Куперс

Бухучет и анализ

Бюджет коммерческих расходов включает

Бюджет прямых затрат на материалы — это количественное выражение планов относи­тельно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.

Методика составления данного бюджета исходит из следующего:

• все затраты подразделяются на прямые и косвенные;

• прямые затраты на сырье и материалы — это стоимостное выражение сырья и материалов, которые непосредственно переходят в конечный продукт;

• бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе бюджета производства и нормативов расхода сырья и материалов на единицу произведенной продукции;

• нормативы расхода устанавливаются в натуральном или стоимостном выражении;

• объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс за­пасы на конец периода и минус запасы на начало периода;

• бюджет оплаты затрат на прямые материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

В зависимости от специфики производства продукции в компании планирование по­требления материалов может осуществляться как одной суммой по каждому виду продук­ции (т. е. сумма прямых материалов всего в денежном выражении), так и по наименовани­ям основных видов сырья и материалов (например, планирование потребления молока, закваски и стабилизатора для производства сметаны). Для того чтобы составить бюджет прямых материалов вторым способом, необходимо сформировать матрицу расходных ко­эффициентов, в которой будут содержаться нормативы потребления каж­дого вида сырья (в натуральном выражении) для производства единицы продукции, а так­же спланировать цены на сырье и материалы. При этом необходимо помнить о принципе разумной необходимости, согласно которому излишнее усложнение бюджета ведет к снижению его гибкости и точности. Например, если для производства продукции необходимо потребить 50 различных видов сырья и материалов, планирование по всем видам сырья не имеет смысла — необходимо определить несколько наиболее существенных позиций, а остальные сгруппировать в «прочие» и планировать одним значением в денежном выражении.

В описываемом примере бюджет прямых материалов составляется первым способом, т. е. на основании суммарного норматива расхода сырья и материалов на каждый вид продукции в денежном выражении. Поскольку цена сырья в значительной степени подвержена сезонности, норматив по­требления сырья устанавливается для каждого месяца на основании анализа прошлых периодов и ожиданий отдела снабжения в части изменения ситуации на рынке (таблица 9.15).

Таблица 1.15 – Планируемые нормы расхода сырья и прямых материалов, руб./шт.

Наимено-вание янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв
Продукт 1
Продукт 2 2 000 1 770 1 770 1 580 1 330 1 260 1 230 1 310 1 420 1 510 1 720 1 940 1 850
Продукт 3 1 040 1 050 1 040

Для определения суммы закупки материалов необходимо спланировать остатки на начало и конец периода. Начальные остатки определены в балансе на начало года (таблица 9.2), а конечные остатки рассчитываются на основании процента от объема потребления следующего месяца. В описываемом примере процент остатков материалов составляет 15 % от потребностей будущего месяца по всем видам продукции.

Бюджет потребления материалов приведен в таблице 1.16.

Объем производства продукции в данный бюджет попадает из бюджета производства (таблица 1.14).

График платежей за материалы строится на основании рассчитываемой в таблице 1.16 суммы закупок и планируемых коэффициентов оплаты за материалы. Коэффициенты оплаты определяются на основании заключенных с поставщиками договоров или, в случае их отсутствия, по описан­ному выше механизму (анализ кредиторской задолженности и предоплаты по срокам давности). В описываемом примере коэффициенты оплаты регламентированы договором и составляют:

в первом и четвертом кварталах: 90 % в месяц закупки и 10 % в следующий месяц;

во втором и третьем кварталах: 80 % в месяц закупки и 20 % в следующий месяц.

График платежей за материалы приведен в таблице 1.17. Следует отметить, что сумма закупок в бюджете потребления материалов планирует­ся без НДС, а сумма оплаты в графике платежей — с НДС. Для того чтобы рассчитать сумму закупок с НДС, необходимо значение без НДС умножить на (1+ставка НДС в %).

Если бюджет прямых материалов планируется по видам сырья, которые поставляют разные поставщики и условия работы с каждым поставщи­ком различные, необходимо по каждому поставщику составлять отдельный график платежей.

Сумма кредиторской задолженности на конец года составляет 83 014 руб.

12.1.4. Бюджет коммерческих расходов

Бюджет коммерческих расходов формируют после составления бюджета продаж. Коммерческие расходы включают в себя все, что связано с реализацией продукции. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей, география сбыта, деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок.

Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета.

При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в бюджетном периоде.

В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.

Коммерческие расходы подразделяются на:

· переменные издержки, зависимые от объема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров по предприятию;

· условно-постоянные издержки, связанные с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые на продукты согласно установленной учетной политики.

Переменные коммерческие расходы рассчитываются после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа.

Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям:

· транспортные услуги и экспедирование грузов;

· аренда складских помещений и транспортных средств;

· рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта;

· расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции;

· расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью;

· расходы на содержание транспортных средств;

· страхование имущества;

· таможенные процедуры и комиссионные на экспорт.

Рис. 12.7. Представление бюджета коммерческих расходов.

Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию.

Составляется на основе производственной программы, заключенных сделок, соответствующих расчетов

Сумма переменных производственных затрат планируется в расчете на единицу базы распределения (количество продукции, затраты труда, оплата труда, отработанные машино-часы и т. др.) и прямо пропорциональна объему ди ияльности в каждом периодді.

Постоянные накладные расходы могут планироваться в равных суммах помесячно, а могут быть разными по периодам года

Бюджет производственных накладных расходов составляют в разрезе отдельных статей расходов (табл. 247)

. Таблица 247. Бюджет производственных накладных расходов

Показатель

Квартал

За год

І

Объем производства, ед Переменные производственные накладные

расходы:

— зарплата

— освещение и отопление

2000 510

2550 650

2540 650

2350 600

9440 2410

и т др.

Итого переменных расходов

Ставка переменных расходов на

20,00

20,00

20,00

20,00

20,00

единицу продукции, руб

Постоянные производственные накладные

расходы:

— зарплата

— аренда и т др.

Итого постоянных расходов Ставка постоянных расходов на единицу продукции, грн

43,14

33,85

34,00

36,79

36,59

Всего производственных накладных

расходов

Ставка производственных накладных

затрат на единицу продукции,

63,41

53,85

54,00

56,79

56,59

грн

2427 Бюджет себестоимости изготовленной продукции

Данный бюджет составляют на основе бюджетов использования материалов, прямой оплаты труда и производственных накладных расходов, однако с учетом запланированных остатков незавершенного производства на начало и конец бюджетного периода (табл2488).

. Бюджет себестоимости изготовленной продукции — плановый документ, в котором приведен расчет себестоимости ее предполагается изготовить в бюджетном периоде. Бюджетная себестоимость определяется по формуле:

. Таблица 248. Бюджет себестоимости изготовленной продукции

Показатель

Квартал

За год

І

Издержки производства: _ прямой оплаты труда _ прямые затраты материалов _ производственные накладные расходы

31875 51000 32200

40625 65000 35000

40438 67940 34940

37375 62790 33960

150313 246730 136100

Вместе производственных затрат

Незавершенное производство: _ на начало периода () _ на конец периода (_)

Себестоимость произведенной продукции

Бюджет себестоимости реализованной продукции составляется на основании бюджета себестоимости изготовленной продукции с учетом изменения остатков готовой продукции на складе (табл. 249)

Себестоимость реализованной продукции определяется по формуле:

2428 Бюджет себестоимости реализованной продукции

. Таблица 249. Бюджет себестоимости реализованной продукции

Показатель

Квартал

За год

І

ИИИ

Себестоимость произведенной продукции

Остатки готовой продукции:

— на начало периода ()

— на конец периода (-)

7590 9702

9303 8820

8820 8495

7590 8495

Себестоимость реализованной продукции

2429 Бюджет административных расходов

Данный бюджет отражает плановые расходы на управление и обслуживание предприятия в целом. Он составляется путем объединения бюджетов всех отделов управления предприятием и его хозяйственного обслуживания (табл241010).

. Таблица 2410. Бюджет административных расходов

Показатель

Квартал

За год

І

Зарплата

Аренда

И т др.

Вместе

24210 Бюджет расходов на сбыт

Бюджет расходов на сбыт произведенной продукции составляется на базе бюджета продаж и включает переменные и постоянные затраты на реализацию (табл. 2411)

К переменным относят комиссионные продавцам и посредникам, частично расходы на рекламу и т.д.. Постоянные расходы на сбыт включают оплату труда сотрудников отдела сбыта, арендную плату, амортизацию ю, расходы тощо.

Переменные затраты планируют из расчета на объем реализации, а постоянные — общей суммой

. Таблица 2411. Бюджет расходов на сбыт

Показатель

Квартал

За год

І

Объем продаж, грн

Ставка переменных расходов на сбыт (в процентах к объему продаж),%

Сумма переменных затрат на сбыт, грн

Постоянные расходы на сбыт:

— зарплата

— реклама

— и т др.

15000 6000

15000 6000

15000 6000

15000 6000

60000 24000

Итого постоянных расходов на сбыт

Итого затрат на сбыт

24211 Бюджетный отчет о прибыли

. Бюджетный отчет о прибыли — это документ, состоящий в начале отчетного периода и выделяет финансовый результат, который предполагает получить предприятие

Бюджетный отчет о прибыли составляют на основании бюджетов продаж, себестоимости реализованной продукции, расходов на сбыт, административных расходов и прочих операционных расходов (табл. 2412)

. Таблица 2412. Бюджетный отчет о прибыли

Показатель

Сумма

Доход от продажи продукции

Себестоимость реализованной продукции

Валовая прибыль

Общие административные расходы

Расходы на сбыт

Операционная прибыль от основной деятельности

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Дивиденды

Нераспределенная прибыль

24212 Бюджет денежных средств

. Бюджет денежных средств — это план денежных поступлений и платежей следующего периода

Он составляется на основании операционных бюджетов после того, как запланировали доходы и расходы. Для этого из общей суммы затрат исключают неденежные (такие как амортизация)

На основании выполненных расчетов и составленных графиков денежных поступлений и выплат составляют бюджет средств (табл. 2413)

. Таблица 2413. Бюджет средств

Показатель

Квартал

За год

І

Остаток на начало периода

Поступление:

— от реализации продукции

— другие (проценты, от реализации необоротных активов и т.п.)

Итого поступлений

Всего денег в обороте (поступление остаток на начало периода)

Выплаты:

— за приобретенные материалы

— на оплату труда и т др.

48000 85560

64000 93625

64000 95015

69000 92268

245000 366468

Итого расходов и платежей

Остаток на конец периода

Cтатья содержит информацию о том, как упростить бюджетный процесс, применяя функции Excel «СУММЕСЛИ», «СУММПРОИЗВ», «ВПР» и сводные таблицы. Мы рассмотрим следующие процессы:

  • подготовка бюджетов, которые являются базой всего бюджетного процесса;
  • подготовка итоговых форм управленческой отчетности;
  • подготовка таблиц, получение и консолидация информации, полученной от центров финансовой ответственности (ЦФО);
  • формирование вспомогательных и сводных таблиц для заполнения итоговых форм финансовой отчетности;
  • заполнение итоговых форм управленческой отчетности: Управленческого баланса, Бюджета доходов и расходов (БДР), Бюджета движения денежных средств (БДДС);
  • проверка правильности заполнения итоговых форм финансовой отчетности в Excel.

Обычно бюджетный процесс длится от одного до двух месяцев. При этом больше времени уделяют процессу создания и согласования бюджетов. Меньше времени выделяют на консолидацию бюджетов всех ЦФО финансовой службой.

За счет заранее созданных шаблонов в Exсel, в которых прописаны функции и формулы, можно облегчить работу сотрудникам финансовой службы, которые отвечают за формирование итоговых форм финансовой отчетности. Универсального набора функций и формул для облегчения процесса формирования отчетности в Exсel нет. Каждое предприятие подбирает для себя необходимые формулы и функции самостоятельно.

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ИТОГОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Шаблоны итоговых форм финансовой отчетности могут быть сложными и простыми. Все зависит от целей, которые ставит перед собой руководство организации. Опираясь на требования и пожелания руководителей, разрабатывают формы итоговых отчетов, отражающих результат деятельности за отчетный период.

На этапе подготовки необходимо определить перечень бюджетов, участвующих в бюджетном процессе. Обычно в перечень входят:

  • Бюджет продаж;
  • Бюджет производства;
  • Бюджет закупок;
  • Бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • Бюджет доходов и расходов;
  • Инвестиционный бюджет;
  • Бюджет движения денежных средств;
  • Управленческий баланс.

Бюджет продаж

Бюджетный процесс начинается с формирования Бюджета продаж. Стандартно в нем отражают помесячно перечень услуг, продукции, товара, то есть все, что приносит предприятию доход от основной деятельности (в натуральном и суммовом выражении). В каком виде представить эту информацию, предприятие решает самостоятельно. Все зависит от масштабов его деятельности.

Образцы Бюджета продаж с разбивкой по контрактам и продуктам представлены в табл. 1 и 2.

Бюджет продаж является источником для формирования:

  • Бюджета производства — производственной программы, которая должна обеспечить своевременный выпуск готовой продукции для исполнения запланированного бюджета продаж;
  • Бюджета закупок сырья и материалов. Исходной информацией для построения этого бюджета являются плановые данные об объемах производства, нормативы расхода сырья и материалов (в натуральных показателях), нормативы остатков сырья и материалов, а также плановые закупочные цены, остатки сырья и материалов на начало планового периода;
  • Бюджета прямых затрат на оплату труда. В нем определяют оплату труда рабочих, занятых непосредственно производственной деятельностью;
  • Плана-графика поступления денежных средств.

Бюджет доходов и расходов

Отчет о доходах и расходах — это главный операционный отчет, который показывает, сколько прибыли получила организация за период. Каждое предприятие самостоятельно определяет структуру расходной части отчета. Все зависит от:

  • вида деятельности, которым занимается предприятие;
  • пожеланий собственников и руководства предприятия. Именно они определяют, насколько содержательным и детальным должен быть отчет по расходам предприятия.

Существуют стандартные разделы расходной части отчета о доходах и расходах.

I. Расходы по операционной деятельности

1. Производственные расходы — связаны с производственным циклом: зарплата производственного персонала, аренда цеха, коммунальные платежи, ремонт производственного оборудования и т. д.

2. Коммерческие расходы — связаны с продвижением и продажей продукции или услуги: зарплата сотрудников коммерческого департамента, расходы на содержание помещений, транспортные расходы на доставку продукции покупателю, затраты на рекламу и т. д.

3. связаны с обслуживанием основной деятельности: зарплата вспомогательных подразделений (бухгалтерия, финансовый отдел, отдел закупок, логистики, HR-служба), расходы на содержание помещений, услуги связи, закупка и ремонт оргтехники и т. д.

II. Прочие доходы и расходы

В этой части отчета отражают доходы и расходы, которые нужны для ведения основной оперативной деятельности, однако их сложно распределить между доходами и расходами от основной операционной деятельности. Например: доход от сдачи в аренду подсобных помещений; доход от сдачи отходов; курсовая разница; расходы на услугу банков; налоги; резервы; проценты по кредиту.

Пример Бюджета доходов и расходов — в табл. 3.

Бюджет движения денежных средств

Чтобы правильно разработать структуру Бюджета движения денежных средств, то есть не перегружать его ненужными показателями, нужно определить цели формирования БДДС. От целей зависит глубина детализации и способ формирования документа.

В таблице 4 представлен Бюджет движения денежных средств, с помощью которого можно увидеть, будет ли кассовый разрыв в планируемом периоде.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БАЛАНС

Помимо бухгалтерского баланса на каждом предприятии формируют управленческий баланс. Он позволяет:

  • представлять данные в требуемой детализации для руководителей конкретного предприятия (унифицированных форм управленческого баланса нет);
  • отражать справедливую оценку активов и пассивов предприятия;
  • настроить расчет дополнительных аналитических показателей по статьям баланса, что позволит видеть динамику изменений.

В таблице 5 представлен пример Управленческого баланса.

ПОДГОТОВКА ТАБЛИЦ, ПОЛУЧЕНИЕ И КОНСОЛИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ЦФО

Сначала нужно создать файл с шаблоном бюджетной модели. В нем прописывают дополнительные данные и показатели (табл. 6), которые впоследствии помогут быстро заполнить итоговые формы финансовой отчетности.

Важный момент: на основании шаблона бюджетной модели будут сформированы итоговые бюджетные формы в Exсel (Управленческий баланс, БДР, БДДС), поэтому ЦФО запрещается вносить корректировки в реквизиты, с помощью которых будут проводить консолидацию финансовых отчетов.

Если в форму вносят новые статьи затрат, которыми раньше не пользовались в ЦФО, то внесение реквизитов строго контролирует сотрудник финансовой службы. Далее каждому центру финансовой ответственности отправляют фрагмент шаблона с их статьями затрат, отобранный с помощью настройки «Фильтр».

Представим фрагмент шаблона бюджетной модели (рис. 1), который будет отправлен руководителю ЦФО СОП (служба обслуживания производства) для заполнения плановых данных.

После внесения сумм расходов по каждой статье затрат руководитель ЦФО согласовывает их с руководством предприятия. После окончательного согласования он отправляет документ в финансовую службу.

Когда финансовая служба получит окончательные варианты всех бюджетов, необходимых для формирования итоговых форм управленческой отчетности, начинается процесс проверки и переноса данных в рабочую таблицу.

Шаблон бюджетной модели становится источником для формирования вспомогательных и сводных таблиц и основных итоговых форм управленческой отчетности: Управленческого баланса, Бюджета доходов и расходов, Бюджета движения денежных средств.

Бюджет прямых материальных затрат

Назначение бюджета прямых материальных затрат – определить материальные затраты на производство готовой продукции, которые являются текущими прямыми затратами. Величина материальных затрат определяется на основании бюджета производства (производственной программы).

Бюджет прямых затрат включает график погашения кредиторской задолженности за поставленные материальные ресурсы. Прямые затраты рассматриваются с точки зрения бухгалтерского учета. В налоговом учете (гл. 25 НК РФ) прямые затраты определены по-другому.

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Назначение бюджета прямых затрат на оплату труда – определить прямые затраты на зарплату и социальные отчисления основного производственного персонала. Бюджет включает график погашения кредиторской задолженности по оплате труда. Согласно нормативным документам социальные отчисления (отчисления на социальные нужды) включают в себя единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы в Пенсионный фонд на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также страховые взносы в Фонд социального страхования (ФСС) на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет общепроизводственных (косвенных) затрат

Назначение бюджета – определить сумму косвенных затрат общепроизводственного назначения, которая необходима для запланированного объема производства.

Примерный набор статей бюджета общепроизводственных расходов:

  • расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
  • амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
  • расходы по страхованию имущества, используемого в производстве;
  • расходы на отопление, освещение и содержание помещений;
  • арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве;
  • оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;
  • другие аналогичные по назначению расходы.

Бюджет коммерческих затрат

Назначение бюджета – определить сумму затрат на мероприятия по продвижению товара на рынок и стимулирование спроса.

Примерный набор статей бюджета коммерческих расходов:

  • расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления;
  • расходы по погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
  • комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  • расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
  • расходы на рекламу;
  • представительские расходы;
  • другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, к коммерческим расходам могут быть отнесены расходы на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Критерием эффективности осуществления коммерческих и управленческих расходов является опережающий рост объемов продаж по сравнению с темпами роста этих расходов. При этом рост объема продаж не должен сопровождаться снижением прибыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх