Куперс

Бухучет и анализ

Если пенсию насчитали меньше прожиточного минимума

11 мая 2018 06:50

Неработающие пенсионеры, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, имеют право на установление социальной доплаты к пенсии.

Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

Социальная доплата к пенсии бывает двух видов: федеральная либо региональная.

Федеральная социальная доплата выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины регионального прожиточного минимума пенсионера, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если региональный прожиточный минимум пенсионера выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

Отметим, что прожиточный минимум пенсионера складывается из ряда важных для жизнедеятельности человека показателей. В него входит минимальный набор продуктов питания, а также предметов и услуг первой необходимости. В Российской Федерации прожиточный минимум пенсионера сейчас установлен в размере — 8 тысяч 726 рублей.

Прожиточный минимум пенсионера рассчитывается законодательством каждого отдельного региона: его фиксированная сумма позволяет определить размер социальной доплаты для нуждающихся пенсионеров. В Еврейской автономной области размер прожиточного минимума для пенсионеров составляет — 9 тысяч 13 рублей.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат: 1) пенсии (части пенсии); 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Итак, если пенсия меньше прожиточного минимума куда обращаться? При оформлении региональной доплаты — в органы социальной защиты. Если предусмотрена федеральная выплата – в территориальный орган ПФР по месту жительства. Еще раз отметим, что право на оформление доплаты имеют не все пенсионеры. Она предоставляется только тем из них, кто не работает.

Для получения социальной доплаты тем, кто вышел на пенсию до 1 января 2010 года, ничего делать не надо – ПФР совместно с органами соцзащиты рассчитали сумму соцдоплаты. Тем, кто выходит на пенсию после 1 января 2010 года, одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

В настоящее время у многих пенсионеров базовая пенсия ниже прожиточного минимума. В поддержку таких пенсионеров выпущен Федеральный закон от 01.04.2019 N 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Полный текст документа приводить не буду, это лишнее, но суть такова, что он направлен только на неработающих пенсионеров. У многих пенсионеров Федеральная социальная доплата к пенсии составляет 1,5-2 тыс. рублей и больше. Но если, к примеру, пенсионер захочет ещё подрабатывать случайными заработками, то, по закону, он лишается права на эту доплату. Пенсионер может и рад подработать, но даже если, к примеру, он заработал за месяц как фрилансер всего 1 тыс.рублей (такие суммы могут быть при 1-2 заказах в месяц, например, как услуги электрика и т.п.), то он лишается доплаты в 1,5-2 тыс. рублей. Получается, такому пенсионеру и подрабатывать не выгодно, и в то же время он не может законным способом улучшить своё материальное положение.
С работающими пенсионерами, которые работают официально на полный рабочий день ещё интереснее. С их зарплаты идут отчисления в пенсионный фонд, но при этом они тоже лишаются этой доплаты к пенсии. Что является полным абсурдом. Считаю, что федеральная социальная доплата нужна не только неработающим пенсионерам, но и работающим.

Прошу вас напечатать мое письмо и ответить на вопросы. Может, этот крик души дойдет до наших мэров.

Может ли человек, получающий такую мизерную пенсию, прожить? Пенсию я получаю в размере 1400 рублей!

Заработанного стажа 25 лет. 20 лет проработала в совхозе, а последние пять лет в школе. Оклад был маленький, и пенсия теперь идет маленькая. Для чего я работала в совхозе, если этот стаж не берется? Машину дров купить — две тысячи рублей. А помимо этого еще надо заплатить за воду, за свет и что-то покушать.

Очень вас прошу помочь мне и объяснить. Потому что в газетах пишут, что минимальная пенсия 3000 рублей, но что-то я этого не вижу. Если я что-то куплю, то я буду два месяца голодная. Прошу вас написать.

666217 Иркутская область, Качугский район, п/о Манзурка, д. Аргун, ул. Молодежная, 7, Васильевой Пелагее Егоровне

От редакции

Уважаемая Пелагея Егоровна!

На Ваше обращение о несогласии с низким размером вашей трудовой пенсии по старости в отделении ПФ РФ по Иркутской области и УОБАО разъяснили, что до 1 января 2002 года назначение и выплата пенсий в РФ производились по двум одновременно действовавшим законам, № 340-1 и № 113-ФЗ.

В соответствии с законом от 20.11.1990 года Т 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» размер пенсии по старости зависел от продолжительности общего стажа, в который, помимо трудовой деятельности, включались иные периоды, такие как учеба, уход за детьми, и величины «осовремененного» заработка.

Заработок гражданина «осовременивался» — фактический заработок умножался на повышающие коэффициенты, которые устанавливались Правительством РФ для каждого конкретного года в зависимости от инфляции. Минимальный размер пенсии по старости по названному закону в декабре 2001 года составлял 660 руб., максимальный (за 40 лет общего стажа для женщин и при высоком заработке) — 920,57 руб. С 1 февраля 1998 года вступил в силу закон от 21.07.1997 года № 113-ФЗ, в соответствии с которым изменилась методика расчета пенсий.

Размер пенсии по старости зависел от календарной продолжительности трудового стажа и величины фактического заработка гражданина. В трудовой стаж включались все виды трудовой деятельности (работа на предприятиях, в колхозах, в совхозах, служба в органах Минобороны и МВД и другие виды деятельности) в календарном исчислении. Иные периоды (учеба, уход за детьми) в трудовой стаж не засчитывались.

В декабре 2001 года минимальный размер пенсии по старости по закону № 113-ФЗ составлял 660 руб., максимальный (за 40 лет трудового стажа для женщин и при высоком заработке) — 1503,90 руб. Выплата пенсии по закону № 113-ФЗ производилась только неработающим пенсионерам.

Трудовая пенсия по старости назначена Вам с 20 января 2000 года по закону № 113-ФЗ в минимальном размере. Ваш трудовой стаж по день увольнения (Вы прекратили трудовую деятельность с 20.01.2000 года) составляет 29 лет. В пенсионном деле имеется справка о заработке за период работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года с невысоким отношением заработков 0,571 (Ваш заработок 139,23 руб. делится на среднемесячную зарплату по стране за этот же период, по данным статистики 243,94 руб.).

Максимальное отношение заработков, учитываемое при расчете размера пенсии для несеверных районов России, составляет 1,2. Из невысокого заработка и небольшого стажа невозможно рассчитать высокую пенсию.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и всем пенсионерам, работающим и неработающим, произведен перерасчет пенсии по нормам нового закона. Методика определения размера пенсии за период работы до 01.01.2002 года по закону № 173-ФЗ близка к методике расчета пенсии по закону № 113-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 закона № 173-ФЗ, размер трудовой пенсии по старости за период работы до 1 января 2002 года зависит от продолжительности трудового стажа и величины отношения заработков.

Женщине высокий размер пенсии назначается при следующих условиях:

1. Трудовой стаж от 20 до 40 лет в календарном исчислении. Чем больше трудового стажа, тем выше стажевый коэффициент, учитываемый при определении размера пенсии.

2. Высокий заработок, который превышал бы среднемесячную зарплату по стране в 1,2 раза за любые пять лет подряд (60 полных месяцев) из трудовой деятельности до 1 января 2002 года либо за 2000—2001 годы (24 месяца) по сведениям персонифицированного учета.

С января 2002 года размер Вашей пенсии не изменился — размер Вашей пенсии по старости составил сумму 660 руб. По закону № 173-ФЗ, все трудовые пенсии состоят из базовой (далее БЧ) и страховой (далее СЧ) частей.

С 01.04.2007 года размер Вашей пенсии с учетом всех индексаций составил 1583,01 руб., в том числе БЧ 1112,72 руб. + СЧ 470,29 руб. Пенсия Вам рассчитана и выплачивается правильно, в полном соответствии с действующим пенсионным законодательством.

В отделении ПФ РФ отметили, что для увеличения размера пенсии вам рекомендовано представить в управление Пенсионного фонда РФ в Качугском районе справки о заработке за период работы с 01.01.1976 года по 31.12.1980 года, если Ваш заработок был не менее 165 руб. в месяц, либо за период работы с 01.01.1981 года по 31.12.1985 года, если Ваш заработок составлял не менее 190 руб. в месяц.

Кроме того, как уточнили в отделении ПФ РФ, в средствах массовой информации, как правило, сообщаются средние размеры пенсий, которые определяются путем суммирования всех пенсий с последующим делением на число получателей.

Пенсионный фонд России не является законодательным органом и не вправе вносить изменения и корректировать нормы пенсионного законодательства. Наша задача — точное исполнение всех положений закона и проведение разъяснительной работы среди населения и работодателей.

Увеличение размеров пенсий производится Пенсионным фондом РФ только по факту принятия нормативных актов законодательными органами Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх