Куперс

Бухучет и анализ

Часть прибрежной зоны приемного водоема как называется

Содержание

Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в этой статье мы расскажем о прибрежных защитных полосах. Рассмотрим вопросы, которые касаются их установления, что можно в них делать, а чего нельзя, и что за это будет.

Что такое «прибрежная защитная полоса»?

Начнём с определения. Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для территории водоохранной зоны. Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д. Прибрежная защитная полоса устанавливается для того, чтобы предотвратить загрязнение водоёма, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений.

Отличие прибрежной защитной полосы от водоохранной зоны

«Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» — пограничные понятия. Грубо говоря, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования. Для водоохранной зоны и так устанавливаются определённые ограничения хозяйственной деятельности. На прибрежную защитную полосу, как часть, входящую в её состав, они также распространяются, но плюсом к ним добавляется ещё некоторые. Защитная полоса на то и «защитная», так как это особо охраняемая часть территории по сравнению с остальной частью водоохранной зоны. Более подробно о водоохранной зоне и её отличии от прибрежной защитной зоны можете почитать в другой нашей статье, полностью посвященной водоохранной зоне.

Все водные объекты с прибрежной защитной полосой

В статье Водного кодекса указано, вокруг каких водных объектов устанавливается прибрежная защитная полоса. К ним относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, водохранилища.

Прибрежная защитная полоса не устанавливается для тех водных объектов, для которых нельзя установить береговую полосу, под которой понимают полосу земли вдоль границы водного объекта общего пользования. К таким водным объектам относятся болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Режим прибрежной защитной зоны

Что можно делать в прибрежной защитной полосе?

В общем-то, на территории прибрежной защитной полосы можно делать всё, что не запрещено. В том числе отдыхать, размещать объекты водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения. При этом нужно помнить, для чего устанавливаются защитная полоса, поэтому также нельзя мусорить, загрязнять водоём.

Что запрещено делать в прибрежной защитной полосе?

Здесь список будет значительно больше. Во-первых, на прибрежную защитную полосу распространяются все те ограничения, которые закреплены для водоохранной зоны. В границах прибрежной защитной полосы запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Если на территории прибрежной защитной полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Дополнительно запрещается:

  • пахать земли,
  • сваливать размытый грунт,
  • пасти скот,
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Строительство на территории прибрежной защитной полосы, также как и в границах водоохранной зоны, не запрещается, но в таком случае необходимо оборудовать строящиеся объекты системами очистки воды и сборы отходов. Более подробно об этом также можно почитать в статье про водоохранные зоны.

Если не выполнять эти запреты, полиция может составить на нарушителя протокол, а инспектор в области охраны окружающей среды привлечь к ответственности. За использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в ч. 1 ст. 8.42 КоАП. Наказание – штраф:

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Заключение

Теперь Вы точно знаете всё о прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах. Эти знания помогут Вам правильно организовать свою хозяйственную деятельность на этих территориях, сберечь природу, а также сберечь финансовые средства, потратив их не на штраф, а на что-то более приятное и полезное.

Размеры водоохранных зон и прибрежно-защитных полос. Ограничения при строительстве в водоохранных зонах

Водные объекты — виды, классификация по режиму пользования

Существующие в России водоёмы используют для самых различных целей — для водоснабжения населения, для использования их вод в промышленности или в сельском хозяйстве, для рыбоводства, сплава леса и для перевоза грузов водным транспортом, для выработки электроэнергии, для организации территории садовых, дачных или огороднических объединений граждан вблизи озёр и рек, а также для решения целого ряда иных задач в числе которых остаётся их роль естественных приёмников хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

Какими бы ни были цели использования водоёмов, охрана морей, рек, ручьев, каналов, озрр, прудов, водохранилищ и карьеров от загрязнения и засорения, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира является не только государственной задачей, но и прямой обязанностью владельцев и арендаторов земельных участков, расположенных вблизи любого водоёма. По этой причине нужно иметь некоторые общие представления о водных объектах и о порядке использования участков, находящихся возле них.

Все водные объекты страны различаются особенностями их режима, физико-географическими, морфометрическими и другими особенностями. По этим признакам они делятся на 2 вида:

  1. поверхностные водные объекты,
  2. подземные водные объекты.

Поверхностные водные объекты являются постоянным или временным сосредоточением вод на поверхности суши в формах е рельефа. Они имеют границы, объём и черты водного режима.

Подземные водные объекты — те, что представляют гидравлически связанное сосредоточение вод в горных породах, Они также имеют границы, объём и черты водного режима.

Перечень поверхностных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 2 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • моря,
  • отдельные части морей:
    1. проливы,
    2. заливы, в том числе бухты, лиманы и другие),
  • водотоки, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения:
    1. реки,
    2. ручьи,
    3. каналы,
  • водоёмы, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена:
    1. озера,
    2. пруды,
    3. обводненные карьеры,
    4. водохранилища,
  • болота,
  • природные выходы подземных вод:
    1. родники,
    2. гейзеры,
  • ледники — движущееся на земной поверхности естественное скопление льда атмосферного происхождения,
  • снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего или большей части тёплого времени года.

Перечень подземных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 5 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • бассейны подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах
  • водоносные горизонты — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи.

К подземным водным объектам относятся также месторождения подземных вод, являющиеся частью водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод, и естественный выход подземных вод на суше или под водой.

Классификация водных объектов по режиму их пользования

По режиму пользования водными объектами выделяются 2 группы объектов:

  1. водные объекты общего пользования
  2. водные объекты особого пользования.

Водные объекты общего пользования — те, что находятся в общедоступном, открытом пользовании. Они являются собственностью государства или муниципалитета (если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное). Их водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. В отношении таких объектов могут вводиться ограничения использования.

Обособленные водные объекты — те, что находятся в собственности граждан или юридических лиц.

Водные объекты, пользоваться которыми может ограниченный круг лиц, исключает их из общего пользования, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством.

Водные объекты особого пользования использоваться как объекты общего пользования только при условии регистрации в ЕГРН указанного ограничения права собственности и выплаты вознаграждения собственнику.

Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов (земель, которые в пределах береговой линии покрываются поверхностными водами). Такие объекты обладают многофункциональностью в использовании

Береговые линии являются границами водного объекта, а определяется они для для разных водных объектов различным образом:

  • для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива,
  • для рек, ручьёв, каналов, озёр, обводненных карьеров — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом,
  • для прудов, водохранилищ — по нормальному подпорному уровню воды,
  • для болот — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Границы водных объектов (местоположение береговых линий) в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются с определённой периодичностью и в порядке, утверждённом Правительством РФ:

  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (№ 377 от 29 апреля 2016 года),
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (с изменениями на 29 апреля 2016 года) — № 17 от 10 января 2009 года.

Территории, примыкающие к береговым линиям водных объектов, то есть к границам морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, относятся к водоохранным зонам. На местности границы водоохранных зон отмечаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

Для водоохраных зон устанавливается специальный режим их использования — режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса РФ).

Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежно-защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью водохранной зоны, которая расположена максимально близко к водному объекту.

Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов (бечевники), обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к любому такому объекту.

Размеры водоохранных зон

Водоохранная зона- это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.

В водоохранной зоне (далее в сокращении — ВЗ,) в соответствии с Водным кодексом РФ (ФЗ № 73 от 01.07.2007 г.), установлен специальнй режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности.

Цель введения ограничений:

  • предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
  • сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
  • предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов&

Ширина водоохранной зоны за пределами поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных в городах ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.

Приведём примеры размеров водоохранных зон для рек и ручьёв различной протяжённости:

  • 50 м — для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км
  • 100 м — для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км
  • 200 м — для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более
  • 300 м — для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км
  • 400 м — для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км
  • 500 м — для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП) (разъяснение понятия приведём ниже) — для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км
  • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП) (разъяснение понятия приведём ниже) — для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км.

Ширина водоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадают с полосами отводов таких каналов.

Ширина водоохранных зон на территории поселений при отсутствии набережной измеряется от береговой линии.

Водоохранная зона не устанавливаются для для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы.

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ — 300 м (при площади акватории до 2 км2).

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ — более 500 м (при площади акватории более 2 км2).

Ширина водоохраной зоны моря составляет 500 м.

Режим использования земель в водоохранных зонах

В границах водоохранной зоны допускается:

  • проектирование,
  • размещение,
  • строительство,
  • реконструкция,
  • ввод в эксплуатацию,
  • эксплуатация хозяйственных и иных объектов,

но при обязательном условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

На территории водоохранных зон запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв,
  • размещение кладбищ,
  • размещение скотомогильников,
  • размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ,
  • размещение пунктов захоронения радиоактивных отходов,
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием,
  • размещение ряда объектов придорожного сервиса:
    1. АЗС,
    2. складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если АЗС, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса),
    3. станций технического обслуживания (СТО), используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств и для мойки транспортных средств,
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод,
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ).

Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне

При строительстве объектов в водоохранных зонах особое внимание необходимо уделить выбору типа сооружения, способного обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Он должен быть ориентирован на соблюдение требований законодательства по охране охраны окружающей среды в части выполнения требований нормативов по допустимым сбросам загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К сооружениям, обеспечивающим защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения,
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод,
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ,
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Примечание для территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, действующих в водоохранных зонах:

в случаях, когда территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещённые в границах водоохранных зон, не оборудованы сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Такими приёмниками могут быть септики и локальные очистные станции, использование которых позволяет вести автономную очистку бытовых стоков в загородном доме без подключения к магистральной канализации.

Прибрежно-защитная полоса

Прибрежно-защитная полоса (далее в сокращении ПЗП) — это территория внутри водоохраной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежно-защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет:

  • ширина ПЗП 30 м — для обратного или нулевого уклона
  • ширина ПЗП 40 м — для уклона до 3 градусов
  • ширина ПЗП 50 м — для уклона более 3-х градусов
  • ширина ПЗП 50 м — для проточных и сточных озёр, расположенных в границах болот
  • ширина прибрежно-защитной полосы совпадает с парапетами набережных на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных
  • ширина прибрежно-защитной полосы на территориях поселений при отсутствии набережных измеряется от береговой линии.

Внутри территории, отнесённой к прибрежно-защитной полосе, помимо перечисленных ограничений для водоохранных зон, дополнительно запрещается:

  • распашка земель,
  • размещение отвалов размываемых грунтов,
  • выпас скота,
  • организация для скота летних лагерей и ванн.

Границы прибрежно-защитной полосы на местности обозначаются специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

Береговая полоса

Береговая полоса, иначе называемая бечевником (от слова «бечева», при помощи которой бурлаки тянули суда вверх по реке) — это отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемой во время половодья и обнажающейся при низком уровне воды в реке.

Бечевник — это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего использования. Каждый вправе (но без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством, причаливать на плавательных средствах (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Ширина береговой полосы для объектов общего пользования, по Водному кодексу РФ, не может превышать 20 м, если их протяжённость от истока до устья составляет не более 10 км.

При протяжённости рек и ручьев, протяженность более 10 км ширина береговой полосы каналов составляет 5 м.

Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не определяется (пункт 7 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Береговые полосы водоёмов не могут предоставляться ни в собственность, ни в аренду, ни в какое-либо пользование.

О возможности строительства в водоохранной зоне

Расположение земельного участка в водоохранной зоне или происшедшее включение этого участка в водоохранную зону — не повод для беспокойства о невозможности его застройки или опасения, что уже возведённые постройки заставят снести или участок вообще изымут. Нет запрета на совершение сделок с такими земельными участками.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах гражданам и юридическим лицам производится в соответствии с действующим земельным законодательством, но по согласованию с территориальным органом Минприроды России.

Земельные участки в прибрежно-защитных полосах предоставляются для размещения:

  • объектов водоснабжения,
  • рекреации,
  • рыбного и охотничьего хозяйств,
  • водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование (в лицензиях отражаются требования по соблюдению водоохранного режима).

Российское законодательство (Водный кодекс, Градостроительный и Земельный кодексы) подтверждают возможность строительства в границах водоохранной зоны объектов различного назначения — производственных, общественно-деловых, жилых, объектов крестьянской-фермерского хозяйства и т.д. Серьёзные ограничения или даже запрет на строительство касаются только водоохранных зон тех водных объектов, что используются как источники питьевого водоснабжения.

При этом возможность строительства сопряжена с требованием обязательного соблюдения установленных для водного объекта санитарных правил и норм, с обеспечением условий безопасности этого водного объекта, о чём, собственно, и было рассказано в предыдущих разделах данной статьи.

В числе основных требований — наличие сооружений, обеспечивающих защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (как минимум, качественной системы фильтрации сточных вод). Совершенно не стоит пренебрегать и другим жёстким правилом — «табу» на использование прибрежно-защитной полосы (ПЗП) водного объекта и, тем более, его береговой полосы, предназначенной для общего пользования

Сведения о нахождении земельного участка в водоохранной зоне или в ПЗП, о существующих ограничениях (обременениях) отражаются в достаточно полной мере в документах — в Выписке ЕГРН, в кадастровом паспорте, в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ), в разрешении на строительство. При желании, уточнить размер водоохранной зоны, ПЗП или береговой полосы водного объекта можно в различных органах власти — в отделе по архитектуре или землеустройству местного муниципалитета, в территориальном управлении Росррестра, в территориальном отделении Роспотребнадзора или Росприроднадзора.

Поддержание в надлежащем состоянии земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, прибрежно-защитных полос — это задача собственников наделов.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах ведётся органами местной власти и территориальными органами Минприроды России, органами водного фонда, органами лесного хозяйства и ещё целым рядом других структур.

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (№195-ФЗ от 30.12.2001 г.. статьи 8.12-8.15 главы VIII Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования):

статья 8.12

Нарушение порядка использования водоохранных зон

Нарушение порядка использования водоохранных зон влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

статья 8.12.1

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц — — от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

cтатья 8.13

Нарушение правил охраны водных объектов

  1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан — от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
    • на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб.
  2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан — от 3000 до 5000 руб.
    • на должностных лиц — от 20000 до 30000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    • на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

cтатья 8.14

Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан — от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц — от 10000 до 20000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц — от 80000 до 10000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан — от 1500 до 2000 руб.
    • на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.
    • на юридических лиц — от 30000 до 40000 руб.

cтатья 8.15

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 500 до 1000 руб.
  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
  • на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб.

?????°?????? 65. Водного кодекса РФВодоохранные зоны и прибрежныезащитные полосы



1. Водоохранными зонами являютсятерритории, которые примыкаюткбереговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ ина которых устанавливается специальный режим осуществленияхозяйственной и иной деятельности в целях предотвращениязагрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов иистощения их вод, а также сохранения среды обитания водныхбиологических ресурсов и других объектов животного ирастительногомира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежныезащитныеполосы, на территориях которых вводятся дополнительныеограниченияхозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов идругих населенных пунктовширинаводоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ иширинаих прибрежной защитной полосы устанавливаются отсоответствующейбереговой линии, а ширина водоохранной зоны морей иширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимальногоприлива.При наличии централизованных ливневых систем водоотведенияинабережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектовсовпадаютс парапетами набережных, ширина водоохранной зоны натаких территориях устанавливается от парапетанабережной (в ред.Федеральногозакона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418;Федеральногозакона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 50, ст. 7359).

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается отихистока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размерепятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — вразмере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсотметров.

5. Для реки, ручья протяженностью менеедесяти километров отистока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитнойполосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручьяустанавливаетсяв размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, заисключением озера, расположенного внутри болота, или озера,водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра,устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширинаводоохраннойзоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливаетсяравнойширине водоохранной зоны этого водотока. (В редакцииФедеральногозакона от 14.07.2008 г. N 118-ФЗ)

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливаетсяФедеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озераБайкал».

8. Ширина водоохранной зоны морясоставляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственныхканаловсовпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных взакрытыеколлекторы,не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается взависимости от уклона берега водного объекта и составляеттридцатьметровдля обратного или нулевого уклона, сорокметров для уклонадотрех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточныхозер и соответствующих водотоков ширина прибрежнойзащитной полосыустанавливаетсяв размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища,имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста,нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов),устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклонаприлегающихземель.

14. На территориях населенных пунктов при наличиицентрализованныхливневых систем водоотведения и набережных границыприбрежныхзащитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширинаводоохраннойзоны на таких территориях устанавливается от парапетанабережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны,прибрежнойзащитной полосы измеряется от береговой линии (в ред.Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418;Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 50, ст. 7359).

15. В границах водоохранных зонзапрещаются:

1) использование сточных вод для удобренияпочв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захороненияотходов производства и потребления, химических, взрывчатых,токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронениярадиоактивныхотходов (в ред. Федерального закона от11 июля 2011г.N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N29, ст. 4281);

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями иболезнямирастений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кромеспециальныхтранспортныхсредств), за исключением их движения по дорогам истоянки на дорогах и в специальнооборудованных местах, имеющихтвердоепокрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование,строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатацияхозяйственных и иных объектов при условии оборудования такихобъектов сооружениями, обеспечивающими охрану водныхобъектов отзагрязнения,засорения и истощения вод в соответствии с воднымзаконодательством и законодательством в области охраны окружающейсреды(в ред. Федерального закона от 14 июля2008 г. N 118-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст.3418).

17. В границах прибрежных защитных полос наряду сустановленными частью 15 настоящей статьи ограничениямизапрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных иорганизация для нихлетнихлагерей, ванн.

18. Установление на местности границводоохранных зон и границприбрежныхзащитных полос водных объектов, в томчисле посредствомспециальных информационных знаков, осуществляется в порядке,установленном Правительством Российской Федерации (в ред.Федеральногозакона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418).

Какова ответственность за стоянку автомобиля в границах водоохранной зоны?

  • Благодатный огонь доставлен в Москву
  • В Якутии в вахтовом поселке зафиксировано 11 новых случаев заражения коронавирусом 1
  • Великобритания начнет производство вакцины, не прошедшей клинические исследования 1
  • Путин впервые с 2000 года пропустит пасхальную службу 3
  • В Якутии поставили метки на карте на те места, где живут заразившиеся коронавирусом 6
  • ЖДЯ не будет обеспечивать трансфер пассажиров с 20 по 30 апреля
  • Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня. Будем жить! 3
  • В Алдане заражены коронавирусом уже сорок человек 6
  • В Якутии из-за вируса суда на воздушной подушке поставят на прикол на 10 дней
  • Из-за коронавируса скончался депутат Мособлдумы
  • В России число заболевших коронавирусом быстро увеличивается 4
  • В Алдане все 26 человек с положительным анализом на коронавирус работали на рынке 10
  • В Хабаровском крае возбуждено уголовное дело по факту крушения самолета и гибели четверых людей 2
  • Исполняющий обязанности заместителя главы Хакасии попался на взятке. Видео 8
  • В Якутии за сутки выявлено 30 случаев заражения COVID-19 7
  • Открытие утиной охоты зависит от ситуации с коронавирусом 4
  • Пособие по безработице для якутян увеличат за счёт применения районного коэффициента 5
  • Денис Парфенов: Госдума превращается просто в пустышку 22
  • ДФО получит дополнительно 100 тысяч комплектов индивидуальной защиты для медиков
  • В военных госпиталях страны готовы принять почти 5 тысяч пациентов с коронавирусом 4
  • В Якутске регулярно дезинфицируют автобусы 2
  • Лена практически очистилась ото льда в черте города Усть-Кут 1
  • Магазин, склад и гараж сгорели в райцентре Бердигестях
  • «Кладбище диких животных» обнаружила жительница Якутска 10
  • Московского бомжа оштрафовали за нарушение самоизоляции 5
  • Возможно, время покажет не то, что программа «Время покажет» 7
  • Правительство России начало «проедать» банковские депозиты 38
  • Центробанк отказался раздавать деньги россиянам просто так 18
  • Суд отказался штрафовать граждан за поход в магазин за пивом 5
  • Жители Якутии получили первые кредиты по льготной сельской ипотеке
  • Ситуацией с повышением цен на продукты в Алдане займется прокуратура 9
  • В Якутии вскрытие рек ожидается на 2-7 суток раньше нормы
  • «На войне все очень просто и ясно: если я не выстрелю – выстрелят в меня»
  • В Якутске 18-20 апреля временно перекроют участок дороги на улице Кирова 4
  • Проведенная Якутией гуманитарная миссия впечатлила филиппинских партнеров
  • Как Якутии удалось опередить многие регионы в цифровизации? 2
  • ФАС нашла нарушение при закупке в 1 млрд рублей по реконструкции моста в Якутии
  • Такие сотрудники решают задачи предприятия даже через «не могу»
  • Малый бизнес получил отсрочку по уплате налогов, максимальное послабление — полгода 2
  • В Якутске за сутки откачали более 12 тысяч кубометров талых вод 1
  • «Власти Петербурга ведут себя с жителями города, как с врагами» 9
  • В заречных районах Якутии ожидаются высокие уровни воды на малых реках
  • Гражданам Японии раздадут почти по тысяче долларов в качестве поддержки 12
  • В России не осталось регионов без коронавирусной инфекции
  • Энергетики восстановили электроснабжение заречной группы районов Якутии
  • Солодов отправил правительство в отставку 5
  • Провал запуска цифровых пропусков стоил приморскому чиновнику должности 2
  • Это настоящее священнодействие — красить пасхальные яйца 2
  • Примите участие в акции АЭБ «Летайте дома» по программе лояльности S7 Priority
  • В Якутии женщина предстанет перед судом за распространение фейков о коронавирусе 2
  • Жительница Якутска потеряла более полумиллиона рублей после звонка лжебанкира
  • Как будут проходить пасхальные богослужения в городах и районах Якутии
  • Худрук филармонии Якутии стала заслуженным работником культуры РФ 2
  • Случайных людей в данной профессии не бывает!
  • Глава Иркутской нефтяной компании Марина Седых избрана в состав правления РСПП 1
  • Карантин в связи с COVID-19 введён на Чаяндинском месторождении 2
  • Комсостав судов Жатайской БТЭФ прошёл аттестацию 1
  • Более 30 тысяч масок дополнительно отправят в филиалы ГУП ЖКХ 1
  • Все новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх