Куперс

Бухучет и анализ

Бесхозяйный учет

Органы местного самоуправления в целях постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от 10.12.2015 № 931 (далее — Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931), с приложением необходимых документов предусмотренных частью 10 статьи 32 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон №218-ФЗ), пунктом 30 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» от 31.12.2015 N 1532.

При этом, при наличии сведений об объекте недвижимого имущества в кадастре недвижимости в графе 3 заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей должен быть указан его кадастровый номер .
В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом №218-ФЗ (пункт 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931).
В этом случае кроме заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей и необходимых для этого документов, должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете:
— если объект недвижимости при этом, согласно части 4 статьи 69 Закона №218-ФЗ является ранее учтенным объектом недвижимости, внесение сведений о нем в ЕГРН будет осуществлено в порядке, установленном частями 5 и 8 статьи 69 Закона №218-ФЗ;
— если объект недвижимости не является ранее учтенным, к заявлению о ГКУ должны быть представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета, в частности согласно статье 14 Закона №218-ФЗ, технический план объекта недвижимости.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

Об организации учета государственного имущества Орловской области и ведения реестра государственного имущества Орловской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 декабря 1998 г. № 640
г. Орел

Об организации учета государственного имущества Орловской области и ведения реестра государственного имущества Орловской области

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» и с целью создания строгой системы учета государственного имущества Орловской области, совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об учете государственного имущества Орловской области и ведении реестра государственного имущества Орловской области.

2. Возложить на комитет по управлению имуществом Орловской области (Юшков Ю.А.) организацию учета государственного имущества Орловской области и ведение реестра государственного имущества Орловской области (далее — реестр).

3. Зарегистрированным на территории Российской Федерации, в частности на территории Орловской области юридическим лицам, имеющим государственное имущество Орловской области на праве оперативного управления, на праве хозяйственного ведения, в доверительном управлении, в безвозмездном или ином пользовании, 6-месячный срок получить свидетельство о внесении в реестр указанного имущества.

4. Областному фонду имущества, управлениям областной администрации, в ведении которых находятся государственные предприятия и государственные учреждения, ежегодно, до 1 марта текущего года представлять в комитет по управлению имуществом Орловской области сведения по форме приложения № 5 к Положению о вышеуказанных областных государственных предприятиях и государственных учреждениях, а также об акционерных обществах, в состав учредителей которых они входят по поручению администрации Орловской области и в органы управления которых назначены представителями Орловской области работники фонда и областных управлений.

5. Рекомендовать государственной налоговой инспекции по Орловской области (Рыжов В.И.) обеспечить поступление в комитет по управлению имуществом Орловской области ежеквартально данных балансовых отчетов юридических лиц об имеющемся у них государственном имуществе Орловской области.

6. Рекомендовать Орловскому областному комитету государственной статистики (Молоканов В.Д.), комитету по земельным ресурсам и землеустройству Орловской области (Юдин Г.М.) обеспечить представление в комитет по управлению имуществом Орловской области в согласованном с ним порядке обновляемой информации о юридических лицах, имеющих государственное имущество Орловской области и земельных участках, закрепленных за ними.

7. Установить, что изготовление необходимого количества свидетельств о внесении в реестр государственного имущества Орловской области, финансируется из областного бюджета, работа по учету и ведению реестра финансируется за счет средств, выделяемых на содержание комитета по управлению имуществом Орловской области.

8. Рекомендовать органам местного самоуправления и главам администраций городов и районов области организовать автоматизированный учет и ведение реестров муниципального имущества с использованием средств вычислительной техники, разработать соответствующие положения об учете и ведении реестров муниципального имущества и использовать разработанное по заказу комитеты по управлению имуществом Орловской области программное обеспечение «Реестр государственного (муниципального) имущества».

9. Разработчику программного обеспечения — региональному центру сбора и обработки информации «Социнформ» (Анцупов В.В.) осуществить безвозмездную передачу городским и районным отделам по управлению муниципальным имуществом по их заявке программного обеспечения «Реестр государственного (муниципального) имущества», а кроме того, организовать на договорной основе установку программы и обучение специалистов соответствующих отделов.

10. Опубликовать настоящее постановление и Положение со всеми приложениями в газете «Орловская правда».

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Меркулова П.А.

12. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

Глава администрации Е.С. Строев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главы администрации Орловской области
от 17 декабря 1998 г. № 640

ПОЛОЖЕНИЕ
об учете государственного имущества Орловской области и ведении реестра
государственного имущества Орловской области

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок учета государственного имущества Орловской области и ведения реестра государственного имущества Орловской области (далее — Реестр) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области, регулирующими отношения, возникающие при использовании, управлении и распоряжении государственным имуществом Орловской области и создании информационной системы.

2. В настоящем Положении под реестром понимается областная информационная система — база данных, содержащая перечни объектов учета и данные о них, а также подлежащая учету в Государственном регистре баз и банков данных.

3. Объектами учета Реестра (далее — объекты учета), расположенными как на территории Орловской области, так и за ее пределами, являются:
а) государственное имущество Орловской области, закрепленное на праве хозяйственного ведения за областным государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за областным казенным предприятием или областным государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности Орловской области предприятие в целом как имущественный комплекс;
б) находящиеся в государственной собственности Орловской области акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество Орловской области, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
в) иное находящееся в государственной собственности Орловской области недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

4. Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.).

II. Порядок учета государственного имущества Орловской области

5. Учет государственного имущества Орловской области включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

6. Учет государственных природных ресурсов, находящихся на территории Орловской области, организуется и осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти — их территориальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Для учета государственного имущества Орловской области, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в частности на территории Орловской области, юридическое лицо (заявитель) представляет в Комитет по управлению имуществом Орловской области (далее — Комитет):
а) заявление за подписью руководителя юридического лица на получение Свидетельства о внесении в Реестр объекта учета (далее Свидетельство по форме приложения № 1);
б) заполненную карту учета государственного имущества Орловской области, имеющегося у юридического лица (далее — Карта), с перечнем объектов недвижимого имущества и перечнем движимого имущества по формам согласно приложениям № 2, № 3 и № 4;
в) копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.
Все документы, представляемые в Комитет, должны быть в установленном порядке пронумерованы, прошиты и скреплены печатью соответствующего юридического лица.

8. Комитет регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и внесение их в Реестр.

9. В случае возникновения у Комитета сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений.

10. Комитет принимает решение об отказе в выдаче Свидетельства в случае, если:
а) установлено, что объект учета не является государственным имуществом Орловской области;
б) заявитель после приостановки учета не представил в установленный срок дополнительные сведения;
в) представленные материалы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

11. При принятии решения об отказе в выдаче Свидетельства заявителю не позднее пяти дней после его принятия направляется сообщение об отказе (с указанием его причины).
Заявитель вправе обжаловать отказ в установленном законодательством порядке, в том числе в Министерство государственного имущества Российской Федерации.

12. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.
В случае отказа в выдаче Свидетельства по основаниям, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 10 настоящего Положения, объекту учета присваивается временный реестровый номер.

13. Государственное имущество Орловской области, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

III. Порядок ведения реестра

14. Ведение Реестра осуществляется использованием средств вычислительной техники — на магнитных носителях. Ведение Реестра означает включение (внесение) в него объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение (удаление) из Реестра при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Данные об объектах учета, исключаемых из Реестра, переносятся в архив.

15. Ведение Реестра производится Комитетом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Орловской области и в порядке, рекомендованном Министерством государственного имущества Российской Федерации.
Учету в Реестре подлежат все объекты недвижимого имущества, а также следующие объекты движимого имущества:
— находящиеся в государственной собственности Орловской области акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ;
— государственное движимое имущество Орловской области, имеющееся у хозяйственных обществ и товариществ, не вошедшее в уставный капитал;
— нематериальные активы областного государственного унитарного предприятия или областного государственного учреждения;
— государственное движимое имущество областного государственного унитарного предприятия или областного государственного учреждения, балансовая стоимость которого превышает тысячакратный размер установленной законом минимальной заработной платы;
— автотранспорт;
— средства оргтехники и вычислительной техники.

16. Юридические лица, получившие свидетельства, ежеквартально, в течение месяца, следующего за отчетным кварталом (двух месяцев с начала текущего года), представляют в Комитет копии балансовых отчетов и иных документов об изменении данных об объектах учета, а также ежегодно, до 1 апреля текущего года, обновленные карты учета.

17. Комитет осуществляет:
а) учет в Реестре объектов государственного имущества Орловской области согласно пункту 15 настоящего Положения;
б) организацию защиты информации;
в) учет сведений о государственном имуществе Орловской области, представляющих государственную тайну, который ведется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны;
г) контроль за сведениями по областным государственным унитарным предприятиям, областным государственным учреждениям и акционерным обществам, в органы управления которых назначены представителями Орловской области работники областных органов исполнительной власти, по состоянию на 1 января текущего года, представляемых органами исполнительной власти Орловской области в течении месяца, следующего за отчетным годом, на магнитных или бумажных носителях по форме приложения № 5.

IV. Порядок предоставления информации, содержащейся в реестре

18. Информация об объектах учета, содержащаяся в Реестре государственного имущества Орловской области, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Органам федеральной исполнительной власти (их территориальным органам), государственной власти Орловской области, местного самоуправления, учреждениям юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и юридическим лицам, имеющим Свидетельства, информация об объектах учета предоставляется Комитетом по надлежаще оформленному запросу (юридическим лицам только по их объектам учета).

20. Иным лицам информация об объектах учета предоставляется Комитетом по их письменному заявлению при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица — документов, подтверждающих его регистрацию.
Кроме того, Комитет предоставляет юридическому лицу, имеющему свидетельство, по его запросу информацию о лицах, получивших сведения об его объекте учета.

21. Информация об объектах учета (или мотивированное решение об отказе в ее предоставлении) сообщается в 15-дневный срок.

22. Использование информации в ущерб интересам юридических лиц, имеющих Свидетельства, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

23. Лицам, указанным в пункте 20 настоящего Положения, информация предоставляется за плату, размер которой составляет половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (за информацию об одном объекте учета). Плата за предоставление информации подлежит перечислению в областной бюджет.

V. Заключительные положения

24. Реестр государственного имущества Орловской области является собственностью Орловской области. Право распоряжения от имени Орловской области в отношении реестра осуществляет в рамках своих полномочий Глава администрация Орловской области.

25. Комитет по управлению имуществом Орловской области осуществляет пользование Реестром государственного имущества Орловской области в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Глава 13. Приобретение права собственности и иных вещных прав

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 243 настоящего Кодекса), о находке (статья 245 настоящего Кодекса), о безнадзорных животных (статья 246 настоящего Кодекса) и клада (статья 247 настоящего Кодекса), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (статья 240 настоящего Кодекса).

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению местных исполнительных органов городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, на территории которых они выявлены. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет местный исполнительный орган обращается в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в коммунальную собственность.

В случае, если собственник отказывается от права собственности путем объявления об этом, местный исполнительный орган обращается в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в коммунальную собственность с момента объявления об отказе.

Организация работы по учету, хранению, оценке, дальнейшему использованию и реализации имущества, поступившего в коммунальную собственность, осуществляется местным исполнительным органом.

Не могут быть поставлены на учет и переданы в коммунальную собственность бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся у граждан или негосударственных юридических лиц, которые владеют таким имуществом как своим собственным.

Порядок учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, поступившего в государственную собственность, определяется Правительством Республики Казахстан.

В любое время до возникновения права собственности другого лица на такое имущество собственник вправе обратиться с заявлением о снятии с учета принадлежащей ему недвижимой вещи как бесхозяйной и вновь принять ее в свое фактическое владение.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх