Куперс

Бухучет и анализ

Для резюме личные качества

Одним из самых неоднозначных пунктов в резюме был и остается пункт «О себе». Соискатели не знают, что написать в резюме о себе и прибегают к шаблонным вариантам. Или, наоборот, слишком увлекаются описанием своих качеств и увлечений.

А работодатели уже настолько устали, что все кандидаты на одно лицо, что этот пункт и вовсе не читают. А те, кто читает, хочет найти там что-то неизбитое.

По данным службы исследований HeadHunter, самые популярные личные качества среди соискателей: «ответственность» — его указывают в 34 % резюме, «коммуникабельность» — 30%, «стрессоустойчивость» — 16,5%, «целеустремленность» — 14% и «исполнительность» — 11,4%.

Что написать в резюме о себе

  • Пишите правду
  • Говорите только о тех качествах, которые важны для вашей работы
  • Постарайтесь описать все кратко

О себе в резюме: самое главное за 1 минуту

Примеры о себе в резюме (личные и деловые качества)

  • Отзывчивость
  • Вежливость
  • Умение легко находить контакт с людьми
  • Уверенность в себе
  • Умение легко поддерживать деловые и профессиональные контакты
  • Умение расставлять приоритеты
  • Оптимизм
  • Активная жизненная позиция
  • Умение добиваться поставленных целей
  • Умение эффективно планировать свое время
  • Креативное мышление
  • Системное мышление
  • Внимательность к деталям
  • Готовность самостоятельно принимать решения
  • Умение работать в команде
  • Стремление к профессиональному развитию
  • Инициативность

Примеры о себе в резюме (хобби и увлечения)

Для резюме выбирайте максимально нейтральные хобби и увлечения. Ваши политические и религиозные взгляды, а также любимые спортивные команды – не тема для резюме (и собеседования).

  • Чтение профессиональной и художественной литературы
  • Плавание, фитнес, йога (никакого экстрима)
  • Активный отдых на природе
  • Посещение кино, музеев, выставок
  • Изучение иностранных языков
  • Игра на фортепиано, скрипке

Собеседование все расставит по своим местам

Что бы вы ни написали в резюме, будьте готовы подробно рассказать об этом на собеседовании. Вы должны не просто повторить написанные в резюме качества, но и привести пример ситуаций, в которых они помогли вам в работе.

При указании личных качеств (черт характера, плюсов и минусов) в резюме необходимо в первую очередь ориентироваться на желаемый образ работника – представителя конкретной профессии. То, что приветствуется на одной должности, категорически неприемлемо в другой сфере деятельности. Есть и «общие» нежелательные качества, которые характеризуют соискателя с негативной стороны.

Примеры личных качеств из резюме

Все личностные качества (они же черты характера) человека можно условно разделить на 4 категории – это отношение:

  • к самому себе;
  • к окружающим людям;
  • к работе;
  • к вещам.

Мнение эксперта Чадова Светлана Ведущий специалист по кадрам, юрист консультант по трудовому законодательству, эксперт сайта По своему опыту могу сказать, что работодателю будет крайне интересно узнать об отношении человека к работе, однако это не единственный пункт, поскольку взаимоотношения с другими, самооценка сильно влияют в том числе и на работоспособность.

Поэтому при трудоустройстве практически на любую позицию желательно описать себя с лучшей стороны, приведя в пример несколько общепринятых положительных качеств. Их можно считать «универсальными», поскольку они пригодятся практически для любой профессии.

отношение: позитивные качества негативные качества
к себе амбициозность

адекватная самооценка

самокритичность

уверенность в своих силах

требовательность

завышенная/заниженная самооценка

чрезмерная скромность

неуверенность в себе

самолюбие

к окружающим коммуникабельность

доброжелательность

вежливость

открытость

способность работать в команде

стрессоустойчивость

способность находить подход к людям

конфликтность

грубость

психологические барьеры в общении (комплексы)

эгоцентризм

к работе ответственность

внимательность

способность к концентрации

усидчивость

дисциплинированность

пунктуальность

способность работать в режиме многозадачности

инициативность

лень

безответственность

невнимательность

непунктуальность

трудолюбие

активность

к вещам аккуратность

бережливость

неряшливость

расточительность

скупость

Мнение эксперта Чадова Светлана Ведущий специалист по кадрам, юрист консультант по трудовому законодательству, эксперт сайта Так же рекомендую вам ознакомиться с примерами рекомендательных писем для сотрудника при устройстве на работу.

Какие личные качества лучше не указывать в резюме

Очевидно, что не стоит указывать:

  1. Явно негативные качества, которые помешают работать любому человеку, например: безответственность, непунктуальность, невнимательность и т.п.
  2. Черты характера и способности, которые являются отрицательными для конкретной профессии. Например, бухгалтеру не стоит быть инициативным, активным, креативным и т.п. Эта должность требует строгого соблюдения установленных регламентов и правил.
  3. Личностные качества, которые «не нужны» конкретной профессии. Например, продавцу-консультанту в магазине одежды «не нужно» любить детей или быть «сентиментальным», «мягким» человеком и т.п.

Мнение эксперта Чадова Светлана Ведущий специалист по кадрам, юрист консультант по трудовому законодательству, эксперт сайта Ранее мы приводили список психологических тестов (с ответами), которые могут встретиться вам при трудоустройстве, ознакомиться с ним .

Примеры из резюме для разных профессий

Очевидно, что каждая профессия требует своих личностных качеств, умений и способностей. В таблице приведено несколько примеров для популярных видов деятельности – эти черты характера желательно указать в первую очередь.

профессия желаемые личностные качества
бухгалтер внимательность, усидчивость, способность к концентрации, аккуратность, ответственность, стрессоустойчивость, дисциплинированность
инженер внимательность, ответственность, способность работать в команде, коммуникабельность
администратор магазина коммуникабельность, открытость, стрессоустойчивость, улыбчивость, вежливость, способность работать в команде
водитель внимательность, физическая выносливость, стрессоустойчивость, ответственность
сотрудник call-центра стрессоустойчивость, коммуникабельность, вежливость, исполнительность
продавец-консультант доброжелательность, вежливость, коммуникабельность, желание зарабатывать и развиваться в профессии, активность
менеджер по продажам активность, коммуникабельность, способность находить подход к разным людям («продать» встречу, внимание), ответственность, активная жизненная позиция, стрессоустойчивость
секретарь коммуникабельность, вежливость, исполнительность, ответственность, умение работать в команде, способность работать в режиме многозадачности

Таким образом, единых, «универсальных» качеств хорошего работника нет и не может быть, поскольку каждая профессия обладает своей спецификой. Поэтому перед собеседованием и составлением резюме необходимо представить себя в роли работника и «вообразить», какие черты характера помогли бы вам успешно справляться со своими обязанностями и развиваться в профессии.

Поделиться ссылкой:

Типы и черты характера человека

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. — слабый) — люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. — плотный. толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В психологии понятие характер (от греч. сharacter — «печать”, «чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — «природа”, gnomon — «знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — «рука” и manteia — «гадание”, «пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики.

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. «Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение «человек с характером” рассматривалось как синоним выражения «волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли «бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия «бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: «ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могу быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, конформности, доверчивости, дружелюбия и пр.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, «как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии «Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — «лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

Указание дополнительных сведений в резюме позволяет прибавить вес вашему профессиональному имиджу.

Этот раздел предоставляет возможность еще раз акцентировать внимание работодателя на тех аспектах личности и компетенциях кандидата, которые помогут быстро добиться успеха на новом рабочем месте.

Так как этот раздел с дополнительными сведениями менее важен, чем разделы профессионального опыта и образования, то он располагается самым последним в резюме.

В качестве дополнительных сведений указывается информация, которая напрямую не относятся к вашему профессиональному опыту, но может гармонично дополнить сведения из других разделов (например, опыта работы).

При заполнении этого раздела важно избегать нескольких распространенных ошибок. Одна из них связана с описанием своих «внерабочих» увлечений. Например, «выращивание роз и тюльпанов» или «велоспорт и футбол» не будет полезной дополняющей информацией (если только вы не флорист или инструктор по фитнесу).

Важно понимать уместность предоставления подобной информации. Вряд ли упоминание о вашем хобби или описание поведения в личной жизни будут интересны работодателям на этапе рассмотрения вашего резюме. Пишите о своих увлечениях лишь в том случае, если они напрямую влияют на выполнение рабочих обязанностей. Всю дополнительную информацию работодатель может выяснить у вас на собеседовании.

Также раздел «Дополнительные сведения» стоит использовать для указания вашего возраста, если он является «критическим». Работодатели, как минимум, прежде прочитают о вашем опыте, и возможно, он их заинтересует больше, чем ваш возраст.

Важный момент, касающийся указания личной информации.

Часто отказаться от дальнейшего общения с кандидатом заставляет фраза «35 лет, не женат, детей нет» и ей подобные. Это касается как соискателей-мужчин, так и женщин. Подобная информация отталкивает потенциальных работодателей. Если вам нечем похвастаться в личной жизни, то информацию этого рода не нужно указывать. Кадровики очень подозрительны и первым делом видят в подобных ситуациях какое-либо проблемы. Им проще пригласить кандидата с более позитивным резюме, чем тратить время на выяснение причин.

Выпускникам в этом разделе следует отразить свои достижения. Понятно, что они будут очень скромными и их с натяжкой можно будет назвать профессиональными достижениями. Поэтому расположение их в этом разделе будет наиболее адекватным. Отметьте ваши достижения в спорте и всевозможных соревнованиях, конкурсах, участие в добровольных общественных движениях. Указывайте любые поощрения и награды, полученные во время учебы.

Если вы готовы рассматривать смежные позиции, а не только ту цель, которую вы описали в соответствующем разделе, укажите здесь смежные области деятельности. Этот ход поможет продемонстрировать, что вы действительно профессионал, так как все же стремитесь совершенствоваться в каком-то одном направлении, а другие, смежные позиции для вас менее желательны, чем указанная в разделе «Цель резюме».

Большим плюсом может стать упоминание об участии в каких-либо профессиональных движениях, клубах, ассоциациях. Работодателям интересны кандидаты, которые имеют деловые контакты в их отрасли.

Если у вас есть водительские права, личный автомобиль или загранпаспорт, а будущая должность связана с разъездами или командировками, также не забудьте упомянуть о них. Можете указать готовность к работе с ненормированным рабочим днем и наличие деловых связей. В этом разделе можно также указать на возможность предоставления рекомендаций и отзывов.

Занятие спортом и ведение здорового образа жизни (отсутствие вредных привычек) – очень важная дополнительная информация, обязательно укажите ее в своем резюме, если в объявлении о вакансии есть такие требования или это может быть полезно для будущей должности.

Какие дополнительные сведения не стоит указывать в резюме?

1. Не следует писать о том, почему вы хотели бы работать в компании и другие сведения, связанные с мотивацией. Для указания этих сведений существует другой документ — сопроводительное письмо, которое также необходимо прикладывать к резюме. В нем уже можно отразить то, что вы считаете для себя наиболее важным в своей будущей работе, какие долгосрочные цели вы хотели бы реализовать, какими новыми навыками хотели бы овладеть и что вас отличает от остальных кандидатов.

Кроме того, наличие сопроводительного письма свидетельствует о серьезности кандидата, его заинтересованности в позиции и профессиональной зрелости. Шанс получить приглашение на собеседование в этом случае возрастает в несколько раз. Для выпускников и молодых специалистов — это особенно важно!

2. Не следует писать в резюме о наличии или отсутствии каких либо документов — военного билета, приписного свидетельства (или что вы служили или не служили в армии, если того не требует вакансия), пенсионного свидетельства, ИНН, паспорта и т.д.

Резюме предназначено только для того, чтобы продемонстрировать работодателю ваше намерение участвовать в конкурсе на вакансию. Если потребуется, то приглашая вас на собеседование работодатель сам сообщит — какие документы необходимо взять с собой на интервью.

Поэтому пользуйтесь маленьким правилом: пишите только о том, что соответствует требованиям вакансии — это отражено в объявлении. Ну а если вы профессионал и знаете все нюансы и «узкие места» своего дела, то вашу компетенцию в этих вопросах следует отразить в разделе о профессиональных достижениях.

3. Не следует указывать сведения личного характера (пол, вероисповедание, судимости, детей, жилищные условия и т.д), если они могут быть рассмотрены как неблагополучные (об этом уже говорилось выше). Опять же: если такие данные будут нужны, то работодатель сам об этом скажет.

Запомните правило: Не отвечайте на вопрос, который вам не задавали! Во время трудоустройства нельзя быть абсолютно честным и открытым — это не нужно работодателю — его интересует только одно: сможете ли вы выполнять работу или нет. Нужно быть в некоторой степени дипломатом, когда вы говорите с работодателем о себе. Сообщайте только те сведения, которые выгодно преподносят вашу кандидатуру! Это поможет вам, как при составлении резюме, так и на собеседовании, о котором мы поговорим в отдельной заметке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх