Куперс

Бухучет и анализ

Душат малый бизнес

Проблемы развития гостиничного бизнеса в России

Факторы препятствующие развитию гостиничного бизнеса в РФ

Проблемы, с которыми может столкнуться владелец отеля в России, можно условно разделить на две основные группы. В первую входят обстоятельства, на которые может влиять предприниматель, но не делает это по ряду причин. Во вторую – факторы, оказывающие воздействие извне и не зависящие от позиции владельца бизнеса.

Основные проблемы внутреннего характера

Большинство внутренних проблем российских отелей связаны с недостатком финансовых ресурсов, а также пробелами в сфере образования. Так, например, в 70% случаев владельцами и управляющими отечественных мини-гостиниц являются не подготовленные специалисты, а предприниматели, просто оказавшиеся в благоприятных условиях для построения своего дела в гостиничной сфере. Это сказывается и на принимаемых решениях, которые становятся предпосылками для появления следующих проблем:

  • Старение гостиничного фонда недвижимости. Основная часть отелей в РФ представлена зданиями, построенными еще в прошлом столетии. При этом под новые гостиницы и хостелы чаще переоборудуются бывшие общежития и коммунальные квартиры, что с одной стороны ограничивает возможности использования пространства, а с другой значительно сокращает срок эксплуатации самого здания. Строительство новых объектов, предназначенных для открытия отелей, характерно только для особо развитых курортных зон и мегаполисов, и лишь с целью формирования номерных фондов люксового уровня.
  • Низкий уровень интеграции современных технологий. Для многих владельцев отелей внедрение инноваций кажется затратным, что не позволяет повышать качество обслуживания. Так, на сегодняшний день в регионах существуют мини-гостиницы, которые не принимают безналичную оплату, работая только с наличными деньгами. Это отталкивает огромное количество потенциальных постояльцев.
  • Ненадежность системы безопасности. Достаточным уровнем защищенности отличаются только отели элитного класса. Если же рассматривать гостиницы уровня 3 звезды и ниже, из-за экономии организация защиты постояльцев нередко находится на минимальном уровне. К примеру, в хостелах обязанности охраны могут возлагаться на администратора, а в мини-отелях может отсутствовать возможность использования сейфовых ячеек, что вызывает недоверие со стороны клиентов, провоцируя их делать выбор в пользу частных апартаментов.
  • Необоснованно завышенная стоимость услуг. Для внутреннего туризма большинство услуг в сфере гостиничного бизнеса остается недоступным. При этом, если сравнивать с более высоким уровнем сервиса при аналогичной стоимости отелей в других странах, привлекательность отечественных курортных гостиниц значительно снижается. Для отелей мегаполисов существенное повышение стоимости отмечается в пиковые сезоны наплыва иностранцев (например, во время проведения футбольных чемпионатов), что формирует неправильное восприятие ценовой политики всего гостиничного бизнеса страны.
  • Проблемы сезонности спроса. Основной наплыв постояльцев, как правило, приходится на летние месяцы и новогодние праздники, что делает прибыль неравномерной в течение года. При этом значительная доля владельцев отелей в России пренебрегает методами компенсации сезонности спроса, что приводит к сильной динамике цен и потерям в периоды спада. В результате почти 80% курортных зон в период с осени и до весны находится в спящем режиме, работая в ущерб себе.
  • Низкая оценка квалифицированных кадров нанимателями. Несмотря на нехватку специалистов высокого уровня в сфере отельного бизнеса, даже имеющиеся профессионалы очень часто недооцениваются, получая относительно невысокую оплату труда (в сравнении с мировыми стандартами), при сложном рабочем графике. Также часто сотрудники гостиниц (особенно низшее звено) лишены социальной защиты, что способствует высокой текучести кадров и формированию дополнительных расходов на переобучение. В результате такой политики, опытные специалисты предпочитают выезжать на работу за рубеж, получая возможность более результативного построения карьеры и получения высокого заработка.
  • Пренебрежение сервисным обслуживанием в регионах. В первую очередь эта проблема затрагивает вопросы бронирования в небольших отелях, условия которого часто не соблюдаются. Так, основная тенденция для владельцев малого гостиничного бизнеса – это стремление получить сиюминутную выгоду, невзирая на бизнес-этику по отношению к клиентам. Помимо этого, нередко возникает проблема обмана в отношении реальной стоимости услуг.

Перечисленные факторы оказывают влияние не только на возможность развития отельного бизнеса, но и формируют непривлекательный имидж российских гостиниц на мировом рынке, снижая поток иностранных туристов.

Внешние негативные факторы влияющие на отельный бизнес

Гостиничный бизнес очень чувствителен к общей обстановке в государстве. Популярность страны, возможность свободного перемещения и налаживания деловых отношений на международном и межрегиональном уровнях, все это влияет на спрос, который в свою очередь формирует предпосылки для развития отрасли. А потому критически важными факторами, препятствующими развитию отелей в России, в первую очередь являются:

  • Нестабильная экономическая ситуация в стране. Один из важнейших факторов – периодические финансовые сложности у населения, которые существенно снижают потребность в услугах отелей для отечественных граждан. Гостиницы эконом класса при этом испытывают наибольшие трудности, поскольку большая часть потенциальных клиентов полностью отказывается от услуг. Так, туристы, не имея денег, предпочитают оставаться дома, а проблемы в сфере малого и среднего бизнеса сокращают число деловых поездок. Это приводит к активным колебаниям спроса, которые сложно предсказать, но главное создает серьезные препятствия для начинающих предпринимателей.
  • Низкий уровень популярности внутреннего туризма. Даже несмотря на экономический спад, для российских граждан родная страна остается не слишком интересной, и наиболее привлекательным видом туризма по-прежнему является выездной.
  • Иностранная конкуренция. Помимо выездного туризма, существенную проблему для отечественных предпринимателей составляют иностранные сети отелей, создающие отток капитала с внутреннего рынка.
  • Низкая привлекательность для инвестиций. Из-за нестабильности политической и экономической позиции России перспектива инвестировать капитал в гостиничный бизнес отличается высокими рисками, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это существенно усложняет поиск средств на развитие и расширение всей отрасли в целом.
  • Недостатки в системе образования. История развития гостиничного бизнеса в РФ связана с десятилетиями советской эпохи, для которой деятельность отелей была ориентирована лишь на внутренний рынок. При этом количество последних было существенно меньше спроса, что позволяло пренебрегать законами рынка. Это сказалось и на базе знаний, преподаваемых в соответствующих учебных заведениях. Большая часть последних при этом является коммерческими, что не позволяет привлечь в отрасль наиболее одаренных абитуриентов.
  • Трудности налогообложения. Гостиничная индустрия представляет собой целый комплекс услуг, объем которого напрямую влияет на повышение уровня сервиса. С другой стороны, расширение этого перечня существенно усложняет процесс расчета налогов. Так, если для основного направления деятельности можно использовать упрощенные системы, то на дополнительный сервис нередко допустимо лишь применение базовой ставки. Таким образом, многие отели либо отказываются от сопутствующих услуг, либо выносят их на аутсорсинг с партнерскими организациями. Это в свою очередь усложняет процесс контроля качества сервиса.
  • Социально-политический образ РФ на мировой арене. В последние годы количество туристов, приезжающих из-за рубежа и формирующих значительную долю прибыли гостиниц, существенно сократилось по причине падения привлекательности страны из-за политических разногласий.

Основные пути решения проблем гостиничного бизнеса в РФ

Характерные проблемы имеет не только российский гостиничный бизнес. В западных странах также отмечается необходимость внедрения новых стандартов. Изменяется само мировое сообщество и в результате появляются новые нетрадиционные формы отелей. Так, все чаще применяется более лаконичный формат, исключающий лишние атрибуты роскоши и ненужные клиенту услуги (например, ежедневную уборку). Это дает возможность ориентировать гостиницы на средний и бизнес-класс.

Аналогичные преобразования должны затронуть и российский рынок, что позволит высвободить финансы для решения более важных проблем (например, переподготовку и повышение оплаты труда для квалифицированного персонала).

Важным моментом для РФ также является развитие внутреннего туризма, который может быть ориентирован на рекреационные комплексы, берущие за основу натуральное хозяйство. Это позволит продемонстрировать отечественным гражданам, что мини-отели могут выступать не только как средство для временного проживания в командировках или отпусках, но и как вариант длительного места жительства, вытесняя с рынка нелегальную аренду частных квартир.

На законодательном уровне новая глава для российского гостиничного бизнеса может быть основана на совершенствовании системы защиты прав потребителей, а также ужесточении требований к обеспечению безопасности постояльцев. Весьма важной проблемой для отечественного рынка услуг размещения является и несоответствие общим мировым стандартам, а потому внедрению системы оценивания «звездных» категорий также важно уделить особое внимание.

Конечно, решить наболевшие вопросы сразу, вряд ли получится даже при наличии крупного капитала. Однако, понимая каковы основные проблемы развития гостиничного бизнеса в России, вы можете выполнить анализ перспективности и потенциальной прибыльности такого предприятия.

Развитие гостиничного бизнеса в России

Согласно данным Всемирной организации исследования туризма, прогнозируется ежегодное развитие гостиничной индустрии в Мире на 4%. Россия в этом многочисленном ряду выглядит еще более привлекательно с точки зрения инвестиций, в том числе из-за ненасыщенности предложений на рынке туристических услуг. В данной статье рассмотрим особенности и перспективы развития гостиничного бизнеса в России.

Немного о новейшей истории гостиничной индустрии

Начнем нашу аналитику со второй половины XX века. Понятно, что первая половина прошлого столетия была не лучшим временем для туристского бизнеса во всем мире – нищета, войны и смуты сопутствовали большинству стран в то время. После окончания Второй Мировой Войны страна еще долго приходила в себя, а упор делался на внутреннее развитие СССР. Да и страна была закрыта, выезды за границу для граждан случались в единичном порядке.

В 80х годах была первая волна развития индустрии гостеприимства в стране, или, вернее, ее возникновение. Причиной стало проведение Олимпийских Игр в Москве, которые требовали наличие большого количества мест для размещения гостей. В этом году общее количество отелей в стране насчитывало 7000, а принять они могли около 700 тысяч человек единовременно.

До начала 90х годов это количество примерно сохранилось. В дальнейшее десятилетие число отелей по стране стремительно уменьшалось, достигнув критической отметки в 3,5 тысячи. Девяностые стали критическими не только для предприятий этой отрасли по известным всем причинам.

Переломным моментом стал 2005 год, когда, согласно статистическим данным, количество гостиниц в России медленно стало увеличиваться. Основной туристический поток приходился на страны бывших советских республик, которые поспешили в большое Государство на поиски своего места под солнцем. Внутренний туризм претерпевал кризис, поскольку те, кто мог себе позволить отдых, предпочитали проводить его за границей.

Особенности развития гостиничного бизнеса в России сегодня

На сегодняшний день гостиничная индустрия в России развивается с неведомой ей доселе скоростью. Причин тому масса, часть которых связано с политической ситуацией в Мире, часть – с благосостоянием граждан страны. Остановимся на каждой из них более подробно.

Падение спроса на внешний туризм у россиян

В последнее пятилетие наблюдается масса ситуаций, свидетельствующих о нестабильности мирового уклада. К сожалению, получается так, что трагические моменты одних становятся возможностью развития других. Так, туристы, которые предпочитали заграничные курорты на протяжении последних лет, в последнее время имеют тенденцию делать выбор в пользу российских курортов.

Террористические акты в ряде самых популярных курортных стран мира свели на нет желания посещать их. Многие отели некогда любимых Турции, Египта, Таиланда и других стран пустуют в связи с отсутствием российских туристов. Сегодня они стараются переориентироваться на те страны, которые не вводят запрет на перелеты в эти курортные зоны. Даже те страны, перелет в которые не под запретом для российских граждан, теряют привлекательность, поскольку туристы не испытывают уверенности в завтрашнем дне. На этом фоне возрастает интерес к внутреннему туризму.

Не стоит забывать одну из существенных причин снижения туристического потока за границу со стороны жителей РФ – падение курса национальной валюты. Стоимость заграничного отдыха для россиян за последние годы выросла в пересчете на рубли, поэтому многим стало просто не под силу выкупать туры в страны, еще недавно пользующиеся огромной популярностью. За последние два года показатели внешнего туризма сократились, как минимум, в два раза.

Цены внутри РФ, в том числе и на рынке туристских услуг, также выросли значительно. Однако в туристический сезон стоимость железнодорожных переездов, перелетов при помощи лоукостеров и поездок на автобусах пока удерживается на приемлемом уровне.

Запрет на выезд для некоторых категорий граждан

Правительство страны делает все для обеспечения безопасности граждан с одной стороны и развитию туристской отрасли России – с другой. Так, например, запреты на выезд заграницу стали расширять список людей, к которым они относятся. Запрещен выезд за пределы государства лицам, имеющим доступ к информации «государственной тайны»; всем сотрудникам полиции; подозреваемым и осужденным; должникам по уплате налогов, алиментов и сборов. Сегодня ходят противоречивые слухи о введении запрета на посещение других стран всем госслужащим, однако пока это ограничение носит только рекомендательный характер.

Повышение престижа городов и курортов России

В последние годы в стране проводятся и планируют проводиться крупнейшие мировые мероприятия и соревнования музыкального, спортивного, научного и экономического характера. Универсиада в Казани, Олимпийские игры в Сочи, Евровидение в Москве, Экономический форум во Владивостоке и многие другие события дали толчок к развитию гостиничного дела в России. Грядущий Чемпионат Мира по футболу в 2018 году позволил целому ряду городов в стране отреставрировать историческую часть города, строить новые транспортные развязки. Открываются туристические маршруты, отели и мини-гостиницы растут, словно грибы после дождя. Крупнейшие мегаполисы страны выходят на новый уровень гостеприимства, что, безусловно, повышает рейтинг этих населенных пунктов в глазах не только российских туристов, но и гостей из-за рубежа.

Кроме того, внешнеполитическая ситуация также диктует правила поведения. Путешествовать внутри страны стало модным. Средства массовой информации вносят немалый вклад в повышения интереса к городам и селам страны. Целому ряду крупнейших бизнесменов и политиков России запрещен въезд в страны Евросоюза, Японии, США и другие государства. Следуя за сильнейшими мира сего, предприниматели и госслужащие в едином порыве заселяют места для временного проживания российских курортов. Их поведению вторят и обычные граждане, поскольку отдых в России становится престижным.

Разумеется, не стоит забывать и о присоединении Крыма к составу Российской Федерации. Это обстоятельство позволило жителям страны иметь выбор между любимого всем Краснодарским Краем и новым направлением. Крым сегодня является одним из наиболее перспективных мест для организации гостиничного бизнеса в Мире. Беспрецедентные инвестиции, строительство Керченского моста, организация бюджетных перелетов, спонсируемых государством для снижения стоимости для потребителей — основные факторы возрастающей в геометрической прогрессии популярности данного направления.

Перспективы развития гостиничного бизнеса в России

Слово, которое все чаще можно услышать из уст чиновников, СМИ и предпринимателей – «импортозамещение». Это понятие касается всего рынка внутреннего производства товаров и услуг, в том числе и гостиничного дела. Сегодня правительством предпринимаются немалые усилия по созданию более комфортных условий для предпринимателей, инвестирующих свой капитал в гостиничную отрасль. Немаловажную роль, сыгравшую на руку импортозамещению, стали трагические случаи в Египте и Турции – излюбленном месте отдыха жителей России.

Закрытие этих направлений обрушило небывалый поток гостей на курорты страны. Конечно, к данному развитию событий курортные города не были готовы, поэтому спрос на сегодняшний день превышает предложение, даже несмотря на снижение потребительской способности людей. Как следствие, растут цены на земельные участки под застройку и недвижимость в Краснодарском крае и Крымском побережье.

По данным официальной статистики, количество отдохнувших внутри страны, по сравнению с 2014 годом выросло на 50%. Краснодарский край в этом вопросе показывает еще большие успехи – 67% по сравнению с цифрами 14 года. Крымский полуостров пока несколько уступает Краснодарскому краю, но также по праву может гордиться огромным спросом на свое направление. Эти цифры являются отличными показателями перспектив развития гостиничной индустрии в стране. Если сравнивать с общемировыми прогнозами развития в 4%, то статистические данные в России бьют все рекорды.

Также стоит отметить усилия по поддержанию интереса к внутреннему туризму со стороны государства. В последние годы принимаются законопроекты, ослабляющие финансовую нагрузку, как для туристов, так и для предприятий, предлагающих гостям временное проживание. Так, например, в Москве принят закон, согласно которому уменьшено налоговое бремя для гостиничного бизнеса. А людям, путешествующим по городам и весям страны, предлагают вернуть небольшой процент, если они обратятся в соответствующие органы с документами, подтверждающими расходы.

Проблемы туристической индустрии в России

Как и любая другая сфера жизни и развития страны, гостиничный бизнес в России имеет свои слабые и проблемные места. Перечислим главные из них:

  • Отставание уровня сервиса в стране, по сравнению с престижными мировыми курортами.
  • Финансовый кризис, ослабляющий любую сферу и снижающий покупательскую способность граждан.
  • Сосредоточенность инвестиций в туристскую отрасль в курортах Краснодарского Края, Крыму, Москве, Казани и Санкт-Петербурге.
  • Отсутствие утвержденной и качественной системы сертификации и лицензирования туристических услуг.
  • Общий уровень коррупции в стране достаточно высок.
  • Кадровый дефицит.

Несмотря на перечисленные факторы, и учитывая все вышесказанное, туристическая отрасль в России является одной из приоритетных и наиболее перспективных. Россия имеет огромный потенциал в т.ч. для гостей из других стран, благодаря богатству природы, разнообразию климатических зон, богатой истории и традициям.

Лозунг о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса господствует повсюду, от кремлевских кабинетов высшего уровня до выступлений представителей несистемной оппозиции – они могут не сходиться во многом, кроме одного: ключ в развитии экономики России – в бизнесе.

У сторонников этой позиции есть три главных аргумента: малый и средний бизнес (МСБ) дает налоги в государственный бюджет, создает рабочие места и, наконец, обязательно вырастет в средний и крупный, станет локомотивом «новой экономики». Однако прошедшие годы убедительно показали, что эти громкие заявления никак не соотносятся с истинным положением дел. Так, давайте вместе разберёмся, с какими же преградами сталкивается МСБ в России? Но сначала немного статистики.

В США, странах Евросоюза и других государствах именно малый бизнес становится «локомотивом» экономики, делая решающий вклад в ВВП – от 40 до 80% и более. Весьма показательно и его участие во внешней торговле. По данным Евростата, 98% предприятий, торгующих в Европе, – это малый и средний бизнес, 70% из них – микропредприятия численностью до 9 человек. Именно в МСБ трудится 67% занятого населения Европы, а добавленная стоимость, которую он создает за год, оценивается в 3,9 трлн евро. Также малый бизнес создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги.

В России все куда скромнее, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика. Минэкономразвития ее оценивает в 20%, хотя независимые эксперты спорят с этой цифрой. Эксперты «Опоры России» подсчитали, что за последние два года его доля выросла с 19,5% до 21,5%.

При этом остальной вклад в наш ВВП делают крупные госпредприятия и корпорации. В стратегиях не раз звучали планы увеличить ту самую долю малого бизнеса до европейских показателей. Еще давно к 2020 году ее планировали довести до 50%, а теперь уже президент РФ Владимир Путин обозначил новый ориентир – 40% к 2030 году. Однако, эту цифру многие склонны считать слишком амбициозной и оторванной от реальности.

Эксперты отмечают, что в будущем стимулы для роста, которые позволили вырасти доле малого бизнеса на 2,5% за четыре года, себя уже не оправдают, тем более что в этой сфере остается еще много нерешенных проблем.

Малому бизнесу невыгодно держать сотрудников

С малым бизнесом в России складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, малых предприятий действительно становится больше, но с другой, занятость в них падает, и, как следствие, их обороты и возможности уменьшаются.

В Счетной палате подсчитали, что количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса выросло за два года с 4,53 млн на 1 января 2015 года до 5,99 млн на 10 декабря 2017 года, то есть больше, чем на треть. За то же время число работников, которые в них трудятся, упало с 18 млн человек до 16 млн человек. Фактически это значит, что либо они перешли к другим, более крупным субъектам хозяйствования, либо ушли в тень и продолжают работать с малым бизнесом нелегально.

При этом не помогает даже государственное финансирование. Счетная палата, изучая эффективность реализации господдержки в ряде некоторых регионов – Ставрополье, Татарстане, Краснодаре и других, – выяснила, что по темпам создания рабочих мест в малых и средних предприятиях поддержка буквально провалилась. В рамках федеральной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014-2017 годах на малый и средний бизнес было выделено 120,5 млрд рублей, из которых 95% было потрачено. Однако, ключевой показатель ее реализации – 109,5 тысячи рабочих мест – достигнут так и не был, малые предприятия в исследуемых регионах обеспечили лишь 35,5 тысячи рабочих мест. Так, деньги на исполнение госпрограммы потрачены, а должные результаты не достигнуты. Не это ли называется расточительством?

Если смотреть в целом по России, то ситуация ненамного лучше. По данным Росстата, за шесть лет – с 2011 по 2016 год – численность малых и микропредприятий выросла с 1,84 до 2,77 млн единиц, в то время как число работников в них по сравнению с 2011 годом даже уменьшилось на 4%.

Расширять число работников малому бизнесу невыгодно. Даже легально оформить продавца простому ИП на рынке будет стоить еще дополнительно 43% к зарплате на руки: выплаты в Пенсионный фонд, ФФОМС, ФСС и НДФЛ. И это сверх тех расходов, которые предприниматель уже сам платит за себя и за свой бизнес. В последние годы платежеспособный спрос падал, и предпринимателям пришлось снижать издержки, в том числе за счет уменьшения рабочих мест.

Кредитный голод и деловой холод

Представители малого и среднего бизнеса в России первоочередной проблемой в развитии своего дела называют ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Бизнесмены жалуются на чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.

В Европе льготное кредитование и субсидирование процентных ставок – это одна из основных форм поддержки бизнеса. То же самое попытались внедрить и у нас, однако результаты пока не радуют. Малый бизнес из-за большой процентной ставки не слишком охотно берет кредиты на развитие своей деятельности. Банки тоже все еще не уверены в малом бизнесе, а потому не всегда идут на встречу.

По данным Центробанка, сумма предоставленных кредитов на 1 декабря 2017 года составляла 5 429,7 млрд рублей, что даже меньше, чем в далеком 2012 году, несмотря на всю инфляцию за эти годы.

Для многих малых предприятий получить кредит – это все еще большая проблема. По данным Индекса Опоры RSBI, в III квартале 2017 года только 8% компаний МСБ смогли получить кредит в банке, при этом кредиты получили 56% от обратившихся за ними. Микробизнесу получить заемные средства сложнее: процент отказов превышает 50%.

Бесконечные квазиналоги

Вопреки обещаниям не повышать налоговую нагрузку на бизнес малые и средние предприятия почувствовали ее в полной мере, и она будет расти еще в ближайшие три года – дополнительно 350 млрд рублей планируется собрать именно за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес

Официальный уровень налоговой нагрузки, которую публикует ФНС, у нас находится на низких отметках – по разным видам деятельности он составляет в среднем от 2% до 10%. Однако реальные расходы предпринимателей куда выше. Появился «Платон», взносы за капремонт, экологический сбор, выросли акцизы, появился торговый сбор, затем туристический сбор, выросли портовые сборы. В 2016 году подсчитали, что число всевозможных обязательных неналоговых платежей, по разным оценкам, составляет от 50 до 70 видов. Доходы с так называемых «квазиналогов», по данным Счетной палаты, приближаются к 1 трлн рублей в год.

Неналоговых платежей появилось настолько много (Большинство россиян не подозревают, сколько на самом деле платят налогов), что власти сейчас обсуждают вопрос о том, как их регулировать, – включать или не включать в Налоговый кодекс, и, следовательно, от этого будет зависеть, насколько велика будет ответственность за их неуплату.

Все это приводит к тому, что издержки бизнеса растут, однако в условиях все еще невысокого потребительского спроса предприниматели не могут наращивать цены на свою продукцию, поэтому вынуждены уходить в тень или закрывать бизнес.

Тотальный контроль

В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса, и более 140 видов органов госконтроля, которые дублируют друг друга. Нередки случаи, когда разные органы проверяют одно и то же лицо по несколько раз. А законодательные изменения, которых в последнее время настоящий шквал, только лишь провоцируют предпринимателя на ошибки. Только за ту осеннюю сессию Госдума приняла 215 новых законопроектов.

Впрочем, есть и послабление – с 1 января 2016 года для малого бизнеса действует мораторий на проверки сроком на три года. Отчасти поэтому был небольшой всплеск регистрации нового малого бизнеса. Предприниматели регистрировали новое дело взамен старого. Однако если для кого-то проблема проверок и решилась, то появилась новая. Теперь головной болью предпринимателей стали так называемые «черные списки» Центробанка, которые ведомство разработало для борьбы с отмыванием денег. В результате банки стали просто-напросто блокировать счета малого бизнеса без разбора и без объяснения причин. При этом страдают не столько обнальщики, сколько честные компании, рядовые ситуации которых кажутся банкам подозрительными. Например, когда основания платежей не соответствуют видам деятельности клиента, либо произошло резкое увеличение оборотов по счету. Подозрения вызывают агентские и комиссионные платежи, а также любые выплаты физическим лицам. Постоянная «презумпция виновности» перед контрольными органами отнюдь не способствует тому, чтобы бизнесу хотелось работать в России.

Господдержка не помогает

Росстат провел исследование и выяснил, что малый бизнес почти не пользуется господдержкой и совсем мало о ней знает. Мерами поддержки пользуются только 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей. Около трети исследуемых субъектов знают о том, что господдержка существует, однако не имеют понятия, как её получить. При том, что на федеральном, региональном и местном уровнях в совокупности действует около 600 программ, предприниматели не имеют информации о них, о том, куда стоит обращаться и соответствуют ли они критериям этих программ.

К похожим выводам пришла и Счетная палата, изучив господдержку кредитования МСБ. Ведомство отмечает, что не только сократился объем кредитования, но и почти не работает гарантийная система. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% по состоянию на 1 января 2016 до 4,8% по состоянию на 1 октября 2017. А в тех регионах, где проводилась проверка, количество поручительств по кредитам составило ничтожные 0,1%.

До многих предпринимателей средства и вовсе не доходят. Счетная палата пишет, что при проверке гарантийного фонда и фонда микрофинансирования в Краснодарском крае субсидии из госбюджета шли не предпринимателям, а размещались на банковских депозитах. В 2014 году это было 92,4% от всех выданных денег, а в 2016 году – 41,8%.

Монополизация рынков

Монополизм снижает стимулы к созданию малых инновационных фирм. В настоящее время научно-технические разработки, которые могут дать экономике малые инновационные предприятия при вузах, практически не востребованы ни государством, ни бизнесом. Отечественные предприятия крайне слабо воспринимают новинки достижений науки, что во многом обусловлено монополистической структурой рынков. Бизнес должен получать конкурентные преимущества от внедрения новых технологий, но как отмечают многие исследователи рынков, в России реальной конкуренции бизнеса нет. Либо мы видим наличие монополии, которой конкуренция не нужна, либо это серьезное участие государства в крупных корпорациях, которые вне конкуренции. Поэтому нет заинтересованности и экономических стимулов для внедрения новых технологий. Крупный капитал не допускает предприятия малого и среднего бизнеса ни в одну ведущую отрасль экономики и реально контролирует производство и предложение товаров и услуг, диктует цены.

На своём опыте

Мы, ООО Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро», имеем серьезный опыт контрольно-ревизионной работы. Наша экспертная организация принимает участие в проведении проверок (ревизий) и производстве судебных экспертиз на основании обращений правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации. Мы осуществляем свою деятельность с 2000 года. Согласитесь, для малого бизнеса в России – это приличный срок. Учитывая, что по статистике, лишь 3,4% малых предприятий в России «живет» более трех лет, остальные закрываются раньше. Малыми предприятиями считаются организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели. В нашем штате работают около 30 специалистов.

Объектами наших проверок являются юридические лица различных организационно-правовых форм, в том числе министерств, ведомств и иных исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в области строительства, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства и иных значимых сфер субъектов Северного Кавказа и Юга России. Однако, в связи с непоступлением денежных средств за оказанные правоохранительным органам услуги, связанные с проведением экспертных исследований, ревизий и проверок, наша организация попала в сложную финансовую ситуацию. В связи с этим возникли сложности по своевременной оплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации.

Наши постоянные обращения в различные министерства и ведомства как на местном уровне, так и на федеральном ни к чему не привели. В частности, наше заявление (исх. №376/01 от 04.10.2016 г.) с предложением о внесении изменений в пункт 2 статьи 855 ГК РФ, адресованное Президенту РФ Владимиру Путину, которое было перенаправлено для рассмотрения в Министерство финансов РФ и Центральный банк, также не нашло поддержки. Обращались мы и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае К. А. Кузьмину. Но в ответ мы получаем только «отписки». Прокуратора, в свою очередь, также бездействует.

Учитывая остроту ситуации, возникшей как в нашей организации, так и по стране в целом, в целях разрешения проблемы необходимо не откладывать решение данного вопроса и внести изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ в части установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ (Выплата долгов по зарплате должна стать приоритетом перед уплатой налогов).

Таким образом, имея намерение оплатить имеющуюся задолженность по обязательным платежам и при этом не нарушать законные права работников, организация продолжает свою деятельность, обращения в наш адрес за услугами не прекращаются, организация не банкрот и денежные средства поступающие на расчетный счет организации, необходимы исключительно на оплату труда работников организации, дабы не нарушить законные права последних.

Между тем, пока законодатель не спешит проявлять свою инициативу по внесению соответствующих изменений в пресловутую статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, продолжается ущемление прав работников на выплату заработной платы, что ведет к приостановлению деятельности организации любой формы собственности. В подобном положении находится не только наша организация, но и в целом по стране много предприятий столкнулись с данной проблемой, в связи с чем требует немедленного реагирования.

Резюме

Российские предприниматели в сегменте МСБ на своём пути сталкиваются со многими проблемами. И многие из этих трудностей носят объективный характер.

Согласно опросам, с блокировкой счетов в 2017 году столкнулось 16% компаний в сегменте МСБ. При этом большинство респондентов призналось, что никаких предупреждений о блокировке счетов не поступало, и они об этом узнали самостоятельно. Среди основных причин блокировки счетов бизнесмены называют проблемы с налоговой (суммарно 41% от опрошенных). В то же время велика доля ответивших, что блокировки произошли без объяснения причин.

Настоящая причина кризиса в бизнес сфере кроется не во внешней конъюнктуре, которая, несомненно, добавляет проблем, но не является определяющей. Главной причиной являются ошибки в экономической политике, в частности то, с каким упорством правительство тратит силы и деньги на неэффективную поддержку МСБ. Сами же предприятия в это время продолжают страдать из-за роста налоговой нагрузки – сказываются новые торговые сборы, платежи в систему «Платон», новые правила кадастровой оценки недвижимости и т.д. По этим причинам многие предприниматели уходят в «серые схемы«, а именно 24% в отрасли МСБ.

В наше время нет ни только господдержки малого и среднего бизнеса, но нет и поддержки законом. Так что в России не просто не созданы условия для развития МСБ, а более того, сформирован целый комплекс препятствий для его «удушения».

Слова о том, что наш фискальный орган душит предпринимательство, имеют под собой основания. Штрафы, начисляемые часто необоснованно, блокировки расчетных счетов по малейшим сомнениям, сложности с оспариванием несправедливых санкций. Таковы характерные черты российского предпринимательства и отношения к нему со стороны государства.

Как показывают исследования, сегодня быть предпринимателем невыгодно и рискованно. Граждане, организовавшие личное дело, сталкиваются с проблемами во взаимодействии с надзорными органами на каждом шагу. Чтобы получить штраф от налоговой в несколько сотен тысяч рублей, достаточно ошибиться при подаче отчетов при вводе КБК. При этом, фискальный орган не волнует, пытался ли предприниматель исправить ошибку, и даже не интересует, что ИП к моменту выставления претензии может быть закрыто.

Особой проблемой является отсутствие взаимопонимания между отдельными государственными структурами. Например, налоговая спокойно блокирует счет, обосновав действия выявленными расхождениями в сведениях по предпринимателю в базах ФНС и ПФР, когда сверка показывает отсутствие задолженностей. У Пенсионного фонда свои сроки, установленные для отправки исправленных сведений налоговикам, и их не интересует, что страдает бизнес предпринимателя, никак не связанного с ошибками в работе государственных структур. У них свои планы и расписания по выполнению действий, а за собственные ошибки наказанием станет блокированный счет ИП.

Из общих жалоб стоит отметить, что отведенных на прием одного человека 7 минут часто недостаточно, чтобы вникнуть в проблему и решить ее. При этом, предпринимателям, которые в одиночку ведут бизнес, приходится тратить часы, ожидая в очереди на прием в инспекции. Попытки решить вопросы удаленно, посредством электронной связи, остаются безуспешными, и дозвониться до налоговиков почти нереально. Таким образом, если нужно оперативно решить проблему, связанную с отчетностью и отчислениями в бюджет, предприниматель вынужден заниматься этим лично, в ущерб собственному бизнесу.

Невероятно, но факт – налоговая не отрицает, что штрафные санкции зачастую вызывают формальные причины. Просто работникам инспекции недосуг внимательнее изучить ситуацию, выслушать аргументы ИП, при этом для назначения санкций не требуется предъявлять никаких доказательств.

Подобное отношение к людям, которые пытаются сохранить малый бизнес в самых непростых экономических условиях, не может не сказаться на макроэкономических показателях. В России продолжительность жизнь отдельно взятого малого бизнеса редко превышает 3 года, при этом на него приходится около 1/5 от ВВП, в то время как в европейских государствах предпринимательство составляет половину ВВП.

Отсюда: http://kredit-blog.ru/nuzhno-z…

ПЫ.СЫ. Комментарии с источника:

Геннадий

Вот всякую фигню пишете, а я делаю просто — заявление прокурору пишу «о привлечении к уголовной ответственности должностныз лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности в составе организованной преступной группы». Копию с талоном уведомлением начальнику налоговой отправляю и жду 30 дней от прокурора ответа. Обычно через сутки (прокурор ещё прочитать заявление с моим объяснением не успевает) счёт разблокирован и представитель налоговой сидит на против меня с изменениями.

Иван Иванов

патамучто количество денег как и благ, которые можно купить на деньги = ограничено.

именно поэтому те которые дорвались до власти раньше всех… решили что деньговладельцами и благовладельцами будут только они..а все остальные 140000000 будут на них ишачить до самой смерти (для того и пенсионная реформа)… а малый бизнес это попытка выскочить из их мышеловки….потому то их налоговая и гнобит малых бизнесменов…

Марина

Ну вот прям все в точку. Уже как здрасьте блокировка счета каждый месяц из-за 80 рублей пеней, которые, причем уже списали. А самое грустное, что необоснованно. Ну хочешь списать — спиши, зачем счет блокировать? Подавала декларацию по УСНО, все здорово за 1 квартал, а за 2 квартал налоговая посчитала нарастающий итог, причем 1 квартал + полугодие, и начислила под этим соусом недоимку, а потом и штраф. Когда разобрались, что они неправы, они сказали «ну ок» и сняли штраф за неуплаченную необоснованную недоимку… Ну прям злость берет. А сейчас еще и онлайн-кассы, и оценка рабочих мест, повышение страховых взносов на 10 %, и росфинмониторинг… Работать? неа, на налоговую пахать.

Уже и «Опора России» выступила против готовящегося правительством резкого повышения налогов. Напомним, что Минфин намерен в будущем году поднять налоговую нагрузку на малый бизнес на 4,9% — речь идет о ЕНВД, патентных и торговых сборах.

Такое резкое повышение объясняется, в частности, скорой отменой ЕНВД, который в России перестанет действовать с 2021 года (после этого бизнесмены будут вынуждены перейти либо на упрощенную, либо на патентную систему налогообложения).

Объясняют это в правительстве тем, что крупный бизнес использует ЕНВД, чтобы скрываться от налогообложения, мимикрируя под «малышей». По подсчетам ФНС, реформа затронет около 280 тысяч организаций и почти два миллиона индивидуальных предпринимателей. Какое их будущее ждет через год, пока затрудняются сказать даже эксперты.

Малый бизнес душат не только налоги, но и арендные платежи

— Забавно, что как говорить об инфляции, то для властей она, по прогнозу Минэкономики, составляет 3,8%, а как повышать налоги, то, конечно, надо сразу на 4,9%, — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков. — Российским властям постоянно нужно все больше денег: не хватает госкорпорациям, полиции, военным…

Конечно, любое повышение налогов плохо, но справедливости ради скажу, что для малого бизнеса налоги — это не главная статья расходов, главные расходы — это аренда. В большинстве регионов существует дикий дефицит торговых площадей (в Москве порядка 800 кв. м на тысячу человек — это в два раза меньше, чем в европейских столицах, в три раза — чем в американских крупных городах). Это и толкает цены вверх, поэтому, скажем, многие товары транснациональных брендов у нас стоят дороже, чем в богатой Европе, — именно из-за аренды!

Госдума и Минфин должны пойти на послабление, как в 2015 году

— Я бы хотел задать вопрос господам из правительства: если уж вы не владеете никакими рецептами, как бы повысить хоть немного средние доходы по стране, то, может быть, у вас хватит хотя бы совести не отбирать эти несколько нелишних тысяч рублей у многих, кто и так на свой страх и риск решился делать бизнес в нашей «зазеркальной» экономической реальности, часто едва сводя концы с концами? — негодует в беседе со «Свободной прессой» шеф-аналитик группы финансовых компаний «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. — Ведь потом бы эти деньги и так вернулись бы в экономику — через розницу, через покупки товаров и услуг. А это куда эффективнее, чем просто забрать их сразу и напрямую в карман государства. Так пускай эти суммы лучше поработают в сфере торговли, услуг еще дважды, трижды. Не потребительскими кредитами же едиными платежеспособный спрос поднимать?

«СП»: — В то же время, например, в Минфине придумали элегантную отговорку для критиков: дескать, это не налоги повышаются, а просто пересчитывается индекс-дефлятор (хотя, признаться, мало кто в стране понимает, что это такое).

— Да, всем понятно и известно: такая индексация самых щадящих для ИП и малого бизнеса, фиксированных форм налогов происходит, увы, ежегодно. Правительство их поднимает ровно на процент официальной «росстатовской» инфляции — так же как пенсии и зарплаты госслужащих.

То есть государство считает, что стоимость «минималки» должна тоже год от года меняться по мере обесценивания денег. Но ведь пока цены подрастают, доходы большинства очень сильно отстают от них в росте! Подсчитайте честно это все и сделайте поправку.

«СП»: — Вы предлагаете отказаться от использования индекса-дефлятора при расчете льготных налоговых режимов для малого бизнеса?

— А припомните, однажды ведь уже было сделано подобное послабление. В конце 2015 года группа депутатов Госдумы согласовала с Минфином закон, по которому индексация ЕНВД была на год заморожена. Мотивировали это тем, что в очень трудный для бизнеса момент не нужно уменьшать эту легальную льготную налоговую нишу для «малышей». По хорошему, сейчас в условиях и без того явного отсутствия в нашей экономике любых подвижек к росту, следовало бы поступить точно так же.

«СП»: — Вы верите, что правительство отыграет свое решение назад?

— Пока все же не правительство, а лишь Минэкономразвития. Но оно в данном случае, инстанция подневольная и вынуждено действовать в соответствии с Налоговым кодексом.

Остаётся шанс, однако, что до ноября навстречу всё же может пойти Минфин, если в его адрес последуют обращения от ассоциаций малого бизнеса и из депутатского корпуса. Для бюджета сумма, полученная в результате индексации, — это смешные деньги, они совершенно ни к чему нашей казне, которая буквально ломится от профицита.

И даже не финансово, а чисто организационно и на уровне выработки экономической идеологии государство пока не готово в полной мере профинансировать те же нацпроекты. От поступлений повышенного ЕНВД и остального «мелкого гороха» за патенты и от торговых сборов Минфину, по большому счёту, ни холодно и ни жарко. А для каждого конкретного ИП это суммы в пределах 7−12 тысяч рублей, которые могли пойти бы на доходы их семей или сотрудников.

Новости России: Медведев потребовал от МЭР придумать, как добиться роста экономики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх