Куперс

Бухучет и анализ

Доходы от выбытия активов

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 20 июля 2020 г. — Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 216-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

ГАРАНТ:

Положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)

— применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.

— применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

иные неналоговые доходы.

СТ 46 БК РФ

1. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственных символах Российской Федерации, государственных наградах, гражданстве Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, о внешней политике и международных отношениях, о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе, о Государственной границе Российской Федерации, о государственном оборонном заказе, о государственном материальном резерве, об экспортном контроле, об использовании атомной энергии, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических и психотропных средств, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о техническом регулировании, об обеспечении единства измерений, о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, о государственном регулировании цен (тарифов), о банках и банковской деятельности, о микрофинансовой деятельности, о рынке ценных бумаг, об организованных торгах, о естественных монополиях, о защите конкуренции, антимонопольного законодательства Российской Федерации, трудового, валютного, бюджетного (в части федерального бюджета), уголовного (в части преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти Российской Федерации, интересов государственной службы Российской Федерации, правосудия, порядка управления, военной службы, мира и безопасности человечества), уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, миграционного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов;

2) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа:

в федеральный бюджет — по нормативу 40 процентов;

в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — по нормативу 60 процентов;

3) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в части бюджетов государственных внебюджетных фондов, — в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов;

4) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, — соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;

5) за нарушение водного законодательства:

установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности (за исключением денежных взысканий (штрафов), налагаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, — соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;

установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, за которое денежные взыскания (штрафы) наложены исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, — в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов;

6) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если закупки товаров, работ, услуг осуществляются:

государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации (за исключением случая, если государственным заказчиком является орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации), — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов;

государственным заказчиком, действующим от имени субъекта Российской Федерации (за исключением случая, если государственным заказчиком является орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом), — в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100 процентов;

государственным заказчиком, являющимся органом управления государственным внебюджетным фондом, — в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда по нормативу 100 процентов;

муниципальным заказчиком, действующим от имени городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, — в бюджет соответствующего муниципального образования по нормативу 100 процентов;

6.1) за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего:

правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, — соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;

внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов;

6.2) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения — в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов;

7) за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного настоящим пунктом и пунктами 2 и 3 настоящей статьи, — в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов;

8) суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности:

в федеральный бюджет — по нормативу 50 процентов;

в бюджеты субъектов Российской Федерации — по нормативу 50 процентов.

2. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов, страховых взносов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, — в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам, страховым взносам);

в федеральный бюджет — по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), — по нормативу 50 процентов;

3) суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьей 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации, — в бюджеты субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, по нормативу 100 процентов.

3. Суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

в федеральный бюджет — по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), — по нормативу 50 процентов.

4. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), а также денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, за исключением денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, которыми приняты соответствующие муниципальные правовые акты, по нормативу 100 процентов.

5. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов городских поселений, бюджетов сельских поселений, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов городских округов с внутригородским делением, бюджетов внутригородских районов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также денежных взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, подлежат зачислению соответственно в бюджеты городских поселений, бюджеты сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских районов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по нормативу 100 процентов.

5.1. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение права Евразийского экономического союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

6. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативу 100 процентов, за исключением иных случаев, установленных настоящим Кодексом.

Суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

7. Неналоговые доходы от штрафов и иных сумм принудительного изъятия, подлежащие зачислению в соответствии с настоящей статьей в бюджет городского округа с внутригородским делением, могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты внутригородских районов по единым для всех внутригородских районов нормативам отчислений.

Комментарий к Ст. 46 Бюджетного кодекса РФ

Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов Российской Федерации.

При этом действующая Классификация доходов бюджетов Российской Федерации распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам (п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ) <*>. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

— поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий (код 2070100);

— санкции за нарушение порядка применения цен (2070200);

— административные штрафы и иные санкции (2070300), включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспертного контроля, санкции за нецелевое использование бюджетных средств.

В пункте 1 комментируемой статьи Бюджетного кодекса РФ устанавливается порядок, в соответствии с которым штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, законодательство может установить иной порядок зачисления штрафов, отличный от нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ. Так, например, в соответствии со статьей 403 Таможенного кодекса РФ штрафы, взимаемые за нарушение таможенных правил, должны поступать во внебюджетный фонд развития таможенной системы Российской Федерации (данный фонд был упразднен с 1 января 2000 года согласно предписанию статьи 6 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»).

Иной пример содержится в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» <*>. В соответствии со статьей данного Закона «суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2864.

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель».

В Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» <*> предусмотрено (п. 3 ст. 15), что штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования естественной монополии, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.

———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 34. С. 3426.

Региональное законодательство может повторять положение пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ. Так, в Указе Президиума Государственного Собрания Республики Алтай <*> устанавливается (пункт 3), что штрафы за нарушение порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц на территории Республики Алтай взыскиваются в местный бюджет.

———————————
<*> Ведомости Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай. 1994. N 3. С. 18.

В отдельных случаях региональное законодательство содержит требование о распределении сумм штрафов между соответствующим местным бюджетом и иными инстанциями. Например, как это предусмотрено статьей 7 Закона г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 41 «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» <*>, 50% сумм наложенного штрафа вносится нарушителем на расчетный счет Миграционной службы Москвы (данные средства используются для проведения мероприятий по выдворению иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность с нарушением закона), оставшиеся 50% вносятся в бюджет г. Москвы.

———————————
<*> Ведомости Московской Думы. 1998. N 1. Ст. 44.

Законодательство может устанавливать целевой характер использования штрафных санкций. Так, законами г. Москвы определено, что денежные суммы, поступающие от штрафных санкций за правонарушения в сфере благоустройства города, используются на реализацию программ городского хозяйства (ст. 27 Закона от 24 января 1996 г. N 1 <*>). Денежные средства, полученные от штрафов за нарушение правил охраны и содержания животных, перечисляются в целевой бюджетный территориальный экологический фонд г. Москвы для финансового обеспечения городских зоозащитных программ (ст. VI Закона от 24 апреля 1996 г. N 12 <**>).

———————————
<*> Ведомости Московской Думы. 1996. N 4. С. 4.

<**> Там же. 1996. N 5. С. 30.

В пункте 2 комментируемой статьи отмечается, что кроме штрафов в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например:

— суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей (код 2070400);

— поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба (2070401) и др.

Суммы конфискаций, компенсаций и т.п. зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и судебными решениями.

Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ» комментируемая статья была дополнена пунктом 3. В соответствии с ним суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые могут быть установлены:

а) федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год;

б) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов;

в) федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Если штрафы, взимаемые в соответствии с главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ, невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в федеральный, региональные и местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Так, в статье 11 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, предусмотренных статьями 116, 117, 118, 120 (пункты 1 и 2), 124, 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 134, 135 (пункт 2) и 135.1 Налогового кодекса РФ, зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующем объеме:

федеральный бюджет — 50%;

бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — 50%.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

А. Дорохова, CAP, ДипИФР,

профессиональный бухгалтер РК

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДОХОД ОТ ВЫБЫТИЯ ФИКСИРОВАННЫХ АКТИВОВ?

В организации есть ФА, которые реализованы в течение года. Согласно Налоговому кодексу по статье 92 доходом от выбытия фиксированных активов является превышение стоимости выбывших ФА группы 2, 3, 4 над стоимостным балансом подгруппы на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших ФА в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и подлежащих отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов в соответствии с балансовой стоимости активов в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса. Если реализация была по 2 группе по 10 наименованиям, а всего наименовании, если 100. Как теперь определить стоимостное превышение, в целом по группе? Например: по 100 наименованиям на начало периода и плюс поступления, плюс увеличения балансовой стоимости (890 961 тенге) сравнивая, с суммой реализации по 10 наименованиям (1 601 258 тенге в. ч. НДС)? Такой же расчет применяется по остальным группам?

Положения Налогового кодекса. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход налогоплательщика включается доход от выбытия фиксированных активов, который определяется согласно статье 92 Налогового кодекса.

Если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), определенная в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса, превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, величина превышения подлежит включению в совокупный годовой доход. Стоимостный баланс данной подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на конец налогового периода становится равным нулю.

Доход от выбытия фиксированных активов признается в налоговом периоде, в котором произошло выбытие таких активов в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи.

Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.

При реализации фиксированных активов, в том числе по договору финансового лизинга, без их перевода в состав товарно-материальных запасов стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на стоимость реализации, за исключением налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 4 статьи 117 Налогового кодекса фиксированные активы учитываются:

1) по I группе — в разрезе объектов фиксированных активов, каждый из которых образует отдельную подгруппу стоимостного баланса группы;

2) по II, III и IV группам — в разрезе стоимостных балансов групп.

Выводы. Таким образом, в совокупный годовой доход предприятия будет включена только величина превышения стоимости выбывших фиксированных активов группы (по II, III и IV группам) над стоимостным балансом группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде.

То есть стоимостный баланс 2 группы по 100 наименованиям на начало налогового периода + поступления за налоговый период + последующие расходы, увеличивающие стоимостный баланс 2 группы за налоговый период — стоимость реализации по 10 наименованиям, за исключением налога на добавленную стоимость. Если полученная сумма будет меньше нуля, то она будет включена в доход от реализации фиксированных активов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх