Куперс

Бухучет и анализ

Авторские права

Новая редакция Ст. 1259 ГК РФ

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 1259 ГК РФ

1. Вопреки устоявшемуся утверждению, следует отметить, что перечень объектов авторских прав является закрытым, никакой иной объект, не указанный в ст. 1259 ГК РФ, не может получить правового режима объекта авторского права. Однако это не означает, что круг объектов авторских прав ограничен уже известными нам явлениями. Перечень закрыт, однако открытым является понятие произведения. Любой продукт интеллектуального труда, отвечающий признакам произведения, следует квалифицировать как объект авторских прав. Ситуация подобна той, которая складывается в отношении вещей, закон не содержит всего перечня вещей, а лишь указывает на объектоспособность вещи как таковой, соответственно, любое явление, которое подпадает под признаки вещи, автоматически признается объектом гражданских прав. Аналогичная логика применима и в отношении объектов авторских прав. Так, арбитражной практикой признается объектоспособным с точки зрения авторского права внешний вид (дизайн) изделий промышленного производства, если внешний вид изделия отвечает признакам произведения, соответственно, предметы дизайна по терминологии п. 1 комментируемой статьи относятся к «другим произведениям».

Соответственно, базовым понятием, определяющим объект авторских прав, является понятие произведения.

Наука.

Произведение — совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

В.И.Серебровский

2. Традиционно наукой гражданского права выделяются следующие признаки произведения: наличие творческого начала в создании произведения (произведение является результатом интеллектуальной деятельности автора); объективная форма произведения (п. 3 ст. 1259 ГК РФ); новизна (оригинальность произведения), способность к воспроизведению (копированию).

Наибольшие сложности при квалификации того или иного произведения, как обладающего признаками объекта авторских прав, в числе указанных признаков вызывает первый — наличие творческого начала. Так, до настоящего времени не утихают споры относительно объектоспособности с точки зрения авторского права картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Творческое начало в изображении геометрической фигуры на плоскости и раскрашивании ее в определенный цвет не очевидно, что позволяет многим сделать вывод о том, что столь высокая стоимость указанного рисунка определяется именем создателя, т.е. приобретение указанной картины равносильно приобретению предмета туалета Мэрилин Монро. Видится, что творческое начало следует обнаруживать не столько в способе создания произведения, сколько в идейном мире автора, что, однако, не исключает необходимости обнаружения иных признаков произведения, в том числе и оригинальности.

3. Весьма принципиальным является указание в п. 1 комментируемой статьи на то, что не являются квалифицирующими признаками объекта авторских прав достоинство и назначение произведения. Качество созданного произведения, а также возможная его бесполезность никакого правового значения не имеют. Показательным будет пример иска родителей к одному из крупных коммерческих банков, который использовал в своем рекламном проспекте рисунки детей, взятых с конкурса детского рисунка, который был проведен на средства банка.

4. Авторские права на произведение возникают в силу факта создания (поступок в системе юридических фактов), что обусловливает отсутствие необходимости государственной регистрации прав, впрочем не исключает возможности фиксации иным способом факта возникновения авторских прав, например, путем депонирования экземпляра рукописи в соответствующей организации. Частным случаем такого «депонирования» является добровольная регистрация программ для ЭВМ. Правообразующего значения такая регистрация иметь не будет, однако в случае возникновения спора по поводу авторства на соответствующую программу ЭВМ факт регистрации будет иметь значение доказательства, которое, естественно, может быть опровергнуто иными доказательствами.

Наука.

Характеру объекта соответствуют и разные черты его правового режима. Те результаты, для которых приоритетное значение имеет форма, могут охраняться на основе факта создания. Раз они уникальны, для них не требуется никакой экспертизы, регистрации. Охрана им предоставляется по системе, которую можно назвать «созидательской». Те результаты, для которых приоритетное значение имеет содержание, могут охраняться только при их специальном оформлении, проведении экспертизы, специальной регистрации. Эту систему предоставления охраны можно назвать «регистрационной».

В.А.Дозорцев

5. Пункты 5 и 6 комментируемой статьи определяют перечень произведений, которым отказывается в правовом режиме объектов авторских прав. Указанное исключение происходит по различным причинам: необходимости обеспечения беспрепятственного развития общества (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), публичности власти (подп. 1, 2 п. 6 ст. 1259 ГК РФ), невозможности охраны прав лица в силу его неизвестности (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ), отсутствия творческого начала и обеспечения права всех и каждого собирать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Указанные положения, за исключением последнего, не вызывают принципиальных возражений. Новостные программы в зарубежных странах существенно отличаются от таковых, распространяемых в России. Иностранные журналисты сухо излагают факты, не более того, в свою очередь, российская журналистика традиционно подвергает каждое событие анализу, что выводит его за рамки «информационного сообщения» (для примера, сравните Euronews и любую новостную программу российского производства).

6. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает правила охраноспособности названий произведений и персонажей. Общее правило: название произведения и персонажи признаются объектом авторского права только в том случае, если они отвечает критериям объектоспособности, признакам произведения. Так, название «Ночной дозор», имя Волкодав не содержат в себе критериев творческого начала, так как являются лишь обозначением караула, сторожевой охраны, обозначением свойств известного лица. В свою очередь, название «Кин-Дза-Дза», имя Грумбумбес обладают творческим началом, являются оригинальными, соответственно, подлежат охране. Так, решением суда было отказано в защите авторских прав на словосочетание «33 коровы» по мотиву того, что оно общеупотребительно, соединение слов в единое словосочетание не является обособленным литературно-художественным образом, самобытным наименованием, специфически присущим индивидуальному творчеству какого-либо одного определенного автора.

Видится, что в отношении каждого из подобных объектов авторских прав следует устанавливать их критерии относимости к произведениям, единственное, что следовало отметить, — в любом случае должны признаваться объектом авторским прав названия произведений и персонажи, имена которых являются вымышленными и не имеют эквивалента в современном языке.

Наука.

Письма как объект авторских прав. Может ли письмо (корреспонденция) быть объектом авторских прав? Зачастую сборники писем публикуются, являются предметом анализа (Шариков П.П. прочитал переписку Энгельса с Каутским). Письма бывают весьма оригинального содержания, встречаются письма со стихами, бывают с художественными рисунками и даже с музыкальным содержанием — письма Мендельсона. В данном случае следует отталкиваться от содержания письма, если оно по своему содержанию отвечает признакам произведения, то таковое следует признать объектом авторского права (письмо литературного содержания). Письмо содержания нелитературного может быть объектом права, но это не авторское право, это право собственности на материальный носитель.

Другой комментарий к Ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права: способы их выражения, форму, основания возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.

В пункте 1 рассматриваемой статьи объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения, причем указанное подразделение является традиционным как с точки зрения видов указанных произведений, так и с точки зрения порядка их перечисления.

Так, первыми указаны литературные произведения, имея в виду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (рассказы, повести, романы, поэмы, эпиграммы и т.д.).

В то же время, учитывая различный способ выражения драматических произведений и произведений хореографии и пантомимы, они разделены.

После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно в результате «живого» исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра аудиовизуального произведения (концерта, музыкального фильма и т.д.). Поэтому следом идут аудиовизуальные произведения.

Даже анализ уже перечисленного показывает, что жесткой границы, разделяющей произведения в зависимости от способа их выражения, не существует. Музыкальные произведения могут присутствовать в музыкально-драматических произведениях. Хореографическое произведение, записанное на пленку, становится аудиовизуальным.

Далее следуют произведения изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. Сюда относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто. Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется. Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав <1>.
———————————
<1> Указ. соч. С. 75.

Наконец, последними указаны научные произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов и пластических произведений. К их числу относятся географические карты, планы топографии и т.д.

Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера. Возможны и другие произведения, что прямо отмечено в рассматриваемом пункте.

В пункте 1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения. В то же время их нельзя отнести к произведениям. По сути, все объекты авторского права в связи с этим можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия. Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК РФ).

В то же время отнесение последних к числу объектов авторского права потребовало более точного определения их правового режима. Этому служит положение п. 1 о том, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения.

2. В пункте 2 ст. 1259 дается перечень произведений, которые не являются оригинальными. Результат творческой деятельности редко бывает абсолютно оригинальным с точки зрения его содержания. Использование сюжетов из жизни, рассказов знакомых, исторических событий является важнейшим условием творческой деятельности автора. Источником творчества автора может стать и другое произведение. В этом случае произведение может быть как оригинальным, так и производным. В первом случае автор использует чаще всего содержание одного произведения для создания другого, иногда с помощью того же способа выражения. Например, использование А.С. Пушкиным содержания отдельных глав «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина для создания «Бориса Годунова». Но автор может не просто заимствовать сюжет, героев из другого произведения, а осуществить его переработку путем перевода на русский язык или инсценировки. В этом случае речь идет о производных произведениях.

Творческий характер может носить даже подбор или расположение произведений или других материалов, не охраняемых авторским правом (например, сборники, справочники, антологии).

При этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторского права с точки зрения их формы и способов выражения (литературные, музыкальные). Именно поэтому они выделяются в п. 2 комментируемой статьи.

3. В пункте 3 указываются те формы, в которых могут существовать произведения.

Форма произведения имеет два аспекта. Во-первых, как основа правовой охраны произведения, т.е. те характеристики произведения, которые отражают творчество автора: язык, способ изложения, форма подачи информации и т.д.

Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения, то, благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. То есть, по сути, речь идет о способах фиксации и (или) «доведения». Причем эти способы позволяют фиксировать и «доводить» не только произведения, но и любую необходимую информацию. Пункт 3 говорит как раз о таких формах. Гражданский кодекс не содержит требования о воспроизводимости применительно к форме произведения. Однако следует отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения. В противном случае оно не является формой произведения.

Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и пр.);

звуко- и видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

а равно другие формы.

При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт придумал стихотворение, которое сразу публично произнес, а затем записал. То есть сначала мы имели дело с устной формой, а потом форма стала письменной.

Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. Музыкальное произведение может существовать в виде нотной записи и в виде звукозаписи.

Для устной формы характерно то, что она всегда сопряжена с обнародованием произведения. Если поэт прочел придуманное им стихотворение в пустом зале, то говорить о наличии устной формы произведения просто бессмысленно; произведение нельзя признать объективизированным. Если же осуществляет запись, то произведение также будет существовать не в устной форме, а в форме звуко- или видеозаписи.

Закрепление произведения в какой-либо форме (за исключением устной) связано с появлением его материального носителя (бумага, блокнот, кассета, картина, диск, скульптура, макет и т.д.).

Перечень форм в соответствии с п. 3 — не закрытый, допускаются иные формы. К их числу следует отнести запись литературного произведения в память ЭВМ, поскольку это нельзя отнести ни к письменной форме, ни к изображению, ни к звуко- или видеозаписи.

4. Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и отдельных его частей или даже отдельных образов (персонажей), созданных автором, как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

Возможность признаваться самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит, необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.

Это предусмотрено в п. 7 рассматриваемой статьи. В соответствии с этим пунктом объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж. При этом с точки зрения коммерческого использования интересны как раз такие части, названия, персонажи, которые являются результатом творческой деятельности.

Наибольший интерес представляет персонаж — образ, созданный автором. В основе этого образа может быть реальный человек или даже историческая личность. Но с точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые явились результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.

5. Наконец, в п. п. 5 и 6 комментируемой статьи устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектом авторского права. Они разбиты на две группы. К первой (п. 5) относятся такие результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем!) с помощью других институтов интеллектуальных прав. Например, способы и решения технических задач могут быть признаны в соответствии с п. 1 ст. 1350 ГК изобретением. Методы и решения организационных задач, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, могут быть признаны секретом производства. Научные открытия представляют собой неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, поскольку они не включены в перечень объектов интеллектуальных прав, указанный в п. 1 ст. 1225 ГК.

Сведения, документы, символы и знаки, указанные в п. 6, могут быть результатом творческого труда их авторов и с точки зрения своей сущности не отличаться от других объектов авторского права — произведений литературы, науки, искусства. Однако публичные интересы применительно к данным объектам абсолютно несовместимы с возможностью предоставления им какой бы то ни было частноправовой охраны. Использование официальных документов, флагов, гербов, орденов, денежных знаков не может быть обусловлено соблюдением авторских прав на них, что предопределяет отсутствие их в числе объектов этих прав.

Произведения фольклора (народные песни, частушки, пословицы, поговорки) не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектами авторских прав.

Сообщения, указанные в подп. 4 п. 6, нельзя отнести к произведениям. Они сводятся исключительно к доведению конкретного факта, например, о том, что поезд N 121 отправляется с четвертого пути, а программа о животных выйдет в эфир в 15 ч. 30 мин. С этой точки зрения они не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающим последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсы, комментарии и пр. могут стать объектами авторских прав.

В главе «Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

  1. Объекты авторских прав.
  2. Кто является автором и правообладателем?
  3. Возникновение и регистрация авторских прав.
  4. Виды авторских прав.
  5. Исключительное право на произведение.
  6. Срок действия авторского права.
  7. Территория действия авторских прав .

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права.

Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга «Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.
Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.
Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах.

Виды авторских прав.

Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.
В) Иные авторские права, к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения.

Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя.

Авторские права: срок действия.

Срок действия авторских прав зависит от их вида:

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.
Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Эта страница является частью правил русского Викиучебника.Изложенному здесь должны следовать все участники. Прежде чем редактировать, убедитесь, что вносимые изменения соответствуют консенсусу. Если есть сомнения, обсудите на странице обсуждения.

Действия участников русского Викиучебника в области соблюдения авторских прав должны быть согласованы с:

Лицензии CC-BY-SA-3.0 и GFDL, по которым публикуются и распространяются текстовые материалы русского Викиучебника, позволяют их распространение, изменение и использование в любых (в том числе коммерческих) целях при условии, что лицензии остаются в силе и указывается ссылка на Викиучебник как на источник. В Викиучебнике отсутствуют неизменяемые разделы, а также вступительные и заключительные тексты.

В соответствии с соглашениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, авторское право распространяется по умолчанию. Это значит, что даже произведения, не обозначенные знаком охраны авторского права, могут быть объектом авторского права.

Использование сторонних текстов при написании учебников

Текст может быть размещён в русском Викиучебнике только при выполнении одного из следующих условий:

  • если этот текст является общественным достоянием (как в США, так и в стране происхождения);
  • если этот текст не является объектом авторского права (например, в ряде стран к таким текстам относят законы и другие официальные документы, фольклор, расписания движения транспорта и телепередач);
  • если вы являетесь автором этого текста и согласны с его распространением, изменением и использованием (в том числе коммерческим) на условиях лицензии CC BY-SA ;
  • если правообладатель этого текста дал разрешение на распространение, изменение и использование (в том числе коммерческое) на условиях лицензии CC BY-SA (и, возможно, GFDL).

Внимание! Во избежание ошибки при заимствовании следует анализировать достоверность и состав авторских прав на произведения в источниках заимствования.

Допускается заимствование фактов (фактической информации) об объекте статьи.

Допускается использование цитаты в объёме, оправданном целью цитирования.

Использование текстов внутри Викиучебника

При копировании текстов из других статей Викиучебника или при переводе текстов из других языковых разделов Викиучебника необходимо также соблюдать авторские права, а именно выполнять требования Условий использования и лицензий GNU FDL и Creative Commons Attribution/Share-Alike 3.0 и указывать авторов статьи, например, через добавление ссылки на историю правок другой статьи (на странице обсуждения с помощью шаблона {{Переведённая статья}} или в комментариях к правке) или через прямое перечисление основных авторов заимствованного материала.

Ответственность за нарушение авторских прав

За нарушение авторских прав правилами Викиучебника предусмотрены административные меры воздействия, вплоть до полного запрещения нарушителю доступа к сайту.

Вне Викиучебника за нарушение авторских прав предусмотрены меры административной, уголовной и гражданской ответственности.

Административные и уголовные дела рассматриваются по месту совершения правонарушения, а гражданские иски — по месту жительства (нахождения) нарушителя.

См. также

  • Википедия:Текст лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported
  • Википедия:Текст лицензии GNU Free Documentation License 1.3
  • Википедия:Правовая основа
  • Нарушение авторского права
  • Википедия:Форум/Авторское право
  • Википедия:Форум/Авторское право/FAQ
  • Лицензии и инструменты Creative Commons
  • Свободный контент
  • Список сайтов, использующих материалы Википедии

Примечания

п·о·р Правила и указания Викиучебника

Основные принципы

Что такое Викиучебник · Принятие решений · Авторские права · Правьте смело · Этикет

Книжные стандарты

Именование · Категории · Нейтральная точка зрения · Аннотированные тексты · Избранные учебники

Контент

Защита страниц · Блокировки · Вандализм · Удаление · КБУ · Медиа · Личная страница

Участники и учётные записи

Администраторы (ЗСА) · Боты · Полный список

*Не принятое правило


Начало. Ученые, исследовавших историю того, как возникла идея фиксации и регистрации авторских прав (укр. — авторське право, а сокращенно — АП,), чаще всего связывают эту потребность с началом книгоиздания в Европе. Таким образом, в начале пошли товары (книги) и деньги за них. И, скорее всего, одновременно с этим уже появилось желание книгоиздателей защитить свои прибыли. А значит — и монополизировать конкретные права на содержание конкретной книги. Конечно же, и регистрация авторских прав — это только последствие признания самих этих монопольных прав.

Последствия. 15.11.1995 года ЮНЕСКО учредила Всемирный день книг и авторского права. И теперь 23 апреля он ежегодно отмечается во всем мире.

Две модели (системы) авторских прав.
Правоведы разделяют две системы авторского права: англо-саксонская (англо-американская) и романо-германская (континентальная).
Согласно англо-американской модели АП признаваться автором может как физлицо, так и юрлицо. И, как верно делают акцент американцы и англичане, основа основ — это имущественные права. То бишь ДЕНЬГИ. Поэтому можно сказать, что Англо-американская модель акцентируется на защите финансовой стороны АП.
Согласно континентальной модели (а это большинство государств Еросоюза и, в том числе — Украина) Его Величество Автор — только физическое лицо. Кроме этого постулата, в континентальной модели АП поделены на НЕимущественные (личностные, неотделимы от автора права) и, конечно же — Имущественные права. Личные, неимущественные права всегда принадлежат только Автору. А вот имущественные АП — могут предоставляться Автором другим лицам. Действующее украинское законодательство, регулирующее вопросы авторского права, строится именно по принципам континентальной модели права. Автор, как это закреплено в законодательстве Украины — это (и только!) физическое лицо, которое своей творческой работой создало произведение. Юридическое лицо не может быть автором.

Законодательство Украины об Авторских правах.

За годы независимости в Украине сформирована целая система законов и подзаконных актов, специально регулирующих предмет АП и смежных прав. В первую очередь надо отметить Положения Гражданского кодекса. Глава 36 и 37 ГК Украины регулируют основные положения АП и СМЕЖНЫХ прав. Более расширенно трактует нормы АП Закон Об авторском праве и смежных правах (укр. — Про авторське право і суміжні права) . Имеется огромное количество подзаконных актов (Постановлений Кабмина, Приказов министерств и т.п.)., имеющих нормы, касающиеся и АП. Особенно велико нормативное регулирование прав разработчиков и дистрибьюторов компьютерных программ, фонограмм (музыки), кинофильмов и тому подобное.

Объекты АВТОРСКИХ прав.

Согласно Гражданскому кодексу Украины, предусмотрены следующие объекты АП:

1. Литературные и художественные произведения, в частности:

  • романы, поэмы, статьи и прочие письменные произведения;
  • лекции, речи, проповеди и прочие устные произведения;
  • драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические, другие сценические произведения;
  • музыкальные произведения (с текстом или без текста);
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, архитектуры, скульптуры и графики;
  • фотографические произведения;
  • произведения народного искусства;
  • иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, которые касаются географии, топографии, архитектуры или науки;
  • переводы, адаптации, аранжировка и прочие переработки литературных или художественных произведений;
  • сборники произведений, если их отбор или упорядочение их составных частей является результатом интеллектуальной деятельности;
  • 2. Компьютерные программы. На нашем сайте tm.ua хорошо изложено как проходит регистрация авторских прав на компьютерную программу.

    3. Компиляции данных (базы данных), если их отбор или упорядочение их составных частей является результатом интеллектуальной деятельности;

    4. Другие произведения. (Таким образом, Гражданский кодекс устанавливает, что приведенный выше перечень не является окончательным!)

    НЕ являются объектами авторского права:

    1. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, решения и т.п.), а также их официальные переводы;

    2. Государственные символы Украины, денежные знаки , эмблемы и т.п. объекты, утвержденные органами государственной власти;

    3. Сообщения о новостях дня или другие факты, которые имеют характер обычной пресс-информации;

    4. Другие произведения, установленные законом.

    Согласно Закону Украины «Об авторских и смежных правах» также (кроме уже упомянутых выше) не охраняются (не являются объектами авторского права):

  • произведения народного творчества (фольклор);
  • символика территориальных общин; символы и знаки предприятий, учреждений и организаций;
  • расписания движения транспортных средств, расписания теле-радиопередач, телефонные справочники и прочие аналогичные базы данных, которые не отвечают критериям оригинальности и на которые распространяется право suі-generіs (своеобразное право, право особого рода);
  • предусмотренная Законом «Об авторских и смежных правах» правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на любые идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены и проиллюстрированные в произведении< (которое само по себе может быть объектом авторского права).
  • ПРАВА АВТОРА
    НЕимущественные (личные) права Автора:

    1. Право на признание человека творцом (автором, исполнителем и т.п.) объекта авторского права ;

    2. Право препятствовать любому посягательству (на его авторские права), способному нанести ущерб чести или репутации творца объекта авторского права;

    3. Право требовать указания своего имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;

    4. Право запрещать указания своего имени в связи с использованием произведения;

    5. Право избирать псевдоним в связи с использованием произведения;

    6. Право на неприкосновенность произведения.

    Личные (неимущественные) права интеллектуальной собственности не могут отчуждаться (передаваться), за исключениями, установленными законом. Личные неимущественные права автора не зависят от его имущественных прав.

    Интересным для авторов может быть и положения Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». В свою очередь «знаки товаров и услуг» — это именно торговые марки (общемировой термин). И ст. 6 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» говорит, что не может быть проведена регистрация торговой марки, которая «воспроизводят названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, произведения искусства и их фрагменты без согласия владельцев авторского права или их правопреемников» (перевод — автора).

    Имущественные права Автора:

    1. Право на использование произведения. Право на использование произведения автором (или другим лицом, которое имеет авторское право) разрешает ему использовать произведение в любой форме и любым способом;

    2. Исключительное право разрешать использование произведения;

    3. Право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование;

    Исключительное право автора (ли другого лица, которое имеет авторское право) разрешать или запрещать использование произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:

    1) воспроизведение произведений;

    2) публичное выполнение и публичное оповещение произведений;

    3) публичную демонстрацию и публичный показ;

    4) любое повторное оповещение произведений, если оно осуществляется другой организацией, чем та, что осуществила первое оповещение;

    5) переводы произведений;

    6) переработки, адаптации, аранжировка и прочие подобные изменения произведений;

    7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т.п.;

    8) распространение произведений путем первой продажи, отчуждение другим способом или путем сдачи в имущественный найм, или в прокат, или путем иной другой передачи для первой продажи экземпляров произведения;

    9) представление своих произведений для всеобщего извещения публики таким образом, которым ее представители смогут осуществить доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору;

    10) сдача в имущественный наем и (или) коммерческий прокат после первой продажи, отчуждение другим способом (продажа авторских прав) оригиналов или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме или в форме, которую считывает компьютер;

    11) импорт экземпляров произведений.

    12) этот перечень не является исчерпывающим!

    Срок действия имущественных (материальных) АП

    Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на объекты авторского права начинается с момента создания произведения, действует в течение всей жизни автора и истекает через семьдесят лет, которые отсчитываются от 1 января года, следующего за годом смерти автора или последнего из соавторов, который пережил других соавторов.

    Знак авторских прав:

    Лицо, которое имеет АП (автор произведения или любое иное лицо, которому на законных основаниях передано имущественные права на это произведение), для сообщения/предупреждения о своих правах может использовать знак охраны авторского права. Этот знак состоит из таких элементов: латинская буква «c», обведенная окружностью; имя лица, которое владеет авторским правом; год первой публикации произведения. Знак охраны авторского права проставляется на оригинале и каждому экземпляре произведения. Иногда уместно и присутствие слова copyright.

    Например: © Кондратюк И.В., 2005.

    Регистрация авторского права:

    Согласно п. 5 ст. 11 Закона «Об авторском праве и смежных правах» субъект АП для засвидетельствования авторства на оглашенное или не оглашенное произведение, факта и даты опубликования произведения, а также договора, которые касаются прав автора на это произведение, в любое время на протяжении срока охраны своего права может зарегистрировать свое авторство в соответствующих государственных реестрах. Регистрация авторства — наиболее эффективный способ фиксации ваших прав на объект интеллектуальной собственности.

    Здесь мы изложили для Вас регистрации авторских прав на сайт

    Мы способны защитить Ваши права и интересы!

    Каждый день в мире создаются тысячи вещей, которые юристы называют интеллектуальной собственностью. А у любой собственности есть владелец.
    Компаниям, которые сотрудничают с авторами, важно знать все подводные камни по их правам, чтобы не обрасти штрафами и не обидеть «художников».

    Что такое авторские права

    Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Его регулирует целый раздел в Гражданском кодексе.
    В самом понятии различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение. К субъектам авторского права относятся:

    • предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
    • работодатели;
    • заказчики;
    • наследники автора или иного обладателя авторского права.

    К объектам относится конечный продукт творчества. В ГК РФ этот список четко прописан.

    • литературные произведения;
    • программы для ЭВМ;
    • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
    • хореографические постановки и пантомимы;
    • музыка и песни;
    • аудиовизуальные работы: фильмы, диафильмы;
    • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
    • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
    • фотографии и их аналоги;
    • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    • операционные системы на любом языке и в любой форме;
    • производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки;
    • сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения.

    Но есть и то, на что авторское право не распространяется. Следовательно, такие вещи защитить нельзя:

    • официальные документы: законы, судебные решения;
    • государственные символы и знаки: флаги, гербы, ордена, денежные знаки;
    • произведения народного творчества;
    • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
    • короткие названия и лозунги.

    Давайте на примерах разберемся с тонкостями авторского права.

    Нарушение авторских прав

    Ситуация первая
    Иван рассказал своему другу Степану, что он хочет открыть кафе. В деталях описал интерьер и меню. Спустя три месяца Степан открывает кафе. Оно приносит большой доход. Иван возмущен и хочет потребовать компенсацию за кражу идеи. Нарушил ли Степан авторские права?
    К сожалению, закон не защищает идею. Ее очень сложно обосновать юридически. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции — нет. Поэтому и возникает путаница. Поэтому, если вам в голову пришла интересная идея, то поспешите ее реализовать.
    Ситуация вторая
    Анна хочет делает авторские украшения и хочет продавать их через интернет. Она просит своего друга Артема сделать сайт для магазина. Когда Артем скинул ей ссылку, то Анне он показался знакомым. Присмотрелась — он напоминал ей сайт другого известного магазина. Анна просит переделать сайт, потому что боится исков от бренда-прообраза. Нарушил ли ее друг Артем авторские права?
    Нет, не нарушил. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое. Артем зашел на сайт известного бренда одежды и решил перенести несколько элементов в свою работу. Если бы он попиксельно скопировал стиль всего сайта — это было бы нарушение. Анне беспокоиться не стоит. Кстати, ее украшения тоже охраняет авторское право!
    Ситуация третья
    Компания «Квас для вас» делает рекламный ролик. Чтобы сэкономить бюджеты и время, компания добавила в видеоряд отрывки рекламы напитков другого производителя. Есть ли здесь нарушение?
    Да, здесь явное нарушение. Плагиат — это присвоение авторства чужого произведения. Его цель — заработать деньги или прославиться за чужой счет. Это и сделала компания «Квас для вас». Они не сняли свою рекламу, а использовали кусочки из более успешного ролика. К цитированию или заимствованию эту ситуацию отнести нельзя. Плагиатору грозят обязательные или исправительные работы, штраф или арест до двух лет.
    Ситуация четвертая
    Дизайнер Олег разработал сайт для старого знакомого. Понадеявшись на хорошие отношения, он не заключил с ним договор. После сдачи, Олег опубликовал работу в своем портфолио. Клиент потребовал удалить работу и угрожал засудить дизайнера за нарушение авторских прав. Ведь он их передал! Должен ли Олег пойти навстречу клиенту?
    Нет, не должен. Олег является единственным автором сайта. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких‑либо иных формальностей. Олег и любой другой дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Для этого нужно подписывать специальный договор.
    Ситуация пятая
    Эксперт Катя написала серию статей для сайта компании. Она подписала договор, где был пункт о передаче неимущественных прав на эти статьи компании-заказчику. В итоге статьи выходят с сотней непонятных вставок. Так как статьи подписаны, они наносят вред репутации Кати как эксперта. Она просит отозвать статьи, но компания отказывается — она же отказалась от прав. Что делать?
    Права Катя. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. Здесь нужно понимать, что относится к неимущественным и имущественным правам.
    Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

    • право авторства;
    • право на имя;
    • право на обнародование, включая право на отзыв;
    • право на неприкосновенность произведения.

    Важно: неимущественные права передавать нельзя. Если такая формулировка есть в договоре — это нарушение.
    Имущественные права автора закреплены в статье 1270 ГК РФ:

    • право на воспроизведение;
    • право на распространение;
    • право на импорт;
    • право на публичный показ;
    • право на публичное исполнении;
    • право на переработку;
    • право на перевод и обработку.

    То есть, компания могла размещать статьи Кати или, например, переводить их. Но заниматься самоуправством — нет.
    Ситуация шестая
    Лена выступает на конференции о дизайне и рекламе. В презентации она использует логотипы разных компаний. Каждый из них подписан: есть автор и источник. Не нарушила ли Лена авторские права владельцев логотипов?
    Нет, не нарушила. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования. Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Но если указать автора и при этом использовать свою работу в коммерческих целях, цитатой это не назовешь.
    Ситуация седьмая
    Компания «БэстДиджитал» заключила лицензионный договор с программистом Александром. По договору он предоставлял права использования авторской базы данных «IT-neXt». Компания продала копию базы данных без согласия Александра. Может ли Александр подать на компанию в суд?
    Да. Компания нарушила исключительные права Александра. Исключительное право на любое произведение – единое и неделимое. Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни. Потом еще 70 лет оно принадлежит его наследникам. Потом оно отчуждается — его продают или дарят другому человеку или организации по договору.
    Исключительное право позволяет его обладателю:

    • использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;
    • распорядиться исключительным правом на произведение, а именно:
      • передать его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;
      • предоставить другому лицу право использовать произведение по лицензионному договору (лицензии исключительной или простой).

    Александр не отчуждал права компании «БэстДиджитал» — недобросовестных пользователей ждет административный штраф.

    Важные правила

    • Авторские права возникают в момент создания произведения.
    • Внимательно читайте договоры, чтобы случайно не отказаться от своих прав.
    • Неимущественные права передавать нельзя.
    • Патентуйте свои проиведения или используйте другие механизмы защиты.
    • Цитируйте только по делу и всегда указывайте автора и источник.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх