Куперс

Бухучет и анализ

Досрочное увольнение с военной службы по призыву

отменен/утратил силу Редакция от 09.05.1996 Подробная информация

ЗАКОН РФ от 11.02.93 N 4455-I (ред. от 09.05.96) «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Статья 49. Досрочное увольнение граждан с военной службы

1. Досрочному увольнению с военной службы подлежит военнослужащий:

а) признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

б) проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, или проходящий военную службу по призыву, — признанный военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

г) лишенный воинского звания.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) за невыполнение им условий контракта;

в) за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего;

г) если военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с настоящим Законом требованиям.

Военнослужащий, проходивший военную службу по первому контракту, заключенному им в возрасте до 27 лет, не прошедший военную службу по призыву и уволенный с военной службы до истечения срока контракта в случаях, предусмотренных пунктами «б» — «г» настоящей части, направляется в установленном министром обороны Российской Федерации (руководителем министерства, государственного комитета или ведомства, в которых настоящим Законом предусмотрена военная служба) порядке для прохождения военной службы по призыву на срок, по окончании которого продолжительность военной службы этого военнослужащего станет равной установленному настоящим Законом сроку военной службы по призыву, если к моменту досрочного увольнения с военной службы по контракту он не выслужил установленный срок военной службы по призыву и не имеет права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего может быть обжаловано в суд.

3. При досрочном увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в случаях, предусмотренных пунктами «в», «г» части первой и пунктами «б» — «г» части второй настоящей статьи, к нему применяются санкции, установленные Положением о материальной ответственности военнослужащих.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случае:

признания его ограниченно годным к военной службе по заключению военно-врачебной комиссии;

невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу;

наличия у него оснований, предусмотренных пунктами «б», «в», «е» части первой статьи 21 настоящего Закона.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 20 и пунктами «б» — «е» части первой статьи 21 настоящего Закона.

6. Военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или умерший (погибший), исключается из списков личного состава воинской части.

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы — это последовательность действий, установленная в законодательстве, итогом которой является освобождение гражданина от несения воинской службы. Опишем основные этапы этой процедуры и правила оформления рапорта.

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе. И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 «О воинской обязанности в военной службе», принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения. Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении. Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

Образцы рапортов

По семейным обстоятельствам

В случае окончания контракта

По возрасту

Выплаты военнослужащему

Вопросы выплат регулирует ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих…». Кроме того, в соответствии с Приказом Минобороны № 2700, при досрочном расторжении соглашения по собственному желанию заявителя положены следующие выплаты:

  • единовременное пособие, размер которого зависит от срока исполнения соответствующих обязанностей;
  • премия, до 25% от оклада;
  • материальная помощь (в размере до одного оклада).

Окончательная сумма зависит от срока и звания на момент прекращения взаимоотношений.

Если при выполнении воинских обязанностей военнослужащий получил военную травму, ему полагаются выплаты:

  • контрактнику — 2 000 000 рублей;
  • срочнику или призванному на военные сборы — 1 000 000 рублей.

Для получения выплат также нужно составить рапорт.

27 мая Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 26-П по жалобе сотрудницы ФСБ России на абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение по семейным обстоятельствам (в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка).

Повод для обращения в КС

В декабре 2018 г. прапорщик Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Олеся Селина подала рапорт об увольнении с военной службы в связи с необходимостью ухода за ребенком. В качестве причины увольнения женщина указала, что ее бывший супруг теперь проживает в другом населенном пункте, а она не может совмещать службу с воспитанием часто болеющей малолетней дочери.

Аттестационная комиссия сочла такие причины обращения неуважительными и отказала в подаче ходатайства на имя руководства о досрочном увольнении сотрудницы. Впоследствии начальник Пограничного управления также отказал женщине в таком увольнении.

Олеся Селина обжаловала отказ работодателя в военном гарнизонном суде, отказавшем в удовлетворении ее требований. В своем решении суд указал, что при разводе родителей место жительства ребенка не было определено, а представленные заявительницей медицинские документы не доказывают потребность девочки в постоянном материнском уходе. Таким образом, суд не признал за заявительницей безусловного права на увольнение с военной службы на основании абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, поэтому у командования не возникло обязанности прекратить с ней служебные отношения.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Выводы Конституционного Суда

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

После изучения материалов дела КС РФ напомнил, что проходящие военную службу лица обладают некоторыми ограничениями в правах и свободах человека и гражданина (например, в праве на досрочное увольнение по собственному желанию). Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы и ее специфическим назначением.

В связи с этим п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе допускает досрочное увольнение с военной службы при наличии определенных обстоятельств, в число которых также входит необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. «Таким образом, военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы», – отмечено в постановлении.

КС указал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. Исходя их смысла законодательства и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8, к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. В силу отсутствия исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия второго родителя, на практике допускается учет разнообразных факторов, препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Соответственно, отметил КС, при рассмотрении таких дел суды должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним). Иное бы противоречило конституционным требованиям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержке и конституционным принципам социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов. В связи с этим КС РФ счел, что спорная норма соответствует российской Конституции, но распорядился о пересмотре судебного дела заявительницы при отсутствии для этого иных препятствий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом деле Конституционный Суд не ответил на поставленный перед ним вопрос. «Фактически КС пришел к выводу, что в ситуации заявителя некоторые вопросы личной и семейной жизни (к которым относятся вопросы ухода за ребенком, его воспитания) военнослужащий не может решать самостоятельно, как не могут это делать и члены его семьи, в том числе бывшие. Эти вопросы должны решать коллегиально другие военнослужащие на заседании аттестационной комиссии. Полагаю, что выводы Конституционного Суда ошибочны и в данном деле имеет место нарушение ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также и нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – отметил адвокат.

Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом случае можно говорить о нарушении прав не только Олеси Селиной, но и ее несовершеннолетней дочери, а также бывшего мужа и других родственников. «Ведь с учетом состоявшихся по делу решений судов на бывшего мужа (проживающего в другом населенном пункте и живущего отдельной семьей) и, что совсем удивительно, на мать заявительницы фактически возлагается обязанность проживания с ребенком и ухода за ним, причем без учета их мнения. Полагаю, что в данном деле можно говорить и об определенном виде дискриминации. Так, женщины-военнослужащие, которые не живут совместно с отцами своих детей по причине развода, оказываются в худшем положении, чем женщины-военнослужащие, которые не живут с отцами своих детей по другим причинам», – подчеркнул адвокат.

Он добавил, что Суд не проанализировал, как может отразиться на обороноспособности страны и интересах государства реализация права на увольнение той категории военнослужащих, к которой относится заявительница. «С учетом этого постановления КС количество решений судов, где будет признан законным отказ командования в реализации права на досрочное увольнение женщины (мужчины), воспитывающей ребенка самостоятельно после развода с супругом, к сожалению, только увеличится», – отметил эксперт. Константин Маркин добавил, что, по имеющейся информации, Олеся Селина уже подала жалобу в ЕСПЧ и у нее имеются хорошие перспективы.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Александр Передрук убежден, что отказ в досрочном увольнении с военной службы по контракту представляет собой не что иное, как ограничение конституционного права на уважение семейной жизни. «В рассматриваемом постановлении Конституционный Суд обратил внимание на необходимость установления баланса интересов и пропорциональности ограничения этого права в ситуации, когда военнослужащий мотивирует просьбу об увольнении необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка», – отметил он.

По мнению эксперта, с позицией Суда трудно не согласиться, так как он ориентирует суды на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для установления баланса интересов частного лица (конкретного военнослужащего) и публичного интереса. «КС подчеркнул, что при принятии решений правоприменительные органы не должны исходить из наличия лишь формальных оснований (таких как, например, лишение второго родителя ребенка родительских прав), а должны оценивать реальную возможность второго родителя участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, а также состояние здоровья последнего, возможность посещения им дошкольной образовательной организации. Остается надеяться, что к этой правовой позиции прислушаются остальные суды», – резюмировал Александр Передрук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх