Куперс

Бухучет и анализ

Аренда за земельный участок

Указ № 160 опубликован на Национальном правовом Интернет-портале 15.05.2020,

вступает в силу после официального опубликования – 16.05.2020,

распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2020.

Указом № 160 утверждено Положение о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы.

Право разъяснять вопросы применения Указа № 160 предоставлено Совмину.

Документ принят в целях совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Размер ежегодной арендной платы за земельный участок устанавливается при:

  • предоставлении его в аренду;
  • продлении срока аренды;
  • изменении договора аренды (изменение размера ежегодной арендной платы);
  • заключении договора аренды с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона.

Размер арендной платы определяется (если иное не установлено Президентом)

  • местным исполкомом;
  • администрацией СЭЗ
  • исходя из кадастровой стоимости участка с применением коэффициентов (приложение 1 к Указу № 169)
  • в зависимости от вида функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны) (приложение 2 к Указу № 160).

Вид функционального использования (оценочной зоны) определяется местным исполкомом, администрацией СЭЗ на основании целевого назначения участка.

Местным исполкомам и администрациям СЭЗ предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы отдельным категориям арендаторов.

Решения об увеличении размера ежегодной арендной платы, принятые местными исполкомами и администрациями СЭЗ не распространяются на организации:

⇒ которым решением Президента изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

⇒ газоснабжающие и энергоснабжающие, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;

⇒ унитарные предприятия и учреждения общественных объединений инвалидов;

⇒ признанные экономически несостоятельными (банкротами), находящиеся в процедуре ликвидационного производства;

⇒ земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются понижающие коэффициенты по возведенным после 01.01.2019 капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, установленные в приложении 3 к Указу № 160.

В отношении предоставленных в аренду юридическим лицам земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 01.01.2019 капитальные строения (здания, сооружения), их части, к размеру ежегодной арендной платы установлены понижающие коэффициенты (приложение 3 к Указу № 160):

  • в течение второго года (12 месяцев) с даты приемки капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в эксплуатацию – 0,2;
  • в течение третьего года – 0,4;
  • в течение четвертого года – 0,6
  • в течение пятого года – 0,8;

⇒ земельные участки, расположенные в границах СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционного проекта, в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Местные исполкомы могут освобождать отдельных граждан от уплаты арендной платы в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Размер ежегодной арендной платы установлен в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством с учетом увеличения (уменьшения) ставок земельного налога по решениям местных Советов депутатов, без применения увеличения (уменьшения) размера местными исполкомами, администрациями СЭЗ за земельные участки:

  • земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства;
  • входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях;
  • входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
  • входящие в состав земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов и предоставленные юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и (или) обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое).

Для юридических лиц, являющихся плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции на 31.12.2019, под несоответствием процентной доли, определяемой за 2019 год для исчисления и уплаты арендной платы (под исчислением и уплатой арендной платы понимаются представление в налоговый орган расчета суммы арендной платы и уплата арендной платы за 2019 год, установленные действовавшим в 2019 году законодательством для случая несоответствия процентной доли), понимается несоответствие процентной доли, определенной в п. 1 ст. 347 НК, установленному размеру.

Плательщики арендной платы пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для плательщиков налогов, сборов (пошлин), в т. ч. установленный срок представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Контроль за соблюдением порядка исчисления, полнотой и своевременностью уплаты арендной платы, срока представления декларации осуществляют налоговые органы.

С 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юридическими лицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполкомов, администраций СЭЗ, принятым в 2020 году.

При принятии решений в 2020 году после наступления предусмотренного срока представления расчета суммы арендной платы за 2020 год юридические лица при необходимости:

  • вносят изменения и (или) дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором приняты указанные решения;
  • производят исчисление и уплату сумм арендной платы, подлежащих доплате по прошедшему сроку (прошедшим срокам) уплаты, не позднее даты, соответствующей ближайшему установленному сроку уплаты.

Решения местных исполкомов об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам и ИП, применяются только в случае определения размера ежегодной арендной платы при:

  • предоставлении земельных участков в аренду;
  • продлении срока аренды земельных участков;
  • изменении договоров аренды земельных участков, предусматривающих изменение размера ежегодной арендной платы за эти земельные участки;
  • заключении договоров аренды земельных участков с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона после вступления в силу указанных решений.

Договоры аренды земельных участков, заключенные до вступления в силу Указа № 160, не требуют приведения в соответствие с Указом № 160.

Исключение: случаи обращения арендаторов за приведением этих договоров в соответствие с Указом № 160.

При продлении договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с Указом № 160.

С принятием Указа № 160 Указ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» утратил силу.

С полным перечнем указов, утративших силу, можно ознакомиться в приложении 4 к Указу № 160.

1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2.1. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения договора комплексного освоения территории, заключенного в отношении такого земельного участка или образованных из него земельных участков, либо в случае нарушения графика освоения указанной территории, предусмотренного данным договором.

2.2. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка, предоставленного на основании договора о развитии застроенной территории, договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, или земельных участков, образованных из такого земельного участка, может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения таких договора о развитии застроенной территории, договора о комплексном развитии территории в связи с неисполнением лицом, заключившим такие договор о развитии застроенной территории, договор о комплексном развитии территории с органом местного самоуправления, предусмотренных такими договором о развитии застроенной территории, договором о комплексном развитии территории обязательств.

2.3. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», может быть прекращена по требованию соответственно федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 18 указанного Федерального закона.

2.4. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть прекращена в соответствии со статьей 107 настоящего Кодекса по инициативе арендатора такого земельного участка в случае установления зоны с особыми условиями использования территории, в границах которой полностью или частично расположен такой земельный участок, если использование такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории невозможно.

3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:

1) в период полевых сельскохозяйственных работ;

2) в иных установленных федеральными законами случаях.

4. Аренда земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по основанию, указанному в абзаце седьмом подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, прекращается путем одностороннего отказа арендодателя от договора аренды такого земельного участка или исполнения договора аренды такого земельного участка при условии невыполнения арендатором соответствующих обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, принятыми в соответствии с гражданским законодательством, либо невыполнения арендатором обязательств, предусмотренных договором аренды такого земельного участка в соответствии с пунктом 7.1 статьи 39.8 или подпунктами 12 — 14 пункта 21 статьи 39.11 настоящего Кодекса, в срок, установленный договором аренды такого земельного участка. Уведомление об одностороннем отказе от договора аренды такого земельного участка или исполнения договора аренды такого земельного участка направляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от органа местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органа муниципального района уведомления о невыполнении арендатором указанных обязанностей в срок, установленный решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, или уведомления о невыполнении арендатором таких обязательств по истечении срока, установленного для выполнения таких обязательств договором аренды такого земельного участка, за исключением случаев, указанных в пунктах 5 и 7 настоящей статьи.

5. В случае, если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в срок, не превышающий четырех месяцев со дня поступления предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи уведомления о невыполнении арендатором обязанностей или обязательств, обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, и прекращения права аренды на такой земельный участок. При этом указанные органы вправе требовать возмещения расходов на выполнение кадастровых работ от арендатора исходного земельного участка, а арендатор исходного земельного участка не имеет права приобрести указанный образуемый земельный участок в аренду без проведения торгов.

6. В случае прекращения аренды земельного участка в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в том числе в случае раздела земельного участка, на котором наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, возмещение арендатору убытков, связанных с прекращением договора аренды земельного участка, не производится.

7. Прекращение аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не допускается путем одностороннего отказа арендодателя от договора аренды такого земельного участка или исполнения договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи в случае, если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и образование из такого земельного участка земельного участка, на котором будет расположена только самовольная постройка, невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам.

См. все связанные документы >>>

ponsulak / .com

По общим правилам использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата
(ст. 65 Земельного кодекса РФ). Таким образом, земельные участки могут быть переданы в аренду, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование этим имуществом (ч. 1 ст. 607, ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса, ст. 42 Земельного кодекса РФ). При этом односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим (ч. 1 ст. 310 ГК РФ). Но на практике нередки случаи, когда арендатор отказывается платить за аренду земельного участка по тем или иным причинам.

Основной причиной невнесения арендной платы является невозможность использования земельного участка арендатором по назначению (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2011 г. № Ф08-5462/11, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 г. № 05АП-6881/16). Анализ указанных дел позволяет сделать вывод, что обычно, по мнению судов, неиспользование земельного участка арендатором, так же как и использование его не по назначению, не может служить основанием невнесения арендной платы.

Может ли арендатор земельного участка передавать арендованное имущество в субаренду без согласия арендодателя? Узнайте в материале «Права арендатора и субарендатора земельного участка» в «Домашней правовой энциклопедии». Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Вместе с тем на прошлой неделе был утвержден третий в текущем году обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, в котором даны разъяснения, в том числе, относительно спора о взыскании долга по договору аренды земельного участка (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. № 89-КГ16-7). Рассмотрим это дело подробнее.

Между местной администрацией (далее – арендодатель, истец) и гражданкой Т. (далее – арендатор, ответчик) 29 июня 2012 года был заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет. Пунктом 4.2 договора установлены сроки для внесения арендной платы, которая должна вноситься ежеквартально.

Однако с сентября 2013 года Т. перестала исполнять эту обязанность, так как получила письмо председателя комитета по градостроительной политике местной администрации об отказе ей в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. При чем решением районного суда действия местной администрации были признаны незаконными. Поэтому в связи с невозможностью использования земельного участка по назначению из-за неправомерных действий арендодателя она приняла решение, что не обязана платить за аренду земли.

Но местная администрация так не посчитала. По ее мнению, Т. несвоевременно исполняла обязательства по договору аренды земельного участка с момента его заключения. В связи с чем арендодатель обратилась с иском в суд с требованием к арендатору о взыскании долга.

Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные арендодателем требования. Так, по мнению судов, обязанность внесения арендной платы, ее размер и сроки уплаты были установлены договором аренды, и обстоятельства отказа в выдаче разрешения на строительство не влияют на правоотношения сторон договора аренды земельного участка, в частности на обязанность арендатора по внесению арендной платы (решение Тобольского районного суда Тюменской области от 21 сентября 2015 года по делу № 2-488/2015), апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 декабря 2015 г. по делу № 33-6669/2015). Решение суда апелляционной инстанции ответчик обжаловал в ВС РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала ошибочным толкование положений гражданского и земельного законодательства нижестоящими судебными инстанциями (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 22 ноября 2016 № 89-КГ16-7).

Суд отметил, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование этим имуществом (п. 1 ст. 611 ГК РФ, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Таким образом, Суд пришел к выводу, что договор аренды носит взаимный характер. То есть невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Следовательно, по мнению Суда, арендная плата не подлежит взысканию с арендатора в случае, если в результате противоправных действий арендодателя он был лишен возможности пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или целевым назначением этого имущества.

В связи с чем ВС РФ отменил решение суда апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Под арендой земли понимают передачу одним лицом (арендодателем) права на пользование земельным участком другому лицу (арендатору) при соблюдении следующих условий:

  • срочность передачи прав то есть ее ограниченность определенным сроком времени;
  • возмездность арендатор передает арендодателю арендную плату по взаимному соглашению;
  • возвратность по окончании срока аренды все права на участок возвращаются арендодателю.

Использование арендатором земель, передаваемых в аренду, возможно лишь в соответствии с их категорией и целевым назначением, например:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • строительство и реконструкция зданий и сооружений;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • сельскохозяйственные цели;
  • организация мест массового отдыха и другие виды назначения.

Table of Contents

Как взять землю в аренду.

Если Вы, как будущий арендатор, задумались, как взять участок земли в аренду, – эта статья поможет разобраться, какие этапы для этого необходимо пройти.

Первое, что надо сделать сформулировать цели аренды земли, что позволит конкретизировать требования к расположению, площади и иным особенностям участка. Также следует изучить правовую базу.

Правовое регулирование аренды земли осуществляют Земельный и Гражданский кодексы РФ, в частности:

  • статьи 606-620 ГК РФ, содержащие общие положения об аренде;
  • статья 22 ЗК РФ Аренда земельных участков;
  • статьи 39.6 – 39.8 и 39.11-39.14 ЗК РФ о предоставлении в аренду государственных или муниципальных земель;
  • статья 46 ЗК РФ «Основания прекращения аренды земельного участка» и другие нормативно-правовые акты.

Отношения между арендатором и арендодателем могут регулироваться и другими нормативными актами, такими как Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ. Нормы об аренде участков могут содержаться и в положениях местного законодательства: так, например, при аренде земли в Москве надо учитывать нормы Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 О землепользовании в городе Москве.

После того, как потенциальный арендатор ознакомился с законодательной базой, он предпринимает следующие шаги:

  • запрашивает у уполномоченных органов, например, в Росреестре или МФЦ, сведения о подходящих под его требования свободных земельных участках;
  • проверяет правовой статус земель найденного участка по данным Росреестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), а также проверяет данные об объекте недвижимости через выписку из ЕГРН (до 2017 года информация об участке была указана в кадастровом паспорте);
  • уточняет с помощью публичной кадастровой карты кадастровый номер и размер участка, а также данные его владельца;
  • проверяет, нет ли каких-либо ограничений на использование или аренду земельного участка, определенных законом, договором или вынесенным судебным решением (такими ограничениями могут быть ипотека, сервитут, арест участка);
  • по согласованию с владельцем земли заключает договор аренды земельного участка на нужный срок (в случае аренды земли у государства, как правило, проводится аукцион).

Договор аренды земельного участка.

Договор аренды земельного участка представляет собой разновидность договора аренды. В его тексте обязательно должны быть указаны:

  • стороны (субъекты) договора: арендодатель и арендатор;
  • предмет договора: земельный участок с указанием его категории и целевого назначения;
  • обязательства сторон;
  • величина арендной платы (если земельный участок находится в публичной собственности, то размер платы определяется на торгах и (или) в соответствии с нормативным актом органа государственной власти или местного самоуправления);
  • срок, на который заключается договор;
  • меры ответственности сторон;
  • иные условия договора, которые стороны считают существенными.

Для составления договора удобно использовать бланк договора аренды земельного участка.

Виды аренды земельных участков.

Выделяют несколько видов аренды земли. Так, в зависимости от срока действия договора аренда может быть:

  • краткосрочной ее срок не превышает 3-5 лет;
  • долгосрочной срок аренды от 5 лет и дольше (может доходить до 49 лет).

В случае, если срок аренды в договоре не определен, он рассчитывается из максимально допустимого и установленного законом срока для данной категории земель или данного вида аренды.

В зависимости от принадлежности земель, можно арендовать участок, находящийся:

  • в частной собственности, если он принадлежит физическому или юридическому лицу;
  • в публичной собственности, если это государственные или муниципальные земли.

По цели использования участка различают аренду:

  • земель сельхозназначения;
  • земель населенных пунктов и территорий, отведенных для целей индивидуального жилищного строительства;
  • земель лесного фонда;
  • промышленных территорий и другие виды аренды.

Выделяют также первичную и вторичную аренду (субаренду). Суть субаренды состоит в передаче арендатором полученного участка целиком или по частям третьему лицу или лицам в последующую аренду. Она возможна, если в договоре нет прямого запрета на сдачу арендатором этого же участка уже в качестве субарендодателя. Как правило, в субаренду отдаются земли при долгосрочной первичной аренде. Если аренда краткосрочная, то для субаренды требуется прямое разрешение арендодателя.

Ограничение аренды для земельных участков.

Право аренды земельных участков ограничивается по разным основаниям.

  • Субъект договора. Не каждый участник хозяйственного оборота может выступать в роли арендодателя или арендатора данного участка.
  • Предмет аренды. Некоторые земли могут быть полностью изъяты из оборота или иметь ограниченную оборотоспособность. Например, к ним относятся особо охраняемые территории и объекты, земли обороны, безопасности.
  • Срок аренды. Например, договор аренды земельного участка, предназначенного для сенокошения и выпаса скота, заключается на срок до трех лет.
  • Использование земельного участка. По закону оно должно осуществляться в соответствии с целевым назначением участка и способами, которые не наносят вред окружающей среде. Например, если земли передаются по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, то возведение на них жилых домов будет грубым нарушением договора и приведет к его расторжению.

Наиболее общие ограничения для использования арендованных земельных участков связаны с охраной окружающей среды, соблюдением границ санитарно-защитных зон.

Начало и завершение строительства на арендованном участке должно быть согласовано с соответствующими государственными и муниципальными органами.

Некоторые ограничения связаны с местоположением земельного участка и представляют собой запрет на те или иные действия, затрагивающие интересы третьих лиц. Речь идет, к примеру, о сервитуте, при котором арендатор обязан использовать часть арендуемой территории в интересах третьих лиц, гарантируя их свободный проход или проезд, прокладку или обслуживание инженерных сетей и т. д.

Кроме того, государственные и муниципальные органы могут резервировать территории для нужд расширения поселений или размещения важных стратегических объектов. В этом случае владельцам и арендаторам может быть предложено освободить занимаемые земельные участки.

Заключение договора аренды.

Договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, обычно составляется в простой письменной форме. Документ подписывается обеими сторонами сделки.

При аренде участка, который находится в публичной собственности, договор чаще всего заключается по итогам аукциона. Инициатором аукциона может быть государство, муниципальное образование или лицо, желающее стать арендатором.

Сдача участка в аренду без аукциона может привести к признанию договора аренды недействительным.

Аукцион не нужно проводить в случаях, которые оговариваются в законе, например, когда участок арендует:

  • собственник объекта незавершенного строительства с целью достроить его;
  • собственник здания на данном земельном участке;
  • лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории;
  • лицо, которому выдается участок взамен изъятого для государственных или муниципальных нужд участка.

Акт приема-передачи земельного участка.

Немалую роль играет приложение к договору аренды земли акт приема-передачи земельного участка. В нем рекомендуется не только описать расположение участка с его границами, но и детально охарактеризовать его состояние на момент передачи арендатору. Нередко в приложении стороны определяют условия устранения обнаруженных недостатков, например, удаления строительного мусора с территории.

Также в этот акт включают подробное описание передаваемого с участком имущества и документов. При возврате арендованных земель владельцу стороны вписывают в него перечень неотделимых улучшений, сделанных арендатором, а также прочие сведения о текущем состоянии участка.

Какие документы необходимы для регистрации договора аренды?

В случае, когда договор аренды заключается на срок более одного года, его необходимо зарегистрировать в государственных органах. Если арендуется лишь часть земельного участка, ранее не учтенная в ЕГРН, то можно поставить ее на кадастровый учет сразу при регистрации договора.

Для регистрации договора аренды земельного участка в Росреестре необходимо:

1. Оформить заявление.

2. Подготовить основные документы:

  • договор аренды земли в двух экземплярах (если документы отправляются почтой, то договор должен быть удостоверен нотариально);
  • документы, подтверждающие личность и полномочия лиц, подписавших договор – общегражданский паспорт, нотариально удостоверенная доверенность представителя организации или документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности;
  • прочие необходимые документы ( например, если участок находится в ипотеке, то нужно предоставить письменное согласие залогодержателя).

3. Уплатить госпошлину.
4. Подать заявление и документы на госрегистрацию лично, через почтовое отделение или в электронном виде.

Ряд документов Росреестр получает по межведомственным каналам:

  • документ об уплате госпошлины;
  • учредительные документы юридических лиц – участников договора;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документы о проведении торгов и их результатах.

Стороны договора по своей инициативе также могут их предоставить в Росреестр.

В каких случаях договор считается незаключенным?

Договор аренды земельного участка может быть признан незаключенным, если выяснится, что его стороны не достигли соглашения в надлежащей форме по всем существенным условиям договора.

  • Предмет договора не указаны данные, позволяющие точно определить участок земли, подлежащий передаче в аренду. Однако если арендатор принял участок без замечаний и пользовался им, то его заявление о незаключенности договора может быть признано недобросовестным.
  • Размер арендной платы.
  • Выкупная цена, если предполагалось, что арендатор участка имеет право его выкупить.

Если Вы решили заключить договор аренды, Вам следует учесть множество нюансов, начиная от поиска участка и проверки соответствия информации, содержащейся в документах, реальным характеристикам, до составления договора и заключения сделки с арендодателем. Для того, чтобы сделка была законна, а в результате ее заключения Вы могли использовать участок в своих целях, рекомендуется обращаться к профессиональным юристам.

Компания Максард специализируется на оказании юридических и оценочных услуг в сфере недвижимости. Наши специалисты имеют большой опыт работы и оказывают помощь в решении правовых казусов, в том числе представляя клиента в суде. Если у Вас есть вопросы по договору аренды земельного участка или возникла спорная ситуация, связанная с правоотношениями между арендатором и арендодателем свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на бесплатную консультацию на нашем сайте. Мы с радостью ответим на все интересующие вас вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх