Куперс

Бухучет и анализ

Бюджет профицитный

Москва. 20 января. INTERFAX.RU — Федеральный бюджет в 2019 году исполнен с профицитом 1 трлн 967,6 млрд рублей, или 1,8% ВВП, свидетельствуют данные, опубликованные на сайте министерства финансов РФ.

Таким образом, размер профицита оказался на уровне, изначально планировавшемся на этот год. Ранее и.о. первого вице-премьера — министра финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что профицит по итогам года может составить 1,7% ВВП, до этого экс-премьер Дмитрий Медведев озвучивал прогноз в 1,8% ВВП. В весенних поправках в бюджет профицит был снижен с 1,8% ВВП до 1,7% ВВП. В декабре были приняты поправки, которыми оценка профицита была понижена до 1,4% ВВП (1 трлн 480,81 млрд рублей при оценке объема ВВП в 108,414 трлн рублей).

В декабре сложился дефицит в размере 1,131 трлн рублей, или 10,5% ВВП.

Доходы федерального бюджета составили за год 20 трлн 187,84 млрд рублей, или 101,1% к общему объему доходов на год. При этом нефтегазовые доходы были на уровне 7 трлн 924 млрд рублей (101,1%), ненефтегазовые — 12 трлн 263 млрд рублей (101,1%).

Расходы сложились на уровне 18 трлн 220,23 млрд рублей, или 98,5% к общему объему расходов, утвержденных законом о бюджете, и 94,2% с учетом внесенных изменений.

Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита составило минус 2,257 трлн рублей и плюс 289,33 млрд рублей соответственно.

Первичный профицит составил 2,5% ВВП.

Федеральная налоговая служба администрировала за год доходы на 12 трлн 612,13 млрд рублей, или 100,5% к прогнозным показателям, Федеральная таможенная служба — на 5 трлн 729 млрд рублей (101,6%), другие федеральные органы — на 1 трлн 846,7 млрд рублей (103,5%).

Расходы на социальную политику составили 4 трлн 883,1 млрд рублей, на национальную оборону — 2 трлн 998,2 млрд рублей, на национальную безопасность — 2 трлн 084,1 млрд рублей, на национальную экономику — 2 трлн 825,5 млрд рублей, ЖКХ — 283,7 млрд рублей, общегосударственные вопросы — 1 трлн 367,3 млрд рублей, образование — 826,6 млрд рублей, здравоохранение — 713,009 млрд рублей, на охрану окружающей среды — 197,5 млрд рублей, на СМИ — 103,5 млрд рублей.

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили в 2019 году 730,8 млрд рублей. Межбюджетные трансферты были осуществлены на сумму 1,003 трлн рублей.

В 2018 году профицит федерального бюджета составлял 2,6% ВВП.

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Так, есть мнение, что из-за того, что профицитный бюджет — следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

Согласно предположениям таких экономистов, как Джон Мейнард Кейнс (его учение впоследствии названо кейнсианством), государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит.

С другой стороны, главный вопрос заключается в том, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью.

Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита – его отношение к ВВП.

В России на 2011 год принят бюджет с дефицитом: доход должен составить 10,3 трлн рублей, расход — 11 трлн. Однако при его реальном исполнении за первые три квартала доходы превысили расходы.

Агрегированный дефицит региональных бюджетов за первые шесть месяцев 2020 года составил 213,7 млрд руб­лей, следует из статистики Росстата, основанной на данных Федерального казначейства. Основной причиной формирования дефицитов стал опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов субъектов РФ. Совокупный дефицит дефицитных бюджетов составил 387 млрд рублей, профицит профицитных составил 174 млрд рублей.

Совокупные доходы сократились относительно уровня I полугодия 2019 года у 17 регионов. При этом по итогам I полугодия 2020 года в 48 регионах расходы превысили величину доходов. Для сравнения, по итогам I полугодия 2019 года только в 27 субъектах сложился дефицит консолидированного бюджета. По сравнению с дефицитом за I полугодие этого года, в I полугодии 2019-го сложился совокупный профицит всех консолидированных региональных бюджетов в размере 696 млрд руб.

Основной предпосылкой возникновения дефицита в этом году можно назвать торможение экономики, вызванное последствиями пандемии коронавируса, говорит аналитик группы региональных рейтингов агентства АКРА Илья Цыпкин. «Самоизоляция, простой ряда предприятий и общее снижение экономической активности населения привели к снижению доходов в ряде субъектов. При этом власти регионов были вынуждены предпринимать действия для борьбы с эпидемией и сохранения местной экономики, то есть наращивать расходы», — подчеркивает он.

По словам Цыпкина, в этом году федеральные бюджетные трансферты оказали значимую помощь властям на местах. В I полугодии объем безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах регионов увеличился на 510 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2019-го и достиг 1,46 трлн рублей. Самый значительный прирост в абсолютных значениях безвозмездных поступлений получили Московская область, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и Якутия.

387 млрд рублей составил в I полугодии совокупный дефицит дефицитных регионов. Профицит профицитных регионов был равен 174 млрд рублей

В ситуации, когда внешние ценовые шоки наложились на внутренний спад экономической активности, вызванный пандемией, удар пришелся также по тем субъектам, которые не отличаются высокой волатильностью доходов, рассказывает Цыпкин. Так, по итогам I полугодия в 68 регионах налоговые и неналоговые доходы сократились. Совокупное снижение ННД консолидированных бюджетов составило около 379 млрд рублей, отмечает аналитик. Наиболее существенные в абсолютном выражении (более 20 млрд рублей) потери получили Москва (-87 млрд руб­лей), Татарстан (-32 млрд руб­лей), Ямало-Ненецкий автономный округ (-30 млрд рублей), Тюменская область (-25 млрд рублей), Санкт-Петербург (-20 млрд рублей) и Кузбасс (-20 млрд рублей).

Инфографика «РГ»/Леонид Кулешов/Роман Маркелов

Крупные города-субъекты понесли потери доходов как из-за снижения поступлений налога на прибыль, так и вследствие общего снижения экономической активности населения, проживающего в них, — ведь здесь сконцентрирован значительный объем таких услуг, как предоставление питания, туризм, развлечения — все те сферы, которые не могли работать в пандемию, рассказывает Цыпкин. Добывающие же регионы понесли потери ввиду изменения конъюнктуры на топливно-энергетических рынках.

По итогам I полугодия наблюдается снижение налоговых поступлений к тому же периоду годом ранее. Поступления по налогу на прибыль сократились в 65 регионах, совокупный объем недополученных средств консолидированных бюджетов регионов по этому налогу относительно прошлого года составил 249 млрд рублей, говорит Цыпкин. При этом в 22 регионах налог на прибыль сократился на треть и более. В восьми субъектах поступления по налогу на прибыль снизились более чем на 50% (Тыва, Хакасия, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Астраханская область, Татарстан, Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Поступления от НДФЛ снизились в 42 регионах, совокупно — на 2,6 млрд рублей. Максимальное снижение по этому виду налога относительно I полугодия 2019 года показал Дагестан (-17% по консолидированному бюджету), отмечает Цыпкин.

По итогам I полугодия совокупный долг регионов и муниципалитетов не показал значительного роста, констатирует аналитик. Совокупный прирост составил порядка 16 млрд руб­лей. Москва, на которую приходится 160 млрд рублей дефицита I полугодия, финансировала его за счет остатков, добавляет эксперт.

Заметное снижение показал объем банковских кредитов (-189 млрд рублей). Банковские займы были рефинансированы за счет бюджетных кредитов, которые регионы отдадут до конца года. В связи с этим совокупный объем бюджетных кредитов вырос на 168 млрд руб­лей. Также вырос объем облигационных займов (43 млрд рублей с начала года), в первую очередь за счет займов субъектов, говорит Цыпкин.

Москва. 8 июля. INTERFAX.RU — Консолидированный бюджет РФ в январе-мае 2020 года исполнен с профицитом 387,5 млрд рублей, что в 6,6 раза меньше, чем за аналогичный период 2019 года (2 трлн 549,7 млрд рублей), следует из отчетности на сайте Федерального казначейства.

Доходы консолидированного бюджета на 1 июня 2020 года составили 15 трлн 374 млрд рублей, снизившись 1,6% к показателю аналогичного периода 2019 года (15 трлн 620,4 млрд рублей).

Расходы составили 14 трлн 986,5 млрд рублей, они выросли на 14,7% к расходам пяти месяцев 2019 года (13 трлн 70,7 млрд рублей).

Федеральный бюджет исполнен с дефицитом 273,7 млрд рублей (против профицита годом ранее в размере 1 трлн 283,3 млрд рублей) при доходах 7 трлн 891 млрд рублей и расходах 8 трлн 164,7 млрд рублей.

Доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 0,3% — с 7 трлн 867,4 млрд рублей, тогда как расходы — на 24,0%, с 6 трлн 584,2 млрд рублей.

Профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ за 5 месяцев сложился на уровне 197,3 млрд рублей при доходах 5 трлн 398,1 млрд рублей и расходах 5 трлн 200,8 млрд рублей.

Профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ по результатам января-мая снизился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в 5,2 раза с 1 трлн 23,8 млрд рублей.

Это произошло в результате того, что доходы в текущем году снизились на 0,2% с 5 трлн 407 млрд рублей, а расходы, напротив, выросли на 18,7% с 4 трлн 383,2 млрд рублей.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов в январе-мае 2020 года исполнены с профицитом 417,6 млрд рублей (доходы — 5 трлн 151 млрд рублей, расходы — 4 трлн 733,4 млрд рублей).

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов исполнены с профицитом 46,2 млрд рублей при доходах 1 трлн 27,2 млрд рублей и расходах 981 млрд рублей.

Министерство финансов РФ опубликовало сообщение с предварительной оценкой исполнения федерального бюджета за январь-июль 2020 года. Как говорится в сообщении министерства, в отчетный период федеральный бюджет был исполнен с дефицитом 1,522 трлн рублей. Объем поступивших доходов – 10,399 трлн рублей, или 50,5% к общему объему доходов, объем расходов – 11,921 трлн рублей, или 60,6% к общему объему расходов бюджета.

Федеральная налоговая служба перечислила в бюджет за семь месяцев 6,215 трлн рублей, или 47,2% к прогнозным показателям за 2020 год; Федеральная таможенная служба – 2,392 трлн рублей, или 43,6% к прогнозным показателям на текущий год. Наибольший прирост доходов отмечается от других органов — они перечислили в бюджет 1,792 трлн рублей, или 91,9% к годовому прогнозу. По состоянию на 1 января 2020 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 7,773 трлн рублей.

Бюджет РФ в январе-июле 2019 года был исполнен с профицитом в 3,4% ВВП, или 2,028 трлн рублей. В текущем году российский бюджет планировался с профицитом в 0,8% ВВП, напоминает «Прайм». Однако в марте на фоне обвала цен на нефть и коронавируса министр финансов Антон Силуанов заявил, что бюджет в 2020 году будет дефицитным.

Федеральный бюджет в июле исполнен с дефицитом 670 млрд руб., что довело суммарный показатель с начала года до 1,5 трлн руб., но это не должно удивлять в условиях удара пандемии COVID-19, полагает председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев. В свете фактической приостановки работы многих отраслей из-за введения режима социального дистанцирования, ликвидации компаний и падения платежеспособного спроса, Минфин собрал 50,5% доходов от утвержденного в законе на текущий год плана. В прошлом году на этот момент показатель составил 56,9%. В то же время для стабилизации ситуации в экономике и создания предпосылок для более быстрого выхода из кризиса в правительстве пошли на расширение расходов и их скорейшее доведение до получателей. В результате, с учетом внесенных изменений, с начала года было потрачено 54,4% от плана (в прошлом году 51,6%).

Едва ли показатель дефицита бюджета мог быть лучше, считает эксперт. Пандемия COVID-19 по своему масштабу нанесла больший ущерб мировой экономике, чем всемирный финансово-экономический кризис 2008-2009 года. Так, ВВП США по итогам II кв. в годовом сопоставлении рухнул на 32,9%, Великобритании – на 21,7%, еврозоны – на 15,0%. Двузначными показатели оказались и у многих других стран. По оценкам Минэкономразвития, российская экономика не досчиталась 9,6%, реальные располагаемые доходы населения – 8,0%.

Правительством был разработан план восстановления экономики на 2020-2021 год. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, это потребует увеличения расходов федерального бюджета на 9% или 1,8 трлн руб. Если до пандемии COVID бюджет был утвержден с профицитом в 638 млрд руб., то теперь согласно информации замминистра финансов Владимира Колычева, в этом году бюджет будет сведен с дефицитом, который превысит 5 трлн руб. и составит порядка 5% ВВП. Благодаря этому удастся поддержать 2,5 млн рабочих мест, иными словами, приостановить рост безработицы и в последующем развернуть динамику доходов граждан.

Для финансирования дефицита бюджета потребуется увеличить заимствования, которые только в третьем квартале составят 1 трлн руб., напоминает Михаил Дорофеев. Остальные средства будут взяты с резервов предыдущих лет и Фонда национального благосостояния. С учетом резкого снижения ключевой ставки Банком России на 1 п. п. в июне и на 0,25% в июле до 4,25% годовых данный эффект будет полностью нивелирован смягчением монетарной политики. Рост расходов бюджета позволит экономике быстрее найти опору и выйти на траекторию восстановления. Многие столкнувшиеся с финансовыми проблемами граждане в последнее время смогли получить социальные выплаты и претендовать на более высокие пособия по безработице. На прямую поддержку населения в уточненном бюджете было выделено дополнительно более 0,5 трлн руб.

Стремясь к экономическому прорыву, и тем более в кризис, дефицита бюджета не только не следует избегать, наоборот, его нужно бы искусственно наращивать и даже делать целевым показателем, уверен, в свою очередь, шеф-аналитик ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. Если это бюджет именно некоего рывка, бюджет развития, а не бюджет инерции, рутины, то такой бюджет всегда, во всех странах, должен по определению планироваться дефицитным, таковы азы универсальных экономических законов.

И по этим критериям, продолжает аналитик, даже оценки Владимира Колычева о возможном дефиците в 5% ВВП, недостаточны, так как и такие цифры дефицита были бы не способны разогнать экономику в рост более чем на 2,5-3% по году, и то с отложенным во времени эффектом относительно сделанных в экономику инвестиций, и лишь при условии действительно структурно эффективных вливаний в наиболее пострадавшие сектора или же, напротив, в точки максимально возможного роста, где есть смысл сильнее «поливать» ростки.
А фактический дефицит всего лишь в размере 1,522 трлн руб. за 7 месяцев указывает на то, что вероятно дефицит по году не дотянет и до 3% ВВП, если исходить из базы чуть более 110 трлн руб. в 2019 году по оценкам Росстата в текущих ценах, указывает Пётр Пушкарёв. Выпадающие доходы и от налоговиков, и от таможенных служб оказались не так велики, хотя вполне можно было ожидать и меньшей наполняемости бюджета из-за внутреннего схлопывания производства в карантин и из-за очевидно неблагоприятной конъюнктуры внешних цен и спроса на международных рынках на традиционные статьи российского экспорта.

Так что и по меркам доходных статей, и по меркам потребностей экономики в подпитке восстановления, правительство ещё и явно не дотратило. Что очень плохо для нашей экономики: хотя правительство, наверное, будет гордиться дефицитом ниже ожидаемого, но надо бы горевать, так как это значит, что даже задуманные явно недостаточные объёмы финансовой поддержки предприятий остались не полностью выбранными, не вполне востребованными – потому что нужны были решения о прямых субсидиях, а не вот эти вот все госгарантии возможностей для бизнеса навешать на себя побольше льготных кредитов под выплату зарплат.

Если, допустим, в Евросоюзе ждут по итогам 2020 года спада ВВП на 8,7%, с последующим ростом всего лишь на 5,2-5,5% в 2021 году, указывает Пётр Пушкарёв, то даже этих показателей ЕЦБ и Еврокомиссия рассчитывают добиться за счёт исчисляемых в евро триллионов вливаний в корпоративный частный сектор и общих для стран ЕС внешних займов под программы развития, рассчитанные на шесть ближайших лет. По совокупности, всё это тянет на поддержку в размере не менее 10% от нынешнего уровня ВВП Европы.

И остаётся только догадываться, каким образом мы в России рассчитываем оттолкнуться от кризисного дна, если не готовы делать масштабных субсидий даже в группу уже определённого весной правительством списка системообразующих предприятий. Конечно, экономика со временем оживёт на любом выжженном месте, раны затянутся, только естественным путём, в условиях упавших доходов и населения, и компаний-заказчиков, всё это будет происходить крайне медленно.

Но, уверен эксперт, правительство не станет искать в этих условиях новых путей пополнения бюджета за счёт граждан, либо повышая налоги предприятиям. Скорее всё-таки наоборот, налоговые условия для бизнеса могут смягчаться, а для физлиц уже и без того заявлены повышенные с января 2021 года до 15% налоги НДФЛ на доходы свыше 5 млн руб. в год, налог на процентный доход со вкладов свыше 1 млн руб. и «вменённый» налог для российских бизнесменов, контролирующих зарегистрированные за рубежом фирмы. Остальные дополнительные поступления будут искать, пытаясь поддерживать перспективные экспортные производства, переориентировать структуру экономики в рамках тех же нацпроектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх