Куперс

Бухучет и анализ

Черные дыры в российском законодательстве

Черные дыры в Российском Законодательстве

«Черные дыры» в Российском Законодательстве
«Black Holes» in Russian Legislation

Специализация:

Юриспруденция

Периодичность:

раз в два месяца

Язык:

русский и английский

Адрес редакции:

Россия 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 8/5, кв. 58

Главный редактор:

Чистяков Владимир Всеволодович

Учредители:

Издательский дом «Компьютерный аудит»

Страна:

Россия

Дата основания: ISSN: Индекс по каталогу «Роспечать»: Веб-сайт:

«Черные дыры» в Российском Законодательстве — правовое научно-практическое издание. Выходит раз в два месяца. Публикует результаты теоретических и практических исследований российского законодательства и аналитические статьи. Входит в число СМИ, рекомендуемых ВАКом для научных публикаций.

Главные редакторы

  • с 2001 года — Чистяков Владимир Всеволодович

Авторы и тематика журнала

Тематика журнала охватывает все области права и практики его применения в России. Анализируются правовые проблемы, которые потенциально могут привести к экономическим потерям как для заинтересеванных сторон так и для страны в целом и к угрозе существующей политической системе страны.

Журнал входит в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.

Редакционный совет

  • Чистяков, Владимир Всеволодович, профессор, председатель редакционной коллегии журнала
  • Алексеев, Анатолий Иванович, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки России, Главный научный сотрудник НИИ Генпрокуратуры РФ
  • Боголюбов, Сергей Александрович, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки России, зав.отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
  • Григорьев, Виктор Николаевич, д.ю.н., профессор, Ученый Секретарь Московского университета МВД РФ
  • Зайцев, Олег Александрович, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки России, проректор по научной работе Московской академии экономики и права
  • Звечаровский, Игорь Эдуардович, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, ректор академии Генпрокуратуры РФ
  • Комиссаров, Владимир Сергеевич, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой МГУ
  • Курбанов, Рашад Афатович, д.ю.н., профессор Московской государственной юридической академии
  • Лунеев, Виктор Васильевич, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, лауреат Государственной премии РФ
  • Олейник, Оксана Михайловна, д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой юридического факультета Государственного университета — Высшей школы экономики
  • Параскевова, Светлана Андреевна, д.ю.н., председатель судебного состава шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
  • Ревин, Валерий Петрович, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой Московского государственного университета приборостроения и информатики
  • Филимонов, Олег Вадимович, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист России,. начальник Правового управления ФСИН России
  • Эминов, Владимир Евгеньевич, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой Московской государственной юридической академии
  • Эртель, Анатолий Григорьевич, к.ю.н., профессор, декан юридического факультета Адыгейского филиала Московской открытой социальной академии.

Примечания

  1. Требования к рукописям публикуемым в журнале «Черные дыры» в Российском Законодательстве. «Black Holes» in Russian Legislation
  2. Бюллетень № 2 ВАК МО РФ 2003 г.

Ссылки

  • Черные дыры в Российском Законодательстве ООО Научная Электронная Библиотека eLIBRARY.RU
  • Сводный каталог периодики библиотек России (тестовый доступ)
  • «Черная дыра» в уголовно-правовой защите рекламной деятельности

Одним из основных признаков формирования правового государства в РФ является динамично развивающееся законодательство, совершенствование уже имеющихся юридических норм и создание абсолютно новых правовых институтов, отвечающих требованиям современного российского общества. При этом складывается негативная тенденция к усилению бюрократического и коррупционного элемента в российской правовой системе. Речь прежде всего идет о пробелах, лазейках, размывчатых формулировках и прочих недочетах, которые в определенных обстоятельствах могут быть выгодны либо бизнесу, либо властным органам или персонально отдельным чиновникам и корпорациям, но точно не населению.

Чтобы было понятно, приведем ряд примеров.

1. Безнадзорные

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает правовой статус и основы деятельности главного надзорного органа в стране — прокуратуры. Задача данной инстанции – следить за соблюдением законов на территории РФ, реагировать на любые их нарушения, и проводить профилактику среди поднадзорных субъектов.

Обоснованно принято считать, что прокуратура надзирает над всем и каждым. Однако, если внимательно изучить п. 2 ст. 1 данного ФЗ, устанавливающего круг поднадзорных прокуратуре субъектов, то мы не обнаружим среди них Администрации президента РФ. Таким образом, прокуратура не имеет надзорных полномочий над деятельностью данного органа. Это означает, что работники Администрации президента, в случае нарушения ими закона во время исполнения своих служебных обязанностей останутся незамеченными. Впрочем, вряд ли кто-то удивится такому положению вещей.

2. Самобичевание

Основным рычагом борьбы с коррупцией в РФ является закон Федеральный от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данный документ призван обеспечить прозрачность и максимальную открытость деятельности чиновничьего аппарата. Однако в нарушение данных принципов законодатель предусмотрел в п. 2 ст. 8 данного ФЗ, что сведения о доходах, об имуществе и т.д., представляемые государственными и муниципальными служащими, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

То есть получается, что чиновники предоставляют своим же коллегам, а отнюдь не на всеобщее народное обозрение декларации о собственном имуществе и доходах, и имуществе и доходов своих родственников. Данная норма – большой шаг назад в борьбе с самым главным врагом страны. И если с первого взгляда кажется, что этот пункт не несет в себе серьезной угрозы, то подумайте о мелких чиновниках, у которых нет возможности уводить средства за границу.

3. Право или не право

Водный кодекс — специфичный нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с эксплуатацией и охраной водных ресурсов страны. Регулирование данных отношений достаточно новый институт в российском обществе, однако и здесь не обошлось без коррупционной составляющей. В п. 5 ст. 36 ВК РФ содержится следующая формулировка: «При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право» и перечислен перечень прав инспекторов. Вся проблема в том, что термин «право» в данном случае предполагает не строгую обязанность инспектора проводить предусмотренные действия для пресечения злоупотребления, а лишь определяет возможность выбора осуществлять надлежащий контроль или закрыть в нужных случаях глаза на нарушения.

Последствия такой трактовки для бизнеса и административного органа очевидны. Зеленый свет нарушениям дан.

4. Строгая зона

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (ОЭЗ)» регулирует вопросы создания особых экономических зон, которые создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Данный ФЗ содержит открытый перечень нарушений резидентом ОЭЗ, в связи с которыми его могут запросто лишить всех привилегий и выставить за порог. Но все бы ничего, если бы в данном перечне не содержалось упоминание об иных существенных нарушениях условий, прописанных в соглашении между резидентом и администрацией. Понятно, что администрация при заключении соглашения с «без пяти минут» резидентом имеет доминирующее положение и может диктовать свои, невыгодные другой стороне, условия (п. 5 ст. 20, п. 5 ст. 30, п. 5 ст. 31.9 и др. в указанном ФЗ).

5. Ненормативная реклама

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» — это основной нормативный акт, регулирующий важный элемент рыночной экономики — маркетинговую деятельность субъектов предпринимательской деятельности.

Несмотря на высокую значимость данный ФЗ (ст. 5) также не лишен расплывчатых формулировок: реклама должна быть «добросовестной», она не может содержать «некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами», «формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами», использовать «иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации».

Таким образом, если чиновник надзорной, контролирующей инстанции сочтет, руководствуясь своими индивидуальными умозаключениями, что в рекламе какого-либо товара содержится нечто подходящее под расплывчатые формулировки закона, он с легкостью привлечет коммерческую организацию к ответственности. А потом доказывай полгода в суде, что эта зубная паста не оскорбляет чувства людей, не имеющих зубов. Не говоря уже о срыве маркетинговой акции и прочих убытков.

6. Природа в убытке

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» призван защищать экологическое благополучие населения РФ, грамотно и эффективно использовать различного рода ресурсы с минимальными последствиями для экологии, препятствовать злоупотреблениям в этой сфере и т.д.

Но и здесь не обошлось без пробелов и лазеек. Статья 16 данного ФЗ «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» обязывает юридические или физические лица оплачивать восстановление экологии, в случае если они ведут любую загрязняющую деятельность. Данное положение в своей формулировке имеет исключительно благие намерения, однако на практике коммерческим организациям выгодно платить восстановительные взносы, а не производить модернизацию производства и очистку вредных выбросов. А если учесть, что уплаченные средства нередко пропадают в неизвестном направлении, экологическая обстановка постоянно находится под большой угрозой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх