Куперс

Бухучет и анализ

Дошкольная образовательная организация

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К СООТВЕТСТВУЮЩИМ ВИДУ И КАТЕГОРИИ

В соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 25.01.96 N 27, «требования, предъявляемые к образовательным учреждениям, и критерии их отнесения к соответствующим виду, типу, категории устанавливаются Министерством образования Российской Федерации» (пункт 17 Положения).

Согласно Закону РФ «Об образовании» тип образовательного учреждения устанавливается в соответствии с реализуемой в нем образовательной программой. Образовательное учреждение относится к типу «Дошкольное образовательное учреждение» в случае, если основная реализуемая в нем программа является программой дошкольного образования.

Вид дошкольного образовательного учреждения (в дальнейшем именуемого ДОУ), согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (пункт 5), устанавливается в соответствии с направленностью реализуемой в нем образовательной программы.

В соответствии с Законом РФ» Об образовании» при государственной аккредитации ДОУ, помимо типа и вида, устанавливается его категория.

Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования.

ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, относится к третьей категорию.

ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям его деятельности, относится ко второй категории.

ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по всем направлениям его деятельности, относится к первой категории.

Дошкольные образовательные учреждений второй категории в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

детский сад общеразвивающего вида — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида-с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления -с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).

Вид дошкольного образовательного учреждения второй категории определяется направленностью образовательной программы, реализуемой в ДОУ, в процессе аттестации и подтверждается свидетельством о его государственной аккредитации.

Направленность образовательной программы определяется в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, по которому проводится углубленная работа с воспитанниками. В качестве направленности могут выступать:

охрана и укрепление здоровья ребенка;

развитие ребенка (физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и др.);

коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка.

В ДОУ второй категории может проводиться углубленная работа в соответствии с одной или несколькими из указанных направленностей образовательной программы (например в сфере укрепления здоровья и художественно-эстетического развития ребенка). В этом случае в задачу аттестации с целью определения вида ДОУ входит выбор наиболее приоритетной направленности образовательной программы. При этом выбор более приоритетной направленности образовательной программы ДОУ определяется на основе анализа нормативных документов, регулирующих его деятельность (устав, договор между ДОУ и родителями, договор между ДОУ и учредителем); программно-методического, кадрового, организационного, материально-технического и медико-социального обеспечения деятельности ДОУ.

Тем самым критерием отнесения образовательного учреждения к типу «Дошкольное образовательное учреждение» является факт реализации им программы дошкольного образования в качестве основной. Критерием отнесения дошкольного образовательного учреждения к виду (только для ДОУ второй категории) является направленность реализуемой в нем образовательной программы. Критерием отнесения дошкольного образовательного учреждения к первой, второй или третьей категории является уровень соответствия его деятельности требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Вид дошкольного образовательного учреждения и его категория обязательно фиксируются в свидетельстве о государственной аккредитации. В соответствии с отнесенностью дошкольного образовательного учреждения к определенному виду и категории в свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований:

детский сад — центр развития ребенка — первая категория;

детский сад общеразвивающего вида — вторая категория;

детский сад компенсирующего вида — вторая категория;

детский сад присмотра и оздоровления — вторая категория;

детский сад комбинированного вида — вторая категория;

детский сад -третья категория.

Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», и аналогичный перечень в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании. Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании») и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).

Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации».

Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).

Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:

— названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;

— дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).

В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.

В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» <313> указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

<313> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:

— указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;

— указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

— указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);

— включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» <314>);

<314> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

— использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.

Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.

В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:

— муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

— специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, — в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, — в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений» <315> уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <316> включается, в том числе, указание на собственника имущества. Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

<315> Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

оглавление |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх