Куперс

Бухучет и анализ

Электронный нотариат в России

Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

Законодательство о нотариате состоит из следующих правовых источников:

1.Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г. (с изменениями и дополнениями от 07.10.1998 г.) как акт высшей юридической силы устанавливает основные принципы деятельности нотариата и гарантирует гражданам право на квалифицированную юридическую помощь (составляющую основную функцию нотариальных органов) (ст. 13).

2. Кодексы: Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27.12.1994 г., Гражданский кодекс РК (Особенная часть) от 1.07.1999 г., Гражданско-процессуальный кодекс РК от 13.07.1999 г., Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 г. содержат отдельные нормы о нотариальном удостоверении сделок.

4.Указы Президента Республики Казахстан: например, Указ «О классных чинах работников органов, учреждений юстиции и государственного нотариата Республики Казахстан» от 18.04.1994 г. № 1669.

5.Нормативные постановления Правительства Республики Казахстан: «Об утверждении Правил прохождения аттестации лицами, претендующими на право занятия адвокатской либо нотариальной деятельностью» от 25.09.2001 г. № 1235; «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к адвокатской и нотариальной видам деятельности» от 2.06.2007 г. № 454 и др.

6.Нормативные акты министерств, комитетов и ведомств — представлены инструкциями, положениями и приказами, принятыми Министерством юстиции РК, в частности: Инструкция о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан, утверждена приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 28.07.1998 г. № 539; Инструкция по нотариальному делопроизводству в Республике Казахстан, утверждена приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 16 .07. 1998 г., Положение о порядке учетной регистрации частных нотариусов, утверждено Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 13.03.1998 г. № 178; Положение об аттестации должностных лиц местных исполнительных органов, совершающих нотариальные действия, утверждено Приказом Министерства юстиции Республики Казахстан от 9.03.1998 г. № 150 и др.

58.Установление личности и дееспособности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

В соответствии со статьей 12 Конституции Республики Казахстан и со статьей 3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Казахстан пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Казахстана, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе наравне с казахстанскими гражданами обращаться в государственные нотариальные конторы республики.

По их просьбе нотариус обязан совершить любое нотариальное действие, предусмотренное республиканским законодательством.

При совершении нотариальных действий иностранные граждане обязаны представить нотариусу документы, предусмотренные законодательством о нотариате.

В соответствии со статьей 42 Закона «О нотариате» от 14.07.97г. нотариус и уполномоченные должностные лица при совершении нотариального действия устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия.

Личность иностранного гражданина, постоянно проживающего в Республике Казахстан, устанавливается по действительному национальному паспорту и виду на жительство в Республике Казахстан.

Личность иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Республики Казахстан, устанавливается по действительному национальному паспорту или заменяющему его документу, зарегистрированному в установленном порядке.

Личность лица без гражданства, постоянно проживающего в РК, устанавливается по удостоверению лица без гражданства с отметкой органов внутренних дел РК о регистрации по месту жительства.

Личность лица без гражданства, временно пребывающего на территории РК, устанавливается по действительному документу, удостоверяющему его личность, выданному компетентными органами страны его проживания и зарегистрированному в установленном порядке в органах внутренних дел РК.

В соответствии со статьей 43 Закона «О нотариате» нотариус и уполномоченные должностные лица выясняют дееспособность физических и правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках.

Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является. Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по закону страны, где он имеет постоянное место жительства.

Однако в отношении сделок, совершаемых в Республике Казахстан, дееспособность этих лиц определяется по казахстанскому закону (статья 17 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Правоспособность иностранного юридического лица, зарегистрированного на территории Республики Казахстан, определяется в соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, а случае регистрации юридического лица за пределами Республики Казахстан — по выписке из торгового реестра либо другому документу, подтверждающему, что данное юридическое лицо зарегистрировано в установленном порядке.

02.06.2020, Вт, 16:25, Мск , Текст: Владимир Бахур Минюст подготовил для общественного обсуждения семь проектов приказов в рамках введения в России в декабре 2020 года закона об онлайн-нотариате.

Цифровизация нотариальных действий

Министерство юстиции Российской Федерации разработало ряд проектов приказов, определяющих исполнение закона об онлайн-нотариате. Семь разработанных Минюстом документов опубликованы для общественного обсуждения официальном портале нормативных правовых актов.

Федеральный закон №480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 17 декабря 2019 г. и подписанный Президентом России Владимиром Путиным 27 декабря 2019 г., начнет действовать с 29 декабря 2020 г., через год после официального опубликования. Ряд положений закона вступил в силу в день его официального опубликования.

Опубликованные Минюстом документы определяют порядок ведения электронного реестра нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами. Они также определяют формат и процедуру формирования на нотариальном документе машиночитаемой маркировки, проверку данных о нотариальном документе через единую информационную систему (ЕИС) нотариата, говорится в пояснительной записке.

Проекты приказов определяют порядок установления личности обратившегося за нотариальным действием при отсутствии удостоверяющего личность документа или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, то есть, при личной явке к нотариусу.

Дополнительно проекты приказов нормируют работу нотариусов при совершении сделок в электронной форме с использованием специализированного сервиса ЕИС нотариата, процесс направления заявления через ЕИС о дистанционном нотариальном действии, получении данных о размере платы за совершение нотариального действия, возврата суммы платежа, а также формы заявлений об удаленных нотариальных действиях.

Федеральный закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в рамках направления «Нормативное регулирование» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» и направлен «на оптимизацию нотариальной деятельности, повышение востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества», говорится в пояснительной записке.

Электронный нотариат

В перечень нотариальных действий, которые могут совершаться удаленно в электронной форме – без необходимости личной явки к нотариусу, вошло свидетельствование верности перевода документа на другой язык, передача электронных документов физическим и юридическим лицам, принятие в депозит безналичных денежных средств, совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке, обеспечение доказательств в виде осмотра информации в интернете, а также выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и другие.

Закон о цифровом нотариате вступит в силу 29 декабря 2020 г.

Новые нормативы предусматривают ведение нового реестра ЕИС нотариата – реестра нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, а также нового нотариального действия по удостоверению равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу, говорится в пояснительной записке.

Новым видом электронного нотариального действия является удостоверение равнозначности электронного документа электронному документу, изготовленному в ином формате в случае конвертации из одного формата в другой, например, из PDF в Word или в JPEG. Равнозначный документ изготавливается нотариусом из представленного заявителем электронного документа посредством конвертации и имеет ту же юридическую силу, что и оригинал. Нотариус сможет принимать на хранение документы в бумажном и в электронном виде. Во втором случае такие документы будут храниться в ЕИС.

Для совершения удаленного нотариального действия заявитель отправляет нотариусу через ЕИС или через портал госуслуг заявление с усиленной квалифицированной электронной подписью и приложением документов в электронной форме. Нотариус проверяет электронную подпись и в срок не более пяти рабочих дней после оплаты изготавливает электронный нотариальный документ, который по просьбе заявителя может быть продублирован на бумажном носителе.

Сведения об открытии наследственного дела будут предоставляться Федеральной нотариальной палатой по запросу через интернет в круглосуточном режиме.

Нотариус получает право получать от федерального органа по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах сведения о номерах банковских счетов, вкладах, депозитах, названиях и адресах банков и других кредитных организаций наследодателя. Из Пенсионного фонда России нотариус вправе получить данные о страховом номере индивидуального лицевого счета физического лица и размере пенсии, недополученной наследодателем.

Проекты нормативных приказов

Проект приказа «Об утверждении требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата» определяет, что реестр удаленно совершенных нотариальных действий и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, будет отражать сведения ‎о электронных нотариальных действиях, таких как удаленное удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу; принятие удаленно на хранение электронного документа (пакета электронных документов); выдача находящегося ‎на хранении электронного документа (пакета электронных документов).

В этих же реестрах при регистрации нотариальных действий предусмотрено будут указываться сведения о способе выдачи нотариально оформленного документа лицам, от имени или по поручению которых совершено нотариальное действие. В случае выдачи электронного документа будет указываться вид носителя – диск CD/DVD-ROM, флэш-карта или иное устройство хранения информации, либо адрес электронной почты.

Проект приказа «Об утверждении порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации» определяет обработку биометрических персональных данных, их проверку и передачу из базы биометрических персональных данных о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина удостоверяющего личность документа или в случае сомнений относительно личности гражданина.

Проверка возможна лишь при наличии сведений о заявителе в ЕСИА и базы биометрических персональных данных (ЕБС). Нотариус производит проверку с помощью технических средств для сбора биометрических персональных данных, соответствующих видам данных в ЕБС. В случае положительного результата проверки нотариус получает доступ к таким данным проверяемого, как Ф.И.О.; дата рождения; адрес места жительства или регистрации; реквизиты основного удостоверяющего личность документа и при наличии страховой номер индивидуального лицевого счета. При отрицательном результате проверки нотариус получит только информацию о результатах такой проверки без указания степени соответствия.

Проект приказа «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа» вводит электронную форму нотариальных документов для удаленных нотариальных действий и удостоверения сделки с привлечением двух и более нотариусов. Форматы электронных документов, изготавливаемых нотариусом, в том числе с использованием ЕИС, представляют собой связанные файлы XML и PDF.

Проект приказа «О внесении изменений в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 № 78» вводит в правила нотариального делопроизводства порядок ведения и хранения приложений к электронным реестрам регистрации нотариальных действий ЕИС на бумажном носителе.

Документ также нормирует сбор сведений об отказе в совершении нотариальных действий, для чего предложено регламентировать правила ведения журнала регистрации постановлений об отказе в совершении нотариальных действий в электронной форме и ввести форму такого журнала.

Проект приказа «О внесении изменений в регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 № 156» вводит новый реестр ЕИС, совершение удаленных нотариальных действий, удостоверение сделок двумя и более нотариусами и введение новых нотариальных действий.

Перечень информации, необходимой при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребования имущества, положением закона 480-ФЗ дополнен документом подтверждения передачи или перечисления заемщику денежных средств или передачу ему других вещей (расписки, платежного поручения с отметкой банка плательщика об исполнении, выписки из банковского счета получателя, приходно-расходного ордера).

Дополнительно также уточнен объем данных, необходимых при удостоверении решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью и способ фиксации полученной информации.

В рамках удаленных нотариальных действий по принятию на хранение электронного документа или пакета таких документов и выдачи этого документа (пакета документов) проект приказа нормирует объем и источник данных для совершения такого нотариального действия и способ его фиксирования. Аналогичные нормы введены для нотариальных действий по удостоверению равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Проектом приказа также определены правила внесения в реестр регистрации нотариальных действий и/или ЕИС, либо реестр удаленных нотариальных действий и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, информации об отсутствии заявителя в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Проект приказа «Об утверждении порядка представления информации о нотариальном документе и формате ее размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки» вводит процедуру формирования и формат машиночитаемой маркировки на нотариальном документе, а также проверки данных о таком документе в ЕИС.

Машиночитаемая маркировка будет формироваться средствами ЕИС и отображаться на документе при его печати на бумажном носителе. Проверка данных информации маркировки будет осуществляться посредством считывания маркировки с использованием технических устройств (фотофиксация, сканирование), с дальнейшей передачей в ЕИС. Информация о способах проверки маркировки нотариального документа должна быть размещена ‎на официальном сайте оператора ЕИС.

Итогом проверки маркировки становится подтверждение или не подтверждение информации, при этом сведения из нотариального документа ‎не предоставляются ради сохранения нотариальной тайны и защиты прав субъектов персональных данных.

Проект приказа «Об утверждении порядка взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами» регламентирует взаимодействие нотариусов при создании проекта сделки в электронной форме с использованием специализированного сервиса ЕИС.

Документ определяет формирование паспорта сделки с данными об удостоверяющих нотариусах, данные об участниках сделки, уникальный идентификатор, вид и текст сделки с удостоверительной надписью, дату и время удостоверения сделки, электронные документы ‎для удостоверения сделки. Взаимодействие участников сделки и нотариусов обеспечивается через ЕИС ‎с использованием видеоконференцсвязи.

Сейчас у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей появилась обязанность размещать сведения о своей деятельности на информационном ресурсе, который представляет собой общий реестр ЕФРСФДЮЛ (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности).

Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или ликвидации, сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату, сведения о проведении аудита и раскрытие содержания аудиторского заключения — вот далеко не полный перечень случаев, подлежащих обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Порядок внесения сведений

Вся информация, подлежащая размещению в реестре, должна предоставляться исключительно в электронной форме. Подача сведений осуществляется при помощи электронного сообщения, все сведения вносятся в специальную форму на сайте fedresurs.ru После заполнения всех полей сообщение нужно подписать. Для этого необходима электронная подпись.

Чтобы самостоятельно подать нужные сведения в ЕФРСФДЮЛ, юридическому лицу необходимо иметь собственную квалифицированную электронную подпись. Выдачей данных электронных подписей занимаются специализированные удостоверяющие центры, имеющие соответствующую аккредитацию.

Законодательством также предусмотрена передача юридически значимых сообщений с помощью услуг нотариуса, используя его ЭП. Такой подход значительно упрощает процесс передачи сведений, так как процедура не частая и юридическому лицу не потребуется оформлять себе отдельную электронную подпись.

Все предоставленные сведения попадают к оператору ЕФРСФДЮЛ, который занимается формированием и ведением реестра. Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 21.03.2011 № 121, оператором ресурса является ЗАО «Интерфакс». Публикация сведений ведется на платной основе.

Для размещения информации на Федресурсе необходимо подать соответствующее заявление на личном бланке организации, а также приложить документы, подлежащие опубликованию.

Кроме того, размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, юридическим лицом, на которого возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, осуществляется за плату. При внесении сведений нотариус выдает заявителю счет на оплату.

Сведения, внесенные в Федресурс нотариусом, как правило, публикуются в нем на следующий день после оплаты сформированного нотариусом счета.

Стр. 1

Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июля 2004 г. № 305-З О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Принят Палатой представителей 22 июня 2004 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2004 года -. Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социально-экономические основы нотариата, задачи и принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь, а также регулирует отношения в области осуществления нотариальной деятельности. РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Нотариат в Республике Беларусь Нотариат в Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов (далее, если не указано иное, — нотариусы), уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (далее — уполномоченные должностные лица), дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь (далее, если не определено иное, — должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь), обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь. Статья 2. Правовая основа деятельности нотариата Правовую основу деятельности нотариата составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и другие акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь. Статья 3. Основная задача нотариата Основной задачей нотариата в Республике Беларусь является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь. Статья 4. Нотариальная деятельность 1. Под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами, уполномоченными должностными лицами, должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь. 2. Частная нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью. Статья 5. Основные принципы нотариальной деятельности Нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия. Статья 6. Законность при осуществлении нотариальной деятельности 1. Нотариусы, уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь. 2. Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны отказать гражданам и юридическим лицам в совершении нотариального действия в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 62 настоящего Закона. Статья 7. Беспристрастность при осуществлении нотариальной деятельности 1. Нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 2. Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес. Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер), а также на имя и от имени работников соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или местного исполнительного и распорядительного органа. Уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. Должностные лица, указанные в пунктах 1 и 4 статьи 51 настоящего Закона, не вправе удостоверять завещания и доверенности на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер). 3. В случаях, указанных в частях первой-третьей пункта 2 настоящей статьи, нотариальные действия совершаются государственным нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро, или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа. 4. В случае, если согласно законодательству Республики Беларусь нотариальные действия должны быть совершены определенным нотариусом, уполномоченным должностным лицом, место совершения нотариального действия определяется управлением юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — управление юстиции). Статья 8. Независимость при осуществлении нотариальной деятельности 1. В своей деятельности нотариусы, уполномоченные должностные лица независимы и подчиняются только требованиям законодательства Республики Беларусь. 2. Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей не допускается и влечет за собой установленную законодательством Республики Беларусь ответственность. Статья 9. Тайна нотариального действия 1. Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать тайну нотариального действия. 2. Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются только гражданам и юридическим лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено это действие. 3. Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются по письменному требованию: 3.1. судей общих судов по имеющимся в их производстве уголовным или гражданским делам; 3.2. судей хозяйственных судов по имеющимся в их производстве делам, связанным с рассмотрением хозяйственных (экономических) споров; 3.3. прокуроров и заместителей прокуроров; 3.4. органов уголовного преследования по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам. Документы по совершенному нотариальному действию выдаются органам уголовного преследования по находящимся в их производстве уголовным делам в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь для проведения выемки документов; 3.5. органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; 3.6. таможенных органов по имеющимся в их производстве делам об административных таможенных правонарушениях; 3.7. налоговых органов по проводимым ими налоговым проверкам; 3.8. других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. 4. Сведения о завещании при жизни завещателя выдаются завещателю, а после его смерти — лицам и органам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также супругу, родителям, детям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам завещателя. 5. Сведения, полученные при принятии мер по охране наследства из банков и небанковских кредитно-финансовых организаций об имеющихся у них во вкладах, на счетах или переданных им на хранение деньгах (валюте), валютных и иных ценностях, принадлежащих наследодателю, нотариус может сообщить только исполнителю завещания и наследникам. 6. Правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на лицо, которому о совершенном нотариальном действии стало известно в связи с исполнением им служебных обязанностей. 7. Лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность. ГЛАВА 2 ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Статья 10. Нотариусы 1. Нотариальные действия в Республике Беларусь совершают государственные нотариусы государственных нотариальных контор и частные нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность на основании специального разрешения (лицензии). 2. При совершении нотариальных действий государственные и частные нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу. Статья 11. Уполномоченные должностные лица 1. В населенных пунктах, в которых нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальные действия совершают уполномоченные должностные лица. 2. По решению местного исполнительного и распорядительного органа совершение нотариальных действий возлагается на руководителя, его заместителя, секретаря или члена местного исполнительного и распорядительного органа. Статья 12. Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь 1. Нотариальные действия за пределами Республики Беларусь совершают дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь в случае выполнения консульских функций дипломатическими представительствами Республики Беларусь и консульские должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь. 2. Нотариальная деятельность должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь основывается на принципах, указанных в статье 5 настоящего Закона. Порядок осуществления нотариальной деятельности должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь определяется настоящим Законом, другими актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. ГЛАВА 3 МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОТАРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ. ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОТАРИАЛЬНЫЕ АРХИВЫ. НОТАРИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО Статья 13. Место осуществления нотариальной деятельности 1. Местом осуществления нотариальной деятельности являются государственные нотариальные конторы, нотариальные бюро, местные исполнительные и распорядительные органы. 2. Место осуществления нотариальной деятельности должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь устанавливается законодательством Республики Беларусь, регулирующим деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. Статья 14. Государственные нотариальные конторы 1. Государственные нотариальные конторы являются организационной формой осуществления нотариальной деятельности государственными нотариусами. 2. Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции Республики Беларусь в районах, городах, районах в городах. 3. В городе Минске и городах, являющихся областными центрами, одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы (далее, если не указано иное, — государственная нотариальная контора). Первая государственная нотариальная контора наряду с совершением нотариальных действий осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы. На первую государственную нотариальную контору Министерством юстиции Республики Беларусь может быть возложено совершение наиболее сложных нотариальных действий. 4. Государственные нотариальные конторы не являются юридическими лицами и входят в систему Министерства юстиции Республики Беларусь. 5. Министерство юстиции Республики Беларусь ведет реестр государственных нотариальных контор. 6. Штатное расписание государственных нотариальных контор утверждается Министерством юстиции Республики Беларусь в пределах установленного фонда оплаты труда. 7. Порядок деятельности государственных нотариальных контор определяется Министерством юстиции Республики Беларусь. Статья 15. Нотариальные округа 1. В целях совершенствования нотариального обслуживания населения в районах, городах, районах в городах могут образовываться нотариальные округа. 2. Нотариальный округ представляет собой территорию осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части частным нотариусом, которому в установленном порядке предоставлено право совершения всех нотариальных действий, предусмотренных пунктом 1 статьи 48 настоящего Закона. 3. Нотариальные округа образуются Министерством юстиции Республики Беларусь по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. Статья 16. Нотариальные бюро 1. Нотариальные бюро являются организационной формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами. 2. В составе нотариального бюро могут работать один и более частных нотариусов. 3. В случае образования в районе, городе, районе в городе нотариального округа нотариальное бюро должно находиться в его пределах, если иное место расположения нотариального бюро не определено Министерством юстиции Республики Беларусь. 4. Если в районах, городах, районах в городах нотариальные округа не образованы, нотариальное бюро должно быть расположено в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой частный нотариус вправе осуществлять нотариальную деятельность. 5. В случае образования нотариальных округов в городе Минске и городах, являющихся областными центрами либо находящихся в областном подчинении, в составе нотариального бюро должно работать не менее двух частных нотариусов. 6. Нотариальное бюро не является юридическим лицом. 7. Министерство юстиции Республики Беларусь ведет реестр нотариальных бюро. Статья 17. Ведомственные нотариальные архивы 1. Для централизованного хранения и обеспечения сохранности нотариальных документов, являющихся составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь, в городе Минске и городах, являющихся областными центрами, Министерством юстиции Республики Беларусь образуются ведомственные нотариальные архивы. 2. Ведомственные нотариальные архивы осуществляют хранение нотариальных документов государственных нотариальных контор, частных нотариусов, местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. 3. Порядок деятельности ведомственных нотариальных архивов определяется Министерством юстиции Республики Беларусь по согласованию с республиканским органом государственного управления по архивам и делопроизводству. 4. Ведомственные нотариальные архивы не являются юридическими лицами и входят в систему Министерства юстиции Республики Беларусь. Ведомственный нотариальный архив имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. 5. Штатное расписание ведомственных нотариальных архивов утверждается Министерством юстиции Республики Беларусь в пределах установленного фонда оплаты труда. Статья 18. Заведующий государственной нотариальной конторой, ведомственным нотариальным архивом 1. Управление государственной нотариальной конторой, ведомственным нотариальным архивом осуществляется заведующим. 2. Заведующий государственной нотариальной конторой имеет право совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотариуса. 3. Заведующий ведомственным нотариальным архивом имеет право выдавать архивные копии поступивших на хранение нотариально удостоверенных документов. Статья 19. Назначение на должность и освобождение от должности работников государственной нотариальной конторы и ведомственного нотариального архива 1. Заведующий первой государственной нотариальной конторой назначается на должность и освобождается от должности Министерством юстиции Республики Беларусь, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции. 2. Заведующий государственной нотариальной конторой и заведующий ведомственным нотариальным архивом назначаются на должности и освобождаются от должностей управлением юстиции по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь. 3. Назначение на должность заведующего государственной нотариальной конторой осуществляется при условии соблюдения требований, необходимых для назначения на должность государственного нотариуса. 4. Назначение на другие должности в государственной нотариальной конторе, ведомственном нотариальном архиве и освобождение от этих должностей осуществляются управлением юстиции. Статья 20. Нотариальное делопроизводство и отчетность 1. Нотариальное делопроизводство осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Республики Беларусь по согласованию с республиканским органом государственного управления по архивам и делопроизводству. 2. Непосредственный контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства государственными нотариусами и уполномоченными должностными лицами осуществляют управления юстиции, а частными нотариусами — управления юстиции совместно с Белорусской нотариальной палатой. 3. Нотариальное делопроизводство ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь. 4. Если обратившийся за совершением нотариального действия гражданин не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему нотариусом, если нотариус владеет соответствующим языком, либо переводчиком, известным нотариусу или уполномоченному должностному лицу, совершающим нотариальное действие. ———————————————————— Часть первая пункта четыре статьи 20 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 115-З 4. Если обратившийся за совершением нотариального действия гражданин не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему переводчиком, известным нотариусу или уполномоченному должностному лицу, совершающим нотариальное действие. ———————————————————— Заведомо неправильный перевод влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. ———————————————————— Часть вторая пункта четыре статьи 20 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 115-З За заведомо неправильный перевод переводчик несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность. ———————————————————— 5. Государственные нотариальные конторы, частные нотариусы, уполномоченные должностные лица ведут статистическую и иную предусмотренную законодательством Республики Беларусь отчетность. Статья 21. Печать, штампы и бланки нотариуса 1. Государственный нотариус имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, наименованием государственной нотариальной конторы, указанием порядкового номера печати, а также может иметь штампы удостоверительных надписей и бланки государственной нотариальной конторы. 2. Частный нотариус имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, указанием своего статуса (частный нотариус), фамилии, собственного имени, отчества, места осуществления нотариальной деятельности, номера специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности, а также может иметь штампы удостоверительных надписей и бланки нотариального бюро, в составе которого он осуществляет частную нотариальную деятельность. 3. Лицо, прекратившее осуществление нотариальной деятельности, в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, обязано сдать документы, образовавшиеся в результате этой деятельности, а также печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и штампы удостоверительных надписей. ГЛАВА 4 ФИНАНСИРОВАНИЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЕДОМСТВЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ АРХИВОВ. ОПЛАТА НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И УСЛУГ Статья 22. Финансирование государственных нотариальных контор и ведомственных нотариальных архивов 1. Государственные нотариальные конторы, ведомственные нотариальные архивы финансируются за счет средств республиканского бюджета, в том числе за счет поступлений от взимания государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами, а также за счет средств, полученных за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера. 2. Двадцать три процента государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий нотариусами, поступают в доход республиканского бюджета, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено полное перечисление пошлины в доход этого бюджета. За счет указанных поступлений в республиканский бюджет осуществляется первоочередное финансирование государственных нотариальных контор. 3. Порядок и условия оказания государственными нотариальными конторами дополнительных платных услуг правового и технического характера, а также использования полученных ими средств определяются Министерством юстиции Республики Беларусь. При этом указанные средства направляются в первую очередь на развитие материально-технической базы государственных нотариальных контор и ведомственных нотариальных архивов. Статья 23. Финансирование частной нотариальной деятельности Источником финансирования деятельности частного нотариуса являются денежные средства, взимаемые в виде нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, остающиеся в распоряжении частного нотариуса после уплаты налогов, других обязательных платежей. Статья 24. Оплата нотариальных действий и услуг, связанных с их совершением 1. За совершение нотариальных действий нотариусы взимают с граждан и юридических лиц государственную пошлину, ставки которой устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. 2. Государственные нотариусы за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, взимают с граждан и юридических лиц плату согласно тарифам, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 3. Частные нотариусы за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, взимают с граждан и юридических лиц также нотариальный тариф. Ставки нотариального тарифа устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь в процентном отношении от базовой величины. 4. Наличные расчеты по оплате государственной пошлины, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и дополнительных платных услуг правового и технического характера осуществляются путем приема денег нотариусом с выпиской квитанции установленного образца, зарегистрированной в налоговых органах, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 5. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне помещения государственной нотариальной конторы, нотариального бюро граждане и юридические лица возмещают фактически произведенные транспортные расходы, связанные с таким выездом. 6. Денежные средства, полученные частными нотариусами при осуществлении своей деятельности с нарушением установленных законодательством требований, подлежат изъятию в доход государства по решению налоговых органов. 7. За совершение нотариальных действий, а также составление проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов и выписок из них уполномоченные должностные лица взимают с граждан и юридических лиц государственную пошлину, ставки которой устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. 8. За совершение нотариальных действий должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь взимается консульский сбор в соответствии с законодательством Республики Беларусь. ГЛАВА 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОТАРИУС Статья 25. Требования, предъявляемые к лицу, претендующему на занятие должности государственного нотариуса 1. Государственным нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, получивший свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства Республики Беларусь. 2. Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые или после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, допускается при соблюдении следующих дополнительных условий: прохождения профессиональной стажировки в качестве стажера государственного нотариуса; сдачи квалификационного экзамена Квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности. 3. Назначение на должность государственного нотариуса лиц, работающих более пяти лет на должностях, связанных с руководством нотариатом и контролем за нотариальной деятельностью, непосредственно после прекращения указанной работы осуществляется без прохождения профессиональной стажировки и сдачи квалификационного экзамена. Статья 26. Профессиональная стажировка 1. Лица, претендующие на занятие должности государственного нотариуса впервые, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, обязаны пройти профессиональную стажировку в качестве стажера государственного нотариуса в государственной нотариальной конторе сроком до одного года, а лица, претендующие на занятие должности государственного нотариуса после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, — до шести месяцев. 2. Срок профессиональной стажировки устанавливается управлением юстиции. 3. Порядок прохождения профессиональной стажировки определяется Министерством юстиции Республики Беларусь. Статья 27. Случаи, когда лицо не вправе заниматься нотариальной деятельностью в качестве государственного нотариуса

Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх