Куперс

Бухучет и анализ

Благонадежный контрагент

Содержание

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента1.

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.

Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.

Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

Совет

Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).

3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
«Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Документы по теме:

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
  • Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430
  • Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84

Новости по теме:

  • Проверять своего потенциального бизнес-партнера стало проще – ИА «ГАРАНТ», 7 февраля 2012 г.
  • Комитет Госдумы по бюджету и налогам хочет установить презумпцию добросовестности налогоплательщика – ИА «ГАРАНТ», 6 февраля 2012 г.
  • Минфин России призывает налогоплательщиков проявить осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов – ИА «ГАРАНТ», 20 января 2012 г.
  • Критерии должной осмотрительности при выборе контрагента: ВАС РФ на стороне налогоплательщиков – ИА «ГАРАНТ», 18 мая 2010 г.
  • Минфин разъяснил, как подтвердить добросовестность налогоплательщика при выборе контрагентов – ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2010 г.
  • Компании не отвечают за несвоевременное предоставление контрагентами отчетности по НДС – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2009 г.

______________________________

1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве ЕФРСБ – это база данных, где собирают информацию о физических и юридических лицах, которые более не способны выплачивать долги и признаны несостоятельными. Там появляются сведения о самом банкротстве, о торгах по имуществу, уведомления о получении требований кредитора, сообщения о собраниях кредиторов и другие данные. ЕФРСБ входит в состав более обширной базы данных – Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ).

Схема реестров

Когда субъект экономической деятельности оказывается не в состоянии расплатиться по кредитам или заплатить налоги, его признают банкротом, то есть несостоятельным. Чтобы стать банкротом официально, нужно подать соответствующий иск в Арбитражный суд – это может сделать не только сам должник, но и его кредиторы. Если суд такое требование удовлетворяет, должник может лишиться своего имущества – его продадут с торгов, чтобы погасить долги. Вся информация об этих действия должна появляться на созданном специально для этого в 2011 году ЕФРСБ.

Опубликовать объявление в реестре – это платная услуга; на каждый тип объявления действует свой тариф. Работой базы данных управляет закрытое акционерное общество “Интерфакс”, чьи сотрудники проверяют сведения о несостоятельности на достоверность. Сами объявления публикуют арбитражные управляющие – должники в этом никак не участвуют. В каждом объявлении можно увидеть, каким управляющим оно обнародовано, а у каждого управляющего на официальном сайте ЕФРСБ есть свой профиль.

Карточка управляющего

Информацию о банкротстве на сайте публикуют в виде таблицы с объявлениями. Она находится на главной странице и постоянно обновляется. Каждое сообщение содержит сведения о дате публикации, типе объявления, имя или наименование должника, его адрес, а также ФИО арбитражного управляющего, который сообщение опубликовал.

Как и у управляющих, у должников в реестре есть свои карточки-профили. Там вы узнаете ФИО, дату и место рождения, регион ведения дела о несостоятельности, статус должника, его идентификаторы. Кроме того, такая карточка содержит все сообщения по делу должника – вы сможете проследить историю банкротства.

Карточка должника-физлица

Если же кликнуть по типу сообщения, то откроется отдельное окно с текстом объявления, информацией о должнике и арбитражном управляющем. Если это, например, сообщение о результатах торгов по имуществу должника, то вы найдете также описание лотов, победителя торгов и цену.

Одна из главных функций ЕФРСБ – возможность поиска информации о должниках. Форма поиска есть на каждой странице – она расположена в правом верхнем углу. Если вам известна какая-то конкретная информация о должнике, воспользуйтесь расширенным поиском: он позволяет использовать разные критерии и параметры, чтобы сузить область поиска и получить более релевантные результаты.

Поиск должников

Юридических лиц вы сможете искать по названию организации, адресу и региону, идентификационным кодам (ОКПО, ИНН, ОГРН). Кроме того, можно сузить поиск до организаций определенной категории: страховые, кредитные, сельскохозяйственные, градообразующие и другие. Результат поиска Единый федеральный реестр сведений о банкротстве выдаст в виде таблицы с информацией об организации-должнике.

Поиск по юрлицам

Аналогично устроен и поиск по физическим лицам – только вместо названия организации вам нужно знать ФИО должника-физлица.

Другой полезный сервис, который предоставляет реестр сведений о банкротстве – это мониторинг объявлений. Вы можете подписаться на уведомления о новых опубликованных сообщениях, а форма подписки есть и на главной странице, и на страницах с карточками должников. Мониторинг можно настроить по нескольким параметрам, чтобы получать только нужную информацию. Чтобы воспользоваться услугой мониторинга, вы должны быть зарегистрированы на сайте Единого реестра ЕФРСБ. Для регистрации нужно указать ФИО и адрес электронной почты.

Мониторинг

Реестр сведений о банкротстве полезен, в первую очередь, кредиторам, которые пытаются взыскать с обанкротившегося должника свои деньги. Благодаря реестру кредитор может своевременно получать информацию об инвентаризации имущества, организации и результатах торгов. Сами должники через ЕФРСБ могут следить за ходом своего дела и назначением финансовых и конкурсных управляющих. Наконец, реестр будет полезен и тем, кого не интересует конкретное дело о банкротстве и кто просто хочет купить с торгов имущество.

В гражданском законодательстве не существует понятия «добросовестная организация», а проверка благонадежности контрагента не имеет четких критериев. Поэтому актуальным остается вопрос выбора источников получения данных о юридическом лице.

Зачем нужна проверка на благонадежность?

Ответственность за выбор поставщиков и клиентов лежит на компании. Неосмотрительность приводит к потере денег, деловой репутации, отказу в возмещении НДС и даже обвинению юридического лица в мошенничестве. Поэтому важно по максимуму оценить риски работы с определенной фирмой.

По каким критериям оценивается благонадежность?

Проверка на благонадежность не подчиняется специальному алгоритму. Существует ряд общепринятых критериев, изложенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-2/467@ от 14.10.2008.

    1. Величина налоговой нагрузки в разы ниже среднего значения по отрасли.
    2. Отражение в финансовых документах убытков несколько периодов подряд.
    3. Большие суммы вычетов по налогам за отчетный период.
    4. Несоответствие темпа роста доходов и темпа роста расходов.
    5. Оплата труда работников по документам ниже среднего уровня по региону.
    6. Неоднократно граничащие с допустимой величиной показатели, разрешающие применение специальных налоговых режимов.
    7. Практически равная величина расходов и доходов.
    8. Выстраивание длинной «цепочки контрагентов» без разумного на то экономического обоснования.
    9. Отсутствие пояснений на выявленные налоговыми органами несоответствия финансовых показателей.
    10. Регулярное снятие с учета и дальнейшая регистрация по новому адресу.
    11. Значительное отклонение от среднего значения показателя рентабельности, установленного по данным статистики для конкретной отрасли.
    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Сервис проверит контрагента на наличие признаков фирмы-однодневки по критериям от ФНС, проанализирует данные из государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеки арбитражных дел, базы ФССП, сервисов налоговой службы. Индикатор «Светофор» обозначит риски работы с компанией.

Первые 11 критериев достаточно сложно проверить на практике, но проверка благонадежности юридического лица по двенадцатому критерию не так затруднительна. В Приказе подробно рассмотрены признаки такой деятельности:

    — отсутствие данных в ЕГРЮЛ;
    — отсутствие личных встреч директора (или должностных лиц) при заключении договоров между поставщиками и их клиентами;
    — отсутствие документов, подтверждающих полномочия управляющего органа;
    — отсутствие сведений о реальном местоположении фирмы, регистрация по одному адресу с другими компаниями;
    — отсутствие информации в СМИ, интернете и других источниках.

Наличия одного или нескольких критериев может быть достаточно, чтобы признать организацию «проблемной» и не вступать с ней в деловые связи.

Способы проверки благонадежности юридического лица, открытые источники, платные сервисы

Проверка контрагента на добросовестность может быть осуществлена как через открытые источники, так и с помощью платных сервисов.
Некоторую информацию можно получить бесплатно через инструменты на сайте ФНС: сведения о регистрации или процессе ликвидации, вид деятельности, сведения о задолженности по налогам, место регистрации и др.

С помощью платных сервисов можно заказать полную выписку из ЕГРЮЛ с информацией об учредителях, исполнительном органе, размере уставного капитала и его изменениях, выданных лицензиях и т. д. Другие сведения возможно получить через дополнительные интернет — источники:

    — реестры недобросовестных поставщиков;
    — картографическая система Яндекс и Google;
    — реестры лицензий;
    — банк данных исполнительных производств;
    — картотека арбитражных дел;
    — поисковые системы сети интернет.

Существуют и специализированные сервисы, предоставляющие всю необходимую информацию в единой, сводной таблице. Один из таких ресурсов — «Проверка контрагентов». Он позволяет получать сведения сразу по нескольким критериям. Это очень удобно, т. к. данные систематизированы и представлены в удобном виде. Такие инструменты значительно экономят время, что играет важную роль в бизнесе. Еще одно несомненное преимущество такого ресурса — мгновенная актуализация информации при изменении сведений в реестрах.

О функции «Светофор» (индикатор благонадежности) в сервисе «Проверка контрагентов»

Для удобства в сервисе существует функция «Светофор». Это индикатор благонадежности, где каждому цвету соответствует определенная характеристика: зеленый индикатор — хорошая компания», желтый – «рекомендуем проверить», красный – «деятельность прекращена». Функция удобна тем, что позволяет сразу ответить на вопрос, действующее ли юридическое лицо, а также принять решение о перспективах сотрудничества.

Отзывы об организациях на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.

Требования по содержанию отзыва:
В отзыве должны быть доказательства взаимодействия с организацией. Номер накладной, счета, чека и т.д. Ситуация взаимодействия с организацией должна быть предметно описана. Автор отзыва гарантирует соблюдение требований законодательства РФ при размещении отзывов. В противном случае он может привлечен к ответственности.

Отклоняются модератором и не подлежат публикации отзывы следующего содержания:

  • — содержащие нецензурную лексику;
  • — содержащие эмоциональные тексты ( “Отличная компания”, “Мошенники” и т.д.)
  • — имеющие целью вступить в дискуссию либо оскорбить других пользователей;
  • — содержащие орфографические ошибки, написанные не на русском языке;
  • — содержащие материалы рекламного характера;
  • — содержащие персональные данные граждан;
  • — не несущие полезной информации для Пользователей;
  • — не относящиеся к организации, в адрес которой они публикуются;
  • — о работодателях;
  • — содержащие ссылки на сторонние сайты, скопированные со сторонних сайтов.

Администрация портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС не несет ответственности за содержание опубликованных на портале https://zachestnyibiznes.ru/ отзывов, так как они выражают мнение Пользователей и могут не соответствовать мнению администрации портала.

Администрация портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС оставляет за собой право удалить любой отзыв в любое время без объяснения причин и без предварительного согласования с автором отзыва.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале и ознакомления с отзывами о компаниях!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

Проверка на банкротство

Информация о банкротстве юридических лиц

Контрагенты осуществляют проверку юридического лица на банкротство до заключения сделки, для того чтобы ее впоследствии не признали недействительной. Все сведения о несостоятельности юрлиц находятся в открытом доступе в интернете.

В соответствии с законодательством РФ компании, испытывающие финансовые трудности, вследствие которых не могут погасить задолженность, обязаны публиковать информацию о своей несостоятельности. Эти сведения должны помочь возможным партнерам предприятиям-банкротам максимально снизить риски нанесения финансового ущерба еще до заключения сделки. Лицом, которое обязано разместить своевременно информацию о несостоятельности компании является арбитражный управляющий.

Сведения о процедуре банкротства организации

В соответствии со статьями 28 и 128 Федерального закона № 127-ФЗ сведения о признании предприятия-должника банкротом, а также об открытии конкурсного производства должны быть обязательно опубликованы.

Как и где узнать о банкротстве юридических лиц?

Проверить компанию на банкротство можно посредством баз данных юридических лиц, которые являются несостоятельными или находятся в стадии банкротства. Официальными источниками для проверки являются:

  1. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Онлайн-ресурс находится по адресу – bankrot.fedresurs.ru. В реестре содержится информация о стадиях несостоятельности юридических лиц. Данные постоянно обновляются по мере внесения изменений арбитражными управляющими в делах о несостоятельности.
  2. Газета «Коммерсантъ». Это СМИ является официальным источником, в котором публикуются сведения о несостоятельности компаний (ст. 28 Федерального закона № 127-ФЗ). Данные доступны как в печатном источнике, так и в электронном, то есть на сайте газеты – bankruptcy.kommersant.ru.
  3. Картотека арбитражных дел. Открытый доступ к сайту для каждого контрагента – kad.arbitr.ru. Онлайн-ресурс предназначен для подробного изучения дел о несостоятельности, находящихся в производстве арбитражного суда.
  4. Сервис ФНС, посредством которого можно проверить сведения из ЕГРЮЛ – egrul.nalog.ru.

Узнать у специалиста

Как проверить юридические лица на банкротство?

Узнать о несостоятельности юридических лиц можно на бесплатных ресурсах в интернете. С помощью реестра можно получить основную информацию о процессе несостоятельности организаций. Проверка предприятий осуществляется посредством поиска по основным параметрам – это ИНН, ОГРН юридического лица, а также адрес регистрации и/или название фирмы.

Как проверить организацию на долги по ИНН?

Самым удобным способом для проверки фирмы на долги, зная ИНН юридического лица, является общедоступный онлайн-портал Федеральной службы судебных приставов.

Как проверить организацию или контрагента на банкротство по ИНН?

Весьма простой и практичный способ − использование Федерального реестра сведений о банкротстве. В первую очередь нужно перейти на сайт ЕФРСБ. Далее, выбираем «Расширенный поиск». После этого необходимо внести ИНН юридического лица.

Реестр позволять прочитать и проверить:

  • информацию от арбитражного управляющего о проведении собрания кредиторов;
  • отчеты арбитражного управляющего;
  • уведомления о том, что требования контрагентов получены;
  • сведения о сделках, которые оспариваются;
  • сообщения о том, когда было инициирована процедура несостоятельности юридического лица и прочее.

Сведения о несостоятельности публикуются в газете «Коммерсантъ».

Проверка возможна на сайте арбитражных дел. Для этого необходимо на главной странице ресурса ввести ИНН контрагента или организации.

С помощью сайта Федеральной налоговой службы можно также через специальный сервис произвести проверку. Необходимо выбрать раздел о юридических лицах, а затем «Проверить себя и контрагента». После этого откроется новое окно, в поисковой строке которого нужно указать ИНН юрлица.

Как узнать, на какой стадии банкротства находится организация?

Проверить на каком этапе процедуры несостоятельности находится компания возможно через сайт ФНС, посредством загрузки выписки из ЕГРЮЛ с сайта налоговой. Так, в выписке может быть раздел относительно информации о банкротстве юридического лица. С помощью этого документа вы узнаете об этапах процедуры несостоятельности.

Как проверить статус банкротства организации?

Проверить статус должника можно с помощью Картотеки арбитражных дел. Указав ИНН, ОГРН название фирмы, вы получите информацию о том, возбужденно ли дело о несостоятельности или нет.

Кроме того, в журнале «Коммерсантъ» и на сайте ЕФРСБ можно посмотреть сведения о ведении процедуры банкротства юридических лиц.

Как проверить фирму на банкротство онлайн?

В вашем распоряжении несколько веб-ресурсов, посредством которых можно бесплатно проверить компанию:

  1. Сайт газеты «Коммерсантъ».
  2. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
  3. Картотека арбитражных дел.
  4. Сайт ФНС.

Как отследить процедуру банкротства?

Отслеживать этапы процедуры несостоятельности юридических лиц можно через интернет.

Как узнать номер дела о банкротстве?

Арбитражный суд присваивает номер дела при обращении заявителя с соответствующим заявлением. Узнать и проверить номер дела можно с помощью Картотеки арбитражных дел.

Как проверить продавца квартиры на банкротство?

Получить сведения об участнике сделки во время покупки/продажи недвижимости можно посредством следующих организаций и сервисов:

  • Федеральной службы судебных приставов. На сайте этой службы можно получить информацию о наличии или отсутствии исполнительного производства, возбужденного в отношении продавца квартиры;
  • Единого Федерального реестра сведений о банкротстве. На ресурсе ЕФРСБ проверяются сведения о наличии открытых или завершенных дел о несостоятельности продавца.
  • Бюро кредитных историй, где можно получить информацию по просроченным платежам;
  • Картотеки арбитражных дел, где с помощью фамилии, имени продавца можно проверить его на банкротство.

Может ли банкрот продать квартиру?

В соответствии со ст. 213.30 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» после того как арбитражный суд признал гражданина банкротом, последний может оформить сделку купли-продажи своей квартиры.

Но если квартира была продана за 3 года до признания несостоятельности, то такая сделка во время процедуры банкротства будет признана недействительной и аннулированной. Это предусмотрено ст. 213.25 Федерального закона № 127-ФЗ.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх