Куперс

Бухучет и анализ

Детские пособия до 14 лет

«Газета.uz» публикует статью руководителя программы по социальной политике Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Юлии Олейник о ситуации с социальной защитой детей в стране и значении широкого охвата детскими пособиями для социальной сплочённости и сокращения бедности.

Сегодня отмечается День защиты детей. День, когда следует задуматься о достигнутом прогрессе в отношении защиты интересов ребёнка и вновь заявить о приверженности дальнейшему продвижению прав и благополучия самых молодых граждан Узбекистана.

Постановление президента Узбекистана №4296 от 22 апреля 2019 года «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребёнка» наглядно демонстрирует приверженность правительства вопросам улучшения благосостояния подрастающего поколения. Укрепление социальной защиты детей должно стать ключевой составляющей реализации данного постановления.

Узбекистан находится на важном этапе своего исторического развития. Проводимые в стране широкомасштабные социально-экономические реформы, а также благоприятные демографические условия позволяют вывести Узбекистан на новый уровень развития. Сегодняшние дети и молодёжь станут в будущем самой большой рабочей силой, которая когда-либо наблюдалась в истории Узбекистана. В связи с этим открывается уникальная возможность воспользоваться так называемым «демографическим дивидендом«.

Однако получение данного дивиденда требует усилий, а именно инвестиций в человеческий капитал, в особенности в здравоохранение, образование и социальную защиту. Без надлежащих инвестиций демографические возможности, а также конкурентоспособность Узбекистана на международном рынке, где ценятся высококвалифицированные кадры, будут безвозвратно утеряны.

Приверженность правительства вопросам улучшения здравоохранения и образования заслуживает высокой оценки. Показатели охвата дошкольным образованием быстро растут. Детская смертность постепенно снижается. В настоящее время проводятся важные реформы по повышению качества образования, медицинского обслуживания и детского питания.

Социальная защита детей является областью, требующей незамедлительного внимания. В Узбекистане исторически существовала система социальной поддержки и солидарности, о чём свидетельствует прочная социальная сплочённость общества, а также комплексная система социального обеспечения, предоставляющая поддержку гражданам страны на протяжении всей жизни.

К сожалению, за последние два десятилетия в Узбекистане наблюдается существенное сокращение уровня социального обеспечения детей. В недавнем прошлом в Узбекистане действовала программа универсальных детских пособий, предоставляемых каждому ребёнку. Таким образом, детские пособия оказывали поддержку каждой семье в обеспечении достойного старта в жизни каждого ребёнка.

Охват детскими пособиями за последнее десятилетие значительно снизился, хотя в 2018 и 2019 годах наблюдалось небольшое повышение. В период с 2009 по 2018 годы число семей, получающих детское пособие, сократилось на 61%. В результате, к 2018 году лишь 17% детей в возрасте до 18 лет проживали в семьях, получающих пособия на ребенка.

Недавнее исследование, проведённое ЮНИСЕФ, показало, что подавляющее большинство детей проживают в семьях с сопоставимо низкими доходами. В то же время 75% семей, соответствующих критериям получения детских пособий, их не получают.

Детские пособия оказывают важную помощь таким родителям, как Чарос. Она мать-одиночка четверых детей, проживающая в Ташкентской области. Чарос — трудолюбивая женщина, которая выращивает и продаёт цветы, однако её дохода недостаточно, чтобы прокормить семью из пяти человек. Ей приходится прилагать огромные усилия, чтобы обеспечить свою семью. Пособие по уходу за ребёнком помогает ей покрыть основные потребности детей, такие как еда и школьные принадлежности, и более уверенно смотреть в будущее. Также получение пособия позволяет старшему сыну уделять больше времени и внимания учёбе, а не работе в цветочном магазине. Однако Чарос обеспокоена тем, что выплата пособия может приостановиться, поскольку в ее махалле есть еще три семьи, ожидающие назначения пособия.

Фото: ЮНИСЕФ.

Адресный подход в назначении детских пособий только нуждающимся семьям зачастую вызывает напряжённость в махаллях. Махаллинские комитеты обычно не в состоянии предоставить пособие всем нуждающимся семьям из-за недостатка финансирования. В свою очередь, универсальные детские пособия, предоставляемые всем семьям, гораздо более эффективны в укреплении социальных отношений и социальной сплочённости.

Результаты международных исследований показывают, что универсальные пособия более эффективны по охвату среди наиболее нуждающихся семей. Такие программы проще и дешевле в администрировании. Подобные программы обычно политически популярны и способствуют повышению сплочённости в обществе, так как они приносят пользу большинству населения.

Универсальные (нацеленные на 100% потенциальных бенефициаров, например, детей в случае с детскими пособиями) или квазиуниверсальные (подразумевающие охват большинства потенциальных бенефициаров, например, 75−80%) пособия способствуют сохранению чести и чувства достоинства получателей пособий. При адресном же подходе пособия назначаются семьям, только если они определены как малообеспеченные. Такой статус может ущемить чувство достоинства и самоуважения у получателей пособий.

Периодически возникают опасения, что расширение охвата детскими пособиями может спровоцировать резкий рост рождаемости. Однако международный опыт не подтверждает данное предположение. Наоборот, подобное явление не наблюдается даже в таких странах как Финляндия, правительство которой пыталось использовать детские пособия как инструмент для стимулирования рождаемости.

Самым важным является то, что пособие на ребенка — это не благотворительность или пожертвование, а необходимая инвестиция в развитие человеческого капитала страны. Детские пособия помогают семьям предоставлять более полноценное питание для детей.

Недавнее исследование ЮНИСЕФ по питанию показало, что в Узбекистане питание 95% детей в возрасте от 6 до 23 месяцев не соответствует требованиям минимально приемлемой диеты. При этом четверть детей страдают от анемии. Для 9% детей в возрасте до 5 лет это привело к задержке роста, что, в свою очередь, ухудшает когнитивное развитие и академическую успеваемость, снижает производительность труда в будущем и повышает риск хронических заболеваний.

Всё это ведет к снижению потенциальных доходов во взрослой жизни. Поддержка семей с помощью детских пособий и повышение осведомленности о правильном питании имеют важное значение в решении данной проблемы.

Детские пособия способствуют созданию благоприятной домашней обстановки для обучения и развития детей. Усилия по улучшению образования детей не должны ограничиваться инвестициями только в систему школьного образования.

Исследование ЮНИСЕФ об обучении детей младшего школьного возраста в Узбекистане показывает, что домашняя обстановка, например, наличие учебных пособий, книг для чтения, письменного стола играет ключевую роль в определении успеваемости детей в школах. Следует отметить, что данное воздействие домашней среды на успеваемость детей в школах наблюдается во многих странах. Таким образом, способствуя созданию благоприятной домашней среды, государство может значительно увеличить отдачу от инвестиций в систему школьного образования.

Эффективность инвестиций в развитие человеческого капитала в Узбекистане обусловлена тем, насколько стране удастся решить проблему широкой распространённости бедности среди семей. Данная проблема не может быть решена посредством лишь программ содействия занятости, так как ввиду структурных барьеров и высокой безработицы, на рынке труда существует нехватка достойных рабочих мест.

Поэтому инициативы по созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства, такие как «Каждая семья — предприниматель», являются важными шагами в решении этой проблемы. Однако социальное обеспечение, наряду с инициативами по созданию рабочих мест, является действенным механизмом по поддержке развития предпринимательства и и трудоустройства. Детские пособия, покрывая основные потребности ребёнка, позволяют родителям брать на себя риски, связанные с предпринимательством. Кроме того, производственные активы семьи могут быть использованы для предпринимательства, а не только для потребления.

Укрепление социальной защиты детей крайне важно на сегодняшний день. Несмотря на то, что проводимые в Узбекистане социально-экономические реформы, например либерализация цен и тарифов, направлены на дальнейшее развитие страны, они сопряжены с временными рискам для уязвимых семей.

Экономические последствия коронавирусной пандемии также усилили риски для уязвимых семей. Например, согласно последним оценкам, количество детей, живущих в бедности, в мире может увеличиться на 15%. В странах Европы и Центральной Азии данный прирост может достигать 44%.

В целях борьбы с COVID-19 и смягчения последствий пандемии Международный альянс «Спасём детей» и ЮНИСЕФ призывают к незамедлительному и масштабному расширению детских пособий и других мер, направленных на удовлетворение насущных потребностей детей и защиту от возможных будущих потрясений.

Эффективная система детских пособий могла бы смягчить данные риски и тем самым поддержать успешное осуществление проводимых социально-экономических реформ. Правительство Узбекистана объявило об увеличении числа получателей детских пособий на 10%, что является важным первым шагом. Однако нынешняя ситуация требует дальнейшего расширения охвата для поддержки семей и развития человеческого капитала, необходимого стране сегодня и в будущем.

Очевидно, что расширение охвата детскими пособиями потребует дополнительного финансирования. Существуют способы, которые позволили бы это сделать без значительной нагрузки на бюджет страны. Например, возможно рассмотреть обеспечение детскими пособиями 80% семей и исключение 20% наиболее экономически благополучных семей, способных обеспечить своих детей самостоятельно. Во избежание значительного увеличения потребности в финансировании, охват детскими пособиями может быть расширен поэтапно.

Первые 1000 дней жизни ребёнка — это время, когда мозг ребёнка начинает расти и развиваться и когда создаются основы для здоровья на протяжении всей жизни. Учитывая важность получения максимальной поддержки и надлежащего питания в течение именно в первые 1000 дней жизни ребёнка, пособия должны предоставляться в первую очередь самым маленьким детям.

Далее, программа может ежегодно расширяться за счёт повышения возрастного порога для получения детского пособия и, в конечном итоге, охватить детей в возрасте до 18 лет. Анализ ЮНИСЕФ показывает, что данное предложение финансово осуществимо и позволит достичь значительного повышения благосостояния населения, в частности, сокращения общего уровня бедности на 21% к 2030 году. При этом наименее обеспеченные семьи получат наибольшую выгоду.

Более того, в долгосрочной перспективе инвестиции в детские пособия многократно окупятся за счёт значительного снижения бедности, улучшения благополучия детей и повышения производительности трудовых ресурсов. Как и в других странах, в Узбекистане универсальный подход в социальной обеспечении, вероятнее всего, получит широкую поддержку среди населения, что критически важно в период преодоления рисков, связанных с проведением масштабных социально-экономических реформ или с текущей коронавирусной пандемией. Следовательно, укрепление системы социальной защиты детей является не только важной мерой реализации прав детей, но и выгодным капиталовложением в будущее процветание страны.

Сейчас лица, осуществляющим уход за ребенком, получают пособие до достижения ребенком возраста полутора лет. До достижения ребенком трех лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере 50 рублей. Рассказываем, что изменится в детских пособиях с 2020 года.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

Гражданам, осуществляющим уход за ребенком/детьми, гарантируется право на получение ежемесячного пособия (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Пособие выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется даже в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Сейчас Минтруд предлагает ужесточить условия выплаты пособия по уходу за ребенком в случаях, когда получатель продолжает работать. С точки зрения ведомства, осуществление трудовой деятельности несовместимо с полноценным уходом за ребенком. При этом существующий порядок позволяет физлицам незаконно обогащаться, получая одновременно и зарплату, и пособие. В связи с этим Минтруд предлагает установить правило, согласно которому, если будет установлено, что уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие прекращается.

Величина пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка лица, осуществляющего уход за ребенком, но не более 26 152 руб. 27 коп. При уходе за двумя и более детьми размер пособия суммируется. Но в любом случае пособие не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица. Минимальный размер пособия не может быть менее 1 500 рублей при уходе за первым ребенком и менее 3 000 рублей при уходе за вторым и последующими детьми (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится пакет законопроектов, предлагающих в числе прочего увеличение срока выплаты пособий по уходу за ребенком. Поправки предлагают продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет.Кроме того, предлагается распространить указанные выплаты на родителей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и вузах, а также на неработающих женщин, которые до обращения за пособием трудились хотя бы в течение одного года из двух предшествующих декрету.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями, но за счет средств ФСС. То есть выплаченные пособия работодатель вправе возместить за счет ФСС или зачесть их в счет уплаты страховых взносов на социальное страхование. Платить пособия из собственных средств работодатели не обязаны (ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Ежемесячная компенсация на детей до 3 лет

Сейчас, кроме пособия, лицам, осуществляющим уход за ребенком, выплачивается еще и ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 №1110.

Эту компенсацию работодатели выплачивают за счет собственных средств (постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206). Причем ФСС не возмещает работодателям затраты на выплату этих компенсаций.

Размер компенсации составляет 50 рублей. Компенсация выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

С 1 января 2020 года эти ежемесячные выплаты отменяются (указ Президента РФ от 25.11.2019 № 570). При этом если данные выплаты были назначены ранее 1 января 2020 года, их будут выплачивать до окончания установленных периодов. То есть до достижения ребенком 3 лет.

Также выплаты получат и граждане, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, родившемся до 1 января 2020 года, и имеют право на данную компенсацию.

Ежемесячные выплаты на детей до полутора лет

1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, который гарантировал семьям с небольшим доходом право на получение дополнительной ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка.

Выплаты устанавливаются в отношении детей, рожденных (усыновленных) начиная с 01.01.2018 года. Причем речь идет именно о первом и втором ребенке. На третьего ребенка и последующих детей выплаты не назначаются.

Работодатели за осуществление указанных выплат не отвечают. Выплаты на первого ребенка производятся за счет средств федерального бюджета, а на второго – за счет средств материнского капитала при наличии у заявителя сертификата на материнский капитал (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Выплаты на первого ребенка осуществляются органами соцзащиты, а на второго – отделениями ПФР. Впрочем, заявить в ПФР о назначении ежемесячной выплаты на второго ребенка можно одновременно с подачей заявления о выдаче данного сертификата (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Размер материнского капитала будет ежемесячно уменьшаться на сумму выплаты в связи с рождением второго ребенка (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Право на получение ежемесячных выплат имеют семьи, чей среднедушевой доход не превышает 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой. Размер выплат составляет региональный прожиточный минимум на детей за второй квартал предыдущего года (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Заявить о назначении выплаты на первого ребенка можно в орган социальной защиты по месту жительства (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Для этого нужно представить заявление, свидетельство о рождении ребенка, справки с работы каждого члена семьи о величине дохода, а также документы, подтверждающие реквизиты счета для перечисления выплат.

Заявление о назначении выплат на второго ребенка подается уже в территориальное отделение ПФР. Так как выплаты на второго ребенка производятся за счет средств материнского капитала, претендовать на выплаты могут только родители, получившие соответствующий сертификат/направившие заявление на получение сертификата (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты разрешается подать в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Но с подачей заявления лучше не затягивать. Дело в том, что если за выплатой обратиться не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка, то ее будут выплачивать со дня рождения ребенка до достижении им полутора лет. Если же 6-месячный срок пропустить, ежемесячные выплаты будут производиться только со дня обращения за их назначением (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении выплаты до достижения ребенком возраста полутора лет. При достижении ребенком возраста полутора лет выплаты прекращаются (пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Дополнительные выплаты на детей до 3 лет с 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, увеличивающие период получения ежемесячных детских выплат. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 № 305-ФЗ ежемесячные выплаты будут предоставляться до достижения ребенком возраста не полутора лет, как это установлено сейчас, а уже трех лет.

Выплаты будут производиться в размере регионального прожиточного минимума, установленного на детей за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Одновременно изменяются условия получения данных выплат. С 2020 года рассчитывать на получение выплат смогут семьи, чей среднедушевой доход не превышает 2-кратный размер регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Напомним, в 2019 году выплаты полагаются семьям со среднедушевым доходом не выше 1,5-кратного размера регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Семьи, чей доход превысит 2-кратный размер регионального прожиточного минимума, не смогут получить выплату. По достижении ребенком возраста полутора лет пособие по уходу за ребенком также перестанет выплачиваться.

Как и в 2019 году, при расчете среднедушевого дохода будут учитываться следующие доходы семьи:

  • зарплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
  • вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги по договорам ГПХ;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • компенсации, выплачиваемые за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Под членами семьи понимаются родители (усыновители или опекуны), супруги родителей несовершеннолетних детей, а также несовершеннолетние дети. При этом в состав семьи не включаются лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, заключенные под стражу или лишенные родительских прав. Также не принимаются в расчет лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (п. 11 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов. Среднедушевой доход рассчитывается исходя из совокупного дохода семьи за последние 12 месяцев путем деления 1/12 суммы доходов на число членов семьи.

Рассчитывать на выплату можно будет только в том случае, если полученное значение будет меньше или равно 2-кратному региональному прожиточному минимуму для трудоспособного населения. Для расчетов применяются показатели прожиточного минимума за II квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.

К примеру, если в регионе прожиточный минимум за II квартал 2019 года для трудоспособного населения составил 12 130 рублей, а для детей – 11 004 рубля, то в 2020 году в этом регионе выплата за ребенка составит 11 004 рубля. Получать выплаты смогут семьи, у которых размер ежемесячного дохода не превышает 24 260 рублей.

Кстати, по информации Минтруда, в 2020 году средний размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка вырастет на 7,1% и составит в среднем по России 12 000 рублей. В 2019 году этот показатель равен 11 200 рублей.

С нового года заявление о назначении указанной выплаты нужно будет подавать ежегодно. То есть первоначально – до достижения ребенком возраста 1 года, второй раз – до достижения им возраста 2 лет и, наконец, до достижения ребенком возраста 3 лет.

Как и прежде, за получением выплат при рождении (усыновлении) первого ребенка нужно будет обращаться в орган соцзащиты по месту жительства, а при рождении (усыновлении) второго ребенка – в территориальный орган ПФР по месту жительства (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволит большему количеству российских семей получать ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка, а также продлевает выплаты на детей до трехлетнего возраста для ряда граждан. Документ был опубликован на официальном портале правовой информации.

На данный момент право выплаты есть только у тех семей, в которых размер среднедушевого дохода не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума в регионе. Согласно новым правилам, нуждающимися будут признаны семьи с доходом ниже двукратной величины данного показателя.

Теперь для них одновременно вводятся ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка от полутора до трех лет в размере прожиточного минимума. Кроме того, заявление о выплате можно будет подать не в течении 1,5 лет, а в течение трех лет. Отмечается, что изменения коснутся порядка 70% семей, где родился первый или второй ребенок.

2 июля стало известно, что пособие на детей с полутора до трех лет для малоимущих семей будет повышено с 1 января 2020 года.

20 июня в ходе «прямой линии» президент России Владимир Путин заявил, что со следующего года семьи с доходом в два прожиточных минимума начнут получать выплаты на ребенка в размере 10–11 тыс. рублей вместо нынешних 50 рублей. По словам главы государства, если эта мера коснется детей от рождения до 1,5 года, под нее попадут 70% семей. Это будет «уже заметно», отметил российский лидер.

25 июня на совещании по вопросу о достижении национальных целей развития РФ в сфере демографии премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что власти подготовили законопроект, который устанавливает более высокие критерии нуждаемости семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх