Куперс

Бухучет и анализ

Енот нотариус

Информационная система нотариуса «еНот»

Краткие сведения о Единой информационной системе нотариата Российской Федерации

Единая информационная система нотариата РФ (ЕИС) запущена в эксплуатацию в мае 2006 года. В настоящее время к ней подключены и активно работают нотариусы из всех 84 нотариальных палат Российской Федерации.

Структура ЕИС

Структурно ЕИС представляет из себя распределенную информационную систему, объединяющую всех пользователей с использованием публичных каналов связи (Интернет). Основная часть информации, содержащейся в системе, размещена в базе данных сервера ЕИС, установленного в Федеральной нотариальной палате. Сервер ЕИС взаимодействует с пользователями системы с помощью одного из двух интерфейсов – веб-интерфейс и программный интерфейс. Веб-интерфейс сервера ЕИС предназначен для просмотра содержимого баз данных информационных блоков и работы с подсистемами ЕИС с помощью обычного браузера. Программный интерфейс сервера ЕИС предназначен для организации взаимодействия со специальным приложением «еНот», реализующим прикладные функции системы на рабочем месте пользователя ЕИС. Каждый из пользователей ЕИС имеет свою собственную локальную базу данных, содержащую частичную репликацию содержимого базы данных сервера ЕИС, а также свою собственную информацию, частично реплицируемую в базу данных сервера ЕИС. Обмен информацией между пользователями системы и сервером ЕИС производится выполняется с помощью приложения «еНот».

Используемые платформы и технологии

При построении ЕИС используются следующие платформы и технологии:

  • операционные системы FreeBSD, CentOS, Microsoft Windows Server;

  • серверы баз данных MySQL, Oracle;

  • платформа виртуализации VMware;

Защита информации

Для обеспечения защиты информации при её передаче по открытым каналам связи применяется шифрование, а взаимная аутентификация пользователей и сервера ЕИС производится по сертификатам ключей проверки подписи (алгоритмы ГОСТ 28147-89 и ГОСТ Р 34.10-2001).

Информационные блоки ЕИС

В настоящее время ЕИС состоит из следующих информационных блоков:

  • нотариусы;

  • нотариальные палаты;

  • образцы печатей и подписей;

  • бланки единого образца;

  • отмененные доверенности;

  • сведения о завещаниях (розыск нотариуса, удостоверившего завещание);

  • аресты и запрещении;

  • сведения о недействительных документах (бланки паспортов РФ и т.д.);

  • наследственные дела (информация об открытых наследственных делах, в том числе публичное сообщение о розыске наследников в сети Интернет);

  • статистический отчет;

  • ограничения по лицам;

  • выписки из ЕГРЮЛ;

  • запросы в ЦККИ;

  • запросы в банк;

  • запросы на создание сертификатов;

  • запросы в Росреестр;

  • запросы в ФМС;

  • реестр наследственных дел ЕИС;

  • реестр нотариальных действий ЕИС;

  • реестр уведомлений о залогах.

Администрирование ЕИС

В ЕИС предусмотрены два типа администраторов – системный администратор и администратор регионального центра. Системный администратор регистрирует администраторов региональных центров и управляет сервером ЕИС. Администратор регионального центра регистрирует пользователей ЕИС – нотариусов своего субъекта РФ. Администрирование ЕИС выполняется с помощью веб-интерфейса.

Иллюстрированные инструкции по ЕИС

Краткая инструкция по установке программы ИС «еНот»

Краткая инструкция администратора регионального центра

Краткая инструкция по настройке совместной работы АРМ нотариуса «Экспресс» и ИС «еНот»

Получение дополнительной информации о записях программы «еНот»

ПОЛОЖЕНИЕ «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации» (ЕИС)
Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Россия и Франция имеют различный уровень развития новых технологий. Впервые нотариальное удостоверение сделки в электронной форме было совершено во Франции в мае 2004г. Сегодня во Франции создана целая система квалифицированной цифровой подписи, содержащейся на индивидуальной магнитной карте и выдаваемой единым сертифицирующим центром каждому нотариусу.

Опираясь на опыт зарубежных коллег, нотариат России, уже создал свое общее информационное пространство — Единую информационную систему нотариата – «Электронный нотариат — «еНОТ», предусматривающую объединение 7 000 российских нотариусов из всех регионов страны в единую систему документооборота.

Информационная система нотариуса «еНот»
В 2006 году в результате сотрудничества Федеральной нотариальной палаты и компании «Триасофт» разработана и внедрена в эксплуатацию Единая информационная система нотариата Российской Федерации.
В настоящее время эта информационная система функционирует уже в 75 регионах страны, объединяя в рамках корпоративной сети нотариусов и сотрудников нотариальных палат.
Основной задачей Единой информационной системы является обеспечение нотариусов своевременной и достоверной информацией, используемой ими в своей работе.

При полном введении проекта «еНОТ», будут доступны так же сведения о заверенных конкретным нотариусом завещаниях и регистрации наследственных дел. Разрабатывается программа использования потенциала нотариата при формировании кредитных историй, составления электронных нотариальных документов, в том числе носящих характер сделок, что позволит совершить удостоверительную нотариусом сделку лицам, находящимся в разных населенных пунктах. Особый статус и профессиональные обязанности нотариуса в целом отвечают условиям электронного оборота и требованиям обеспечения повышенной безопасности электронных сделок. Создан специализированный удостоверяющий центр.

Удостоверяющий центр ООО «КРИПТО-ПРО»
Основное направление деятельности компании ‑ разработка средств криптографической защиты информации и развитие Инфраструктуры Открытых Ключей (Public Key Infrastructure) на основе использования международных рекомендаций и российских криптографических алгоритмов. Продукты компании широко используется различными государственными и коммерческими организациями в системах электронного документооборота, сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, системами исполнения бюджета, городского заказа и интегрированы в прикладные системы ведущих российских ИТ производителей.
Во многих случаях, организация собственного Удостоверяющего центра экономически не целесообразна. В целях снижения затрат на организацию защищенного, юридически значимого электронного документооборота предлагаем Вам воспользоваться услугами Удостоверяющего центра ООО «КРИПТО-ПРО», развернутого на нашей технологической площадке. В этом случае мы полностью берем на себя затраты по приобретению программных решений, оборудования (специальных защищенных серверов), получению лицензий и разрешений, найму и обучению сотрудников и т.д.
Удостоверяющий центр ООО «КРИПТО-ПРО» предоставляет организациям (юридическим лицам) услуги по изготовлению и управлению ключами электронной цифровой подписи пользователей информационных систем, включая процедуру подачи и обработки запросов на сертификаты, верификацию запросов на сертификаты, формирования сертификатов, их получения, использования и отзыва. Также Удостоверяющим центром предоставляются иные сервисные функции, связанные с использованием электронных цифровых подписей, шифрованием, обеспечением электронного юридически-значимого документооборота.
В зависимости от требований политики безопасности предприятия, Удостоверяющий центр позволяет использовать несколько схем регистрации и изготовления сертификатов открытых ключей пользователей.

Единая информационная система нотариата — четыре года опережающего развития

09.07.2018

IT-технологии, присутствующие практически во всех сферах общественных отношений, требуют столь же активного развития в правовой сфере. Многократно ускоряющийся гражданский оборот должен оставаться стабильным, надежным и безопасным, при этом предоставлять качественно новый сервис и скорость реагирования.

В этих условиях российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. Понимая важность развития цифровых технологий в жизни современного общества, российский нотариат по собственной инициативе, за счет собственных средств, без привлечения бюджетного финансирования создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество получения нотариальных услуг. Базой для этой инфраструктуры стала созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата, которой 1 июля 2018 года исполнилось четыре года.

Единая информационная система нотариата, с одной стороны, выступает надежным хранилищем для каждого нотариально удостоверенного документа, а с другой — служит уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности.

С 1 января 2018 года был осуществлен окончательный переход на электронный документооборот. Теперь в реестрах ЕИС 100% всех нотариальных действий регистрируется в электронном виде. Это позволяет обеспечить оперативную проверку юридически значимых сведений, предотвратить мошеннические действия с нотариальными документами и, как следствие, стабилизировать гражданский оборот.

Для записи и хранения сведений о нотариальных действиях, которые нотариусы страны совершают около 60 млн ежегодно, Единая информационная система нотариата служит надежной базой. По данным ФНП, только в июне 2018 года в ЕИС ежедневно регистрировалось более 130 тысяч нотариальных действий.

Благодаря развитию электронного нотариата, теперь при обращении к нотариусу заявители получают услуги в комфортном режиме «одного окна». Так, при удостоверении сделок с недвижимостью нотариус сам получает необходимые сведения из необходимых реестров, а затем направляет удостоверенный договор на регистрацию права собственности. Таким образом, нотариальные конторы по праву заслужили статус удобных фронт-офисов регистрационных и налоговых и органов.

Сегодня российский нотариат стал полноценным партнером электронного правительства. В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Росреестром, ФНС, МВД, Центральном каталогом кредитных историй, банками и другими инстанциями. В ближайшей перспективе у нотариусов — перейти на электронный обмен данным с органами ЗАГС, как только будет создан их единый реестр, и Федеральной службой судебных приставов.

У каждого российского нотариуса есть усиленная квалифицированная электронная подпись. Это позволило с помощью нотариуса создавать электронные юридически значимые документы, а также переводить документ из бумаги в «цифру» с сохранением его юридической силы. Такой механизм коренным образом изменил понятия о мобильности и скорости передачи документа. Это очень удобно, когда, к примеру, необходимо срочно передать из одного города в другой согласие на выезд ребенка за границу, доверенность, согласие супруга на сделку и другие виды документов.

Единая информационная система также стала надежной платформой для развития бесплатных публичных сервисов нотариата. Онлайн-сервисы нотариата помогают эффективно регулировать оборот заложенного имущества, оценивать риски заложенного имущества, проверить подлинность доверенности, найти информацию о наследственном деле. Такие сервисы блокируют возможность мошеннических действий и помогают обеспечить максимальную достоверность первичного документа, на основании которого возникает право.

Онлайн-сервисы нотариата уже не первый год пользуются популярностью у россиян, предостерегая их от сомнительных документов, чужих долгов, судебных споров и прочих правовых неприятностей. Об этом говорят цифры статистики, предоставленные Федеральной нотариальной палатой.

Одним из самых популярных является реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который гарантирует соблюдение прав всех участников залоговых отношений, является доступным и бесплатным способом защиты от чужих долгов. На сегодняшний день в указанном реестре содержится около 6 млн записей. Информация в реестре гарантированно достоверна, актуальна, а главное, имеет принципиальное значение и юридическую силу – это важно в случае возникновения судебных споров.

Пользуется большим спросом и реестр проверки доверенностей, который был запущен в работу 1 января 2017 года. За полтора года работы в электронной базе данных нотариата зарегистрировано свыше 33 миллионов доверенностей, а количество запросов на проверку доверенности превысило 20 миллионов. При этом государственные и муниципальные органы власти имеют расширенный доступ к сервису, позволяющий также сверить содержание имеющегося на руках документа с текстом оригинала доверенности, информация о которой хранится в Единой информационной системе нотариата. С апреля этого года сервис проверки доверенностей может быть использован и для проверки доверенностей, удостоверенных должностным лицом консульского учреждения МИД РФ, главой местной администрации или представителем органов местного самоуправления.

С апреля этого года также заработал еще один бесплатный онлайн-сервис нотариата – реестр наследственных дел. В данном реестре уже содержатся сведения примерно о 25 миллионах наследственных дел, и за три месяца к поиску наследственных дел обращались более 150 тысяч раз. Использование данного сервиса позволяет облегчить жизнь не только гражданам, которые теперь могут легко и быстро найти нотариуса, ведущего дело конкретного наследодателя. Данный сервис будет востребован также сотрудниками судебных органов, кредитных организаций, использующих сведения о наследодателях в повседневной работе.

Российский нотариат не остановится на достигнутом. Среди актуальных инициатив, которые обсуждаются на законодательном уровне – дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронном виде. Так, подачу заявления в электронной форме планируется применять в отношении исполнительной надписи, депозита нотариуса, обеспечения доказательств при осмотре веб-сайтов и ряда других нотариальных действий. Еще одна интересная инициатива – подключение нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан, которая в ближайшее время будет использоваться в банковской деятельности. Концептуально важный вопрос – возможность введения в российскую практику дистанционного удостоверения сделок с участием нескольких нотариусов. Данная практика успешно реализуется европейскими нотариусами при совершении нотариальных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх