Куперс

Бухучет и анализ

Безопасность в образовательном учреждении

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

Охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

обмен информацией;

совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

Персонал ОУ:

подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;

памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;

плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

Психологическое обеспечение:

методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

Кадровые и социально-бытовые меры (рассмотрены в главе 4).

Режим, обстановка, культура безопасности (рассмотрены в главе 4).

Органы управления образованием и взаимодействие с ними (рассмотрены в главе 3).

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними (рассмотрены в главах 9 и 10).

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

жители прилегающих дворов, кварталов;

шефские и близлежащие предприятия;

арендаторы;

иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

твердое знание законов и правил поведения;

отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;

умелое использование средств безопасности;

самоконтроль и дисциплина;

хорошая связь с правоохранительными органами;

взаимопомощь товарищей по работе;

нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Устанавливая систему видеонаблюдения, важно не только правильно подобрать оборудование, сделать проект с учетом всех особенностей объекта, но и учесть основные требования для всех подобных систем. Если вы решили сами установить систему видеонаблюдения, не прибегая к услугам профессионалов, эта статья будет вам полезна.

Итак, проследите за тем, чтобы в поле зрения ваших камер не попадали посторонние объекты, контроль за которыми не в вашей компетенции (соседние участки и здания). Нужно помнить о праве людей на частную жизнь. Следует правильно рассчитать необходимое количество камер и места их монтажа. Полезный совет: используйте датчики движения, позволяющие производить запись при появлении движущегося объекта. Это сэкономит место на жестком диске видеорегистратора и повысит информативность данных.

Все оборудование должно соответствовать тем условиям, в которым оно будет установлено. Для контроля за уличной территорией используйте уличные камеры видеонаблюдения с защитой от пыли, влаги, солнца и насекомых (при необходимости нужно использовать термокорпуса с обогревом и вентиляцией, наличие козырька над объективом тоже не помешает). Идеален для улицы показатель защищенности IP66. В том случае, если камеры установлены в проходном месте, приобретайте устройства с антивандальной защитой. В любом случае, старайтесь монтировать камеры на таком уровне, где они будут недоступны человеку, злоумышленник может испортить или украсть оборудование.

При необходимости установки наблюдения в приватных местах, обязательно должны быть таблички с предупреждением о том, что ведется видеонаблюдение. Если присутствует аудиозапись, предупредите и о ней.

Позаботьтесь о достаточном качестве изображения. Особенно, если объект подразумевает необходимость распознавания лиц посетителей. Тщательнее выбирайте кодек для сжатия данных, часто именно из-за высокой компрессии снижается информативность данных и система видеонаблюдения становится бесполезной.

Своевременно проводите плановое техобслуживание системы видеонаблюдения, чтобы исключить возможность ее неожиданного выхода из строя. Если есть видеоаналитика, периодически проверяйте корректность ее работы. Следите за тем, что бы не сбивались настройки даты и времени.

При использовании IP-камер видеонаблюдения, внимательно отнеситесь к защите данных от взлома, разграничьте права пользователей, имеющих доступ к информации, измените заводские логин и пароль.

Выполнив все необходимые условия, вы избавите себя от многих неприятностей.

Вся информация, размещенная на сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Производитель оставляет за собой право изменять характеристики товара, его внешний вид и комплектность без предварительного уведомления продавца.

Алина УльяноваFollow May 11, 2017 · 6 min read Фото с сайта Призыв.

Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

  • законодательная база по охране жизни и здоровья детей (Конституция РФ, ФЗ «Об Образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Письмо Минобрнауки РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях» и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности и охране труда(ФЗ «О пожарной безопасности», Приказ МЧС России СП 9.13 130.2009 и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях (Письмо Минобрнауки РФ «О Типовом положении о комиссии по чрезвычайным ситуациям образовательных учреждений…», Приказ МЧС России «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений…» и др.);
  • внутренние локальные акты(приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей);
  • локальные акты учреждения (должностные инструкции, планы работ, журналы проведения инструктажа, правила, приказы, программы);
  • методический материал по безопасности.

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры: приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.); обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара; приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации; устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами.

Согласно методическим рекомендациям Минобразования по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ, образовательное учреждение должно отвечать следующим требованиям:

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, «чоповцы», а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Согласно федеральному закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», охранники не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику. Исключением могут быть только случаи, когда подросток оказывает вооруженное сопротивление или совершает групповое нападение, угрожающее жизни охранника или охраняемому имуществу. Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух, которые совершаются для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. При этом правоохранительные органы должны быть оповещены о любом факте применения оружия.

Сотрудник ЧОП должен быть всегда на связи с местным отделом внутренних дел. Руководители охранных предприятий должны постоянно оповещать своих сотрудников о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта (школы). Родительские комитеты или попечительские советы, выделяющие средства на платную охрану школы, имеют право контролировать качество услуг «чоповцев».

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. В крупных российских школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах.

Проверка готовности образовательного учреждения к началу учебного года проводится в каждом субъекте РФ местными органами управления образованием. Требования по безопасности регламентированы нормативно-техническими документами (НТД). Основные мероприятия по безопасности, сроки их выполнения и ответственность определяются в приказах и распоряжениях руководителя образовательного учреждения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Контрольная работа

Выполнили:

Кондрашов А.Г.

Волгоград

Введение

1. Актуальность, сущность и содержание безопасности образовательных учреждений

2. Система обеспечения безопасности образовательных учреждений

Заключение

Литература

Введение

Безопасность как важнейшее условие жизнедеятельности касается всех слоев населения, однако события последних лет свидетельствуют, что особого внимания ее обеспечение требует в образовательных учреждениях, где концентрируются большие масса детей, подростков и молодежи. Обеспечение их надежной безопасности имеет крайне важное значение. Человека практически всегда подстерегают различного рода опасности, но предостеречь от них учащихся, научить распознавать их, избегать, а если надо и защищаться – важнейшая задача руководства учебных заведений любого уровня, любой ведомственной принадлежности, всех учителей, педагогов, всего персонала.

Как и любая сфера жизнедеятельности сфера образования может испытывать на себе воздействие природных катаклизмов, техногенных катастроф, пожаров, экологических и иных неурядиц. Однако серьезной проблемой сегодня стали опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации социального характера, связанные с криминалом (мошенничеством, воровством, грабежами, насилием, распространением наркотиков и пр.) и самым страшным явлением нашего времени – терроризмом. Поэтому анализ этих опасностей и угроз и планирование на его основе тщательно продуманных мероприятий по обеспечению надежной безопасности образовательных учреждений – настоятельное веления нашего времени.

  1. Актуальность, сущность и содержание безопасности образовательных учреждений

Актуальность образовательных учреждений обусловлена многочисленными реальными фактами опасных и чрезвычайных ситуаций и высокой смертностью от их воздействия в России, а также непосредственно в образовательной сфере. Напомним, что в стране около 30 млн. учащихся и педагогов, т.е. пятая часть населения. Если вычесть младенцев и стариков, то доля учащихся в массе активного населения повысится до одной трети . Именно этим определяется место и роль безопасности учебных заведений в системе национальной безопасности России.

Посмотрим на некоторые негативные факторы, которые снижают уровень безопасности и благополучия населения и его самой молодой и перспективной части – учащихся.

Людские потери в России впечатляют. На 10 тыс. человек они в три-четыре раза выше, чем в других странах. При этом необходимо подчеркнуть, что непосредственно в чрезвычайных ситуациях погибает ежегодно до 2-3 тыс. человек, а основные потери – 250 тыс. происходят не в чрезвычайных, а повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в некоторых учебниках, программах и стандартах по ОБЖ и БЖ. Вот некоторая ежегодная статистика жертв этих опасных явлений. Так, на дорогах ежегодно гибнет 34 тыс. человек и 200 тыс. получают телесные повреждения, из которых 10-15% умирает. На пожарах погибает 19 тыс. человек и 20 тыс. человек получают телесные повреждения. из которых около 10% умирает. От криминальных действий – 34 тыс. человек убитых, 50 тыс. – пропавших без вести, из которых 50% – убиты, 180-190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения, причем 20% их них умирает). Около 15 млн. человек страдают от различных криминальных посягательств. Большое количество жертв от террористических актов. От отравления алкоголем погибают 40 тыс. человек, а передозировки наркотиков – 50 тыс. 20 тыс. человек тонут, 50 тыс. гибнет от суицидов. От болезней, спровоцированных табакокурением, умирают более 1 млн. человек. Жертвами бытового и производственного травматизма ежегодно становится 100 тыс. погибших .

Статистика весьма впечатляющая и страшная, но из нее можно сделать принципиально важные выводы для теории и практики обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Во-первых, от обычных опасных ситуаций погибает граждан (в том числе и учащихся) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих документах.

Во-вторых, значительную часть этих потерь можно уменьшить, поскольку более 70% пострадавших погибает не от смертельных повреждений (несовместимых с жизнью), а от отсутствия элементарной медпомощи со стороны окружающих, медработников, сил правопорядка и от отсутствия соответствующих знаний и умений у населения, в том числе и у сотрудников силовых структур и спасателей. Особенно это проявилось при терактах в Каспийске, Махачкале, на Дубровке, в Беслане и в десятках тысяч ДТП.

В-третьих, дорогостоящее укрепление технической и тактической готовности к защите образовательных учреждений от опасных и чрезвычайных ситуаций (социальных, природных и техногенных) не приведет к снижению потерь, если эти меры не будут одновременно защищать учащихся от множества других обыденных (не чрезвычайных) опасностей.

В-четвертых, никакие суперсистемы безопасности образовательного учреждения не дадут эффекта и снижения смертности в стране, если в голове каждого учащегося и педагога не будет качественных знаний о мерах обеспечения собственной безопасности, о помощи и самопомощи. Твердое усвоение каждым трех-четырех простейших навыков (придание пострадавшему позы выживания, остановка крови, искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее важны для уменьшения количества пострадавших такие навыки, как правильное хождение по скользким тротуарам и лестницам, правильное хранение денег, поведение в общении в конфликтных ситуациях и т.п.

В-пятых, самые строгие меры и законы не помогут снизить потери общества и государства, если в каждом образовательном учреждении и в обществе в целом не будут созданы условия для развития культуры формирования безопасной личности, безопасности поведения, проектирования и внедрения комплексных социальных систем безопасности.

В-шестых, любые действия окажутся неэффективными, если не будет единства целей и механизма взаимодействия всех элементов общества: гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Нужны специальные программы и механизмы постоянного взаимодействия.

Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований к обеспечению безопасности, созданию ее комплексной системы, к выбору средств охраны, режима, типа отношений в коллективе и с учащимися, чтобы достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами.

Следует признать, что любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Конечно, речь идет о реальных мерах, а не о декоративных папках, стендах и схемах для проверяющих. Известно и то, что одни меры все же дороже, чем другие. А самые дорогие – не всегда самые лучшие. Правильно проинструктированная бабушка у подъезда порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

Для создания эффективной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений необходимо выявить возможные опасности и угрозы в этой сфере, наиболее распространенные их виды и проанализировать причины их возникновения.

Источниками опасности для образовательных учреждений являются те же факторы, что и для других компонентов социума, т.е. природные, техногенные, экологические и социальные, с учетом их конкретного месторасположения с точки зрения реально возможных опасностей и угроз. Чаще всего образовательные учреждения сталкиваются со смешанными социально-криминальными опасными и экстремальными ситуациями (хулиганство, мошенничество, кражи, распространение и употребление алкоголя и наркотиков, поджоги, насилие и т.д.) и социально-природными чрезвычайными ситуациями (аварии и катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии на фоне природных факторов, проявления экстремизма, различного рода конфликты, локальные военные действия, теракты и т.п.).

В настоящее время, в связи с имевшими место случаями проявления экстремизма и даже терроризма, затрагивающие безопасность образовательных учреждений, на их руководство, как, например, в Москве в соответствии с указаниями Департамента образования, возлагается серьезная ответственность прогнозирования и рассмотрения всех возможных видов происшествий, в том числе действий всевозможных преступников, массовые беспорядки, проявлений экстремизма и терроризма, источников взрывов, пожаров, применения отравляющих веществ, захвата заложников и т.д.

В составляемых планах по обеспечению безопасности образовательных учреждений должны отражаться возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Сюда же должны входить данные о группировках учеников в образовательном учреждении и подростков на прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, распространения и употребления алкоголя и наркотиков и иных возможных противоправных действиях.

По каждой рассматриваемой ситуации в паспорте безопасности должны прогнозироваться и планироваться ответные действия персонала образовательного учреждения, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Вполне понятно, что такая работа не под силу обычному педагогу без привлечения специалистов в сфере безопасности или хотя бы подробного специального методического пособия. Подготовка подобного рода паспортов безопасности без специального исследования и учета проблем и особенностей каждого образовательного учреждения, без наглядных и весьма различных вариантов образцов этих паспортов ведет к многочисленным трудностям и неоправданным затратам без практической пользы для безопасности учащихся и персонала учебных заведений.

Для выработки мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений необходимо знать причины возникновения в них опасных и чрезвычайных ситуаций, а также ясно представлять стадии их развития.

Исходя из рекомендаций социологов, криминологов, комиссий по расследованию чрезвычайных происшествий, их причины можно разложить в определенном порядке по степени их распространенности и значимости. В результате анализа вырисовывается следующие иерархия подобных причин:

— недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся, непонимание всей серьезности проблем безопасности жизнедеятельности.

— сокрытие фактов правонарушений и непринятие должных мер к правонарушителям;

— негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

— слабость профилактических и воспитательных институтов;

— отсутствие необходимой правовой информации; недостаточное изучение педагогами учащихся, их интересов, реальной жизни и контактов;

— излишняя строгость некоторых педагогов в период аттестационных мероприятий, случаи жестокости и несправедливости по отношению к учащимся;

— неорганизованность досуга учащихся, слабая система;

— слабая система безопасности и охраны образовательных учреждений;

— целенаправленные действия преступников и т.д.3

Из этой иерархии видно, что причинный комплекс опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении – правовом, информационном, экономическом и т.д. Будут недостаточно только организационные, технические или кадровые решения. Главным звеном здесь является комплексное воздействие на каждого учащегося, педагога, родителей, сотрудников, охраняющих образовательное учреждение, т.е. на человеческий фактор.

Именно человеческий фактор становится все более значимым при анализе перспектив появления новых видов возможных происшествий в образовательных учреждениях. Например, происшествий и правонарушений, связанных с этническим и религиозным экстремизмом, распространением наркотических средств, оружия и боеприпасов, компьютерными технологиями, новыми средствами связи, знаниями двойного назначения, ставшими доступными подросткам с отклоняющимся поведением.

Всестороннее изучение и усвоение названных причин и иных негативных факторов жизнедеятельности образовательных учреждений (социальных, природных, техногенных и иных) позволяют руководству и персоналу образовательных учреждений с достаточно большой степенью вероятности предвидеть зарождение любой потенциально опасной и чрезвычайной ситуации и последующие стадии их развития.

Однако ни один сотрудник образовательного учреждения, даже весьма грамотный специалист в сфере безопасности жизнедеятельности, не в состоянии всесторонне и полно изучить все возможные факторы опасных и чрезвычайных ситуаций и тем более помнить все действия по их нейтрализации и защите от них. Даже тщательно составленный паспорт безопасности образовательного учреждения не поможет в этом, ибо, во-первых, он весьма объемен и неудобен для повседневного личного пользования, а во-вторых, он имеется всего в нескольких экземплярах, которые хранятся в режиме ограниченного доступа. Поэтому необходимы различные планы, схемы, инструкции, расположенные в доступных и людных местах (учительских, аудиториях, коридорах, на входе и пр.) и разъясняющие действия персонала и учащихся в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций (при пожаре, наводнении, землетрясении, урагане и пр.), а также носимые с собой памятки и предлагаемые специалистами индивидуальные паспорта безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения.

Огромное значение для обеспечения безопасности образовательных учреждения имеет создание надежной системы их безопасности, в основе которой должна лежать определенная концепция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх