Куперс

Бухучет и анализ

ФГУП главный научно исследовательский вычислительный центр

В целях совершенствования структуры таможенных органов и на основании подпункта 6.1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 (Собрание законодательства) 1 августа 2011 г. создано Центральное информационно-техническое таможенное управление (приказ ФТС России от 7 июля 2011 г. № 1420).

Центральное информационно-техническое таможенное управление является специализированным региональным таможенным управлением, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, деятельность которого направлена на осуществление информационного обеспечения и программно-технической поддержки эксплуатации компонентов автоматизированных систем, обеспечивающих использование информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях системы таможенных органов при выполнении возложенных на них задач и функций в сфере таможенного дела.

Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) является правопреемником ГНИВЦ ФТС России по гражданско-правовым обязательствам, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений.

История ГНИВЦ ФТС России

В конце 80-х годов 20-го столетия в СССР начались реформы по демократизации политической, общественной и экономической жизни. Коснулись они и внешнеэкономической деятельности. Государство перестало быть монополистом во внешнеторговой деятельности. Как следствие, резко возросли количество участников и объемы внешней торговли. Принципиально новая ситуация во внешней торговле требовала принципиально новых подходов к регулированию, которое в современных условиях невозможно без применения информационных технологий. В связи с этим, руководство ГУ ГТК при Совете министров СССР внесло в Правительство предложение о создании в составе ГУ ГТК информационно-вычислительной системы.
Постановлением СМ СССР от 15.10.88 г. № 1203 ГУ ГТК было разрешено создание Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ). В течение полутора лет с момента издания этого Постановления проводилась проработка концепции автоматизации таможенной службы, решались организационные, методологические и кадровые вопросы. Логическим результатом этой работы стал Приказ ГУ ГТК от 19.03.90 г. № 53 «О создании ГНИВЦ и мероприятиях по обеспечению его функционирования».

Приказ ГУ ГТК от 19.03.90 г. № 53 «О создании ГНИВЦ и мероприятиях по обеспечению его функционирования»

Пeрвым директором ГНИВЦ стал Юрий Алексеевич Чеботов, назначенный на эту должность 05.05.90. Именно 5 мая 1990 года считается днем рождения Главного научно-информационного вычислительного центра .
Согласно Устава ГНИВЦ на него были возложены задачи разработки, внедрения и обеспечения функционирования Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), а также организация разработки изготовления опытных образцов и внедрения в эксплуатацию отечественных технических средств таможенного контроля.

В октябре 1990 года на заседании Коллегии ГУ ГТК была рассмотрена и утверждена Концепция создания ЕАИС, одобрена Программа деятельности ГНИВЦ по развертыванию работ в решении первоочередных задач ЕАИС. В числе первоочередных задач, которые необходимо было решить ГНИВЦ в течение 4-5 лет, стал выпуск сборника статистики внешней торговли.
Для этого требовалось решить целый ряд сложных организационно-технических задач:

  • создание системы описания и кодирования товаров на основе международных и национальных классификаторов;
  • создание единого документа для идентификации внешнеторговых грузов — грузовой таможенной декларации (ГТД);
  • создание базы данных нормативно-справочной информации (НСИ);
  • создание проектирование и разработка базы данных ГТД и соответствующего программного обеспечения;
  • оснащение таможенных органов средствами обработки таможенной информации;
  • создание ведомственной системы передачи, приема и контроля информации;
  • разработка и внедрение программных средств формирования публикаций таможенной статистики внешней торговли.

В 1993 году был выпущен первый (опытный) образец сборника статистики внешней торговли России.
В 1992 году ГНИВЦ перешел под юрисдикцию Государственного таможенного комитета (ГТК России) России. Статус, решаемые задачи, права и обязанности ГНИВЦ ГТК России на этот момент определялись Уставом от 16 мая 1992 года.

В 1992 году в соответствии с приказом ГТК России №75 от 6 марта 1992 года были созданы региональные отделы ГНИВЦ при всех таможенных управлениях, кроме Татарского и Башкирского.

  1. Хабаровский РО (руководитель Глотов Александр Александрович 1990-1999г.г.)
  2. Ленинградский РО позднее был переименован в Санкт-Петербургский (руководитель Чупланов Алексей Николаевич 1990-1996г.г., Гусев Сергей Львович 1996-2000 г.г.).
  3. Шереметьевский РО в декабре 1993 г. был переименован в Московский (руководители: Сычков Анатолий Антонович 1991-1992 г.г., Савчук Леонид Георгиевич 1992-1993, Леонов Юрий Сергеевич 1993-1995 г.г., Иванов Владимир Васильевич 1996-1999 г.г.).
  4. Минский РО (руководитель Саликов Аркадий Семенович) в 1992 году преобразован в совместное предприятие » ГНИВЦ ГТК России + ГТК Белоруссии» (директор Горов Петр Николаевич 1992-1997г.г.). В 1997 году по решению администрации союзного государства СП преобразовано в Белорусский РО ГНИВЦ (руководитель Горов Петр Николаевич 1997-1999 г.г.).
  5. Новосибирский РО (руководитель Попов Вольдемар 1992-1993г.г., Виноградский Анатолий Николаевич 1993-1999г.г.).
  6. Нижегородский РО (руководитель Маркелов Владимир Александрович 1992-1999г.г.).
  7. Ростовский РО (руководитель Пучков Олег Петрович 1992-1996 г.г., Кузьмин Дмитрий Анатольевич 1996-1999 г.г.).
  8. Калининградский РО (руководитель Бенецкий Эдуард Михайлович 1992-1998г.г., Кульченко Константин Афанасьевич 1998-1999 г.г.).
  9. Екатеринбургский РО (руководитель Иконников Владимир Александрович 1992-1999 г.г.).
  10. Владивостокский РО (руководитель Огнев Геннадий Касьянович 1993-1999 г.г.).
  11. Иркутский РО (руководители Косюк Геннадий Григорьевич 1992-1993г.г., Камышан Елена Михайловна 1993-1994 г.г., Подлепенец Владимир Семенович 1994-1999 г.г.)
  12. Сахалинский РО (руководитель Иванов Федор Федорович 1993-1999 г.г.)
  13. Махачкалинский РО (руководитель Ашурбеков Асланбек Гасанович 1994-1999г.г.).

1994 год. Заместитель директора ГНИВЦ по производству Сагиров Николай Васильевич проводит семинар по организации ведения таможенной статистики с начальниками региональных отделов (РО) ГНИВЦ.

Май 1992 года. Участники научно-практической конференции по вопросам автоматизации таможенного оформления и создания центрального банка данных ГТК РФ.

Постоянное внимание, оказываемое руководством ГТК России вопросам деятельности ГНИВЦ ГТК России и автоматизации таможенных технологий в целом, а также самоотверженная работа специалистов ГНИВЦ ГТК России позволили к 2000 году реализовать более 50 программно-технологических решений в различных областях таможенной деятельности.

Определяющую роль в успешном развитии информационных таможенных технологий внесли региональные отделы ГНИВЦ ГТК России, которые были созданы в течение 1990-1994 годов от Калининграда до Владивостока.

Сергей Львович Гусев
Директор ГНИВЦ ФТС России с 2000 по 2006 год

Олег Петрович Пучков
Директор ГНИВЦ ФТС России с 2006 по 2010 год

Александр Юрьевич Дуров
Директор ГНИВЦ ФТС России с 2010 по 2011 год

Валентин Валентинович Паджев Директор ГНИВЦ ФТС России c 04.04.2011 по 31.07.2011 год Начальник ЦИТТУ с 01.08.2011 по 17.01.2012 год ГНИВЦ — это более 350 ИТ-специалистов, обеспечивающих проектирование, разработку, внедрение и функционирование более 70 информационных таможенных технологий, некоторые из которых, до настоящего времени, не имеют аналогов.
ГНИВЦ — это мощный вычислительный комплекс, оснащенный по последнему слову вычислительной техники, являющийся хранилищем и центром обработки терабайтов таможенной информации. ГНИВЦ — это учебный центр, возможности которого позволяют изучать новейшие информационные технологии. ГНИВЦ — это техническая служба, обеспечивающая функционирование всей вычислительной, оргтехники и телефонии в подразделениях ФТС России. ГНИВЦ — это телекоммуникационный центр, осуществляющий обмен информацией со всеми таможенными органами Российской Федерации.

Этим летом Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России отметило шесть лет с момента образования. Но фактически ЦИТТУ ведет свою историю с 1990 года, когда приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 19 марта №53 был создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). Именно правопреемником этой организации и является ЦИТТУ.

К единому информационному пространству

ГНИВЦ создавался как научно-производственная организация, основной целью которой было формирование информационной и технической составляющих обеспечения деятельности таможенной службы.

Первоначально ГНИВЦ обеспечивал сбор статистической информации и подготовку отчетов о внешней торговле Российской Федерации для предоставления в органы государственной власти.

По мере увеличения объемов обрабатываемой информации появились первые автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц таможенных органов, которые позволили перевести исходную (первичную) информацию в электронный вид для ее дальнейшей автоматизированной обработки и анализа.

В начале 90-х годов проводимая работа позволила сформировать предпосылки для возникновения развитого информационного обеспечения таможенных органов и создания Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС). Решаемые задачи были беспрецедентны по срокам, сложности и важности их реализации. С «нулевого цикла» менее чем за пять лет удалось спроектировать уникальную автоматизированную систему, аналоги которой создавались в США и Европе десятки лет.

В таможенной службе было реализовано единое информационное пространство, в которое были включены рабочие места всех должностных лиц таможенных органов, в том числе самых территориально удаленных. Одновременно создавалась транспортная среда передачи данных для обмена информацией как между подразделениями таможенной службы, так и с правоохранительными органами и госструктурами.

История ГНИВЦ – это прежде всего люди, которые создавали ЕАИС ТО: начальник ГУ ГТК при Совете Министров СССР Виталий Бояров, первый директор ГНИВЦ Юрий Чеботов, руководство ГТК России, специалисты ГНИВЦ и таможенных органов. Все они заслуживают уважения и добрых слов. Каждому в процессе повседневного труда пришлось принимать сложнейшие решения, основанные на всесторонней оценке реальной обстановки в стране и мире в целом. В их деятельности ярко просматриваются основные этапы в создании ЕАИС ТО и главная цель — защита экономических интересов нашего государства.

В настоящее время ЕАИС ТО является развитой IT-системой, автоматизирующей практически все направления таможенной деятельности. В составе ЕАИС ТО эксплуатируется 89 информационно-программных средств, обеспечивающих формирование 68 информационных ресурсов центральной базы данных, функционирующей в Главном центре обработки информации (ГЦОД) ФТС России. В ежедневном режиме программными средствами обрабатывается более 15 миллионов электронных сообщений, пересылаемых в режиме реального времени между таможенными органами и заинтересованными лицами в процессе совершения всех таможенных операций, а массив данных, хранящихся в ГЦОД, содержит информацию о декларировании товаров и транспортных средств за последние 26 лет.

Готовим новый Кодекс

ЦИТТУ совместно с информационно-техническими подразделениями всех таможенных органов при общем методологическом руководстве Главного управления информационных технологий ФТС России (ГУИТ) обеспечивает проведение текущих работ по развитию и эксплуатации ЕАИС ТО, которые в первую очередь направлены на автоматизацию бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, и взаимодействие таможенных органов с другими госорганами и бизнесом преимущественно в электронном виде.

Активно реализуются проекты по линии международного сотрудничества, связанные с организацией информационного взаимодействия с таможенными службами ближнего и дальнего зарубежья, в части получения предварительной информации о товарах и транспортных средствах, поступающих на территорию Российской Федерации. Отрабатываются, тестируются и находят свое практическое применение технологии «Зеленый коридор» и «Упрощенный таможенный коридор», предусматривающие предоставление участникам ВЭД определенных упрощений при совершении таможенных операций.

ЦИТТУ уделяет большое внимание подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, в который включены прямые нормы, регламентирующие применение информационных технологий и расширяющие практику использования документов в электронной форме.

Часть положений ТК ЕАЭС уже отработана в информационно-программных средствах ЕАИС ТО и на практике применяется российскими таможенными органами. Так, например, реализуются нормы, устанавливающие отсутствие необходимости повторного представления декларантом в таможенный орган документов и сведений, если ранее эти документы и сведения уже были представлены. Автоматизация этой новеллы таможенного законодательства позволила в два раза сократить количество документов, поступающих в информационную систему таможенных органов, что, безусловно, снизило нагрузку на ее вычислительные ресурсы.

Большое значение имеет включение в Таможенный кодекс ЕАЭС норм, определяющих возможность совершения таможенных операций посредством информационной системы без участия должностных лиц таможенных органов. В программных средствах данные нормы реализованы в рамках автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров.

Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года в разделе «Десять шагов навстречу бизнесу» определены конкретные значения по показателям автоматической регистрации и автоматического выпуска, которых мы должны достичь в ближайшие три года.

В соответствии со статьей 80 ТК ЕАЭС документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах или сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.

Такая норма также реализована в информационных системах в рамках организации взаимодействия с 32 федеральными органами исполнительной власти с использованием инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия, функционирующей на площадке электронного правительства.

В настоящее время таможенные органы ежедневно направляют около 60 тысяч запросов на получение электронных документов, которые выданы федеральными органами исполнительной власти и необходимы для совершения таможенных операций. Совместно со специалистами структурных подразделений ФТС России за короткое время удалось добиться не только относительной полноты и достоверности информации, поступающей от госорганов, но и оперативности, с которой сведения передаются в информационную систему ФТС России.

В круглосуточном режиме

В ЦИТТУ создан и в круглосуточном режиме функционирует центр управления эксплуатацией и мониторинга ЕАИС ТО, основной задачей которого является контроль за работой информационных систем таможенных органов и оказание консультационной и технической помощи должностным лицам. Установлены рабочие и конструктивные отношения со службами технической поддержки операторов таможенных платежей, крупных информационных операторов, включая ОАО «РЖД» и ФГУП «Почта России», которые помогают оперативно решать вопросы, возникающие в процессе информационного обмена сведениями. В ближайшее время планируется организовать рабочий контакт с большинством организаций, подключенных к ЕАИС ТО и взаимодействующих с таможенными органами в электронном виде.

К сожалению, не все сбойные и нештатные ситуации, возникающие в функционировании информационных систем таможенных органов и влияющие на работу наших должностных лиц и представителей бизнеса, удается решить в кратчайший срок. ЦИТТУ знает об имеющихся проблемах, держит на контроле и последовательно решает их совместно с информационно-техническими подразделениями таможенных органов и ГУИТ.

Нельзя не отметить перспективные направления развития ЕАИС ТО, реализуемые в настоящее время.

В рамках исполнения поставленной Президентом РФ задачи по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования ЦИТТУ во взаимодействии со структурными подразделениями ФТС России, Минфина России и ФНС России принимает самое активное участие в проведении мероприятий по модернизации информационной системы таможенных и налоговых органов, направленной на повышение качества таможенного контроля для мобилизации доходов федерального бюджета, выявление резервов собираемости таможенных платежей на основе системы управления рисками.

Планируется обеспечить взаимодействие с системой прослеживаемости товаров, которая должна быть создана в Российской Федерации и введена в эксплуатацию в 2018-2019 годах.

ЦИТТУ обеспечивает реализацию интеграционных процессов на пространстве СНГ и в рамках ЕАЭС, важной составляющей которых является организация информационного взаимодействия на основе общих таможенных процессов, реализуемых под общим руководством Евразийской экономической комиссии. До конца 2017 года планируется завершить процесс подключения к национальной компоненте интегрированной информационной системы ЕАЭС и начать обмен электронной информацией с таможенными службами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии в режиме времени, близком к реальному.

Планируется провести мероприятия по изменению архитектуры ЕАИС ТО в части интеграции ее основных компонент на основе гибкой и масштабируемой технологической платформы, с учетом определения общих требований по производительности, отказоустойчивости, безопасности. Это большая работа, которая потребует усилий не только информационно-технического блока, но и структурных подразделений ФТС России по своим направлениям.

В 2018 году по данному направлению планируется сделать первый и, возможно, самый серьезный шаг — провести модернизацию программных средств учета таможенных платежей и совершения таможенных операций. В составе ЕАИС ТО будет спроектировано новое централизованное хранилище информации, состоящее из нескольких разделов (оперативный, архивный, технологический, аналитический), а вся обработка электронных сведений, поступающих от заинтересованного лица и связанная с выпуском декларации на товары, учетом и списанием платежей, будет осуществляться на ресурсах ГЦОД.

В ЦИТТУ уверены, что все реализуемые и запланированные мероприятия позволят сократить временные и финансовые издержки для участников ВЭД при одновременном повышении эффективности таможенного контроля.

Денис ТЕРЕЩЕНКО
Исполняющий обязанности начальника ЦИТТУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх