Куперс

Бухучет и анализ

Доверенность для получения ЭЦП

Доверенность на получение ЭЦП (электронной цифровой подписи) – документ, который оформляется с целью делегирования права на получение сертификата электронной цифровой подписи. О том, как оформляется доверенность, расскажем в статье. Кроме того, в публикации содержится ссылка на скачивание образца доверенности на электронную подпись.

Образец доверенности на получение ЭЦП — скачать

Доверенность на получение сертификата ключа ЭЦП: общие положения

Чтобы передать представителю полномочия на получение ЭЦП необходимо оформить на него доверенность. С ней он вправе подать в любой удостоверяющий центр документы от имени доверителя и получить электронную цифровую подпись (выдается на флеш-накопителе). Для доверенностей, оформляемых с целью получения ЭЦП, действуют правила, закрепленные в ст. 185-189 ГК РФ.

Согласно п. 4 ст. 185.1 ГК РФ от имени юр. лица доверенность оформляется путем ее подписания руководителем, либо иным лицом, которое имеет соответствующие полномочия согласно уставу организации. Для доверенностей, выдаваемых с целью получения ЭЦП нотариального удостоверения не требуется. Документ может быть выдан любому гражданину – работнику фирмы, или не имеющему к ней отношения физическому лицу. Кроме того, доверенность может оформляться для передачи полномочий юридическому лицу.

Если в организации имеется печать (согласно уставу), доверенность заверяется не только подписью руководителя, но и печатью.

При оформлении документа необходимо обратить внимание на то, чтобы в его тексте была указана дата составления. В противном случае доверенность признается ничтожной в силу п. 1 ст. 186 ГК РФ. По общему правилу доверенность выдается на срок один год (если в ее тексте не указано иное).

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Как оформляется доверенность на получение ЭЦП для юридических лиц?

Доверенность оформляется в письменном виде. Какой-либо унифицированной формы данного документа не предусмотрено.

Обязательно требуется указать в документе:

  1. Дату выдачи.
  2. Наименование организации, от имени которой выдается доверенность, реквизиты фирмы, Ф.И.О. и должность ее руководителя.
  3. Сведения о представителе. Если это физическое лицо, указывается его Ф.И.О., данные паспорта. Если это организация, указывается ее наименование и реквизиты.
  4. Перечень полномочий, которые передаются представителю (с подробным перечнем можно ознакомиться, скачав образец доверенности по ссылке в начале статьи).

Не обязательно, но допускается указывать в доверенности:

  1. Срок ее действия.
  2. Возможность передоверия полномочий третьим лицам.
  3. Указание на безотзывный характер доверенности (это означает что она не может быть отозвана до конца срока действия). В этом случае документ должен быть заверен нотариально.

В доверенности на получение ЭЦП отражать необязательные реквизиты нет необходимости, но допускается. Подписывает документ руководитель организации, а представитель свою подпись не ставит.

***

Таким образом, оформить доверенность достаточно просто. Она не требует нотариального заверения. Образец доверенности на электронную подпись можно скачать по ссылке, содержащейся в начале публикации.

Доверенность на получение ЭЦП для юридических лиц составляется в произвольном порядке. О том, что следует отобразить в доверенности и как выглядит ее образец, читайте далее в статье.

Использование ЭЦП в электронном документообороте

Электронный документооборот (ЭДО) пришел на смену бумажных носителей информации и находит всё большее применение. Для наделения электронных документов юридической силой их необходимо заверять электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

ЭЦП — это сведения о подписанте, присоединяемые к подписываемой информации. Документ, скрепленный ЭЦП, равнозначен бумажному, завизированному подписью (и печатью).

Выделяют 2 вида ЭЦП: простую и усиленную (она подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную).

Простая подпись — это подпись, содержащая последовательность символов и паролей.

Неквалифицированная подпись генерируется при помощи криптографического преобразователя информации и позволяет определить подписанта, а также выявить, изменялся ли документ после подписания или нет.

Квалифицированная подпись обладает всеми свойствами неквалифицированной, но в обязательном порядке выдается вместе с сертификатом ключа проверки ЭЦП.

Подробнее о сертификате узнайте в статье «Каково назначение сертификата ключа ЭЦП?».

Квалифицированная подпись соответствует подписи владельца ЭЦП и печати предприятия, простая и неквалифицированная — только визе подписанта.

Получить ЭЦП можно в удостоверяющем центре (УЦ), в территориальном отделе Федерального казначейства (для участия в госторгах), в личном кабинете налогоплательщика (для физлиц), на портале госуслуг.

Алгоритм получения ЭЦП для работы на сайте госуслуг узнайте в материале «Как получить электронную подпись для портала госуслуг?».

Для получения сертификата ключа проверки ЭЦП в УЦ необходимо предоставить пакет бумаг, включающий:

  1. Копию паспорта, ИНН, СНИЛС лица — владельца ЭЦП.
  2. Заявление на получение ЭЦП.
  3. ИНН организации.
  4. Выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  5. Документ, подтверждающий полномочия владельца ЭЦП подписывать документы (доверенность о праве подписи, приказ о назначении руководителя и т. п.).

Получить сертификат проверки может владелец ЭЦП лично или его представитель, уполномоченный совершать юридически значимые действия доверенностью.

Доверенность на получение сертификата электронной подписи (образец)

Доверенность должна содержать информацию о:

  1. Компании-владельце ЭЦП: название, адрес, ИНН, телефон.
  2. Физлице-получателе ЭЦП: паспортные данные, адрес проживания, образец подписи.
  3. Полномочиях доверенного лица.
  4. Сроках действия доверенности.
  5. Дате выдачи, подписи (печати при наличии) доверителя.

Образец доверенности на получение ЭЦП можно скачать на нашем портале.

Скачать образец

Итоги

Для получения сертификата ключа проверки ЭЦП в УЦ нужно предоставить полный пакет документов, включающий доверенность на электронную подпись — образец ее, представленный в нашей статье, вы можете использовать для заполнения собственной документации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добрый день! Касательно предоставления услугополучателями генеральной доверенности для получения регистрационных свидетельств сообщаем: Согласно статье 19 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» требования и порядок оказания государственных услуг услугодателями определяются стандартом и регламентом государственных услуг. В соответствии с пунктом 9 Стандарта государственной услуги «Выдача и отзыв регистрационного свидетельства Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года № 136, доверенность на представителя услугополучателя (физического лица) по форме, согласно приложению 2 к стандарту, удостоверенную нотариально — при представлении интересов услугополучателя третьим лицом. В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса (далее — Кодекс) Республики Казахстан доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному). Пунктом 2 данной статьи Кодекса установлено, что должна быть нотариально заверена доверенность на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательными актами. Вместе тем, считаем необходимым отметить, что согласно иерархии нормативных правовых актов, указанной в статье 4 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», Кодекс имеет большую юридическую силу, чем законы, нормативные постановления Правительства Республики Казахстан. Учитывая изложенное, считаем, при предоставлении услугополучателям данной государственной услуги, необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства. Касательно необходимости нотариального удостоверения доверенности от юридического лица-нерезидента сообщаем: Согласно пункту 9 Стандарта, юридические лица-нерезиденты доверенность на представителя услугополучателя (юридического лица) по форме, согласно приложению 5 Cстандарту. В соответствии со статьей 1105 Кодекса, форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права Республики Казахстан.

Вопрос читателя: Компания, которая занимается бухгалтерским и юридическим обслуживанием, для удобства работы получает электронную подпись от клиентов. Какие документы необходимо подписывать с доверителем, чтобы иметь право хранить и выполнять поручение, подписывая данной ЭП документы в ФНС и с контрагентами?

Ответ:

Согласно закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи» документы, подписанные электронной подписью, признаются равносильными документам на бумаге с собственноручной подписью.

Разница с «живой» подписью в том, что неважно, какой человек формирует ЭП, она будет формироваться на одном и том же закрытом ключе. Тогда как «живая» подпись у каждого человека индивидуальна.

Так, для корректной с точки зрения закона передачи права формировать ЭП необходимо предусмотреть следующее:

1. Подтвердить непосредственно право на подписание тех или иных документов. Оно включает и «живую» подпись, и электронную: потребуется, например, заверенная копия устава или доверенность, которая может быть бессрочной или иметь определённые временные рамки или условия, например, на время трудовых отношений.

2. Для легитимного использования ЭП дополнительно потребуется доверенность на ключ ЭП, с некоторыми нюансами. В доверенности помимо действующих лиц необходимо указать идентификатор ключа. Чтобы обезопасить владельца ключа, доверенность должна быть максимально узконаправленной и содержать следующие сведения:

● в каких процессах компании доверенное лицо может формировать ЭП;

● для каких документов и от какого юрлица можно формировать доверенную ЭП;

● условия приобретения полномочий. Это немаловажный нюанс: например, доверенное лицо получает право формировать ЭП только после подписания акта передачи ключа и при невозможности доверителем формировать ЭП из-за отпуска, командировки, больничного и т.д.;

● доверенность выдается на ключ и срок её действия регламентирован сроком действия ключа — обычно год, после перевыпуска ключа, нужна будет новая доверенность;

● дополнительно можно предусмотреть передачу копии ключа. В таком случае следует указать, на какой носитель кем и когда был скопирован ключ.

Некоторые из пунктов выглядят параноидальными, но область применения ЭП — очень широка, и выдаётся сертификат ЭП на физлицо. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, лучше придерживаться «разрешительной» политики, т.е. по умолчанию запрещены все действия, кроме заранее разрешённых.
Если доверенность выдается на ключ неквалифицированной подписи в рамках какого-либо соглашения — доверенность можно не заверять, в случае с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) нотариальное заверение обязательно.

У руководителя коммерческой организации ежедневно возникает большое количество дел. В их выполнении может помочь доверенность. Этот документ передает полномочия определенному сотруднику на представление интересов. Доверенность на получение сертификата ключа ЭЦП необходима в случае посещения удостоверяющего центра. На основании приказа назначается человек, который будет представлять интересы организации.

Доверенность на получение ключа ЭЦП должна быть оформлена в том случае, если руководитель не может посетить данное учреждение лично. Доверенное лицо берет на себя полномочия на получение электронной подписи. От имени организации может действовать человек, который указан в учредительном договоре или предоставляет подписанный приказ от первого лица. В таком случае документы принимаются безоговорочно.

Доверенность, подписанная ЭЦП, может потребоваться руководителям. Ее образец можно взять непосредственно в самом удостоверяющем центре. Сотрудник обратит внимание на содержание документа. Благодаря этому удастся определить полномочия конкретного представителя. Доверенность на получение электронной подписи нужна в ряде ситуаций, которые необходимо рассмотреть на практике.

Сколько стоит ЭЦП

Доверенность на получение сертификата ключа ЭЦП

Доверенность на получение электронной цифровой подписи выдается любому сотруднику для представления интересов руководителя. Для дальнейшего оформления всех бумаг потребуется предоставление:

  • Копий паспорта и СНИЛС, которые были предварительно заверены подписью руководителя.
  • Доверенности на имя конкретного сотрудника.

Заказать ЭЦП

Для заверения копий используется подпись руководителя. В обязательном порядке указывается также дата. Дополнительно потребуется поставить печать предприятия. В случае отсутствия такой возможности заверение производится нотариально. Доверенность на получение цифровой подписи должна возлагать на сотрудника следующие полномочия:

  • Оформление документов и получение сертификата на основании акта приема-передачи. Дополнительно доверенные лица подписывают договор о дальнейшем сотрудничестве.
  • Внесение всех необходимых данных в документы, которые требует удостоверяющий центр.
  • Получение файлов для защиты ключа для дальнейшей работы.

Доверенность на ЭЦП может быть изначально оформлена на сотрудника, который имеет право на передачу информации по ЭФО. Достаточно часто электронную подпись получает, к примеру, бухгалтер для сдачи отчетности в контролирующие органы.

В таком случае оформляется ЭЦП непосредственно на самого сотрудника. Для выполнения данной манипуляции требуется доверенность от юридического лица. В ней указывается полный перечень полномочий. Дополнительно важно получить разрешение нотариуса.

Доверенность на ключ электронной подписи в обязательном порядке должна быть в случае его использования третьим лицом. В практике это пригодится в следующих ситуациях:

  • ЭЦП необходима для выполнения обычных команд для организации документооборота. К примеру, на сотрудника возлагается функция – оставлять заявки на сайте госзакупок.
  • С помощью электронной подписи бухгалтер сможет удаленно отправлять отчеты в контролирующие органы от предприятия. Все манипуляции могут производиться только после получения всех необходимых документов у нотариуса.

ЭЦП физлица для налоговой

Согласно действующему законодательству любая компания может назначить доверенное лицо, которое будет представлять ее интересы в различных инстанциях. К примеру, сотрудник сможет получить электронную подпись для расширения возможностей и вариантов ведения бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх