому главным предназначением управляющего является антикризисное управление организацией под присмотром арбитражного суда (АС). В первую очередь это требуется для того, чтобы в полной мере контролировать всю хозяйственную деятельность должника и покрыть требования кредитора. Проходит это с помощью полной или частичной продажи имущества, имеющегося у должника.

В качестве АУ может выступать лишь гражданин России и член организации Арбитражного управления. Исполнение решений, вынесенных им, является обязательным и не подлежит обжалованию. В ситуации их невыполнения нарушителю грозят правовые последствия.

АУ обязательно является физическим лицом, имеющим предпринимательский статус и владеющий соответствующей квалификацией в данной сфере. Закон «О банкротстве» (ст.19) гласит, что АС может назначить управляющим физическое лицо, которое зарегистрировано в качестве ИП и которое не является заинтересованным лицом в отношении должника или кредитора.

По действующему законодательству АУ не может быть юридическим лицом. На данный момент в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве представлен рейтинг лучших АУ, ознакомиться с которым может любой желающий.

Зачем нужен?

Основной задачей АУ всегда является цивилизованное решение проблемы, которая возникает при несостоятельности должника. Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве, правовой статус арбитражного управляющего предполагает осуществление различных функций, которые напрямую зависят от конкретной процедуры.

  1. На стадии наблюдения он обязан выяснить, есть ли возможность улучшить финансовое состояние должника и восстановить его платежеспособность.
  2. Во время финансового оздоровления АУ ведет реестр требований кредиторов, а также контролирует выполнение плана финансового оздоровления, график погашения долга и перечисление средств кредитором.
  3. При внешнем управлении АУ ведет бухгалтерский, финансовый, статистический отчет, а также разрабатывает план внешнего управления.
  4. На этапе конкурсного производства управляющий наделен крайне широкими полномочиями. Он может распоряжаться имуществом должника, увольнять работников, способен искать и выявлять имущество должника у третьих лиц или требовать возврата задолженности перед должником.

Каких видов бывает?

В зависимости от стадии процедуры банкротства выделяют следующие виды арбитражного управляющего.

  1. Временный управляющий. Временный АУ назначается АС для проведения процедуры наблюдения. Он утверждается в порядке, предусмотренном статьей 45 ФЗ «О банкротстве» и действует с момента его назначения и до введения внешнего управления.
  2. Административный управляющий. Административным АУ является специалист, утвержденный АС для проведения процедуры финансового оздоровления. Его полномочия определяется статьей 45 ФЗ «О банкротстве». Административный управляющий выполняет свои обязанности с даты своего утверждения и до прекращения процедуры финансового оздоровления.
  3. Внешний управляющий. Назначается судом для процедуры внешнего управления одновременно с ее введением.
  4. Конкурсный управляющий. Конкурсным управляющим является лицо, утвержденное АС для проведения процедуры конкурсного производства. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, при этом АС может назначить несколько КУ с распределением между ними обязанностей в зависимости от их сложности.
  5. Финансовый управляющий. Данная категория АУ работает исключительно при процедуре банкротства физических лиц.

Временный управляющий и арбитражный управляющий — в чем разница?

Разница между временным управляющим и арбитражным управляющим заключается в том, что последним считается лицо, назначенное судом для проведения процедуры банкротства. Это общий термин, который подразумевает основной обязанностью АУ координацию деятельности должника.

Уже в зависимости от выполняемых функций суд может назначить АУ в качестве временного управляющего. Данная должность подразумевает работу уполномоченного лица исключительно для проведения процедуры наблюдения, которая применяется для обеспечения сохранности имущества должника.

Что делает: какими правами и обязанностями обладает?

Деятельность АУ всегда базируется на принципах объективности и беспристрастности. Он проводит оценку, руководствуясь действующими законами, при этом не представляет интересы должника или кредиторов. АУ имеет следующие права:

  • собирать собрание кредиторов;
  • запрашивать данные заемщика, которые необходимы для проведения оценочной деятельности;
  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;
  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентного органа, если это не противоречит закону о несостоятельности;
  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;
  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключается в следующем:

  • защищать имущество должника;
  • проводить анализ финансовой деятельности должника;
  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о правонарушении;
  • составлять реестр кредиторов;
  • сохранять конфиденциальность данных, полученных в ходе работы с должником.

Как работает?

Процесс признания несостоятельности граждан или юридических лиц напрямую зависит от работы АУ. Его деятельность можно условно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью АУ является проведение объективного анализа финансового статуса должника (как юридического, так и физического лица). Уполномоченное лицо проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия справедливого решения. Кроме того, в этот период АУ обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

Следующей стадией является извещение кредиторов об инициации процедуры банкротства. Заинтересованное лицо обязано заранее узнать, о том, что должник настаивает на признании его несостоятельным. При этом управляющий должен вести реестр кредиторов, в котором будут учтены все долги.

Этап 3. Составление плана управления.

Примерно через месяц после своего назначения управляющий должен составить план управления и предоставить его кредиторам. Документ при этом будет содержать меры по восстановлению платежеспособности предприятия или лица, порядок реализации данных мер и расходы на предстоящие мероприятия.

Этап 4. Собрание кредиторов.

Крайне важным и ответственным моментом является первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и другие решения между кредитором и должником (мировое соглашение). Также собрание обсуждает план внешнего управления или ходатайствует об инициации конкурсного производства. При вынесении положительного решения АУ становится внешним или конкурсным управляющим.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в суд не позднее, чем через 5 рабочих дней с периода проведения собрания.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения суда.

Суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

На этапе реализации имущества должника для покрытия долгов и убытков конкурсный управляющий обязан контролировать правомерность данной процедуры. По завершению этого этапа все обязанности управляющего будут выполнены.

Сколько зарабатывает?

Деятельность АУ подразумевает получение зарплаты за проводимую работу. Размер оплаты устанавливается положениями статьями 20.6 закона «О банкротстве» и представляет собой фиксированную сумму, которая разнится в зависимости от категории АУ:

  • временный управляющий — 30 000 руб/месяц;
  • административный — 15 000 руб/месяц;
  • внешний — 45 000 руб/месяц;
  • конкурсный — 30 000 руб/месяц;
  • финансовый — 25 000 руб (единовременно за проведение процедуры).

Вознаграждение АУ выплачивается должником, однако может присутствовать и дополнительная оплата за счет кредитора, размер которой не регламентируется.

Кем назначается?

Арбитражного управляющего всегда назначает АС, однако заявитель может предложить свою кандидатуру на эту должность, поскольку так специалист будет не только соблюдать законы в деле о банкротстве, но и сможет отстаивать права должника.

Кроме того, существуют и специализированные юридические компании, которые предлагают собственных арбитражных и финансовых управляющих, которые являются проверенными сотрудниками с обширной практикой.

Какова ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве?

Ответственность АУ предусмотрена законодательно ФЗ «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях уголовным законодательством РФ. Меры, направленные на привлечение АУ к ответственности, условно можно разделить на категории.

Отстранение регулируется нормами ФЗ о банкротстве и информационным письмом Пленума ВАС от 30.12 2004 года №88. Подобная мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

Привлечение к административной или уголовной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности определяется статьей 14.13 кодекса РФ. Основанием для привлечения может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.

Кроме того, АУ несет субсидиарную ответственность, которая регламентируется законом.

Что делать, если арбитражный управляющий не отвечает на запрос?

Административный управляющий обязан предоставлять собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также другую информацию не реже, чем один раз сердца. Данное постановление регулируется статьей 143 ФЗ «О банкротстве», при этом к отчетам конкурсного управляющего должны также прилагаться копии документов, которые подтверждают указанные в них сведения.

При отсутствии ответа на запрос собрание кредиторов имеет право обратиться в суд с требованием о дисквалификации административного управляющего.

Можно ли взыскать с него убытки?

По закону о банкротстве АУ обязан отвечать за любые огрехи в работе, которые приводят к ущербу должника или его кредиторов. Однако на практике взыскание убытков с арбитражного управляющего является весьма проблематичной процедурой. У многих ответственных лиц в ходе дела о банкротстве не хватает времени для тщательного изучения и контроля над действиями управляющих. Это приводит к тому, что нарушения в работе обнаруживаются несвоевременно.

Таким образом, взыскать убытки с административного управляющего можно, однако необходимо учитывать сроки исковой давности по заявлению об ликвидации сделки должника, которые исчисляются с момента, когда АУ должны были известить о присутствии оснований для оспаривания сделки. Также требуется иметь договор обязательного страхования ответственности АУ (ФЗ №127).

Чем грозит воспрепятствование его деятельности?

Создание препятствий в работе АУ – не редкость в современном исполнительном производстве. Чаще всего подобного рода действия выступают административным правонарушением по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ и предусматривают административный штраф. Кроме того, статьей 195 УК РФ регламентируется уголовная ответственность за правонарушения при процедуре банкротства (как одно из разновидностей преступлений в сфере экономической деятельности).

Для чего нужен помощник арбитражного управляющего?

Помощником арбитражного управляющего выступает лицо, которое в дальнейшем собирается сделать карьеру по соответствующей профессии. К данным людям предъявляются такие же требования, как и к обычным АУ, однако перед тем, как стать полноценным специалистом, помощник обязан побывать стажером в качестве заключительного этапа подготовки.

Организация стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего относится к полномочиям Ассоциации ведущих Арбитражных Управляющих «Достояние» на основании Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций Арбитражных Управляющих. Это достаточно престижная должность – вакансии в данной сфере деятельности можно найти на всех крупнейших биржах труда.

Кроме того, существует одноименная программа, которая предназначена для арбитражных управляющих, их помощников и компаний, которые осуществляют сопровождение процедуры банкротства. Данная система помогает готовить документы, планировать мероприятия, формировать законодательно утвержденные отчеты АУ, регистрировать исходящую входящую корреспонденцию.

Ознакомиться с программой можно по ссылке на сайт: http://new.russianit.ru/products/pau.

Итак, арбитражный управляющий в деле о банкротстве играет одну из ключевых ролей, ведь именно на него арбитражный суд возлагает обязанности по антикризисному управлению предприятием или определению платежеспособности физического лица. В зависимости от стадии, на которых находится арбитражное производство, управляющий может иметь разный статус и обладать разным кругом прав и обязанностей.

Подобный вопрос часто задают либо начинающие юристы, либо граждане, которые подыскивают себе подходящего специалиста. Так, является ли арбитражный управляющий индивидуальным предпринимателем? К работе такого специалиста есть требования. Одни из их устанавливает сам закон о банкротстве, другие – саморегулируемые организации. До 2011 года наличие статуса ИП для назначения на дело о признании несостоятельности было обязательным. Но с 2011 года это ограничение не действует. Но неверна и противоположная точка зрения: запрета на занятия предпринимательской деятельностью тоже нет. Более того в 2014 году последовало разъяснение Президиума ВАС согласно которому, арбитражный управляющий имеет право зарегистрироваться в качестве ИП для применения облегченной системы налогообложения. А потому если арбитражный управляющий является индивидуальным предпринимателем, ничего противозаконного в этом нет. Тем же, кто хочет заниматься такой деятельностью или ищет подходящую кандидатуру, следует обратить на действующие ограничения и требования к таким специалистам. Они подробно описаны в статьях 20 и 20.2 закона 127-ФЗ. Остановимся на них более подробно.
Условия

  • Обязательное членство в СРО арбитражных управляющих;
  • Гражданство Российской Федерации;

Требования саморегулируемых организаций

  • Опыт трудовой деятельности на руководящих постах не менее одного года;
  • Стаж работы помощников арбитражного в делах о признании несостоятельности не менее двух лет (правилами участия в СРО могут быть установлены и более длительные сроки);
  • Успешное прохождение теоретического экзамена по профилю;
  • Отсутствие за совершение административного правонарушения дисквалификации или запрета на занятие должности за преступление;
  • В течении трех лет до подачи заявления о вступлении, арбитражный управляющий не должен быть исключен из какой-либо СРО за нарушения законодательства;
  • Наличие договора на страхование индивидуальной ответственности специалиста в случае причинения им убытков участникам дела;
  • Регулярное внесение членских взносов, а также компенсационного взноса.
  • СРО вправе также устанавливать требования к добросовестности, компетентности и независимости своих членов;
  • В случае выявление несоответствия правилам членства либо совершения правонарушения либо преступления арбитражный исключается из саморегулируемой организации.

Не могут быть назначены следующие лица:

  • Которые являются заинтересованными по отношению к участникам производства;
  • Не возместившие в полном объеме убытки принесенные ими в прошлом деле о признании несостоятельности;
  • В отношении которых открыто банкротство;
  • Дисквалифицированные или лишенные права заниматься деятельность или занимать должности;
  • Без договоров страхования ответственности;
  • Не имеющие допуска к гостайне, если он необходим в деле о признании несостоятельности;
  • При наличии судебного акта об отстранении специалиста от дела в связи не исполнением или ненадлежащим исполнением им своих функций;
  • Заявители по делу о банкротстве – уполномоченный орган либо конкурсный кредитор – могут предъявить дополнительные обоснованные требования, если это связано со спецификой дела. Это может быть , например, дополнительное образования в случае банкротстве кредитных или сельскохозяйственных организаций.

Арбитражный управляющий – индивидуальный предприниматель, довольно часто, это часто встречающаяся норма. Законом это неограниченно и не запрещено. Но обязанность такой регистрации уже давно ушла в прошлое.

Отмена семинара САУ «СРО «ДЕЛО» с 30.03.2020 по 01.04.2020

  • Общие сведения
    • О Союзе
    • Структура Союза
    • Представители в субъектах Российской Федерации
    • Банковские реквизиты
    • Контакты
    • Компенсационный фонд
    • РССОАУ
    • Информация о несоответствии Союза требованиям пункта 2 статьи 21 Закона о банкротстве
  • Органы управления
    • Общее собрание членов Союза
      • Информация о компетенции
      • Информация о решениях, принятых на собраниях
    • Совет Союза
      • Информация о компетенции
      • Члены Совета Союза
      • Решения, принятые Советом Союза
    • Президент Союза
      • Информация о компетенции
      • Информация о Президенте
    • Специализированные органы Союза
      • Комитет по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве (Конкурсный комитет)
        • Информация о компетенции
        • Члены Конкурсного комитета
        • Информация о деятельности Конкурсного комитета
      • Комитет, осуществляющий контроль за соблюдением членами Союза требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности (Контрольный комитет)
        • Информация о компетенции
        • Члены Контрольного комитета
      • Комитет по рассмотрению дел о применении в отношении членов Союза мер дисциплинарного воздействия (Дисциплинарный комитет)
        • Информация о компетенции
        • Члены Дисциплинарного комитета
        • Информация о деятельности Дисциплинарного комитета
  • Документы
    • Учредительные документы
      • Устав Союза
      • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
      • Выписка из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации
      • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
      • Свидетельство о членстве в РССОАУ
    • Правила и положения
  • Члены Союза
    • Условия членства в Союзе
      • Информация о взносах
      • Условия членcтва, порядок приема и порядок прекращения членства в Союзе
    • Стажировка
    • Реестр арбитражных управляющих — членов Союза
    • Список арбитражных управляющих, исключенных из членов Союза
  • Аккредитация
    • Перечень аккредитованных организаций
    • Правила аккредитации
  • Бухгалтерская отчетность
    • Бухгалтерская (финансовая) отчетность Союза
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2010 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2011 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2013 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2014 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год
      • Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год
    • Аудиторские заключения
      • Аудиторское заключение за 2010 год
      • Аудиторское заключение за 2011 год
      • Аудиторское заключение за 2012 год
      • Аудиторское заключение за 2013 год
      • Аудиторское заключение за 2014 год
      • Аудиторское заключение за 2015 год
      • Аудиторское заключение за 2016 год
      • Аудиторское заключение за 2017 год
      • Аудиторское заключение за 2018 год
      • Аудиторское заключение за 2019 год
  • Третейский суд
    • О третейском суде
    • Состав третейского суда
    • Документы третейского суда
  • Проверка деятельности арбитражных управляющих
    • Правила проведения проверок
    • График проведения проверок
      • 2012 год
      • 2013 год
      • 2014 год
      • 2015 год
      • 2016 год
      • 2017 год
      • 2018 год
      • 2019 год
      • 2020 год
    • Сведения о результатах плановых проверок
      • 2011 год
      • 2012 год
      • 2013 год
      • 2014 год
      • 2015 год
      • 2016 год
      • 2017 год
      • 2018 год
      • 2019 год
      • 2020 год
    • Сведения о результатах внеплановых проверок
      • 2011 год
      • 2012 год
      • 2013 год
      • 2014 год
      • 2015 год
      • 2016 год
      • 2017 год
      • 2018 год
      • 2019 год
      • 2020 год
    • Сведения о фактах применения мер дисциплинарного воздействия
    • Сведения об исках и заявлениях, поданных Союзом в арбитражные суды
  • Организация повышения уровня профессиональной подготовки
    • Положение об организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих — членов Союза
    • Семинары
      • Программа семинаров на 2014 год
      • Программа семинаров на 2015 год
      • Программа семинаров на 2016 год
      • Программа семинаров на 2017 год
      • Программа семинаров на 2019 год
      • Семинар 02.04.2014
      • СЕМИНАР 27.03-29.03.2019
      • Семинар 16.05.2014
      • Семинар 21.11.2014
      • СЕМИНАР 24-26.06.2015
      • Семинар 09.03-11.03.2016
      • Семинар 29.03-31.03.2017
      • Семинар 28.03-30.03.2018
      • Семинар 13.12.2017
    • Программы образовательных организаций, утвержденные Советом Союза
  • Полезная информация
    • Судебная практика
    • Постановления Правительства Российской Федерации
    • Приказы и письма
    • Приказы и письма ФНС России
    • Законы и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Федеральные стандарты деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций
    • Экспертиза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх