Куперс

Бухучет и анализ

Денежное довольствие сотрудников

Актуальные проблемы конституционного права

О СТРУКТУРЕ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Р.А. КОЗЕЕВ,

старший преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук

300542@mail.ru А.А. ТИХОНОВ,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Рассматривается изменение структуры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, сравниваются размеры отдельных надбавок.

Ключевые слова: реформа МВД, полиция, денежное довольствие, социальные гарантии, дополнительные выплаты.

ON THE STRUCTURE OF THE SALARY OF THE POLICE OFFICERS

R.A. KAZEEV,

A.A. TIKHONOV,

Key Words: the reform of the Ministry of Interior, police, salary, social guarantees, bonuses.

На совещании по вопросам реформирования МВД, состоявшемся 7 июня 2010 г., Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «нынешний уровень денежного довольствия и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел не соответствует сложности и масштабам задач, которые решают соответствующие структуры». Он также отметил, что «одним из приоритетных направлений остается материальное обеспечение министерства и денежное довольствие всех, кто там служит, а также социальное обеспечение сотрудников министерства внутренних дел. Нет необходимости говорить, что оно должно быть достойным, должно быть конкурен-тоспособным»1.

Одной из мер по реализации задач, поставленных Президентом России стала разработка проекта закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который 11 мая 2011 г. был одобрен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

Вот какую характеристику дал этому важному законопроекту статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел России генерал-майор милиции Сергей Булавин в своем интервью: «Это первый в истории современной России законодательный акт, регулирующий такую важную сферу в системе МВД. В нем закреплены вопросы формирования денежного довольствия сотрудников, их социальных гарантий. А также жилищного, пенсионного и медицинского обеспечения. Причем распространяется он не только на действующих сотрудников органов внутренних дел и пенсионеров МВД, но и на членов их семей. И что очень важно — на членов семей погибших сотрудников»2.

У действующих сотрудников органов внутренних дел возникают многочисленные вопросы, связанные с изменением денежного довольствия, количества и размера надбавок, премий и других выплат.

Цель данной статьи — проанализировать структуру денежного довольствия, содержащуюся в проекте закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении

изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», сравнить размер некоторых надбавок с действующими в настоящее время и определить изменения.

Структура денежного довольствия содержится в ст. 2 рассматриваемого законопроекта, согласно которой денежное довольствие сотрудников — основное средство их материального обеспечения и стимулирования исполнения служебных обязанностей; оно состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Важное изменение закреплено в п. 2.5, согласно которому размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

Проектом предусматриваются 8 видов дополнительный выплат. Рассмотрим их.

1. Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Зависит от стажа службы и составляет при выслуге от 2 до 5 лет — 10%; от 5 до 10 лет — 15; от 10 до 15 лет — 20; от 15 до 20; лет — 25; от 20 до 25 лет — 30; 25 лет и более — 40%.

Интересно в связи с этим сравнить действующие размеры надбавок за стаж службы, установленные приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», и размеры, предусмотренные законопроектом (см. табл. 1)

Таблица 1

Действующие нормы, % Нормы законопроекта, %

от полугода до 1 года 5 Не указана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 1 года до 2 лет 10

от 2 до 5 лет 25 10

от 5 до 10 лет 40 15

от 10 до 15 лет 45 20

от 15 до 20 лет 50 25

от 20 до 22 лет 55 30

от 22 до 25 лет 65

25 лет и более 70 40

Однако, как мы увидим далее, размер денежного содержания сотрудников значительно вырастет не только за счет роста окладов по званию и по должности, но и за счет введения новых надбавок и перераспределения их размеров.

2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание. Действующий в настоящее время приказ МВД РФ от 14 августа 2002 г. № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусматривает 3 степени квалификационных званий: «специалист 2-го класса», «специалист 1-го класса» и «специалист 1-го класса — наставник».3 Размер ежемесячного денежного вознаграждения к должностному окладу за присвоенное квалификационное звание устанавливается уже приказом МВД РФ от 14 декабря 2009 г. № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и составляет 5, 8 и 10% соответственно.

Законопроектом предусмотрено уже 4 степени квалификационных званий: «специалист 3-го класса», «специалист 2-го класса», «специалист 1-го класса» и самое высшее квалификационное звание — «мастер». Надбавки по ним предусмотрены 5, 10, 20 и 30% соответственно.

Сравним эти надбавки.

Таблица 2

Действующие нормы % Нормы законопроекта %

Специалист 2-го класса 5 Специалист 3-го класса 5

Специалист 1-го класса 8 Специалист 2-го класса 10

Специалист 1-го класса-наставник 10 Специалист 1-го класса 20

Мастер 30

Как видно из таблицы, размеры надбавки за выслугу лет предлагается снизить примерно в два раза.

Из таблицы следует, что вместо трех квалификационных званий, вводятся четыре, процентные надбавки по ним увеличиваются.

3. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы. Устанавливается в размере до 100% должностного оклада. Ее размеры и порядок выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач.

4. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В настоящее время размеры этой надбав-

ки устанавливаются п. 62 вышеназванного приказа МВД России № 960.

Также предусмотрен еще ряд надбавок, связанных с работой со сведениями, составляющими государственную тайну. В их числе надбавка сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы, ежемесячная процентная надбавка за шифровальную работу и некоторые другие.

Таблица 3

Степень секретности Действующий приказ, % Законопроект, %

«Особой важности» 50-75 25

«Совершенно секретно» 30-50 20

«Секретно» 5-15 10

Как мы видим, и эта надбавка сокращается практически в два раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей. Эта премия из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачивается в порядке и размерах, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Поощрительные выплаты за особые достижения в службе. Такие выплаты в размере до 100% должностного оклада в месяц устанавливается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. За особые достижения в службе по решению руководителя выплата может быть установлена свыше 100% должностного оклада.

7. Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время. Выплачивается в размере до 100% должностного оклада в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федера-

ции. Размер и порядок выплаты этих коэффициентов и процентных надбавок, определяются Правительством Российской Федерации.

Особенность этой надбавки состоит в том, что она рассчитывается как процент от суммы должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячных надбавок за стаж службы, квалификационное звание, особые условия службы и некоторых других.

Таким образом, законодатель пошел по пути унификации и систематизации многочисленных надбавок и выплат с одновременным уменьшением их доли от оклада денежного содержания.

Вместе с тем за счет увеличения оклада по должности и оклада по специальному званию и соответственно процентных надбавок денежное обеспечение сотрудников должно возрасти.

К примеру, в Финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», опубликованном на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предполагается установить оклады по специальным званиям сотрудников в следующем раз-мере4 (табл. 4):

Таблица 4.

Специальное звание Оклад, (руб.)

Генерал полиции 22 000

Генерал-полковник: полиции, внутренней службы, юстиции 20 000

Генерал-лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции 17 000

Генерал-майор: полиции, внутренней службы, юстиции 15 000

Полковник: полиции, внутренней службы, юстиции 13 000

Подполковник: полиции, внутренней службы, юстиции 12 000

Майор: полиции, внутренней службы, юстиции 11500

Капитан: полиции, внутренней службы, юстиции 11000

Старший лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции 10 500

Лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции 10 000

Младший лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции 9 500

Старший прапорщик: полиции, внутренней службы, юстиции 8 500

Прапорщик: полиции, внутренней службы, юстиции 8 000

Старшина: полиции, внутренней службы, юстиции 7 500

Старший сержант: полиции, внутренней службы, юстиции 7 000

Сержант: полиции, внутренней службы, юстиции 6 500

Младший сержант: полиции, внутренней службы, юстиции 6 000

Рядовой: полиции, внутренней службы, юстиции 5 000

В качестве иллюстрации сравним размер окладов и надбавок для младшего начальствующего состава, лейтенанта, капитана и полковника (см. гистограмму I)5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шего начальствующего состава, лейтенанта, капитана и полковника6.

Рассмотрение и принятие законопроекта — важный шаг в достижении цели, поставленной Пре-

Гистограмма 1. Сравнение размеров окладов и надбавок для рядового и младшего начальствующего состава, лейтенанта, капитана и полковника

В Обосновании также содержится примерный расчет размера денежного довольствия сотрудников со всеми надбавками по каждому званию. В гистограмме 2 приведены такие расчеты для рядового и млад-

зидентом РФ Д.А. Медведевым по привлечению в полицию людей профессиональных, честных, которые будут стоять на страже прав и интересов граждан.

Гистограмма 2. Примерный расчет размера денежного довольствия для рядового и младшего начальствующего состава, лейтенанта, капитана и полковника

За особые достижения в службе (руб.) Надбавка за риск (руб.) Секретность (руб.)

Надбавка за особые условия службы (НОУС) (руб.)

Классность (руб.)

Выслуга лет (руб.)

I Оклад по специальномузванию (ДО) (руб.)

■ Должностной оклад (ДО) (руб.)

Рядовой и мл. нач. Лейтенант

состав

1 Официальный сайт Президента России. Ы1р:/ДгетИ№. ru/№ews/7982

2 Фалалеев М. Полиции гарантируют // Российская газета» Федеральный выпуск №5440 (64). 2011. 28 марта.

3 Приказ МВД РФ от 14 августа 2002 г. № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // РГ. Федеральный выпуск № 180 (3048). 2000. 24 сентября.

4 Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской

Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. http://asozd2.duma. gov.ru/maiN9.N9sf %28Spravka№ew%29?Ope№Age№t& R№=518723-5&02

5 Расчет приводится без учета премии (3 ОДС), материальной помощи (1 ОДС), районных коэффициентов и подоходного налога

6 Расчет приводится без учета премии (3 ОДС), материальной помощи (1 ОДС), районных коэффициентов и подоходного налога

МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.Л. МИРОНОВ, кандидат юридических наук arturmironov@yandex.ru 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Дается понятие конституционно-правового регулирования, рассматриваются как классические методы конституционно-правового регулирования, так и методы, более присущие конституционному праву. Рассматривается влияние методов конституционно-правового регулирования на субъекты общественных отношений.

Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, метод, общественные отношения, субъекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODS OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION

A.L. MIRONOV, PhD in Law

Конституционно-правовое регулирование представляет собой нормативно-организационное воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, имеет целенаправленный характер и осуществляется с помощью определенной системы правовых средств (конституционно-правовых норм, правоотношений и др.), специфического метода правового регулирования, которые обеспечивают достижение желаемых результатов.

Чаще конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал: обязывания и запрещения. Метод координации встречается реже. Он заключается в том, что субъектам предоставляются права на собственные активные действия, обусловленные необходимостью согласования воль, например «Президент Республики может до промульгации закона мотивированным посланием палатам потребовать нового обсуждения» (ст. 74 Конституции Италии). Этот пример свидетельствует о

способе разрешения конфликта между Президентом и Парламентом по поводу содержания закона.

Однако при конституционно-правовом регулировании используются такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как предписание, запрет, дозволение, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

Предписание предусматривает возложение на участника правоотношения обязанности совершить определенные действия в условиях, предусмотренных данной нормой. Посредством предписания провозглашается большинство норм конституции, относящихся прежде всего к организации и деятельности органов государственной власти. Речь идет о том, что на государственные органы и должностных лиц возлагаются обязанности действовать для достижения конкретных целей. Предписание может носить характер как общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются или изменяются их задачи, полномочия и т.д., так и конкретных поручений совершить то или иное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх