Куперс

Бухучет и анализ

Договор о евразийском

Конкурентная политика в рамках Евразийского экономического союза

1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз), который к настоящему времени объединяет 5 государств – Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию.

Основным документом, вступление в силу которого определило начало функционирования Союза, является Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о Союзе), подписанный 29 мая 2014 года в г. Астане.

Начало работы над Договором о Союзе было положено в ноябре 2011 года, когда президенты трех стран, констатируя создание Таможенного союза и завершение ратификации международных договоров, формирующих договорно-правовую основу Единого экономического пространства, заявили о переходе на следующий этап интеграционного строительства – создание к 2015 году Союза.

Результатом трехлетней работы стал Договор о Союзе, закрепляющий в качестве главного принципа функционирования ЕАЭС принцип «трех свобод» — свободное движение товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Договор о Союзе также определяет проведение странами-членами скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Основными целями ЕАЭС являются:

создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Договор о Союзе определил статус Евразийского экономического союза как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Органами ЕЭАС являются Высший Евразийский экономический совет (уровень глав государств), Евразийский межправительственный совет (уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза. Договором о Союзе определяется компетенция, порядок формирования и работы каждого из указанных органов.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган Союза, состоящий из Совета и Коллегии.

Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов ЕАЭС, а также общее руководство деятельностью ЕЭК.

В Совет ЕЭК входят по одному представителю от каждого государства-члена ЕАЭС, являющемуся заместителем главы правительства и наделенному необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством своего государства.

Коллегия ЕЭК является исполнительным органом ЕЭК, формирующимся из представителей государств-членов исходя из принципа равного представительства государств-членов. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 23 с 1 февраля 2016 года количество членов Коллегии ЕЭК будет составлять 10 человек – по 2 представителя от каждого государства-члена.

Местом пребывания ЕЭК является г. Москва.

ЕЭК осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза в ряде сфер, в том числе в сферах конкурентной политики, естественных монополий, энергетической политики, транспорта и перевозок, государственных и (или) муниципальных закупок, промышленных и сельскохозяйственных субсидий.

Договор о Союзе представляет собой глобальный документ, включающий 28 разделов и 118 статей. При этом данный документ не только кодифицировал ранее заключенные соглашения, регулирующие вопросы функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и определил конкретные шаги и сроки дальнейшего развития ЕАЭС на десять лет вперед.

Всего было кодифицировано около 70 документов. Такая работа была проделана и в части, касающейся конкурентной политики. В Договор о Союзе вошли статьи об общих принципах и правилах конкуренции, регулировании деятельности субъектов естественных монополий в целом и в конкретных сферах (энергетика и транспорт), осуществлении государственных (муниципальных) закупок, предоставлении промышленных субсидий и государственной поддержке сельского хозяйства.

Соответствующие положения Договора о Союзе определили архитектуру системы антимонопольного регулирования и направления конкурентной политики в рамках ЕАЭС.

Такая система совмещает в себе контроль соблюдения условий конкуренции в рамках национальных юрисдикций на основе гармонизированного законодательства в соответствии с принципами, зафиксированными в Договоре о Союзе, а также контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, осуществляемый ЕЭК.

К числу общих принципов конкуренции, закрепленных в Договоре о Союзе, в том числе относятся принципы:

установления в законодательстве стран-членов ЕЭАС запрета на соглашения между органами власти или между ними и хозяйствующими субъектами результатом которых стало и может стать недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также запрета на предоставление государственных или муниципальных преференций, за исключением определенных случаев;

осуществления эффективного контроля за экономической концентрацией;

наличия и применения в странах-членах ЕАЭС штрафных санкций;

наличия в каждой стране-члене ЕАЭС органа государственной власти в компетенцию которого входит реализация и (или) проведение конкурентной политики с определенным набором полномочий, предусмотренных Договором о Союзе;

информационной открытости проводимой национальными антимонопольными органами стран-членов ЕАЭС конкурентной (антимонопольной) политики, в том числе посредством размещения сведений о своей деятельности в средствах массовой информации и сети Интернет;

взаимодействия национальных антимонопольных органов стран-членов ЕАЭС.

Договор о Союзе четко определяет компетенцию ЕЭК, наделяя ее полномочиями по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами стран-членов ЕАЭС общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

Общие правила конкуренции представляют собой запреты на злоупотребление доминирующим положением, на антиконкурентные соглашения, а также запрет на недобросовестную конкуренцию.

Особенности применения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, порядок осуществления ЕЭК контроля за их соблюдением и штрафные санкции также определены Договором о Союзе.

Кроме того, Договор о Союзе определяет порядок взаимодействия национальных антимонопольных органов стран-членов Союза между собой, а также с ЕЭК, подробно описывая основания для осуществления взаимодействия и его конкретные формы. Целью такого взаимодействия является повышение эффективности антимонопольных расследований, как на трансграничных рынках, так и на национальных.

Решения ЕЭК в сфере конкуренции могут быть оспорены в Суде Союза, который является постоянно действующим судебным органом ЕАЭС. При этом следует отметить, что для решений по антимонопольным делам, принимаемым ЕЭК, предусмотрены исключения из общего порядка подачи заявлений в Суд Союза, предусмотренного его Статутом.

Любой спор принимается к рассмотрению Судом Союза только после проведения процедуры досудебного урегулирования путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором о ЕЭАС и международными договорами в рамках Союза.

Заявления об оспаривании решений ЕЭК по антимонопольным делам в Суд Союза подаются без предварительной стадии досудебного урегулирования.

В случае принятия Судом Союза заявления об обжаловании решения ЕЭК по антимонопольному делу к производству, действие такого решения ЕЭК приостанавливается до дня вступления решения Суда Союза в законную силу.

Положения Договора о ЕАЭС в части, касающейся регулирования отношений в сфере естественных монополий, государственного (муниципального) заказа носят проконкурентный характер, тем самым определяя направления конкурентной политики Союза.

Обеспечение применения рыночных механизмов ценообразования и развития конкуренции являются одними из важнейших принципов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в конкретных сферах, а также при формировании общих рынков, в частности рынков энергетических ресурсов и общего рынка транспортных услуг.

Развитие конкуренции, обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, предоставление странам-членам ЕАЭС национального режима в сфере закупок, обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, также являются одними из важнейших принципов регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок, определенных Договором о Союзе.

В целях обеспечения условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-членов ЕАЭС, а также условий, способствующих развитию взаимной торговли и добросовестной конкуренции между странами-членами ЕАЭС, на территориях стран-членов ЕАЭС действуют единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров и осуществления мер государственной поддержки сельского хозяйства.

Вступление с 1 января 2015 года Договора о Союзе представляется важным историческим событием, к которому наши страны шли почти 20 лет. При этом, вопросы защиты и развития конкуренции занимают одно из важных мест в процессе функционирования Союза.

Евразийский союз — это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире.
Владимир Путин, Президент России

Евразийский экономический союз. Автор карты: Андрей Сафронов.

Евразийский союз — это интеграционный проект на евразийском пространстве, целью которого является экономическое и политическое сближение постсоветских стран (при этом потенциально данное объединение может привлечь и многие другие страны Евразии за пределами бывшего СССР). К настоящему моменту евразийская интеграция реализована в виде целого ряда союзов разного уровня, важнейшими из которых являются Таможенный союз ЕАЭС и Евразийский экономический союз.

29 мая 2014 года на основе Таможенного союза и ЕЭП была создана более продвинутая форма интеграции — Евразийский экономический союз (ЕАЭС, ЕврАзЭС), который начал свою работу с 1 января 2015 года. Председателем ЕАЭС в 2015 году была Беларусь, в 2016 году — Казахстан, в 2017 году — Киргизия, в 2018 году — Россия, в 2019 году — Армения. В 2020 году председательство снова возьмёт Беларусь.

На уровне ЕАЭС был сформирован общий рынок численностью в 183 миллиона человек. Союзные государства — Казахстан, Россия и Беларусь, а также Армения и Киргизия — обязались гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

История евразийской интеграции

В древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале согласно наиболее распространённым гипотезам находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы.

С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке — Советский Союз). С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Весьма характерно, что развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР.

Президенты Белоруссии (слева), России (справа) и Казахстана (посередине)

Инициатором евразийской реинтеграции по праву можно считать Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, представившему в марте 1994 года проект Евразийского союза, в который на первом этапе должны были войти Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан. Однако на тот момент деструктивные политические процессы на постсоветском пространстве были ещё слишком сильны, и полноценную интеграцию пришлось отложить. Тем не менее, объединительный процесс начался. В 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о планах создания таможенного союза.

Полноценная евразийская интеграция стала возможной с приходом к власти в России Владимира Путина, поддержавшего идеи Нурсултана Назарбаева; их также поддержал Президент Беларуси Александр Лукашенко (к 26 января 2000 года в качестве особого интеграционного объединения было создано Союзное государство России и Беларуси).

Хронология интеграции

  • 10 октября 2000 года — в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
  • 30 мая 2001 года — вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006—2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. — Армения.
  • 23 февраля 2003 года — президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
  • 6 октября 2007 года — в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
  • 6 июля 2010 года — вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс.
  • 9 декабря 2010 года — Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
  • 1 июля 2011 года — заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
  • 18 октября 2011 года — в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
  • 18 ноября 2011 года — подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.

Церемония подписания договора о Евразийском Экономическом Союзе, 29 мая 2014 года

  • 1 января 2012 года — в результате вступления в силу соответствующего договора создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) как общий рынок, России, Беларуси и Казахстана (с 2014 года — ЕЭП Евразийского экономического союза), заработала Евразийская комиссия. Задачей ЕЭП является обеспечение «четырёх свобод» — движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы — а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики, финансов, транспорта и энергетики, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
  • 20 сентября 2012 года — вступил в силу договор о ЗСТ СНГ между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан хоть и подписал договор, но не ратифицировал.
  • 29 мая 2014 года — Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
  • 10 октября 2014 года — Армения присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе. Организация ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с выполнением своей миссии и формированием Евразийского экономического союза.
  • 23 декабря 2014 года — Киргизия присоединилась (подписала соглашения по присоединению) к Евразийскому экономическому союзу. Утверждено присоединение Армении к ЕАЭС.
  • 1 января 2015 года — вступило в силу соглашение о ЕАЭС, таким образом создан Евразийский экономический союз.
  • 8 мая 2015 года — президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС.
  • 14 мая 2015 года — Иран планирует присоединиться к зоне свободной торговли с ЕАЭС
  • 25 мая 2015 года — подписано соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.
  • 27 мая 2015 года — Египет подал заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС.
  • 12 августа 2015 года — Евразийский союз отменил таможенную границу с Киргизией.

Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского Экономического СоюзаПредлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза

Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).

29 мая 2014 года в Астане Президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года. 10 октября 2014 к союзу присоединилась Армения (подписаны соглашения о присоединении), а 24 декабря 2014 года присоединилась Киргизия (также подписаны соглашения о присоединении).

Таким образом, на данный момент завершено формирование общего рынка в 183 миллиона человек, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)

Наблюдатели

  • Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)

Другие потенциальные участники

  • Таджикистан — в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии.
  • Монголия — объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году.

21 июля 2015 г. Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС. 11 августа 2016 г. о схожем намерении также заявил Тунис устами своего посла в РФ.

Уровни интеграции

Единое экономическое пространство

1 января 2012 года было создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, ставшее на тот момент наиболее тесной формой интеграции этих стран. Ключевые пункты соглашений по ЕЭП заработали с июля 2012. Таможенный союз является частью соглашений о ЕЭП.

ЕЭП призвано обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между государствами-участниками. Также целью является обеспечение начал координации макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и других важнейших сфер экономики.

Состав ЕЭП тот же, что и у Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Также заинтересованность в присоединении к ЕЭП выражают Таджикистан, Узбекистан и Абхазия.

Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС (до 2014 года — Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, ТС ЕврАзЭС) — одна из форм экономической интеграции на постсоветском пространстве. В народе и СМИ данная организация именуется просто «ТС». Именно термин «Таможенный союз» в 2010—2014 гг. наиболее часто упоминался в СМИ при обсуждении экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Основным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят главы государств и правительств Таможенного союза. На уровне глав государств совет собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.

Функции регулирующего органа с 1 января 2012 года выполняет Евразийская экономическая комиссия.

Состав ТС

Карта Таможенного Союза на январь 2013

В настоящий момент в Таможенный Союз входят следующие государства:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Беларусь — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Кандидаты на вступление в ТС

Потенциальные кандидаты

  • Таджикистан — в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии. Вступление Киргизии затянулось, но состоялось. Переговоры с Таджикистаном также затягиваются.
  • Монголия — объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году.
  • Молдавия — 14 апреля 2017 года получила статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Поскольку по состоянию на 2017 год в Молдавии президент выступает за евразийскую интеграцию, а парламент — против, то дальнейшая судьба интеграции с Молдавией зависит от развития внутренней ситуации в этой стране.
    • Гагаузия — на проведённом в 2014 году референдуме выступила за присоединение к Таможенному союзу. Следует учесть, что Гагаузская автономия не является самостоятельной страной. Это автономная республика в составе Молдавии.
  • Сирия — также заявила о желании присоединиться к Таможенному союзу ещё в 2010 г. В настоящее время готовится подписание договора о зоне свободной торговли между Сирией и ТС.

Также присоединится к ТС хотят ряд непризнанных или частично признанных государств (из-за своего статуса они сталкиваются с препятствиями в осуществлении своих намерений):

  • Абхазия — 16 февраля 2010 года неформально заявила о желании войти в Таможенный союз .
  • Южная Осетия — 15 октября 2013 года объявила о намерении вступления в ТС.
  • Донецкая Народная Республика — в 2014 году объявила о намерении вступления в ТС.
  • Луганская Народная Республика — в 2014 году объявила о намерении вступления в ТС.
  • Приднестровская Молдавская Республика — 16 февраля 2012 года объявила о намерении вступления в ТС.

Бывшие потенциальные кандидаты

  • Украина — по своей давней традиции украинское руководство пыталось усидеть одновременно на двух стульях, сближаясь и с Евросоюзом и с Таможенным союзом, однако государства-члены ТС ясно дали понять, что такое развитие событий является неприемлемым. В настоящее время вопрос присоединения к Таможенному союзу затормозился из-за гражданской войны на Украине. Нынешнее украинское руководство взяло курс на так называемую «евроассоциацию», которая предполагает введение на Украине европейских правил и регламентов, а также открытие внутреннего рынка для европейских производителей. Фактически это губит и во многом уже погубило остатки высокотехнологичной промышленности на Украине (украинские экспортёры потеряли за 2014 год 29 % экспорта в Россию, недосчитавшись 3,9 млрд долларов, тогда как экспорт в ЕС вырос лишь на 1 млрд долларов (преимущественно в области сельского хозяйства).

Зона свободной торговли

20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.

Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.

Знак Евразийского соответствия

Соглашения о зоне свободной торговле в двустороннем порядке отдельными странами ЕАЭС подписаны также с Сербией (между Сербией и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года, с Беларусью — с 31 марта 2009 года, с Казахстаном — с 7 октября 2010 года). Соглашение с Вьетнамом было подписано 25 мая 2015 года. 27 мая 2015 заявку на образование ЗСТ с ЕАЭС подал Египет.

В 2014 году планировалось подписать аналогичное соглашение о зоне свободной торговли с Новой Зеландией (теперь под вопросом из-за участия Новой Зеландии в антироссийских санкциях), Также переговоры о заключении таких соглашений ведутся с Европейской Ассоциацией Свободной Торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Израилем, Индией, Сирией, Черногорией и рядом стран Латинской Америки.

Всего к зоне свободной торговли с ЕАЭС намерены присоединиться до 40 стран, сотрудничать с ЕАЭС по состоянию на начало 2017 года выразили желание порядка 50 стран.

Страны, подписавшие ЗСТ

  • Вьетнам — соглашение подписано 29 мая 2015 года. Вступило в силу 5 октября 2016 года — через 60 дней после ратификации в соответствии с национальным законодательством всеми странами ЕАЭС и Вьетнамом. Закон о ратификации соглашения о ЗСТ был подписан 2 мая 2016 года Президентом России Владимиром Путиным. 31 мая закон о ратификации соглашения о ЗСТ подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко, 2 июня — президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
  • Иран — переговоры начались в 2015 году, временное соглашение о ЗСТ подписано в 2018 году.
  • Сингапур — соглашение подписано 1 октября 2019 года в Ереване.
  • Сербия — соглашение подписано 25 октября 2019 года в Москве.

Сотрудничество с ЕАЭС

  • Китай — подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве (17.05.2018).Предполагается, что соглашение станет первым этапом формирования ЗСТ между сторонами.

ЗСТ на стадии переговоров

  • Египет — заявка подана 27 мая 2015 года.
  • Таиланд — 1 апреля 2016 года Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли.
  • Монголия — начнёт стадию переговоров о зоне свободной торговли и возможном вступлении с осени 2016 года.

Выразили интерес к сотрудничеству

Что даёт вступление в ЕАЭС

ЕАЭС призван улучшить экономическое взаимодействие и существенно упростить жизнь гражданам стран Евразии в целом ряде отношений:

  • Будут ослаблены или убраны процедуры таможенного контроля.
  • Будет проводиться координация экономической, транспортной, энергетической, миграционной политики.
  • Будет частично унифицировано законодательство в отношении ведения бизнеса и торговли.
  • 19 июня 2015 года объявлено, что на территории ЕАЭС отменят международный роуминг.

Реакция стран Запада

Западные политики отнюдь не в восторге от перспективы экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, например, заявила, что «США постараются не допустить воссоздания Советского Союза».

Единственное, чего США пока достигли в воспрепятствовании евразийской интеграции — это организация на Украине госпереворота в феврале 2014 г., в результате чего страна фактически распалась в ходе Украинского кризиса. При этом оставшейся под контролем американских марионеток части Украины был навязан самоубийственный курс на разрыв экономических связей с РФ и «евроассоциацию» с ЕС. Развал украинской промышленности и серьёзный энергетический кризис ярко проявились уже в 2014 г.

Несмотря на столь однозначные намерения и действия Соединённых Штатов, европейские политологи полагают, что Россия в перспективе ближайших 20-30 лет сумеет расширить свои границы примерно до советских размеров.

Путин тем временем не упускает случая подколоть страдающих сейчас от сепаратистских настроений европейцев, намекая на приглашение в Таможенный союз тех или иных европейских стран. Назарбаев допускает вовлечение Турции в евразийскую интеграцию.

Видео по теме

Что такое Евразийская интеграция


Что такое Таможенный союз




См. также

  • Россия
  • Украина
  • Русский мир

Ссылки

  • Сайт Евразийского союза
  • Официальный сайт Евразийской экономической комиссии
  • Исторический смысл и политические цели интеграции Евразии
  • Эффект на 900 миллиардов — о выгодах Евразийского союза
  • 5 ключевых событий в ЕАЭС в 2016 году. Инфографика от «Евразия. Эксперт»

Примечания

  1. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года
  2. Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы//РИА Новости, 29.05.2015
  3. Соглашение о свободной торговле ЕАЭС — Вьетнам вступает в силу. ТАСС (5 октября 2016).
  4. О ратификации Соглашения о свободной торговле (ru). Официальный интернет-портал правовой информации (1 мая 2016). Проверено 16 мая 2016.
  5. ЕАЭС и Иран начинают работу по зоне свободной торговли. РИА Новости (23 декабря 2016).
  6. ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли
  7. ЕАЭС и Сингапур подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. РИА Новости (1 октября 2019).
  8. ЕАЭС и Сингапур подписали соглашение о свободной торговле. Евразийская экономическая комиссия (2 октября 2019).
  9. ЕАЭС и Сербия подписали Соглашение о свободной торговле. Евразийская экономическая комиссия (25 октября 2019).
  10. Подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.
  11. Посол РФ в КНР: Китай предложил создать зону свободной торговли с ЕАЭС. РИА Новости. Проверено 6 июня 2016.
  12. Египет отправил заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС. Газета.Ру (27 мая 2015). Проверено 18 мая 2016.
  13. Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли. Российская газета (1 апреля 2016). Проверено 18 мая 2016.
  14. Монголия рассматривает возможность вступления в ЕАЭС, Belta.by. Проверено 30 августа 2016.
  15. Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Правительством Монголии (Дата принятия документа:16.06.2015).
  16. Венгрия активизирует сотрудничество с ЕАЭС в АПК.
  17. Министр Израиля высказался о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. РИА Новости. Проверено 6 июня 2016.
  18. Посол: Индия рассчитывает на скорое начало консультаций по ЗСТ с ЕАЭС. РИА Новости. Проверено 6 июня 2016.
  19. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Королевства Камбоджа (Дата принятия документа: 17.05.2016).
  20. Лаос захотел в ЕАЭС.
  21. Власти Пакистана собрались подписать соглашение о ЗСТ с ЕАЭС (ru-RU). Interfax.ru (6 июня 2016). Проверено 6 июня 2016.
  22. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Перу ( Дата принятия документа: 06.10.2015).
  23. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством торговли, промышленности и энергетики Республики Корея (Дата принятия документа: 27.11.2015).
  24. Сингапур пообещал создать зону свободной торговли с ЕАЭС. www.forbes.ru. Проверено 6 июня 2016.
  25. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Сингапур (дата принятия:18.05.2016).
  26. Тунис заинтересован во вступлении в ЕАЭС. Проверено 11 августа 2016.
  27. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Чили (Дата принятия документа: 19.06.2015).
  28. Япония выразила «большой интерес» к ЕАЭС.

Русский мир
Страны русского мира ЕАЭС: Армения • Беларусь • Казахстан • Киргизия • Россия

СНГ: Азербайджан • Молдавия (в том числе Гагаузия) • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина

Прочие страны: Болгария • Грузия • Израиль • Латвия • Литва • Сербия • Эстония
Частично признанные: Абхазия • ДНР • ЛНР • НКР • ПМР • Южная Осетия • Проекты: Новороссия • Малороссия

Организации Евразийский союз • ОДКБ • СНГ
Общее Русское православие • Русский язык
Внешняя политика России
Международные отношения Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации
Страны мира
Европа Австрия • Азербайджан • Албания • Андорра • Армения • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Кипр • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азия Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Киргизия • Китай • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы •Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Саудовская Аравия• Северная Корея • Сингапур • Сирия • Таиланд • Туркмения • Турция • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Япония
Африка Алжир • Ангола • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Демократическая Республика Конго • Джибути • Египет • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморские Острова • Кот-д’Ивуар • Лесото • Ливия • Маврикий • Мавритания • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Республика Конго • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Сейшелы • Сенегал • Сомали • Судан • Танзания • Того • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эсватини • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан
Америка Антигуа и Барбуда • Аргентина • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гайана • Гватемала • Гренада • Гондурас • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • Суринам • США • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка
Океания Австралия • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Микронезия • Науру • Новая Зеландия • Палау • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Фиджи
Частично признанные Абхазия • Донецкая Народная Республика • Косово • Луганская Народная Республика • Нагорный Карабах • Палестина • Приднестровье • Западная Сахара • Сомалиленд • Тайвань • Северный Кипр • Южная Осетия
Исторические Австро-Венгрия • Корея • Чехословакия • Югославия
См. также НАТО • ОБСЕ • Лига арабских государств • Европейский союз • Евразийский союз • Страны по ВВП (ППС) на человека • Страны по индексу образования • Список стран

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх