Куперс

Бухучет и анализ

Без вести пропавший статья УК РФ

Российские правоохранительные органы меняют систему розыска без вести пропавших людей, в первую очередь детей и подростков. МВД, Генпрокуратура и Следственный комитет разработали и направили на утверждение в Минюст совместный приказ, регламентирующий систему розыска без вести пропавших. Решено, что сообщения о таких случаях будут приниматься в любом из этих ведомств независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии. Розыск будут начинать сразу же, а в случае малейшего подозрения на криминальные причины исчезновения будет возбуждаться уголовное дело по ст. 105 УК РФ («Убийство»), дающей широкие полномочия для проведения разыскных мероприятий.

Одним из поводов для разработки совместного приказа стал запрос члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, который осенью 2014 года направил обращения на имя главы МВД Владимира Колокольцева, председателя СКР Александра Бастрыкина и генпрокурора РФ Юрия Чайки.

Парламентарий просил силовиков пересмотреть систему розыска пропавших детей. В частности, он предлагал начинать розыск сразу же после сообщения о пропаже ребенка, а также по возможности возбуждать уголовное дело по ст. 105 УК («Убийство»). Такая квалификация случаев пропажи человека не говорит однозначно о том, что он убит. В российском УК нет отдельной статьи о пропаже человека, поэтому дела автоматически возбуждаются по «максимальной» ст. 105 УК, дающей широкие полномочия для розыска — проводить допросы, обыски, прослушивать телефоны, получать различную информацию из баз данных.

Проблема также заключалась в том, что единственная профильная инструкция по розыску пропавших людей была принята в 2010 году, когда еще Следственный комитет, который может возбуждать уголовные дела по ст. 105 УК, входил в систему Генпрокуратуры. В 2011 году СКР стал автономным ведомством, однако регламентирующая инструкция до сих пор не менялась. Таким образом, следователи из этой цепочки оказались исключены, а внятного регламента и условий взаимодействия при поиске пропавших не было прописано. Это приводило к ситуациям, когда следователи по надуманным основаниям отказывались искать людей либо возбуждать уголовные дела после их пропажи.

— По статистике, за последние 4 года в среднем только в одном из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего возбуждается уголовное дело, — рассказали «Известиям» в МВД. — Между тем чем быстрее начнется розыск, тем он будет эффективнее. Весь комплекс мер по розыску можно проводить только после возбуждения уголовного дела.

Чтобы исправить эту ситуацию, правоведы МВД, Генпрокуратуры и СКР разработали совместный приказ от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий «Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц».

В нем силовики договорились, как они будут реагировать на случаи пропажи человека. Например, больше не будет пресловутых трех дней или часов, которые некоторые недобросовестные представители правоохранительных органов придумали для того, чтобы отговорить родственников от подачи заявления и не брать на себя лишние хлопоты.

Подобные нарушения регулярно вскрывает Генпрокуратура.

«Результаты надзорной практики свидетельствуют, что рассмотрение обращений о без вести пропавших и их розыск правоохранительными органами сопровождаются нарушениями закона», — сообщил замгенпрокурора Виктор Гринь в официальном ответе на депутатский запрос Ильи Костунова.

Теперь, согласно инструкции, сообщения о пропаже будут приниматься независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения. В случае пропажи человека следователь СК обязан будет незамедлительно возбудить уголовное дело по ст. 105 УК, если есть основания полагать, что причины исчезновения были криминальные.

— При этом определяется перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего человека, — пояснили «Известиям» в пресс-службе МВД. — Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у без вести пропавшего крупной суммы наличных или драгоценностей.

Если во время розыска выяснится, что человек был ограблен или похищен, уголовное дело будет переквалифицировано.

Эксперты считают, что новая инструкция положительно скажется на системе розыска.

— Надеюсь, мои запросы помогли форсировать подписание документа, разработанного руководителями трех ведомств — МВД, СКР и Генпрокуратуры, — сообщил «Известиям» член комитета Госдумы по безопасности Илья Костунов. — После его регистрации в Минюсте сотрудники МВД и СКР на местах будут более эффективно взаимодействовать и не будут отказывать в возбуждении уголовного дела по надуманным основаниям.

— То, что сыщики угрозыска не сразу начинали розыск людей, происходило потому, что пропажу людей зачастую трудно раскрыть, а само разыскное дело будет «висяком», которое портит статистику подразделения, — рассказал «Известиям» глава Профсоюза работников милиции Михаил Пашкин. — А новая инструкция позволит немедленно приступать к розыску без отговорок.

— Теперь у гражданина появится больше оснований надавить на какого-нибудь сотрудника полиции, не предпринимающего активных действий по поиску пропавшего. В ряде случаев принятие этой инструкции, конечно, принесет пользу, — считает координатор содружества волонтеров «Поиск пропавших детей» Дмитрий Второв.

Однако он опасается, что решение о том, возбуждать или нет уголовное дело, будет, как и прежде, зависеть от конкретного сотрудника.

На начало ноября 2014 года в разыскной базе МВД числятся пропавшими без вести 46 395 человек. Дети составляют менее 1% от общего числа всех пропавших.

По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение 1 года в месте его жительства нет сведений о его пребывании. Если этот срок составляет 5 и более лет, гражданин может быть объявлен судом умершим.

В случае пропажи без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью, например, при землетрясении или наводнении, или дающих основание предполагать, что гибель произошла от определенного несчастного случая, например, в автокатастрофе, гражданин может быть объявлен умершим, если по месту жительства сведения о его пребывании отсутствуют в течение 6 месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2-х лет со дня окончания военных действий.

Для объявления лица умершим необязательно предварительно признавать его безвестно отсутствующим.

Право на судебную защиту по данной категории дел имеют заинтересованные лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим влечет правовые последствия.

Дело рассматривается судом общей юрисдикции в порядке особого производства с участием заявителя, заинтересованных лиц, представителя органа опеки и попечительства и прокурора.

В заявлении в суд должно быть обязательно указано, для какой цели требуется признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, приведены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие либо угрожавшие пропавшему смертью или дающие основание предполагать гибель от определенного несчастного случая.

В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим его супруг получит право на расторжение брака через ЗАГС, у нетрудоспособных членов семьи, состоявших на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца, ребенок безвестно отсутствующего родителя может быть усыновлен без его согласия, прекратится действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, или им самим.

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о его смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния с прекращением или переходом к наследникам всех прав и обязанностей, которые ранее ему принадлежали.

Новая редакция Ст. 46 ГК РФ

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Комментарий к Статье 46 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 46 Гражданского кодекса Российской Федерации

Объявление гражданина в судебном порядке умершим приравнивается по своим правовым последствиям к смерти человека, основанием для государственной регистрации которой является документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (ст. 64 Закона об актах гражданского состояния).

Однако объявление гражданина умершим на основании судебного решения устанавливает, в отличие от смерти, только презумпцию (предположение), а не сам факт смерти. Поэтому в исключительных случаях гражданин, объявленный умершим, может оказаться живым. Закон (ст. 280 ГПК и комментируемая статья) допускает такую возможность и регулирует правовые последствия явки такого гражданина. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд по заявлению этого гражданина либо других заинтересованных лиц новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение является основанием аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим, касающиеся судьбы принадлежавшего ему имущества, различаются в зависимости от оснований приобретения этого имущества другими лицами — безвозмездно или по возмездным сделкам. Согласно комментируемой статье независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу и сохранилось в натуре после объявления гражданина умершим, например в порядке наследования, по договору дарения и другим основаниям, что соответствует принципу справедливости, поскольку лица, безвозмездно пользовавшиеся имуществом этого гражданина, никаких материальных потерь, как правило, не несут. Исключение составляют деньги и ценные бумаги на предъявителя, которые согласно ст. 302 ГК не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя — лица, которое не знало и не должно было знать, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

Устанавливая обязанность по возврату имущества, Закон имеет в виду имущество, сохранившееся в натуре. Истребование стоимости вещей, которые после их возмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, комментируемая статья не предусматривает, поэтому если наследники гражданина, объявленного умершим, продали, например, приобретенную по наследству квартиру, то у приобретателя, не знавшего, что объявленный умершим гражданин жив, нельзя истребовать эту квартиру, нельзя также взыскать и ее стоимость у наследников.

Возврат имущества или его стоимости у лиц, приобретших имущество на возмездной основе, гражданин может потребовать только в том случае, если эти лица знали, что гражданин, объявленный умершим, жив, т.е. являются недобросовестными приобретателями.

Удовлетворяя требование об изъятии имущества у добросовестного приобретателя, суд решает вопрос и о связанных с ним требованиях. Так, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат. Кроме того, он вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они отделимы без повреждения имущества. Вместе с тем он обязан возвратить собственнику полученные доходы (ст. 303 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх