Куперс

Бухучет и анализ

Аудиторская тайна

Содержание

Аудиторская тайна: в каких случаях может быть раскрыта

12.10.2018 # Аудит Расим Назаров

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Определение аудиторской тайны приведено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») в котором указано, что:

аудиторская тайна — любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры (далее – аудитор), при оказании услуг, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудитор обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (п. 2 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Рассмотрим исключения, на которые не распространяется аудиторская тайна, и главное кому аудиторы должны предоставить конфиденциальную информацию?

  • Росфинмониторинг

Прежде всего, речь идет о случаях, когда у аудитора при оказании аудиторских услуг появились основания полагать, что хозяйственные операции, совершенные аудируемым лицом, могут быть осуществлены в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма (п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 –ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115). Как указано в данной статье, если подозрения все же появились, то аудитор должен сообщить о своих подозрениях в уполномоченный орган. В роли уполномоченного органа выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг).

Порядок передачи информации установлен Инструкцией «О представлении в федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной федеральным Законом № 115 утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 (далее – Инструкция).

Документы, необходимо передать в электронном виде через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).

Аудитор, обязан в не позднее 3 рабочих дней сообщить в Росфинмониторинг о подозрительных операциях (п. 5.3 Инструкции).

Обращаем внимание, что аудитор не вправе разглашать факт передачи документов (информации) в Росфинмониторинг (п. 4 ст. 7.1 Закона № 115).

  • Налоговые органы

Также с 01.01.2019 г. после вступления в действия поправок в ст. 82 НК РФ налоговые органы смогут осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудитора документов (информации). Порядок истребования документов, относящихся к аудиторской тайне, будет определен в ст. 93.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы смогут требовать от аудиторов документы, составляющие аудиторскую тайну в трех случаях:

  • при проведении выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • в случае получения запроса от компетентного органа иностранного государства.

Налоговые органы могут запросить только те документы (информацию) которая была затребована у налогоплательщика, но которую налогоплательщик не предоставил налоговым органам.

Требовать от аудитора предоставить в налоговые органы рабочие документы аудитора и (или) письменную информацию (отчет) по аудиторской проверке налоговые органы не имеют права. На указанные документы по-прежнему распространяется режим аудиторской тайны.

Срок предоставления аудитором документов (информации) составит 10 дней. Также аудитор вправе проинформировать своего клиента, в отношении которого получен запрос о предоставлении документов.

  • Суд и следственные органы

Также аудитор может раскрыть информацию, составляющую аудиторскую тайну только с санкции суда (п. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ) по запросу следственных органов и (или) самого суда. Но только в рамках требований, полученных от следственных органов и (или) суда.

Выводы

Из выше указанного следует вывод о том, что хоть законодатель и предусмотрел исключения из режима аудиторской тайны, но опасаться, что аудиторы массово начнут раскрывать государственным органам конфиденциальную информацию о своих клиентах, не стоит, так как документы (информация), которые могут быть переданы в государственные органы, носит ограниченный характер.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Статья КоАП РФ

ст. 19.7

п. 1 ст. 15.11

п. 2 ст. 15.19

Кто штрафует

Росстат

ИФНС

ЦБ РФ

Ответственность

для должностных лиц

От 300 руб. до 500 руб.

От 5 000 руб. до 10 000 руб.

От 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

для юридических лиц

От 3 000 руб. до 5 000 руб.

Х

От 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Ко всем публикациям

5. Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Закон об аудите ввел категорию «аудиторская тайна» и раскрыл ее содержание. Согласно ст. 8 данного Закона аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Установление аудиторской тайны связано с одним из основополагающих принципов, на котором базируется аудиторская деятельность, — принципом конфиденциальности.

Вопрос об ответственности за разглашение аудиторской тайны непосредственно связан с сущностью данного правового института.

Аудиторская тайна относится к информации ограниченного доступа или, точнее, конфиденциального характера. Однако отождествлять эти два термина не следует, поскольку «конфиденциальная информация» является родовым понятием, включающим в себя другие виды информации ограниченного доступа (служебная тайна, коммерческая тайна, личная тайна и т.п.). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 . В нем в отдельную категорию выделены сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и т.д.).

Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Аудиторскую тайну следует относить к вышеназванной категории сведений конфиденциального характера не только потому, что в НК РФ имеется указание на аудиторскую тайну как на профессиональную тайну аудиторов , но и по ряду других соображений.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Во-первых, аудит является особым видом предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц), осуществляемым специальными субъектами исключительно на профессиональной основе. Данные субъекты создаются специально и исключительно для осуществления аудита и не могут заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью. Подтверждением их профессиональной компетентности является государственная регистрация в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора при соблюдении установленных для них строгих требований Закона, наличие у них лицензии на осуществление данного вида деятельности, квалификационные аттестаты, получаемые аудиторами. Никакие другие лица, кроме указанных субъектов (аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов), не могут оказывать аудиторские услуги. Поэтому получаемая аудиторами информация при проведении аудиторских проверок, оказании сопутствующих аудиту услуг связана с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей.

Во-вторых, хотя целью аудиторской деятельности является получение прибыли, а значит, она осуществляется на коммерческой основе, относить полученные аудиторами сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, к коммерческой тайне не следует. Выделение профессиональной тайны (врачебной, адвокатской, нотариальной, в том числе аудиторской, и т.п.) из ряда сведений конфиденциального характера отнюдь не основано на условиях осуществления той или иной профессиональной деятельности. Не имеет значения, работает ли профессионал на коммерческой основе или на безвозмездных началах. Например, при обращении пациента к врачу независимо от того, работает врач в платной поликлинике или нет, у него (врача) возникает обязанность хранить сведения о самом факте обращения лица за медицинской помощью, о болезни (диагноз, течение, прогноз), о примененных методах лечения и их эффективности и пр.

В этом случае законодатель прежде всего определяет источник информации, составляющей тайну профессионала. Такие сведения либо получены от лица, обратившегося к профессионалу за услугами, либо стали ему известны при осуществлении исследований, систематических наблюдений и иной деятельности.

В-третьих, на выделение аудиторской тайны в отдельную категорию конфиденциальных сведений указывает особый правовой режим, установленный для нее на уровне федерального законодательства.

Закон об аудите:

— определяет содержание аудиторской тайны, в которую входят сведения об операциях клиентов аудиторской организации, индивидуального аудитора;

— предоставляет право клиенту аудиторской организации (индивидуального аудитора) на сохранение информации в тайне от кого бы то ни было, за исключением случаев, определенных федеральными законами;

— устанавливает в отношении лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, ряд обязанностей, а именно: аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, не вправе передавать эти сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на законном основании, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений;

— определяет категорию лиц или органов, которым может быть предоставлена аудиторская тайна без письменного согласия клиента аудиторской организации (индивидуального аудитора), а также единственное основание истребования сведений, составляющих аудиторскую тайну, — судебное решение;

— возлагает ответственность на нарушителей режима аудиторской тайны.

Установленный на законодательном уровне правовой режим аудиторской тайны существенно отличается от режима коммерческой тайны, под которым понимаются правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности; при этом Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) определяет коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В информацию, составляющую коммерческую тайну, может включаться научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Исключение составляют сведения, которые не могут относиться к коммерческой тайне в силу закона и иных правовых актов.

Закон о коммерческой тайне. Статья 3 // СЗ РФ. N 32. Ст. 3283.

Обладателю такого рода информации предоставляется право вводить режим коммерческой тайны, а значит, самому определять меры по охране ее конфиденциальности. С этой целью обладатель определяет перечень такой информации, круг лиц, имеющих доступ к ней, порядок обращения с ней, регулирование отношений по использованию такой конфиденциальной информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, наносит на документы, составляющие коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна».

Таким образом, между понятиями «аудиторская тайна» и «коммерческая тайна» существует ряд принципиальных различий.

Различны основания установления содержания и объема соответствующей тайны: аудиторская тайна установлена на уровне Федерального закона, режим коммерческой тайны устанавливает ее обладатель (коммерческая организация) по своему усмотрению. При этом установление и соблюдение режима аудиторской тайны является обязанностью аудиторской организации, индивидуального аудитора, а установление и соблюдение режима коммерческой тайны — только право юридического лица, которым он может не воспользоваться.

Различны объемы правомочий обладателей соответствующих тайн. При аудиторской тайне обладатель обязан хранить сведения, составляющие аудиторскую тайну, передавать их без согласия клиента лишь в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами, вправе потребовать от виновного в разглашении таких сведений лица возмещения причиненных убытков. Правомочия обладателя коммерческой тайны значительно шире: он не только вправе устанавливать, изменять, отменять режим коммерческой тайны, но также разрешать или запрещать доступ к ней, определять порядок и условия доступа к этой информации, вводить ее в гражданский оборот на основании договоров, предусматривающих включение в них условий о конфиденциальности информации, и некоторые другие. Обязанность предоставлять информацию, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны, по запросам третьих лиц возникает у обладателя в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Сроки действия аудиторской тайны не установлены законодательно, что означает обязанность сохранять в тайне конфиденциальную информацию об операциях клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения сроков и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ним. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сведения, ее содержащие, находятся под охраной соответствующего режима. В том случае, если сведения, составляющие коммерческую тайну, стали известны лицу в силу выполнения им трудовых функций, то работник обязан не разглашать коммерческую тайну в течение двух лет после увольнения, если иной срок не установлен трудовым договором.

Можно сделать вывод, что аудиторская тайна относится к конфиденциальной информации ограниченного доступа, связанного с осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности. В отношении аудиторской тайны установлен особый правовой режим на законодательном уровне, отличный от режима коммерческой тайны.

Следует обратить внимание на характерную особенность, связанную с аудиторской тайной. Законодатель в содержание аудиторской тайны включает сведения об операциях клиентов аудитора, но устанавливает обязанность не разглашать любую информацию, ставшую известной аудитору о своем клиенте.

Это означает, что аудитор не может быть источником получения информации о предпринимателе, которому оказывались аудиторские услуги, независимо от того, какой характер носили полученные аудитором сведения (открытые или ограниченного доступа). Аудитор не вправе предоставлять какую-либо информацию о своем клиенте, в том числе даже информацию, содержащуюся в учредительных документах аудируемого лица, в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; информацию о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др. Представляется, что такие сведения могут быть получены где угодно, но только не от аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Нормы, устанавливающие режим аудиторской тайны, направлены прежде всего на защиту личных интересов проверяемых лиц. Тем не менее отношения по поводу аудиторской тайны связаны с компромиссом между частными и публичным интересами. Поэтому весьма важное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.

Но поскольку в ряде случаев имеют значение и публичные интересы, то законодательными актами могут устанавливаться случаи затребования таких сведений. Порядок предоставления конфиденциальных сведений Законом об аудите не определен. Нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, определяющие круг лиц, уполномоченных совершать такой запрос, а также нормы, предъявляющие требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.

По смыслу Закона об аудите запрос уполномоченного лица может быть сделан лишь в связи с его деятельностью. К компетенции некоторых органов государственной власти и управления отнесено право требовать информацию у разных хозяйствующих субъектов. Но аудиторская тайна имеет дополнительную защиту как конфиденциальная информация, и это означает, что такие сведения могут передаваться исключительно по судебному решению, в котором указывается лицо, уполномоченное их получить.

В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Так, п. 4 ст. 82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну, и иных лиц, в частности аудиторскую тайну. В п. 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности аудитор.

Подобные требования должны распространяться и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, других лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на законном основании (например, на профессиональные объединения, имеющие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, в силу наличия у них контрольных функций по проверке качества работы своих членов).

Что касается участия аудитора в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, то необходимо отметить отсутствие в законодательстве таких ограничений (запретов). Напротив, анализ действующего законодательства показывает, что аудиторы могут быть привлечены в качестве свидетелей для дачи свидетельских показаний, если им известно о каких-либо обстоятельствах, подлежащих установлению по рассматриваемому делу .

См.: ст. 56 УПК РФ, ст. 56 АПК РФ, ст. 69 ГПК РФ.

Действующее законодательство устанавливает систему мер ответственности за разглашение аудиторской тайны. В качестве санкций за разглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну, могут применяться не только возмещение причиненных убытков, о чем упоминается в п. 4 ст. 8 Закона об аудите, но также административные штрафы, приостановление действия лицензии или ее аннулирование и некоторые другие.

Возмещение причиненных убытков

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Закона об аудите и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом лицу, право которого нарушено, предоставляется возможность потребовать полного возмещения убытков — и в части реального ущерба, и в части упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При предъявлении иска в суд о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего органа или иного управомоченного органа. Но предъявление иска непосредственно к государственному органу или органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению. В таком случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий управомоченный орган .

См.: п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

Практика рассмотрения исков, поданных в отношении государственных органов, о возмещении убытков, связанных с разглашением конфиденциальной информации, в том числе аудиторской тайны, отсутствует (во всяком случае, она неизвестна автору).

Компенсация морального вреда

Сведения, доверенные аудитору его клиентом в силу необходимости, т.е. при проведении независимой проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности или оказании сопутствующих аудиту услуг, могут включать личные и семейные тайны.

Конституция РФ определяет, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права и другие нематериальные блага, в том числе неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Закон об аудите не содержит положений о компенсации морального вреда при несанкционированном разглашении аудиторской тайны. Однако на основании ст. 151 ГК РФ гражданин, которому причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, может потребовать компенсации морального вреда. При этом под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, которые испытывал гражданин в результате нарушения его права.

Аудиторская организация должна исходить из необходимости предотвращения даже потенциальной возможности причинения ущерба своим клиентам несанкционированным разглашением соответствующих сведений. В противном случае клиент (индивидуальный предприниматель) вправе потребовать компенсации морального вреда. Суд может возложить на нарушителя обязанность компенсировать моральный вред.

Приостановление действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности или ее аннулирование

Закон об аудите не содержит норм о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании при разглашении аудиторской тайны. Это не случайно, поскольку лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В Положении о лицензировании аудиторской деятельности нарушение требования об обеспечении сохранности аудиторской тайны называется одним из оснований для приостановления или аннулирования лицензии. Но если решение о приостановлении лицензии принимает лицензирующий орган, то аннулирование лицензии возможно лишь по судебному решению.

Приостановление действия лицензии или ее аннулирование означает, что субъект (аудиторская организация, индивидуальный аудитор) в течение определенного срока не сможет оказывать аудиторские услуги, следовательно, получать от них доходы. Таким образом, можно утверждать, что для аудиторов приостановление действия лицензии или ее аннулирование является более суровой мерой ответственности за разглашение аудиторской тайны, чем возмещение причиненных убытков, штрафные санкции или компенсация морального вреда.

Административная ответственность

КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации. В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ.

При этом объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Применяться данная мера ответственности может к гражданам, а также к должностным лицам, притом что правонарушение было совершено умышленно или по неосторожности.

Таким образом, административный штраф может налагаться на аудитора, в том числе индивидуального аудитора, должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регулирование аудиторской деятельности, других лиц, получивших доступ к аудиторской тайне на законном основании, за разглашение ими доверенной им такой информации при наличии вины.

Уголовная ответственность

При рассмотрении правовых аспектов ответственности за разглашение информации конфиденциального характера возникает вопрос, могут ли нарушители режима аудиторской тайны нести уголовное наказание.

Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что термин «аудиторская тайна» не содержится в УК РФ, а указание на аудитора имеется лишь в его ст. 202. При этом уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, предусмотрена ст. 183 УК РФ.

Статья 202 УК РФ устанавливает ответственность аудиторов за злоупотребление полномочиями. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимущества для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, — наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно, — наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В данной статье не содержится указаний на злоупотребления (в виде незаконного разглашения аудиторской тайны) аудитора своими полномочиями.

В соответствии со ст. 183 УК РФ предусмотрено уголовное наказание за сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений.

Анализ действующего законодательства показывает, что аудиторская тайна является разновидностью информации конфиденциального характера, связанной с осуществлением профессиональной деятельности аудиторами, в отношении данного объекта установлен особый правовой режим, отличный от режимов других видов конфиденциальной информации. На этом основании можно утверждать, что положения ст. 183 УК РФ не могут применяться при несанкционированном получении и разглашении сведений, составляющих аудиторскую тайну.

Можно сделать вывод, что в настоящее время привлечь к уголовной ответственности лицо, виновное в разглашении аудиторской тайны, практически невозможно.

Аудиторская тайна

Понятие аудиторской тайны

Определение 1

Аудиторская тайна – это информация, документация и отчетность, которые были получены или сформированы аудиторской группой, представителями экономического субъекта-заказчика в ходе выполнения аудиторской проверки.

При этом есть ряд исключений, т.е. информация которая формально относиться к аудиторской тайне, но ей не является, а именно:

  • Информация, которая была опубликована аудируемым экономическим субъектом самостоятельно;
  • Информация, разглашенная аудиторской организацией с письменного согласия экономического субъекта-заказчика;
  • Информация о заключении договора на оказание услуг, выполнение работ по аудиту финансово-хозяйственной деятельности заказчика между аудиторской организацией и экономическим субъектом;
  • Стоимость оказанных аудиторских услуг.

Стоит отметить, что аудиторская тайна является обязательной частью делового этикета аудиторов, и ее сохранение является неотъемлемой частью хорошей репутации аудиторской фирмы.

Замечание 1

Сведения, которые относятся к аудиторской тайне, признаются строго конфиденциальной информацией. Таким образом, за разглашение информации такого рода аудиторская организация, группа, индивидуальные аудиторы могут быть привлечены к ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Аудиторская тайна 470 руб.
  • Реферат Аудиторская тайна 230 руб.
  • Контрольная работа Аудиторская тайна 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Состав аудиторской тайны

К сведениям, которые включаются в аудиторскую тайну, как правило, относят:

  1. Учредительные документы экономического субъекта (устав, учредительный договор и т.д.);
  2. Прочие юридические документы экономического субъекта-заказчика;
  3. Программа и план, мероприятия, планируемые к проведению в ходе аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта-заказчика;
  4. Сведения о записях на бухгалтерским регистрах, информация об остатках на счетах (в т. ч. денежных средств);
  5. Сведения о поставщиках, покупателях, партнерах экономического субъекта-заказчика;
  6. Промежуточная отчетность о проведенном аудите.

Регулирование аудиторской тайны на законодательном уровне

Предмет аудиторской тайны, ответственность за ее разглашение регламентируются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», а также:

  • Налоговым Кодексом РФ;
  • Гражданским Кодексом РФ;
  • Уголовным Кодексом РФ;
  • Трудовым Кодексом РФ;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Ответственность за нарушение аудиторской тайны

Как было отмечено ранее, аудиторская тайна является конфиденциальной информацией. Таким образом, за разглашение информации такого рода аудиторская организация, группа, индивидуальные аудиторы могут быть привлечены к ответственности. Специалисты выделяют три вида ответственности за разглашение такой информации, а именно:

  • Гражданско-правовая ответственность. Данный вид ответственности регламентируется Гражданским Кодексом РФ. (ст. 15 и ст. 323) и подразумевает выплату компенсации за причинение вреда. Через подачу иска в судебные органы с аудиторской компании взыскивается сумма причинённого вреда, штрафа и стоимость проведения очередной аудиторской проверки.
  • Административная ответственность. Данный вид ответственности регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ и ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» и подразумевает наложение штрафа и обязательство выхода из саморегулируемых аудиторских организаций.
  • Уголовная ответственность. Данный вид ответственности регламентируется Уголовным Кодексом РФ (ст. 202, ст. 199, ст. 316) и подразумевает наложение штрафа/арест сроком до 6 месяцев/ лишение свободы сроком до 3 лет.

Контрольная работа: Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна

Тема: Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна

Раздел: Бесплатные рефераты по аудиту

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.17K | Скачано: 141 | Добавлен 07.10.12 в 12:09 | 0 | Еще Контрольные работы

1. Теоретические основы аудиторской деятельности 2

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание 5

3. Ситуация. Вариант №1 12

4. Список использованной литературы 14

1. Теоретические основы аудиторской деятельности

Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий. Первые упоминания об аудиторах относятся к XIX в. но, датой рождения аудита принято считать 1844 г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком – независимым аудитором. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). В настоящее время в России функционирует несколько тысяч небольших отечественных аудиторских фирм и индивидуальных предпринимателей-аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм и несколько десятков иностранных аудиторских фирм .

.На сегодняшний день, рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо — аудитор. Аудиторы, должны обладать специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, а также выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Помимо так называемого инициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит. В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями .

Основным для аудитора является аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом №307-ФЗ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N315-03 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами .

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ .

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью .

Как подчеркивается в Кодексе этики аудиторов: аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства. Таким образом, аудит является той отправной точкой, которая влияет на многие экономические характеристики конкретного предприятия и экономики страны в целом.

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.

Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг .

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм .

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений .

.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку .

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие — нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.
В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации — юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов .

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна .

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы .

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) .

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам .

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков .

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)» .

В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.

Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности». Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк .

Аудиторы при реализации поправок в жизнь будут лишены возможности «договариваться» со своими клиентами об устранении нарушений без огласки и будут обязаны сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах и нарушениях, обнаруженных в банках. Аудиторские компании превратятся в «стуковой орган». Действующий сейчас закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было. Только по решению суда.
Новый закон может оставить без работы большие аудиторские компании, а мелкие взлетят до беспредельной высоты. Они начнут торговать своими положительными заключениями за вознаграждения. И потеря лицензии им не страшна, продали заключения и закрылись. Возродились на следующий день с новым названием и юридическим лицом. .

Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.

3. Ситуация к контрольной работе

Вариант 1

Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице.

Показатель бухгалтерской

отчетности аудируемого

лица

Значение

показателя,

тыс. руб.

Учитываемая

доля

показателя

Учитываемое

значение

показателя

Выручка от продаж

(стр. 010 ф. № 2)

275 000

3

8 250

Себестоимость продаж

(стр. 020 ф. № 2)

210 000

3

6 300

Прибыль (убыток) от продаж

(стр. 050 ф. № 2)

38 000

6

2 280

Чистая прибыль

(стр. 140 ф. № 2)

15 000

6

900

Итог баланса

(стр. 300 ф. № 1)

238 000

3

7 140

Уставный капитал

(стр. 410 ф. № 1)

1000

12

120

Основные средства

(стр. 110 ф. № 1)

47 000

12

5 640

Задание: определите общий уровень существенности, учитывая, что согласно порядку его нахождения, установленному внутренним стандартом аудиторской организации, возможно исключение из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 70%.

Округление найденного общего уровня существенности допустимо по правилам округления до числа, заканчивающегося на «00», но не более, чем на 5%.

Решение

1. Определим уровни существенности в абсолютных показателях:

275 000 * 3 / 100% = 8 250 тыс. руб.

210 000 * 3 / 100% = 6 300 тыс. руб.

38 000 * 6 / 100% = 2 280 тыс. руб.

15 000 * 6 / 100% = 900 тыс. руб.

238 000 * 3 / 100% = 7 140 тыс. руб.

1 000 * 12 / 100% = 120 тыс. руб.

47 000 * 12 / 100% = 5 640 тыс. руб.

3. Определим нерепрезентативные показатели:

4 375 — 8 250 = -3 874 тыс. руб.

4 375 — 6 300 = -1 924 тыс. руб.

4 375 — 2 280 = 2 095 тыс. руб.

4 375 — 900 = 3 475 тыс. руб.

4 375 — 7 140 = -2 764 тыс. руб.

4 375 — 120 = 4 255 тыс. руб.

4 375 — 5 640 = -1 264 тыс. руб.

4. Найдем отклонения и учтем их значения:

-3 874 / 4 375 * 100 % = 88,54 %

-1 924 / 4 375 * 100 % = 43,97 %

2 095 / 4 375 * 100 % = 47,89 %

3 475 / 4 375 * 100 % = 79,43 %

-2 764 / 4 375 * 100 % = 63,17 %

4 255 / 4 375 * 100 % = 97,25 %

-1 264 / 4 375 * 100 % = 28,89 %

5. Сравним полученные значения и отбросим те из них, которые имеют значение более чем на 70%. Округлим 4 375 до «00», т.е. 4 300 тыс. руб.

4 300 * 0,7 = 3 010 тыс. руб.

4 300 + 3 010 = 7 310 тыс. руб. – верхняя граница

4 300 – 3 010 = 1 290 тыс. руб. – нижняя граница

6. Вычислим новое значение как среднеарифметическое из оставшихся членов: = (6 300 + 2 280 + 7 140 + 5 640) / 4 = 5 340 тыс. руб.

Округлим до «00», т.е. 5 300 тыс. руб.

Ответ: Общий уровень существенности равен 5 300 тыс. руб.

4. Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
» Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 01.07.2010 N 136-ФЗ).

2. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
» О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ» № 696 от 23.09.2003 г.

5. Аудит организаций различных видов деятельности:/ Ю.Ю.Кочинев СПб.: Питер, 2010 г.

6. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2005 г.

8. www.consultant.ru .

9. www.minfin.ru .

10. www.global-katalog.ru .

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0 Размер: 20.17K Скачано: 141 07.10.12 в 12:09 kruk

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

  • Теоретические основы аудиторской деятельности
  • Теоретические основы аудиторской деятельности
  • Теоретические основы аудиторской деятельности. Аудиторская тайна
  • Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна
  • Теоретические основы аудиторской деятельности
  • Основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна
  • Аудиторская выборка, уровень существенности, аудиторский риск

Что представляет собой аудиторская тайна

Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:

  • документирования в процессе аудиторской проверки;
  • хранения полученных сведений;
  • архивирования результатов аудита.

Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.

Для чего нужна аудиторская тайна?

Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

  • Сохранением конфиденциальных требований.
  • Сохранением коммерческой тайны.
  • Защитой компании от действий конкурентов.
  • Обеспечением доверия к аудиторской компании со стороны предприятия.

Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.

Составляющие тайны

Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:

  • Организационно-правовая форма.
  • Копии учредительной документации.
  • Копии различных юридических документов.
  • Аудиторская программа.
  • Документы о планировании проверки.
  • Записи об исследовании систем бухучета.
  • Исследование операций хозяйственного характера.
  • Анализ остатков по счетам бухучета.
  • Исследование тенденций работы компании.
  • Записи о характере и объеме мероприятий, проведенных в рамках аудита.
  • Материалы о работе, которая осуществлялась не аудиторами, но контролировалась ими.
  • Переписки с экспертами, касающиеся аудита.
  • Документы об экономическом состоянии компании.

Однако есть исключения:

  • Информация, разглашенная самой компанией, в отношении которой проводилась проверка.
  • Сведения разглашены с согласия компании.
  • Разглашалась информация о заключении соглашения об осуществлении обязательной проверки.
  • Разглашались данные о размере оплату услуг аудитора.

ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:

  • Гражданско-правовая. Данная форма ответственности накладывается в случае причинения вреда. Вред может быть в том числе материальным. Для того чтобы наложить гражданско-правовую ответственность на виновное лицо, требуется обратиться с иском в арбитражный суд. При этом с аудиторской компании или с индивидуального аудитора взыскивается вся сумма причиненного ущерба. К данной сумме прибавляется штраф, оплата за осуществление перепроверки. Компенсация ущерба выплачивается на основании статей 15 и 393 ГК РФ. В эту категорию также входит ответственность за разглашение коммерческой тайны, регламентируемая статьей 183 УК РФ. Также ответственность накладывается за разглашение регистров бухучета на основании ФЗ №402 «О бухучете» от 6.12.2011.
  • Административная ответственность. Это может быть выплата штрафа, выход из саморегулируемых организаций. В ФЗ №307 прописана конкретная ответственность, которую несет лицо, нарушившее аудиторскую тайну. Это может быть предписание, выход из саморегулируемой организации, письменное предупреждение о недопустимости разглашения информации, наложение штрафа. Выход из саморегулируемого объединения может быть временным (на 180 дней). Аудитор, исключенный из саморегулируемой компании, не может проводить аудит, предоставлять рекомендации по аудиту, заключать соглашения на проведение проверки.
  • Уголовная ответственность. Это наиболее тяжкая мера ответственности. Регулируется она статьей 202 УК РФ. На ее основании на виновное лицо накладывается штраф в объеме 100 000-500 000 рублей. Альтернативная мера – лишение свободы до 3 лет. При повторном правонарушении виновное лицо может лишиться свободы на срок до 5 лет. Если частный аудитор превысил свои полномочия для получения собственной выгоды, из-за чего был допущен существенный вред, накладывается штраф 100 000 – 300 000 рублей. Аудитора также могут арестовать на срок от 3 до 6 месяцев или лишить свободы на срок до 3 лет с запретом заниматься аудитом на протяжении еще 3 лет.

Также к аудитору могут быть применены эти статьи:

  • Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
  • Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.

Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.

Спорные места в законодательстве

Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.

ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх