Куперс

Бухучет и анализ

Дискриминация это определение

Запрет дискриминации включает в себя как негативные, так и позитивные обязательства государства. Негативные обязательства означают, что государство, а именно государственные учреждения, не должны дискриминировать. Это значит, что государство должно избегать принятия дискриминирующих законов, политики и программ, а государственные учреждения не должны применять законы дискриминирующим образом.

пример Парламент не может принять закон, где утверждается что только мужчины, исключая женщин, вправе работать в полиции. Государственное учреждение не может отказывать мусульманам в пособии по безработице.

Однако, равенство не может быть достигнуто, если только государственные учреждения будут обязаны не дискриминировать. Поэтому существуют также позитивные обязательства государства для того, чтобы дискриминация не проявлялась посредством действий людей. В таких случаях необходимо обратиться к конкретным законам, которые регулируют определённые сферы жизни и упомянутые защищённые характеристики.

пример В Литве закон запрещает дискриминацию на основании этнической принадлежности при доступе к товарам и услугам. Таким образом, допуск в ночной клуб только этнических литовцев, исключая все другие этнические группы, запрещён.

В некоторых случаях, государственные учреждения также могут принять меры для обеспечения равенства и снятия барьеров, которые не позволяют определённым группам лиц (например, лицами с инвалидностью), осуществлять свои права тем же образом который доступен другим лицам. Например, в Литве работодатель обязан обустроить рабочее место чтобы позволить человеку с инвалидностью выполнять свою работу. При этом, нет конкретной обязанности работодателю по особому обустройть рабочее место для лиц без инвалидности.

04 September 2001

Что Такое Расовая Дискриминация и Борьба Против Неё

Дискриминация на основе признаков расы, цвета кожи или этнической принадлежности («расовая дискриминация”) – это практически всегда нарушение прав человека. В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая является основным норма-тивным актом, запрещающим расовую дискриминацию, говорится: «… термин «расовая дискриминация” означает любое различие, исклю-чение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни”. Фундаментальным принципом недискриминации являются равенство прав расовых, этни-ческих и национальных меньшинств перед законом и право на равную защиту закона. Международное право запрещает расовую дискри-минацию в следующих областях (но не ограничивается только ими): образовании, здравоохранении, обеспечении жильём, трудоустройстве, а также в доступе к общественным услугам. Государства несут прямые обязательства за предотвращение, наказание и способы борьбы с дискриминацией.
Современное европейское право разъясняет, что такое «прямая” и «косвенная” дискриминация. В недавно принятой Директиве Европейского Союза о расовом равенстве (2000/43/EC), «внедряющей принцип равного обращения независимо от расовой или этнической принадлежности человека”, говорится, что «прямая дискриминация” возникает, если к одному человеку относятся с меньшим предпочтением, чем к другому, а также относились или будут относиться в аналогичной ситуации на основании расового или этнического происхождения”.
Примером тому может быть отдел по приёму на работу, который отказывается принимать заявления о приеме на работу от цыган,1 или же учреждение по распределению жилья, которое намеренно выделяет цыганам квартиры с плохими условиями для проживания.
«Косвенная дискриминация” имеет место, когда «внешне нейтраль-ная норма, критерий или практика ставит представителей какого-то меньшинства в особенно невыгодное положение по сравнению с другими лицами, кроме случаев, когда данная норма, критерий или практика обьективно оправданы легитимной целью, и способ достижения этой цели является подходящим и необходимым”. В качестве примера можно привести магазины, куда запрещено входить в длинных юбках, или запрет входить в государственное учреждение с покрытой головой.
Эти правила, хотя и являются нейтральными в отношении этнич-ности, фактически могут избирательно поставить в невыгодное поло-жение те определенные группы меньшинств, которые предпочитают носить длинные юбки или головные уборы.
В некоторых странах, в которых работает Европейский центр по правам цыган, многие считают, что цыгане не подвергаются дискри-минации, так как конституция или какой-либо другой закон объявляют дискриминацию незаконной, или прямо признает цыган как меньшинство данной страны.Такое непонимание самой идеи дискриминации нередко встречается в сегодняшней Европе. То, что в вашей стране существуют конституционные или другие законодательные положения, запрещающие дискриминацию, еще не означает того, что в вашей стране нет дис-криминации. Закон, запрещающий дискриминацию – это лишь инструмент в борьбе с дискриминацией. В действительности же вы можете в течение дня неоднократно подвергаться дискриминации.
Лишь в очень немногих случаях дискриминация может быть закон-ной. Прямая дискриминация возникает тогда, когда при принятии на работу учитывается «подлинная профессиональная квалификация”. Например, может и не являться незаконным ограничение приёма заяв-лений на работу в качестве раввина только от людей иудейского веро-исповедания, или же принять цыгана, который будет отвечать за работу с цыганами. Таким образом, в особых случаях, закон допускает кос-венную дискриминацию. Заявитель может утверждать о практике диспропорционально невыгодных положений, испытываемых той или иной расовой или этнической группой, но ответственное лицо обладает правом, закрепленным в законе, доказать то, что действие преследует легитимную цель, и что оно затрагивает всех без исключения, и оно разумно. В пример можно привести здание, где все рабочие обязаны носить каски для безопасности. Эта политика может косвенно дискри-минировать определенные группы людей, которым запрещено ношение подобных головных уборов. Работодатель может, однако, оправдаться необходимостью соблюдения этого правила, и заявить, что в данном случае, легитимная цель обеспечивает безопасность рабочих, что эта необходимость пропорциональна риску, и что ношение касок – разумное требование для охраны труда.
Как распознать то, что меня незаконно дискрими-нируют? Как я могу показать, что испытал незаконную дискриминацию?
Большинство из нас знает, как распознать явные дискриминационные действия. К сожалению, они часты в Европе. Может быть, вас отказались обслужить в баре или ресторане, или у вас есть знакомый, которому официант или владелец заявил, что он «не обслуживает цыган”? Знаете ли вы кого-то, кому было отказано в работе, квартире или медицинском обслуживании, только потому, что он/она – цыгане? Видели ли вы когда-нибудь знак запрета «цыгане” или «ромы”? Все это является очевидными дискриминационными действиями. И в таких случаях ERRC может доказать, что произошла дискриминация, используя документы или знаки запрета, подтверждающие это, а также принимая во внимание заявления очевидцев дискриминационного действия.
Прямая дискриминация может происходить и тогда, когда слова «ром” или «цыган” не использовались в явном виде, но при этом можно доказать, что произошла дискриминация. Например, сегодня многие бары и рестораны отказывают на входе цыганам и другим людям с тёмным цветом кожи под предлогом того, что посетителям необходимо иметь «членство в клубе”, или же говорят, что здесь проходит частная вечеринка. Часто происходит так, что цыгане, подающие заявления о приеме на работу, получают отказ, несмотря на то, что по телефону их согласились принять, но при встрече говорят, что вакантных мест уже нет, и на интересующее цыгана вакантное место уже кого-то приняли.
Как может человек доказать, что в данном случае произошло дис-криминационное действие? Некоторые организации в Центральной и Восточной Европе пользовались методом «проверка”. Например, цыгане и нецыгане (причем их квалификация, одежда и т.д., были практически одинаковыми) подавали заявления о приеме на работу, о найме квартиры, или же отправлялись в ресторан или на дискотеку, где, по подозрениям, регулярно происходила дискриминация цыган. И если же к нецыганам отнесутся по-другому, нежели к цыганам (например, цыган попросят предъявить членский билет при входе на дискотеку, а затем откажут, а другим разрешат пройти на дискотеку, не спрашивая о членских билетах), то тщательные и детальные показания «испы-тателей” должны быть записаны. Эти показания формируют доказа-тельство свершившегося дискриминационного действия, и во многих странах они могут быть использованы в суде. Подробную информацию об этом методе вы можете получить, посетив сайт ERRC: www.errc.org, или, связавшись непо-средственно с офисом ERRC.
Статистика поможет при расследовании как прямой, так и кос-венной дискриминации. Например, в некоторых странах Центральной и Восточной Европы цыганских детей регулярно отправляют в специ-альные школы для умственно отсталых.
Исследование, проведенное ERRC в городе Острава на востоке Чехии в 1999 году, выявило и то, что больше половины цыган школьного возраста посещает такие школы, и также то, что больше половины посещавших подобные школы были цыганами, и, что в 27 раз вероятнее то, что скорее цыганского ребенка поместят в подобную школу, чем ребенка не из цыганской семьи. Многие цыганские дети, которые не посещали школы для умственно отсталых, были сконцентрированы в начальных школах в определенных районах Остравы. Исследование выявило, что более 30 из 70 нормальных начальных школ были «для белых”, то есть ни один цыган не посещал эти школы.
Тщательно проведенное ERRC исследование в г. Острава пока-зывает неравенство: мы подсчитали количество цыганских и нецыган-ских детей во всех начальных школах Остравы. Результаты на карте подтвердили слова многих – город оказался драматически разде-ленным так называемыми этническими линиями. Большинство цыганских детей заканчивают школы без необходимых навыков быть конкурентоспособным на рынке труда, получать хорошие зарплаты и жить с чувством собственного достоинства.
Другие организации провели важные исследования, используя такие методы, как «индивидуального” или «парного” выборочного наблюдения, когда изучают не все население, а только тщательно отобранные группы людей. Компетентное статистическое исследование чрезвычайно ценно, и подобные исследования нужно проводить во всех странах и во многих областях жизни: в образовании, в жилищной сфере, трудоустройстве, здравоохранении, социальной сфере и др. Данные исследования можно использовать при доказательстве дискриминации в суде, при оказании давления на правительства и влияния на правительственную политику с тем, чтобы на цыган выделяли больше финансовых средств, также при информировании о проблемах цыган различных международных организаций, как ООН или Совет Европы. Местные организации больше других подходят для этой роли. И если вы заинтересовались проведением подобных исследований, то вам необходимо знать следующее:

  • неверно то, что «каждому известна проблема, и теперь нам нужно лишь действие”, как полагают некоторые активисты. В боль-шинстве стран статистические данные по важным вопросам, касающимся жизни цыган, недоступны, так, например, бывают сложности с получением информации:
  • о проценте цыганских детей, посещающих школы или классы для умственно отсталых, или же школы с низким качеством обучения;
  • о числе цыган (и нецыган), которые проживают в незарегист-рированных местными властями домах, или в домах с харак-терными плохими условиями для жизни;
  • о числе цыган (и нецыган), ежегодно выселяемых из своих квартир;
  • о числе цыганских (и нецыганских) детей, которых ежегодно забирают из семей и помещают в приюты и др.

В некоторых странах государственные власти пытаются закрыть доступ к такой информации. Например, когда ERRC проводил исследование в Чехии, власти школ часто говорили, что у них не хранятся данные об этническом составе, или что это хранение вообще является незаконным. Люди, которые говорят Вам, что они не могут предоставить Вам такую информацию, вероятнее всего пытаются скрыть от Вас факт систематичной дискриминации цыганского насе-ления. Даже в тех странах, где база данных по этнической информации о личности считается «чувствительной”, а потому доступ к ней для большинства подвергается ряду ограничений, общие данные по группе такому запрету не подвергаются. Есть страны, в которых действия по сбору статистики на основе расы, признаются незаконными. Местный юрист поможет Вам узнать, какие существуют правовые ограничения в Вашей стране.
Для того, чтобы подобную информацию можно было эффективно использовать, исследование нужно проводить качественно. И перед тем, как начать какое-либо исследование, рекомендуется несколько раз сходить в библиотеку, получить совет от социолога или специалиста по демографии, или же связаться с ERRC и получить более подробную информацию о методах исследования.
… но я всё ещё не уверен в том, что это дискриминация…
Создается впечатление, что эксперты в области дискриминации есть везде. И многие скажут вам, что если вы чувствуете, что испы-тываете дискриминацию, то так оно и есть на самом деле. Но это необя-зательно означает, что вы стали жертвой дискриминационного действия. И это несомненно правда, что не все действия, несущие вред – дискри-минационны. Важно при этом помнить следующее:

  • Прежде всего, очень немногие люди, не являющиеся экспертами, в реальности знают достаточно о том, что можно, а что нельзя рассматривать как расовую дискриминацию по закону. Если вы думаете, что подверглись дискриминации, то это необходимо проверить по описаниям прямой и косвенной дискриминации, представленной выше. Попадает ли это под одну из категорий? Рекомендуется также связаться с ERRC либо с одной из местных организаций, занимающейся антидискриминационной деятель-ностью и узнать, можно ли предпринять какое-либо действие.
  • Фактически, международное право в антидискриминационной области очень сильное. Многие эксперты сходятся во мнении, что запрет на расовую дискриминацию имеет силу обычного международного права, что расовая дискриминация запрещена везде, даже если ваша страна никогда не принимала законов против дискриминации и не ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Ваши ощущения являются также хорошим индикатором в том, подверглись ли вы расовой дискриминации или нет, поэтому, если же вы вдруг почувствуете, что подвергаетесь дискриминации, тогда существует реальная возможность того, что так оно и есть на самом деле.

Как я могу бороться против расовой дискриминации?
Существует ряд способов борьбы против расовой дискриминации, как то:

  • местные антидискриминационные законы,
  • другие законы, прямо не связанные с дискриминацией, однако их можно грамотно использовать в дискриминационных делах, например, законы, защищающие достоинство человека.

Международное законодательство, в том числе:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD), в частности, ее 14-ая статья, дающая Комитету по ликвидации расовой дискриминации право рассмат-ривать сообщения от индивидуумов и групп, касающиеся нару-шения обязательств по данной конвенции;
  • Европейская конвенция по правам человека (ECHR): статья 14 запрещает дискриминацию в отношении прав, гарантированных Конвенцией. Протокол №12 к Конвенции, открытый для под-писания в 2000 году, добавит всесторонний запрет на дискри-минацию во всех областях, при условии ратификации Конвенции десятью государствами Совета Европы. Активисты играют важную роль в оказании давления на правительства для безотла-гательной ратификации Протокола №12;
  • Директива Европейского Союза о расовом равенстве: эта дирек-тива обязывает государства принять всесторонние антидискри-минационные законы и основать эффективные структуры, выпол-няющие эти законы. Это формирует часть законодательства Европейского Союза, которой и члены ЕС и страны-кандидаты одинаково должны соответствовать. Активисты играют важную роль в обеспечении того, чтобы государства вносили поправки и исправления в законодательство, следуя требованиям этого важного инструмента.

ERRC борется с дискриминацией против цыган посредством ряда действий:

  • публикует информацию о ситуации с правами цыган;
  • защищает права цыган на международном уровне;
  • учит цыган действовать в своих собственных интересах посред-ством образовательных программ по правам человека;
  • направляет дела в национальные и международные суды от имени цыган-жертв дискриминации и по поводу других форм нарушения прав человека.

Если вы считаете, что подверглись или подвергаетесь дискри-минации, вы можете обратиться к местному адвокату, и затем, сотруд-ничая с ним, подать заявку в ERRC для получения гранта на юри-дическое представительство. Критерии для заявки на грант на юридическое представительство доступны на сайте ERRC на английс-ком и цыганском языках: www.errc.org, либо Вы сами можете обратиться в офис ERRC.
Судебные иски являются решающим моментом в борьбе против дискриминации. Однако, для достижения справедливости одного судебного иска недостаточно. Действия против дискриминации должны быть тщательно спланированы и скоординированы.В действительности же, важно обдумать те стратегии, в которых любые влиятельные парт-нёры – журналисты, международные общественные организации, межправительственные органы – будут вашими союзниками. Напри-мер, в остравском деле, описанном выше, после того, как ERRC задоку-ментировал случай расовой сегрегации в школьной системе Остравы, не только рассматривалось дело в местном и международном судах от лица родителей 15 цыганских детей, сегрегированных в школах Остравы, но также:

  • была проведена пресс-конференция для местных и между-народных СМИ, на которой объявили о начале рассмотрения этого дела;
  • был опубликован всесторонний доклад по вопросу сегрегации цыганских детей в чешской школьной системе (на чешском и английском языках);
  • была проведена работа с местными группами до, а также и после начала рассмотрения судебного дела, по информированию о возможном эффекте подобной акции;
  • ERRC предоставил материалы о сегрегации в чешской школьной системе международным организациям, таким как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации и Европейской комиссии против расизма и нетерпимости;
  • продолжается работа с журналистами и после начала рассмот-рения дела, чтобы привлекать их к дальнейшему его освещению.

Что такое расовая дискриминация и борьба против неё: Краткий путеводитель

Запрет дискриминации включает в себя как негативные, так и позитивные обязанности государства. Негативные обязанности означают, что государство, а именно государственные учреждения, не должны дискриминировать. Это значит, что государство должно избегать принятия дискриминирующих законов, политик и программ, а государственные учреждения не должны применять законы дискриминирующим образом. Например, парламент не может принять закон, что только мужчины, а не женщины, вправе работать в полиции. Государственное учреждение не может отказывать мусульманам в пособии по безработице.

Однако, равенство не может быть достигнуто только тем, что государственные учреждения обязаны не дискриминировать. Поэтому государство также имеет позитивные обязанности для того, чтобы дискриминация не проявлялась посредством действий людей. В таких случаях необходимо обратиться к конкретным законам, которые регулируют определённые сферы жизни и упомянутые защищённые характеристики. Например, в Эстонии закон запрещает дискриминацию на основании этнической принадлежности при доступе к товарам и услугам. Таким образом допуск в ночной клуб только этнических эстонцев запрещён.

В некоторых случаях, государственные учреждения также могут принять меры для обеспечения равенства и снятия барьеров, которые не позволяют определённым группам лиц (например, лицами с инвалидностью) осуществлять свои права тем же образом, что и другим лицам. Например, в Эстонии работодатель обязан обустроить рабочее место для того, чтобы позволить лицу с инвалидностью выполнять свою работу, при этом нет конкретной обязанности работодателя по особому обустройству рабочего места для лиц без инвалидности.

Запрет дискриминации между людьми связан с правом на равенство. Согласно закону, «каждый поставщик услуг должен проявлять эгалитарное отношение к любому человеку независимо от расы, религии или религиозной группы, национальности, страны происхождения, пола, сексуальной ориентации, мировоззрения, партийной принадлежности, возраста, личного статуса, родительства, ношения формы или знаков сил безопасности и спасательных служб» (раздел 3 Закона о запрете дискриминации в сфере товаров и услуг).

Во многих случаях бывает очень трудно доказать дискриминацию. Закон пытался решить эту проблему и создал механизм «отмены бремени доказывания». Проще говоря, тот, кого мы обвиняем в дискриминации, должен доказать, что он не дискриминировал, если человек, утверждающий, что он подвергся дискриминации, показал в суде, что он принадлежит к группе, обычно подвергающейся дискриминации, и дискриминировавший знал это. Например, человек приходит в клуб, и его просят предъявить удостоверение личности. После предъявления удостоверения личности его отказываются пустить в клуб. Этот человек обращается в суд с иском, утверждая, что он подвергся дискриминации из-за своего арабского происхождения. Поскольку при любом обычном иске (не связанным с дискриминацией) истец должен доказать, что он пострадал (то есть подвергся дискриминации), в случае дискриминации всё происходит наоборот — и ответчик (владелец клуба) должен доказать, что он не подвергал дискриминации истца. Это является существенным облегчением для истца, поощряющим его не отказываться от подачи иска и искоренения этого постыдного явления.

Хотя в законе указываются случаи, в которых чётко запрещается дискриминация (например, между чернокожими и белыми, мусульманами и евреями, мужчинами и женщинами), есть и другие случаи, когда можно утверждать о дискриминации, даже те, которые не фигурируют в 3-м разделе закона. Например, в случае дискриминации по гендерному признаку (дискриминация трансгендеров), дискриминация по отношению к носителям ВИЧ и дискриминация из-за веса (отдание предпочтения «худым» при входе в клуб).

Человек, подающий иск в соответствии с Законом о запрете дискриминации, может требовать компенсацию даже без доказательства ущерба в размере до 70,000 шекелей (установленная законом компенсация составляет 50,000 шекелей и привязана к ИПЦ с 2000 года).

Наша фирма специализируется на исках о дискриминации – при предоставлении услуг, в клубах, при получении медицинских услуг и т. д. Мы делаем это, поскольку действительно верим в равенство между людьми, и продолжим это делать до тех пор, пока из мира не исчезнет такое отрицательное и унижающее достоинство поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх