Куперс

Бухучет и анализ

Дела о банкротстве рассматриваются каким судом

Федеральный закон № 377-ФЗ внес в закон о банкротстве новый абзац: «По истечении тридцати дней со дня опубликования указанного уведомления сведения, содержащиеся в нем, утрачивают силу». Закон вступил в силу 12 ноября 2019 года.

Речь идет об уведомлении кредитора о намерении обратиться с заявлением, чтобы признать должника банкротом. Его публикуют в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Право на обращение в суд возникает у кредитора при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путём включения его в Единый федеральный реестр (п 2.1. статьи 7 Закона о банкротстве).

До внесения изменений закон не предусматривал ограничения срока, в течение которого кредитор должен обратиться с заявлением о банкротстве. По новым правилам кредитор должен обратиться в арбитражный суд в течение 30 дней, которые начинают течь с момента публикации уведомления. При этом право обратиться в суд возникнет у кредитора только через 15 дней после публикации уведомления.

📌 Реклама «Изменения в закон о банкротстве внесли определенность в некоторые важные вопросы. Во-первых, закон о банкротстве не содержит ограничений, что публикация о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника должна быть сделана после вступления решения суда в законную силу, поскольку право на подачу такого заявления возникает у кредитора только после вступления решения суда в законную силу. В связи с чем, некоторые кредиторы делали такие публикации заблаговременно и некоторые даже до момента обращения с иском в суд к должнику. Очевидно, что такими действиями кредиторы намеревались мотивировать должника к оплате долга. Однако публикации о намерении имеют негативные последствия для ряда должников, и должники фактически оказывались в ситуации, когда сообщение о намерении признать их банкротом имеется, а право на подачу у кредитора еще не наступило. После внесения изменений в закон такая практика будет сведена к нулю, потому что за время рассмотрения дела в суде, публикация фактически утратит силу. Во-вторых, если в отношении должника имеется публикация о намерении признать его банкротом, у заинтересованных лиц всегда возникает вопрос, урегулирован ли у должника вопрос с кредитором, если кредитором публикация сделана, но само заявление о признании должника банкротом не подано. После внесения изменений в закон, негативные последствия для должника фактически прекращаются по истечении 30 дней с момента публикации, в случае если кредитором публикация сделана, но само заявление в указанный срок не подано», – комментирует поправки Елена Герасимова, генеральный директор компании ЮРКОЛЛЕГИЯ, эксперт по взысканию долгов с юрлиц.

Материал подготовил адвокат Минской областной коллегии адвокатов, партнер ООО «МК-Консалтинг» Михаил Кирилюк

Долгое время законодатель избегал регулирования вопросов несостоятельности и банкротства. Официальная советская доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности, что привело к исключению норм о банкротстве из союзного законодательства в начале 60-х годов ХХ в. (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие / С.А. Карелина. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 360 с.).

В законодательство суверенной Беларуси понятия экономической несостоятельности и банкротства были введены Законом Республики Беларусь от 30.05.1991 № 826-XII «Об экономической несостоятельности и банкротстве».

Законодатель под понятием «экономическая несостоятельность» понимал удостоверенную судом неспособность субъекта хозяйствования оплатить предъявленные финансовые документы, а «банкротство» определял как удостоверенную судом полную неплатежеспособность субъекта хозяйствования.

Действующий Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) конкретизировал эти понятия и указал на существенное различие между ними.

Справочно
Экономической несостоятельностью считается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, а банкротством – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя.

Признаки банкротства и определение их наличия

При определении признаков экономической несостоятельности и банкротства необходимо установить неплатежеспособность должника, то есть неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. Определяющим фактором при этом будет являться характер такой неплатежеспособности: устойчивый или приобретающий устойчивость.

Для оценки платежеспособности и проведения анализа финансового состояния субъекта хозяйствования используются следующие коэффициенты:

  1. Коэффициент текущей ликвидности (К1), характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств (определяется как отношение итога раздела II к итогу раздела IV бухгалтерского баланса);
  2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2), характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости (определяется как отношение суммы итогов разделов III и IV за вычетом итога раздела I к итогу раздела II бухгалтерского баланса);
  3. Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3), характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам (определяется как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса).

Расчет значений коэффициентов платежеспособности осуществляется в порядке, определенном Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206, на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату.

После расчета коэффициентов платежеспособности для анализа финансового состояния предприятия полученные значения сравнивают с нормативными, дифференцированными по видам экономической деятельности.

Субъект хозяйствования признается платежеспособным, если К1 и (или) К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значения более нормативных или равные им, а К3 менее или равен 1, для лизинговых организаций – менее или равен 1,2.

В случае, когда одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение менее или равное 1, для лизинговых организаций – менее или равное 1,2, субъект хозяйствования признается неплатежеспособным.

Для признания неплатежеспособности субъекта хозяйствования, приобретающей устойчивый характер, необходимо наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и К3, имеющего значение менее нормативного или равное ему.

Устойчивый характер неплатежеспособности констатируется при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента К3, имеющего значение более нормативного;
  • наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента К3, значение которого более 1, для лизинговых организаций – более 1,2.

Справочно
Экспертиза как средство доказывания криминального банкротства.

Кто может возбудить дело об экономической несостоятельности (банкротстве)

Данное производство возбуждается экономическим судом на основании заявления должника или кредитора. Законом определен круг лиц, имеющих право подачи соответствующего заявления.

Основание: Неисполнение должником денежных обязательств Неисполнение обязанности по уплате должником обязательных платежей Неисполнение обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений
Уполномоченное лицо:
Должник + +
Кредитор +
Прокурор + +
Представитель работников должника + +
Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и другие уполномоченные государственные органы +
Иные лица, которым в соответствии с Законом предоставлено право на подачу заявления в связи с неисполнением денежных обязательств +
Налоговые органы +
Таможенные органы +
Органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь +
Другие государственные органы, наделенные в соответствии с законодательными актами правом выносить решения (предписания, постановления) о взыскании (уплате) обязательных платежей +

Как возбуждается производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Производство осуществляется по правилам, установленным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Экономический суд обязан принять к производству заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (далее – заявление о банкротстве), поданное с соблюдением требований, установленных ХПК и Законом. Вопрос о принятии заявления о банкротстве должника решается не позднее 30 дней со дня поступления заявления в суд. В случае, если заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным Законом, экономический суд возвращает такое заявление.

С момента вынесения экономическим судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается по ходатайству уполномоченных лиц в общем или хозяйственном суде либо другом государственном органе производство по делу, связанному со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу, а также иных исполнительных документов по имущественным взысканиям;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника – юридического лица в связи с выходом или исключением из состава учредителей (участников) должника – юридического лица.

При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) предусмотрены следующие процедуры:

1. Защитный период.

2. Конкурсное производство, которое включает в себя:

  • санацию;
  • ликвидационное производство.

3. Мировое соглашение.

Справочно
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя защитный период вводится только в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Защитный период

Если заявление о банкротстве, поданное кредитором, должником, иным уполномоченным лицом, признано экономическим судом обоснованным и нет оснований для введения сокращенной процедуры банкротства, то по решению суда вводится защитный период. Защитный период вводится в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника экономическим судом. Его продолжительность не может превышать трех месяцев, за исключением случая, когда по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, экономический суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

В процедуре защитного периода могут применяться меры по обеспечению требований кредиторов, проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему.

По окончании защитного периода суд рассматривает заявление о банкротстве должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

По результатам рассмотрения заявления о банкротстве должника суд при наличии оснований, установленных Законом, выносит определение об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей и назначает антикризисного управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство

Основаниями для открытия конкурсного производства являются:

  • устойчивый характер неплатежеспособности должника;
  • невозможность должника исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
  • иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, при проведении санации – 22 месяца.

Последствия открытия конкурсного производства перечислены в ст. 86 Закона. Отметим лишь некоторые, с нашей точки зрения наиболее существенные. Так, со дня вынесения определения об открытии конкурсного производства:

  • полномочия руководителя должника – юридического лица и иных органов управления должника – юридического лица, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия переходят к управляющему;
  • срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;
  • приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства;
  • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к категории сведений, имеющих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются иные ограничения по распоряжению имуществом должника;
  • все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом.

В конкурсном производстве осуществляется комплекс мер по установлению и соразмерному удовлетворению требований кредиторов банкрота. Так, антикризисный управляющий:

  • устанавливает размер требований кредиторов;
  • составляет и ведет реестр требований кредиторов;
  • принимает меры по поиску и возврату имущества должника (в том числе выбывшего из его законного владения, находящегося на момент открытия производства под арестом и пр.);

Справочно
Как быть кредитору, если нельзя установить местонахождение должника?
Читайте в статье юрисконсульта ЗАО «Бобруйскмебель» Н. Мочаловой.

  • заявляет (при наличии оснований) требования о признании сделок должника недействительными;
  • принимает меры по защите интересов работников должника.

Одной из обязанностей управляющего является разработка плана санации или плана ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (далее – план ликвидации).

План санации разрабатывается на основании анализа хозяйственной деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника и представляется на утверждение собранию кредиторов. В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления. Управляющий может разработать альтернативные план санации должника или план ликвидации.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое может принять одно из следующих решений:

  • об утверждении плана санации и заявлении ходатайства о введении санации или утверждении плана ликвидации и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства;
  • о внесении изменений и (или) дополнений в план санации или план ликвидации;
  • об отклонении плана санации и заявлении в экономический суд ходатайства об открытии ликвидационного производства;
  • об отклонении плана санации и (или) ликвидации, заявлении в экономический суд соответствующего ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего;
  • об утверждении мирового соглашения.

Экономический суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение. В случае, если собранием кредиторов не принято ни одно из указанных выше решений или если ни одно из таких решений не представлено в суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства, экономический суд вправе утвердить план санации, подготовленный и представленный управляющим, и принять решение о санации или об открытии ликвидационного производства.

Санация

Под санацией понимается процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника. Санация вводится экономическим судом на основании решения собрания кредиторов или по собственной инициативе на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Срок санации может быть продлен:

  • на основании ходатайства собрания кредиторов и (или) управляющего – не более чем на 12 месяцев;
  • по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, – не более чем на 5 лет.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;
  • предоставление должнику финансовой помощи;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка требования должника;
  • предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;
  • продажа предприятия должника как имущественного комплекса;
  • размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника;
  • иные меры.

Не реже одного раза в месяц управляющий обязан представлять комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности. Не позднее 15 дней до истечения срока санации управляющий обязан представить конкурсным кредиторам отчет управляющего по итогам санации. Одновременно с представлением отчета по итогам санации управляющий вносит на собрание кредиторов предложение:

  • о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  • заключении мирового соглашения;
  • продлении установленного срока санации;
  • прекращении санации и заявлении в суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

Рассмотренный на собрании кредиторов отчет и протокол этого собрания направляются для утверждения в экономический суд. По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов суд выносит определение об (о):

  • утверждении отчета управляющего по итогам санации;
  • отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации; продлении срока санации;
  • утверждении мирового соглашения.

Утверждение судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности.

Ликвидационное производство

Ликвидационное производство открывается со дня принятия экономическим судом соответствующего решения. Срок такого производства по общему правилу не может превышать одного года. При этом экономический суд вправе продлить срок ликвидационного производства на 6 месяцев и более (при необходимости).

В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации, утвержденным собранием (комитетом) кредиторов. С момента принятия решения об открытии ликвидационного производства управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде.

Расчеты по требованиям кредиторов, возникшим до момента открытия конкурсного производства, осуществляются в очередности, установленной Законом, на основании реестра требований кредиторов. При этом выплаты кредиторам каждой последующей очереди осуществляются только после полного погашения долга перед кредиторами предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника имеющиеся денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства.

Управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в экономический суд отчет по итогам ликвидационного производства.

После рассмотрения отчета и признания его обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными итогов ликвидационного производства суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение 15 дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу представляет его и документы, подтверждающие закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке, печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Определение о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента внесения записи об исключении должника из ЕГР полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник – юридическое лицо – ликвидированным, должник – индивидуальный предприниматель – прекратившим свою деятельность и свободным от долгов, связанных с его деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

Мировое соглашение

Мировое соглашение в производстве по делу об экономической несостоятельности – это процедура экономической несостоятельности в виде соглашения между должником, конкурсными кредиторами, а также третьими лицами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение сумм долгов, или рассрочка (отсрочка) их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п., применяемого на любой стадии конкурсного производства в целях прекращения производства по делу об экономической несостоятельности и утверждаемого судом, рассматривающим дело.

Важно помнить, что соглашение не может быть заключено до проведения первого собрания кредиторов и до удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.

Следует понимать, что сам факт открытия процедуры банкротства говорит о том, что средств от реализации всех активов должника совершенно точно не хватит для удовлетворения всех требований кредиторов. Ликвидационное производство не дает права должнику осуществлять хозяйственную деятельность. Мировое соглашение же дает шанс должнику за счет ведения хозяйственной деятельности вне рамок процедуры банкротства погасить требования кредиторов. Да, это займет более длительный период времени, чем распродажа активов по ликвидационной стоимости, но и процент удовлетворенных требований будет выше.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, от имени должника – юридического лица –управляющим, от имени должника – индивидуального предпринимателя – должником – индивидуальным предпринимателем и управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, принимающих на себя права и обязанности, установленные мировым соглашением.

Заключенное и утвержденное экономическим судом мировое соглашение является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности.

Требования к форме и содержанию мирового соглашения установлены Законом. Так, соглашение заключается в письменной форме, его условия не могут противоречить положениям законодательства Республики Беларусь, оно должно быть реально исполнимым, содержать положения, исключающие их неоднозначные понимание и толкование, содержать одобренные конкурсными кредиторами способы исполнения должником обязательств, а также объем, порядок и сроки их исполнения. Условия мирового соглашения должны быть четко определены в отношении каждого конкурсного кредитора и его требований.

Антикризисный управляющий

Временный (антикризисный) управляющий – индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности.

Справочно:
Временный управляющий назначается в защитном периоде, антикризисный управляющий – в конкурсном производстве.

Управляющим может быть физическое лицо, отвечающее установленным Законом требованиям:

  • иметь высшее, преимущественно экономическое или юридическое образование;
  • иметь необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  • не иметь судимости;
  • быть аттестованным на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получить аттестат управляющего.

В случае если функции управляющего осуществляет юридическое лицо, то его руководитель должен соответствовать перечисленным выше требованиям.

Назначение управляющего производится экономическим судом.

При этом кандидатуры управляющих в делах об экономической несостоятельности в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, представляются хозяйственному суду следующими государственными органами:

  • в подчинении (составе) которых находится должник – государственное юридическое лицо (его учредитель);
  • осуществляющими управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника – юридического лица;
  • разместившими государственные и (или) международные заказы у должника;
  • местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой находится должник – градообразующая или приравненная к ней организация.

В отношении иных должников кандидатуры управляющих в количестве не менее 3 предоставляются лицом, подавшим в суд заявление об экономической несостоятельности.

Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу (借屍還魂

Когда можешь действовать для себя, не давай себя использовать.
Когда не можешь ничего поделать, старайся чем-нибудь воспользоваться.
Пользуйся тем, кто не может действовать, так, чтобы он служил тебе.

Получение наследства — вещь приятная. Неприятно только, когда вместе с активами наследуются и долги наследодателя. Что нужно знать и на что рассчитывать, если получается такое наследство.

Кто и как банкротится

Не смотря на то, что в законе о банкротстве процедуре банкротства умершего гражданина посвящен отдельный раздел, тем не менее, на уровне правоприменения нередки ошибки.

Самая катастрофическая из них — возбуждение дела о банкротстве наследника по долгам наследодателя. Данное процессуальное действие ведет ко множеству проблем, поскольку при банкротстве умершего банкротится именно наследственная масса и личное имущество и доходы наследника подлежат обособлению.

.Согласно пункту 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее — постановление от 13.10.2015 N 45) в случае смерти лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в силу пункта 1 статьи 223.1 Закона о банкротстве суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам параграфа 4 главы X Закона.

В этом случае, лица, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве, привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве.

В соответствии с п. 4 ст. 223.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае смерти гражданина или объявления его умершим по истечении срока, установленного законодательством Российской Федерации для принятия наследства, осуществляют принявшие наследство наследники гражданина.

Анализ положений статьи 223.1 Закона о банкротстве позволяет говорить о том, что Законом о банкротстве предусмотрен специальный статус для наследников должника. Наследники должника как лица, участвующие в деле о банкротстве (после вынесения судом соответствующего определения, для которого не требуется представления свидетельства о наследовании), обладают широким кругом прав, определенным в статье 34 Закона о банкротстве. В частности, наследники вправе подавать заявления о признании недействительными решений собрания кредиторов (пункт 4 статьи 15 Закона о банкротстве); подавать жалобы на действия (бездействия) финансового управляющего (пункт 3 статьи 60 Закона о банкротстве); выступать в суде и представлять свои возражения при рассмотрении судом вопроса об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества (статья 213.26 Закона о банкротстве).

После истечения срока для принятия наследства процессуальный статус принявших наследство наследников изменяется, поскольку с этого момента они не только являются лицами, участвующими в деле о банкротстве гражданина, но и осуществляют права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве. Это означает, что такие лица не только обладают всеми правами лица, участвующего в деле, но и осуществляют дополнительные права — права должникаi.

Регулирование банкротства умершего, с одной стороны, определено параграфом 4 главы 10 Закона о банкротстве.

При этом, ст. 223.1. Закона о банкротстве определено:

Производство по делу о банкротстве гражданина может быть возбуждено после его смерти или объявления его умершим по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа, а также лиц, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи.

Сведения о том, что гражданин умер либо объявлен умершим, подлежат указанию в заявлении о признании гражданина банкротом, если об этом известно конкурсному кредитору или уполномоченному органу. В этом случае арбитражный суд указывает на применение при банкротстве гражданина правил настоящего параграфа в определении о принятии заявления о признании гражданина банкротом.

В случае признания такого заявления обоснованным арбитражный суд выносит решение о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

В соответствии с п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» в случае смерти лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в силу пункта 1 статьи 223.1 Закона о банкротстве, суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам параграфа 4 главы X Закона. В этом случае лица, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве, привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Закона о банкротстве не становятся.

Имущество наследников, не составляющее наследственное имущество, в конкурсную массу не включается (статья 1175 ГК РФ, пункт 3 статьи 223.1 Закона о банкротстве).

Кредиторы наследников, обязательства перед которыми возникли не в связи с наследованием, в деле о банкротстве гражданина в случае его смерти не участвуют.

Из вышеприведенных норм права и разъяснений, следует, что в случае осуществления банкротства по долгам наследодателя, его наследники не являются по смыслу закона о банкротстве Должниками и в любом случае подлежит применению параграф 4 главы 10 Закона о банкротстве.

Банкротство наследственной массы

Данная правовая терминология означает, что дело о банкротстве подлежит возбуждению в отношении умершего (наследственной массы).

Положениями Закона о банкротстве предусмотрено как личное банкротство гражданина (параграф 1.1 главы X Закона о банкротстве), так и банкротство гражданина в случае его смерти (параграф 4 главы X Закона).

При этом банкротство гражданина в случае его смерти, предусмотренное положениями параграфа 4 главы X Закона о банкротстве, является специальным случаем банкротства гражданина по отношению к правилам параграфа 1.1 главы X этого же Закона.

Согласно положениям пунктов 1, 4, 7 статьи 223.1 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве гражданина может быть возбуждено после его смерти или объявления его умершим. Права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае смерти гражданина или объявления его умершим по истечении срока, установленного законодательством Российской Федерации для принятия наследства, осуществляют принявшие наследство наследники гражданина. В конкурсную массу включается имущество, составляющее наследство гражданина.

Из положений статьи 223.1 Закона о банкротстве следует, что применение данных специальных правил возможно как в случае смерти гражданина, в отношении которого уже возбуждено дело о банкротстве, так при возбуждении дела о банкротстве гражданина после его смерти.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», в случае смерти лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в силу пункта 1 статьи 223.1 Закона о банкротстве, суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам параграфа 4 главы X Закона. В этом случае лица, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве, привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Закона о банкротстве не становятся. Имущество наследников, не составляющее наследственное имущество, в конкурсную массу не включается (статья 1175 ГК РФ, пункт 3 статьи 223.1 Закона банкротстве). Кредиторы наследников, обязательства перед которыми возникли не в связи с наследованием, в деле о банкротстве гражданина в случае его смерти не участвуют.

При этом положения данного пункта не исключают аналогичный подход при определении статуса наследников и правового положения имущества, составляющего наследственную массу, в деле о банкротстве, возбужденного после смерти гражданина.

Наличие либо отсутствие решения суда о взыскании долга с наследников не является обстоятельством, определяющим возможность применения правил параграфа 4 главы X Закона о банкротстве.

Поскольку банкротство умершего гражданина, по сути, заключается в проведении конкурсных процедур в отношении обособленного имущества, применение специальных правил параграфа четвертого главы X Закона о банкротстве обусловлено, прежде всего, сохранением возможности разграничения имущества, входящего в состав наследства, и имущества наследника, то есть сепарацией наследственной массы, за счет которой кредиторы наследодателя могут удовлетворить свои требованияii.

Чем обусловен такой подход: очень простым основанием. Если наследник отвечает по долгам наследодателя только в пределах стоимости принятого наследства, логично, что банкротству подлежит наследственная масса в качестве обеспечения сепарации наследственной массы и личного имущества наследника, который может иметь личные долги и тогда банкротство уже будет введено в отношении такого лица, но по его личным долгам.

На это, в частности, указал ВС РФ в отказном Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2018 N 305-ЭС18-16447 по делу N А41-62893/2017: «Отменяя судебные акты, суд округа руководствовался статьей 223.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», учел разъяснения, содержащиеся в пункте 48 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», и указал, что требования Фаустовой Н.Е. по сути представляют собой задолженность умершего наследодателя должника — Каравдина В.С., в отношении которого возбуждено дело о банкротстве (N А40-229544/17). Заявленное к должнику как наследнику требование подлежит рассмотрению в рамках названного дела».

Однако, есть и иные примеры практикиiii.

При этом, в отказном Определении Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 307-ЭС18-402 по делу N А13-9344/2016 по указанному делу, ВС РФ указал, что смертью лица прекращается правоспособность субъекта, а следовательно, прекращения дела о банкротстве является обоснованным, что не исключает возможности предъявления соответтсвующего требования к принявшим наследство наследникам или наследственной массе.

Это при том, что в силу п. 48 Постановления Пленума В случае смерти лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в силу пункта 1 статьи 223.1 Закона о банкротстве, суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам параграфа 4 главы X Закона. В этом случае лица, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве, привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Закона о банкротстве не становятся.

Обособление имущества наследственной массы

При этом следует учитывать, что банкротство умершего гражданина, по сути, заключается в проведении конкурсных процедур в отношении обособленного имущества. Применение специальных правил параграфа четвертого главы X Закона о банкротстве обусловлено, прежде всего, сохранением возможности разграничения имущества, входящего в состав наследства, и имущества наследника, то есть сепарацией наследственной массы, за счет которой кредиторы наследодателя могут удовлетворить свои требования.

Следует учитывать направленность положений статьи 223.1 Закона о банкротстве на установление лишь процедуры (порядка) справедливого распределения наследственной массы между кредиторами умершего, о чем в частности указано в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2018 № 305-ЭС17-21257 по делу № А40-121537/2016.

В соответствии с п. 4 ст. 223.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае смерти гражданина или объявления его умершим по истечении срока, установленного законодательством Российской Федерации для принятия наследства, осуществляют принявшие наследство наследники гражданина.

В силу норм п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

По смыслу разъяснений п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» наследники гражданина, а до их определения нотариус по месту открытия наследства привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не становятся. Имущество наследников, не составляющее наследственное имущество, в конкурсную массу не включается.

Иной правовой подход приводит к тому, что в деле о банкротстве в конкурсную массу будет включено не только имущество должника, но и личное имущество его наследника, что противоречит смыслу норм параграфа 4 главы X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с пунктом 4 статьи 223.1 Закона о банкротстве права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае смерти гражданина или объявления его умершим по истечении срока, установленного законодательством Российской Федерации для принятия наследства, осуществляют принявшие наследство наследники гражданина.

В конкурсную массу включается имущество, составляющее наследство гражданина (пункт 7 статьи 223.1 Закона о банкротстве).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 48 постановления Пленума № 45, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве (в редакции, действующей на дату принятия настоящего постановления) лица (наследники гражданина) привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Закона о банкротстве не становятся.

Положения пункта 48 Постановления № 45 не исключают аналогичный подход при определении статуса наследников и правового положения имущества, составляющего наследственную массу, в деле о банкротстве, возбужденного после смерти гражданина.

Наличие либо отсутствие решения суда о взыскании долга с наследников не является обстоятельством, определяющим возможность применения правил параграфа 4 главы X Закона о банкротстве.

Поскольку банкротство умершего гражданина, по сути, заключается в проведении конкурсных процедур в отношении обособленного имущества, применение специальных правил параграфа четвертого главы X Закона о банкротстве обусловлено, прежде всего, сохранением возможности разграничения имущества, входящего в состав наследства, и имущества наследника, то есть сепарацией наследственной массы, за счет которой кредиторы наследодателя могут удовлетворить свои требования.

В силу пункта 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве в случае смерти гражданина или объявления его умершим при рассмотрении дела о банкротстве гражданина в части, не урегулированной параграфом 4, применяются правила главы X Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

По общему правилу в состав наследства входит все имущество и долги наследодателя, за исключением случаев, когда имущественные праваи обязанности неразрывно связаны с личностью наследодателя либо если их переход в порядке наследования не допускается федеральным законом (статьи 418 и 1112 ГК РФ, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике
по делам о наследовании»).

Требования кредиторов погашаются за счет конкурсной массы (денежных средств, вырученных от реализации имущества) в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона о банкротстве.

Таким образом, ограничение размера ответственности наследников стоимостью перешедшего к ним наследственного имущества не ограничивает кредиторов наследодателя в установлении в реестре полной суммы задолженности, которая может быть не покрыта стоимостью принятого наследниками имущества.

При этом, необходимость сеперация личного имущества наследника и имущества наследодателя в составе наследственной массы является условием сохранения возможности разграничения имущества, входящего в состав наследства, и имущества наследника, то есть сепарацией наследственной массы, за счет которой кредиторы наследодателя могут удовлетворить свои требования.

В Постановлении АС Московского округа от от 20.01.2020 Дело № А40-233474/2016указано » при этом следует учитывать, что банкротство умершего гражданина, по сути, заключается в проведении конкурсных процедур в отношении обособленного имущества. Применение специальных правил параграфа четвертого главы X Закона о банкротстве обусловлено, прежде всего, сохранением возможности разграничения имущества, входящего в состав наследства, и имущества наследника, то есть сепарацией наследственной массы, за счет которой кредиторы наследодателя могут удовлетворить свои требования.

Следует учитывать направленность положений статьи 223.1 Закона о банкротстве на установление лишь процедуры (порядка) справедливого распределения наследственной массы между кредиторами умершего, о чем в частности указано в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2018 № 305-ЭС17-21257 по делу № А40-121537/2016″.

О размере ответственности

Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом (правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 № 18-КГ18-51).

О субсидиарной ответственности

После прецедентного акта высшей судебной инстанции, вопрос о возможности предъявления к наследникам требования о субсидиарной ответственности более не стоит.

Долг наследодателя, возникший в результате привлечения его к ответственности, в виде взыскания убытков входит в наследственную массу. Иное толкование допускало бы возможность передавать наследникам имущество, приобретенное (сохраненное) наследодателем за счет кредиторов незаконным путем, предоставляя в то же время такому имуществу иммунитет от притязаний кредиторов, что представляется несправедливым.

Исходя из этого, для реализации права кредитора на судебную защиту не имеет значения момент предъявления и рассмотрения иска о привлечении контролирующего должника лица к ответственности: до либо после его смерти. В последнем случае иск подлежит предъявлению либо к наследникам, либо к наследственной массе (при банкротстве умершего гражданина — § 4 главы X Закона о банкротстве) и может быть удовлетворен только в пределах стоимости наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом не имеет значения вошло ли непосредственно в состав наследственной массы то имущество, которое было приобретено (сохранено) наследодателем за счет кредиторов в результате незаконных действий, повлекших ответственность.

То обстоятельство, что на момент открытия наследства могло быть неизвестно о наличии соответствующего долга наследодателя, также само по себе не препятствует удовлетворению требования, поскольку по смыслу разъяснений, изложенных в пункте 58 постановления № 9, под долгами наследодателя понимаются не только обязательства с наступившим сроком исполнения, но и все иные обязательства наследодателя, которые не прекращаются его смертью. Соответственно, риск взыскания долга, связанного с привлечением к субсидиарной ответственности, также возлагается на наследниковiv.

iПостановление АС Московского округа от 24 марта2020 года А40-25142/2017

iiПостановление Арбитражного суда Московского округа от 02.07.2018 N Ф05-8541/2018 по делу N А41-62893/2017

iiiПостановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2017 N Ф07-13595/2017 по делу N А13-9344/2016

ivПостановление АС Московского округа от 24.12.2019 года А40-70992/2017

1.1. Правительство ввело мораторий на банкротство

1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», предоставивший право Правительству РФ в исключительных случаях вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Данные изменения призваны обеспечить стабильность экономики страны в условиях, продиктованных распространением коронавирусной инфекции и существенного изменения курса рубля.

3 апреля 2020 года Правительство РФ приняло Постановление № 428, которым ввело мораторий сроком на 6 месяцев. Мораторий может продлеваться неограниченное количество раз.

Мораторий распространяется на следующие компании:

— наиболее пострадавшие от распространения коронавируса;

— системообразующие организации;

— стратегические предприятия.

Проверить, подпадает та или иная компания под действие моратория можно, воспользовавшись специальным сервисом.

Мораторий порождает следующие правовые последствия:

1. Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен, будут возвращены судом с указанием на действие моратория. Ограничения не распространяются на заявления должников в отношении себя.

2. Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр в период действия моратория, не будет размещено на платформе до окончания срока действия моратория, а уже включенное в указанный реестр на дату начала действия моратория уведомление кредитора, который не успел обратиться в суд, утратит силу.

3. Приостанавливаются обязанности должника и иных лиц по обращению в суд с заявлением о банкротстве. Однако такое право все же сохраняется.

4. Для компаний, подпадающих под мораторий, на период его действия устанавливаются ограничения, аналогичные с ограничениями, действующими в отношении должников в процедуре наблюдения:

— не допускаются удовлетворение требований участника должника о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли;

— не допускается прекращение обязательств путем зачета;

— не допускается выплата дивидендов и распределение прибыли;

— не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств;

— не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

— приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

5. В делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория, могут быть признаны ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств, кроме тех, которые совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает 1 % стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период на дату введения моратория.

6. В течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего собрания кредиторов проводятся в форме заочного голосования, в том числе в отношении должников, на которых не распространяется действие моратория.

Идея моратория на банкротство вызвана негативными для бизнеса последствиями распространения коронавирусной инфекции. Вместе с тем поправки вызвали неоднозначную реакцию у бизнес-сообщества.

В частности, представляются избыточными меры по распространению одинаковых ограничений на все без исключения компании, попавшие под действие моратория. Поправки стали «тормозом» для тех субъектов, кто понимает, что останется платежеспособным и по истечении срока моратория. Кроме того, данный мораторий ограничивает частных инвесторов в получении дивидендного дохода.

Также много сомнений вызывает норма о возможности признания ничтожными сделок по распоряжению имуществом, совершенных в период моратория. Подобные правила могут полностью заблокировать финансово-хозяйственную деятельность многих компаний.

Нужно отметить, что в настоящий момент в Государственной думе рассматриваются поправки в закон, согласно которым компаниям разрешается выйти из под действия моратория для выплаты дивидендов и распределения прибыли. Для этого нужно будет внести соответствующее заявление в ЕФРСБ. В случае продления правительством моратория ранее заявленный отказ будет аннулирован, но компания вправе подать повторное заявление на выход из-под ограничительных норм.

1.2. Кредитные каникулы для пострадавших от коронавируса

Приняты поправки в Закон о Центральном Банке, которые вступили в силу 03.04.2020.

Смысл поправок заключается в том, что заемщик, взявший кредит до 03.04.2020 года, сможет до 30 сентября обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком обязательств на срок, определенный заемщиком («кредитные каникулы»).

К числу заемщиков, имеющих право на кредитные каникулы, закон относит всех субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в отраслях, пострадавших в результате распространения коронавируса (проверить попадание в перечень можно ), а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей при соблюдении нижеуказанных условий:

— размер кредита (займа) не превышает установленной Правительством РФ максимальной суммы;

— снижение дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору) за месяц до обращения более чем на 30% по сравнению с его среднемесячным доходом за 2019 год;

— на момент обращения заемщика в отношении такого кредитного договора уже не действует льготный период (например, ипотечные каникулы).

Заемщик вправе выбрать длительность льготного периода не более 6 месяцев и дату его начала. Если заемщиком не указано иное, отсчет кредитных каникул происходит с момента подачи заявления. Вместе с тем за заемщиком остается право в любой момент прервать кредитные каникулы, уведомив кредитора.

Индивидуальные предприниматели вместо льготного периода могут требовать уменьшение размера платежей в течение льготного периода.

Правовые последствия введения кредитных каникул заключаются в следующем:

— в течение каникул сумма кредита и проценты по нему заемщиком не выплачиваются;

— кредитор не вправе начислять неустойку, штрафы и пени за неисполнение обязательств по договору;

— в случае установления льготного режима по договору потребительского кредита, предусматривающего предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа) на день установления льготного периода, начисляются проценты по процентной ставке, равной двум третям от рассчитанного Банком России среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых, установленного на день направления заемщиком требования;

— по окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика (субъекта малого и среднего предпринимательства) по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода;

— после окончания каникул заемщик возобновляет выплату на условиях, аналогичных периоду до каникул. Срок возврата кредита пролонгируется.

Эксперты отмечают недостаточную эффективность указанных мер: кредитные каникулы лишь отсрочат негативные последствия, но никак их не нивелируют. Ожидается увеличение долговой нагрузки как на должников, так и на сами банки после окончания кредитных каникул, что может повлечь, в том числе, массовое банкротство заемщиков.

1.3. Минэкономразвития подготовило комплексную реформу процедуры банкротства

Публично размещен готовящийся Минэкономразвития законопроект, который кардинально меняет законодательство о банкротстве.

Цель реформирования института несостоятельности (банкротства) состоит в модернизации и обеспечении баланса интересов должников, кредиторов и государства, поскольку действующее законодательство не предлагает эффективных реабилитационных механизмов.

В качестве основных изменений, связанных с процедурами банкротства, предлагается следующее:

— отказ от наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Остается лишь две процедуры – реструктуризация долгов и конкурсное производство;

— при признаках банкротства должник вправе опционально выбрать: обратиться в суд с заявлением о признании банкротом или о введении реструктуризации;

— в период реструктуризации должника утверждается план реструктуризации и назначается антикризисный управляющий.

В качестве основных изменений, связанных со статусом арбитражного управляющего, предлагается следующее:

— случайный выбор арбитражного управляющего на основании рейтинга;

— изменение размера фиксированного вознаграждения арбитражного управляющего, а также введение дополнительного вознаграждения в виде процента от пополнения конкурсной массы.

В качестве основных изменений, связанных с проведением торгов, необходимо отметить введение англо-голландской системы аукциона, позволяющей как повышать, так и понижать цену на продаваемое имущество.

Также предлагаются иные, но не менее важные изменения:

— урегулирование субординации (понижения в очередности) требований акционеров/владельцев долей к должникам;

— признание требований, возникших из доначисленных налогов или выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, как обеспеченных залогом.

В целом, указанная инициатива Минэкономразвития была встречена экспертами положительно, поскольку процедуры реструктуризации, которые давно эффективно действуют и оказывают позитивное влияние на экономические процессы в развитых правопорядках, это то, что действительно необходимо для модернизации российского законодательства о банкротстве.

Однако не могут не вызывать опасения поправки, которые направлены на установление экстраординарного статуса налогового органа в банкротстве. Предлагается, что требование налогового органа к должнику потенциально может быть признано залоговым, более того, данный залог будет иметь приоритет по отношению к остальным залогам.

1.4. Внесудебное банкротство граждан

Государственная дума в первом чтении приняла поправки в Закон о банкротстве, касающиеся введения института внесудебного банкротства граждан.

Законопроектом вводится механизм, когда лицо, не имеющее возможности полностью выплатить долг в размере от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, сможет обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке. Важно, что услуги арбитражного управляющего будут полностью оплачены из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан.

В настоящий момент дела о банкротстве граждан рассматриваются судом, а вознаграждение арбитражных управляющих выплачивается за счет средств должника.

Указанные поправки были встречены общественностью противоречиво. С одной стороны, внесудебная процедура банкротства становится доступной широким слоям населения, позволяет рядовым гражданам списать все долги и начать жить без них (fresh start), с другой – существуют сомнения в том, возможно ли проведение независимой и правомерной процедуры банкротства без участия суда.

ЗАЯВЛЕНИЕ КРЕДИТОРА

о признании несостоятельным (банкротом)

Решением _____________ суда от «___»______ ____ г., вступившим в законную силу «___»_________ ____ г., указанные требования подтверждены (копия решения прилагается).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. No. 127-ФЗ юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона «О банкротстве» для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

— размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

— размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

По пункту 2 статьи 6 Закона «О банкротстве», если иное не предусмотрено этим законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 этого закона.

По состоянию на «___»____________ ____ г. основная сумма долга

Должника Кредитору составляет ___________ (_______________________)

рублей (если требование в валюте, то указать следующим образом:

__________________________ (__________________________) ____________,

(сумма цифрами и прописью? валюта)

что в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на «__»____________ ____ г.

равно _________________________________ рублей), что превышает 100 000

рублей.

Размер вознаграждения арбитражного управляющего — _______ (_____________) рублей.

ПРОШУ:

признать ___________________ несостоятельным (банкротом).

Приложение:

1. Копия решения суда.

2. Копия исполнительного листа.

3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.

4. Квитанции о направлении копии заявления Должнику.

5. Копия свидетельства о регистрации (если кредитор — юридическое лицо).

6. Копия решения о назначении руководителя (для кредитора — юридического лица) или доверенность с правом подписания заявления (для представителя).

7. Документ об оплате госпошлины.

8. Копии договора и документов по нему.

(Ф.И.О., должность)

«___»_____________ _____ г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх