Куперс

Бухучет и анализ

Дебетовое сальдо по 19 счету

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию»,
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
На субсчете 69-1 «»Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.
На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, — в части отчислений, производимых за счет организации;
счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» — суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Учитывая удобство механизма зачета обязательств путем взаимозачета требований, у плательщиков единого налога также иногда возникает желание им воспользоваться. О подробных юридических тонкостях данного механизма читайте в материале «Зачет встречных однородных требований: юридические аспекты». А о том, разрешается ли единщикам проводить зачет встречных однородных требований (далее — взаимозачет) и какие из этого могут быть последствия, расскажем в нашей публикации

Взаимозачет у единщика: запрещен или разрешен

Есть ли правовые основания для запрета взаимозачета

Прежде всего напомним: согласно ст. 601 ГКУ, обязательство может прекращаться зачетом встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил, а также требований, срок исполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования. В свою очередь, на основании ст. 602 ГКУ не допускается взаимозачет, в частности, в случаях, установленных договором или законом.

Согласно ст. 509 ГКУ, обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить денежные средства и т.п.) либо воздержаться от совершения определенного действия (отрицательное обязательство), а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.

Если каждая из сторон в обязательстве наделена одновременно и правами, и обязанностями, она считается должником в том, что она обязана совершить в пользу другой стороны, и одновременно кредитором в том, что она имеет право требовать от нее (ч . 3 ст. 510 ГКУ).

Косвенный запрет прописан в п. 291.6 НКУ, а именно: плательщики единого налога 1–3 групп должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Иными словами, единщикам запрещается проводить расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) в неденежной форме.

Логика законодателя понятна: поскольку в общем случае датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления средств в денежной (наличной или безналичной) форме (п. 292.6 НКУ), то хозяйственные операции, предусматривающие проведение расчетов в неденежной форме, будут выведены из-под обложения единым налогом.

Однако в НКУ принадлежность к неденежной форме расчетов определена только относительно бартерных (товарообменных) операций — хозяйственных операций, предусматривающих проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора (пп. 14.1.10 НКУ), которые по содержанию соответствуют договору мены (бартера) (ст. 715 ГКУ).

А относится ли взаимозачет к расчетам в неденежной форме?

Определение наличных и безналичных расчетов

Заметим: наличные расчеты — это платежи наличными (денежными знаками национальной валюты Украины) субъектов хозяйствования и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, непосредственно не связанным с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества (пп. 5 п. 3 р. І Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148). Под это определение взаимозачет, разумеется, не подпадает.

В свою очередь, безналичные расчеты — это перечисление определенной суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателей средств (п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22, далее — Инструкция № 22).

Однако в ч. 4 ст. 341 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) указано: при безналичных расчетах все платежи проводятся через учреждения банков путем перечисления надлежащих сумм со счета плательщика на счет получателя или путем зачета взаимных обязательств и денежных претензий.

Безналичные расчеты могут осуществляться в форме платежных поручений, платежных требований, требований-поручений, векселей, чеков, банковских платежных карточек и других дебетовых и кредитовых платежных инструментов, применяемых в международной банковской практике (ч. 3 ст. 341 ХКУ).

В главе 9 «Расчеты при осуществлении зачета взаимной задолженности» Инструкции № 22 предусмотрено:

  • к расчетам, осуществляемым как зачет взаимной задолженности плательщиков, относятся расчеты, по которым взаимные обязательства должников и кредиторов погашаются в равнозначных суммах, и только по их разнице осуществляется платеж на общих основаниях;
  • после составления акта сверки взаимной задолженности та сторона, в пользу которой сложилось кредитовое сальдо взаимных обязательств, выписывает расчетный документ (платежное поручение, требование-поручение) или оформляет вексель.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, следует вывод: взаимозачет денежных требований, проведенный через учреждения банков, — это безналичные расчеты, которые считаются денежными расчетами.

Если следовать этому мнению, то выходит, что плательщики единого налога 1–3 групп могут применять взаимозачет денежных обязательств. При этом если взаимозачет проведен в размере стоимости отгруженных единщиком товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), данную сумму целесообразно считать оплатой в денежной (безналичной) форме и признавать доходом на дату проведения взаимозачета. Однако эта позиция для смельчаков, ведь ГФС и суды на данный момент придерживаются иного мнения.

Позиция ГФС и судов: взаимозачет для единщика запрещен

По поводу взаимозачета налоговики не дают исчерпывающий ответ, но четко придерживаются позиции наподобие той, которая приведена в подкатегории 108.01.01 системы «ЗІР» и в письме ГУ ГФС в Запорожской области от 28.07.2016 г. № 2538/10/08-01-12-03-11. А именно:

  • плательщики единого налога не имеют права осуществлять бартерные операции, в т.ч. погашать задолженность за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) иным способом, нежели денежный (на основании п. 291.6 НКУ).

Вместе с тем вот что решил суд в определении Киевского апелляционного административного суда по делу от 20.01.2015 г. № 810/5551/14:

  • понятие «бартерная операция» следует толковать в широком смысле как хозяйственную операцию, предусматривающую проведение расчетов за товары (услуги) в любой форме, отличной от денежной, включая какие-либо виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг), и взаимозачет встречных однородных требований является одним из разновидностей бартера;
  • плательщики единого налога не имеют права погашать задолженность за поставленный товар (предоставленные услуги, выполненные работы) путем зачета встречных однородных требований.

Если и запрещено, то не всегда

Так или иначе, о полном запрете механизма взаимозачета для единщиков в НКУ прямо не сказано. Ведь требование проведения расчетов в денежной форме распространяется только на обязательства за отгруженный товар, выполненную работу или предоставленную услугу, а по каким-либо другим обязательствам плательщик единого налога может осуществлять взаимозачет.

Предположим, плательщик единого налога (кредитор) совершил в пользу второй стороны определенное действие (передал имущество, выполнил работу, предоставил услугу и т.д.), и вместо получения расчета в денежной форме (наличной и/или безналичной) договорился с должником провести взаимозачет. Ведь у единщика в пользу второй стороны также есть определенное обязательство (получил имущество, работу, услугу). Данная операция для плательщика единого налога, по мнению ГФС и суда, — недопустима, поскольку нарушает требование п. 291.6 НКУ о форме расчетов, и в дальнейшем повлечет за собой определенные последствия (о последних расскажем далее).

А теперь давайте представим другую ситуацию. Плательщик единого налога получил от второй стороны в качестве предоплаты денежные средства в денежной форме за определенный товар (работу, услугу), при этом у второй стороны имеется задолженность перед единщиком по возвратной финансовой помощи. Стороны решили провести взаимозачет: единщик не осуществляет поставку товара (работы, услуги), а полученные им денежные средства зачисляет в счет погашения финансовой помощи. В таком случае плательщик единого налога не нарушает требование с п. 291.6 НКУ о форме расчетов, т.е. взаимозачет возможен.

Таким же образом, по нашему мнению, можно провести взаимозачет встречных сумм денежных средств (аванса, предоплаты), которые должны быть возвращены покупателю товара (работ, услуг) — плательщику единого налога и/или возвращаются плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если этот возврат должен произойти вследствие возврата товара, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате денежных средств (т.е. не возвращать денежные средства друг другу, а провести зачет встречных однородных требований). Или единщик может зачислить задолженность перед поставщиком, возникшую по одному договору, в счет переплаты, возникшей по другому договору.

И напоследок. Требование относительно денежной формы расчетов не распространяется на плательщиков единого налога 4-й группы — сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%. То есть единщики 4-й группы могут проводить взаимозачет без каких-либо предостережений.

Возможные последствия запрещенного взаимозачета

Если считать взаимозачет расчетом в неденежной форме, то есть операцией, запрещенной для единщиков, то важно знать, что нарушителя могут ждать два важных последствия: 1) налогообложение полученного дохода по увеличенной ставке и 2) обязанность покинуть упрощенную систему налогообложения. Далее — подробнее.

Увеличенная ставка налога

На основании пп. 3 п. 293.4 НКУ для плательщиков единого налога 1–3 групп (физлиц-предпринимателей) к доходу, полученному при применении иного способа расчетов, нежели указан в п. 291.6 НКУ, установлена повышенная ставка единого налога в размере 15%.

При этом согласно пп. 2 п. 293.5 НКУ для плательщиков единого налога 3-й группы (юрлиц) к доходу, полученному при применении иного способа расчетов, нежели указан в п. 291.6 НКУ, установлены ставки единого налога в двойном размере ставок, определенных в п. 293.3 НКУ, а именно:

  • 6% дохода — при уплате НДС;
  • 10% дохода — при включении НДС в состав единого налога.

Переход на общую систему налогообложения

В соответствии с пп. 4 пп. 298.2.3 НКУ, плательщики единого налога обязаны перейти на уплату прочих налогов и сборов, определенных НКУ, в случае применения плательщиком единого налога иного способа расчетов, нежели указаны в п. 291.6 НКУ, — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором допускается данный способ расчетов.

Для отказа от упрощенной системы налогообложения единщик должен не позднее чем за 10 к.дн. до начала нового календарного квартала (года) подать заявление в контролирующий орган (пп. 298.2.1 НКУ).

На основании поданного заявления регистрация плательщиком единого налога будет аннулирована путем исключения из реестра плательщиков единого налога по решению контролирующего органа в последний день календарного квартала, в котором предоставлено это заявление (п. 299.10 НКУ).

Если же единщик решит не подавать заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения, то он останется плательщиком единого налога до момента выявления нарушения относительно формы расчетов контролирующим органом в ходе проверок, и тогда аннулирование регистрации плательщика единого налога 1–3 групп будет проводиться по решению данного органа, принятому на основании акта проверки, но также с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение (согласно п. 299.11 НКУ).

В таком случае субъект хозяйствования будет иметь право перейти на упрощенную систему налогообложения по истечении четырех последовательных кварталов с момента принятия решения контролирующим органом. Однако за период с момента аннулирования регистрации плательщиком единого налога субъект хозяйствования будет считаться плательщиком налогов на общей системе налогообложения, и ему будут доначислены все неуплаченные налоги, включая финансовые санкции.

Зоряна КУРИЛЯК,

юрист, эксперт по учету и налогообложению,
г. Львов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх