Куперс

Бухучет и анализ

Доступная среда для инвалидов

Содержание

На этой странице вы можете ознакомится с ГОСТ, СНиП, сводами правил посвященным Доступной среде и её элементам: подъемникам, пандусам, тактильным указателям. Также здесь можно скачать любой документ в ознакомительных целях.

СП 59.13330.2012 PDF 1.0 Мб
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Изменения 1 к СП 59.13330.2012 PDF 0.6 Мб

СП 35-101-2001 PDF 5.4 Мб
Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения.

СП 35-102-2001PDF0.9 Мб
Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

СП 35-103-2001 PDF 3 Мб
Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям

СП 35-104-2001 PDF 1 Мб
Здания и помещения с местами для труда инвалидов

СП 35-105-2002 PDF 1.2 Мб
Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

ГОСТ 55555 — 2013 PDF 2.2 Мб взамен устаревшего ГОСТ Р 51630-2000 PDF 0.6Мб
Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности

ГОСТ Р 51261-2017 PDF 0.7 Мб взамен устаревшего ГОСТ Р 51261-99 PDF 0.7 Мб
Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования

ГОСТ Р 52875-2018 PDF 0.5 Мб взамен устаревшего ГОСТ Р 52875-2007 PDF 0.5 Мб
Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 52131-2003 PDF 0.3 Мб
Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

ГОСТ Р 51671-2015 PDF 0.5 Мб взамен устаревшего ГОСТ Р 51671-2000 PDF 0.3 Мб

Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования к доступности и безопасности

ПБ 10-403-01 DOC 0.2 Мб ОТМЕНЕН
Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов

ГОСТ Р 56421-2015 PDF 0,9 Мб
Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации (вступает в действие с 01.01.2016)

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Университет предоставляет возможность получения высшего образования абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В университете предусмотрены все необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний, процедур государственной итоговой аттестации и международных экзаменов по иностранному языку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. В Казанском федеральном университете постоянно ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в имущественный комплекс университета. Обеспечивается доступность услуг путем изменения порядка их предоставления, при необходимости оказывается дополнительная помощь тьютора, процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается (при необходимости) специальными техническими средствами.

Учебные корпуса обеспечены следующими материально-технических условиями, обеспечивающими возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов: крыльцо: оборудовано пандусом; входная группа: обеспечивает доступ в здание маломобильных групп населения; лифт: обеспечивает доступ в аудитории и другие помещения; санитарный узел: специально оборудован для маломобильных групп населения; дверные проёмы учебных корпуса обеспечивают доступ в помещения маломобильных граждан. Have fun on online casinos south africa.

В здании имеется оборудование, обеспечивающее доступность образовательных услуг для лиц с ОВЗ и инвалидностью: имеется компьютерное оборудование с установленным программным обеспечением, позволяющим осуществлять взаимообратный перевод устной и письменной речи; лекционные аудитории оборудованы интерактивными досками.

Информация об условиях обучения содержится в Положении об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Казанском федеральном университете.

Вход в общежития оборудованы пандусами, а также имеются комнаты для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. Физкультурно-оздоровительные корпуса оборудованы пандусами, специально оборудованным санузлом, специальным спортивным оборудованием Порядок проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ОВЗ расписан в Положении о порядке проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицам с ОВЗ. КФУ бесплатно предоставляет обучающимся-инвалидам или лицам с ОВЗ учебники и учебные пособия, иную учебную литературу, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

При невозможности полного обеспечения доступности зданий и услуг для обучающихся-инвалидов часть услуг, оказываемых КФУ, осуществляется дистанционно или по месту жительства инвалида.

В образовательных программах предусмотрены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специальные условия для получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья включают:

– создание доступной среды;

– наличие альтернативной версии официального сайта университета для слабовидящих;

– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

– использование ресурсов электронных библиотек с версией для слабовидящих.

Студенты-инвалиды имеют право на получение различных видов социальной помощи в стенах университета (материальная помощь, психологическая поддержка, предоставление общежития и пр.). Кроме того, студентам определенных категорий может быть назначены социальная и повышенная социальная стипендии (регламент назначения стипендий). По вопросам медицинского обслуживания, оформления социальных карт студента и пр. вы можете обратиться в Отдел социальной защиты и организации работы по социальной поддержке обучающихся. Отдел практик и трудоустройства обучающихся Департамента образования КФУ оказывает помощь в построении карьеры для всех студентов, в том числе с ограниченными физическими возможностями. Отдел предоставляет необходимые условия для раскрытия потенциала таких студентов и успешного старта на рынке труда: – помощь в трудоустройстве через обширную сеть компаний-партнеров – помощь в планировании карьеры и выборе учебных программ. На 01.12.2017 года в Казанском (Приволжском) федеральном университете обучаются 226 обучающихся с инвалидностью, из них 41 человек с нарушением зрения, 1 человек с нарушением нервной системы, 73 человека с нарушением опорно-двигательного аппарата, 5 человек с нарушением слуха, 106 человек с соматическими заболеваниями.

Для обучающихся имеющих инвалидность разработан специальный раздел сайта. Проводятся индивидуальные бесплатные консультации психолога. Имеется возможность получения квалифицированной помощи и совета в решении любых вопросов в личной, семейной и деловой сфере по телефону доверия: 233-72-72; +7 (963) 120 51 10 .

Разработаны и утверждены паспорта доступности учебных зданий и общежитий КФУ:

Информации о наличии библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Адрес местонахождения Площадь (м2) Количество мест Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского ул. Кремлевская, д.35 13326,8 714 Библиотека располагается на 1 этаже, оборудована расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска при входе в здание. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов. Для обучающихся с нарушением слуха и зрения организовано организационно-педагогическое сопровождение Установлено рабочее место с компьютером, имеющим выход в Интернет и подключением к ЭБС. Имеется устройство для чтения книг. Электронно-библиотечные системы, находящиеся в подписке КФУ, содержат учебные и другие издания, адаптированные для слепых (звуковое сопровождение) и слабовидящих (возможность укрупнения шрифта) обучающихся https://kpfu.ru/library/setevye-resursy/rossijskie-setevye-resursy :

· ЭБС «Консультант студента» – версия для слабовидящих (сервис увеличения шрифта), программа автоматического озвучивания текстовых файлов изданий различной тематики по специальностям, мобильная версия сайта и мобильные приложения, дублирующая эти же сервисы;

· ЭБС «ZNANIUM.COM» – версия для слабовидящих (сервис увеличения шрифта);

· ЭБС «Университетская библиотека ONLINE» – версия для слабовидящих (сервис увеличения шрифта);

· ЭБС «Лань» – возможность звукового сопровождения в формате мобильного приложения.

В отделе абонементов (ул. Кремлевская, 35, ком. 118) представлен фонд, содержащий книги для слепых и слабовидящих читателей:

· «говорящие» книги

· книги на шрифте Брайля

· книги с крупным шрифтом

Тематика книг: исторические и детективные романы, классика мировой и отечественной литературы, юридическая литература, книги по истории, политологии, психологии, иностранным языкам.

Данные об объектах спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Адрес местонахождения Площадь (м2) Количество мест Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный комплекс «Бустан» ул. Проезд Профессора Нужина, д. 1 6 106,1 238 При входе в здание спортзала имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска. Вход оборудован расширенным дверным проемом. Имеется лифт. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов. Имеется специальное спортивное оборудование. Для обучающихся с нарушением слуха и зрения организовано организационно-педагогическое сопровождение
Спортивный комплекс «Москва» ул. Московская, д. 49 5400 225 При входе в здание спортзала имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска. Вход оборудован расширенным дверным проемом. Имеется лифт. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов. Имеется специальное спортивное оборудование. Для обучающихся с нарушением слуха и зрения организовано организационно-педагогическое сопровождение
Спортивный Центр с плавательным бассейном «Бустан» ул. Проезд Профессора Нужина д. 3 3239,1 220 При входе в здание спортзала имеется пандус с поручнем

Сведения об условиях питания обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Адрес местонахождения Площадь (м2) Количество мест Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Буфет г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18 73,7 20 Буфет располагается на 1 этаже, оборудован расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска при входе в здание. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Столовая г. Казань, ул.Деревня Универсиады, д. 32 537,9 180 В здании имеются пандус с поручнем
Супермаркет г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 3 632,1 В здании имеются пандус с поручнем
Буфет г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35 93,3 18 Столовая располагается на 2 этаже, оборудован расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска при входе в здание, лифт. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Бар г. Казань, ул. Профессора Нужина, д. 2 43,1 4 Бар располагается на 1 этаже, оборудован расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус.
Буфет г. Казань, ул. Татарстан, д. 2 181,9 30 Буфет располагается на 3 этаже, оборудован расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска при входе в здание, лифт. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Буфет г. Казань, ул. Лево-Булачная/М.Межлаука, д. 44/1 54,1 30 Буфет располагается на 1 этаже, оборудован расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска при входе в здание. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Буфет г. Казань, ул. Мартына Межлаука, д. 3/45 354,8 50 В здании имеются пандус с поручнем
Столовая г. Казань, ул. Кремлевская, д. 16а 1902,3 660 Столовая располагается на 2 этаже, оборудован расширенным дверным проемом. В здании имеются пандус с поручнем.

Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Адрес местонахождения Площадь (м2) Количество мест Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Медико-санитарная часть КФУ ул. Чехова, д.1 а 6847,6 2500 При входе в здание имеются пандус с поручнем, кнопка вызова, тактильная мнемосхема и тактильная вывеска. Вход оборудован расширенным дверным проемом. В некоторых корпусах имеется лифт. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Санаторий-профилакторий МСЧ КФУ ул. Деревня Универсиады, д. 15 241,7 100 При входе в здание имеются пандус с поручнем. Вход оборудован расширенным дверным проемом
Поликлиника №2 МСЧ КФУ Ул. Вишневского, д. 2а 6035,9 1000 При входе в здание имеются пандус с поручнем, кнопка вызова. Вход оборудован расширенным дверным проемом, имеется лифт. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Санаторий-профилакторий МСЧ КФУ ул. Красной Позиции, д. 6 1002,8 100
Студенческая поликлиника № 21 ул. Оренбургский тракт, д. 95 5500,0 1000 При входе в здание имеются пандус с поручнем. Оборудован санузел для лиц с ОВЗ и инвалидов.

Копии документов, содержащих сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Договор от 28.08.2019 г. об оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся КФУ
Положение об охране здоровья обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет”

Сведения о наличии средств обучения и воспитания:

Образовательные программы в полной мере обеспечены необходимой материальной-технической базой, а также всем необходимым в образовательном процессе оборудованием. Реализуются проекты по различным направлениям силами студенческого актива

Обучающиеся имеют доступ к специально оборудованным лабораториям и специализированным аудиториям, универсальным учебно-лабораторным аудиториям, оснащенным специализированным оборудованием, компьютерным классам.

Для обеспечения образовательного процесса функционируют мультимедийные аудитории, оборудованные мультимедиа-проекторами и интерактивными досками, а также компьютерные аудитории. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: интерактивными досками, экранами, проекторами, ноутбуками, акустическими системами. Аудиторные занятия по иностранному языку проводятся в лингафонных кабинетах.

Средства обучения представлены в виде печатных учебных и учебно-методических пособий по всем дисциплинам учебных планов; электронных образовательных ресурсов (текстографических, мультимедийных, обучающих программ, учебных видеофильмов и т.д.); аудиовизуальных (слайды, учебные фильмы на цифровых носителях); наглядных пособий (плакатов, карт, стендов, демонстрационных моделей); учебно-лабораторных стендов, приборов и опытных моделей, образцов для проведения лабораторных и учебно-исследовательских занятий.

В образовательном процессе используются следующие специальные технические и программные средства:
обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям
программы компьютерного тестирования
виртуальные тренажеры
электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т.п.
электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам
специальные программные средства для научных исследований
электронные библиотечные системы
электронные справочно-правовые системы
специальные программные средства для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота)
системы электронного документооборота
средства контент-фильтрации доступа к Интернету Обучающиеся привлекаются к участию в работе студенческих организаций и объединений, участвуют в мероприятиях культурно-творческого, спортивного характера, а также в общественно- значимых и просветительских мероприятиях.

в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются различные средства обучения, в том числе технические средства коллективного и индивидуального пользования: видеоувеличители, устройства для ввода информации рельефно-точечным шрифтом Брайля, программы невизуального доступа к информации, программы синтезаторов речи, устройства воспроизведения информации и другие специальные технические средства.

В целях проведения воспитательной работы обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья наравне с остальными обучающимися привлекаются к участию в работе органов студенческого самоуправления, других студенческих организациях и объединениях. Участвуют в мероприятиях культурно-творческого характера, а также в общественно-значимых и просветительских мероприятиях.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеются следующие специальные технические и программные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучения лиц с инвалидностью:

программы невизуального доступа к информации;
программы синтезаторов речи;
устройства воспроизведения информации.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.

Имеются электронные образовательные ресурсы, учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды Да
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет”, к которым имеют доступ обучающиеся 6499
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе) 5
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов да
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов да
Наличие базы данных электронного каталога да

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В целях обеспечения информационного-коммуникационного взаимодействия между структурными подразделениями КФУ внедрена корпоративная электронная почта, для организации обмена быстрыми короткими сообщениями, организации видео-конференц-связи внедрено программное обеспечение Lync.

Для повышения эффективности структурных подразделений КФУ используется система электронного документооборота «Практика», который обеспечивает организацию и контроль деловых процессов, согласование документов, подготовку и проведение совещаний и т.д.

В настоящее время в КФУ действует 105 компьютерных классов (всего в них 6614 персональных компьютера), 35 лингафонных кабинета (вместимостью 559 рабочих мест), 347 мультимедийных аудиторий. Общее количество стационарных персональных компьютеров используемых в учебных целях составляет 6614 единицы.

Структурные подразделения университета объединены в единую корпоративную сеть, скорость доступа к локально-вычислительным ресурсам в которой обеспечена до 1000Мб/сек., к глобальной сети Интернет до 1000 Мб/сек. Посредством данной сети сотрудники и студенты Университета имеют доступ к информационным системам и порталам:

Перечень электронных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся

ЭБС «Консультант студента»

ЭБС «Издательство «Лань»

ЭБС Znanium.com

ЭБС «Университетская библиотека online»

ЭБС «Консультант врача»

В рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации по централизованной (национальной) подписке

База данных международных индексов научного цитирования Web of Science

База данных международных индексов научного цитирования Scopus

Журналы American Chemical Society (ACS)

American Institute of Physics

American Physical Society

Annual Reviews Science Collection

База данных CASC – Коллекция компьютерных и прикладных наук компанииEBSCO Publishing

Журналы издательства Cambridge University Press

База данных IEL издательства IEEE (Institute of Electrical and ElectronicsEngineers, Inc.)

База данных INSPEC на платформе компании EBSCO Publishing

Журналы Института физики (Великобритания)

База данных MathSciNET American Mathematical Society

Журналы Optical Society of America

Журналы издательства Oxford University Press

ProQuest Dissertations & ThesesGlobal

Патентная база компании QUESTEL – ORBIT

Журналы Royal Society of Chemistry

Журналы издательства SAGE Publication

The American Association for the Advancement of Science

База данных SciFinder компании Chemical Abstracts Service для ВУЗов

Журналы Society of Photo-Optical Instrumentation Engineers

Thieme Chemistry Package компании Georg ThiemeVerlag KG

Журналы издательства Wiley

Ресурсы издательства Springer Nature:

Springer Journals

Nature Journal

Springer Protocols

Zentralblatt MATH

Nano Database

Перечень электронных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронно-библиотечные системы, находящиеся в подписке КФУ, содержат учебные и другие издания, адаптированные для слепых (звуковое сопровождение) и слабовидящих (возможность укрупнения шрифта) обучающихся

ЭБС «Консультант студента» – версия для слабовидящих (сервис увеличения шрифта), программа автоматического озвучивания текстовых файлов изданий различной тематики по специальностям, мобильная версия сайта и мобильные приложения, дублирующая эти же сервисы;

ЭБС «ZNANIUM.COM» – версия для слабовидящих (сервис увеличения шрифта);

ЭБС «Университетская библиотека ONLINE» – версия для слабовидящих (сервис увеличения шрифта);

ЭБС «Лань» – возможность звукового сопровождения в формате мобильного приложения.

Сведения о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья приспособлены общежития по адресам: ул. Деревня Универсиады д.1- д. 21, ул. Пушкина, д. 32 и по ул. Пушкина, д. 32А

Проблема создания доступной среды жизнедеятельности уже на протяжении многих десятилетий является одной из самых актуальных для всего мирового сообщества. В России тема создания безбарьерной среды получила особую приоритетность лишь в последние десятилетия.

В настоящее время в российском обществе пока не сложился четкий устойчивый механизм формирования доступной среды для маломобильных категорий населения, обеспечивающий реализацию всех прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день используют различные понятия, характеризующие комфортную среду обитания для инвалидов доступная среда, безбарьерная среда, универсальный дизайн, инклюзивная среда и др. Попытаемся рассмотреть каждый из них.

Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту .

Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой .

Конвенция ООН «О правах инвалидов» дает следующую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «… важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами» .

Таким образом, исходя из представленных определений, доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения, комфортного функционирования, успешной реабилитации и самореализации гражданина.

В широком аспекте термин доступная среда включает комфортную городскую инфраструктуру, доступные услуги, доступность связи, толерантность со стороны населения, возможность для инвалида использовать любой транспорт, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, беспрепятственно посещать культурные, образовательные, спортивные, медицинские и иные массовые учреждения.

Термин безбарьерная среда является синонимичным термином доступной среды, но исходя из формулировки первого термина, мы акцентируем свое внимание, прежде всего, на присутствии «барьеров». Барьеры бывают физические и нефизические, в первом случае – это ступеньки, узкие проходы, высокие бордюры, ямы и голдобины на тротуарах и т.д. Эти барьеры можно преодолеть посредством обустройства пандусов, установкой поручней, частичной реконструкцией зданий и сооружений.

Обратим внимание на термин «механизм формирования доступной среды». В целом, под механизмом принято понимать внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. В социологическом словаре социальных механизм – взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т.д., посредством которого обеспечивается четкое функционирование социальной системы.

Идея обращенности к доступной среде, и к механизму исправления ее качеств, впервые была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города». Интерес представляет идея о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности. Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о людях, имеющих особые потребности к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются. Обеспечение доступности создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства .

По мнению автора, механизм формирования доступной среды включает учреждения, ресурсы, средства разработки и проведения политики доступности, правовые регуляторы, направляющие формирование безбарьерной среды, а также формы и методы их контроля.

Данный механизм формируется на базе политики доступности – системе непрерывных мероприятий, осуществляемых на основе единой стратегии и заинтересованности всех субъектов политики, и осуществляется на различных территориальных уровнях. Постараемся подробнее разобрать все компоненты механизма.

Формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры.

В условиях децентрализации формирование политики доступности на местном уровне имеет приоритетное направление. Обратим внимание на сеть учреждений, участвующих в решении проблем по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Она представлена различными ведомствами на муниципальном уровне: комитет градостроительства и земельных ресурсов, комитет социальной защиты, комитет ЖКХ, управление дорожно-коммунальным хозяйством и благоустройства, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам молодежи, комитет образования и науки, управление здравоохранения, управление по транспорту и связям, общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС).

Например, комитет градостроительства и земельных ресурсов выступает первичным звеном в формировании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он осуществляет выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий и сооружений. К сожалению, мы можем наблюдать, что дома, которые недавно построены, в полной мере не соответствуют принятым нормам доступности. Возможно, это связано с недоработкой законодательной базы или с отсутствием заинтересованности со стороны работников служб.

Для осуществления активной деятельности представленных подразделений и организация по формированию доступной среды необходимы ресурсы: нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые, кадровые.

Нормативно-правовые ресурсы – документы, которые принимаются на уровне предприятия или подразделения, отражающие приоритетность и важность доступной среды и обязывающие ее исполнение.

Материально-технические и информационные ресурсы представляют собой конкретные материальные приспособления и услуги, обеспечивающие комфортное перемещение и информированность маломобильных граждан. Сюда можно отнести знаки доступности (информационные и предупреждающие), контрастную маркировку, мнемосхемы, информационные табло и таблички, звуковые маяки и информаторы, систему навигации, телефоны с крупными кнопками, видеоувеличители, бегущие строки, столы с микролифтом, информационные системы, FM-системы, информационные терминалы, оформление стоянок для инвалидов и др.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двери с автоматическим открыванием, реализация системы вызова помощника, противоскользящие покрытия, мобильные и лестничные подъемники и др.

Наиболее оснащенными материально-техническими и информационными ресурсами доступности являются крупные российские города (Москва, Санкт-Петербург), в остальных городах столь существенных изменений с постсоветского периода не наблюдается.

Финансовые ресурсы являются наиболее важными и дефицитными в современных условиях кризиса. Финансирование мероприятий по созданию доступной среды на сегодняшний день осуществятся в основном за счет бюджетных средств и в рамках реализации программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Общий объем финансирования программы составляет 452749,5 тысяч рублей. Финансирование распределено по приоритетным сферам жизнедеятельности:

информация и связь (12450,0 тыс. рублей) .

Учитывая большой объём работы и материальных затрат, финансирования катастрофически не хватает, что обязывает искать дополнительные средства для создания доступной среды (спонсоры, налоговые послабления для работодателей и т.д.).

Без кадровых ресурсов, специалистов в области «доступной среды» очень трудно «построить» доступную среду, ведь необходимо, чтобы специалист был квалифицирован в данной сфере. В последние годы в России проводятся курсы повышения квалификации и семинары для представителей социальных, архитектурно-строительных и транспортных подразделений региональных и муниципальных органов власти, учреждений социального назначения с целью их обучения в области эффективного развития доступной среды для людей с инвалидностью в России. Однако специалистов, прошедших подобное обучение очень мало.

К средствам формирования политики доступности можно отнести все формы СМИ, рекламные продукты, конкурсы тематических проектов, конференции, выставки специального оборудования, дополнительные образовательные программы по безбарьерной среде и др.

Одним из важнейших компонентов формирования доступной среды являются правовые регуляторы – совокупность определённых , законодательных актов, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в сфере доступной среды жизнедеятельности. Они регламентируют и направляют формирование доступной среды и отношения во взаимодействии с инвалидами. Выделяют следующие уровни правовых регуляторов:

  • Первый уровень – это учредительные акты, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций;
  • Второй уровень – это юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и правительства Российской Федерации;
  • Третий уровень – деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов РФ.

На данный момент в России активно формируется политика доступности окружающей среды, что нашло свое отражение в ряде принятых нормативных документов и социальных программ на различных территориальных уровнях.

3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В результате наша страна взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества .

Первым нормативным документом РФ, в котором были четко освещены права инвалидов в вопросах доступности прав и услуг стал указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.

Существует ряд других федеральных законов, которые направлены на формирование доступности окружающей среды для инвалидов. Среди них: Конституция РФ, ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.

Настоящим прорывом в политике доступности стало принятие программы «Доступная среда». В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Доступная среда», которая рассчитана на 2011 – 2015 гг. Данная программа направлена на формирование к 2015 году условий, которые бы обеспечивали равный доступ инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связям, а также объектам и услугам открытым для населения .

Основные ожидания от программы: во-первых, повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры; во-вторых, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов всех уровней на решение проблем инвалидности и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, а также использование создаваемой информационной базы данных; в–третьих, повышение инвестиционной привлекательности производств товаров и услуг для инвалидов, развитие товаропроизводителей и рост конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг; в-четвертых, интенсификация процесса формирования доступной среды в стране, включая общероссийские общественные организации .

27 октября 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ №2136-р «О продление до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда».

Для того, чтобы среда для инвалидов была доступной, необходимо при проектировании зданий и сооружений учитывать потребности людей с ограниченными возможностями. В результате был принят нормативный документ «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 года №70.

Среди строительных норм и правил по формированию доступной среды можно выделить два наиболее важных: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

В настоящее время все нормативные документы в области технического регулирования (в том числе проектирования и строительства) делятся на две категории: обязательные и добровольные.

К сожалению, стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными. Из всех имеющихся сегодня нормативных документов в сфере обеспечения доступности (включая новые актуализированные редакции старых) только некоторые части СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. №73) является обязательным для исполнения . Поэтому строители могут на законных основаниях не учитывать интересы инвалидов.

В России в отличие от европейских государств , ответственность за исполнение законодательства и оказание социальной поддержки и защите прав инвалидов ложится на структуры, занимающиеся проблемами незащищенных категорий населения (учреждения социальной защиты населения), остальные структуры выпадают из этого процесса. Да и сама идеология формирования безбарьерного городского пространства предполагает, что отношения «инвалид-среда-общество» строятся так, что изменяться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы .

Россияне, посетившие США отмечают абсолютную доступность окружающей среды, возможность всегда и везде попасть в любое здание и комфортно передвигаться по городу. Данный опыт подтверждает, что человека делает инвалидом несовершенство окружающей среды.

В 1991 г. в США был принят Акт о гражданах-инвалидах, который гарантировал возможность доступа людей с инвалидностью ко всем объектам жилой, социальной и транспортной инфраструктур, а также объектам коммуникации. В результате было создано специальное агентство, которое следило за выполнением принятого Акта, в случае нарушений к виновникам применялись санкции, вплоть до судебного разбирательства. Коммерческие структуры, вкладывающие собственные средства в создание условий архитектурной доступности для инвалидов, получили возможность вывести потраченные на это суммы из налогооблагаемой базы .

Подобный опыт практикуется и в российских городах, но среди работодателей нет особой заинтересованности, что связано с недоступностью городской среды, отношенческими барьерами и пассивностью населения.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды.

На сегодняшний день программный подход формирования доступной среды является самым актуальным и самым действующим, так как ставит между собой большое количество целей, которые непременно нужно достичь совместными усилиями.

Контролирующим элементом механизма формирования доступной среды являются формы и методы контроля. Сюда можно отнести проведение социологических исследований (социологическое сопровождение), независимых экспертиз зданий со стороны общественных организаций инвалидов и иных учреждений, паспортизация зданий и сооружений и др.

Таким образом, на сегодняшний день в России осуществляется институционализация механизма формирования доступной среды для маломобильных категорий населения. Комплекс предпринятых мер нацелен на то, чтобы сделать окружающую среду комфортной и удобной для всех людей. Последовательно проводится работа, которая направлена на социальную защиту инвалидов, а также улучшение их социального положения, повышения доходов и улучшение качества жизни .

Программный подход формирования доступной среды спровоцировал нарастание интереса со стороны научного сообщества и чиновников в вопросах создания безбарьерной среды для маломобильных категорий населения. Достижение поставленных целей требует нормативных коррективов в области доступной среды для инвалидов, комплексной, системной и кропотливой работы различных служб, ведомств, организаций и местного сообщества. Только совместными усилиями можно создать универсальную среду обитания.

В результате можно выделить наиболее важные проблемы по формированию механизма доступной среды жизнедеятельности инвалидов на городском уровне:

  • ведомственная разобщенность в вопросах формирования доступной среды;
  • неэффективная координация и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
  • несовершенство законодательства, связанное с необязательным исполнением нормативных документов при проектировании и строительстве капитальных объектов (в частности, Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и как следствие незаинтересованность органов в сфере градостроительства и коммунального хозяйства вопросами доступности среды;
  • отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • отсутствие механизмов привлечения контролирующих органов и общественных объединений инвалидов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
  • отсутствие четкой стратегии и мероприятий по формированию толерантного отношения к инвалидам в обществе.

Для решения вышеперечисленных проблем, можно предложить ряд мероприятий:

  • Необходимо вести контроль за проектированием и строительством объектов и учитывать интересы инвалидов; систематически проводить независимые экспертизы в области строительства, проектирования, реконструкции зданий и сооружений с привлечением общественных организаций инвалидов и всех ответственных подразделений за создание доступной среды.
  • Внести изменения в нормативные документы, в частности, утвердить все нормативные документы в области проектирования и строительства как обязательные для исполнения, увеличить размер штрафных санкций за отсутствие пандуса, необорудованной территории возле здания, узких дверных проемов и т.д.
  • В первую очередь доступными нужно сделать дорожную инфраструктуру, а также формировать доступную среду в комплексе, а не отдельными элементами.
  • Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по доступной среде, исключить текучку кадров.
  • Больше уделять внимания инвалидам в СМИ с позиции активного субъекта; разработать мероприятия для привлечения волонтеров и автоволонтеров, обеспечивающих маломобильным инвалидам возможность получать инклюзивное образование и добираться до места работы и учебы.

Библиографический список

  1. Годовщина ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов . РООИ Перспектива, 2014. Режим доступа:, свободный.агл. с экрана.–Яз.рус.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда” на 2011 – 2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175
  3. Конвенция ООН о правах инвалидов . Режим доступа: URL: (дата обращения 20.11.2014)
  4. Киченина, В. С. Правове обеспечение программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в системе МЧС России // Технологии техносферной безопасности. 2012. № 6 (46).
  5. Мельникова О. Г., Рыбников Е. В. Доступная среда для инвалидов Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2014.
  6. Об утверждении комплексной программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2013-2015 годы ( с изменениями на: 29.12.2014) Режим доступа:www.docs.cntd.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус.
  7. Например, в Канаде программы, направленные на решение проблем людей с ограниченными возможностями, реализуются в более чем 30 министерствах, Агентствах и других социальных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет Министерство развития людских ресурсов. См. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. Питер : СПб, 2004. .
  8. Новиков М. Открывая Америку… // Перспектива: информационный бюллетень / М. Новиков. 2007. №34-35.
  9. Терскова С. Г. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики : монография. Новокузнецк, 2012.
  10. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Терскова Светлана Геннадьевна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх